Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...ha: Českosl. spis., 1950-1961; Vybrané spisy:
V 4 sv.- Praha: SNKLHU, 1957; Babička.- Praha: Odeon, 1969. — 254 s.
Литература
Карская Т. С. Божена Немцова. — В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX
веков, М., 1963, с. 166—181; Фучик Ю. Борющаяся Божена Немцова.- В кн.: Фучик
Ю. Избранные очерки и статьи, М., 1950, с. 228-248.
Nejedlý Z. Božena Němcová.- Praha: SNKLHU, 1961.- 183 s.; Tille V. Božena
Němcová.- Vyd. 9.- Praha: Odeon, 1969. — 260 s.
КАРЕЛ ГАВЛИЧЕК-БОРОВСКИЙ (KAREL HAVLÍČEK BOROVSKÝ 1821-1856)
— поэт, активный общественный деятель и публицист, который сыграл выдающуюся
роль в развитии сатирического жанра в чешской литературе, внес в нее дух свежей,
боевой критики, ясность и бесстрашие в постановке общественных проблем. В своем
творчестве он выступал как последовательный и бесстрашный критик монархии,
полицейского произвола и Церкви. Жестокая критика политической, экономической и
культурной жизни Австро-Венгрии, разоблачение лжепатриотизма и ханжества
чешской буржуазии и мещанства - таково содержание художественных произведений
Гавличека и печатавшихся на страницах журналов
Народни новины
(1848—1850),
Шотек
(1849),
Словак
(1850—1851) публицистических статей. По приказу
австрийского правительства, которое всячески пыталось заглушить голос
мужественного писателя и публициста, он был сослан в глухой городок Бриксен в
Тироле. В ссылке (1851—1855) Гавличек написал обличительные поэмы-сатиры.
Тирольские элегии (Tyrolské elegie. 1852)
— поэма, в которой описан арест автора и ссылка его в далекий и глухой Бриксен.
Произведение едко высмеивает произвол австрийских властей, политический аппарат,
на который опиралась габсбургская монархия, подавляя непокорные славянские
нации, входившие в состав Австро-Венгрии.
Крещение святого Владимира (Křest svatého Vladimíra. 1854)
— одно из лучших произведений чешской сатирической литературы; представляет
собой яркую сатиру на различные общественно-политические институты австрийской
монархии — суд, министерства и т.д. С мастерством большого сатирика вскрывает
Гавличек социальную природу религии, помогающей держать народные массы в
покорности и повиновении. Бог изображен в поэме как слуга светской власти.
Действие поэмы перенесено в Древнюю Русь, однако подобная аллегория не мешала
чехам видеть в поэме Австрию с ее общественным строем и царящими в монархии
порядками.
Произведения
Избранное / Предисл. С.Никольского. — М.: Гослитиздат, 1957. — 207 с.;
Тирольские элегии / Предисл С.Никольского.- М.: Худож. лит., 1963.-223.;
[Фрагменты из поэмы].- В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.
728-732. Dilo: V 2 sv. — Praha: Českosl. spis., 1986.
Литература
Никольский С. Карел Гавличек-Боровский. — В кн.: Очерки истории чешской
литературы XIX—XX веков, М., 1963, с. 142—156; Чеканова Г. П. Карел
Гавличек-Боровский и царская цензура. — В кн.: Славянский архив, М., 1963, с.
165—175.
Beránková М. Karel Havlíček Borovský.- Praha: Horizont, 1973.- 99 s.; Řepková М.
Satira Havlíčka.- Praha: Academia, 1971.- 194 s.
