Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №66

ний других жанров (поэмы, роман, оды, баллады),
в которых он также проявил себя тонким мастером. Лафонтен родился в провинции в
семье чиновника, изучал богословие, был адвокатом, но затем посвятил себя
литературе и стал профессиональным писателем. Сначала он пользовался
покровительством министра финансов Фуке, а после его падения — герцогини
Бульонской, в салоне которой собирались аристократы, оппозиционно настроенные по
отношению к Людовику XIV и его двору. Ей он посвятил веселые Сказки и рассказы
в стихах на сюжеты, в большинстве своем заимствованные у античных авторов и
писателей Возрождения, в частности у Боккаччо. Их грациозность, изящная
шутливость, комизм, весьма рискованная откровенность, вызвавшая недовольство
короля, звучали как своеобразный протест против ханжества. В сказке Крестьянин,
оскорбивший своего господина
рассказывается об издевательстве помещика над
крестьянином, в других разоблачается произвол судей, повествуется о различных
любовных при­ключениях. В лучших своих произведениях Лафонтен выступает как
выдающийся сатирик и вольнодумный мыслитель.
Басни (Fables. 1668-1694)
— своеобразные, оригинальные произведения, при создании которых Лафонтен
использовал сюжеты басен Эзопа и французских авторов. Однако нравоучительная
мораль в них играет лишь второсте­пенную роль, а подчас и совсем отсутствует, а
сам рассказ превращается в законченную реалисти­ческую картинку с яркими
жизненными образами людей и животных. Басни сатирически рисуют пустых и
высокомерных аристократов, жадных, скупых буржуа, монахов, чиновников —
общество, где господствуют хищнические законы и право сильного, где бедняки
подавлены деспотизмом господ и непосильным трудом. Разнообразие ритмов, живой,
приближенный к народной разговорной речи язык, остроумное разоблачение
общественных пороков обеспечили басням огромную популярность.
Произведения
Басни / В пер. рус. баснописцев: Крылова, Дмитриева, Измайлова и др.; С биогр.
Лафонтена; Примеч. под ред. А.И.Введенского. — Спб.: Стасюлевич, 1901. — XXIV,
626 с.; [Басни] / Пер. М. Гаспарова. — В кн.: Классическая басня, М., 1981, с.
117—142; Любовь Психеи и Купидона / Пер. и ст. А.А.Смирнова, Н.Я.Рыковой. — М.;
Л.: Наука, 1964. — 135 с. — (Лит. памятники); [Стихи].- В кн.: Европейская
поэзия XVII века, М., 1977, с.694-711.
Fables / Préf. de J. Giraudoux.- Paris, 1964.- 510 p.
Литература
Виндт Л. Жан Лафонтен. — В кн.: Писатели Франции, М., 1964, с. 129—136;
Сент-Бёв Ш. Ла­фонтен. — В кн.: Сент-Бёв Ш. Литературные портреты; Критические
очерки, М., 1970, с. 83—98.

