Купить
 
 
Жанр: Философия

Страна Философия

страница №19

что-то неожиданное, иногда горькое, но
нередко - радостное; с напряженным вниманием
всматриваемся мы "в туманную даль" своего завтра и
храбро проходим очередной этап жизненного пути,
опираясь на собственную волю и сознание. И пусть
пессимисты говорят, что с точки зрения Вечности наша
свобода - только иллюзия. Для Вечности иллюзией
является вся человеческая жизнь, но для нас она -
реальность, самая главная реальность, какая только
может быть.
Итак, жизнь длится, тянется, течет, и на каждом ее
этапе человек становится несколько иным (а порой и
весьма существенно иным!). Есть много вариантов типологии
нашей жизни по возрастам. Я назову вам весьма
приблизительные цифры, с которыми вы можете ие вполне
согласиться, но они тем не менее помогут нам ориентироваться
в пространстве - времени земного человеческого
бытия.
Первый крупный период, проживаемый человеком
после появления на свет - детство. Условно оно длится
до четырнадцати лет. Возраст двенадцати-тринадцати лет
называют обычно подростковым (западный термин -
"тинейджеры").
От четырнадцати-пятнадцати до двадцати-двадцати
двух - период юности. Это время, когда в современном
обществе человек еще продолжает усиленно учиться,
как бы проходит последние этапы подготовки к
окончательной взрослости.
Большой-большой отрезок жизненного пути от двадцати-двадцати
двух до шестидесяти пяти - семидесяти
лет именуют зрелостью. Как видите, сюда входит и то,

246


что мы называем молодостью, (ориентировочно до тридцати
лет), и то, что зовется "пожилой возраст" (после
шестидесяти).
Старость наступает после шестидесяти пяти - семидесяти
лет.
Во все периоды своей жизни человек очень сильно
меняется, и вместе с тем, остается самим собой. Вспомните
свой семейный альбом. Вот мальчик с чубчиком и в
матроске, младенческое ясное личико, толстенькие ручки и
ножки. Вот юноша, покуривающий сигарету, тощий,
горделивый, надменно глядящий в фотокамеру. А вот уже
человек солидный, в костюме и с галстуком, лет, эдак,
сорока, на носу очки и видна легкая седина. И все это
- одна и та же личность, ваш дедушка, нынче совсем
седой и лысый, хотя совсем не утративший былой
бодрости. Три фотографии - словно три разных
персоны, а суть общая, и общая - память. Единство
нашего жизненного пути создается за счет единства наших
воспоминаний, объединяющих в нерасторжимую целостность
младенца в коляске, гарцующего на велосипеде
юнца и человека преклонных лет. И еще есть чувство
"я", не изменяющееся в ходе жизни. Как бы ни
накапливался опыт, какие удары ни наносила бы
судьба, в опирающемся на палку старце всегда живет
тот мальчик, которым он когда-то был. "Я" остается
прежним, оно не подвластно годам, вот почему некоторым
людям даже в глубокой старости кажется, что они,
вообще-то говоря, еще и не жили. "Эго" осталось юным,
таким же, как в первые годы встречи с миром.
Не каждому человеку удается пройти весь жизненный
путь. Тех, кто проживает большую, насыщенную
жизнь, последовательно проходит все положенные этапы,
можно в какой-то мере считать счастливцами. Жизнь
может оборваться в самом начале или на взлете, когда
человек только начинает по-настоящему взрослеть. Она
может обломиться на середине. Оборванная жизнь -
всегда трагедия, и здесь трудно найти утешение, потому
что для тех, кто остается, потеря является полной и
абсолютной. В то же время целостный жизненный путь
долгожителя с необходимостью венчается спокойным и
закономерным уходом в иные измерения бытия. В
дальнейшем мы будем говорить о смерти прежде всего как
о конце состоявшейся жизни, хотя смерть необуз247


данная, хаотическая, беспардонная постоянно напоминает
нам о себе.
Но вернемся к тому моменту, когда все только начинается.
А когда все начинается? Наверное, с рождения.

