Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...té. — Prague, 1963. — 372
p.
ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР (GUILLAUME APOLLINAIRE. 1880-1918)
— псевдоним Вильгельма-Альберта-Владимира-Аполлинария Костровицкого. Его
творчество входит в тот ряд, который открывают поэмы
чистых форм
во главе с
Малларме и который завершается сюрреализмом. Важной стороной творчества
Аполлинера является глубокий и искренний драматизм человеческих переживаний и
желание вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал. Его стихи
музыкальны и разнообразны по ритму, но в отличие от
чистого ритма
символистов
они эмоционально содержательны и пролагают путь к лирическому эпосу XX в.
(Неруда, Незвал). Эпическое начало проявляется в развернутых картинах самых
разнообразных форм человеческой деятельности, в освоении сфер действительности,
до тех пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных
элементов. Своей тягой к
единодушию
, охвату
всего мира
Аполлинер близок
поэтам-унанимистам. Вместе с тем он продолжатель лирической романтически
индивидуалистской традиции, провозглашающей поэтическое творчество одной из
самых высших ценностей. У Аполлинера много стихотворений о поэте, о его месте в
обществе, о его роли в жизни человечества. В повести
Убитый поэт
(1916)
Аполлинер, противопоставляя художника обществу, пародирует формальные
эксперименты в поэзии и живописи. Он осуществляет, по словам В. Незвала,
великолепный синтез
камерной поэзии, сатиры, балладных форм, эпоса, внедряет
потрясающую политематичность
, где множество тем связываются друг с другом
при-хотливьыи и мимолетными ассоциациями, оставляя тем не менее впечатление
единства настроения. Поэт уитменовского
всеприятия
мира, Аполлинер смело
вводит в поэзию язык репортажа, стиль
549
газетной статьи, разговорной речи. Непринужденно и органически входят в
поэтическую ткань мгновенные снимки, непосредственно передающие беглые
впечатления, отрывочные разговоры, но все это активизируется страстной
эмоциональностью. Аполлинер живо откликался на актуальные для его времени
политические и социальные события, ему была чужда политическая
индифферентность. Он сумел правильно оценить Первую мировую войну, его
патриотизм свободен от шовинизма и национализма. Один из самых значительных
сборников поэта
Алкоголи
(1913) состоит из 49 стихотворений. Сборник объединен
общим лирическим настроением, страстным опьянением жизнью, стремлением связать
все происходящее в мире единым кругом поэтического вдохновения. Стихи этого
сборника, несмотря на большой хронологический диапазон, воспринимаются как
цельное произведение. По замыслу поэта, многие стихи должны были называться по
месяцам календаря французской революции. Поэма
Вандемьер
сохранила такое
название.
Кортеж
первоначально назывался
Брюмер
, соответствующее название
предполагалось и для стихотворения
Зона
, центрального в сборнике. Как и
другие произведения поэта, стихи
Алкоголей
примечательны богатством тем,
сочетанием лирики и повествования, рассказа. Некоторые из них (
Мост Мирабо
,
Песнь отвергнутого в любви
) обнаруживают близость к фольклорным традициям,
прямое обращение к народно-поэтическим источникам.
Произведения
Избранная лирика / Вступ. ст., сост. С. И. Великовского. — М.: Книга, 1985. —
396 с.; Стихи / Пер. М. П. Кудинова; Ст. и примеч. Н. И. Балашова. — М.: Наука,
1967. — 335 с. — (Лит. памятники); [Стихи]. — В кн.: Западноевропейская поэзия
XX века, М., 1977, с.551—563. Oeuvres poétiques / Texte établi et annoté par M.
Adema ed M. Décaudin; Préf. d'A.Billy. — Paris: Gallimard, 1956. - 1254 p.
Литература
Голенищев-Кутузов И. Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. — В кн.:
Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с. 417—429; Хартвиг Ю.
Аполлинер: Пер. с польск. / Предисл. Б.Песиса. — М.: Прогресс, 1971. — 447 с.
Adema P.-M. Guillaume Apollinaire.- Paris: La Table Ronde, 1968.- 384 p.;
Bonnefoy C. Apollinaire.- Paris: Éd. univ., 1969.- 126 p.; Pia P.Apollinaire
par lui-même. - Paris: Ed. du Seuil, 1969. — 190p.
