Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...й антифашистской литературы. Чапек вошел в
мировую литературу и как замечательный мастер коротких юмористических рассказов,
полных теплого сочувствия к
маленьким людям
.
576
Война с саламандрами (Válka s mloky. 1936)
— роман-памфлет, в котором Чапек, рассказывая фантастическую историю
очеловечивания
саламандр, оказавшихся способными перенять многие качества
людей, создает беспощадную сатиру на общество. История приобщения саламандр к
цивилизованному миру — прием, при помощи которого писатель сатирически обличает
колонизацию. Описывая необыкновенные успехи саламандр
в области духа
, Чапек
зло издевается над стандартностью и пустотой омассовленной культуры. Но наиболее
едкому осмеянию Чапек подвергает фашизм, воплощенный в тупом и агрессивном
саламандроначале
, и политику
умиротворения агрессора
. Однако здесь Чапек
делает пессимистический вывод о бессилии человечества перед саламандрами,
несущими гибель цивилизации.
Мать (Matka. 1938)
— одно из самых сильных произведений антифашистской литературы. Своеобразная
сценическая форма (в пьесе наряду с реальными людьми действуют умершие, но
оставшиеся жить в памяти героини муж и сыновья) придает пьесе особую
драматическую выразительность. Действие пьесы происходит в стране, на которую
напал агрессор и где народ восстал против угнетателей. В душе матери идет
тяжелая борьба: последний оставшийся в живых сын рвется в бой, но она не может
решиться отпустить его. Однако в конце пьесы мать сама снимает со стены винтовку
и вручает ее сыну, благословив его на защиту правого дела.
Произведения
Собрание сочинений: В 7 т. / Вступ. ст. Б. Сучкова; Ил. К. и Й. Чапеков. — М.:
Худож. лит., 1974—1977; Война с саламандрами; Мать; Рассказы; Юморески / Вступ.
ст. Б. Сучкова; Ил. К. и Й.Чапеков. — М.: Худож. лит., 1976,— 655 с. — (Б-ка
всемирн. лит.); Об искусстве: Театр и кино; Изобразительное и прикладное
искусство, архитектура; Литература / Сост., вступ. ст. и примеч. О.Малевича. —
М.: Искусство, 1969. — 295 с.; Пьесы / Вступ. ст. и примеч. Л.Солнцевой. — М.:
Искусство, 1959. - 528 с.
Výbor z díla: V 5 sv.- Praha: Českosl. spis., 1958; Válka s mloky.- Praha:
Českosl. spis., 1972. — 218 s.
Литература
Бернштейн И.А. Карел Чапек: Творческий путь. — М.: Наука, 1969. — 196 с.; Карел
Чапек в воспоминаниях современников / Сост. и коммент. О. Малевича; Придисл. С.
Никольского. — М.: Худож. лит., 1990. — 542 с.; Малевич О. М. Карел Чапек:
Крит.-биогр. очерк. — М.: Худож. лит., 1968. — 203 с.; Никольский С.В. Карел
Чапек — фантаст и сатирик. — М.: Наука, 1973,— 431 с. Buriánek F. Karel Čapek. —
Praha: Českosl. spis., 1988. — 345 s.; Matuška A. Člověk proti skaze: Pokus o
Karla Čapka. — Bratislava: Slov. spis., 1963. — 382 s.
