Купить
 
 
Жанр: Философия

Мыслители нашего времени (62 портрета).

страница №9

этого сострадания..." Подобно
Шопенгауэру, Швейцер ищет избавления от страданий,
обступающих нас со всех сторон. Но, в противоположность
Шопенгауэру, он находит освобождение от
них не в отказе от воли, а в высшем, превращенном в
человечность признании ее. Он верит в миссию человека-избавителя.


Благоговение к жизни - это означает не только этические
поступки и соответственное отношение к сочеловекам
с точки зрения доброго порядка и счастья в
человеческом обществе, но также, и столь же безусловно,
чувство ответственности за все живое. Хорошо поддерживать
и взращивать жизнь, доводя ее до высшей
ценности. Плохо уничтожать жизнь, вредить ей, ее стеснять.
Это его основные мысли, и в злые послевоенные
годы они выразительно говорили в защиту гибнущего
чувства гуманности. Их услышали и забыли: это судьба
моралиста, которому законы гостеприимства, принятые
в философской провинции, не могут послужить защитой
от мучительного опыта его собственной жизни. К концу
ее он остался таким же одиноким, каким, по существу,
был всегда.

Тем не менее Швейцер ведет до конца свое дело,
которое так помогло многим отдельным людям. На одном
из последних его портретов, полученных из Ламбь
рены, мы видим старого мужчину, с свободно лежащими
черными волосами и пушистыми усами, в его хижине за
москитной сеткой. Глубокая печаль легла на его большое,
широкое лицо. Он поднял глаза от своей работы.
Листы рукописи висят над его головой - на столе нет
места. Он исписал их своим мелким почерком прилежно,
но не спеша. Это страницы много лет назад задуманной

третьей культурно-философской книги, которая должна
теперь закончить жизненный труд 'Швейцера-мыслителя.

Даты жизни. Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года
в Кайзерберге (Верхний Эльзас). Учился в университетах Страсбурга,
Парижа, Берлина. С 1894 года участвовал как органист
в страсбургских концертах из произведений Баха. Доктор философии
с 1899 года, лиценциат богословия с 1900 года. С 1902 годадоцент
толкования авангелия (экзегетики) в Страсбурге. Состоял
доцентом, начал изучать медицину, подготовляя себя этим к миссионерской
деятельности. Однойременно был органистом Баховского
общества в Париже с 1905 до 19.11 года. 'С 1913 года-доктор медицины.
В том же году учредил на доход от своей .научной работы
и концертных ор.ганных выступлений больницу в Ламбарене, в которой
работал в 1913-1917,1924-1927, 1929-1932 годах и снова
с 1933 года. Цель его приездов в Европу-'чтение лекций, органные
.концерты и издание своих книг, .В 1932 тоду был удостоен
франкфуртской премии Гёте, в 1952 году-Премии мира немецкой
книжной торговли, в 1953 году-Нобелевской премии мира.

СОЧИНЕНИЯ

Die Religionsphilosophie Kants, 1899; Das Abendmahlsproblem
auf Grund der wissenschaftlichen Forschung udn der historischen Berichfe,
1901, 2. A. 1929; Das Messiantitats- und Leidensgeheimnis.
Eine Skizze des -Lebens Jesu, 1901, 2. A. 1929; J. S. Bach, ie musicien-poete,
1905 (hz. Ausg)., dt. urngearbeitet und stark erweitert,
1908, 43 Tsd. .1.948: Geschichte der Leben-Jesu-Forschung, 1906
(u. d. Titel: "Von Reimarus zu Wrede"), 6. A. 1951; Deutsclie und
franzosische OrgelbaiAunst und Orgelkunst, T906; 2. A. 1927; Geschichte
der Paulmischen Forschung. 1911, 2. A. 1933; Die psychiatrische
Beurteilung .Jesu, 19:13, 2. A. 1933; Zwischen Wasser und Urwald,
1921, 151. Tsd. 1952; .Kulturphilosophie, 1. Verfall und Wiederaufbau
der Kultur, 1923, 9. A. 1949, II. Kultur und Ethik, 1923, 7. A. 1949;
Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924, 114-121. Tsd. 1955; Das
Christentnm nnd die Weltreligionen, 1924, 19.-21. Tsd. 1937; Die
Mystik des Apostels Paulus, 1930; Aus meinern Leben und Denken,
1931, 65-67. Tsd. 1951; Goethe- Gedenkrede, 1933, II, bis 16. Tsd.
1934; Die Weltanschauung der indischen Denker, 1935, 9.-12. Tsd.
1936; Afrikanische Jagdgeschichten, 1936; Philosophie und Tierschutzbewegung,
1937; Afrikanische Geschichten, 1938, 30. Isd. 1952; Goethe.