РОЖДЕНИЕ
Человек родился. Издал первый крик - басовитый
или тоненький, но всегда немножко недовольный. Он
прибыл в новую для себя обстановку, непривычную,
пока не уютную, и должен ко всему привыкнуть и приноровиться.
Начинается его земная жизнь с бесконечным
спектром возможностей, открытых путей,
событий, крутых поворотов. Это - начало, первый
шаг. Таково обычное представление о роли рождения.
Однако в восточной религиозной и эзотерической
мысли появление младенца на свет отнюдь не
считается актом его первого возникновения. Душа
существовала и прежде, возможно, прошла множество
воплощений, и тот, кто осчастливил физический мир
своим очередным рождением, быть может, обладает
развитой духовностью, огромным внутренним опытом.
Этот опыт претворен в его способностях, развернуться
которым поможет обстановка, где вырастет дитя.
Более того, новорожденный обладает определенной
жизненной задачей, для ее выполнения им избраны
обстятельства нового рождения и жизни. Этот выбор
не всегда является целенаправленным и сознательным,
таким он бывает у тех, кто приходит с мессией.
Обычно же душа спонтанно влечется к вибрациям,
которые наиболее созвучны ей.
Это философы-экзистенциалисты считают, что мы
"заброшены" в мир, что слепой случай насильно поместил
нас в данную эпоху, страну, семью. Эзотерики же,
напротив, полагают, что, и страну, и родителей мы находим
сами. Душа, которой пришло время воплотиться
внимательно присматривается к любящим парам, к
мужчинам и женщинам, определяя себе отца и мать.
По древнеиндийскому поверью, если будущие
родители искренне любят друг друга, то к ним
привлекается светлая и радостная душа. Если же пара
связана отно248


тениями неприязни, корысти, расчета, то ее совместная
вибрация привлечет соответствующую душу. По некоторым
иным представлениям душа может выбирать в
первую очередь мать или отца и находиться возле будущего
родителя в течение ряда лет, наблюдая за его
жизнью и незримо его сопровождая.
В XX веке вполне светский и, по крайней мере, поначалу
довольно далекий от эзотерики психоанализ тоже
стал интересоваться жизнью человека до рождения.
Правда, здесь не было отлетов в прошлые воплощения и
"астральный" период. Речь шла о пребывании будущего
человека во чреве матери. Один из соратников Зигмунда
Фрейда Отто Ранк полагал, что жизнь плода в
материнском организме - это рай. Сам образ религиозного
рая создан по мотивам воспоминаний о том
блаженстве, которое испытывает ребенок, плавающий в
околоплодных водах: тепло, спокойно, приятная невесомость,
нет никаких забот, и пища поступает в организм
непосредственно. Не надо самому ни дышать, ни жевать,
ни делать каких-либо усилий. Надо только расти и
развиваться. По Отто Ранку рождение в мир -
величайшая травма. Именно здесь начинаются трудности:
" температурный дискомфорт, обрыв непосредственных
связей с питающим и охраняющим материнским
организмом, необходимость ощущать свой вес на воздухе, а
не в воде. Наконец, надо учиться самому переваривать
пищу, поворачиваться, держать голову и т. д. и т. п. После
рождения ребенка покидает то прекрасное "океаническое
чувство", когда он слит с окружающей его родственной
средой и не испытывает пока того бытийного одиночества,
которое ожидает его после отделения от матери. Ранк
полагал, что всю последующую жизнь человек продолжает
тосковать по утраченному защитному успокоительному
чреву и пытается искать его компенсацию. Травма
рождения ведет к тому, что взрослые стремятся найти хотя
бы символические заменители той волшебной обители,
которую они потеряли. О. Ранком был собран большой
культурологический материал, где он старался доказать,
что сама форма человеческих жилищ: изб, хижин,
вигвамов, дворцов - как бы воспроизводит образ теплого
материнского рая, где можно расслабиться и отдохнуть.

Однако другие авторы, вышедшие из психоанализа, не
так радужно оценивают нашу земную жизнь до

249


рождения. А то, что это действительно жизнь - начало
всего большого жизненного пути - никто в наши дни
уже не сомневается. Физиологи выяснили, что с определенного
периода внутриутробного существования
ребенок слышит, что происходит вокруг него. Он может
привыкать к голосу отца и матери, усваивать отдельные
выражения, воспринимать музыку, которую потом
узнает после рождения. То есть, родители могут наладить
контакт со своим чадом в тот период, когда оно

еще не родилось и лишь проходит этапы своего первого
физического становления. С помощью специальной
аппаратуры врачи пронаблюдали, что плод, основное свое
время проводящий в дремоте, судя по всему, "видит
сны", об этом можно заключить по быстрым движениям
его закрытых глаз. У родившегося и подросшего
человека эта фаза "быстрого сна" всегда сопровождается
сновидениями. Готовясь к выходу в "большой
мир", дитя задумчиво сосет большой палец на своей руке.
Какие же трудности переживает ребенок в этом периоде,
который на медицинском языке именуется "перинатальным"?

