Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №68

té. — Prague, 1963. — 372
p.
ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР (GUILLAUME APOLLINAIRE. 1880-1918)
— псевдоним Вильгельма-Альберта-Владимира-Аполлинария Костровицкого. Его
творчество входит в тот ряд, который открывают поэмы чистых форм во главе с
Малларме и который завершается сюрреализмом. Важной стороной творчества
Аполлинера является глубокий и искренний драматизм человеческих переживаний и
желание вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал. Его стихи
музыкальны и разнообразны по ритму, но в отличие от чистого ритма символистов
они эмоционально содержательны и пролагают путь к лирическому эпосу XX в.
(Неруда, Незвал). Эпическое начало проявляется в развернутых картинах самых
разнообразных форм человеческой деятельности, в освоении сфер действительности,
до тех пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных
элементов. Своей тягой к единодушию, охвату всего мира Аполлинер близок
поэтам-унанимистам. Вместе с тем он продолжатель лирической романтически
индивидуалистской традиции, провозглашающей поэтическое творчество одной из
самых высших ценностей. У Аполлинера много стихотворений о поэте, о его месте в
обществе, о его роли в жизни человечества. В повести Убитый поэт (1916)
Аполлинер, противопоставляя художника обществу, пародирует формальные
эксперименты в поэзии и живописи. Он осуществляет, по словам В. Незвала,
великолепный синтез камерной поэзии, сатиры, балладных форм, эпоса, внедряет
потрясающую политематичность, где множество тем связываются друг с другом
при-хотливьыи и мимолетными ассоциациями, оставляя тем не менее впечатление
единства настроения. Поэт уитменовского всеприятия мира, Аполлинер смело
вводит в поэзию язык репортажа, стиль

549


газетной статьи, разговорной речи. Непринужденно и органически входят в
поэтическую ткань мгновенные снимки, непосредственно передающие беглые
впечатления, отрывочные разговоры, но все это активизируется страстной
эмоциональностью. Аполлинер живо откликался на актуальные для его времени
политические и социальные события, ему была чужда политическая
индиффе­рентность. Он сумел правильно оценить Первую мировую войну, его
патриотизм свободен от шовинизма и национализма. Один из самых значительных
сборников поэта Алкоголи (1913) состоит из 49 стихотворений. Сборник объединен
общим лирическим настроением, страстным опьянением жизнью, стремлением связать
все происходящее в мире единым кругом поэтического вдохновения. Стихи этого
сборника, несмотря на большой хронологический диапазон, восприни­маются как
цельное произведение. По замыслу поэта, многие стихи должны были называться по
месяцам календаря французской революции. Поэма Вандемьер сохранила такое
название. Кор­теж первоначально назывался Брюмер, соответствующее название
предполагалось и для стихо­творения Зона, центрального в сборнике. Как и
другие произведения поэта, стихи Алкоголей примечательны богатством тем,
сочетанием лирики и повествования, рассказа. Некоторые из них (Мост Мирабо,
Песнь отвергнутого в любви) обнаруживают близость к фольклорным традициям,
прямое обращение к народно-поэтическим источникам.
Произведения
Избранная лирика / Вступ. ст., сост. С. И. Великовского. — М.: Книга, 1985. —
396 с.; Стихи / Пер. М. П. Кудинова; Ст. и примеч. Н. И. Балашова. — М.: Наука,
1967. — 335 с. — (Лит. памятники); [Стихи]. — В кн.: Западноевропейская поэзия
XX века, М., 1977, с.551—563. Oeuvres poétiques / Texte établi et annoté par M.
Adema ed M. Décaudin; Préf. d'A.Billy. — Paris: Gallimard, 1956. - 1254 p.
Литература
Голенищев-Кутузов И. Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. — В кн.:
Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с. 417—429; Хартвиг Ю.
Аполлинер: Пер. с польск. / Предисл. Б.Песиса. — М.: Прогресс, 1971. — 447 с.
Adema P.-M. Guillaume Apollinaire.- Paris: La Table Ronde, 1968.- 384 p.;
Bonnefoy C. Apollinai­re.- Paris: Éd. univ., 1969.- 126 p.; Pia P.Apollinaire
par lui-même. - Paris: Ed. du Seuil, 1969. — 190p.
РОЖЕ МАРТЕН ДЮ ГАР (ROGER MARTIN DU GARD. 1881-1958)
— глубокий и тонкий психолог, которому во французской литературе принадлежит
почетное место хранителя реалистических традиций. Его творчество насыщено
большими общественно-политичес­кими проблемами. Вопросы морального и
общественного долга человека, его позиция в отношении действительности стоят в
центре произведений Роже Мартен дю Гара. Они неразрывно связаны с проникновением
большого художника в интеллектуальный, душевный мир героев, в их самые затаенные
переживания. По признанию самого писателя (Литературные воспоминания),
творчество Л. Толстого, его дар всматриваться в самую глубину человеческого
существа
сыграли важнейшую роль в его творческом становлении. Роже Мартен дю
Гар родился в буржуазной семье. После занятия историей в Эколь де Шарт (в 1905
г. он получил диплом архивиста-палеографа) для него стало невозможным, как он
пишет об этом, представлять себе современного человека в отрыве от общества и
своей эпохи
. В 1906 г. он начал работать над обширным романом Житие святого,
который так и остался незаконченным. Следующий роман — Становление (1908) —
прошел незамеченным. Первое значительное произведение Роже Мартен дю Гара,
роман Жан Баруа (1913), герой которого — молодой естествоиспытатель, а
впоследствии публицист — активно участвует в борьбе за пересмотр дела Дрейфуса.