РОЖЕ МАРТЕН ДЮ ГАР (ROGER MARTIN DU GARD. 1881-1958)
— глубокий и тонкий психолог, которому во французской литературе принадлежит
почетное место хранителя реалистических традиций. Его творчество насыщено
большими общественно-политическими проблемами. Вопросы морального и
общественного долга человека, его позиция в отношении действительности стоят в
центре произведений Роже Мартен дю Гара. Они неразрывно связаны с проникновением
большого художника в интеллектуальный, душевный мир героев, в их самые затаенные
переживания. По признанию самого писателя (
Литературные воспоминания
),
творчество Л. Толстого, его дар
всматриваться в самую глубину человеческого
существа
сыграли важнейшую роль в его творческом становлении. Роже Мартен дю
Гар родился в буржуазной семье. После занятия историей в Эколь де Шарт (в 1905
г. он получил диплом архивиста-палеографа) для него стало невозможным, как он
пишет об этом,
представлять себе современного человека в отрыве от общества и
своей эпохи
. В 1906 г. он начал работать над обширным романом
Житие святого
,
который так и остался незаконченным. Следующий роман —
Становление
(1908) —
прошел незамеченным. Первое значительное произведение Роже Мартен дю Гара,
роман
Жан Баруа
(1913), герой которого — молодой естествоиспытатель, а
впоследствии публицист — активно участвует в борьбе за пересмотр дела Дрейфуса.
Под конец жизни, однако, он отказывается от радикализма и бунтарства прежних лет
и умирает опустошенным и сломленным. В повести
Старая Франция
(1933) Мартен дю
Гар обращается к крестьянской теме. В ней мастерски нарисованы люди провинции —
мелкие рантье, фермеры, хозяйчики с их собственнической психологией. Роже Мартен
дю Гар — автор пьесы
Молчаливый
(1931) и др. Большую часть жизни писатель
провел в своей усадьбе Тертр и в Ницце. В период фашистской оккупации ему
пришлось часто менять место жительства, так как он числился в списках
подозрительных
. Смерть прервала работу над романом
Дневник полковника
Момора
, которому автор придавал большое значение. Роже Мартен дю Гар — лауреат
Нобелевской премии (1937). Мировую известность принес писателю роман
Семья
Тибо
.
Семья Тибо (Les Thibault. 1922-1940)
— многотомный роман-эпопея, создавался на протяжении почти двадцати лет и
отразил события первых десятилетий XX в. С первых частей история буржуазной
семьи становится историей ее
разложения. Описание распада семейных отношений приобретает глубокий
символический смысл. Если первые книги
Серая тетрадь
(1922),
Исправительная
колония
(1922) тяготеют к жанру семейной хроники, то в последних,
Лето 1914
года
(1936) и
Эпилог
(1940), судьбы героев оказываются непосредственно
связанными с судьбами Европы и Франции, что превращает эпопею в политический
роман. Прошедший школу Л.Толстого, Мартен дю Гар показывает огромные возможности
духовного расцвета личности, отдающей себя творческому труду. Мартен дю Гар
пишет в
Воспоминаниях
, что два главных героя его произведения воплощают две
противоположные сущности самого автора —
с одной стороны, стремление к
независимости, протесту, к неподчинению (Жак), с другой стороны, наследственное
чувство меры, приверженность к порядку (Антуан)
. Тончайшие оттенки отношений
сыновей, Жака и Антуана, с отцом, консервативным буржуа, непростые
взаимоотношения братьев, их любовные переживания — все это анализируется
художником глубоко, человечно, с необычайной проницательностью. Широкое
общественное звучание придает роману острое ощущение наступающих грандиозных
исторических перемен. Жак Тибо — бунтарь всегда и во всем. Он бескомпромиссен,
порывист и непримирим. Болезненно чуткий ко всякой несправедливости, Жак
приходит к социализму через любовь к людям. Он не приемлет войну и возлагает все
надежды на народные массы. В листовках, которые он собирается сбросить с
самолета, содержится обращение к солдатам воюющих сторон. Трагический исход
полета предопределен. Антуан, преданный своему делу врач, нашел в науке не
только призвание, но и смысл существования. Постепенно профессиональные заботы
ограничивают его кругозор, активность его оказывается в большой мере
направленной на личное преуспеяние. Однако четыре года
войны, возмущений,
раздумий
приводят его к полной переоценке ценностей. Отравленный газами,
умирающий, он приходит к резкому осуждению войны. Энтузиаст-ученый, но при этом
человек, всегда стремившийся остаться аполитичным, он перед смертью начинает
понимать Жака и думать о революционном изменении мира. В эпопее Мартена дю Гара
возникает множество характеров разных поколений буржуа, аристократии,
интеллигенции, воссозданных с глубоким пониманием роковой роли истории в судьбах
людей.
