Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №73

й антифашистской литературы. Чапек вошел в
мировую литературу и как замечательный мастер коротких юмористических рассказов,
полных теплого сочувствия к маленьким людям.

576


Война с саламандрами (Válka s mloky. 1936)
— роман-памфлет, в котором Чапек, рассказывая фантастическую историю
очеловечивания саламандр, оказавшихся способными перенять многие качества
людей, создает беспощадную сатиру на общество. История приобщения саламандр к
цивилизованному миру — прием, при помощи которого писатель сатирически обличает
колонизацию. Описывая необыкновенные успехи сала­мандр в области духа, Чапек
зло издевается над стандартностью и пустотой омассовленной культуры. Но наиболее
едкому осмеянию Чапек подвергает фашизм, воплощенный в тупом и агрессивном
саламандроначале, и политику умиротворения агрессора. Однако здесь Чапек
делает пессимистический вывод о бессилии человечества перед саламандрами,
несущими гибель цивилизации.
Мать (Matka. 1938)
— одно из самых сильных произведений антифашистской литературы. Своеобразная
сценическая форма (в пьесе наряду с реальными людьми действуют умершие, но
оставшиеся жить в памяти героини муж и сыновья) придает пьесе особую
драматическую выразительность. Действие пьесы происходит в стране, на которую
напал агрессор и где народ восстал против угнетателей. В душе матери идет
тяжелая борьба: последний оставшийся в живых сын рвется в бой, но она не может
решиться отпустить его. Однако в конце пьесы мать сама снимает со стены винтовку
и вручает ее сыну, благословив его на защиту правого дела.
Произведения
Собрание сочинений: В 7 т. / Вступ. ст. Б. Сучкова; Ил. К. и Й. Чапеков. — М.:
Худож. лит., 1974—1977; Война с саламандрами; Мать; Рассказы; Юморески / Вступ.
ст. Б. Сучкова; Ил. К. и Й.Чапеков. — М.: Худож. лит., 1976,— 655 с. — (Б-ка
всемирн. лит.); Об искусстве: Театр и кино; Изобразительное и прикладное
искусство, архитектура; Литература / Сост., вступ. ст. и примеч. О.Малевича. —
М.: Искусство, 1969. — 295 с.; Пьесы / Вступ. ст. и примеч. Л.Солнцевой. — М.:
Искусство, 1959. - 528 с.
Výbor z díla: V 5 sv.- Praha: Českosl. spis., 1958; Válka s mloky.- Praha:
Českosl. spis., 1972. — 218 s.
Литература
Бернштейн И.А. Карел Чапек: Творческий путь. — М.: Наука, 1969. — 196 с.; Карел
Чапек в воспоминаниях современников / Сост. и коммент. О. Малевича; Придисл. С.
Никольского. — М.: Худож. лит., 1990. — 542 с.; Малевич О. М. Карел Чапек:
Крит.-биогр. очерк. — М.: Худож. лит., 1968. — 203 с.; Никольский С.В. Карел
Чапек — фантаст и сатирик. — М.: Наука, 1973,— 431 с. Buriánek F. Karel Čapek. —
Praha: Českosl. spis., 1988. — 345 s.; Matuška A. Člověk proti skaze: Pokus o
Karla Čapka. — Bratislava: Slov. spis., 1963. — 382 s.
ВЛАДИСЛАВ ВАНЧУРА (VLADISLAV VANČURA. 1891-1942)
— писатель, вошедший в историю чешской культуры XX в. как новатор в области
жанра эпической прозы. Принадлежит к писателям, чье мировоззрение складывалось в
атмосфере революционной борьбы рабочего класса Чехословакии. Врач по профессии,
Ванчура отличался творческой много­гранностью: писал пьесы и киносценарии,
критические статьи и эссе, занимался режиссурой, был первым председателем
творческой ассоциации чешских революционных писателей Деветсил, возглавлял
созданное по его инициативе Чешское кинематографическое общество, увлекался
изобразительным искусством. Свои первые рассказы и повести Ванчура публикует в
коммунисти­ческой и прогрессивной печати (Червен, Кмен, Пролеткульт, Руде
право
и др.). Многие из этих произведений вошли впоследствии в первые книги
писателя — Течение Амазонки (1923) и Длинный, Широкий и Зоркий (1924). Уже в
первых литературных опытах проявилось свое­образие творческой манеры Ванчуры:
эмоциональная насыщенность, лаконизм, метафоричность. Литературную известность
принес писателю его первый и наиболее известный роман Пекарь Ян Маргоул
(1924). История разорения и гибели честного труженика, человека с чистым и
добрым сердцем, пекаря Маргоула прозвучала как обвинение капиталистическому
строю. Жестокий и бесчеловечный в мирное время этот строй в дни войны становится
чудовищно-бесчеловечным и страшным до абсурда — утверждал Ванчура в следующем
своем романе Поля пахоты и войны (1925). Случайно убитого на фронте
деревенского дурачка хоронят с почестями как неизвестного героя Первой мировой
войны, идиот становится символом воинской славы. В повести Причуды лета (1926)
Ванчура показал себя блестящим юмористом и мастером пародии. Своеобразное
соединение реальности и сказочности характерно для его первых пьес: Учитель и
ученик
(1927)