497


Bornecque P. La Fontaine fabuliste. — Paris: Soc. d'éd. d'enseignement
supérieur, 1973. — 359 p.; Duché-né R. La Fontaine.- Paris: Fayard, 1990.- 559
p.
МОЛЬЕР (MOLIÈRE. 1622-1673)
— настоящее имя Жан Батист Поклен; один из величайших комедиографов мировой
литературы. Будучи последователем господствовавшего в его время классицизма,
Мольер противопоставляет его формальным канонам жизнерадостный, полнокровный
реализм своего творчества, связанного с традициями народного театра. Он создает
галерею героев из народа — ловких, умных, здраво­мыслящих и насмешливых слуг,
говорящих на живом простонародном языке. Блестящий сатирик, Мольер бичевал не
только церковь, аристократию, но и пороки нарождающейся буржуазии. Утверждая
принципы гуманистической морали, он ввел в комедию правду психологических
пере­живаний, социальную типизацию. Сын придворного обойщика, Мольер получил
хорошее образо­вание, но свой диплом лиценциата прав променял на любимую
профессию актера. Он много лет работал в бродячей труппе, для которой начал сам
писать пьесы. Оставленная по распоряжению Людовика XIV в Париже труппа Мольера,
игравшая многочисленные комедии писателя, завоевала симпатии широкого зрителя и
ненависть высших слоев французского общества. Много лет про­должалась борьба
драматурга против лицемерия и ханжества католических кругов, неоднократно
добивавшихся запрещения его пьес. Мольер выступал на сцене до самой смерти (он
скончался вскоре после спектакля Мнимый больной и был по распоряжению
архиепископа похоронен ночью за кладбищенской оградой, без обрядов, как человек
грешной актерской профессии). Комедии Мольера оказали огромное влияние на
развитие французской драматургии и заняли прочное место в репертуаре европейских
театров.
Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules. 1659)
— одноактная пьеса, написанная в фарсовых традициях, с грубоватой
откровенностью и элементами буффонады, была злободневна для своего времени.
Мольер осмеял в ней жеманниц из парижских аристократических салонов и
господствовавшую в то время моду на изощренность в литературе, в манерах и в
разговорном языке знати. Провинциальные мещанки Мадлон и Като не желают выходить
замуж по совету их отца и дяди, трезвого буржуа Горжибюса. Они мечтают об
утонченном обществе, о красоте и изяществе, которые в их представлении
неотделимы от манер парижских салонов. Обиженные ими женихи решают отомстить
капризным невестам и посылают к Мадлон и Като своих слуг, выступающих перед
девушками под именами виконта и маркиза. В их речи и манерах великолепно
пародирован жеманный стиль аристократии. Слуги, увлекаясь своей ролью, покоряют
сердца девиц, но, к стыду и отчаянию Мадлон и Като, разоблачаются своими
господами, которые строго наказывают слуг и выгоняют их.

Тартюф (Tartuffe. 1664—1669)
— пьеса, названная по имени главного героя — символа лицемерия, скрывающегося
под маской добродетели. Незамедлительно после представления комедии имя Тартюф
стало нарицательным. Действие происходит в доме богатого буржуа Оргона,
полностью попавшего под влияние прохо­димца Тартюфа. Ловко запутывая наивного
Оргона в паутине интриг, прикрываемых добродетель­но-казуистическими
рассуждениями, этот развратник и проходимец клевещет на молодых членов семьи,
разгадавших его сущность, и присваивает имущество Оргона. Наконец Оргон
прогоняет Тартюфа, пытавшегося соблазнить его жену. Опасный интриган доносит на
Оргона, добиваясь его ареста по обвинению в нелояльности к королю. Развязка
комедии неожиданна и искусственна: появляется полицейский, пришедший
арестовать Тартюфа по указу короля. Мольер создал в комедии полнокровный и
живой образ служанки Дорины, острой на язык, наблюдательной и смелой, быстро
распознавшей в Тартюфе проходимца.
Мизантроп (Le misanthrope. 1666)
— стихотворная комедия, в которой комическое начало как бы оттеснено трагизмом
ситуаций и переживаний героя. Пьеса отличается углубленной психологической
характеристикой персонажей, острым и эффектным диалогом. Мольер раскрывает
трагедию одиночества умного и честного Альцеста, чувствующего себя чужим в
светском обществе. Он откровенно высказывает свое мнение о его представителях и
тщетно пытается исправить зло, читая горячие, но зачастую неуместные
нравоучения. Судебный процесс по имущественному делу Альцест согласен проиграть
только для того, чтобы доказать, что он прав, критикуя несправедливость суда.
Альцест страдает от неразде­ленной любви к жестокой и пустой светской кокетке
Селимене и окончательно теряет ее, предложив вместе с ним покинуть высший свет.
И хотя Альцест иной раз наивен в словесных протестах,

