Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №67

Paris: Nizet, 1983. — 153 p.;
Mauriac C. Le Sage. Le diable boiteux,— In: Mauriac C. De la littérature à
l'alittérature, Paris, 1969, p. 113—126.

502


ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА МОНТЕСКЬЕ (CHARLES-LOUIS DE SECONDAT MONTESQUIEU.
1689-1755)
— просветитель, автор политических и художественных произведений. Ведущее место
среди них принадлежит книгам О духе законов (1748) и Рассуждения о причинах
величия и упадка римлян
(1734). Рассуждения направлены против теологической
концепции истории у Боссюэ. Монтескье много сделал для научного осмысления
исторического процесса, его книга представляет собой одну из ранних работ по
философии истории. Придавая большое значение субъективным факторам и отдельной
личности, он считает, что в основе исторической эволюции лежат естественные
причины. Книга О духе законов оказала существенное влияние на формирование
западноевро­пейского конституционализма и либерализма. Для нее характерен синтез
демократического пар­ламентаризма (основные положения книги Монтескье вошли в
конституции некоторых европейских стран) с определенной идеализацией монархии.
Считая монархическую власть организующей силой общества, философ все же
высказывается в пользу превосходства древних республик над монар­хической формой
правления. В 1775 г. Монтескье пишет поэмы в прозе Книдский храм и
Путешествие на Пафос, выдержанные в гедонистическом, эпикурейском духе,
господствовавшем в то время в дворянских салонах. Эстетические взгляды писателя
получили отражение в трактате Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства
(1753). В основном это произведение выдержано в духе классицизма, но во многом
возвещает уже предромантические идеи. Монтескье высказывается не только за
гармонию и классицистическую уравновешенность и симметрию, но также и за
неожиданность эффектов и некоторую небрежность письма.
Персидские письма (Lettres persanes. 1721)
— эпистолярный роман, основное художественное произведение Монтескье.
Altier A. Claudel. - Paris: Seghers, 1968. - 190 p.; Becker A. Claudel et
l'interlocuteur invisible. — Paris: Nizet, 1974. — 348 p.; Mercier-Campiche M.
Le théâtre de Claudel. — Paris: Pauvert, 1968. — 276 p.
АНДРЕ ЖИД (ANDRÉ GIDE. 1869-1951)
— один из создателей модернистского романа, лауреат Нобелевской премии (1947).
Дебютировал в литературе сборником стихотворений Тетради Андре Вальтера
(1891), изданным анонимно.

544


На протяжении шестидесяти лет жизни в литературе Жид несколько раз менял
эстетические ориентации и опровергал самого себя, чем заслужил прозвище
изменчивого Протея, равно как и обвинения в безответственном релятивизме.
Ранний роман Болота (1895) знаменует прощание писателя с символизмом: Жид с
глубокой иронией воссоздает хорошо знакомую ему атмосферу литературных салонов,
в которых задыхается главный герой, пытающийся написать роман Болота (этот же
прием будет использован в романе Фальшивомонетчики). Подлинным началом своей
литературной деятельности Жид считал поэму в прозе Яства земные (1897), где
выражена восторженная любовь к природе и человеку, освободившемуся от рабских
пут фальшивой морали. В психологическом романе Имморалист (1902) Жид
подвергает критичес­кому анализу ницшеанские идеи: его сверхчеловек обретает
все радости жизни, но достигает своей цели за счет предательства. Это первое
произведение Жида, снискавшее известность у читателей, а не только в узких
литературных кругах. Большой резонанс имели книги Путе­шествие в Конго (1927)
и Возвращение с озера Чад (1928), где описано удручающее положение
колонизированных народов. Первая мировая война поколебала уверенность Жида в
том, что художник должен находиться вне истории, а бурные события 1930-х гг.
привели его в стан левой интеллигенции: он подписывает бесчисленные декларации и
манифесты, участвует в работе парижского Конгресса писателей в защиту культуры
(1935), публикует в 1932 г. статью Страницы из дневника, где признается в
пылкой любви к стране победившего социализма. Посетив объект своей мечты в
1936 г., Жид после мучительных сомнений и колебаний издает книгу Возвращение из
СССР
, которая сразу же стала сенсацией и вызвала чрезвычайно резкую полемику.
Отличаясь повышенной чувствительностью к любой лжи, писатель сумел разглядеть
унизительную бедность народа, появление новой разновидности сытой рабочей
буржуазии
и новой разновидности аристократии, соглашательство и конформизм,
атмосферу всеобщей по­дозрительности и подавление всякого инакомыслия. После
выхода этой книги Жид надолго становится персоной нон фата в СССР, хотя прежде
был в числе самых издаваемых авторов. Пережив глубокое разочарование, писатель
отходит от политики, сосредоточившись на эстети­ческих проблемах. Общее
направление его поисков — от стихии лирической к стихии драма­тической, от
импрессионизма к экспрессионизму. Чрезвычайно характерно в этом смысле
об­ращение к драме: Жид около двадцати лет работал над переводом Гамлета и
создал дра­матическое переложение Процесса Кафки, рассматривая свою
интерпретацию как вариант шекспировского мифа. Духовным завещанием писателя
стали Осенние листки (1947) — свое­образное евангелие веры в достоинство
человека, который может опираться лишь на собст­венные силы, ибо только в нем
продолжает жить Бог.