Произведения
Жан Баруа / Пер. М.Амаровой. — М.: Гослитиздат, 1958. — 383 с. — (Зарубежн.
роман XX в.); Семья Тибо: В 2 т. / Вступ. ст. Е.Гальпериной. — М.: Худож. лит.,
1972. — (Б-ка всемирн. лит.); То же: В 3 т. — М.: Правда, 1987; Старая Франция /
Пер. Б. П. Блока. — М.: Журн.-газ. объединение, 1936.- 134 с.
Oeuvres complètes: En 2 t. / Préf. A. Camus.- Paris: Gallimard, 1955; Les
Thibault: En 2 t. - M.: Éd. en langues étrang., 1960.
Литература
Наркирьер Ф. Роже Мартен дю Гар: Крит.-биогр. очерк. — М.: Гослитиздат, 1963. —
230 с.; Паевская А. В. Роже Мартен дю Гар: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст.
Н.М.Эйшискиной. — М.: Изд-во Всесоюзн. кн. палаты, 1958. — 44 с.
Borgal С. Martin du Gard. — Paris: Presses univ. de France, 1957. — 127 p.;
Brenner J. Martin du Gard. — Paris: Gallimard, 1961. — 236 p.
ЖАН ЖИРОДУ (JEAN GIRAUDOUX. 1882-1944)
— писатель и драматург, одна из самых заметных фигур художественной и
литературной жизни Франции в период между двумя войнами. Первым крупным успехом
Жироду стал роман
Симон Патетический
(1918) — во многом автобиографическое
повествование о провинциальном юноше, открывающем для себя богатства
человеческой мысли и культуры. Колоссальное влияние на писателя оказала Первая
мировая война. Он оставил три книги фронтовых воспоминаний:
Чтение для
призраков
(1917),
Амика Америка
(1919),
Восхитительная Клио
(1920).
Проблемы послевоенной амнезии и ответственности победителей занимают
центральное место в романе
Зигфрид и лимузенец
(1922; в рус. переводе:
Зигфрид и Лимузэн
), проникнутом откровенной ненавистью к недавним врагам: в
книге, которая лишь по недоразумению проходила по ведомству антивоенной
литературы, отстаивается точка зрения, что стать немцем — худшее из несчастий. В
творчестве Жироду этот роман занимает особое место: на основе сюжета о французе,
потерявшем память, писатель создал свою первую пьесу — с
Зигфрида
(1928)
начинается его карьера драматурга и многолетнее плодотворное сотрудничество с
выдающимся режиссером Луи Жуве. Уже на вершине славы Жироду создает по образцу
Версальского экспромта
Мольера
Парижский экспромт
(1937), где показывает
закулисную жизнь труппы, а также делится мыслями о природе и назначении театра.
Подобно многим драматургам своего времени, Жироду охотно обращается к вечным
сюжетам, черпая в мифологии и Библии материал для осмысления животрепещущих
проблем современности:
Амфитрион 38
(1929),
Юдифь
(1931),
Электра
(1937),
Содом и Гоморра
(1942—1943). По общему мнению критиков, слава
Жироду-драматурга затмила славу Жироду-романиста. Последней его пьесой стала
Безумная из Шайо
(1944), которую поставил в освобожденном Париже вернувшийся
из эмиграции Луи Жуве.
Белла (Bella. 1926)
— лучший роман Жироду, сохранивший все свои литературные достоинства, но в
значительной степени утерявший политическую актуальность. Для современников
споры о справедливости и надежности Версальского мирного договора имели
чрезвычайно важное значение: одни французы поддерживали агрессивного Пуанкаре
(фигурирует в романе под именем Ребендара, обрисованного в чрезвычайно резких
тонах), другие выступали сторонниками политиков умеренного толка — Бриана и
Бертело (последний стал прототипом старшего Дюбардо, к которому его сын Филипп,
прошедший через войну, относится с любовной иронией). Роман носит подзаголовок
История Фонтранжей
: это повествование о трех семьях, две из которых причастны
к устройству нового миропорядка, а третья остается поначалу в тени. Со смертью
Беллы, дочери Фонтранжа, вдовы Ребендара-младшего и возлюбленной Филиппа, на
первый план выходит ее отец, который впоследствии появится в двух романах
Жироду —
Эглантина
(1927) и
Лгунья
(1936) — уже в качестве много пережившего
и умудренного печальным опытом человека.