Drei Ansprachen, 1949; Das Spital irn Urwald, 1951: Le Probleme de
l'ethique dans revolution de la pensee humaine, 1952: Das Problem
des Friedens in der heutigen Welt, 1954; Bachs Praludien und Fugen
fur Orgel, kritische Ausgabe, 1914; Mitteilungen aus Lambarene,
3 Hefte, 1925-1927

ЛИТЕРАТУРА

Oskar К ra us, A. Sch., Sein Werk und seine Weltanschauung,
1926, 2. A. 1929.-Hans Wegmann, A. Sch. als Fuhrer, 1928.-
J. Eigenhuis: A. Sch., 1929.-К arl Raab, A. Sch., Dis§.

114


1937.-Fritz Buri, Christentum und Kultur bei A. Sch., 1941 -
George Seaver, A. Sch., Christian Revolutionary, 1944.-
E. Lind, A. Sch., 1948.-Fritz Buri, A. Sch. und K.irl Jaspers,

1950.-Charles R. Joy u. Melvin Arnold, Bei A. Sch. in
Afrika, 1950.-Rudolf Grabs, A. Sch. Gehorsam und Wagnis,

1951.-Hermann Hagedorn, Menschenfreund im Urwald. Das
Leben A. Sch. s, 1954. -Jacques Feschott e, A. Sch. An Introduction,
1954.-Max Tau. A. Sch. und der Friede, 1955.-Johan
B. H у gen, A. Sch s Kulturkritik, 1955.

СТУПЕНЧАТОЕ
СТРОЕНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Бенедетто Кроче
Макс Шелер
Николай Гартман
Алоис Венцль
Эрих Ротхаккер
Фриц Иоахим Ринтелен

Бенедетто Кроче

Когда радио известило о его смерти, прохожие на
улице обнажали головы. Молчаливой процессией проходили
люди мимо дома, где он покоился, 'выставленный
напоказ в своей библиотеке, окруженный 60 000 томов
драгоценнейшего частного собрания во всей Италии.

Он работал до последних недель своей жизни. Как
всегда, он проходил по высоким залам этого дома-Istituto
llaliano per gli Studi Storici ' - к своему рабочему
месту. У окон, как всегда, сидели 'и читали его приверженцы,
и через широко распахнутые двустворчатые двери
можно было .видеть :все до самой комнаты, в которой,
склонясь 'над своим письменным столом, дон Бенедетто
сидел с утра до вечера, за исключением двух точно отмеренных
часов - один на еду, оди'н на прогулку, - читал,
делал выписки и писал, писал.

Малорослый, сгорбленный человек с мощным черепом;
глаза были уже испорчены чрезмерным чтением;
узкие нервные руки непрерывно двигались. Жизнь, которой
жил в то время учитель, 'создавала в равной мере
серьезную и интимную атмосферу. Иногда он, накинув
клетчатый плед .на 'плечи, доставал книгу 'с одной из
полок. Это давало повод каждому, мимо кого он. проходил,
задать вопрос, относящийся к своей работе. Он отвечал
кратко; но всегда у него находились нужные библиографические
указания, забавный анекдот или полемическая
сентенция. Более длительный разговор обычно
кончался тем, что он поручал секретарше принести одно
из множества его сочинений, искал в предметном указателе
и говорил в заключение: "Прочтите об этом здесь,
я об этом писал еще тридцать лет назад".

Итальянский институт изучения истории (итал.)

119


И в самом деле, нет ничего, о чем Кроче не написал
бы нечто существенное. Мы не находим сравнений, чтобы
наглядно представить значение этого маленького, тщедушного
человека для духовного развития Италии. То,
что в'о Франции, Англии и Германии делали целые поколения,
то для Италии он, как философ, историк, критик
литературы, искусства, культуры, государственный деятель
и 'публицист, сделал один. Одним своим энциклопе^
дически подлым и внутреяне цельным творчеством он
создал стране общую, связующую идеологию своей гражданской
эпохи и содействовал этим развитию нового
духовного сознания.