Эта тема подробно освещена в работах Рона Хаббарда,
автора знаменитой книги "Дианетика (современная
наука душевного здоровья)". Хаббарда интересуют
именно те впечатления дородового периода, которые оказывают
влияние на последующую жизнь человека вплоть до
зрелых лет и старости. Он считает, что многие
соматические (телесные) заболевания, так же как неврозы,
страхи, фобии, имеют корни в этой ранней фазе.
Жизнь внутри мамы, с точки зрения Хаббарда, отнюдь
не рай, описанный Ранком. Она таит, в себе множество
неудобств и опасностей. Во-первых, в животе очень тесно.
Там так тесно, как если бы лошадь и двух человек
запихнули в телефонную будку. Во-вторых, заслон из
околоплодных вод не так уж и смягчает разнообразные
удары со стороны внешнего мира. Мама может
споткнуться, упасть, зацепиться за край стола, ее могут
нарочно или ненарочно толкнуть. Ребенок получает все
удары, а иногда и травмы, просто в этом периоде его
организм очень быстро восстанавливается, и физических
дефектов в большинстве случаев нет. Однако остаются
дефекты информационные, способные в полном смысле
слова отравить всю последующую жизнь. Они связаны
не только с физическими толчками и пинками. Если мать
плачет, истерикует, если на нее кричат, то, с точки зрения
Хаббарда, все это в прямом смысле "впечатывается" в
клетки ребенка, образуя так называемые "инграммы".
Это информация, записанная в самой структуре тела, как
если бы делалась запись иголкой по воску. По
Хаббарду, такая запись происходит и у взрослого
человека, если он находится без сознания или спит.
Негативные инграммы - это бессозна251


тельная память клеток, которая просыпается в обстоятельствах,
способных ее разбудить, выступающих "ключом"
для включения разрушительных программ.
Особенно тяжелы инграммы в тех случаях, когда
родители пытались избавиться от неродившегося ребенка.
Это не удивительно. Медики пронаблюдали и сняли
фильм о том, как ведет себя зародыш трех с половиной
месяцев, когда к нему приближаются инструменты
хирурга, чтобы лишить жизни. Крохотный зародыш в
немом ужасе открывает рот, пытается увернуться от преследующего
его металла. Те, кто выжил после попыток
аборта, кому суждено было все-таки появиться на свет,
всю жизнь несет в своих клетках, в своей психике травму
от попытки убийства. По Хаббарду, запоминать информацию,
запечатлевать травмирующие обстоятельства
может даже зигота - первый синтез отцовской и материнской
клеток. Вот отчего женщину, ожидающую
потомство, все должны оберегать и не говорить ,при ней
никаких лишних слов: нанести травму эмбриону могут
самые случайные вещи.

Впрочем, Хаббард считает, что путем специальной
работы все инграммы и особенно первая - самая вредная
- могут быть подняты на поверхность сознания, негативные
переживания пережиты заново, как бы "отработаны"
и этим - стерты навсегда. Человек становится
"клиром" - очищенным и может продолжать жить,
освободившись от болезней и иррациональных тревог.
Еще один ныне знаменитый автор Станислав Гроф
обратился к изучению самого процесса рождения. Оказывается,
рождение - процедура, тяжелая не только для
матери, "в муках рождающей дитя", но и для ребенка. Он
испытывает огромное давление со стороны родовых
путей, сильную боль, удушье и страх. На сеансах
Станислава Грофа люди, входящие в измененное
состояние сознания, переживали заново свое рождение и
подтвердили все эти представления. В зависимости от
стадий, которые проходят биологические роды, Гроф
выделяет четыре основные "перинательные матрицы", во
многом формирующие "бессознательное" индивида.
Когда человек родится и будет расти, первичные
впечатления, связанные с его трудным выходом в мир,
получат выражение в его характере, психических
особенностях, снах, страхах, тревогах, характерологических
отклонениях. Все пережитое нами на ранних ста252


