Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...окружающим миром. Сын служащего, Рудольф Слобода
перепробовал множество профессий. Шахтер, строитель, после службы в армии —
рабочий металлургического комбината, затем студент (закончил лишь первый курс
Братиславского университета), редактор в братиславском издательстве
Смена
, на
словацкой киностудии, в издательстве
Словенски списователь
. В литературе
дебютировал в 1958 г. рассказами в журналах
Словенске погляды
и
Млада
творба
. Первую книгу — автобиографический роман
Нарцисс
— выпустил в 1965 г.
Роман сразу привлек внимание. Герой этого произведения стал первым в галерее
героев-неудачников, индивидуалистов, мечущихся, конфликтующих, стремящихся к
самосовершенствованию, ревностно охраняющих свой внутренний мир, действиям
предпочитающих рассуждения. Эти герои в той или иной модификации возникают во
многих романах писателя. Однако не все опубликованные во второй половине 1960-х
гг. произведения
587
Слободы удачны. Новый этап в творчестве прозаика начинается с издания сборника
рассказов
Глубокий мир
(1976), где показаны будни жителей небольшой деревушки,
поставленных перед выбором между материальными интересами и высокими моральными
принципами. Романтическая история двух молодых людей, которым предстоит защитить
свое первое чувство, свою индивидуальность, рассказывается в повести
Музыка
(1977). Сюжет повести дополняется развитием темы музыки как некоего исцеляющего
средства, способного помочь героям преодолеть внутренние конфликты. Стремлением
постичь психологию человека, характер и смысл взаимоотношений между людьми
определяется звучание романа
Верность
(1979), повествующего о женщине, смыслом
существования которой становится устройство личной жизни. Свои лучшие
произведения Слобода создает в 1980-е гг. Это роман
Другой человек
(1981), в
котором за развитием сюжета, воссоздающего историю семейной драмы, скрыт второй
план, чья направленность определяется анализом внутренней жизни героя романа,
правдивым показом его слабостей, достоинств и недостатков. Роман был удостоен
премии издательства
Словенске погляды
. Высоко оценила критика и роман
Разум
(1982). Главный герой, от лица которого ведется повествование,— сценарист одной
из братиславских студий, переживающий трудный период: недавняя смерть близкого
ему по духу отца, запутанные отношения с женой, с коллегами, творческий кризис,
мучительные раздумья о смысле жизни и общественной значимости своей работы.
Трагедия главного героя в значительной степени обусловлена тем, что он находится
в тисках индивидуализма, целиком погружен в свой внутренний мир, упивается
одиночеством, безысходностью сложившейся ситуации. В романе
Потерянный рай
(1983) Слобода обращается к такой важной теме, как алкоголизм, раскрывает
трагедию многих несостоявшихся жизней, рисует потрясающие по силе эмоционального
воздействия картины душевных мучений людей, страдающих этим недугом.
Одновременно автор вселяет надежду на возможность исправления существующего
положения. Произведения Р. Слободы всегда привлекают глубиной психологического
исследования, неожиданным и часто парадоксальным совмещением самых разных
пластов бытия, общим пафосом гуманистического понимания сложности человеческого
удела.
Произведения
Верность: Роман / Предисл. и авториз. пер. И. Парочкиной. — В кн.: Фрайс И.
Пансионат для незамужних дам; Слобода Р. Верность М., 1990, с. 263—384; Разум:
Роман / Пер. Н. Шульгиной; Предисл. Ю.Богданова. — М.: Радуга, 1990. — 344 с.
Hudba. — Bratislava: Slov. spis., 1977. — 204 s.; Narcis. — Bratislava: Slov.
spis., 1965. — 296 s.; Rozum. — Bratislava: Slov. spis., 1982. — 261 s.
Литература
Сулик И. [Р. Слобода]. — В кн.: Машкова А. Г. и др. Словацкая литература: Проза
(1945—1985), М., 1987, с. 134-135.
Liba P. Ľudová kultúra a spontánna zámernosť tvorby Rudolfa Slobody. — Slovenské
pohľady, Bratislava, 1991, № 3, s. 66—78; Noge J. Slobodov rozum ako typ románu.
— Romboid, Bratislava, 1988, № 4, s. 37-51.
ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ
ГОТФРИД КЕЛЛЕР (GOTTFRIED KELLER. 1819-1890)
— писатель-демократ, творчество которого значимо и для немецкой литературы,
родился в Цюрихе в семье токаря-республиканца. Обостренная борьба во время
гражданской войны 1840-х гг. между кантонами Зондербунда и либеральным
бюргерством Швейцарии оказала существенное влияние на формирование личности и
творчество Келлера, который создал в эти годы стихи, полные революционного
звучания, и тем самым вошел в плеяду поэтов революции 1848 г. Келлер выступал
против произвола аристократии и защищал права народных масс, ущемляемые власть
имущими. В течение многих лет он занимал пост государственного секретаря города
Цюриха и явился автором некоторых прогрессивных законов, принятых кантоном.
Творчество Келлера, одного из выдающихся новеллистов XIX в., известно далеко за
пределами Швейцарии. Келлер начал как художник, но скоро понял, что это не его
призвание, и посвятил себя литературе. Однако живопись наложила особый отпечаток
на повествовательную манеру Келлера. Его новеллы отличаются законченностью
композиции, пластичностью образов, сочностью и яркостью красок.
Зеленый Генрих (Der grüne Heinrich. 1854; Neue Fassung. 1880)
— первый из двух романов, созданных Келлером в начале творческого пути. Это
произведение в значительной степени автобиографическое, написанное в традициях
романа воспитания
, изображает Швейцарию 30—40-х гг. XIX в. Герой романа —
юный мечтатель Генрих Лее — долго не может найти путь в жизни. Генрих покидает
родину и отправляется в Мюнхен учиться живописи, однако скоро убеждается, что
художника из него не выйдет, и возвращается на родину. Здесь он обретает покой и
счастье в служении своему кантону. В романе представлена широкая панорама нравов
различных сословий швейцарского общества.
Зеленый Генрих
не только широкое
полотно общественной жизни, но и лирическое произведение, в котором писателю
удалось передать сложные оттенки чувств героев, мастерски показать природу
Швейцарии. Стиль Келлера отличается мягким юмором, сближающим его произведения с
романами Диккенса.
Зеленый Генрих
принадлежит к классическим произведениям
швейцарской литературы.
Люди из Зельдвилы (Die Leute von Seldwyla. Bd. 1, 1856; Bd.2, 1874)
— сборник, два тома которого были выпущены с промежутком в 18 лет, самое
значительное собрание новелл писателя. Сборнику предпослано вступление, где
Келлер с юмором характеризует швейцарское бюргерство. Действие разворачивается
в маленьком городке Зельдвила и в его окрестностях. В новеллах Келлер выступает
и как мастер деревенской прозы, и как бытописатель городского мещанства. Здесь
ярко проявились черты Келлера — критического реалиста, который не только
сочувствует
маленьким людям
, но и высмеивает присущую им ограниченность.
Лучшие новеллы сборника —
Деревенские Ромео и Джульетта
,
Три праведных
гребенщика
,
Платье делает людей
.
Деревенские Ромео и Джульетта (Romeo und Julia auf dem Dorfe. 1856)
— новелла, в которой стяжательским инстинктам, расчетливости и алчности Келлер
противопоставляет самозабвенную и чистую любовь двух молодых сердец,
олицетворяющих здоровое нравственное начало народа. В деревне, затерянной в
горах, живут по соседству две семьи. Девочка Френхен и мальчик Сали вместе
растут и играют, покуда отцы их работают на полях. Распахав свои участки,
крестьяне хотят захватить и пустошь, лежащую между их наделами. Отныне из друзей
они превращаются в непримиримых врагов, так как каждый хочет забрать спорную
землю. Борьба за собственность поглощает их: они начинают сутяжничать,
забрасывают хозяйство, разоряются. Но вражда отцов не может разлучить детей.
Юноша и девушка по-прежнему любят друг друга. Покинув город, куда его принудил
поехать отец, Сали возвращается в деревню к Френхен. Они вместе отправляются на
сельский праздник, где играют шутовскую свадьбу. Завершив свой единственный
счастливый день, понимая неотвратимость разлуки, они кончают с собой, утопившись
ночью в реке.