ЯН НЕРУДА (JAN NERUDA. 1834-1891)
— писатель-реалист, вступил в литературу в 1850-е гг., в период жестокой
реакции. Выросший в одном из демократических районов Праги, на Малой стране,
писатель уже в юношеские годы
571
наблюдал тяжелую жизнь пражских бедняков. Мысль о праве чешского труженика на
счастье и уважение, уверенность в том, что смысл и ценность человеческой жизни
заключается в служении родине, идеалам свободы и прогресса,— таков лейтмотив
лирики Неруды и его прозы. Неруда стал создателем жанра социальной баллады, был
мастером юмористической повести и рассказа. За тридцать лет работы в ряде
периодических изданий им было написано свыше двух с половиной тысяч статей и
очерков, в которых он откликался на разнообразные явления культурной и
общественной жизни того времени. Оружием сатиры и смеха Неруда бичевал
проявления реакции, национального и социального гнета, пустоту, моральное
ничтожество и ограниченность интересов определенной части соотечественников.
Неруда требовал от искусства правдивости, высоких благородных идей и зрелого
художественного мастерства. Этим требованиям отвечало и его собственное
творчество, в котором сочетались безграничная верность своему народу и его
национальной культуре, величие мысли и простота формы.
Книги стихов (Knihy básní. 1868)
— сборник, состоящий из трех разделов:
Книга стихов эпических
,
Книга стихов
лирических и смешанных
,
Книга стихов на злобу дня
. Пестрые и многогранные в
тематическом отношении, эти стихи, написанные в разное время, проникнуты
искренней страстностью и верой Неруды в торжество демократии, правды и
справедливости, в лучшее будущее Чехии, в ее избавлении от национального и
социального гнета. В
Книгах стихов
он создает реалистические образы бедных,
измученных непосильным трудом и нищетой людей.
Малостранские повести (Povídky malostranské. 1878)
— сборник повестей и рассказов, в котором говорится о пошлости мещанского
мира с его преклонением перед богатством (
Она погубила нищего
) и презрением к
нищете (
Водяной
), сплетнями и интригами (
Неделя в тихом доме
), боязливой
неприязнью ко всему новому и необычному, нарушающему состояние привычного покоя
(
Как лавочник Ворел обкуривал свою трубку
). Неруда высмеивает сутяг и
бюрократов, чиновничий мир, в котором царят ложь, лицемерие и
низкопоклонство. Но в повестях нарисована и другая общественная среда — простые
труженики. Неруду привлекают их человечность, честность и бескорыстие, чувство
собственного достоинства.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост. и вступ. ст. А.Соловьевой. — М.: Гослитиздат, 1959;
Малостранские повести / Предисл. А.Соловьевой. — М.: Худож. лит., 1975. — 399
с.; Стихотворения; Рассказы; Малостранские повести; Очерки и статьи / Вступ. ст.
В. Завады; Сост. и примеч. А. Соловьевой. — М.: Худож. лит., 1975. — 494 с. —
(Б-ка всемирн. лит.).
Básně.- Praha: Českosl. spis., 1956.- 516 s.; Knihy básní.- Praha: Orbis, 1951.-
569 s.; Obrázky z domova i ciziny / Vybr., uspoř ., dosl. narjs. B. Svozil. —
Praha: Českosl. spis., 1984. — 614 s.; Obrazy ze života / Dosl. naps. B. Svozil.
— Praha: Českosl. spis., 1981. — 597 s.; Povídky malostranské — Praha-Odeon,
1975.- 211 s.
Литература
Соловьева А. Ян Неруда и утверждение реализма в чешской литературе. — М.: Наука,
1973. — 304 с.; Ян Неруда: Биобиблиогр. указ. / Сост. И. А. Шмелькова, П.Поглей.
— М.: ВГБИЛ, 1984 — 215 с.
Budín S. Jan Nerada a jeho doba.- Praha: SNKLHU, 1960.- 583 s.; Hamán A. Nerada
prozaik. -Praha: Odeon, 1968. — 211 s.; Špičák J. Čteni o Janu Nerudovi. —
Praha: Melantrich, 1985. — 354 s.