577


и Больная девушка (1928). В 1927 г. вместе со 3. Неедлы в составе делегации
Общества экономического и культурного сближения с новой Россией Ванчура
побывал в Москве на праздновании 10-летнего юбилея Октябрьской революции. В
произведениях, написанных на рубеже 20—30-х гг., писатель занимается поисками
новых средств выражения, экспериментируя в области языка и стиля, все более
расширяя свой словарь и усложняя синтаксис (романы Страшный суд, 1929;
Уголовный процесс, или Пословицы, 1930; повесть-сказка для детей Кубула и
Куба-Кубикула
, 1931). В романах Маркета Лазарева (1931), Бегство в Буду
(1932), Конец старых времен (1934), сборнике новелл Лук королевы Доротки
(1932) центральное место занимает тема любви. В исторической драме Алхимик
(1932) Ванчура воссоздает гуманистический идеал жиз­недеятельного
человека-творца. Написанная на сюжет из жизни африканских колоний драма Озеро
Укереве
(1935) направлена против расистской идеологии. В романе-балладе Три
реки
(1936) Ванчура с симпатией описывает революционные бои в России, в которых
принимает участие и его герой, ощутивший родственную связь народов, живущих на
трех реках: родной чешской Скаличке, украинском Буге и сибирской Оми. В канун
Второй мировой войны писатель активно участвует в растущем антифашистском
движении. Он становится членом чешской секции Между­народной ассоциации
писателей в защиту культуры, выступает на митингах, составляет листовки и
воззвания. Прервав работу над давно задуманной трилогией из жизни чешского
общества в 1914—1930 гг. Кони и повозка (опубликована только ее первая часть —
роман Семья Горвата, 1938), Ванчура начинает работу над патриотической эпопеей
Картины из истории чешского народа. Первый и второй тома трилогии вышли в 1939
и 1940 гг., третий, незаконченный том остался в рукописи. Осенью 1941 г.

