Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...Paris: Nizet, 1983. — 153 p.;
Mauriac C. Le Sage. Le diable boiteux,— In: Mauriac C. De la littérature à
l'alittérature, Paris, 1969, p. 113—126.
502
ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА МОНТЕСКЬЕ (CHARLES-LOUIS DE SECONDAT MONTESQUIEU.
1689-1755)
— просветитель, автор политических и художественных произведений. Ведущее место
среди них принадлежит книгам
О духе законов
(1748) и
Рассуждения о причинах
величия и упадка римлян
(1734).
Рассуждения
направлены против теологической
концепции истории у Боссюэ. Монтескье много сделал для научного осмысления
исторического процесса, его книга представляет собой одну из ранних работ по
философии истории. Придавая большое значение субъективным факторам и отдельной
личности, он считает, что в основе исторической эволюции лежат естественные
причины. Книга
О духе законов
оказала существенное влияние на формирование
западноевропейского конституционализма и либерализма. Для нее характерен синтез
демократического парламентаризма (основные положения книги Монтескье вошли в
конституции некоторых европейских стран) с определенной идеализацией монархии.
Считая монархическую власть организующей силой общества, философ все же
высказывается в пользу превосходства древних республик над монархической формой
правления. В 1775 г. Монтескье пишет поэмы в прозе
Книдский храм
и
Путешествие на Пафос
, выдержанные в гедонистическом, эпикурейском духе,
господствовавшем в то время в дворянских салонах. Эстетические взгляды писателя
получили отражение в трактате
Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства
(1753). В основном это произведение выдержано в духе классицизма, но во многом
возвещает уже предромантические идеи. Монтескье высказывается не только за
гармонию и классицистическую уравновешенность и симметрию, но также и за
неожиданность эффектов и некоторую небрежность письма.
Персидские письма (Lettres persanes. 1721)
— эпистолярный роман, основное художественное произведение Монтескье.
Altier A. Claudel. - Paris: Seghers, 1968. - 190 p.; Becker A. Claudel et
l'interlocuteur invisible. — Paris: Nizet, 1974. — 348 p.; Mercier-Campiche M.
Le théâtre de Claudel. — Paris: Pauvert, 1968. — 276 p.
АНДРЕ ЖИД (ANDRÉ GIDE. 1869-1951)
— один из создателей модернистского романа, лауреат Нобелевской премии (1947).
Дебютировал в литературе сборником стихотворений
Тетради Андре Вальтера
(1891), изданным анонимно.
На протяжении шестидесяти лет жизни в литературе Жид несколько раз менял
эстетические ориентации и опровергал самого себя, чем заслужил прозвище
изменчивого Протея
, равно как и обвинения в безответственном релятивизме.
Ранний роман
Болота
(1895) знаменует прощание писателя с символизмом: Жид с
глубокой иронией воссоздает хорошо знакомую ему атмосферу литературных салонов,
в которых задыхается главный герой, пытающийся написать роман
Болота
(этот же
прием будет использован в романе
Фальшивомонетчики
). Подлинным началом своей
литературной деятельности Жид считал поэму в прозе
Яства земные
(1897), где
выражена восторженная любовь к природе и человеку, освободившемуся от рабских
пут фальшивой морали. В психологическом романе
Имморалист
(1902) Жид
подвергает критическому анализу ницшеанские идеи: его
сверхчеловек
обретает
все радости жизни, но достигает своей цели за счет предательства. Это первое
произведение Жида, снискавшее известность у читателей, а не только в узких
литературных кругах. Большой резонанс имели книги
Путешествие в Конго
(1927)
и
Возвращение с озера Чад
(1928), где описано удручающее положение
колонизированных народов. Первая мировая война поколебала уверенность Жида в
том, что художник должен находиться вне истории, а бурные события 1930-х гг.
привели его в стан левой интеллигенции: он подписывает бесчисленные декларации и
манифесты, участвует в работе парижского Конгресса писателей в защиту культуры
(1935), публикует в 1932 г. статью
Страницы из дневника
, где признается в
пылкой любви к стране победившего социализма. Посетив объект своей
мечты
в
1936 г., Жид после мучительных сомнений и колебаний издает книгу
Возвращение из
СССР
, которая сразу же стала сенсацией и вызвала чрезвычайно резкую полемику.
