Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №69

нацизма, занял патриотическую позицию. Лишенный правительством Виши звания посла
и французского гражданства, Перс перебрался в США, гас жил до 1958 г., работая в
библиотеке конгресса. В 1960 г. удостоен Нобелевской премии по литературе.
Поэзия, провозглашал Перс, не позволяет себе отрывать искусство от жизни и
любовь от познания; она — действие, она — страсть, она — мощь, она — вечное
обновление, раздвигающее пределы

554


достигнутого
. В поэме в десяти песнях Анабасис (1924) Перс, в противовес
поэтическому субъективизму модернизма, создает философски-лирический эпос
Вселенной и человечества. Итог странствований поэта по странам Азии — Анабасис
не только слагает гимн движению людских масс сквозь века и пространства, но и
воспевает путь к дальним пределам духа. Перс видит в поэте пророка, витию, чья
задача раскрывать суть знамений времени, сопрягая законы космоса и истории. Он
мечтал воспеть грандиозное, найти равноденствие между землей и человеком,
воздав хвалу обновленным людям. Ветры (1946) — это поэма Сопротивления, в
которой война рисуется символически как ураган ветров — стихий на всей земле.
Поэт верит в торжество гуманизма, любви над силами тьмы и хаоса, в величие труда
и свершений людских. В поэмах Ориентиры (1957) и Хроника (1960) Перс, поэт
огромной эрудиции, стремится к универсализму в охвате жизни (ее символ — образ
моря), слагая гимн лучезарной вечной природе и человеку, способному одолеть
время. Лирический герой Перса — человек всех времен и культур — открыт
беспредельности космоса и истории, свободному движению жизни, которое, говоря
его словами, вливает соборную душу множества людей в круговращение токов
мировой духовной энергии
.
Произведения
Избранное / Пер. и предисл. Г. Погожевой. — М.: Мол. гвардия, 1983. — 63 с.;
Избранное / Вступ. ст. П. Мореля. — М.: Русский путь, 1996. — 254 с. Oeuvres
complètes.- Paris: Gallimard, 1992.- 1472 p.
Литература
Балашова Т. В. Космос и история у Сен-Жон Перса. — В кн.: Балашова Т. В.
Французская поэзия XX века, М., 1982, с. 230—255; Великовский С. И. Державная
поступь легенды: Сен-Жон Перс. — В кн.: Великовский С. И. В скрещенье лучей, М.,
1987, с. 392—397.
Bosquet A. Saint-John Perse. — Paris: Seghers, 1960. — 209 p.; Caillois R.
Poétique de Saint-John Perse. — Paris: Gallimard, 1954.- 212 p.; Charpier J.
Saint-John Perse.- Paris: Gallimard, 1962.- 299 p.
ЖОРЖ БЕРНАНОС (GEORGES BERNANOS. 1888-1948)
— один из ведущих представителей католической традиции во французской
литературе XX в. Сын ремесленника-обойщика, Бернанос родился в Париже, получил
образование в нескольких католи­ческих коллежах столицы и провинции, а затем в
Сорбонне, на филологическом и юридическом факультетах. Исповедуя в юности
националистические взгляды, он вступил в монархическую организацию Аксьон
франсез
и начал работать в журналистике. Участие в Первой мировой войне нанесло
Бернаносу жестокую душевную травму и побудило выйти из Аксьон франсез. Он стал
страховым агентом. К этому периоду относится его первый литературный успех —
роман Под солнцем Сатаны (1926). С этого времени Бернанос полностью посвящает
себя литературному творчеству. Путешествуя по Франции, он пишет еще несколько
романов и книгу политических памфлетов Великий страх благонамеренных (1931). В
1934 г. писатель переселяется на испанский остров Майорку, где создает свой
самый известный, удостоенный премии Французской академии, роман Дневник
сельского священника
(1936), а также повесть Новая история Мушетты (1937).
Став свидетелем ужасов Гражданской войны в Испании, Бернанос в 1939 г.
переезжает в Бразилию, где на страницах газет ведет активную антифашистскую
борьбу. Вернувшись на родину в 1945 г. по призыву генерала де Голля, писатель
через два года все же вновь покидает Францию и умирает в Тунисе. Религиозная
проблематика творчества Бернаноса становится формой его литературной
ангажированности. Метафизический, надличностный конфликт добра и зла, святости
и греха, происходящий в душах героев, — главный в его романах. Их сюжет в целом
и каждый отдельный эпизод можно интерпретировать в двух планах: реалистическом
и символическом, или мета­физическом, привносящем в произведение
принципиальную многозначность мотивировок дейст­вия и поступков героев. Бернанос
создает в своем творчестве парадоксальный и противоречивый художественный мир,
где святость и грех сосуществуют, зло и дьявольское искушение присутствуют
повсеместно, играя определяющую роль в жизни человека.
Под солнцем Сатаны (Sous le soleil de Satan. 1926)
— роман, в центре которого находятся два героя: дочь мельника из городка в
Кампани, шестнад­цатилетняя Жермена Малорти по прозвищу Мушетта, и приходский
священник аббат Дониссан. Мушетта, вступив в связь с маркизом де Кадиньяном,
убивает его в порыве ненависти. После кратковременного помешательства она
производит на свет мертвого ребенка и становится лю­бовницей депутата округа
доктора Гале. Ступившая на путь греха Мушетта вскоре разочаровыва­ется в жизни
и, одержимая сатанинским искушением, кончает с собой. Мучимый духовными