Под конец жизни, однако, он отказывается от радикализма и бунтарства прежних лет
и умирает опустошенным и сломленным. В повести Старая Франция (1933) Мартен дю
Гар обращается к крестьянской теме. В ней мастерски нарисованы люди провинции —
мелкие рантье, фермеры, хозяйчики с их собственнической психологией. Роже Мартен
дю Гар — автор пьесы Молчаливый (1931) и др. Большую часть жизни писатель
провел в своей усадьбе Тертр и в Ницце. В период фашистской оккупации ему
пришлось часто менять место жительства, так как он числился в списках
подозрительных. Смерть прервала работу над романом Дневник полковника
Момора
, которому автор придавал большое значение. Роже Мартен дю Гар — лауреат
Нобелевской премии (1937). Мировую известность принес писателю роман Семья
Тибо
.
Семья Тибо (Les Thibault. 1922-1940)
— многотомный роман-эпопея, создавался на протяжении почти двадцати лет и
отразил события первых десятилетий XX в. С первых частей история буржуазной
семьи становится историей ее

550


разложения. Описание распада семейных отношений приобретает глубокий
символический смысл. Если первые книги Серая тетрадь (1922), Исправительная
колония
(1922) тяготеют к жанру семейной хроники, то в последних, Лето 1914
года
(1936) и Эпилог (1940), судьбы героев оказываются непосредственно
связанными с судьбами Европы и Франции, что превращает эпопею в политический
роман. Прошедший школу Л.Толстого, Мартен дю Гар показывает огромные возможности
духовного расцвета личности, отдающей себя творческому труду. Мартен дю Гар
пишет в Воспоминаниях, что два главных героя его произведения воплощают две
противопо­ложные сущности самого автора — с одной стороны, стремление к
независимости, протесту, к неподчинению (Жак), с другой стороны, наследственное
чувство меры, приверженность к порядку (Антуан)
. Тончайшие оттенки отношений
сыновей, Жака и Антуана, с отцом, консервативным буржуа, непростые
взаимоотношения братьев, их любовные переживания — все это анализируется
художником глубоко, человечно, с необычайной проницательностью. Широкое
общественное зву­чание придает роману острое ощущение наступающих грандиозных
исторических перемен. Жак Тибо — бунтарь всегда и во всем. Он бескомпромиссен,
порывист и непримирим. Болезненно чуткий ко всякой несправедливости, Жак
приходит к социализму через любовь к людям. Он не приемлет войну и возлагает все
надежды на народные массы. В листовках, которые он собирается сбросить с
самолета, содержится обращение к солдатам воюющих сторон. Трагический исход
полета предопределен. Антуан, преданный своему делу врач, нашел в науке не
только призвание, но и смысл существования. Постепенно профессиональные заботы
ограничивают его кругозор, актив­ность его оказывается в большой мере
направленной на личное преуспеяние. Однако четыре года войны, возмущений,
раздумий
приводят его к полной переоценке ценностей. Отравленный газами,
умирающий, он приходит к резкому осуждению войны. Энтузиаст-ученый, но при этом
человек, всегда стремившийся остаться аполитичным, он перед смертью начинает
понимать Жака и думать о революционном изменении мира. В эпопее Мартена дю Гара
возникает множество характеров разных поколений буржуа, аристократии,
интеллигенции, воссозданных с глубоким пониманием роковой роли истории в судьбах
людей.
Произведения
Жан Баруа / Пер. М.Амаровой. — М.: Гослитиздат, 1958. — 383 с. — (Зарубежн.
роман XX в.); Семья Тибо: В 2 т. / Вступ. ст. Е.Гальпериной. — М.: Худож. лит.,
1972. — (Б-ка всемирн. лит.); То же: В 3 т. — М.: Правда, 1987; Старая Франция /
Пер. Б. П. Блока. — М.: Журн.-газ. объединение, 1936.- 134 с.
Oeuvres complètes: En 2 t. / Préf. A. Camus.- Paris: Gallimard, 1955; Les
Thibault: En 2 t. - M.: Éd. en langues étrang., 1960.
Литература
Наркирьер Ф. Роже Мартен дю Гар: Крит.-биогр. очерк. — М.: Гослитиздат, 1963. —
230 с.; Паевская А. В. Роже Мартен дю Гар: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст.
Н.М.Эйшискиной. — М.: Изд-во Всесоюзн. кн. палаты, 1958. — 44 с.
Borgal С. Martin du Gard. — Paris: Presses univ. de France, 1957. — 127 p.;
Brenner J. Martin du Gard. — Paris: Gallimard, 1961. — 236 p.
ЖАН ЖИРОДУ (JEAN GIRAUDOUX. 1882-1944)
— писатель и драматург, одна из самых заметных фигур художественной и
литературной жизни Франции в период между двумя войнами. Первым крупным успехом
Жироду стал роман Симон Патетический (1918) — во многом автобиографическое
повествование о провинциальном юноше, открывающем для себя богатства
человеческой мысли и культуры. Колоссальное влияние на писателя оказала Первая
мировая война. Он оставил три книги фронтовых воспоминаний: Чтение для
призраков
(1917), Амика Америка (1919), Восхитительная Клио (1920).
Проблемы после­военной амнезии и ответственности победителей занимают
центральное место в романе Зигфрид и лимузенец (1922; в рус. переводе:
Зигфрид и Лимузэн), проникнутом откровенной ненавистью к недавним врагам: в
книге, которая лишь по недоразумению проходила по ведомству антивоенной
литературы, отстаивается точка зрения, что стать немцем — худшее из несчастий. В
творчестве Жироду этот роман занимает особое место: на основе сюжета о французе,
потерявшем память, писатель создал свою первую пьесу — с Зигфрида (1928)
начинается его карьера драматурга и многолетнее плодотворное сотрудничество с
выдающимся режиссером Луи Жуве. Уже на вершине славы Жироду создает по образцу
Версальского экспромта Мольера Парижский экспромт (1937), где показывает
закулисную жизнь труппы, а также делится мыслями о природе и назначении театра.