Отличаясь повышенной чувствительностью к любой лжи, писатель сумел разглядеть
унизительную бедность народа, появление
новой разновидности сытой рабочей
буржуазии
и
новой разновидности аристократии
, соглашательство и конформизм,
атмосферу всеобщей подозрительности и подавление всякого инакомыслия. После
выхода этой книги Жид надолго становится
персоной нон фата
в СССР, хотя прежде
был в числе самых издаваемых авторов. Пережив глубокое разочарование, писатель
отходит от политики, сосредоточившись на эстетических проблемах. Общее
направление его поисков — от стихии лирической к стихии драматической, от
импрессионизма к экспрессионизму. Чрезвычайно характерно в этом смысле
обращение к драме: Жид около двадцати лет работал над переводом
Гамлета
и
создал драматическое переложение
Процесса
Кафки, рассматривая свою
интерпретацию как вариант шекспировского мифа. Духовным завещанием писателя
стали
Осенние листки
(1947) — своеобразное
евангелие
веры в достоинство
человека, который может опираться лишь на собственные силы, ибо только в нем
продолжает жить Бог.
Подземелья Ватикана (Les caves du Vatican. 1914)
— фантастический гротеск, которому автор дал подзаголовок
соти
(в русском
переводе —
небылица
; на самом деле — название средневекового аллегорического
фарса, девизом которого было
Глупость правит миром
). Все персонажи
проверяются отношением к выдумке группы мошенников о том, что папа Лев XIII
заточен в подземельях Ватикана коварными франкмасонами, замыслившими сорвать
католическое возрождение
, а престол святого Петра занимает двойник-самозванец.
Люди играют навязанные самим себе роли, подчиняясь диктату фальшивых убеждений:
апостол
свободной
мысли мгновенно излечивается от неверия, а затем с такой же
легкостью отрекается от вымученной набожности; высоконравственный писатель с
восторгом принимает философию
бесцельного действия
, которую развивает Лафкадио
Влуики — молодой человек, считающий себя
аристократом духа
, свободным от
общепринятых моральных норм.
Фальшивомонетчики (Les faux-monnayeurs. 1926)
— главный и
единственный
роман Жида. Был задуман как продолжение
Подземелий
Ватикана
, но стал совершенно самостоятельным произведением. Его основная
идея — подмена, обесценивание, инфляция — реализуется в сложном сцеплении
человеческих связей. В повествование о писателях Эдуарде (который пишет роман
под названием
Фальшивомонетчики
) и Пассаване, имеющих свой круг интересов и
привязанностей, вклиниваются авантюра с фальшивыми монетами, в которую ловкий и
бесчестный Струвилу втягивает школьников; трагическая история мальчика Бориса,
покончившего самоубийством в результате злого розыгрыша своих товарищей;
рассказ о любовных интрижках неудачливого Винцента. В романе
господствует принцип
двойного освещения
, при котором никакой позитивный вывод
невозможен: это отказ от панорамы за счет
живописи
, где форма и цвет предмета
зависят от колебаний светотени. Хронология сознательно нарушается в силу
отсутствия последовательно фиксированного действия. Автор ощущает себя не
демиургом и творцом, а свидетелем событий, не подлежащих какой бы то ни было
моральной оценке.
Произведения
Собрание сочинений: В 4 т. / Вступ. ст. И. И. Анисимова. — Л.: Худож. лит.,
1935—1936; Избранные произведения / Сост. и Послесл. Л.Токарева. — М.: Панорама,
1993. — 512 с.; Подземелья Ватикана; Фальшивомонетчики; Возвращение из СССР /
Сост. и вступ. ст. Л. Н. Токарева. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 638 с.;
Фальшивомонетчики; Тесные врата: Сборник / Сост., предисл. В. А. Никитина. — М.:
Прогресс, 1991. — 714 с.
Oeuvres complètes: En 15 t. / Éd. augm. de textes inédits établie par L.
Martin-Chauffier. — Paris: NRF, 1933-1939; Journal, 1889-1939.- Paris:
Gallimard, 1970.- 1738 p.; Journal, 1939-1949; Souvenirs.- Paris: Gallimard,
1972.- 1280 p.
Литература
Кирнозе З. И. Последний среди классиков, первый среди модернистов (об Андре Жиде
и его романе
Фальшивомонетчики
). — В кн.: Кирнозе З.И. Французский роман XX
века (Годы 20—30-е. Проблемы жанра), Горький, 1977, с. 110—126.