Троянской войны не будет (La guerre de Troie n'aura pas lieu. 1935)
— драма о всесилии Рока в атмосфере массового психоза. Гектор совершает,
казалось бы, невозможное, чтобы остановить нависшую над Троей войну, но все его
усилия оказываются тщетными: троянцы слишком большие
патриоты
, греки рвутся в
бой, пленившись золотыми храмами и житницами
азиатов
, боги разделились на две
партии и не способны договориться между собой, а потому отдают людям самые
противоречивые распоряжения. Что касается идеологов
прекраснейшей войны в
истории
, то их не может остановить даже смерть: поэт Демокос ценой собственной
жизни платит за провокацию, последствия которой будут воспеты не троянским, а
греческим аэдом.
Произведения
Бэлла: Роман / Пер. З.Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927. — 193 с.; Зигфрид и
Лимузэн: Роман / Пер. С. Я. Парнок и З.А. Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927.
— 258 с.; Пьесы / Вступ. ст. А.Д.Михайлова. — М.: Искусство, 1981. — 646 с.;
Сюзанна-островитянка / Пер. М. И. Барской и Л.И.Вольской; Под ред. Б.Лившица. —
Л.: Б-ка всемирн. лит., 1928. — 314 с. Bella. — Paris: Grasset, 1926. — 236 p.;
L'École des indifférants. — Paris: Grasset, 1922. — 225 p.; Églantine. — Paris:
Grasset, 1927. — 230 p.; La Menteuse, suivi de les Gracques. — Paris: Grasset,
1958. — 232 p.; Oeuvres choisies / Сост. и предисл. T. Б. Проскурниковой. — М.:
Progrès, 1980. — 469 p.; Siegfried et le Limousin. — Paris: Grasset, 1922. — 299
p.; Suzanne et le Pacifique. — Paris: Emile-Paul, 1925. — 297 p.; Théâtre
complet / Préf. de J.-P. Giraudoux; Introd. gén. de J. Body; Éd. publ. sous la
dir. de J. Body. — Paris: Gallimard, 1982. — 1854 p.
Литература
Моруа А. Жан Жироду. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с.
279—304. Albérès R.-M. Esthétique et morale chez J. Giraudoux. — Paris: Nizet,
1957. — 569 p.; Body J. Jean Giraudoux. La légende et le secret. — Paris:
Presses univ., 1986. — 176 p.; Robichez J. Le théâtre de Giraudoux.- Paris:
SEDES-CDU, 1976.- 290 p.
АНДРЕ МОРУА (ANDRÉ MAUROIS. 1885-1967)
— псевдоним Эмиля Герцога. Признанный мастер и великолепный стилист французской
прозы, в молодости он работал в качестве администратора на фабрике своих
родителей, но оставил ее, чтобы стать профессиональным литератором. Первые
романы Моруа отражают опыт Первой мировой войны, участником которой он был.
Человек энциклопедических знаний, знаток литературы и истории, Моруа является
классиком биографического жанра, автором романов, новелл, эссе,
литературоведческих и публицистических статей, ряда исторических трудов. В годы
Второй мировой войны Моруа занял антифашистскую позицию. В эмиграции, в США,
писатель продолжал литературную и общественную деятельность. Романы Моруа
(наиболее известный из них —
Превратности любви
, 1928) посвящены жизни высших
кругов буржуазного общества. Их отличает изящная ироничность, тонкий анализ
оттенков любви и ревности, который становится еще более психологически
углубленным, когда Моруа обращается к своему излюбленному приему — освещению
событий разными действующими лицами. Но славу Моруа принесли его
романы-биографии, посвященные историческим деятелям (Лиотэ, Дизраэли), ученым
(Флеминг), но более всего писателям. Он создает их живые образы, используя
большой документальный материал — дневники, письма, воспоминания современников и
пр. Моруа стал мастером жанра, в котором черты психологического романа сливаются
с историческим исследованием. Характер этих книг во многом эволюционировал на
протяжении длинной творческой жизни писателя. В его первых биографиях —
Ариэль,
или Жизнь Шелли
(1923) и
Байрон
(1930) — исторический и общественный фон
жизни писателей был очерчен поверхностно. Революционность Шелли отходила на
задний план, оттесненная раскрытием чисто человеческих черт поэта, которого
Моруа изобразил чуждым жизненной практике, абстрактным бунтарем. Очень интересно
обрисован Байрон с его сложным внутренним миром, бурными страстями, страданиями.