ВЛАДИСЛАВ ВАНЧУРА (VLADISLAV VANČURA. 1891-1942)
— писатель, вошедший в историю чешской культуры XX в. как новатор в области
жанра эпической прозы. Принадлежит к писателям, чье мировоззрение складывалось в
атмосфере революционной борьбы рабочего класса Чехословакии. Врач по профессии,
Ванчура отличался творческой многогранностью: писал пьесы и киносценарии,
критические статьи и эссе, занимался режиссурой, был первым председателем
творческой ассоциации чешских революционных писателей
Деветсил
, возглавлял
созданное по его инициативе Чешское кинематографическое общество, увлекался
изобразительным искусством. Свои первые рассказы и повести Ванчура публикует в
коммунистической и прогрессивной печати (
Червен
,
Кмен
,
Пролеткульт
,
Руде
право
и др.). Многие из этих произведений вошли впоследствии в первые книги
писателя —
Течение Амазонки
(1923) и
Длинный, Широкий и Зоркий
(1924). Уже в
первых литературных опытах проявилось своеобразие творческой манеры Ванчуры:
эмоциональная насыщенность, лаконизм, метафоричность. Литературную известность
принес писателю его первый и наиболее известный роман
Пекарь Ян Маргоул
(1924). История разорения и гибели честного труженика, человека с чистым и
добрым сердцем, пекаря Маргоула прозвучала как обвинение капиталистическому
строю. Жестокий и бесчеловечный в мирное время этот строй в дни войны становится
чудовищно-бесчеловечным и страшным до абсурда — утверждал Ванчура в следующем
своем романе
Поля пахоты и войны
(1925). Случайно убитого на фронте
деревенского дурачка хоронят с почестями как неизвестного героя Первой мировой
войны, идиот становится символом воинской славы. В повести
Причуды лета
(1926)
Ванчура показал себя блестящим юмористом и мастером пародии. Своеобразное
соединение реальности и сказочности характерно для его первых пьес:
Учитель и
ученик
(1927)
и
Больная девушка
(1928). В 1927 г. вместе со 3. Неедлы в составе делегации
Общества экономического и культурного сближения с новой Россией
Ванчура
побывал в Москве на праздновании 10-летнего юбилея Октябрьской революции. В
произведениях, написанных на рубеже 20—30-х гг., писатель занимается поисками
новых средств выражения, экспериментируя в области языка и стиля, все более
расширяя свой словарь и усложняя синтаксис (романы
Страшный суд
, 1929;
Уголовный процесс, или Пословицы
, 1930; повесть-сказка для детей
Кубула и
Куба-Кубикула
, 1931). В романах
Маркета Лазарева
(1931),
Бегство в Буду
(1932),
Конец старых времен
(1934), сборнике новелл
Лук королевы Доротки
(1932) центральное место занимает тема любви. В исторической драме
Алхимик
(1932) Ванчура воссоздает гуманистический идеал жизнедеятельного
человека-творца. Написанная на сюжет из жизни африканских колоний драма
Озеро
Укереве
(1935) направлена против расистской идеологии. В романе-балладе
Три
реки
(1936) Ванчура с симпатией описывает революционные бои в России, в которых
принимает участие и его герой, ощутивший родственную связь народов, живущих на
трех реках: родной чешской Скаличке, украинском Буге и сибирской Оми. В канун
Второй мировой войны писатель активно участвует в растущем антифашистском
движении. Он становится членом чешской секции Международной ассоциации
писателей в защиту культуры, выступает на митингах, составляет листовки и
воззвания. Прервав работу над давно задуманной трилогией из жизни чешского
общества в 1914—1930 гг.
Кони и повозка
(опубликована только ее первая часть —
роман
Семья Горвата
, 1938), Ванчура начинает работу над патриотической эпопеей
Картины из истории чешского народа
. Первый и второй тома трилогии вышли в 1939
и 1940 гг., третий, незаконченный том остался в рукописи. Осенью 1941 г.
писатель стал председателем созданного по инициативе Юлиуса Фучика
Национально-революционного комитета интеллигенции
. 12 мая 1942 г. Ванчура был
арестован гестаповцами, мужественно перенес все пытки и издевательства. Был
расстрелян 1 июня 1942 г. в Кобылисах под Прагой. После освобождения страны
писатель посмертно награжден высшей воинской наградой — орденом Белого льва
За
победу
. В 1946 г. посмертно удостоен звания Народного писателя Чехословакии.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост. Р. Кузнецова; Вступ. ст. и примеч. О. Малевича. — М.:
Худож. лит., 1982; Пекарь Ян Маргоул: Роман; Повести; Рассказы / Вступ. ст. Л.