Подобно многим драматургам своего времени, Жироду охотно обращается к вечным

551


сюжетам, черпая в мифологии и Библии материал для осмысления животрепещущих
проблем современности: Амфитрион 38 (1929), Юдифь (1931), Электра (1937),
Содом и Гоморра (1942—1943). По общему мнению критиков, слава
Жироду-драматурга затмила славу Жироду-романиста. Последней его пьесой стала
Безумная из Шайо (1944), которую поставил в освобож­денном Париже вернувшийся
из эмиграции Луи Жуве.
Белла (Bella. 1926)
— лучший роман Жироду, сохранивший все свои литературные достоинства, но в
значительной степени утерявший политическую актуальность. Для современников
споры о справедливости и надежности Версальского мирного договора имели
чрезвычайно важное значение: одни французы поддерживали агрессивного Пуанкаре
(фигурирует в романе под именем Ребендара, обрисованного в чрезвычайно резких
тонах), другие выступали сторонниками политиков умеренного толка — Бриана и
Бертело (последний стал прототипом старшего Дюбардо, к которому его сын Филипп,
прошедший через войну, относится с любовной иронией). Роман носит подзаголовок
История Фонтранжей: это повествование о трех семьях, две из которых причастны
к устройству нового миропорядка, а третья остается поначалу в тени. Со смертью
Беллы, дочери Фонтранжа, вдовы Ребендара-младшего и возлюбленной Филиппа, на
первый план выходит ее отец, который впос­ледствии появится в двух романах
Жироду — Эглантина (1927) и Лгунья (1936) — уже в качестве много пережившего
и умудренного печальным опытом человека.
Троянской войны не будет (La guerre de Troie n'aura pas lieu. 1935)
— драма о всесилии Рока в атмосфере массового психоза. Гектор совершает,
казалось бы, невоз­можное, чтобы остановить нависшую над Троей войну, но все его
усилия оказываются тщетными: троянцы слишком большие патриоты, греки рвутся в
бой, пленившись золотыми храмами и житницами азиатов, боги разделились на две
партии и не способны договориться между собой, а потому отдают людям самые
противоречивые распоряжения. Что касается идеологов прекрасней­шей войны в
истории
, то их не может остановить даже смерть: поэт Демокос ценой собственной
жизни платит за провокацию, последствия которой будут воспеты не троянским, а
греческим аэдом.
Произведения
Бэлла: Роман / Пер. З.Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927. — 193 с.; Зигфрид и
Лимузэн: Роман / Пер. С. Я. Парнок и З.А. Вершининой. — М.; Л.: Госиздат, 1927.
— 258 с.; Пьесы / Вступ. ст. А.Д.Михайлова. — М.: Искусство, 1981. — 646 с.;
Сюзанна-островитянка / Пер. М. И. Барской и Л.И.Вольской; Под ред. Б.Лившица. —
Л.: Б-ка всемирн. лит., 1928. — 314 с. Bella. — Paris: Grasset, 1926. — 236 p.;
L'École des indifférants. — Paris: Grasset, 1922. — 225 p.; Églantine. — Paris:
Grasset, 1927. — 230 p.; La Menteuse, suivi de les Gracques. — Paris: Grasset,
1958. — 232 p.; Oeuvres choisies / Сост. и предисл. T. Б. Проскурниковой. — М.:
Progrès, 1980. — 469 p.; Siegfried et le Limousin. — Paris: Grasset, 1922. — 299
p.; Suzanne et le Pacifique. — Paris: Emile-Paul, 1925. — 297 p.; Théâtre
complet / Préf. de J.-P. Giraudoux; Introd. gén. de J. Body; Éd. publ. sous la
dir. de J. Body. — Paris: Gallimard, 1982. — 1854 p.
Литература
Моруа А. Жан Жироду. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с.
279—304. Albérès R.-M. Esthétique et morale chez J. Giraudoux. — Paris: Nizet,
1957. — 569 p.; Body J. Jean Giraudoux. La légende et le secret. — Paris:
Presses univ., 1986. — 176 p.; Robichez J. Le théâtre de Giraudoux.- Paris:
SEDES-CDU, 1976.- 290 p.
АНДРЕ МОРУА (ANDRÉ MAUROIS. 1885-1967)
— псевдоним Эмиля Герцога. Признанный мастер и великолепный стилист французской
прозы, в молодости он работал в качестве администратора на фабрике своих
родителей, но оставил ее, чтобы стать профессиональным литератором. Первые
романы Моруа отражают опыт Первой мировой войны, участником которой он был.
Человек энциклопедических знаний, знаток литературы и истории, Моруа является
классиком биографического жанра, автором романов, новелл, эссе,
лите­ратуроведческих и публицистических статей, ряда исторических трудов. В годы
Второй мировой войны Моруа занял антифашистскую позицию. В эмиграции, в США,
писатель продолжал литера­турную и общественную деятельность. Романы Моруа
(наиболее известный из них — Превратности любви, 1928) посвящены жизни высших
кругов буржуазного общества. Их отличает изящная ироничность, тонкий анализ
оттенков любви и ревности, который становится еще более психоло­гически
углубленным, когда Моруа обращается к своему излюбленному приему — освещению

552


событий разными действующими лицами. Но славу Моруа принесли его
романы-биографии, по­священные историческим деятелям (Лиотэ, Дизраэли), ученым
(Флеминг), но более всего писателям. Он создает их живые образы, используя
большой документальный материал — дневники, письма, воспоминания современников и
пр. Моруа стал мастером жанра, в котором черты психологического романа сливаются
с историческим исследованием. Характер этих книг во многом эволюционировал на
протяжении длинной творческой жизни писателя. В его первых биографиях — Ариэль,
или Жизнь Шелли
(1923) и Байрон (1930) — исторический и общественный фон
жизни писателей был очерчен поверхностно. Революционность Шелли отходила на
задний план, оттесненная рас­крытием чисто человеческих черт поэта, которого
Моруа изобразил чуждым жизненной практике, абстрактным бунтарем. Очень интересно
обрисован Байрон с его сложным внутренним миром, бурными страстями, страданиями.