По мере того как разворачивается нить повествования о жизни Байрона, все
явственнее начинает звучать тема бунтаря, борца за свободу. В 1965 г. Моруа
опубликовал последнее биографическое произведение, завершающее цикл
жизнеописаний великих людей, —
Прометей, или Жизнь Бальзака
. На очень большом
материале автор строит биографию Бальзака, показывая глубину конфликта великого
писателя с буржуазной Францией, раскрывая процесс рождения образов
Человеческой
комедии
, связь конфликтов и эпизодов эпопеи с фактами жизни Бальзака. За
несколько дней до смерти Моруа написал последнюю строку
Мемуаров
.
Произведения
Собрание сочинений: В 6 т. / Сост. и общ. ред. М. Н. Ваксмахера. — М.: Пресса,
1992; Жизнь Александра Флеминга / Пер. И.Эрбург. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 331
с. — (Жизнь замечат. людей); Превратности любви; Семейный круг / Пер. и примеч.
Е. А. Гунста; Вступ. ст. Л.Зониной. — М.: Худож. лит., 1966. — 447 с.; Фиалки по
средам: Рассказы / Послесл. И. Шкунаевой. —
М.: Мир, 1964. — 160 с.; Шестьдесят лет моей литературной жизни: Сб. статей /
Сост. и предисл. Ф. С. Наркирьера. - М.: Прогресс, 1977.- 295 с.
Oeuvres complètes: En 16 t. — Paris: Grasset, 1950—1955; Une carrière et autres
nouvelles / Предисл. Т.Балашовой. — М.: Progrès, 1975. — 271 p.
Литература
Левянт М. Я. Мастерство Моруа-биографа. — В кн.: Эстетические позиции и
творческий метод писателя, М., 1972, с. 92—104; Лещинская Г. И. Андре Моруа:
Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. Ф. Наркирьера. — М.: Книга, 1977. — 63 с.;
Наркирьер Ф. С. Андре Моруа. — М.: Худож. лит., 1974.- 218 с.
Droit M. André Maurois. — Paris: Éd. univ. de France, 1953. — 150 p.; Suftel
J. André Maurois. — Paris: Flammarion, 1963. — 202 p.
ФРАНСУА МОРИАК (FRANÇOIS MAURIAC. 1885-1970)
— писатель-католик. Талант Мориака, одного из образованнейших писателей
Франции, многообразен: начав с поэзии, он утвердился в литературе как прозаик.
Ему принадлежат и драматические, и публицистические произведения, труды на темы
религии, морали, истории литературы. Христианско-католические настроения,
отразившиеся в его творчестве, были воспитаны в нем с детства. Выходец из
зажиточной бордоской буржуазной среды, он вырос в религиозной католической семье
деда. В 1933 г. Мориак стал членом Французской академии, а в 1952 г. — лауреатом
Нобелевской премии. Мориак всегда занимал достойную позицию, проявляя
благородство и мужество в тяжелые периоды политической жизни Франции и других
стран. Он был сторонником испанских республиканцев, выступал в защиту алжирского
народа, участвовал в движении Сопротивления во время немецкой оккупации,
напечатав в подпольном издании публицистическую книгу
Черная тетрадь
(1943),
осуждающую фашизм и коллаборационизм. Мориак наблюдателен, прекрасно знает
среду, в которой действуют его герои, убедительно мотивирует причудливые пути,
по которым движется их душевная жизнь. Эти мотивировки носят морально-этический
характер, но по существу они социальны. В поле зрения художника — мир
провинциальной, в частности бордоской, буржуазии и мещанства. Хотя картины
человеческих отношений, которые рисует Мориак, замкнуты в границах буржуазной
семьи, распад ее становится выражением кризиса общественной морали. Помимо
Клубка змей
(1925) и
Терезы Дескейру
(1927) этот мотив особенно сильно
звучит в романе
Дорога в никуда
(1939).
Тереза Дескейру (Thérèse Desqueyroux. 1927)
— роман, исполненный глубокого социального звучания, хотя внешне создается
впечатление, что писатель сосредоточен лишь на морально-религиозных проблемах и
анализе порочной психики
героев. Тереза, сильная и волевая женщина, стремится к яркой, духовно богатой
жизни, но не может оторваться от мещанского окружения. Ее угнетает тоскливое
существование обитателей типично провинциального городка,
где нет ничего
живого, кроме перелетных птиц
, прозаичный муж, одинаково расчетливый и в
хозяйственных делах, и в своих чувствах к жене. Отец, в котором Тереза пыталась
найти поддержку, поспешил отказаться от дочери, боясь за свою карьеру. Тереза
бесконечно одинока, и ее желание бороться за душевную свободу принимает
извращенное и безнравственное направление. Хотя роман начинается с оправдания
героини, обвиненной в том, что она медленно отравляла своего мужа лекарствами,
читатель убежден, что она — убийца! Чувство одиночества и отчужденности не
покидает ее и тогда, когда она вырывается в Париж, об утонченной и
высокоинтеллектуальной жизни которого мечтала. Печальная судьба Терезы снова
возникает перед читателем в романе
Конец ночи
.