СВАТОПЛУК ЧЕХ (SVATOPLUK ČECH. 1846-1908)
— поэт и прозаик. Чех был страстным борцом за национальное освобождение
чешского и словацкого народов. Он твердо верил, что русские окажут братскую
помощь угнетенным чехам и словакам. Событием в чешской литературе стала поэма
Чеха
Лешетинский кузнец
(1883), в которой поэт рисует стихийную борьбу
чешских трудящихся против иноземного гнета. Эта поэма была конфискована сразу по
выходу в свет. Со страстными призывами к борьбе против национального и
социального гнета выступил Чех и в поэтических сборниках
Утренние песни
(1887)
и
Новые песни
(1888). Тогда же он создал и лучшее прозаическое произведение —
сатирическую поэму
Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в
XV столетие
(1889). Поэма
Песни раба
(1894) — вершина его поэтического
творчества. К числу лучших произведений поэта принадлежит также поэма
Косари
(1903), в которой показан протест батраков против
эксплуатации. В поэме
Степь
(1905—1907) Чех приветствовал русскую революцию
1905 г. и выражал уверенность в том, что славяне будут в авангарде борцов за
свободу и равенство народов мира.
Новое эпохальное путешествие пана Броучека, яа этот раз в XV столетие (Nový
epochální výlet pana Broučka tentokrát do patnáctého století. 1889)
— повесть, которую по жанру можно отнести к фантастической сатире. Пражский
домовладелец Броучек, выйдя ночью из пивной, свалился в бочку и уснул. Ему
приснилось, что, пройдя по длинному подземному коридору, он попал в гуситскую
Прагу XV в. Дальнейшее действие развивается на фоне исторических событий,
связанных с победой гуситов над войсками феодально-католической реакции в битве
у Витковой горы в 1420 г. Очутившись в Праге, в обстановке всенародной
борьбы чехов против иноземных захватчиков, Броучек действует как предатель
народа и трус. С большой теплотой и любовью Чех рисует образы гуситов, подлинных
защитников родины. Изображая борьбу пражан и таборитов за свободу в прошлом,
писатель призывал тем самым современников к борьбе за лучшую жизнь.
Песни раба (Písně otroka. 1894)
— поэма, написанная в форме аллегории; ее действие происходит в неопределенное
время в некой экзотической стране. Старый певец, раб, обращается к товарищам,
собравшимся после тяжелого трудового дня. В суровых, полных протеста и гнева
песнях старика Чех высказал свои заветные мысли о настоящем и будущем горячо
любимого им многострадального чешского народа. В поэме органически сливаются
темы национальной и социальной борьбы.
Произведения
Избранное / Предисл. и коммент. Л. Кишкина. — М.: Гослитиздат, 1954. — 606 с.;
Поэмы / Предисл. А.Смирновой. — М.: Гослитиздат, 1958. — 131 с.; Правдивое
описание путешествия пана Броучека на Луну; Новое эпохальное путешествие пана
Броучека, на этот раз в XV столетие. — Л.: Худож. лит., 1977. — 309 с.; [Стихи].
— В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.732—733. Básně. — Praha:
Českosl. spis., 1960. — 300 s.; Losos mého pradědečka: Výběr z povídek, črt a
fejtonů. — Praha- Mladá fronta, 1958. — 289 s.; Nový epochální výlet pana
Broučka tentokrát do patnáctého století. — Praha: SNKLHU, 1955,- 235 s.; Písně
otroka.- Praha: SNKLHU, 1955.- 99 s.
Литература
Кишкин Л. Сватоплук Чех, 1846—1908: Очерк жизни и творчества. — М.: Изд-во
АН СССР, 1959. — 250 с.; Шмелькова И.А. Сватоплук Чех: Биобиблиогр. указ. —
М.: Всесоюз. книж. палата, 1959.- 81 с.
Svatopluku Čechovi: Památník jednoty Svatopluka Čecha k uctěni 100. narozenin
básníkových / Uspoř .