Brée G. André Gide. L'insaisissable Protée. — Paris: Les Belles lettres, 1953. —
369 p.; Keypour N. D. André Gide: Écriture et réversibilité dans
Les
faux-monnayeurs
. — Paris: Didier, 1980. — 261 p.; Martin du Gard R. Notes sur
André Gide, 1913-1951.- Paris: Gallimard, 1951.- 151 p.; Moutote D. Le Journal
de Gide et les problèmes du moi (1889-1925).- Paris: PUF, 1968.- 679 p.; Thierry
J. J. André Gide.- Paris: Hachette, 1986.- 210 p.
ПОЛЬ ВАЛЕРИ (PAUL VALÉRY. 1871-1945)
— сын таможенного чиновника, в детстве хотел стать моряком, окончил Школу права
в Монпелье. Там он познакомился с Пьером Луисом, который стал его другом на всю
жизнь, представил его Андре Жиду и ввел в кружок Стефана Малларме. Первые
стихотворения Валери напечатаны в символистском журнале
Ла Конк
. Успех,
казалось бы, подтвердил литературное призвание Валери, однако внезапно в 1892 г.
его охватил глубокий внутренний кризис; он бросил занятия поэзией и целиком
посвятил себя изучению математики. Лишь впоследствии стало известно, что он
долгие годы вел литературные дневники, которые и по сей день недостаточно
изучены. В 1895 г. он пишет
Введение в метод Леонардо да Винчи
, а в 1897 г. —
Методическую победу
, эссе об экономической мощи Германии. Чиновник военного
министерства с 1895 г. по 1900 г., Поль Валери становится секретарем директора
агентства
Гавас
и занимает этот пост вплоть до 1922 г. В 1917 г. он
возвращается к поэзии, опубликовав поэму
Молодая парка
. Написанная после
длительного молчания, она сразу же получила признание и принесла поэту славу.
Поэма развивается как перенасыщенный монолог, в котором теряются точки
соприкосновения с реальным миром, мысли повторяются и самоотражаются, что
сближает поэму с традиционными произведениями символистов: ускользающие смыслы
предметов являются в ней в перспективе взаимоотражающих зеркал. Поэму называют
иногда
поэмой удвоения
или
драмой удвоения
. В 1920 г. Валери печатает под
названием
Альбом старых стихов
написанные им еще в молодости произведения. За
этим следует ряд книг:
Эвпалинос, или архитектор
(1921), самый значительный
его цикл стихотворений
Очарования
(1922),
Душа и танец
(1923), диалоги в
прозе. С 1924 г. по 1944 г. он пишет разнообразные статьи и эссе, которые в
настоящее время публикуют под общим названием
Разнообразное
(
Варьете
). Эти
заметки демонстрируют разносторонность интересов Поля Валери, прекрасного
стилиста, интересующегося одновременно науками и искусством, размышляющего о
музыке и живописи (он был также неплохим гравером и рисовальщиком). Из своих
литературных дневников он выделил и опубликовал несколько сюжетов, в частности
Ромбы
(1926),
Аналекта
(1927),
Новые ромбы
(1927),
Умолчания
(1930),
Взгляд на современный мир
(1931),
Злые мысли
(1942),
Такой, какой есть
(1943). В 1925 г. его избирают во Французскую академию, в 1937 г. он становится
преподавателем Коллеж де Франс, где читает курс поэтики. В 1941 г. он написал
драматическое произведение
Мой Фауст
. Одна из основных в творчестве Валери —
тема
я
, рассмотренная с различных точек зрения. Эта тема получила наиболее
яркое выражение в стихотворениях о Нарциссе, в поэме
Молодая парка
и в цикле
очерков о господине Тэсте (
Вечер с господином Тэстом
(1896),
Письмо мадам
Эмилии Тэст
(1925), а также
Разрозненные мысли господина Тэста
). Валери не
хотел, чтобы его называли философом:
Моя система заключается в том, чтобы ее не
иметь
. Избегая системы, Поль Валери тем не менее создал собственную систему
эстетических взглядов. Созданный Валери мир образов и ассоциаций обладает
внутренней логической структурой, однако перенасыщен символами, аллегорическими
фигурами, изощренными метафорами.