Три праведных гребенщика (Die drei gerechten Kammacher. 1856)
— городская новелла, где Келлер сатирически изобразил отсталый и косный мирок
обитателей Зельдвилы. К владельцу мастерской гребенок поступают три подмастерья,
пришедшие из Германии в поисках заработка. Всех их обуревает жажда
собственности. В погоне за наживой они трудятся не покладая рук, но за их счет
богатеет хозяин. Тогда, чтобы увеличить свои скромные сбережения, каждый из
троих решает жениться на старой деве, богатой прачке Цюзи Бюнцлин. Не зная, кому
отдать предпочтение, Цюзи назначает своим женихам испытание — им предстоит
соревноваться в беге. Услышав об этом, крошечный городок, жизнь в котором
подобна стоячему болоту, приходит в неописуемое возбуждение, и нелепая затея
прачки превращается в событие чуть ли не государственного значения. Побеждает
наиболее бессовестный и предприимчивый, нарушив правила честного соревнования.
Платье делает людей (Kleider machen Leute. 1873)
— новелла, построенная на противопоставлении видимости и сущности. Келлер
высмеивает людей, на которых производят большое впечатление знатное имя и
дворянский герб, чем душа самого человека. Портняжка-подмастерье Страпинский,
оставшись без работы, печально бредет из одного городка в другой. По дороге его
обгоняет пустая карета с графским гербом. Сжалившись над путником, шатающимся от
голода, кучер подвозит его к ближайшей гостинице. Здесь нищего портного
принимают за знатного графа. Тотчас же со всей округи к нему стекаются помещики
и коммерсанты. Новоявленному графу открывают неограниченный кредит, его окружают
лестью и подобострастием. Но как только раскрывается ошибка, все с презрением
отворачиваются от своего кумира, несмотря на то что он оказался человеком более
благородным, чем увивавшиеся вокруг него богачи.
Произведения
Избранные новеллы / Пер., вступ. ст. и примеч. Т.А.Андрианова. — М.; Л.:
Academia, 1934. — 623 с.; Избранное / Сост. и вступ. ст. В.Адмони. — Л.: Худож.
лит., 1988. — 461 с.; Зеленый Генрих / Пер. Ю.Афонькина и др.; Вступ. ст. Е.
Брандиса. — М.: Худож. лит., 1972. — 735 с. — (Б-ка всемирн. лит); Новеллы /
Вступ. ст. А.Левинтона. — Л.: Худож. лит., 1970. — 256 с. Sämtliche Werke: In 8
Bd.- Berlin: Aufbau-Verl., 1958-1961; Der grüne Heinrich / Mit einem Nachw. v.
J. Müller. — Leipzig: List, 1966. — 1017 S.; Kleider machen Leute. — М.: Verl.
für fremdspr. Lit., 1956. — 132 S.; Die Leute von Seldwyla. / Mit einer
Einfühnmg v. A. Zweig. — Berlin: Neues Leben, 1966.- 614 S.
Литература
Балашов Н. Новеллы Готфрида Келлера. — Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, 1956,
т. 52. Каф. зарубеж. лит., вып. 2, с. 109—160; Банникова Н. П. Творчество
Готфрида Келлера и становление метода критического реализма во второй половине
XIX века. — В кн.: Литература Швейцарии, М., 1969, с. 103-176.
Ackerknecht Е. Gottfried Keller: Geschichte seines Lebens. — Leipzig:
Insel-Verl., 1948. — 393 S.; Breitenbruch B. Gottfried Keller in
Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1974. — 186
S.; Fehr K. Gottfried Keller: Aufschlüsse und Deutungen. - Bern; München:
Francke, 1972. - 248 S.
КОНРАД ФЕРДИНАНД МЕЙЕР (CONRAD FERDINAND MEYER. 1825-1898)
— уроженец Цюриха, он вырос в семье государственного советника, историка. Мейер
изучал юриспруденцию, литературу, историю, много путешествовал. Писать он начал
сравнительно поздно, и уже на первых его произведениях лежит печать зрелости и
мастерства. К. Ф. Мейер — писатель преимущественно исторического плана,
черпавший сюжеты из эпохи средневековья, Возрождения, Реформации, из истории
XVII в. Мейер был одним из крупнейших новеллистов второй половины XIX в. и
незаурядным поэтом. Большинство его стихов носят новеллистический характер.
Таковы не только баллады (
Колокольчик
,
Старые швейцарцы
,
Роза из
Ньюпорта
), но и лирические стихи (
Сегодня
,
Ночные звуки
,
Майский день
,
Реквием
). Рассказы Мейера отличаются красотой и строгостью композиции,
лаконизмом. Он прекрасный стилист, тонкий рассказчик, умеющий передать колорит
различных эпох. Герои К. Ф. Мейера — люди большой энергии, воли и страсти.