писатель стал председателем созданного по инициативе Юлиуса Фучика
Национально-революционного комитета интеллигенции. 12 мая 1942 г. Ванчура был
арестован гестаповцами, мужественно перенес все пытки и издевательства. Был
расстрелян 1 июня 1942 г. в Кобылисах под Прагой. После освобождения страны
писатель посмертно награжден высшей воинской наградой — орденом Белого льва За
победу
. В 1946 г. посмертно удостоен звания Народного писателя Чехословакии.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост. Р. Кузнецова; Вступ. ст. и примеч. О. Малевича. — М.:
Худож. лит., 1982; Пекарь Ян Маргоул: Роман; Повести; Рассказы / Вступ. ст. Л.
Копелева. — М.: Худож. лит., 1964. — 327 с.; Три реки: Роман / Пер. В.Чешихиной;
Предисл. О.Малевича. — М.: Худож. лит., 1969. — 285 с. Spisy: V 16 sv. — Praha:
Českosl. spis., 1951—1961; Rád nové tvorby. — Praha: Svoboda, 1972. — 635 s.
Литература
Кузнецова Р. Р. Поиски монументальной эпики в романах Владислава Ванчуры. — В
кн.: Кузнецо­ва Р. Р. Становление романа-эпопеи нового типа в чешской прозе, М.,
1975, с. 173—268; Мале­вич О. М. Владислав Ванчура: Крит.-биогр. очерк. — Л.:
Худож. лит., 1973. — 197 с.; Шерлаимова С. А. В. Ванчура. — В кн.: Очерки
истории чешской литературы XIX—XX веков, М., 1963, с. 488—503. Blahynka М.
Vladislav Vančura. — Praha: Horizont, 1981. — 165 s.; Kundera М. Umění románu:
Cesta Vladislava Vančury za velkou epikou. — Praha: Českosl. spis., 1961. — 207
s.; Mukařovský J. Vančurovská prolegomena. — In: Mukařovský J. Cestami poetiky a
estetiky, Praha, 1971, s. 221—276.
МАРИЯ ПУЙМАНОВА (MARIE PUJMANOVÁ. 1893-1958)
— родилась в семье профессора Пражского университета, получила блестящее
образование, много путешествовала, увлекалась литературой. Узкий круг интимных
человеческих чувств, тихая семейная идиллия — такова камерная тематика ее первой
книги, Под крыльями (1917). Уже в этих первых опытах, порою наивных и
сентиментальных, мы находим тонкие наблюдения, сделанные верным глазом
настоящего художника, удачные психологические зарисовки. В следующей книге —
Рас­сказы из городского сада (1920) — писательница пытается изобразить жизнь
рабочих. В 20-е гг. Пуйманова занимается литературно-критической деятельностью,
и только в 1931 г. появляется ее третье крупное произведение Пациентка доктора
Гегела
— роман о девушке, которая порвала с богатой семьей и вынуждена
трудиться, чтобы содержать своего ребенка. Протест против ханжеской морали,
утверждение права молодости на любовь и материнство — таков основной мотив
романа, завершающего первый период творчества писательницы. С середины 30-х гг.
и до последних дней Пуйманова активно участвовала в общественной жизни страны.
Новый роман Пуймановой Люди на перепутье был опубликован в канун рокового для
существования Чехословакии 1938 г., когда страна была отдана на откуп
гитлеровской Германии. В произведениях, написанных в период 1938—1944 гг.,
Пуйманова уходит в мир воспоминаний. Она пишет лирические стихи о детстве,