J. Borecký a j. — Praha: Topičova edice, 1946. — 877 s.
АЛОИС ИРАСЕК (ALOIS JIRÁSEK. 1851-1930)
— учитель-историк по профессии, писатель, создавший ряд значительных
исторических романов. Его произведения охватили почти всю многовековую историю
Чехии с древнейших времен до 1848 г. Выходец из крестьянской семьи, он посвятил
свое творчество теме борьбы за социальное и национальное освобождение человека
труда. Широкие народные массы стали главным героем его произведений. Впервые в
чешской исторической науке и литературе он трактовал гуситское движение прежде
всего как общественное движение широких народных масс. В чешских трудящихся
Ирасек видел активную силу революции 1848 г. и национального возрождения.
Значительный вклад внес Ирасек и в развитие чешской реалистической драмы.
Подобно романам, его драмы прославляют трудолюбие, честность и патриотизм
простого человека. Правдивое освещение исторических и современных автору
событий сочетается в драмах с богатой фантазией, мягким юмором и злой
обличительной сатирой.
Псоглавцы (Psohlavci. 1884)
— одно из самых известных произведений писателя. Следовать патриотическим
заветам предков, быть смелым и бесстрашным в борьбе с врагом, мужественно
отстаивать свои права и идеалы — к этому призывает роман, повествующий о
героической битве ходов (жителей пограничных районов Чехии) с войском немецкого
феодала Ламмингера. Восстание ходов подавлено, но в народе продолжает жить
надежда на лучшее будущее родины. Образы храброго вождя повстанцев Яна Козины,
его матери и других героев свидетельствуют о высоком мастерстве
Ирасека-художника.
Против всех (Proti všem. 1892—1893)
— роман, пронизанный высокими свободолюбивыми идеями. Он явился яркой
художественной летописью основных этапов гуситского движения, его эволюции.
Автор показывает, как разрозненные отряды восставших превращаются в
организованную армию борцов, с честью проносят свои знамена до берегов Балтики и
с громкой славой возвращаются на родину. В обличительных тонах рисует Ирасек
антинародную политику чешской шляхты и богатых пражских горожан, порвавших с
гуситством тогда, когда движение стало угрожать их собственническим интересам.
Ф. Л. Век (F. L. Věk. 1888-1896)
— роман-хроника, в котором описывается жизнь чешского купца Ф. Л. Века,
воссоздается эпоха конца XVIII — начала XIX в. с ее наиболее характерными
социальными и политическими процессами. Роман знакомит читателя с жизнью
городка Добруши и Праги, городских низов и салонов высшей знати. Писатель
создает богатую галерею образов ученых и писателей, поэтов и композиторов,
издателей и купцов, лавочников, учителей и просто
маленьких людей
, чьи имена
затерялись в глухих закоулках истории. Роман свидетельствует о ясном понимании
Ирасеком народных истоков национального возрождения. С большой симпатией и
уважением отзывается Ирасек о русском народе. Картины пребывания русских в Чехии
во время наполеоновских походов, описание приезда Суворова в Прагу относятся к
лучшим страницам хроники.
Произведения
Сочинения: В 8 т. / Под ред. Б. Шуплецова, А.Павловича; Вступ. ст. Б.
Шуплецова. — М.: Гослитиздат, 1955—1958; Исторические произведения: Скалаки;
Псоглавцы; Философская история / Вступ. ст. и коммент. Р. Л. Филипчиковой. — М.:
Правда, 1989. — 573 с. Odkaz národu: Soubor spisů: V 32 sv. — Praha: Práce,
1949—1958.
Литература
Филипчикова Р.Л. Алоис Ирасек. — В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX
веков, М., 1963, с.310-328; Фучик Ю. Алоиз Ирасек. — В кн.: Фучик Ю. Избранные
очерки и статьи, М., 1950, с. 162-171.
Nejedlý Z. Čtyři studie o Al. Jiráskovi.- Praha: Svoboda, 1951.- 384 s.; Novotný
М. Roky Aloisa Jiráska. 1851-1930-1953.- Praha: Melantrich, 1953.- 451 s.