Конечно, то время, когда Кроче был абсолютным н
единодержавным властителем культурной Италии, давно
миновало. Оно началось с первых лет нашего века; в
этот период, впервые после эпохи Возрождения, появилась
нечто вроде всемирного признания итальянской философии.
Старые идеалистические традиции воспринимались
вновь, мир 'позитивизма погружался в забвение.
Вырастало новое культурное движение; оно формировалось,
как ни странно, не 'введением природы и истории
в обобщающую философскую мысль, а, .'наоборот, 'возвратом
философии к исторической точке зрения. Большой
'поворот бы'л 'связан с именем Кроче. Но на его фоне
виднелся образ Гегеля: он должен был быть сохранен,
куда бы ни пришло в 'своем развитии новое движение.

В свои юные годы Кроче испытал решающее влияние
двух учеников Гегеля: историка народного хозяйства
Лабриолы '(Рим), 'который продолжал путь мышления
своего учителя 'с уклоном в. марксизм, и философа Спавепты
(Spaventa, Неаполь), пытавшегося поставить Гегеля
в историко-философскую связь с великими итальянцами
- Бруно и Вико. Главные идеи Спавенты отражаются
еще в книге Кроче о Гегеле и в его блестящем
изложении учения Вико. Но эти книги обнаруживают
нечто большее, чем простое подражание: они показывают
неподкупность духа истинного критика, нечто подобное
"святой трезвости" Гельдерлина, не дающей затеряться
'в безбрежных спекуляциях, и 'вдобадок к этому-неаполитанскую
живость и черты сократовской иронии.

Исходный пункт Кроче - и это 'весьма примечательно-не
гегелева категория бытия, .но вопрос о гносеологической
ценности интуиции, фантазии; для Кроче это

сила, определяющая индивидуальный, бесконечно многообразный
лик вселенной в видении поэта, живописца,
музыканта. Излюбленным предметом своих исследований
Кроче делает художестаенное творчество во всех ответвлениях
и переплетениях. Эстетика 'становится фундаментом
и краеугольным камнем 'в ступеичатом построении
его ..Философии духа" ("La filosofia come scienza
dello spirito") - большого и 'систематичеокого главного
труда этого мыслителя, который, 'в отличие от Гегеля,
все же 'сбрасывает с 'себя 'всегда путы замкнутой

системы и стремится дать 'своему мышлению лишь форму
"ряда систематизаций". В мышлении самого Гегеля он
различает живую и мертвую части. Мертва философия
природы, но также и логика, и философия религии, -
жива наука об объективном духе. Есть лишь одна реальность
-дух, и лишь одна философия - философия духа.
Дух бесконечен, необходим, он - диалектика, он - вопрос
и ответ, вечно меняющиеся местами. Нет никакой
природы. Дух есть познание и вместе с тем действие,
у 'него имеются свои теоретическая и практическая сферы,
и обе перекрестно соединяются между собой, обе
определенным образом являются друг для друга предпосылкой.
Всякое познание имеет эстетическое или логическое
определение, посредством интуиции или посредством
интеллекта. Существует" диалектическое движение
от эстетической ступени к логической: это прохождение
сквозь теоретическую сферу. Точно так же всякое действие
определяется экономически или этически; здесь
тоже возникает диалектическое движение от экономической
ступени к этической ступени, причем проходится
практическая сфера. Но четвертая, этическая ступень не
есть ни конец, ни завершение. Перед 'нами 'круговорот
духа, и отдельные ступени все :вновь "восходят к высши м
0'бластя'м в процессе становления.

Кроче обязан своему .всегда живому, эмоциональному
и полнокровному (erfulit) 'пониманию мира как истории
тем, что не остался в плену своей систематики. История
решает задачу философии: раскрыть разуму вечно современное;
математика и естественные науки не способны
познавать последние причины (des Entscheidenden).