Произведения
Избранное / Введ. и ред. А.Эфроса. — М.: Худож. лит., 1936. — 298 с.; Об
искусстве / Изд. подгот. В. М. Козовой; Предисл. А. А. Вишневского. — М.:
Искусство, 1976. — 622 с.; Об искусстве: Сборник / Предисл. А.А.Вишневского. —
М.: Искусство, 1993. — 506 с.; Юная Парка: Стихи, поэма, проза. — М.: Текст,
1994. - 237 с.; [Стихи]. - В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977,
с. 532-534. Oeuvres: En 2 vol. / Éd établie par J. Hytier. - Paris: Gallimard,
1957-1960; Poésies. - Paris: Gallimard, 1964. - 267 p.
Литература
Голенищев-Кутузов И. Н. Последний классик французской литературы (Поль Валери).
— В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с.430—451;
Моруа А. Поль Валери. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с.
255—278; Тарасов Б. Интеллектуальный
демонизм
и поэтическая
гимнастика
:
Эстетические воззрения Поля Валери. — Вопр. лит., 1978, М 6, с. 163—193.
Berne-Joffroy A. Valéry. — Paris: Gallimard, I960. — 314 p.; Charpier J. Essai
sur Paul Valéry. — Paris: Seghers, 1966. - 223 p.
МАРСЕЛЬ ПРУСТ (MARCEL PROUST. 1871-1922)
— вырос в семье известного парижского врача Адриана Пруста. В девятилетнем
возрасте он испытал первый приступ астмы, которая в последней трети жизни
превратила его в добровольного узника обитой пробкой, непроницаемой для света и
звуков комнаты. Однако болезнь не помешала будущему писателю завоевать репутацию
одного из наиболее способных учеников лицея Кондорсе (1882—1889). В 1890 г.,
после кратковременной службы в армии, Пруст поступил в Школу политических наук,
намереваясь в дальнейшем стать профессиональным дипломатом. Несколько позже
созрело окончательное решение выбрать профессию литератора. Первая книга Пруста,
Утехи и дни
(1896), прошла незамеченной, несмотря на сочувственное предисловие
Анатоля Франса. А затем долгое, до 1913 г., молчание — значительный период
жизни, во время которого им не было опубликовано ни одного крупного
произведения. Изредка появлявшиеся в
Фигаро
статьи да два перевода
эстетических трактатов Джона Рескина скорее укрепляли за Прустом репутацию
светского дилетанта, балующегося литературой, чем обещали появление новой звезды
на небосводе французской литературы. Только через тридцать лет после смерти
писателя, когда были обнаружены рукописи двух больших, ранее неизвестных его
произведений, стало ясно, как много работал Пруст в ту пору. Первое из этих
произведений — незаконченный автобиографический роман
Жан Сантей
(опубл. в
1952 г.), насчитывающий тысячу страниц и являющийся своего рода прообразом
главного творения писателя, создавалось с 1896 г. по 1904 г.; второе —
литературоведческая книга
Против Сент-Бёва
(опубл. в 1954 г.), содержащая
основные положения прустовской эстетики, — было написано в 1908—1910 гг. В 1913
г. вышел роман
По направлению к Свану
, первый в серии других, составивших
вместе прустовский шедевр
В поисках утраченного времени
.