498


своим правдолюбием, искренностью, стремлением бороться с общественным злом он
еще резче подчеркивает пустоту и лицемерие придворного общества. В этой комедии
Мольер также сатири­чески изображает литературные нравы своего времени.
Скупой (L'avare. 1668)
— комедия, в которой Мольер создает образ скупца Гарпагона, чье имя стало
нарицательным. Страсть к накопительству полностью захватила Гарпагона, убила в
нем живые человеческие чувства: скупец держит слуг впроголодь, дом — в
запустении и в конце концов из-за денег решает пожерт­вовать собственной семьей.
Считая, что деньги дают ему власть и над чувствами, и над судьбами людей, он
собирается жениться на молоденькой Марианне, возлюбленной собственного сына.
Своей скаредностью Гарпагон доводит сына и дочь до воровства и обманов. Он с
легкостью готов разрушить счастье дочери Элизы, любящей Валера, отдав ее замуж
за пожилого Ансельма только потому, что тот не требует приданого. Однако он
вынужден согласиться на брак сына с Марианной, так как только при этом условии
ему обещают вернуть украденную шкатулку с деньгами. Власть денег, их разлагающее
влияние с огромной проницательностью раскрыты Мольером в этой комедии.
Жорж Данден (George Dandin. 1668)
— бытовая комедия, где Мольер наказывает своего героя, богатого крестьянина
Жоржа Дандена за то, что он из-за тщеславия, твердо веря в неотразимую силу
кошелька, женился на дочери обедневшего барона Анжелике, не поинтересовавшись ее
чувствами. Он попросту купил ее у родителей, падких на деньги. Данден становится
посмешищем в дворянской семье жены, попадает в самые дурацкие и унизительные
положения. Родители покровительствуют роману дочери с молодым Клитандром,
считая естественным, что их дочь изменяет мужику с дворянином. Жорж Данден,
беспомощный перед хитростью и ловкостью жены, часто принужден просить у нее же
прощения, повторяя про себя ставшую крылатой фразу: Ты этого хотел, Жорж
Данден
.
Мещанин во дворянстве (Le bourgeois gentilhomme. 1671)
— комедия-балет, первое произведение этого жанра в литературе. Мольер рисует
тщеславного богатого буржуа Журдена, мечтающего пробиться в высшее дворянское
общество. Журден способен только на неуклюжее подражание аристократическим
манерам. Знамениты комические сцены, в которых учителя дают уроки тупому
Журдену, насмехаясь над его тщеславием и невежест­вом. Журдену противопоставлена
его жена — простая женщина, возмущенная причудами мужа и покровительствующая
роману своей дочери с человеком третьего сословия, добившимся благодаря
способностям и образованию хорошего положения в обществе. Слуги играют большую
роль в комедии. В противоположность Журдену они наделены умом и
сообразительностью, обладают живым характером и энергией.
Мнимый больной (Le malade imaginaire. 1673)
— последняя комедия Мольера, которую он писал, будучи безнадежно больным, и в
которой за несколько часов до смерти сыграл роль героя Аргана. Автор осмеивает
шарлатанов-врачей и мнительных людей, ослепленных пышными словесами
схоластической лженауки. Вечно дрожащий за свое здоровье Арган, пытающийся
заставить дочь выйти замуж за псевдоученого врача, жена Аргана Белина, мечтающая
ускорить смерть мужа и запрятать в монастырь свою падчерицу, чтобы завладеть
наследством, маленькая дочь Аргана Луизон, уже зараженная притворством и
хитростью, — все эти характеры изображены весьма живо, ярко и достоверно. Бойкая
служанка Туанетт предлагает Аргану притвориться мертвым, и таким образом он
узнает о преданности дочери и о вероломстве жены. Пьеса заканчивается балетной
интермедией, разоблачающей невежество и шарлатанство.