ПЕТР БЕЗРУЧ (PETR BEZRUČ. 1867-1958)
— поэт (его настоящее имя — Владимир Вашек), выступивший со своими стихами на
рубеже XIX—XX вв. от имени шахтеров Островского края, от имени 70 000 силезских
чехов, которых австро-венгерская монархия лишила всех прав, в том числе и права
говорить на родном языке. Под именем Петра Безруча, этого
бескидского Дон
Кихота
, как называл его Юлиус Фучик, скрывался почтовый чиновник, сын учителя
гимназии, известного ученого-слависта и патриота Антонина Вашека. Первым
литературным произведением Безруча были нравоописательные
Очерки о кафе
"Люстиг"
(1889), изданные под псевдонимом Ратибор Сук. Десять лет спустя в
журнале
Час
появились его стихи, подписанные Петр Безруч. В 1909 г. они вышли
отдельной книгой под названием
Силезские песни
. В 1915 г. Безруч был арестован
австрийским правительством по обвинению в государственной измене и почти год
провел в венской тюрьме. Ему были приписаны чужие крамольные стихи, но самой
веской уликой для обвинения автора в антиправительственных настроениях были
мятежные
Силезские песни
. В годы буржуазной Чехословацкой республики Безруч не
оставляет пера. Настроение радости по поводу национального освобождения
сменяется у поэта глубоким разочарованием, чувством неудовлетворенности (поэма
Голубая бабочка
, 1930; поэтический сборник
Паралипомены
, 1937—1938 и др.). В
1945 г. П. Безручу одному из первых было присвоено почетное звание Народного
писателя.
Силезские песни (Slezské písně. 1908)
— сборник, над которым автор продолжал работать едва ли не до конца жизни. Ядро
сборника (около 30 стихотворений) создавалось на рубеже XIX—XX вв., однако
каждое последующее издание дополнялось новыми стихами. Последние прижизненные
издания сборника содержат около девяноста стихотворений. Стихи Безруча передают
напряженный драматизм отношений между двумя мирами — тружеников и угнетателей;
они проникнуты предчувствием революционного взрыва. Лирический герой Безруча
слит с коллективом, в его социальном и нравственном облике угадываются черты
пролетария с его стихийным революционным сознанием. Образ
углекопа с гор
,
наделенный конкретными чертами рабочего, вырастает до символического обобщения
(
Острава
,
Я
,
Омерзительное явление
). В своих патриотических стихах поэт
выступает и как обличитель псевдопатриотизма чешской буржуазии (
День
Палацкого
,
Маскарад
).
Произведения
Силезские песни: Избранное / Вступ. ст. А.Соловьевой. — М.: Гослитиздат,
1955. — 166 с.; Силезские песни: Избранное / Вступ. ст. А.Суркова.- М.:
Гослитиздат, 1958.- 87 с.; [Стихи]. — В кн.: Поэзия социалистических стран
Европы, М., 1976, с. 471—473.
Básně.- Praha: Českosl. spis., 1964.- 178 s.; Slezské písně: Historický vývoj
textu / Připravili V.Ficek (a j.).- Ostrava: Profil, 1967.- 264 s.
Литература
Соловьева А. П. Петр Безруч. — В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX
веков, М., 1963 с. 328—339; Соловьева А. П. Русские переводы
Силезских песен
Петра Безруча. — В кн.: Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970, с.
178—189.
Buriánek F. Petr Bezrač.- Praha: Českosl. spis., 1957.- 213 s.; Frygiskou čapku
mám: Sborník k 110.
výročí narození a 20. výročí úmirtí Petra Bezruce. — Brno: Blok, 1978. — 430 s.;
Polák J. Petr Bezruč. — Praha: Melantrich, 1977. - 236 s.