В поисках утраченного времени (À la recherche du temps perdu. 1913—1927)
— главная книга Пруста. Настоящее признание к Прусту пришло лишь после Первой
мировой войны, когда были изданы последующие части цикла:
Под сенью девушек в
цвету
(1919),
У Германтов
(1920-1921),
Содом и Гоморра
(1921-1922),
Пленница
(1923),
Беглянка
(1925),
Обретенное время
(1927). Последние тома
были опубликованы уже после смерти писателя. В 1919 г. был также издан сборник
Подражания и разное
, включавший имитации стилей различных французских
писателей и несколько работ по эстетике. Хотя наследие Пруста не ограничивается
Поисками
, рядом с ними все другие его произведения выглядят как черновики и
подготовительные материалы для основного труда. От статьи к статье, от письма к
письму искал и находил он предмет изображения — свою жизнь и жизнь своих
знакомых, метод — психологический реализм, стиль — гибкий и послушный, пригодный
для воплощения любой, даже самой неуловимой мысли и любого, даже самого смутного
чувства. Совершенно естественно сложилась форма повествования от первого лица,
естественно пришло на ум имя главного героя — Марсель, — такое же, как и у
автора. Произведение Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя
оно прочно связано с романической традицией, это не совсем роман, не мемуары,
несмотря на углубленную автобиографичность. Метод, использованный для его
создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он
вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во
времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и
классицизм. Интрига в
Поисках
практически отсутствует: вместо нее функцию
цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил
сравнивать с
готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм
непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря идентичным
ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще
благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и
обретает спасение от смерти в искусстве В
Поисках
можно выделить три больших
цикла — цикл Свана, цикл Германтов и цикл Альбертины, сквозь которые
прослеживается эволюция Марселя и других персонажей. Порой сложное переплетение
судеб создает впечатление неуправляемого хаотического повествования, а
рассмотрение одних и тех же персонажей в различных обстоятельствах и под
различными углами зрения приводит как бы к расщеплению характеров на ряд
изолированных, противоречащих друг другу ликов. Расщепление это производится в
восприятии разных персонажей и во времени, наиболее последовательно
осуществляется по отношению к людям искусства. Например, рассказчик с удивлением
обнаруживает, что пошловатая личность, время от времени попадающаяся ему в
одном из буржуазных салонов, и знаменитый, восхищающий его своими пейзажами
художник — одно и то же лицо, что великая актриса в жизни оказывается эгоисткой,
а гениальный писатель — вульгарным честолюбцем. Зато Пруст настаивает на
творческой целостности людей искусства. Согласно его теории, любой художник
дарит миру одну-единственную индивидуальную и
неизменную
красоту и всегда
является автором одного-единственного произведения, как бы велика ни была в
количественном отношении его творческая продуктивность, потому что и красота, и
произведение живут в единстве стиля, который у истинного творца всегда
тождествен самому себе и служит наиболее достоверным признаком гения и
призвания. Поиском своей собственной красоты, поиском своего призвания, по
существу, является
поиск утраченного времени
.
В поисках утраченного времени
— это не только художественное произведение, это одновременно и эстетический
трактат, который заканчивается мыслью героя о необходимости написать книгу о
своей жизни.
Произведения
В поисках утраченного времени / Пер. Н.Любимова. — М.: Худож. лит., 1973—1990:
По направлению к Свану / Предисл. Б. Сучкова. — 1973. — 464 с.; Под сенью
девушек в цвету / Предисл. В. Днепрова. — 1976. — 555 с.; У Германтов / Предисл.
Л.Андреева. — 1980. — 647 с.; Содом и Гоморра / Предисл. А.Михайлова. — 1987. —
559 с.; Пленница / Вступ. ст. и коммент. А.Михайлова. — 1990. — 432 с. Oeuvres
complètes: En 10 vol. — Paris: NRF, 1929—1936; A la recherche du temps perdu: En
6 vol. — Paris: Gallimard, 1966-1967.
Литература
Андреев Л. Г. Марсель Пруст. — М.: Высш. школа, 1968. — 95 с.; Бочаров С. Г.
Пруст и
поток сознания
. — В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, М.,
1967, с. 194—234; Моруа А. Марсель Пруст. — В кн.: Моруа А. Литературные
портреты, М., 1970, с.201—229; Ревель Ж.-Ф. О Прусте: Размышляя о цикле
В
поисках утраченного времени
/ Пер. Г. Р. Зингера. — М.: Изд.-во
Знак — СП
:
1995. — 192 с.; Сучков Б.Л. Марсель Пруст. — В кн.: Сучков Б.Л. Лики времени,
М., 1976, т. 2, с. 71-99.
Bardèche M. Marcel Proust romancier: En 2t. — Paris: Les sept couleurs, 1971;
Cruciani F. Marcel Proust. — Paris: Charron, 1971. — 134 p.; Gattaui G. Proust
et ses métamorphoses. — Paris: Nizet, 1972. — 310 p.; Mauriac F. Du côté de chez
Proust. — In: Mauriac F. Écrits intimes, Genève; Paris, 1953, p. 191—247; Piroué
G. Comment lire Proust. — Paris, 1971. — 147 p.; Tardié J.-Y. Proust et le
roman. — Paris: Gallimard, 1971.- 461 p.