Клубок змей (Le noeud de vipères. 1932)
— роман, построенный как исповедь старого адвоката, человека смертельно
больного, одинокого, несмотря на то что он окружен большой семьей. Семья,
принужденная в какой-то мере соблюдать интересы, касающиеся каждого из ее
членов, постепенно превращается в
клубок змей
. Ненависть — вот слово,
возникающее не раз, когда Мориак с блестящим мастерством воссоздает эти
бесчеловечные отношения. Страх перед тем, что адвокат
из ненависти
оставит семью без наследства, объединяет
клубок змей
в отвратительной
стратегии
войны за деньги
. Здесь и вымогательства, и угрозы, и, наконец,
разговор о сумасшедшем доме, куда бы неплохо засадить отца. Сам адвокат,
затравленный семьей,
утверждает себя
, терзая наследников сомнениями и даже
пытаясь оставить деньги побочному сыну, трусливому ничтожеству. Это ему не
удается, и в конце романа, обратясь к Богу, он решает дело в пользу семьи.
Фигура адвоката, незаурядного человека, — художественное достижение Мориака.
Произведения
Агнец / Пер. Л.Лунгиной; Предисл. В.Лакшина. — М.: Известия, 1983. — 128 с.;
Дорога в никуда: Романы, повесть, статьи / Вступ. ст. Ф. Наркирьера, А.Строева.
— М.: Правда, 1989. — 557 с.; Матерь; Пустыня любви; Тереза Дескейру; Клубок
змей / Сост. и вступ. ст. О.Тимофеевой. — М.: Худож. лит., 1981. — 463 с.; Не
покоряться ночи: Худож. публицистика / Сост. и коммент. И. С. Ковалевой, В. Е.
Балахонова; Предисл. В. Е. Балахонова. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.; Тереза
Дескейру; Фарисейка; Мартышка; Подросток былых времен / Сост. М. Ваксмахер;
Предисл. Л.Андреева. — М.: Прогресс, 1971. — 505 с.
Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Les chemins de la mer. — M.: Progrès,
1966. — 411 p.; Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Le sagouin; Un
adolescent d'autrefois. — M.: Progrès, 1975. — 447 p.
Литература
Кирнозе 3. И. Франсуа Мориак. — М.: Высш. школа, 1970. — 78 с.; Моруа А. Франсуа
Мориак. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 306—333; Наркирьер
Ф. С. Франсуа Мориак.- М.: Худож. лит., 1983.- 228 с.; Шкунаева И.Д. Эволюция
Франсуа Мориака.- В кн.: Шкунаева И. Д. Современная французская литература, М.,
1961, с. 264—316. Alyn M. François Mauriac: Une étude et un choix de textes. —
Paris: Seghers, I960. — 221 p.; Majault J. Mauriac et l'art du roman. — Paris:
Laffont, 1946. — 287 p.; Simon P-Н Mauriac par lui-même — Paris: Ed. du Seuil,
1953.- 191 p.
СЕН-ЖОН ПЕРС (SAINT-JOHN PERSE. 1887-1975)
— дипломат и поэт. Алексис Сенлеже Леже (таково его настоящее имя) родился и
провел детство на Гваделупе; образование получил во Франции, где создал цикл
стихов
Картинки для Крузо
(1904). Благодаря знакомству с П.Клоделем и Ф.
Жаммом он сблизился с кругом писателей из издательства
Галлимар
, где и вышел
его первый сборник
Хвалы
(1911), замеченный Прустом и Аполлинером. Перс
выступил поэтом приятия и прославления жизни, оставаясь чуждым бунтарскому духу
авангардизма. С 1914 г. Перс на дипломатической службе: секретарь посольства в
Пекине (1916—1921), директор дипломатического кабинета Аристида Бриана
(1925—1932), генеральный секретарь министерства иностранных дел (1933—1940);
имел звание посла Франции. В годы Второй мировой войны Перс, непримиримый враг
...Закладка в соц.сетях