Копелева. — М.: Худож. лит., 1964. — 327 с.; Три реки: Роман / Пер. В.Чешихиной;
Предисл. О.Малевича. — М.: Худож. лит., 1969. — 285 с. Spisy: V 16 sv. — Praha:
Českosl. spis., 1951—1961; Rád nové tvorby. — Praha: Svoboda, 1972. — 635 s.
Литература
Кузнецова Р. Р. Поиски монументальной эпики в романах Владислава Ванчуры. — В
кн.: Кузнецова Р. Р. Становление романа-эпопеи нового типа в чешской прозе, М.,
1975, с. 173—268; Малевич О. М. Владислав Ванчура: Крит.-биогр. очерк. — Л.:
Худож. лит., 1973. — 197 с.; Шерлаимова С. А. В. Ванчура. — В кн.: Очерки
истории чешской литературы XIX—XX веков, М., 1963, с. 488—503. Blahynka М.
Vladislav Vančura. — Praha: Horizont, 1981. — 165 s.; Kundera М. Umění románu:
Cesta Vladislava Vančury za velkou epikou. — Praha: Českosl. spis., 1961. — 207
s.; Mukařovský J. Vančurovská prolegomena. — In: Mukařovský J. Cestami poetiky a
estetiky, Praha, 1971, s. 221—276.
МАРИЯ ПУЙМАНОВА (MARIE PUJMANOVÁ. 1893-1958)
— родилась в семье профессора Пражского университета, получила блестящее
образование, много путешествовала, увлекалась литературой. Узкий круг интимных
человеческих чувств, тихая семейная идиллия — такова камерная тематика ее первой
книги,
Под крыльями
(1917). Уже в этих первых опытах, порою наивных и
сентиментальных, мы находим тонкие наблюдения, сделанные верным глазом
настоящего художника, удачные психологические зарисовки. В следующей книге —
Рассказы из городского сада
(1920) — писательница пытается изобразить жизнь
рабочих. В 20-е гг. Пуйманова занимается литературно-критической деятельностью,
и только в 1931 г. появляется ее третье крупное произведение
Пациентка доктора
Гегела
— роман о девушке, которая порвала с богатой семьей и вынуждена
трудиться, чтобы содержать своего ребенка. Протест против ханжеской морали,
утверждение права молодости на любовь и материнство — таков основной мотив
романа, завершающего первый период творчества писательницы. С середины 30-х гг.
и до последних дней Пуйманова активно участвовала в общественной жизни страны.
Новый роман Пуймановой
Люди на перепутье
был опубликован в канун рокового для
существования Чехословакии 1938 г., когда страна была отдана на откуп
гитлеровской Германии. В произведениях, написанных в период 1938—1944 гг.,
Пуйманова уходит в мир воспоминаний. Она пишет лирические стихи о детстве,
о живописных уголках любимой родины. После освобождения страны писательница
работает особенно плодотворно. Ею закончена трилогия (
Люди на перепутье
,
Игра
с огнем
,
Жизнь против смерти
), написано множество очерков и репортажей,
опубликовано пять сборников стихов, из которых
Объяснение в любви
и
Миллионы
голубей
удостоены Государственной премии 1951 г. Несколько позже вышли книга
стихов
Прага
(1954) и поэма
Пани Кюри
(1957). В последнем произведении —
повести
Сестра Алена
(1958) — Пуйманова вновь обращается к теме, пронизывающей
все ее творчество, — теме торжества жизни над смертью, победы добра над злом.