555


сомнениями и истязающий свою плоть аббат Дониссан обладает даром читать в
людских сердцах. Его ожидает страшное испытание — встреча ночью на дороге с
дьяволом в облике лошадиного барышника, и он одерживает духовную и нравственную
победу. Встретив в ту же ночь Мушетту, Дониссан раскрывает тайну ее преступления
и принимает на себя ее грех. Прозванный Люмбрским святым, аббат Дониссан
пытается преступить отпущенные человеку возможности и возвыситься до Христа,
повторив чудо воскрешения. Не способный вернуть к жизни мертвого мальчика,
Дониссан вскоре умирает в своей исповедальне. Дониссан и Мушетта, чьи судьбы
пересекаются и зеркально отражают друг друга, — пастырь и невинная жертва,
игрушка в руках Сатаны, — проходят путь, ведущий первого к вершинам святости,
вторую — к пропасти зла и порока.

Дневник сельского священника (Journal d'un curé de campagne. 1936)
— роман, написанный в форме дневника амбрикурского кюре, повествующего о
повседневной жизни своего прихода. Тяжкий грех, снедающий паству,— уныние,
продукт брожения разлагающегося христианства, с которым кюре не в силах
бороться. Страдающий от жестоких болей в желудке и беспросветной бедности,
ведущий бесконечные теологические споры со своим духовным наставни­ком — кюре из
Торси, амбрикурский кюре становится невольной причиной развязки духовной драмы
графини, одержимой ненавистью к своей дочери и подозрениями о неверности мужа.
Графиня умирает, поверив священнику свои духовные терзания. Его самого тоже
ожидает приговор судьбы: он умирает от рака желудка в доме своего друга,
священника-расстриги. Образ амбрикурского кюре перекликается с образом аббата
Дониссана: они оба — избранники Божьи, совершающие подвиг духовного
подвижничества, ясновидцы и мученики, принимающие на себя грехи прихожан.
Произведения
Под солнцем Сатаны; Дневник сельского священника; Новая история Мушетты /
Предисл. Ф. Наркирьера. — М.: Худож. лит., 1978. — 623 с.; Сохранять
достоинство: Художественная публи­цистика / Предисл. В.Никитина. — М.: Прогресс,
1988. — 435 с.
Journal d'un curé de campagne, etc. / Предисл. В.Никитина. — М.: Прогресс, 1981.
— 352 p.; Oeuvres romanesques.- Paris: Gallimard, 1961.- 1898 p.; Sous le soleil
de Satan.- Paris: Pion, 1982. — 350 p.
Литература
Кирнозе З. И. Опасные дороги Жоржа Бернаноса. — В кн.: Французский роман XX
века, Горький, 1977, с. 82-104.
Bernanos J.-L. Georges Bernanos à la merci des passants,— Paris: Pion, 1986. —
505 p.; Estève M. Georges Bernanos: Un triple itinéraire. — Paris: Hachette,
1981. — 326 p.; Millier M. Georges Bernanos. — Paris: Desclée de Brouwer, 1967.
— 391 p.
ЛУИ-ФЕРДИНАНД СЕЛИН (LOUIS-FERDINAND CÉLINE. 1894-1961)
— псевдоним Луи Детуша, писателя, в чьей личной и творческой судьбе тема
борений художника с историей воплотилась с трагической наглядностью. Юный Луи
Детуш столкнулся с ней на Первой мировой войне, куда отправился добровольцем.
До прихода в литературу он, по его словам, перепробовал дюжину ремесел и
пережил чертову дюжину несчастий. Получив медицинское образование, Селин,
который занимался проблемами социальной гигиены, по заданию Лиги наций посетил
США, объездил многие страны Европы и Африки. В конце 1920-х гг. он осел в
парижском пригороде Клиши и стал врачом бедняков. Этот огромный жизненный опыт
Селин вложил в свой первый роман Путешествие на край ночи (1932). Писатель
обличал в нем войну (вселенское свинство), колониализм, власть денег (этот
рак, пожравший души французов
), проказу совре­менной цивилизации, с
пронзительной болью и лиризмом писал о страданиях и бедах маленького человека.
Но, по признанию Селина, его истинной целью было развенчать убожество жизни и
человека, абсурдность бытия, этого мира гниения и смерти. Антигуманизм,
неверие писателя в идеалы и высшие ценности жизни позволили Марселю Эме назвать
Путешествие... великой поэмой о ничтожестве человека. Презрение к человеку,
безысходный пессимизм выражены в романе Смерть в кредит (1936), где содержится
печально знаменитый афоризм: Человек человечен ровно настолько, насколько
курица может летать
. Во второй половине 30-х гг. — время сталинской диктатуры
и фашистского тоталитаризма, гражданской войны в Испании, Народного фронта во
Франции — Селин встал на сторону нацизма и расизма, в своих проникнутых
экстазом ненависти памфлетах Меа culpa (1936), Безделушки для погрома
(1937), Школа трупов (1938), Влипли! (1940) предавал анафеме коммунизм,
демократию и гуманизм, звал к расовой чистке, глумился над поверженной Францией
и собственным народом. Он запятнал свое имя сотрудничеством с нацист­скими
оккупантами. Летом 1944 г. Селин бежал в Германию, оттуда пробрался в Данию, где
отбыл