днях нашей жизни остается с нами навсегда, включается
в динамику бессознательного, во многом выступает
тайной подоплекой сознательного поведения. Специалист-психотерапевт_
может откорректировать самые
тягостные и негативные моменты, и это вселяет надежду
на то, что даже не слишком удачное жизненное начало
может получить вполне достойное продолжение.
Очень важным периодом в жизни человека является
его самое раннее детство, когда, уже оторвавшись от
материнского тела и "умерев" для прошлой внутриутробной
жизни, он родился в мир. Здесь огромную роль
играет продолжение контакта с матерью, который связан
не только и не столько с питанием, сколько с ощущением
тепла и, защищенности. Ученые проводили эксперимент с
новорожденными обезьянками. Они забирали их у матери
и делали двух искусственных "мам": одна была
проволочной, но имела бутылочку молока с соской; другая
- не кормила, но была шерстистой, теплой и мягкой.
Маленькие обезьянки пили из бутылочки, насыщались и
убегали прочь от проволочной "мамы". Весь день они
проводили, вцепившись в шерстку мохнатого манекена.
Здесь они испытывали чувство безопасности, уюта, хотя
эта "мама" тоже была не настоящей.
Когда маленький человек окружен теплом и заботой,
когда его часто берут на руки, ласкают, разговаривают с
ним, улыбаются ему, он растет и развивается очень
быстро. В первый год жизни он должен пройти огромный
путь изменений, активно приспособиться к новйм
условиям, развернуть свои способности. Это трудно сделать
ребенку, лишенному тепла и внимания, эмоциональной и
энергетической "подпитки" со стороны близких людей.
Вот почему, как бы ни были комфортабельны "дома
ребенка", куда попадают дети без родителей, они все же
не в состоянии обеспечить своим воспитанникам
полноценного развития. Есть вещи, порой незримые, которые
может дать только личный контакт, непосредственная
забота, физическое и душевное тепло.
Итак, жизненный путь начался, теперь "эскалатор
времени" побежит оченьбыстро, все быстрее и быстрее с
каждым годом. Наша следующая главка посвящена
детству, тому его этапу, когда человек, уже стоящий на
ножках и научившийся говорить, постепенно вырастая,
все более вписывается в окружающую жизнь. В этом

253


и в последующих разделах я буду во многом опираться
на работы психолога и философа И. С. Кона.
ДЕТСТВО: СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Мои юные друзья, вы едва-едва покинули пору дет"
ства, оно еще так близко от вас, еще не отодвинулось, не
забылось. Однако, тем труднее посмотреть на него со
стороны, понять, чем отличается оно от других человеческих
возрастов, иных этапов жизненного пути. И
здесь надо обратиться к тому, что знает о детстве
"взрослый мир".

Философы называют детство периодом "первичной
социализации". Как мы уже выяснили, ребенок поначалу
- сплошная возможность, открытость, потенциальность,
его "прекрасную пустоту" нужно терпеливо и старательно
наполнять собственно-человеческим содержанием,
приобщать к нормам и правилам культуры, учить
всему, начиная от слов и кончая самым сложным
этикетом, тонкими умениями и хитрыми науками. А в
противном случае он так и останется странным "существом"
- не человеком, не животным. Вот этот процесс
приобщения и научения, развития способностей,
усвоения азов культуры и называется "первичной социализацией".
Педагоги написали много книжек о том, из
каких ступеней он состоит, выяснили кризисы, поджидающие
юного человека и его родителей на тернистом
пути, показали, что за относительно короткое время
ребенок должен совершить гигантский скачок в развитии,
продвинувшись из своего исходного состояния в полноту
челоческого бытия.
Главным занятием становящегося человека являются
игра и учеба. Играя, дитя фантазирует, подражает
взрослым и копирует их, создает "возможные миры", в
которых как бы испытывает действительность, свободно
поворачивая ее для себя то одной, то другой стороной.
По отношению к игрушкам ребенок выступает как властелин,
творец, хозяин. Занимаясь ими, он одновременно
учится управляться с разными предметами. В совместных
детских играх тренируются навыки общения, умения
выбирать, выдерживать атаку, кооперировать дей254