Последние дни Гуттена (Huttens letzte Tage. 1871)
— поэма, написанная ямбическими двустишиями, посвящена последним дням Ульриха
фон Гуттена, поэта-гуманиста и воина эпохи немецкого Возрождения. Она построена
в форме его дневника.
После поражения рыцарского восстания 1523г. Гуттен бежит из Германии и перед
смертью находит приют в одном из протестантских кантонов Швейцарии. В дневнике
Гуттен вспоминает свой жизненный путь: дни детства, бегство из монастырской
школы, путешествия, выступления против Рима. Мейер убедительно передает
атмосферу и нравы Германии периода Реформации, Поэма, заканчивающаяся
предсмертным завещанием Гуттена, проникнута гуманизмом, идеей национального
единства Германии, страстным протестом против произвола.
Юрг Енач (Jürg Jenatsch. 1876)
— роман, в котором изображена Швейцария XVII в. под тяжестью испанской
оккупации. Юрг Енач, протестантский пастор, горячо поддерживает
народно-освободительное движение в Граубюндене. Во время резни, учиненной
католиками, погибает его жена. Это трагическое событие побуждает вчерашнего
проповедника оставить духовный сан, чтобы стать во главе протестантов, борющихся
за освобождение от испанского ига. В одной из схваток он убивает главу
католической партии Помпея Планта, дочь которого, Лукрецию, горячо любил в
юности. Преследуемый врагами, Енач бежит на чужбину. Ему удается получить
поддержку во Франции, и он возвращается на родину вместе с войсками, посланными
кардиналом Ришелье. Но, убедившись в том, что кардинал Ришелье задумал подчинить
Швейцарию французской короне, Енач идет на союз с Австрией и Испанией против
Франции. Патриотам удается освободить свою родину от французских войск, но сам
Енач погибает.
Женитьба монаха (Die Hochzeit des Mönchs. 1884)
— новелла, полная глубокого внутреннего драматизма. Ее сюжет заимствован из
флорентийской хроники. В ней воплощена тема верности призванию, к которой Мейер
не раз обращался в своих новеллах. Писатель прибегает к рамочной композиции,
вложив историю Асторре в уста Данте, рассказывающего ее придворным герцога
Веронского. Последний представитель знатного рода Вичедомини монах Асторре
против своей воли покидает монастырь и возвращается к светской жизни. Он
наследует большое состояние. Но, будучи вынужденным выполнить все обязанности
наследника, обручается с вдовой своего трагически погибшего старшего брата
Дианой, хотя уже давно любит другую девушку — Антиопу, с которой затем тайно
венчается. Асторре и Антиопа погибают во время свадебного пира от руки
оскорбленной Дианы и ее брата Джермано.
Произведения
Новеллы; Стихотворения / Ред., вступ. ст. и примеч. А. Гозенпуда. — Л.:
Гослитиздат, 1958. — 702 с.; [Стихи]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М.,
1977, с.749—752; Юрг Йенач / Пер. Н.Касаткиной; Предисл. и примеч. С. Раскиной.
— М.: Худож. лит., 1970. — 240 с.
Werke: In 2 Bd. / Ausgew. u. eingel. v. Н. Brandt.- Berlin;
Weimar: Aufbau-Verl., 1970; Die Hochzeit des Mönchs: Plautus im
Nonnenkloster. — Leipzig: Reclam, 1944. — 151 S.; Huttens letzte Tage. — Bern:
Benteli, 1970. — 775 S.; Jürg Jenatsch: Eine Bündnergeschichte. — Bern: Benteli,
1958. —
412 S.
Литература
Даибова М. X. Эстетические взгляды К. Ф. Мейера. — Учен. зап. МГПИ им.
В.И.Ленина, 1967, № 280, с. 323—329; Самарин Р.М.Конрад Фердинанд Мейер. — В
кн.: Литература Швейцарии, М., 1969, с. 177-204.
BrücknerH.D. Heldengestaltung im Prosawerk Conrad Ferdinand Meyers. — Bern:
Lang, 1970. — 117 S.; Hohenstein L. Conrad Ferdinand Meyer. — Bonn:
Athenaum-Verl., 1957. — 404 S.