Люди на перепутье; Игра с огнем; Жизнь против смерти (Lidé na křižovatce. 1937;
Hra s ohněm. 1948; Život proti smrti. 1952)
— эпическая трилогия, отражающая переломные моменты истории Чехословакии. Все
три романа отмечены государственными премиями. В
Людях на перепутье
поставлена
проблема
перепутья
, к которому пришла Чехословакия в годы кризиса. В центре
повествования — жизнь семьи адвоката Гамзы, прототипом которого послужил видный
коммунист, защитник чешских рабочих Иван Секанина. Под именем Казмара,
фабриканта готового платья, выведен
обувной король
Томаш Батя. В резиденции
Казмара — Улах — читатель узнает городок Злин с его комбинатом, организованным
по фордовскому образцу. Во второй части трилогии ярко описан исторический
Лейпцигский процесс и героическое поведение на суде Георгия Димитрова. Члены
семьи Гамзы: его жена — милая, обаятельная, искренняя, но слабохарактерная
Нелла, дети — умная и энергичная Елена и неустойчивый, мятущийся Станя — снова
появляются на страницах книги. Еще более живым и убедительным становится образ
Гамзы, почерпнувшего в подвиге Димитрова новые силы для борьбы. Резко
противопоставляет Пуйманова в этой книге две Чехословакии: трудовую, борющуюся
против угнетения, и буржуазную, идущую на предательство. В третьей книге
антифашистские убеждения уже знакомых нам героев проходят решающую проверку.
Мужественный подпольщик Гамза гибнет в концлагере. Жертвует жизнью для народа
Елена. Глава о ее казни
Смотри выше!
написана с подлинным вдохновением и
принадлежит к лучшим страницам романа. Ондрей Урбан, боец чехословацкого
корпуса, проходит славный путь от Киева до Праги. Последний роман построен на
огромном фактическом материале и подчас хроникален и иллюстративен. Однако
трилогия в целом по праву принадлежит к достижениям чешской литературы XX в.
Произведения
Сочинения: В 5 т. / Вступ. ст. И.Анисимова. — М.: Гослитиздат, 1960—1961; Люди
на перепутье; Игра с огнем; Жизнь против смерти / Пер. Т. Аксель, Ю.
Молочковского, В. Чешихиной; Вступ. ст. и примеч. И.Бернштейн. — М.: Худож.
лит., 1976. — 894 с. — (Б-ка всемирн. лит.).
Dílo: V 10 sv,— Praha: Českosl. spis., 1955—1958.
Литература
Анисимов И. Трилогия Марии Пуймановой. — В кн.: Анисимов И. Новая эпоха
всемирной литературы, М., 1966, с. 501—542; Бернштейн И.А. Творческий путь Марии
Пуймановой. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 263 с.
Blahynka М. Marie Pujmanová. — Praha: Českosl. spis., 1961. — 125 s.; Tax J.
Marie Pujmanová. — Praha: Univ. Carolinae, 1972. — 156 s.
ИРЖИ ВОЛЬКЕР (JIŘÍ WOLKER. 1900-1924)
— писатель, который принадлежит к плеяде чешских мастеров слова, создававших
чешскую революционную литературу. Начиная с 1920 г. он выступает как поэт
пролетариата, с большой силой выражающий его страдания и надежды, волю к борьбе
и веру в победу. Волькер учился на юридическом факультете Пражского
университета; не закончив его, умер от туберкулеза. В юношеских стихах Волькера
(1916—1920) преобладали патриотические, пейзажные и интимные мотивы. В период
Первой мировой войны, в обстановке разрухи и рабочих волнений, его внимание
привлекли социальные контрасты жизни. В 1921 г. он становится членом
Коммунистической партии Чехословакии. Первый сборник стихов
Гость на порог
(1921) отразил мечту поэта о новом мире всеобщей любви и гармонии, хотя выражена
она была в абстрактно-символической форме. Событием в литературной жизни
Чехословакии стал сборник стихов
Час рожденья
. Волькер — тонкий лирик и мастер
социальной баллады, ставшей у него эмоциональным рассказом о трагических судьбах
рабочих. Основу стихотворений Волькера обычно составляет один развернутый
образ, разветвленная метафора. Большую роль в формировании социалистической
эстетики в Чехословакии сыграли статьи Волькера:
Пролетарское искусство
,
Защитники творческой свободы
,
Манифесты
,
О будущности литературы
. Волькеру
принадлежат драматические этюды
(
Самая большая жертва
и др.), сказки социально-этического содержания (
Сказка
о миллионере, укравшем солнце
,
Сказка о Иони-циркаче
и др.).