578


о живописных уголках любимой родины. После освобождения страны писательница
работает особенно плодотворно. Ею закончена трилогия (Люди на перепутье, Игра
с огнем
, Жизнь против смерти), написано множество очерков и репортажей,
опубликовано пять сборников стихов, из которых Объяснение в любви и Миллионы
голубей
удостоены Государственной премии 1951 г. Несколько позже вышли книга
стихов Прага (1954) и поэма Пани Кюри (1957). В последнем произведении —
повести Сестра Алена (1958) — Пуйманова вновь обращается к теме, пронизывающей
все ее творчество, — теме торжества жизни над смертью, победы добра над злом.
Люди на перепутье; Игра с огнем; Жизнь против смерти (Lidé na křižovatce. 1937;
Hra s ohněm. 1948; Život proti smrti. 1952)
— эпическая трилогия, отражающая переломные моменты истории Чехословакии. Все
три романа отмечены государственными премиями. В Людях на перепутье поставлена
проблема перепутья, к которому пришла Чехословакия в годы кризиса. В центре
повествования — жизнь семьи адвоката Гамзы, прототипом которого послужил видный
коммунист, защитник чешских рабочих Иван Секанина. Под именем Казмара,
фабриканта готового платья, выведен обувной король Томаш Батя. В резиденции
Казмара — Улах — читатель узнает городок Злин с его комбинатом, органи­зованным
по фордовскому образцу. Во второй части трилогии ярко описан исторический
Лейпцигский процесс и героическое поведение на суде Георгия Димитрова. Члены
семьи Гамзы: его жена — милая, обаятельная, искренняя, но слабохарактерная
Нелла, дети — умная и энергичная Елена и неустойчивый, мятущийся Станя — снова
появляются на страницах книги. Еще более живым и убедительным становится образ
Гамзы, почерпнувшего в подвиге Димитрова новые силы для борьбы. Резко
противопоставляет Пуйманова в этой книге две Чехословакии: трудовую, борющуюся
против угнетения, и буржуазную, идущую на предательство. В третьей книге
антифа­шистские убеждения уже знакомых нам героев проходят решающую проверку.
Мужественный подпольщик Гамза гибнет в концлагере. Жертвует жизнью для народа
Елена. Глава о ее казни Смотри выше! написана с подлинным вдохновением и
принадлежит к лучшим страницам романа. Ондрей Урбан, боец чехословацкого
корпуса, проходит славный путь от Киева до Праги. Последний роман построен на
огромном фактическом материале и подчас хроникален и иллюстративен. Однако
трилогия в целом по праву принадлежит к достижениям чешской литературы XX в.
Произведения
Сочинения: В 5 т. / Вступ. ст. И.Анисимова. — М.: Гослитиздат, 1960—1961; Люди
на перепутье; Игра с огнем; Жизнь против смерти / Пер. Т. Аксель, Ю.

Молочковского, В. Чешихиной; Вступ. ст. и примеч. И.Бернштейн. — М.: Худож.
лит., 1976. — 894 с. — (Б-ка всемирн. лит.).
Dílo: V 10 sv,— Praha: Českosl. spis., 1955—1958.
Литература
Анисимов И. Трилогия Марии Пуймановой. — В кн.: Анисимов И. Новая эпоха
всемирной литературы, М., 1966, с. 501—542; Бернштейн И.А. Творческий путь Марии
Пуймановой. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 263 с.
Blahynka М. Marie Pujmanová. — Praha: Českosl. spis., 1961. — 125 s.; Tax J.
Marie Pujmanová. — Praha: Univ. Carolinae, 1972. — 156 s.
ИРЖИ ВОЛЬКЕР (JIŘÍ WOLKER. 1900-1924)
— писатель, который принадлежит к плеяде чешских мастеров слова, создававших
чешскую революционную литературу. Начиная с 1920 г. он выступает как поэт
пролетариата, с большой силой выражающий его страдания и надежды, волю к борьбе
и веру в победу. Волькер учился на юридическом факультете Пражского
университета; не закончив его, умер от туберкулеза. В юно­шеских стихах Волькера
(1916—1920) преобладали патриотические, пейзажные и интимные мотивы. В период
Первой мировой войны, в обстановке разрухи и рабочих волнений, его внимание
привлекли социальные контрасты жизни. В 1921 г. он становится членом
Коммунистической партии Чехословакии. Первый сборник стихов Гость на порог
(1921) отразил мечту поэта о новом мире всеобщей любви и гармонии, хотя выражена
она была в абстрактно-символической форме. Событием в литературной жизни
Чехословакии стал сборник стихов Час рожденья. Волькер — тонкий лирик и мастер
социальной баллады, ставшей у него эмоциональным рассказом о трагических судьбах
рабочих. Основу стихотворений Волькера обычно составляет один развер­нутый
образ, разветвленная метафора. Большую роль в формировании социалистической
эстетики в Чехословакии сыграли статьи Волькера: Пролетарское искусство,
Защитники творческой свободы, Манифесты, О будущности литературы. Волькеру
принадлежат драматические этюды