Подземелья Ватикана (Les caves du Vatican. 1914)
— фантастический гротеск, которому автор дал подзаголовок соти (в русском
переводе — небылица; на самом деле — название средневекового аллегорического
фарса, девизом которого было Глупость правит миром). Все персонажи
проверяются отношением к выдумке группы мошенников о том, что папа Лев XIII
заточен в подземельях Ватикана коварными франкмасонами, замыслившими сорвать
католическое возрождение, а престол святого Петра занимает двойник-самозванец.
Люди играют навязанные самим себе роли, подчиняясь диктату фальшивых убежде­ний:
апостол свободной мысли мгновенно излечивается от неверия, а затем с такой же
легкостью отрекается от вымученной набожности; высоконравственный писатель с
восторгом принимает философию бесцельного действия, которую развивает Лафкадио
Влуики — молодой человек, считающий себя аристократом духа, свободным от
общепринятых моральных норм.
Фальшивомонетчики (Les faux-monnayeurs. 1926)
— главный и единственный роман Жида. Был задуман как продолжение Подземелий
Вати­кана
, но стал совершенно самостоятельным произведением. Его основная
идея — подмена, обесценивание, инфляция — реализуется в сложном сцеплении
человеческих связей. В повест­вование о писателях Эдуарде (который пишет роман
под названием Фальшивомонетчики) и Пассаване, имеющих свой круг интересов и
привязанностей, вклиниваются авантюра с фальши­выми монетами, в которую ловкий и
бесчестный Струвилу втягивает школьников; трагическая история мальчика Бориса,
покончившего самоубийством в результате злого розыгрыша своих товарищей;
рассказ о любовных интрижках неудачливого Винцента. В романе
господствует принцип двойного освещения, при котором никакой позитивный вывод
невозможен: это отказ от панорамы за счет живописи, где форма и цвет предмета
зависят от колебаний светотени. Хронология сознательно нарушается в силу
отсутствия последовательно фиксированного действия. Автор ощущает себя не
демиургом и творцом, а свидетелем событий, не подлежащих какой бы то ни было
моральной оценке.

545


Произведения
Собрание сочинений: В 4 т. / Вступ. ст. И. И. Анисимова. — Л.: Худож. лит.,
1935—1936; Избранные произведения / Сост. и Послесл. Л.Токарева. — М.: Панорама,
1993. — 512 с.; Подземелья Ватикана; Фальшивомонетчики; Возвращение из СССР /
Сост. и вступ. ст. Л. Н. То­карева. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 638 с.;
Фальшивомонетчики; Тесные врата: Сборник / Сост., предисл. В. А. Никитина. — М.:
Прогресс, 1991. — 714 с.
Oeuvres complètes: En 15 t. / Éd. augm. de textes inédits établie par L.
Martin-Chauffier. — Paris: NRF, 1933-1939; Journal, 1889-1939.- Paris:
Gallimard, 1970.- 1738 p.; Journal, 1939-1949; Souvenirs.- Paris: Gallimard,
1972.- 1280 p.
Литература
Кирнозе З. И. Последний среди классиков, первый среди модернистов (об Андре Жиде
и его романе Фальшивомонетчики). — В кн.: Кирнозе З.И. Французский роман XX
века (Годы 20—30-е. Проблемы жанра), Горький, 1977, с. 110—126.
Brée G. André Gide. L'insaisissable Protée. — Paris: Les Belles lettres, 1953. —
369 p.; Keypour N. D. André Gide: Écriture et réversibilité dans Les
faux-monnayeurs
. — Paris: Didier, 1980. — 261 p.; Martin du Gard R. Notes sur
André Gide, 1913-1951.- Paris: Gallimard, 1951.- 151 p.; Moutote D. Le Journal
de Gide et les problèmes du moi (1889-1925).- Paris: PUF, 1968.- 679 p.; Thierry
J. J. André Gide.- Paris: Hachette, 1986.- 210 p.
ПОЛЬ ВАЛЕРИ (PAUL VALÉRY. 1871-1945)
— сын таможенного чиновника, в детстве хотел стать моряком, окончил Школу права
в Монпелье. Там он познакомился с Пьером Луисом, который стал его другом на всю
жизнь, представил его Андре Жиду и ввел в кружок Стефана Малларме. Первые
стихотворения Валери напечатаны в символистском журнале Ла Конк. Успех,
казалось бы, подтвердил литературное призвание Валери, однако внезапно в 1892 г.
его охватил глубокий внутренний кризис; он бросил занятия поэзией и целиком
посвятил себя изучению математики. Лишь впоследствии стало известно, что он
долгие годы вел литературные дневники, которые и по сей день недо­статочно
изучены. В 1895 г. он пишет Введение в метод Леонардо да Винчи, а в 1897 г. —
Методическую победу, эссе об экономической мощи Германии. Чиновник военного
минис­терства с 1895 г. по 1900 г., Поль Валери становится секретарем директора
агентства Гавас и занимает этот пост вплоть до 1922 г. В 1917 г. он
возвращается к поэзии, опубликовав поэму Молодая парка. Написанная после
длительного молчания, она сразу же получила признание и принесла поэту славу.
Поэма развивается как перенасыщенный монолог, в котором теряются точки
соприкосновения с реальным миром, мысли повторяются и самоотражаются, что
сближает поэму с традиционными произведениями символистов: ускользающие смыслы
предметов являются в ней в перспективе взаимоотражающих зеркал. Поэму называют
иногда поэмой удвоения или драмой удвоения. В 1920 г. Валери печатает под
названием Альбом старых стихов написанные им еще в молодости произведения. За
этим следует ряд книг: Эвпалинос, или архитектор (1921), самый значительный
его цикл стихотворений Очарования (1922), Душа и танец (1923), диалоги в
прозе. С 1924 г. по 1944 г. он пишет разнообразные статьи и эссе, которые в
настоящее время публикуют под общим названием Разнообразное (Варьете). Эти
заметки демонстрируют разносторонность интересов Поля Валери, прекрасного
стилиста, интересующегося одновременно науками и искусством, размышляющего о
музыке и живописи (он был также неплохим гравером и рисовальщиком). Из своих
литературных днев­ников он выделил и опубликовал несколько сюжетов, в частности
Ромбы (1926), Аналекта (1927), Новые ромбы (1927), Умолчания (1930),
Взгляд на современный мир (1931), Злые мысли (1942), Такой, какой есть
(1943). В 1925 г. его избирают во Французскую академию, в 1937 г. он становится
преподавателем Коллеж де Франс, где читает курс поэтики. В 1941 г. он написал
драматическое произведение Мой Фауст. Одна из основных в творчестве Валери —
тема я, рассмотренная с различных точек зрения. Эта тема получила наиболее
яркое выражение в стихотворениях о Нарциссе, в поэме Молодая парка и в цикле
очерков о господине Тэсте (Вечер с господином Тэстом (1896), Письмо мадам
Эмилии Тэст
(1925), а также Разроз­ненные мысли господина Тэста). Валери не
хотел, чтобы его называли философом: Моя система заключается в том, чтобы ее не
иметь
. Избегая системы, Поль Валери тем не менее создал собственную систему
эстетических взглядов. Созданный Валери мир образов и ассоциаций обладает
внутренней логической структурой, однако перенасыщен символами, аллегорическими
фигурами, изощренными метафорами.