Час рожденья (Těžká hodina. 1922)
— сборник, в котором объединены наиболее зрелые произведения поэта. Во многих
стихах Волькер использует форму баллады, распространенную в чешской классической
поэзии, но его героем становится рабочий. Стихотворения рассказывают о
трагической судьбе рабочего (
Баллада о глазах кочегара
,
На рентгене
), зовут
его к борьбе (
Баллада о сне
). Произведениям Волькера свойственна
реалистическая конкретность, ясность и в то же время трагическая напряженность и
поэтическая сила видения.
Произведения
Час рожденья: Избр. стихотворения и проза / Предисл. С.В.Никольского. — М.:
Гослитиздат, 1962. — 375 с.; [Стихи]. — В кн.: Поэзия социалистических стран
Европы, М., 1976, с.474—480. Básně.- Praha: Českosl. spis., 1974.- 209 s.;
Dílo.- Praha: SNKLHU, 1958.- 532 s.
Литература
Иржи Волькер: Биобиблиогр. указ. / Сост. И. В.Токсина; Авт. вступ. ст. и отв.
ред. С.В.Никольский. — М.: Книга, 1980. — 54 с.; Никольский С.В. Иржи Волькер.
— В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX веков, М., 1963, с.427—438;
Шерлаимова С. Иржи Волькер и новые пути чешской поэзии. XX в. — М.: Высш. шк.,
1965. — 91 с.
Soldán F. Jih' Wolker.- Praha: Českosl. spis., 1975.- 227 s.; Hlinka B.,
Všetečka J. Den se mi v nikou přelomie: Jiří Wolker neznámý. — Praha: Práce,
1990. — 271 s.; Vlašín S . Jih' Wolker: Studie s ukázkami z díla.- 2. dop. vyd.-
Praha: Melantrich, 1980. — 348 s.
ВИТЕЗСЛАВ НЕЗВАЛ (VÍTĚZSLAV NEZVAL. 1900-1958)
— человек большого и разностороннего таланта, был мастером слова, незаурядным
композитором, своеобразным художником. Незвал родился в семье сельского учителя
в моравской деревушке, где и прошло его детство. По окончании философского
факультета Карлова университета он некоторое время работал в одном из пражских
издательств, а с середины 20-х гг. стал профессиональным писателем. Первые
сборники стихов Незвала, появившиеся в 1922 г., —
Мост
и
Удивительный
волшебник
— заставили говорить о нем как о крупном поэте. Они посвящены
детству, красотам чешской природы, любовным увлечениям юности. В этих ранних
произведениях Незвала чувствуется влияние поэтики символизма, но отчетливо
видно и своеобразие молодого поэта, оригинальность формы, чисто народный юмор,
удивительная выразительность. В 1927 г. выходит поэма
Эдисон
, которая принесла
Незвалу мировую известность. В 20—30-х гг. поэзия Незвала приобретает все более
широкое общественное звучание. В стихах этого периода Незвал выступает против
реакции и военной угрозы. В 1934 г. за сборник
С богом и платочек
Незвал
получает Государственную премию, которую отдает в фонд комитета
эмигрантов-антифашистов. В 1936 г. Незвал публикует
52 горькие баллады
под
псевдонимом
Вечный студент Роберт Давид
. Незадолго до начала войны выходят
книги
Мать Надежда
и
Пять минут за городом
, где светлые краски родного
чешского ландшафта меркнут под мрачной тенью немецких военных эскадрилий.