ИВАН ОЛЬБРАХТ (IVAN OLBRACHT. 1882-1952)
— знаток народного языка, тонкий психолог, мастер увлекательного
повествования, один из крупнейших чешских прозаиков XX в. После Октябрьской
революции литературная деятельность Ольбрахта подчинена борьбе за
коммунистические идеалы. Кроме романов
Анна-пролетарка
и
Никола Шугай,
разбойник
, относящихся к лучшим достижениям чешской литературы 20—30-х гг.,
перу Ольбрахта принадлежат рассказы, наиболее известные из которых объединены в
сборники
О злых нелюдимах
(1913) и
9 веселых рассказов об Австрии и
республике
(1927), романы
Удивительная дружба актера Есениуса
(1918) и
Тюрьма темнейшая
(1916), ряд очерков и рассказов о Закарпатской Украине,
Очерки современной России
, полные глубокой симпатии к советским людям. Большой
талант публициста проявил Ольбрахт в выступлениях сначала в
социал-демократической, а потом в коммунистической прессе. В 1946 г. Ольбрахт
был удостоен звания Народного писателя Чехословакии.
Анна-пролетарка (Anna proletářka. 1928)
— книга, показывающая жизненный путь робкой, забитой служанки Анны, ставшей
сознательным борцом, и ее друга, рабочего-коммуниста Тоника. В романе нашли
яркое отражение бурные исторические события 1920 г., когда рабочее движение в
Чехословакии переживало подъем.
Никола Шугай, разбойник (Nikola Šuhaj, loupežník. 1933)
— роман, в котором рассказывается история действительно существовавшего
закарпатского крестьянина Шугая, ставшего разбойником, чтобы мстить богачам и
угнетателям и защищать бедняков и обиженных. В центре произведения, овеянного
поэзией народных легенд, красотой пейзажей Закарпатья,— эпический образ
народного мстителя за страдания простого люда. Мастерски соединяя
реалистические описания со сказочной народной фантастикой, Ольбрахт проводит
через все произведение мысль о никогда не прекращающейся борьбе народа за лучшее
будущее.
Произведения
Избранное / Сост и предисл. П.Клейнер. — М.: Гослитиздат, 1956. —
672 с.; Избранное / М. Майерова, И. Ольбрахт. - М.: Худож. лит., 1973. - 639
с. - (Б-ка лит. ЧССР); Анна-пролетарка: Роман о 1920 г. / Пер. Т. М. Аксель;
Вступ. ст. П.Клейнер.- М.: Гослитиздат, 1954.- 223 с.; Никола Шугай, разбойник:
Роман-баллада / Пер. Д. Горбова; Послесл. Р. Кузнецовой. - М.: Худож.
лит.; Прага: Одеон, 1983.- 188 с.
Spisy: V 15 sv.- Praha: Českosl. spis., 1951-1961.
Литература
Клейнер П. Иван Ольбрахт. — В кн.: Очерки истории чешской литературы XIX—XX
веков, М., 1963, с. 475-488.
Hnízdo V. Ivan Olbracht.- Praha: Melantrich, 1977.- 279 s.; Piša A. М. Ivan
Olbracht. - 2. vyd.- Praha: Českosl. spis., 1982.- 175 s.
ЯРОСЛАВ ГАШЕК (JAROSLAV HAŠEK. 1883-1923)
— знаменитый писатель, рано проявил дар сатирика и юмориста. Во многих чешских
журналах начала XX в. печатались его рассказы, фельетоны и юморески, зло и
остроумно высмеивающие австро-венгерских блюстителей власти и трусливых чешских
буржуа. Во время Первой мировой войны Гашек оказался в рядах австро-венгерской
армии, сдался в плен русским и вступил в формировавшиеся на Украине
чехословацкие части, которые должны были выступить против Австро-Венгрии.