АНРИ БАРБЮС (HENRI BARBUSSE. 1873-1935)
— писатель и общественный деятель. Первая мировая война многое изменила в его
творчестве и мировоззрении. Если в ранних своих произведениях (стихи
Плакальщицы
, 1895; роман
Ад
, 1908) он отвлеченно рисовал человеческие
страдания как неизбежный результат общего несовершенства жизни, то после опыта
войны он связывает эти страдания с социальными законами общества. Все написанное
им во время и после войны — романы
Огонь
(1916),
Ясность
(1919), сборник
Правдивые рассказы
(1929) (небольшие новеллы, построенные на фактическом
материале и посвященные героизму революционеров, узникам фашистских застенков),
его пламенная публицистика (
Слова борца
, 1920;
С ножом в зубах
, 1921) —
произведения писателя-революционера, антифашиста, борца за мир. Вернувшись с
войны, Барбюс вел работу по объединению антимилитаристски настроенной
интеллигенции и с этой целью организовал международную группу
Кларте
(1919).
Писатель приветствовал Октябрьскую революцию и решительно выступал в ее защиту.
С 1923 г. он член Французской коммунистической партии. Барбюс был основателем
ряда прогрессивных общественных организаций, инициатором антифашистских и
антивоенных конгрес548
сов. Писатель скончался в Москве. Его тело было перевезено на родину и погребено
на кладбище Пер-Лашез у стены Коммунаров.
Огонь (Le feu. 1916)
— знаменитая книга, имеющая подзаголовок
Дневник одного взвода
, написана
Барбюсом в окопах Первой мировой войны, в которой он участвовал в качестве
рядового солдата. В ней писатель показал будни войны и глубокий процесс
разочарования, а затем революционизирования солдатских масс, все яснее
начинающих понимать антинародный, империалистический характер войны. Он
вскрывает истинные причины войны и бичует ее виновников. Индивидуализированные
образы солдат, привлекательная фигура капрала Бертрана, мечтающего о счастье
мирного человечества, картинки военных будней, разговоры о войне, которая
сначала воспринимается просто как тяжелое бремя, а затем как преступление,
совершенное в интересах господствующего меньшинства, потрясающие картины
страданий простых людей Франции — все это нарисовано смелым, талантливым
художником.
Ясность (Clarté. 1919)
— второй роман Барбюса, в котором воссоздана жизнь Симона Полена, простого
француза, конторщика на заводе, жителя маленького провинциального городка.
Полен погружен в мир обывательских интересов, мещанского тщеславия. Самые
незначительные факты жизни местных богачей кажутся ему значительными событиями,
происходящими на недосягаемых высотах жизни. К простым людям, рабочим, он
относится высокомерно, и их недовольство, а порою взрывы возмущения он
воспринимает как беспокойное и бесплодное своеволие. Фронтовой опыт Полена — он
был тяжело ранен, пережил процесс разочарования и прозрения и постепенно пришел
к идеям революционной борьбы — оказался важным и в личной судьбе героя.
Неизмеримо обогатился мир его чувств, изменились отношения с людьми, в частности
с женой, с которой теперь его связывает духовная близость. Жизнь Полена
становится содержательной и осмысленной.
Произведения
Огонь / Изд. подгот. Ф. С. Наркирьер и др. — М.: Наука, 1985. — 502 с. — (Лит.
памятники); Огонь;
Ясность; Правдивые повести / Вступ. ст. Ф. Наркирьера. — М.: Худож. лит., 1967.
— 670 с. — (Б-ка
всемирн. лит.).
Clarté: Roman. En 2 t. — Paris: Flammarion, [1935]; Le feu (Journal d'une
escouade) / Предисл.
И.Юдиной. — M.: Éd. en langues étrang., 1953. — 430 p.
Литература
Видаль A. Анри Барбюс: солдат мира / Пер. Л.М.Завьяловой; Предисл. Ж.Дюкло. —
М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 408 с.; Гуро И., Фоменко Л. Анри Барбюс. — М.:
Мол. гвардия, 1962. — 272 с. — (Жизнь замечат. людей); Мелик-Саркисова Н. В.
Реализм Анри Барбюса. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1960. — 116 с.; Паевская
А.В. Анри Барбюс: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1964. — 193 с. Brett V. Henri
Barbusse: Sa marche vers la clarté, son mouvement Clar
...Закладка в соц.сетях