556


14 месяцев тюрьмы. Заочно приговоренный французским судом к национальному
бесчестью
, 50 тысячам франков штрафа и конфискации имущества, Селин,
амнистированный в апреле 1951 г., вернулся на родину, поселившись в Медоне, где
и прожил до самой смерти. Тогда же стала создаваться легенда о Селине —
проклятом поэте, пострадавшем за голую правду своих писаний, за бесстрашное
искание истины. Однако апологет нацизма Селин не раскаялся, о чем явственно
свидетельствует немецкая трилогия писателя — романы Из замка в замок (1957),
Север (1960), Ригодон (1969). В строгом смысле слова эти книги трудно
назвать романами: они образуют своеобразный сплав исторической хроники и
исповеди предателя, проигравшего свою ставку в борьбе с историей. Селин — злой
гений французской литературы XX в. — создал свой новаторский стиль, придав языку
новый тон и естественность, новую музыку в прозе. Отличительные черты
селиновского стиля: взвинченная эмоциональность, использование просторечия и
крайний субъек­тивизм. Я работаю на нервах,— утверждал Селин, выработавший
поэтику прямого воздействия на читателя. Стиль Селина оказал сильное влияние на
многих современных писателей Франции.
Произведения
Путешествие на край ночи / Пер. Ю. Б. Корнеева; Предисл. А. Годара. — М.: Изд.