Накануне оккупации Чехословакии, в период обострения международной обстановки,
В. Незвал заявляет о своей солидарности с Коммунистической партией Чехословакии,
с Советским Союзом. Он пишет антифашистскую сатирическую поэму
Швабы
.
Послевоенное творчество Незвала свидетельствует о расцвете его таланта. В новых
произведениях он славит свободный народ и любимую родину (
Историческая
картина
, 1946;
Куранты
, 1949;
Родной край
, 1951), призывает человечество к
борьбе за мир и счастье. Поэма
Песнь мира
(1950) удостоена Золотой медали
Всемирного Совета Мира и переведена на многие языки. О поэтическом мастерстве
писателя свидетельствуют сборники
Крылья
(1952) и
Васильки и города
(1955).
В драматической поэме
Сегодня еще зайдет солнце над Атлантидой
(1956) Незвал
предостерегает человечество об опасности атомной войны. В 1958 г. Незвал умер от
тяжелой и продолжительной болезни сердца. Посмертно изданы его книги
Неоконченное
и
Из моей жизни
.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост., предисл., примеч. Л.Будаговой. — М.: Худож. лит.,
1988; Избранное / Под общ. ред. С. Щипачева; Сост. и Послесл. Н. Николаевой;
Предисл. Назыма Хикмета. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 703 с.; Стихи; Поэмы
/ Предисл. К.Симонова. — М.: Худож. лит., 1972.- 543 с.- (Б-ка лит. ЧССР).
Dilo: V 38 sv.- Praha: Českosl. spis., 1957-1988.
Литература
Будагова Л. Н. Витезслав Незвал, 1900—1958: Очерк жизни и творчества. — М.:
Наука, 1967. — 384 с.; Витезслав Незвал: Биобиблиогр. указ. / Сост. И. В.
Токсина; Авт. вступ. ст. Л. Н. Будагова. — М.: Книга, 1967. — 94 с.; Шерлаимова
С.А. Витезслав Незвал. — М.: Высш. шк., 1968. — 109 с. Blahynka М. Vítězslav
Nezval- Praha: Českosl. spis., 1981.- 219 s.; Jelínek A. Vítězslav Nezval. —
Praha: Českosl. spis., 1961.- 117 s.; Taufer J. Vítězslav Nezval.- Praha:
SNKLHU, 1957.- 156 s.
ЯРОСЛАВ СЕЙФЕРТ (JAROSLAV SEIFERT. 1901-1986)
— поэт. Родившийся и выросший в рабочем предместье Праги, он с детства мечтал о
занятиях литературой, но материальное положение семьи не позволило ему закончить
гимназию. Свои первые стихи и критические заметки юноша относит в литературное
приложение к социал-демократической газете
Право люду
. В среде левой
интеллигенции способный дебютант сразу был отмечен. Сейферта приглашают на
работу в газету
Руде право
. Это было время революционного брожения,
революционных надежд, революционной поэзии. Сейферт сближается с молодыми
литераторами и художниками, мечтающими о новом, справедливом устройстве мира и
революции в искусстве. Одной из первых книг революционной поэзии явился
поэтический сборник Я. Сейферта
Город в слезах
(1921). Чешская поэзия еще не
знала такого изображения Праги. Поэт сумел по-новому, глазами обездоленных
тружеников взглянуть на столицу Чехословакии. Не страшась будничности и
прозаичности темы, он описывает тщедушных детей с рабочих окраин, безрукого
солдата Первой мировой войны, голодного бедняка у витрин богатых магазинов,
обитателей доходного дома в предместье... Сейферт ненавидел уродливую жизнь
этого города и был убежден, что скоро на этих серых улицах зазвучит
победная
симфония революции
. Но уже в следующем сборнике
Только любовь
(1923) характер
поэзии Сейферта меняется. Исходным принципом творчества молодого поэта
становится провозглашенный литературно-художественной группой
Деветсил
отказ
от изображения тяжелого в жизни, социальных проблем. В подобном стиле выдержан и
сборник
На волнах TSF
(1925). Эти сборники возникли на основе впечатлений
поэта от поездки в 1923 г. по Франции и Швейцарии. Решительную смену настроения,
тематики и образной системы принес сборник
Соловей поет плохо
(1926), в
котором он вновь посмотрел на действительность без розовых очков.