Произведения
Полное собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. М.Н.Любимова; Вступ. ст. Г.Н.
Бояджиева. — М.: Искусство, 1966—1967; Полное собрание сочинений: В 3 т. /
Предисл. Ю.А.Гинзбург и С. И.Великовского. — М.8 Искусство, 1985—1987; Комедии /
Вступ. ст. и примеч. Г. Н. Бояджиева. — М.: Худож. лит., 1972. — 660 с. — (Б-ка
всемирн. лит.).
Oeuvres complètes: En 3 vol. / Éd. établie, prés. et annotée par R. Bray. —
Paris: Éd. du club du meilleur livre, 1954—1956; Oeuvres complètes: En 2 vol. /
Textes établis, prés. et annotés par G.Couton. — Paris: Gallimard, 1976.
Литература
Бордонов Ж. Мольер / Пер. С. И. Великовского и Ю.А.Гинзбург. — М.: Искусство,
1983. — 415
с.; Бояджиев Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой
комедии. — М.:

499


Искусство, 1967. — 555 с.; Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. — М.: Мол.
гвардия, 1962. — 237 с. — (Жизнь замечат. людей); Гликман И. Мольер:
Крит.-биогр. очерк. — М.; Л/ Худож. лит 1966. - 279 с.
Chevalley S. Molière en son temps. 1622—1673. — Paris; Genève: Minkoff, 1973. —
421 p.; Jasinski R. Molière. — Paris: Hatier, 1970. — 287 p.; Mallat F. Molière.
— Paris: Grasset, 1986. — 475 p.
ШАРЛЬ ПЕРРО (CHARLES PERRAULT. 1628-1703)
— знаменитый сказочник, родился в Париже в буржуазной семье, члены которой были
одаренными, известными людьми: один из его братьев был видным архитектором,
второй — доктором теологии. Шарль Перро становится сначала адвокатом, затем
работает в налоговом ведомстве, везде выступая со смелыми новыми проектами. В
литературе он отстаивает превосходство современных писателей над древними. Уже
будучи членом Академии, он прочел на одном из ее заседаний свою поэму Век
Людовика Великого
(1687), в которой противопоставил преимущества современности
гос­подствовавшему тогда в литературе культу античности. Чувствительный удар
классическим канонам нанес его четырехтомный теоретический труд Параллели между
древними и новыми в вопросах искусства и наук
(1688—1697), сыгравший
значительную роль в развитии реалистических тенденций французской литературы. В
сказках, которые Перро писал в течение ряда лет и выпустил отдельным сборником
(1697), он на практике воплотил свои литературные теории.
Сказки матушки Гусыни (Contes de ma mère l'Oуе. 1697)
— сборник, включающий восемь сказок — Красную Шапочку, Кота в сапогах,
Мальчика-с-пальчик, Золушку и др. Их сюжеты, заимствованные из народного
творчества, Перро обраба­тывал, иногда следуя источникам и сохраняя их
непосредственность и свежесть, иногда отдаляясь от них и привнося в сказки
некоторый элемент салонно-аристократического изящества. Несмотря на то что
французская литература и до Перро использовала фольклорные сюжеты и образы,
писатель выступил в своем сборнике как новатор, самим повествовательным стилем
нарушив традиции господствовавшего в это время классицизма. Сказки Перро носят
морализующий характер, каждая из них (все они написаны прозой) кончается
стихотворным нравоучением. Продолжая народные традиции, Перро достаточно смело
отказывается от преклонения перед королями и принцами, иной раз рисуя их
эгоистами и глупцами. Он заставляет царского сына пренебречь вековыми
условностями и жениться на бедной девушке-замарашке (Золушка), королевскую
дочь — выйти замуж за сына мельника (Кот в сапогах) и т.д. Перро рисует
героев, побеждающих сильных противников только благодаря собственной
сообразительности и энергии. Так, ловкий и предприимчивый Мальчик-с-пальчик, сын
бедного дровосека, оказывается умнее страшного лю­доеда и побеждает его; хитрый
и изобретательный Кот помогает сыну мельника стать зятем короля.
Произведения
Сказки матушки Гусыни / Пер. А.Федорова и др. — Л.: Худож. лит., 1976. — 461 с.
Contes de ma mère l'Oуе / Texte établi, annoté et précédé d'un avant-propos par
A. Coeuroy. — Paris: Cluny, 1948.- 213 p.
Литература
Soriano M. Les contes de Perrault: Culture savante et traditions populaires. —
Paris: Gallimard, 1968. — 525 p.
ЖАН РАСИН (JEAN RACINE. 1639-1699)
— драматург, сыгравший решающую роль в развитии трагедии периода французского
классицизма. Не отклоняясь от канонов классицистической поэтики и восприняв
противоречие между государ­ственной властью и личностью как основной конфликт
сценического действия, Расин создал новый жанр любовно-психологической трагедии,
где на первый план выдвигается нравственная пробле­матика. В изысканную форму
своих трагедий он сумел вложить большое идейно-политическое содержание, сделав
их созвучными настроениям общества. Театр Расина отличает тонкий и точный
психологизм. Расин первый поставил в центр драмы страдающего человека и проник в
его душевный мир. Особенно глубоки и поэтичны женские образы его произведений.
Расин еще в юности начал писать стихи и пьесы. После ранних трагедий, созданных
под влиянием Корнеля, появилась трагедия Андромаха (поставлена в 1667 г.),
принесшая драматургу славу. Трагическая коллизия пьесы — столкновение разумного
и нравственного начала в человеке со стихийной страстью. Для Андромахи, как и
для других идеальных героинь Расина, характерна готовность пожертвовать собой,
чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти душевную чистоту.