По мере того как разворачивается нить повествования о жизни Байрона, все
явственнее начинает звучать тема бунтаря, борца за свободу. В 1965 г. Моруа
опубликовал последнее биографическое произведение, завершающее цикл
жизнеописаний великих людей, — Прометей, или Жизнь Бальзака. На очень большом
материале автор строит биографию Бальзака, показывая глубину конфликта великого
писателя с буржуазной Францией, раскрывая процесс рождения образов Человеческой
комедии
, связь конфликтов и эпизодов эпопеи с фактами жизни Бальзака. За
несколько дней до смерти Моруа написал последнюю строку Мемуаров.
Произведения
Собрание сочинений: В 6 т. / Сост. и общ. ред. М. Н. Ваксмахера. — М.: Пресса,
1992; Жизнь Александра Флеминга / Пер. И.Эрбург. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 331
с. — (Жизнь замечат. людей); Превратности любви; Семейный круг / Пер. и примеч.
Е. А. Гунста; Вступ. ст. Л.Зониной. — М.: Худож. лит., 1966. — 447 с.; Фиалки по
средам: Рассказы / Послесл. И. Шкунаевой. —
М.: Мир, 1964. — 160 с.; Шестьдесят лет моей литературной жизни: Сб. статей /
Сост. и предисл. Ф. С. Наркирьера. - М.: Прогресс, 1977.- 295 с.
Oeuvres complètes: En 16 t. — Paris: Grasset, 1950—1955; Une carrière et autres
nouvelles / Предисл. Т.Балашовой. — М.: Progrès, 1975. — 271 p.
Литература
Левянт М. Я. Мастерство Моруа-биографа. — В кн.: Эстетические позиции и
творческий метод писателя, М., 1972, с. 92—104; Лещинская Г. И. Андре Моруа:
Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. Ф. Наркирьера. — М.: Книга, 1977. — 63 с.;
Наркирьер Ф. С. Андре Моруа. — М.: Худож. лит., 1974.- 218 с.
Droit M. André Maurois. — Paris: Éd. univ. de France, 1953. — 150 p.; Suftel
J. André Maurois. — Paris: Flammarion, 1963. — 202 p.
ФРАНСУА МОРИАК (FRANÇOIS MAURIAC. 1885-1970)
— писатель-католик. Талант Мориака, одного из образованнейших писателей
Франции, многооб­разен: начав с поэзии, он утвердился в литературе как прозаик.
Ему принадлежат и драматические, и публицистические произведения, труды на темы
религии, морали, истории литературы. Христианско-католические настроения,
отразившиеся в его творчестве, были воспитаны в нем с детства. Выходец из
зажиточной бордоской буржуазной среды, он вырос в религиозной католической семье
деда. В 1933 г. Мориак стал членом Французской академии, а в 1952 г. — лауреатом
Нобелев­ской премии. Мориак всегда занимал достойную позицию, проявляя
благородство и мужество в тяжелые периоды политической жизни Франции и других
стран. Он был сторонником испанских республиканцев, выступал в защиту алжирского
народа, участвовал в движении Сопротивления во время немецкой оккупации,
напечатав в подпольном издании публицистическую книгу Черная тетрадь (1943),
осуждающую фашизм и коллаборационизм. Мориак наблюдателен, прекрасно знает
среду, в которой действуют его герои, убедительно мотивирует причудливые пути,
по которым движется их душевная жизнь. Эти мотивировки носят морально-этический
характер, но по существу они социальны. В поле зрения художника — мир
провинциальной, в частности бордоской, бур­жуазии и мещанства. Хотя картины
человеческих отношений, которые рисует Мориак, замкнуты в границах буржуазной
семьи, распад ее становится выражением кризиса общественной морали. Помимо
Клубка змей (1925) и Терезы Дескейру (1927) этот мотив особенно сильно
звучит в романе Дорога в никуда (1939).
Тереза Дескейру (Thérèse Desqueyroux. 1927)
— роман, исполненный глубокого социального звучания, хотя внешне создается
впечатление, что писатель сосредоточен лишь на морально-религиозных проблемах и
анализе порочной психики