ствия. Игры хороши тем, что они не имеют никакой цели
вне самих себя. Это только в телеаттракционах играют
во что-нибудь ради приза. Обычная игра - во дворе, в
детском саду, в школе - существует ради самой игры,
потому что интересно, весело. Играя, ребенок многому
учится. Но кроме того, уже лет с пяти его начинают
потихоньку обучать грамоте, счету, а затем он идет в
школу.
Вам, наверное, кажется, что детство - период, неотъемлемый
от человека, что таким оно было всегда.
Но это не так. В качестве совершенно особого этапа
жизни детство начинают выделять в общественном сознании
только с XVIII-XIX века. Сотни и сотни лет до
этого "чудная пора детства" совсем не рассматривалась
как ценность. Напротив, ребенок виделся как неполноценный
человек, как бы чуточку "недочеловек", которым можно
помыкать, которого надо держать в суровости,
постоянно наказывать для его же пользы, и который не
имеет права заявлять о себе как о личности. Там, где
господствовал сельскохозяйственный уклад, детство
вообще было очень коротким. Грамоте никого не учили,
зато с пяти-шести лет ребенок помогал по хозяйству:
смотрел за домашней птицей, пас свиней, коз. Девочки с
малых лет учились рукоделью, другим женским умениям
и сразу же начинали работать. В большой крестьянской
семье каждый ребенок - это не только рот, но и руки, без
которых родителям не справиться с тяжелым трудом.
Что касается аристократии и зажиточного народа, то
на всех картинах Возрождения начала Нового времени
мы видим маленьких детей, одетых совершенно как
взрослые. Это в том числе свидетельствует о том, что в
детстве не видели особого самоценного периода, и
трехлетний граф был просто графом, таким же как его
взрослые родственники. Его возраст воспринимался
просто как отсутствие должного опыта.
Только развитое и богатое общество, требующее от
человека высокого уровня подготовки и воспитания, может
позволить себе дать своим детям настоящее, длинное
детство, освобожденное от непосильного труда, от
ежедневной заботы о хлебе насущном. Лишь в начале
XX века в Европе перестал интенсивно эксплуатироваться
детский труд на фабриках и заводах, за шестьдесят, лет
до этого описанный в Англии Ф. Энгельсом. Борьба

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

265


за права ребенка как личности ведется в мире и сейг час,
и на ее пути будет еще немало трудностей.
Но вернемся к специфике детства. Современный ребенок
имеет свою особую "субкультуру", собственный
культурный пласт в жизни общества. Выпускается специально
детская одежда и обувь, детские книги для
разных возрастов, работает огромная индустрия детских
игрушек, игр, развлечений. Для детей выходят учебники,
научно-популярные издания, адаптированные к возрасту.
Существует детский спорт, детское кино, в том числе
мультфильмы. Последние годы в "субкультуру детства"
включились компьютерные игры. Но все это, конечно,
результат деятельности взрослых. А у самих детей
бытуют особые детские анекдоты, считалки, сказкистрашилки,
игры, дразнилки, неписаные законы и
обычаи, даже особый язык, который понимает далеко не
всякий взрослый.
Поскольку главное занятие современного ребенка -
игра и учеба, постольку можно сказать, что до поры до
времени он не включен в реальную трудовую и социальную
активность. Он живет и тешится в своем особом
"пласте реальности", порой значительно отличающемся
,от жизни старших. И хотя дети тоже смотрят телевизор,
и не одни только приключения и боевики., их
повседневность все же не выводит их на арену труда,
борьбы и ответственности.
Я хочу подчеркнуть, что говорю о "среднем ребенке",
живущем в относительно обеспеченной семье. Разумеется,
детство маленьких бродяг-нищих, которых стало
сейчас так много, бездомных детей, ночующих под
мостами или двенадцатилетних наемных убийц, разворачивается
по совсем другому "шаблону". И хотя особенности
возраста сказываются и здесь, такое детство
скорее можно назвать погибшим, чем состоявшимся. -
Итак, я говорю об обычном ребенке, у которого есть
детство. В этом нежном своем возрасте маленький человек
очень сильно зависит от взрослых. Это и понятно. Он сам
не зарабатывает на хлеб, не обеспечивает себе жилья, не
способен решать организационные вопросы, не обладает
некоторыми юридическими правами. Старшие способны
почти полностью определять детскую жизнь, помещать ее
в те рамки, которые считают необходимыми. Старшие
воспитывают, наказывают, поучают, контролируют,
обязывают, проверяют, поощря256