Поэтому 'вторая половина жизни нашего философа приносит
с собой 'новый поворот - к области исторического.
Важнейшие работы Кроче - это исторические оценки

разного рода: исторические очерки поэтаческоро ^вйрчбства,
логического мышления, литературной, !науч'ной, политической
деятельности в Италии и Европе от древних
времен и до сегодняшнего дня, жизнеописания героев и
чудаков, толкования, а иногда я переводы тех или иных
поэтов. Данте соседствует с Ариосто, Кориель - с Шекспиром,
бароккальный неаполитанец Джовани Б^ттиста
Басиле-с Гёте. История - всегда многообразная изменчивость
проявлений духа, живая современность мыслей
и живо мыслимая современность, и только это есть подлинная
история. Однако ход истории позитивен: она движется
к хорошему, к лучшему. Все действительное, по
существу, разумно, и сама история есть поступательное
превращение разума в действительность, - Кроче узнал
это от Гегеля: "Долг и назначение человечества состоят
не 'в том, чтобы искать для себя удобств, но IB том, чтобы
непрерывно осуществлять себя в творчестве все более
высоких форм, как это делают поэт и художник, 'сочинять
вечную поэму истории".

События последних десятилетий умерили и приглушили
оптимизм Кроче относительно прогресса. Он начал
теперь различать разумность действительности и разумность
нравственного сознания. Разумность действительности
значит лишь то, что действительность имеет достаточное
основание для своего наличного бытия. Насколько
серьезны были для Кроче эти 'последние его положения?
Они должны были бы произвести значительный
сдвиг в образе всего его мышления.

Кроче с горячностью и всегда деятельно отдавался
участию в исторической жизни своего отечества в качестве
сенатора, министра, вождя итальянского либерализма
и не в последнюю очередь-издателя журнала
"Критика", который с начала 'века неизменно воплощал
добрую волю нации. Едииственный 'сотрудник Кроче по
журналу "Критика" - Джованни Джентиле - сделался
фашистским казенным философом; Кроче остался верен
себе, служа примером для своего народа и для народов
Европы, и стал под конец почти легендарным образом.

Даты. жизни. Бенедетто Кроче родился 25 февраля 1866 года
в Пескассероли (провинция Аквила) в семье зажиточного землевладельца.
С 1876 года воспитывался в католическом учебном заведении,
дальнейшее школьное и университетское образование получил
в Риме, в 1886 году-в Неаполе. Изучал литературу и историю,

позднее-философию. Совершил путешествия в Германию, Испа
нию, Францию, Англию. В 1900 году занимал руководящую должность
в Управлении народных и средних школ в Неаполе, затем
был преподавателем Неаполитанского университета. С 1903 года
начал издавать журнал "Критика. Литературное, историческое и
философское обозрение" ("La Critica. Rivista di letteratlira, storia e
filosofia"). С 1910 года-сенатор, в 1920-1921 годы-итальянский
министр просвещения в кабинете Джолитти. Во время второй мировой
войны был интернирован в Сорренто, освобожден англичанами.
В 1944 году-министр без портфеля. В июне 1946 года был
выдвинут социалистами на пост временного главы республики. Председатель
либеральной партии Италии. По его инициативе 16 февраля
1947 года был открыт Итальянский институт исторических исследований.
Умер 20 ноября 1952 года.

СОЧИНЕНИЯ

Materialisrno storico ed economia marxistica, 1900, 4. ed. 1922;
Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale, 1902,
6. ed. 1940; Filosofia come scienza dello spirito (4 Bde: Estetica, 1902,
5 ed. 1922; Logica, 1905, 4. ed. 1921; Filosofia della pratica. Economia
ed etica, 1909, 3. ed. 1923: Teoria e storia della storiografia, 1916,
3. ed. 1922), dt 1944; Saggio sul Hegel, 1906, 3. ed. 1913, dt. 1909;
Problem! di estetica, 1910, 2. ed. 1924; La filosofia di Giambattista
Vico, 1911, 2. ed. 1922; Breviario di estetica, 1913; dt. 1913; Cultura
e vita morale, 1914; Primi saggi, 1919; Nuovi saggi di estetica, 1920;
Fraimnenti di etica, 1921, dt. 1923; Element! di politica, 1924, dt. 1924;
Aspetti morali della vita politica, 1928: Etica e politica, 1931; Poesia
popolare e poesia d'arte, 1933; La critica e la storia dell'arte figurativa,
1934; Piccoli saggi di filosofia politica, 1934; La critica e la
storia delle arti figurative. Questioni de nietodo, 1934; Varieta di
storia civile e letteraria, 1935; Ultimi saggi, 1935; La poesia. Introduzione
alla critica e alla storia della poesia e letteratura, 1936; La
storia come pensiero e come azione, 1938, dt. 1944; II carattere della
filosofia rnoderna, 1941; Storia dell'estetica per saggi, 1942; Discorsi
di varia filosofia, 1945; Estetica in nuce, 1946; Filosofia e storiografia,
1949; Una pagina sconosciuta degli ultimi mesi della vita di Hegel,
1950.