553


героев. Тереза, сильная и волевая женщина, стремится к яркой, духовно богатой
жизни, но не может оторваться от мещанского окружения. Ее угнетает тоскливое
существование обитателей типично провинциального городка, где нет ничего
живого, кроме перелетных птиц
, прозаичный муж, одинаково расчетливый и в
хозяйственных делах, и в своих чувствах к жене. Отец, в котором Тереза пыталась
найти поддержку, поспешил отказаться от дочери, боясь за свою карьеру. Тереза
бесконечно одинока, и ее желание бороться за душевную свободу принимает
извращенное и безнравственное направление. Хотя роман начинается с оправдания
героини, обвиненной в том, что она медленно отравляла своего мужа лекарствами,
читатель убежден, что она — убийца! Чувство одиночества и отчужденности не
покидает ее и тогда, когда она вырывается в Париж, об утонченной и
высокоинтеллектуальной жизни которого мечтала. Печальная судьба Терезы снова
возникает перед читателем в романе Конец ночи.
Клубок змей (Le noeud de vipères. 1932)
— роман, построенный как исповедь старого адвоката, человека смертельно
больного, одинокого, несмотря на то что он окружен большой семьей. Семья,
принужденная в какой-то мере соблюдать интересы, касающиеся каждого из ее
членов, постепенно превращается в клубок змей. Нена­висть — вот слово,
возникающее не раз, когда Мориак с блестящим мастерством воссоздает эти
бесчеловечные отношения. Страх перед тем, что адвокат из ненависти
оставит семью без наследства, объединяет клубок змей в отвратительной
стратегии войны за деньги. Здесь и вымогательства, и угрозы, и, наконец,
разговор о сумасшедшем доме, куда бы неплохо засадить отца. Сам адвокат,
затравленный семьей, утверждает себя, терзая наследников сомнениями и даже
пытаясь оставить деньги побочному сыну, трусливому ничтожеству. Это ему не
удается, и в конце романа, обратясь к Богу, он решает дело в пользу семьи.

Фигура адвоката, незаурядного человека, — художественное достижение Мориака.
Произведения
Агнец / Пер. Л.Лунгиной; Предисл. В.Лакшина. — М.: Известия, 1983. — 128 с.;
Дорога в никуда: Романы, повесть, статьи / Вступ. ст. Ф. Наркирьера, А.Строева.
— М.: Правда, 1989. — 557 с.; Матерь; Пустыня любви; Тереза Дескейру; Клубок
змей / Сост. и вступ. ст. О.Тимофеевой. — М.: Худож. лит., 1981. — 463 с.; Не
покоряться ночи: Худож. публицистика / Сост. и коммент. И. С. Ковалевой, В. Е.
Балахонова; Предисл. В. Е. Балахонова. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.; Тереза
Дескейру; Фарисейка; Мартышка; Подросток былых времен / Сост. М. Ваксмахер;
Предисл. Л.Андреева. — М.: Прогресс, 1971. — 505 с.
Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Les chemins de la mer. — M.: Progrès,
1966. — 411 p.; Thérèse Desqueyroux; Le noeud de vipères; Le sagouin; Un
adolescent d'autrefois. — M.: Progrès, 1975. — 447 p.
Литература
Кирнозе 3. И. Франсуа Мориак. — М.: Высш. школа, 1970. — 78 с.; Моруа А. Франсуа
Мориак. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 306—333; Наркирьер
Ф. С. Франсуа Мори­ак.- М.: Худож. лит., 1983.- 228 с.; Шкунаева И.Д. Эволюция
Франсуа Мориака.- В кн.: Шкунаева И. Д. Современная французская литература, М.,
1961, с. 264—316. Alyn M. François Mauriac: Une étude et un choix de textes. —
Paris: Seghers, I960. — 221 p.; Majault J. Mauriac et l'art du roman. — Paris:
Laffont, 1946. — 287 p.; Simon P-Н Mauriac par lui-même — Paris: Ed. du Seuil,
1953.- 191 p.
СЕН-ЖОН ПЕРС (SAINT-JOHN PERSE. 1887-1975)
— дипломат и поэт. Алексис Сенлеже Леже (таково его настоящее имя) родился и
провел детство на Гваделупе; образование получил во Франции, где создал цикл
стихов Картинки для Крузо (1904). Благодаря знакомству с П.Клоделем и Ф.
Жаммом он сблизился с кругом писателей из издательства Галлимар, где и вышел
его первый сборник Хвалы (1911), замеченный Прустом и Аполлинером. Перс
выступил поэтом приятия и прославления жизни, оставаясь чуждым бунтарскому духу
авангардизма. С 1914 г. Перс на дипломатической службе: секретарь посольства в
Пекине (1916—1921), директор дипломатического кабинета Аристида Бриана
(1925—1932), генеральный секретарь министерства иностранных дел (1933—1940);
имел звание посла Франции. В годы Второй мировой войны Перс, непримиримый враг

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.