Однако, неудовлетворенный политикой командования этих частей, он покинул Киев и
в марте 1918 г. приехал в Москву, где вступил в Чехословацкую коммунистическую
секцию РКП(б) и в рады Красной Армии. Гашек занимал в армии ответственные посты,
участвовал в красноармейской фронтовой печати. Огромный жизненный и политический
опыт, накопленный писателем за эти годы, позволил ему по возвращении на родину
после образования независимой Чехословакии приступить к работе над сатирической
эпопеей о бравом солдате Швейке, помог глубже осмыслить буржуазную
действительность, социальную политику эксплуататорского государства и его
институтов. Это произведение, принесшее Гашеку мировую славу, осталось
незаконченным из-за безвременной кончины писателя.
Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (Osudy dobrého vojáka
Švejka za světové války. 1921-1923)
— самое известное произведение Гашека. Пожалуй, нет такой страны, где
бы читатели не хохотали над приключениями мирного чешского обывателя Швейка,
посланного защищать Австро-Венгрию и
обожаемого
императора, до которого ему
нет никакого дела. Швейк борется против австро-венгерской военной машины
единственно доступным ему средством: доводит до абсурда все распоряжения
начальства преувеличенно точным их исполнением. Таков смысл бесчисленных
похождений Швейка, описанных часто с грубоватым солдатским юмором. Этим не
только достигается неисчерпаемый комизм образа Швейка, но и дается сатирически
обобщенное разоблачение всей прогнившей системы разваливающейся
полуфеодальной монархии. Наивный с виду Швейк постоянно торжествует над
представителями официальной власти вроде вечно пьяного фельдкурата Каца,
поручика с выразительной фамилией Дуб и многих других. Огромное общественное
значение книги Гашека заключается в ее обличительной направленности; в романе с
большой художественной силой выражен протест против войны и насилия.
Произведения
Собрание сочинений: В 6 т. / Сост. и вступ. ст. С. В. Никольского. — М.: Худож.
лит., 1983—1985; Сочинения: В 4 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. С. В.
Никольского. — М.: Правда, 1985; Похождения бравого солдата Швейка во время
мировой войны / Пер. и примеч. П. Богатырева; Вступ. ст. О.Малевича. — М.:
Худож. лит., 1980. — 752 с. — (Б-ка всемирн. лит.).
Spisy Jaroslava Haška: V 16 sv. — Praha: Českosl. spis., 1958—1968; Osudy
dobrého vojáka Švejka za světové války: V 4 d. — Praha: Českosl. spis., 1971.
Литература
Востокова С.Ярослав Гашек: Крит.-биогр. очерк. — М.: Худож. лит., 1964. — 183
с.; Пытлик Р. Гашек: Докум. повествование / Авториз. пер. и примеч.
О.М.Малевича. — М.: Мол. гвардия, 1977. — 301 с. — (Жизнь замечат. людей);
Пытлик Р. Швейк завоевывает мир / Пер. В. А. Мар-темьяновой. — М.: Книга, 1983.
— 236 с.; Ярослав Гашек: Библиогр. указ. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. /
Сост. И. В. Токсина, И. Л. Курант, Н. Л. Глазкова.- М.: ВГБИЛ, 1983.- 155 с.
Hajek J. Jaroslav Hašek.- Praha: Melantrich, 1983.- 324 s.; Soldán L. Jaroslav
Hašek.- Praha: Horizont, 1982. - 208 s.
КАРЕЛ ЧАПЕК (KAREL ČAPEK. 1890-1938)
— классик чешской литературы XX в., затрагивал в своем творчестве большие
общественные проблемы, создавал произведения, остро обличающие порядки
буржуазного общества. Особенно охотно обращался Чапек к жанру фантастического
романа, ставящего в гротескно-сатирической форме вопрос о судьбах цивилизации
(
Фабрика абсолюта
,
Кракатит
). В этом жанре написан и роман
Война с
саламандрами
, который, как и пьесы
Мать
и
Белая болезнь
, принадлежит к
крупнейшим достижениям европейско
...Закладка в соц.сетях