ГЕРМАН ГЕССЕ ( HERMAN HESSE. 1877-1962)
— лауреат Нобелевской премии 1946 г., новеллист, романист, поэт, критик и
публицист. Все свое творчество он называл
затянувшейся попыткой рассказать
историю своего духовного развития
,
биографией души
. С 1919 г. Гессе жил в
Швейцарии; близость его к швейцарской литературной традиции несомненна. Но
духовной родиной Гессе была Германия, и его творчество — отражение трагической
судьбы немецкого народа и немецкой культуры XX в. Г. Гессе чутко реагировал на
социальные и духовные движения своего времени. Он был в числе
художников-гуманистов, предупреждавших об опасности милитаризма, шовинизма,
национал-социализма для судеб человечества. В его произведениях нашли отражение
существенные черты социально-политического и культурно-философского развития
Западной Европы первой половины XX в. Одна из основных тем творчества писателя —
судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в
капиталистическом мире. Эта проблема, к которой Гессе неоднократно будет
возвращаться,
стала центральной в раннем произведении писателя, романе
Петер Каменцинд
.
Первая мировая война оставила тяжелый след в сознании писателя.
Кровавая
бессмыслица войны и патриотический психоз
подорвали его доверие к читателям.
Я
стал сомневаться в том, что мы живем в одном мире, что они понимают меня
, —
писал Гессе в автобиографии. Гессе винит себя в том, что косвенно способствовал
идеологической беззащитности военного поколения. В романе
Степной волк
он
безжалостно разоблачает необоснованный оптимизм и предсказывает грандиозные
социальные потрясения, Вторую мировую войну. Самое значительное произведение
позднего периода творчества Гессе — монументальный социально-утопический роман
Игра в бисер
. В позднем творчестве Гессе обращается к поэзии. Лирика Гессе с
ее классической простотой, четкостью, музыкальностью и проникновенной
интимностью тона является, может быть, наиболее полным выражением его личности.
Гессе прошел долгий путь от романтического индивидуализма к утверждению
ответственности писателя за человека, за эпоху, за культуру.
Петер Каменцинд ( Peter Camenzind. 1904)
— книга, положившая начало литературной славе писателя, принадлежит к типу
романа воспитания
. Это история духовного формирования юноши из швейцарской
деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия,
но не находит воплощения своих идеалов ни в самом средоточии европейской
культуры — Париже, ни в более близкой ему Италии. Разочаровавшись в большом
свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Годы
странствий Петера Каменцинда — блуждания в поисках выхода из узкого
обывательского мирка, освобождения от рутины. Пройдя через горькие и трагические
разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как
непреходящих жизненных ценностей.
Степной волк (Der Steppenwolf. 1927)
— одно из первых произведений, открывающих собою линию так называемых
интеллектуальных романов о жизни человеческого духа, без которых нельзя
представить себе немецкоязычную литературу XX в. (
Доктор Фаустус
Т.Манна,
Смерть Вергилия
Г. Броха, проза М.Фриша). Период работы над книгой совпал с
тяжелым душевным кризисом писателя, нашедшим в романе своеобразное отражение.
Книга во многом автобиографична. Однако считать героя романа, Гарри Галлера,
двойником Гессе было бы ошибкой. Галлер, Степной волк, как он сам себя называет,
мятущийся, отчаявшийся художник, измученный одиночеством в окружающем его мире,
не находящий с ним общего языка. Действие романа охватывает около трех недель
жизни Галлера. Некоторое время Степной волк живет в небольшом городе, а затем
исчезает, оставив
Записки
, которые и составляют большую часть романа. Из
Записок
выкристаллизовывается образ талантливого человека, не способного
найти свое место в мире, человека, живущего мыслью о самоубийстве, для которого
каждый день становится мукой. Степной волк ждет только момента, чтобы покончить
со своей ненужностью, невозможностью либо соединиться с миром мещанства, либо
уйти от него. Последней каплей стал для него визит к университетскому
профессору. Все в его доме раздражает Галлера, и он уходит после того, как
шовинист-профессор начинает яростно нападать на автора прочтенных им антивоенных
статей, не подозревая, что автор — перед ним. Галлер мечется по городу и
неожиданно в одном из ресторанов встречает Гермину, благодаря которой оставляет
мысль о самоубийстве. Гермина учит Галлера видеть маленькие радости жизни, она
способна понять уставшую от одиночества душу Степного волка. Роман кончается
спектаклем в
магическом театре
саксофониста Пабло, друга Гермины.
Магический
театр
— символическая картина духа, вечных ценностей, мечты, наглядно
показавшая Галлеру его внутренний мир. Трагическая судьба Степного волка —
это, по выражению Гессе, свидетельство
невроза того поколения, к которому
принадлежит Галлер...