группа Прогресс-Бестселлер, 1994. — 434 с.
Oeuvres: En 5 t. / Préf. de M. Aymé; sous la dir. de J. A. Ducourneau. — Paris:
Balland, 1966—1969;
Romans: En 4t./ Nouvelle éd. établie par Н. Godard. — Paris: Gallimard,
1973—1993.
Литература
Ерофеев В. В. Луи-Фердинанд Селин. — В кн.: Французская литература: 1945—1990,
М., 1995, с. 121-137.
Godard H. Poétique de Céline.- Paris: Gallimard, 1985.- 474 p.; Vandromme P.
Céline.- Paris: Éd. univ., 1963. — 123 p.; Vitoux F. La vie de Céline. — Paris:
Grasset, 1988. — 595 p.
ПОЛЬ ЭЛЮАР (PAUL ÉLUARD. 1895-1952)
— настоящее имя поэта Эжен Грендель — прошел полный исканий путь от горизонта
одиночки к горизонту всех людей
, от анархического бунта против фальшивой
цивилизации к поэзии, целью которой является полезная правда. В 1914 г. Элюар
был призван в армию и четыре года Первой мировой войны провел в окопах и
прифронтовых госпиталях. Так и сложились его первые сборники Долг и тревога
(1917) и Стихи для мирного времени (1918), где запечатлен горький опыт его
сверстников — солдат с чужим ружьем. После демобилизации Элюар сблизился в
Париже с кружком артистической богемы, ненадолго примкнул к дадаистам. В 1924 г.
вместе с А. Бретоном и Л.Арагоном он возглавил группу сюрреалистов. Неприятие
ценностей буржуазного миропорядка выливалось у сюрреалистов в проповедь поэтики
автоматического письма, освобожденного от контроля разума. В книгах
1920—1930-х гг. (Град скорби, 1926; Любовь поэзия, 1929), Погру­жаясь в
жизнь
, Роза для всех (1934), Щедрые глаза (1936) Элюар отвергает убогую
сытость здравомыслящего и благонамеренного мещанства. Характерные для поэта
мотивы братства людей, прославления созидательного труда привели Элюара в ряды
демократической интеллигенции, пытавшейся остановить натиск фашистского
варварства. Опубликовав в разгар гражданской войны в Испании стихотворения
Ноябрь 1936 и Победа у Герники, клеймящие франкистских и гитлеровских
строителей руин, он окончательно отходит от сюрреализма; укрепление
гуманис­тических настроений и постепенное преодоление усложненности стиха
сказались в его сборниках Течение событий, Полнота песни, Открытая книга
I—II
(1939—1942). С первых дней фа­шистской оккупации Франции Элюар участвует в
Сопротивлении: пишет и распространяет лис­товки, налаживает подпольную печать,
занимается сбором информации и установлением конспи­ративных связей; в 1942 г.
он вступил в Коммунистическую партию. Патриотическая лирика тех лет, собранная в
книге Лицом к лицу с немцами (1942—1945), составила одну из самых героических
страниц французской литературы, а поэма Свобода была на устах у миллионов
соотечественников Элюара. В суровый час борьбы, когда листовки со стихами Элюара
сбрасывались с самолетов над городами и деревнями его родины, он продолжал
говорить о нежности и о радостной мечте и его задушевная речь была грозным
оружием. После войны Элюар вступил в пору щедрого расцвета своего дарования.
Никогда раньше его поэзия не была проникнута такой уверенностью в будущем, таким
восхищением земными делами человечества, таким дерзким осознанием преодолимости
преград, лежащих на пути людей к счастью. Пафос преобразующего мир творчества
пронизывает всю лирику поэта последних лет жизни: от трепещущих злободнев­ностью
Политических стихов (1948) до раздумий над судьбами века, своего поколения и
долгом художника (Суметь все сказать); от поразительного Урока морали
(1949), где рассказано

557


о человеке, едва не сломленном утратой любимой женщины, до ликующего гимна
восставшей из пепла любви в книге Феникс (1951); от сжатых афоризмов Лика
мира
(1951) до философской поэмы большого дыхания Неумолчная поэзия (1953).
Стихи Элюара всегда отличались стро­гой чистотой, отсутствием цветистости. Слова
обыденные, простые, включенные в тончайшую вязь ассоциаций, благодаря чуть
угловатому ритму свободного стиха приобретали у него свежесть, зачастую
утраченную в привычной речи. В поздних стихах Элюара искренняя
непосредственность мировосприятия сливается со сложностью зрелой мысли, эти
стихи лаконичны, но настолько содержательны, что некоторые строки поэта
приближаются к афоризму, к народной мудрости. Поль Элюар, по словам его друга
Луи Арагона, вырастает в поэта, в устах которого песня становилась воздухом
Франции
.
Произведения
Стихи / Пер. М. Н. Ваксмахера; Ст. и коммент. С. И. Великовского. — М.: Наука,
1971. — 422 с. — (Лит. памятники); [Стихи]. — В кн.: Западноевропейская поэзия
XX века, М., 1977, с.595—604; Стихотворения / Примеч. С. Зенкина. — М.: Худож.
лит., 1985. — 223 с.
Choix de poèmes. — Paris: Gallimard, 1951. — 440 p.; Choix de poèmes / Сост. К.
В. Цуринов; Вступ. ст. И.Эренбурга. — М.: Éd. en langues étrang, 1958. — 163 p.
Литература
Великовский С. И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. — М.:
Сов. писатель, 1987. — 399 с.; Великовский С. И. ...К горизонту всех людей: Путь
Поля Элюара. — М.: Худож. лит., 1968. — 231 с.; Поль Элюар: Биобиблиогр. указ. /
Сост. А. В. Паевская; Вступ. ст. С. И. Ве­ликовского. — М., 1963. — 117 с.