579


(Самая большая жертва и др.), сказки социально-этического содержания (Сказка
о миллионере, укравшем солнце
, Сказка о Иони-циркаче и др.).
Час рожденья (Těžká hodina. 1922)
— сборник, в котором объединены наиболее зрелые произведения поэта. Во многих
стихах Волькер использует форму баллады, распространенную в чешской классической
поэзии, но его героем становится рабочий. Стихотворения рассказывают о
трагической судьбе рабочего (Баллада о глазах кочегара, На рентгене), зовут
его к борьбе (Баллада о сне). Произведениям Волькера свой­ственна
реалистическая конкретность, ясность и в то же время трагическая напряженность и
поэтическая сила видения.
Произведения
Час рожденья: Избр. стихотворения и проза / Предисл. С.В.Никольского. — М.:
Гослитиздат, 1962. — 375 с.; [Стихи]. — В кн.: Поэзия социалистических стран
Европы, М., 1976, с.474—480. Básně.- Praha: Českosl. spis., 1974.- 209 s.;
Dílo.- Praha: SNKLHU, 1958.- 532 s.
Литература
Иржи Волькер: Биобиблиогр. указ. / Сост. И. В.Токсина; Авт. вступ. ст. и отв.
ред. С.В.Николь­ский. — М.: Книга, 1980. — 54 с.; Никольский С.В. Иржи Волькер.
— В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX веков, М., 1963, с.427—438;
Шерлаимова С. Иржи Волькер и новые пути чешской поэзии. XX в. — М.: Высш. шк.,
1965. — 91 с.
Soldán F. Jih' Wolker.- Praha: Českosl. spis., 1975.- 227 s.; Hlinka B.,
Všetečka J. Den se mi v nikou přelomie: Jiří Wolker neznámý. — Praha: Práce,
1990. — 271 s.; Vlašín S . Jih' Wolker: Studie s ukázkami z díla.- 2. dop. vyd.-
Praha: Melantrich, 1980. — 348 s.
ВИТЕЗСЛАВ НЕЗВАЛ (VÍTĚZSLAV NEZVAL. 1900-1958)
— человек большого и разностороннего таланта, был мастером слова, незаурядным
композитором, своеобразным художником. Незвал родился в семье сельского учителя
в моравской деревушке, где и прошло его детство. По окончании философского
факультета Карлова университета он некоторое время работал в одном из пражских
издательств, а с середины 20-х гг. стал профессиональным писателем. Первые
сборники стихов Незвала, появившиеся в 1922 г., — Мост и Удивительный
волшебник
— заставили говорить о нем как о крупном поэте. Они посвящены
детству, красотам чешской природы, любовным увлечениям юности. В этих ранних
произведениях Незвала чувст­вуется влияние поэтики символизма, но отчетливо
видно и своеобразие молодого поэта, ориги­нальность формы, чисто народный юмор,
удивительная выразительность. В 1927 г. выходит поэма Эдисон, которая принесла
Незвалу мировую известность. В 20—30-х гг. поэзия Незвала приоб­ретает все более
широкое общественное звучание. В стихах этого периода Незвал выступает против
реакции и военной угрозы. В 1934 г. за сборник С богом и платочек Незвал
получает Государ­ственную премию, которую отдает в фонд комитета
эмигрантов-антифашистов. В 1936 г. Незвал публикует 52 горькие баллады под
псевдонимом Вечный студент Роберт Давид. Незадолго до начала войны выходят
книги Мать Надежда и Пять минут за городом, где светлые краски родного
чешского ландшафта меркнут под мрачной тенью немецких военных эскадрилий.
Накануне оккупации Чехословакии, в период обострения международной обстановки,
В. Незвал заявляет о своей солидарности с Коммунистической партией Чехословакии,
с Советским Союзом. Он пишет антифашистскую сатирическую поэму Швабы.