; его
Записки
—
документ времени
. Сделав объектом
изображения
болезнь эпохи
, Гессе полон решимости преодолеть ее, полон веры в
высокое назначение человека.
Игра в бисер (Das Glasperlenspiel. 1943)
— роман, в котором Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему —
как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной
цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры
высокий мир художественного творчества. История фантастической страны Касталии и
жизнеописание Иозефа Кнехта —
магистра игры
— якобы написаны
историком-касталийцем, живущим в неопределенном будущем. Историк
противопоставляет духовную жизнь Касталии буржуазной псевдокультуре XX в. с ее
продавшимися учеными и людьми искусства, с ее аморализмом и интеллектуальным
убожеством. Страна Касталия основана избранными высокообразованными людьми,
которые видят свою цель в сохранении духовных
ценностей человечества. Им чужд жизненный практицизм, они наслаждаются чистой
наукой, высоким искусством, сложной и мудрой игрой в бисер, игрой
со всеми
смысловыми ценностями нашей эпохи
. Реальный облик этой игры остается туманным.
Жизнь Кнехта —
магистра игры
— это история его восхождения к касталийским
высотам и ухода его из Касталии. Кнехт начинает понимать всю опасность
отчужденности касталийцев от жизни других людей.
Я жажду действительности
, —
говорит он. Кнехт становится наставником единственного сына своего друга
Дезиньори, чтобы воспитать из него человека действия, но вскоре трагически
гибнет в водах горного озера. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить
искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру.
Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры
требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги
Гессе, стремившегося в годы фашизма в
чумном отравленном мире
утвердить
высокие духовные ценности.
Произведения
Собрание сочинений: В 4 т. — СПб.: Северо-Запад, 1994; Избранное: Кнульп;
Курортник; Степной волк / Предисл. С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1977. — 411
с.; Игра в бисер / Пер. Д. Каравкиной, Вс. Розанова; Предисл. Е.Маркович. — М.:
Худож. лит., 1969. — 544 с.; Паломничество в страну Востока; Игра в бисер;
Рассказы / Сост. и авт. предисл. Н.Павлова. — М.: Радуга, 1984. — 592 с. —
(Мастера совр. прозы); Петер Каменцинд / Пер. М. Кадиш. — М.: Соврем, проблемы,
1910. — VIII, 214 с.; Письма по кругу: Худож. публицистика / Сост., авт.
предисл. и коммент. В.Д.Седельник. — М.: Прогресс, 1987. — 400 с.; Под колесами
/ Пер. В.Романова; Вступ. ст. Л.Черной. — М.: Гослитиздат, 1961. — 158 с.
Gesammelte Werke: In 12 Bd. — Frankfurt а/М.: Suhrkamp, 1970; Das
Glasperlenspiel. Versuch einer Lebensbeschreibung des Magisters Ludi Josef
Knecht samt Knechts hinterlassenen Schriften. — Frankfurt a/M.; Hamburg:
Fischer, 1970. — 445 S.; Peter Camenzind; Unterm Rad. — Berlin: Aufbau-Verl.,
1952. — 319 S.; Der Steppenwolf. — München: Deutscher Taschenbuch-Verl., 1964. —
183 S.
Литература
Березина А. Г. Герман Гессе. — Л.: Изд-во Ленингр. гос, ун-та, 1976. — 126 с.;
Седельник В. Д.
Герман Гессе и швейцарская литература. — М.: Высш. шк., 1970. — 92 с.
Baumer F. Hermann Hesse. — Berlin: Colloquim-Verl., 1959,— 94 S.;
Böttger F. Hermann Hesse.
Leben, Werk, Zeit- Berlin: Verl. der Nation, 1974.- 559 S.; Stolte Н. Hermann
Hesse. Weltscheu und Lebensliebe. — Hamburg: Hansa-Verl., 1971. — 287 S.
МАКС ФРИШ (МАХ FRISCH. 1911-1991)
— прозаик, драматург, публицист; писал на немецком языке. Уроженец Цюриха, он
изучал германистику в университете этого города, после не совсем удачного
литературного дебюта сменил профессию — стал архитектором. Окончательное
обращение к литературе происходит после войны. Фриш знакомится с Б. Брехтом, с
разных сторон получает новые творческие импульсы и пытается использовать их в
драматургических опытах (пьесы
Опять они поют
, 1946;
Когда закончилась
война<...
Закладка в соц.сетях