Самостоятельный раздел сборника составили стихи о Советском Союзе, где поэт
побывал в 1925 г. как член делегации деятелей чехословацкой культуры. Это было
первое в чешской литературе поэтическое свидетельство очевидца о стране Октября.
Сейферта увлекает российская экзотика: московские церкви, запущенные дворцы,
барахолка. Но к мысли о революции у него сразу же примешиваются воспоминания о
пролитой крови, и этот образ пугает поэта, увидевшего в России в первую очередь
кладбище истории
. В последующих сборниках
Почтовый голубь
(1929),
Яблоко из
лона
(1933),
Руки Венеры
(1936) обнаружились сильные стороны таланта
Сейферта: умение просто и задушевно сказать о любви к природе, к женщине. В
стихах он добивается большой пластичности и напевности, все явственнее
сказывается его тяготение к лирической поэзии. Накануне оккупации Чехии Сейферт
был среди поэтов, первыми поднявших свой голос против захватчиков. Он создает
сборник патриотической лирики
Погасите огни
(1938). История чешской культуры и
нетленная красота Праги становятся темой его поэзии времен оккупации:
Веер
Божены Немцовой
(1940),
Одетая светом
(1940),
Каменный мост
(1944). С
огромным подъемом встретил поэт освобождение своей страны. В сборнике
Каска
глины
(1945) он восславляет пражское восстание, чешскую столицу, сбросившую
фашистское ярмо, реющее на ветру красное знамя, бессмертный подвиг Сталинграда.
По мотивам картин и рисунков Микулаша Алеша Сейферт создает сборник удивительно
светлой и немного грустной лирики
Шел бедный художник по свету
(1949).
Рисунками самобытного чешского художника Йозефа Лады вдохновлены стихи сборника
Мальчик и звезды
(1956). Воспоминания о детстве нашли отражение в сборнике
Мама
(1954). После десятилетнего перерыва, вызванного тяжелой болезнью, в 1965
г. Сейферт издает сборник
Концерт на острове
. Книга написана свободным стихом,
и это уже не песни, а скорее взволнованный разговор с читателем о пережитом за
долгую жизнь. В следующих сборниках
Комета Галлея
(1967),
Отливка колоколов
(1967),
Зонтик с Пиккадилли
(1979) Сейферт по-прежнему черпает сюжеты в
воспоминаниях и непосредственно в действительности. Тяжелая болезнь, в последнее
десятилетие жизни подолгу державшая поэта в больнице, не отучила его радоваться
прекрасному. О красоте женщины он пишет в стихах даже самого мрачного по
колориту сборника
Моровой столб
(1981), насквозь пронизанного мотивами болезни
и близкой смерти. С новой силой любовь к жизни и искусству прозвучала в книге
Быть поэтом
(1983). В 1984 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Произведения
Прощание с весной: Избранная лирика / Сост. и предисл. С. Шерлаимовой. — М.:
Радуга, 1987. — 184 с.
Jabko z klina; Ruce Venušiny; Jaro, sbohem. — Praha: Českosl. spis., 1990. — 218
s.; Město v slzách; Samá láska; Svatební cesta; Slavík zpívá špatně. — Praha:
Českosl. spis., 1989. — 266 s.; Zápas s andělem. — Praha: Českosl. spis., 1981.
— 317 s.
Литература
Гаврон E.
...B моей руке цветок не отцветает
. — Иностр. лит., 1988, № 4, с.
237—239. Janouch F. Šel básník chudě do světa (Nobelova cena pro Jaroslava
Seiferta). — Praha: Českosl. s
...Закладка в соц.сетях