Послевоенное творчество Незвала свидетельствует о расцвете его таланта. В новых
произведениях он славит свободный народ и любимую родину (Историческая
картина
, 1946; Куранты, 1949; Родной край, 1951), призывает человечество к
борьбе за мир и счастье. Поэма Песнь мира (1950) удостоена Золотой медали
Всемирного Совета Мира и переведена на многие языки. О поэтическом мастерстве
писателя свидетельствуют сборники Крылья (1952) и Васильки и города (1955).
В драматической поэме Сегодня еще зайдет солнце над Атлантидой (1956) Незвал
предостерегает человечество об опасности атомной войны. В 1958 г. Незвал умер от
тяжелой и продолжительной болезни сердца. Посмертно изданы его книги
Не­оконченное и Из моей жизни.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост., предисл., примеч. Л.Будаговой. — М.: Худож. лит.,
1988; Избранное / Под общ. ред. С. Щипачева; Сост. и Послесл. Н. Николаевой;
Предисл. Назыма Хикмета. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 703 с.; Стихи; Поэмы
/ Предисл. К.Симонова. — М.: Худож. лит., 1972.- 543 с.- (Б-ка лит. ЧССР).

580


Dilo: V 38 sv.- Praha: Českosl. spis., 1957-1988.
Литература
Будагова Л. Н. Витезслав Незвал, 1900—1958: Очерк жизни и творчества. — М.:
Наука, 1967. — 384 с.; Витезслав Незвал: Биобиблиогр. указ. / Сост. И. В.
Токсина; Авт. вступ. ст. Л. Н. Будагова. — М.: Книга, 1967. — 94 с.; Шерлаимова
С.А. Витезслав Незвал. — М.: Высш. шк., 1968. — 109 с. Blahynka М. Vítězslav
Nezval- Praha: Českosl. spis., 1981.- 219 s.; Jelínek A. Vítězslav Nezval. —
Praha: Českosl. spis., 1961.- 117 s.; Taufer J. Vítězslav Nezval.- Praha:
SNKLHU, 1957.- 156 s.
ЯРОСЛАВ СЕЙФЕРТ (JAROSLAV SEIFERT. 1901-1986)
— поэт. Родившийся и выросший в рабочем предместье Праги, он с детства мечтал о
занятиях литературой, но материальное положение семьи не позволило ему закончить
гимназию. Свои первые стихи и критические заметки юноша относит в литературное
приложение к социал-демо­кратической газете Право люду. В среде левой
интеллигенции способный дебютант сразу был отмечен. Сейферта приглашают на
работу в газету Руде право. Это было время революционного брожения,
революционных надежд, революционной поэзии. Сейферт сближается с молодыми
литераторами и художниками, мечтающими о новом, справедливом устройстве мира и
революции в искусстве. Одной из первых книг революционной поэзии явился
поэтический сборник Я. Сей­ферта Город в слезах (1921). Чешская поэзия еще не
знала такого изображения Праги. Поэт сумел по-новому, глазами обездоленных
тружеников взглянуть на столицу Чехословакии. Не страшась будничности и
прозаичности темы, он описывает тщедушных детей с рабочих окраин, безрукого
солдата Первой мировой войны, голодного бедняка у витрин богатых магазинов,
оби­тателей доходного дома в предместье... Сейферт ненавидел уродливую жизнь
этого города и был убежден, что скоро на этих серых улицах зазвучит победная
симфония революции
. Но уже в следующем сборнике Только любовь (1923) характер
поэзии Сейферта меняется. Исходным принципом творчества молодого поэта
становится провозглашенный литературно-художественной группой Деветсил отказ
от изображения тяжелого в жизни, социальных проблем. В подобном стиле выдержан и
сборник На волнах TSF (1925). Эти сборники возникли на основе впечатлений
поэта от поездки в 1923 г. по Франции и Швейцарии. Решительную смену настроения,