I teatri de Napoli, 1891; Saggi sulla letteratura italiana del Seicento,
1911; Cultura e vita morale, 1914; La letteratura della nuova
Italia (70 критических эссе в 6 т.т.) 1914-1940; La Spagna
nella vita italiana durante la Rinascenza, 1917, 1940: Conversazioni
critiche, 1918, 1933, 1939; Goethe, 1919, dt. 1920; Una famiglia di
patrioti, 1919; Storie e leggende napoletane, 1919; Pagine sparse
(3 Bde), 1919, 1920, 1943; Pagine sulla guerra, 1919; Ariosto, Shakespeare
e Corneille, 1920; La poesia di Dante, 1920; Storia della storiografia
italiana nel secolo XIX, 1921; Poesia e non poesia, note sulla
letteratura europea nel secolo XIX, 1923; Storia del Regno di Napoli,
1924; II Pentamerone di G. B. Basile, 1925; La rivoluzione napoletana
del 1799, 1926; Uomini e cose della vecchia Italia, 1926-Storia
J'ltalia del 1871 al 1915, 1929; Storia dell'eta barocca in Italia, 1929;
Nuovi saggi sulla letteratura del Seicento, 1931; Storia d'Europa nel
secolo XIX, 1932, dt. 2. A. 1949; Vite di awenture, di fede e di passione.
Sei biografie, 1935; Poesia antica e moderna, 1942; Aneddoti
di varia letteratura (3 Bde), 1942; II dissidio spirituale delia Germania
con l'Europa, 1944; Per la nuova vita d'ltalia. Discorsi e scritti,
1944; Pagine politiche, 1945; Politics and Morals, 1946; Quando I'ltalia
era tagliata in due, 1948; Nuove pagine sparse, 2 vol. 1949; Scritti
di storia letteraria e politica. La letteratura italiana del Settecento,
1949; Deutsche Gesamtausgabe (H. Feist und R. Peters), Reihe I,
4 Bde 1929-1930, Reihe II, 3 Bde 1927-1929.

ЛИТЕРАТУРА

Автобиография: Contributo alla critica di me stesso, 1918, 2. ed.
1926, dt. 1924.-Die Philosophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen,
IV, 1923.-H. W Carr, The Philosophy of B. C., 1917.-
E. T r о e'l t s с h: Der Historismus und seine Problerne, 1, 1922,
S. 617 ff.-Alfred Baeumler. B. C. und die Asthetik (in
"Ztschr. f. Asthetik und allg. Kunstwissenschaft", XVI), 1922.-
Giovanni Castellan o, B. C. 11 filosofo, il critico, lo storico,
1924, dt. von J. v. Schlosser, 1925.-Francesco Flora, C.,
1927.-A. Fraenkel, Die Philosophie B. C. s und das Problem der
Naturerkenntnis, 1929.-G. Calogero und D. Petrini, Studi
crociani, 1930.-H. Feist, B. C. Gestalt und Werk (in "Deutsche
Vierteljahrsschrift fur Literafurwissenschaft und Geistesgeschichte,
VIII, 1930).-К arl Vossler, B. C. s Sprachphilosophie (in "Aus
der romanischen Welt", 1948, S. 505 bis 530) -Th. Osterwalder,
Zur Philosophie B. C. s, 1950.-Carteggio Croce-Vo filer
1899-1949, 1951 -A. Buck, B. C. s Literaturkritik (in "Romanisches
Jahrbuch", V, 1952) -A. Robert C a ponigr i. History
and Liberty The Historical Writings of B. C., 1955.-Mortoii
White, The Age of Analysis, 1955, p. 43-53.