Jean R. Paul Éluard par lui-même. — Paris: Éd. du Seuil, 1968. — 187 p.;
Juillard J.-P. Le regard dans la poésie d'Éluard. — Paris: La Pensée
universelle, 1972. — 148 p.
ЛУИ АРАГОН (LOUIS ARAGON. 1897-1982)
— поэт и прозаик, чьи творческие поиски связаны с эстетическими и социальными
коллизиями XX в. Студент-медик, понюхавший пороху в Первую мировую войну,
Арагон-поэт начал с абсо­лютного анархистского бунта, примкнув к дадаистам.
Долой этот мир, я построил лучший! — восклицал он в сборнике стихов
Фейерверк (1920). Надежды на лучший мир он связывал и с революцией
сюрреализма
, адепты которой провозгласили лозунг Изменить жизнь!. В
сюрреа­листический период творчества Арагон прославился как прозаик. Его
причудливо-маньеристские, исполненные черного юмора и пессимизма, тревожные
тексты Анисе, или Панорама (1921), Вольнодумство (1924), Парижский
крестьянин
(1926) парадоксальным образом отличает изыс­канный классический
стиль. Арагон скоро понял несостоятельность претензий сюрреалистов и обратил
взоры к настоящей революции, победившей в России. Поэт увидел в коммунизме
воплощение своей мечты о справедливости и вступил в ФКП (1927). В 1928 г. он
встретил русскую писательницу Эльзу Триоле (1896—1970): она стала великой
любовью, женой, музой Арагона. Три поездки в СССР (1930, 1931, 1932) вдохновили
поэта, который экстатически воспевал строительство социализма в Советской России
(сборники Преследуемый преследователь, 1931, и Ура, Урал!, 1934). Принял
писатель и эстетику социалического реализма (эссе За социалистический реализм,
1935); на его принципах он создал цикл романов Реальный мир, куда входят
Базельские колокола (1934), Богатые кварталы (1936), Пассажиры империала
(1942), Орельен (1945), Коммунисты (1949—1951). Следует отметить, что
схематизм многих персонажей Реального мира смягчен стремлением писателя
следовать традициям высокого французского реализма, например, Стендаля и Курбе.
Вторая мировая война, разгром фашистами Франции сделали Арагона поэтом родины и
мужества, надежды и любви. Он вернулся к традиционной просодии, к рифме, к
традициям гражданской поэзии Агриппы д'Обинье и Виктора Гюго. В сборниках Нож в
сердце
(1941), Глаза Эльзы (1942), Музей Грёвен (1943), Французская заря
(1945) Арагон предстал нацио­нальным, поистине народным поэтом: осуществилась
его мечта быть понятым всеми. Годы холодной войны не принесли Арагону
творческих достижений. Писатель посвятил их общест­венной деятельности,
политической борьбе в рядах ФКП. В 1957 г. Луи Арагон был удостоен международной
Ленинской премии За укрепление мира между народами. Началом нового взлета
Арагона-художника стал новаторский исторический роман Страстная неделя (1959),
повествую­щий о периоде Ста дней Наполеона. Писатель в 1960—70-е гг. выступил
сторонником вечного реалистического искусства, отстаивая идеал открытого
реализма
, названного философом Роже Гароди реализмом без берегов. В
романе-поэме Гибель всерьез (1965) Арагон переосмысливает свой личный и
трагический социальный опыт нашего столетия, строя прозаический образ по