тематики и образной системы принес сборник Соловей поет плохо (1926), в
котором он вновь посмотрел на действительность без розовых очков.
Самостоятельный раздел сборника составили стихи о Советском Союзе, где поэт
побывал в 1925 г. как член делегации деятелей чехословацкой культуры. Это было
первое в чешской литературе поэтическое свидетельство очевидца о стране Октября.
Сейферта увлекает российская экзотика: московские церкви, запущенные дворцы,
барахолка. Но к мысли о революции у него сразу же примешиваются воспоминания о
пролитой крови, и этот образ пугает поэта, увидевшего в России в первую очередь
кладбище истории. В последующих сборниках Почтовый голубь (1929), Яблоко из
лона
(1933), Руки Венеры (1936) обнаружились сильные стороны таланта
Сейферта: умение просто и задушевно сказать о любви к природе, к женщине. В
стихах он добивается большой пластичности и напевности, все явственнее
сказывается его тяготение к лирической поэзии. Накануне оккупации Чехии Сейферт
был среди поэтов, первыми поднявших свой голос против захватчиков. Он создает
сборник патриотической лирики Погасите огни (1938). История чешской культуры и
нетленная красота Праги становятся темой его поэзии времен оккупации: Веер
Божены Немцовой
(1940), Одетая светом (1940), Каменный мост (1944). С
огромным подъемом встретил поэт освобождение своей страны. В сборнике Каска
глины
(1945) он восславляет пражское восстание, чешскую столицу, сбросившую
фашистское ярмо, реющее на ветру красное знамя, бессмертный подвиг Сталинграда.
По мотивам картин и рисунков Микулаша Алеша Сейферт создает сборник удивительно
светлой и немного грустной лирики Шел бедный художник по свету (1949).
Рисунками самобытного чешского художника Йозефа Лады вдохновлены стихи сборника
Мальчик и звезды (1956). Воспоминания о детстве нашли отражение в сборнике
Мама (1954). После десятилетнего перерыва, вызванного тяжелой болезнью, в 1965
г. Сейферт издает сборник Концерт на острове. Книга написана свободным стихом,
и это уже не песни, а скорее взволнованный разговор с читателем о пережитом за
долгую жизнь. В следующих сборниках Комета Галлея (1967), Отливка колоколов
(1967), Зонтик с Пиккадилли (1979) Сейферт по-прежнему черпает сюжеты в
воспоминаниях и непосредственно в действительности. Тяжелая болезнь, в последнее
десятилетие жизни подолгу державшая поэта в больнице, не отучила его радоваться
прекрасному. О красоте женщины он пишет в стихах даже самого мрачного по
колориту сборника Моровой столб (1981), насквозь пронизанного мотивами болезни
и близкой смерти. С новой силой любовь к жизни и искусству прозвучала в книге
Быть поэтом (1983). В 1984 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

581


Произведения
Прощание с весной: Избранная лирика / Сост. и предисл. С. Шерлаимовой. — М.:
Радуга, 1987. — 184 с.
Jabko z klina; Ruce Venušiny; Jaro, sbohem. — Praha: Českosl. spis., 1990. — 218
s.; Město v slzách; Samá láska; Svatební cesta; Slavík zpívá špatně. — Praha:
Českosl. spis., 1989. — 266 s.; Zápas s andělem. — Praha: Českosl. spis., 1981.
— 317 s.
Литература
Гаврон E. ...B моей руке цветок не отцветает. — Иностр. лит., 1988, № 4, с.
237—239. Janouch F. Šel básník chudě do světa (Nobelova cena pro Jaroslava
Seiferta). — Praha: Českosl. s

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.