Макс Шелер

Это страстная, двойственная натура. Иногда он жил
как монах в келье своих мыслей, иногда никак не мог
вдоволь накуриться и 'пображничать. Он был неутомимым
тружеником, но, нуждаясь в том, чтобы высказаться
'в дружеском общении, 'вечно испытывал голод по .новым
людям. Он жил с одинаковой силой в веч'ных метафизических
:и религиозных вопросах и 'в событиях дня и
часа. Его мышление постоянно возвращалось 'к 1высшим
законам и ценностям, он 'всегда умел объединить мйогообразие
в глубокие си'нтезы, - и все же был 'противником
систематического мышления. Он должен был думать
и творить от минуты к минуте, он мог всегда переучиваться;
более того, он мог отказаться от того, чему учил
только что с полным убеждением. Жизнь разнообразная,
исполненная перемен, развитие, идущее боковыми дорогами,
часто плутая, не знающее твердой цели. И всетаки
стихотворение о "хамелеоне", дружески вышучивающее
его, не попало в цель.

Вначале Макс Шелер был учеником Эйкена, и нечто
оставалось для него родным в эйкеновской философии
культуры всегда. Он защитил диссертацию на право занятия
кафедры в Иене и вторично-в Мюнхене. Через
три года он оставил педагогическую карьеру н зажил
как литератор. В 1913 году он выступил как последователь
Гуссерля: он перенес его феноменологию в область
этики, философии культуры и религии, и именно это применение
феноменологии, это многосторонее приложение
результатов, выработанных многолетним и тщательным
трудом его учителя, - который, собственно, никогда его
учителем не был, - теперь считается лучшим достижением
Шелера. Во время первой мировой войны он появился
в роли политика в Женеве, а через год-в Гааге.

Еще через год ему дали место ординарного профессора
в Кельне. Он стал католиком. Он возвестил свое объективное
"царство ценностей", доказывал не только бытие
яичного бога, но и истинность всей догматики, существование
ангелов и многое другое. Но от философии религ,ии
O'H перешел к социо.ло1^и знания; здесь его основное
воззрение на проблемы божества, вселенной, ж'изни, ценности
побудило его выяснить целый ряд характерных типов
религиозного, метафизического, научного мышления
и 1их связи с определенными формами общественной
жизни. В 1928 году его шриглаоили во Франкфурт-.наМайне,
где он 'вскоре умер 'в разгар работы 'над новым
планом большого антропологического труда и над набросками
метафизики 'воли, по-видимому, постепенно
приближавшими его к Шопенгауэру.

В последний период творчества Шелера воля предстает
уже не в виде духовного принципа, как это было
еще в главном его религиоз.но-философском произведении
"О вечном в людях" (,,Vom Ewigen in. Menschen");
для. 'позднего Шелера принцип слепой, силы не сознающей
цели. (des- sinribUnden Drangprinzip),, состасляет существенную
составиую часть, его новой, философской антропологии
и дуалистической, философии истории. Он
приписывает воле универсальный метафизический принцип,,
который-при. всех. отличиях шопенгауэровского
интеллекта^ от шелеровского духа-совпадает, с волей
Шопенгауэра во всех существенных чертах. Шелер стал
одним из самых разносторонних посредников между мыслями
Шопенгауэра и последующим, периодом. Его творчество
выросло 'во многих отношениях из Шопенгауэра
и из дискуссии, с. ним,, в которой кое-что откладывалось
на позднейшее, в будущее отнесенное время.

Творчество Шелера,. iB сравнении с задуманным планом
и величием его намерений,, осталось отрывочным.
Богатый идеями, но лишенный дисциплины и: систематичности,
он .влиял на других не столько проверенными
результатами своего труда, сколько, всем- беспокойством
своего вопрошания, поисков и борений, которое вынудило
найти свою дорогу таких различных, его преемников,
как Николай Гартман и Мартин Хейдеггер. Шелер
мог бы считаться тем типом философа, который предчу1вствовали
Шеллинг, Кьеркегор родоначальники философии
жизни, и которому хотели бы подражать экзистенциальные
философы наших дней. Его мышлением
владела своеобразная одержимость, характерная для
его личности в целом.