558


законам поэзии, расширяя возможности лирического я автора, вновь обращаясь к
приемам сюрреалистического письма. Судьбам творчества и художника посвящены
романы Бланш, или Забвение (1967), Театр/роман (1974), Анри Матисс: Роман
(1971). В обширном поэтическом творчестве так называемого экспериментального
периода Арагона выделяются поэма Поэты (1960) и шедевр лирического эпоса
Одержимый Эльзой (1963), где поэт предстает певцом женщины (женщина — будущее
человека
) и любви.
Произведения
Собрание сочинений: В 11 т. / Редкол.: И.И.Анисимов и др.; Вступ. ст. Б.
Полевого. — М.: Гослитиздат, 1957—1961; Анри Матисс: Роман: В 2 т. / Пер.
Л.Зониной. — М.: Прогресс, 1978; Поэзия / Сост. и вступ. ст. Т.Балашовой. — М.:
Худож. лит., 1980. — 254 с.; Римские свидания: Рассказы / Сост. и предисл.
Т.Кудрявцевой. — М.: Известия, 1984. — 170 с.; Огонь Прометея: Воспоминания /
Сост. Т.В.Балашовой; Предисл. В.Н.Седых. — М.: Прогресс, 1987. — 616 с. Triolet
E. et Aragon L. Oeuvres croisées: En 42 t. — Paris: Laffont, 1964; L'oeuvre
poétique: En 9 t. — Paris: Livres Club Diderot, 1974; Le mentir-vrai: Nouvelles.
— Paris: Gallimard, 1980. — 543 p.
Литература
Балашова Т.В. Творчество Арагона: К проблеме реализма XX века. — М.: Наука,
1964. — 311 с.;
Балашова Т. В. Лирический эпос Арагона. — В кн.: Балашова Т. В. Французская
поэзия XX века, М., 1982, с. 255—270; Любимова Т. М. Луи Арагон. — В кн.:
Французская литература: 1945—1990, М., 1995, с. 103-121.
Daix P. Aragon: Une vie à changer. — Paris: Gallimard, 1985. — 383 p.; Juin
Н. Aragon. — Paris: Gallimard, I960. — 183 p.; Sur J. Aragon: Le réalisme de
l'Amour. — Paris: Éd. du Centurion, 1966. — 199 p.
АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (ANTOINE DE SAINT-EXUPÉRY. 1900-1944)
— писатель и мыслитель-гуманист. Человек для него — мерило всех ценностей,
краеугольный камень цивилизации. Все творчество писателя — это гимн узам
братства, объединяющим людей, хрупким и одновременно прочным. Сент-Экзюпери
стремится рассказать о красоте этих связей и помочь людям отбросить все лишнее,
эгоистическое, мелкое, мешающее их сближению. Любовь к жизни, чувство
ответственности за будущее планеты, гордость за беспредельные духовные
возможности человека, поэтизация подвига, умение раскрыть героическое в
будничном и деловом, упорное стремление понять свое время, напряженная мысль,
неповторимая интонация раздумья и внутренней энергии, горечи и мечты — такова
философско-лирическая проза Сент-Экзюпери. Сент-Экзюпери был известным летчиком.

Один из пионеров почтовой авиации, он прокладывал и осваивал новые воздушные
трассы над Сахарой и Атлантикой, над огромным южноамериканским континентом,
испытывал новые машины. Влюбленный в авиацию, Сент-Экзюпери видел в ней высокую
возможность служить прогрессу. Для меня летать и писать — одно и то же...
Авиатор и писатель сливаются: оба в равной мере познают мир
. Сент-Экзюпери
рассматривал общество с точки зрения нравственных проблем. Но его этические
оценки соприкасались с оценками социальными: он писал о событиях современности,
о людях эпохи, чреватой революциями и войнами, и в поле его зрения неизбежно
попадали те или иные стороны общественных отношений. Он ненавидел фашизм и
сражался против него с оружием в руках. В 1944 г. Сент-Экзюпери погиб за
штурвалом военного самолета. В повести Ночной полет (1931) рассказано о
событиях траги­ческой ночи, обрушившейся невиданным циклоном на Южную Америку.
Не в силах преодолеть натиск стихии, погибает самолет почтовой авиации. Но
рассказ о гибели самолета и двух членов его экипажа стал рассказом о
человеческом мужестве, о новых победах людей над природой, над собственным
страхом. Книга Планета людей (1939) — задушевный разговор автора с читателем,
рассказ о пережитом и передуманном, книга о летчиках и о земле, которая
открывается перед ними в полете. В пустыне, среди звезд и камней, человек
особенно остро ощущает, насколько сильны его связи со всем человечеством.
Различны места действия, люди, ситуации, изображенные в Планете людей, но она
проникнута едиными чувствами и стремлениями. Каждый огонек на равнине говорит о
чуде человеческого сознания; великое чувство ответственности владеет автором и
его героями, скорбь за людей, которые не смогли осуществить своих возможностей
(Погиб Моцарт), придает книге гуманистическую и социальную напряженность. В
Военном летчике (1942) и Письме к заложнику (1943) писатель предвидит победу
над фашизмом; хаосу поражения противостоит духовная сила патриотов в час
испытания, звериному оскалу фашизма противостоит человечность улыбки,
объединяющей людей. Сказка Маленький принц (1943) — мудрая притча, обращенная
и к детям и к взрослым. Она, как и другие книги писателя, говорит об уважении

559


к людям, об ответственности за все добро и зло, творящееся в м

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.