Наиболее яркая

500


политическая трагедия Расина — Британник. В том же году была написана трагедия
Береника, воспевающая идею самоотречения: внутренний конфликт каждого героя
кончается здесь самопо­жертвованием. В трагедии Баязет (1672) действие
перенесено в современную Турцию. Автор обратился к восточной деспотии, чтобы,
изобразив постоянно нависающую над героями угрозу смерти, остро поставить вопрос
о ценности человеческого достоинства. Вершиной драматургии Расина стала трагедия
Федра, входящая до сих пор в репертуар французского театра и просла­вившая
крупнейших трагических актрис Франции. В ней Расин с огромной поэтической силой
вскрыл внутренний мир женщины, ведущей тяжкую борьбу с сжигающей ее страстью.
Острота нравственного конфликта, глубина и сила страстей трагедии вызвала поток
обвинений в амораль­ности со стороны врагов драматурга. Впервые не получив
поддержку двора, Расин покинул театр. Лишь после двенадцатилетнего перерыва он
написал трагедии Эсфирь (1689) и Гофолия (1691), представляющие собой
совершенно новый жанр религиозно-политической библейской драмы. В Гофолии
изображено восстание народа против властителя-деспота. В последние годы жизни
усиливающиеся религиозные настроения отдалили Расина от литературы. Характерные
для твор­чества Расина строгость и изящество формы, красота и поэтическое
совершенство стиха, простота драматургической фабулы и правда характеров сделали
его одним из любимых национальных поэтов Франции.
Британик (Britannicus. 1669)
— трагедия, в которой Расин обращается к истории Древнего Рима и рисует образ
молодого Нерона, считающего, что императорская власть дает ему право на жестокий
произвол. Воплощением царящей при дворе лести и развращенности служит хитрый
Нарцисс, старающийся разжечь в Нероне самые низменные страсти. Нерон отравляет
своего сводного брата Британика, также имеющего право на престол. По Расину,
непосредственная причина убийства — ревность Нерона к любящей Британика Юнии, но
этот тонко разработанный любовно-психологический конфликт не заглушает
политического звучания трагедии, осуждающей деспотизм и произвол. Трагедия была
встречена крайне враждебно придворной знатью, несмотря на то что Расин был
убежденным сторонником абсолютной монархии и в лице наставника Нерона Бурра
изобразил благородного царедворца, который стремится воспитать из Нерона
идеального государя.
Федра (Phèdre. 1677)
— трагедия, по художественной силе изображения человеческих страстей и
совершенству стиха — вершина поэтического творчества Расина. Царица Федра
страстно любит своего пасынка Ипполита, влюбленного в афинскую принцессу Арикию.
Получив ложное известие о смерти мужа Тесея, Федра признается в своем чувстве
Ипполиту, но он отвергает ее. По возвращении Тесея Федра в порыве отчаяния,