Даты жизни. Макс Шелер родился 22 августа 1874 года в Мюнхене.
Изучал медицину и философию у Эйкена и Отто Либмана в

126


Иене. В 1902 году защитил диссертацию на занятие кафедры в Иене,
в 1907 году - вторично в Мюнхене; вступил в мюнхенский кружок
феноменологов. Покинул Мюнхен в 1910 году. Частная .жизнь ученого
в Геттнигене. В 1917 и 1918 годах занимался политической
деятельностью в Женеве и Гааге. С 1919 года-ординарный профессор
в Иене, с 1928 года-в Франкфурте-на-Майне. Умер
19 мая 1928 года в Франкфурте-на-Майне.

СОЧИНЕНИЯ

Beitrage zur Feststellung der Beziehungen zwischen den logischen
lind ethischen Prinzipien, 1899; Die transzeridentale und die psychologische
Methode. .Eine grundsatziiche Erorterung zur philosophischen
Methodik, 1900, 2. A. 1922; Ober Ressentiment und moralisches Werturteil,
1912; Der Formalismus in der EthlkJitKl die materiale 'Wertethik,
2 Tie, 1913-1916, 3. A. 1927, 4. A. 1954 (=Ges. Werke, Bd.ll);
Zur Phanumenologie und Theorie der Sympathiegefuhle von ;Liebe
und Hass, 1913, 2. ,A. .1923 (u. d. T. "Wesen und Formen der Sympathie"),
5. A 1948; .Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg,
1915, 3..A. 1917; Abhandlungen und Autsatze, 2 Bde, 1915; Krieg und
Aufbau, 1916; Die Ursachen des Deutscherihasses, 1917; Vom Unisturz
der Werte, 2 -Bde, 1919 (2. A. der Abhandlungen und Aufsatze von
1915), S. A. ,1923,4. A. 1955 '(^Ges. Werke, Bd. Ill); Vom Ewigen
.im Menschen, bd. 1, .1821, .3. .A. 1.933, .4. .A. .1954 (= Ges. Werke,
Bd. V); Walther JRathenau, 1922; Schriften zur Soziologie und Weltanschauungsiehre,
3 ВЙе, 1923-1924; TProbbeme einer Soziologie des
Wissens (in "Versuche zu einer Soziologie des Wissens", hrsg. v.

M. iSchelen), 11924; Die Formen des Wissens sund die Bildung, 1925;
Die Wissensformen und die Gesellschaft, .1926; Die Stellung des Menschen
.im .Kosmos, 1929, 5. A. 1949; Mensch und Geschichte, 1929;
Philosophische Weltans^hauung, 1929, N. A. 1954; Die Idee des
Ewigen Friedens und 'der Pazifismus, 1931; Schriften aus dem NachlaB.iBd.
1; Zur?thik'und,Erkenntnisl.ehre, 193-3.

ЛИТЕРАТУРА

.Joseph Geyser, M. Sch. s Phanomenologie der Religion,
1924.-.DHeinrich Kerler, M. Sch. und die impersonalistische
Lebensanschauung, 1917.-Michael Wittmann; M. Sch. als
Ethiker, 1923.-'Er'i.ch Piz-ywara: Religionsbegrundung. M.
Sch.-J.iH. Newman, 1923.-Friedrich Kreppel, Die Religionsphilosophie
M. Sch. s, 1927. -Nicolai Hartman n, M. Sch.
(in "Kant-Studien", 33), 1928.-Alexander Altmann, Die
Grundlagen der Wertethik, 1931.-Gerhard Kranziin, M. -Sch.
s phanomenologische Sy.stematik, 1934 (mit Bibliographie).-S. W ilhelm,
Das Bild des Mens.chen in der Philosophie M. Sch. s, Diss.
1937.-Martin Buber, The Philosophical Anthropology of Sch.
(in "Philos. and Phen. Research"), 1945.-Katharina Kant
hack, M Sch., 1948.-E rich Rothacke.r, Sch. s Durchbruch
zur Wirklichkeit, 1948.-A. Bresgen, Religion und Philosophie bei
Sch" 1949.-Hans Joachim Lieber, Zur Problematik der
Wissenssoziologie bei M. Sch. (in "Philos. Studien", H. 1), 1949.-
Kurt Lenk, Schopenhauer und Scheler (in "XXXVII. Schopenhauer
Jahrbuch", S. 55-66), 1956.

Николай Гартман

Свои последние лекции он читал перед полупустыми
скамьями, среди голых стен большой комнаты для практических
за'нятий по 'минералогии. Видимо, невзгоды времени
заставили его закоснеть в свое

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.