ют, балуют и вообще делают все так, как находят нужным.
Это не удивительно: они должны вырастить дитя,
научить его не только играть и фантазировать, но и
подчиняться определенному порядку, считаться с требованиями
общества и других людей. Именно эта всесторонняя
зависимость и несвобода, присущая детству,
часто вызывает у детей довольно бурный протест. Все вы
помните, наверное, книгу Януша Корчака "Король
Матеуш Первый", где Матеуш желает жить в мире детей,
где взрослых совсем не будет. Да что там книжки! Я сама
слышала, как маленький мальчик патетически заявлял: "В
детском саду мы все несвободны!" Такого рода бунты
обычно кончаются смирением (а куда денешься?), но за
внешней зависимостью от внимания и детей, и взрослых,
нередко ускользает внутренняя зависимость, которая
потом может сказываться на выросшем ребенке всю
жизнь, даже если он далеко-далеко уедет от людей, которые
его воспитали.
О внутренней зависимости нашего детства очень хорошо
пишет американский психотерапевт Эрик Берн.
8 своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры". Он показывает, что всем своим
поведением, одобрением и неодобрением, сентенциями и
внушениями родители создают у ребенка определенный
жизненный "сценарий". В сценарий входит прежде всего
оценка ребенком самого себя, своих способностей и
возможностей/ему как бы предписывается некоторая
конкретная роль, которая усваивается на уровне
подсознания и может не осознаваться в ходе жизни. Берн
выделяет два основных типа сценариев. Первый он
образно называет "победители" или "принцы и
принцессы". "Победители", это не те люди, которые
обязаны всегда оказываться на вершине славы. Это люди,
которые уверены, что они-достигнут того, чего хотят. Пусть
желания невелики, нет больших амбиций, но "принц"
потому и "принц", что получает именно то, что хочет. У
него нет страха неудачи, тревоги, неуверенности. Он
принимает решение и с душевным подъемом движется к
цели, а потом радуется тому, что получил. Второй вид
сценариев Берн зовет "неудачниками" или "лягушками".

"Лягушка" не уверена в себе, не надеется на успех именно
в том, чего жаждет больше всего, постоянно находится в
тревоге и унынии по поводу собственной
неполноценности и несовершенства. Даже если достигнут
большой успех, "лягушка" чувствует се9
Страна Философия 257

бя не в своей тарелке, с одной стороны, считая, что
такого успеха она не достойна, а с другой, сокрушаясь,
что удача настигла ее в чем-то второстепенном, а не в
том, о чем она мечтает по-настоящему.
Э. Берн полагает, что от плохих сценариев, мешающих
жить, можно избавиться, осознав их происхождение
и поработав с собственным сознанием в направлении
улучшения самооценки.

258


Родители формируют в растущем ребенке и умение
общаться. Если в семье все открыто и искренне относятся
друг к другу, то вырастает человек, столь же открытый и
доброжелательный. Но нередко отношения в семье
строятся по типу "игр", хотя и совсем не детских. сИгры"
по терминологии Э. Берна - это стереотипные
взаимодействия, которые навязчиво повторяются в отношениях.
В взаимодействиях каждый получает какую-то
психологическую выгоду, чаще всего ее суть в самоутверждении
за счет унижения другого. Очень часто
взрослые могут играть в "игры" сами, например, вызывать
друг друга на откровенность, а потом этой откровенностью
попрекать, или просить сделать любезность,
чтобы продемонстрировать,что эта любезность была не
нужна. Но бывают и "игры" с детьми. Особенно популярна
"игра" Тупик. Это когда что бы ребенок ни сделал,
все оказывается плохо. Включаясь в "игру", ребенок
начинает симулировать болезнь или вправду болеть, дабы
избежать поручений и следующих за ними попреков.
Человек, привыкший к "играм", теряет способность быть
разумным и внимательным по отношению к партнеру по
общению и оттого, уже ст-ав взрослым, с трудом
достигает душевной близости с людьми.
Вообще, проблема развития способностей в коммуникации
- очень важна в детстве. Ребенок - не только
потребитель материальных и духовных благ, он не только
учится рисовать, петь, мастерить, овладевает танцами или
плаванием. Он прежде всего обучается контактировать и
ладить с другими людьми, жить среди себе подобных. На
приобретение этих умений влияют очень многие вещи:
обстановка в обществе, те ценности и идеалы, которые
существуют в массовом повседневном сознании, формы
первичного воспитания (в детском саду, у няни, просто во
дворе). Даже тип городской застройки. Раньше в старых
домах было много закрытых дворов, где собирался целый
дружный коллектив из ребят разных возрастов. Старшие
и младшие вместе играли, ссорились, мирились,
праздновали. Теперь, когда в современных домах дворов
частенько вообще нет, дети общаются, в основном, в
классе, в детском саду, то

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.