страха и ревности решает сгубить Ипполита. Кормилица Энона с молчаливого
согласия Федры оклеветала Ипполита перед отцом. Терзаясь муками раскаяния,
тоски, ревности и любви, Федра принимает яд; во всем признавшись мужу, она
умирает.
Произведения
Сочинения: В 2 т. / Ст. и коммент. Н.Жирмунской. — М.: Искусство, 1984; Театр
французского классицизма: Пьер Корнель; Жан Расин / Вступ. ст. А.Адана. — М.:
Худож. лит., 1970. — 604 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Трагедии / Изд. подгот. Н.
А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. — Л.: Наука, 1977. — 428 с. — (Лит. памятники).
Théâtre complet / Texte établi, avec. préf., notices et notes par M. Rat. —
Paris: Garnier, 1963. — 742 p.
Литература
Кадышев В. С. Расин. — М.: Наука, 1990. — 266 с.; Мориак Ф Жизнь Жана Расина;
Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Прил.: Виньи А. де. Синие демоны / Вступ. ст. В.
А. Мильчиной. — М.: Книга, 1988.- 347 с.; Стендаль. Расин и Шекспир / Пер. Б. Г.
Реизова. - Собр. соч., М., 1959, т. 7, с. 5—156; Шафаренко И. Жан Расин. — В
кн.: Писатели Франции, М., 1964, с. 81—97. Goldmann L. Jean Racine dramaturge. —
Paris: Arche, 1956. — 158 p.; Gutwirth M. Jean Racine: Un itinéraire poétique. —
Montréal: Les presses de l'Univ. de Montréal, 1970. — 178 p.; Vinaver E. Racine
et la poésie tragique. — Paris: Nizet, 1963. — 249 p.
АЛЕН-РЕНЕ ЛЕСАЖ (ALAIN RENÉ LESAGE. 1668-1747)
— родился в семье нотариуса, окончил Парижский университет, но бросил адвокатуру
ради профессии писателя. Не желая подчиняться вкусам и требованиям меценатов,
он, ведя весьма скромный образ жизни, сумел сохранить независимость.
Произведения Лесажа сыграли большую

501


роль в развитии литературы Франции XVIII в. Лесаж прославился комедией Тюркаре
и попу­лярнейшими для своего времени романами Хромой бес и Похождения Жиль
Бласа из Санти-льяны
. В занимательных, острых произведениях Лесаж выступил с
разоблачением целого ряда общественных явлений и показал растущую власть денег,
алчность буржуазии и аристократии, мошенничество и взяточничество в
государственном аппарате французской монархии. Своими смелыми и оригинальными
сатирами он нанес чувствительный удар по дворянской Франции. Герои его — хоть и
плутоватые, но бойкие и смышленые выходцы из народа.
Хромой бес (Le diable boiteux. 1707)
— роман, в котором, использовав сюжет одноименного плутовского романа испанца
Гевары, Лесаж изобразил под видом испанской действительности некоторые стороны
жизни Франции. Завязка романа — приключение студента Клеофаса, случайно
попавшего в лабораторию астро­лога и выпустившего из банки беса, который обещает
ему за это показать жизнь такой, как она есть. Перед Клеофасом проходят люди
разнообразных сословий и профессий, но все они продажны, бесчестны, развращены.

Здесь — высокомерные аристократы — распутные моты, про­жигающие жизнь; судьи,
торгующие законами; монахи, менее всего думающие о небесах и весьма заботящиеся
о земных благах; писатели, честные и даровитые в юности, но не выдержавшие
лишений и продающие свой талант. Здесь и семьи, где в ожидании наследства все
желают скорейшей смерти дяди или отца. Огромному успеху романа у
читателей-современников способ­ствовали его злободневность и то, что во многих
его персонажах легко угадывались реальные прототипы.
Тюркаре (Turcaret. 1709)
— комедия, разоблачающая откупщиков, от расположения которых зависела не только
французская знать, но и сам король. Поэтому постановщикам пьесы пришлось
преодолеть огромные препятствия, прежде чем она появилась на подмостках. Перед
ничтожным и глупым Тюркаре, бывшим слугой, сумевшим нечистыми путями добиться
положения влиятельного финансиста, одинаково заискивают и буржуа, и знатные
аристократы. Они же и разоряют его. Лесаж беспощадно разоблачает и тех и других,
показывая, что и баронесса с ее салоном, и буржуазная среда Тюркаре — его
помощник ростовщик Пафль и другие — все бессовестные мошенники, одержимые
ненасытной жаждой обогащения. Слуга Фронтен, один из важных персонажей комедии,
также получает свою долю прибыли от банкротства Тюркаре. Но он не жаждет
роскоши и богатства, а лишь хочет получить небольшую денежную поддержку, чтобы,
женившись на служанке Лизетте, начать жизнь порядоч­ного человека.
Похождения Жиль Бласа из Сантильяны (Histoire de Gil Blas de Santillane.
1715—1735)
— плутовской роман, пользовавшийся огромным успехом у читателей, был
чрезвычайно популярен не только во Франции, но и за ее пределами. Несмотря на то
что действие происходит в Испании, автор показал нравы французского общества,
реальных государственных деятелей эпохи регентства и начала правления короля
Людовика XV, дав им испанские имена. Жиль Блас, честный юноша, отправляется
учиться в Саламанкский университет. Там он случайно попадает в шайку бродяг. По
ложному обвинению его сажают в тюрьму; выйдя оттуда, он служит у врача. По воле
случая он становится слугой всесильного министра Лермы и вскоре приобретает
отвратительные черты своего покровителя — жестокость, лицемерие и чванство.
Вернувшись на родину к умирающему отцу, Жиль Блас решает вести спокойную жизнь
обывателя. Однако вскоре он снова попадает ко двору и становится правой рукой
министра Оливареса, в образе которого Лесаж воплотил свой идеал бескорыстного
правителя, думающего прежде всего о благе народа.
Произведения
Похождения Жиль Бласа из Сантильяны / Пер. Г.Ярхо; Вступ. ст. и примеч.
А.Бондарева. — М.: Правда, 1990,— 766 с.; Тюркаре / Пер. Д.Лившиц; Послесл.
Е.Л.Финкельштейн. — М.: Искусство, 1955.- 95 с.; Хромой бес / Вступ. ст. Е.
Гунста.- М.: Худож. лит., 1969.- 255 с. Le diable boiteux. — Л.: Просвещение,
1973. — 221 с.; Histoire de Gil Blas de Santillane: En 2 vol. / Avec préf,
bibliographie et notes par M. Bardon. — Paris: Garnier, (1955); Turcaret / Avec
une not. biogr., une not. hist. et litt. par B. Blanc. — Paris, 1970. — 143 p.
Литература
Лозовецкий В. Творчество Лесажа. — Учен. зап. Абакан. пед. ин-та, 1958, вып. 3,
с. 150—175. Assaf F. Lesage et le picaresque. —

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.