546


Произведения
Избранное / Введ. и ред. А.Эфроса. — М.: Худож. лит., 1936. — 298 с.; Об
искусстве / Изд. подгот. В. М. Козовой; Предисл. А. А. Вишневского. — М.:
Искусство, 1976. — 622 с.; Об искусстве: Сборник / Предисл. А.А.Вишневского. —
М.: Искусство, 1993. — 506 с.; Юная Парка: Стихи, поэма, проза. — М.: Текст,
1994. - 237 с.; [Стихи]. - В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977,
с. 532-534. Oeuvres: En 2 vol. / Éd établie par J. Hytier. - Paris: Gallimard,
1957-1960; Poésies. - Paris: Gallimard, 1964. - 267 p.
Литература
Голенищев-Кутузов И. Н. Последний классик французской литературы (Поль Валери).
— В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы, М., 1975, с.430—451;
Моруа А. Поль Валери. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с.
255—278; Тарасов Б. Интеллектуальный демонизм и поэтическая гимнастика:
Эстетические воззрения Поля Валери. — Вопр. лит., 1978, М 6, с. 163—193.
Berne-Joffroy A. Valéry. — Paris: Gallimard, I960. — 314 p.; Charpier J. Essai
sur Paul Valéry. — Paris: Seghers, 1966. - 223 p.
МАРСЕЛЬ ПРУСТ (MARCEL PROUST. 1871-1922)
— вырос в семье известного парижского врача Адриана Пруста. В девятилетнем
возрасте он испытал первый приступ астмы, которая в последней трети жизни
превратила его в добровольного узника обитой пробкой, непроницаемой для света и
звуков комнаты. Однако болезнь не помешала будущему писателю завоевать репутацию
одного из наиболее способных учеников лицея Кондорсе (1882—1889). В 1890 г.,
после кратковременной службы в армии, Пруст поступил в Школу политических наук,
намереваясь в дальнейшем стать профессиональным дипломатом. Несколько позже
созрело окончательное решение выбрать профессию литератора. Первая книга Пруста,
Утехи и дни (1896), прошла незамеченной, несмотря на сочувственное предисловие
Анатоля Франса. А затем долгое, до 1913 г., молчание — значительный период
жизни, во время которого им не было опубликовано ни одного крупного
произведения. Изредка появлявшиеся в Фигаро статьи да два перевода
эстетических трактатов Джона Рескина скорее укрепляли за Прустом репутацию
светского дилетанта, балующегося литературой, чем обещали появление новой звезды
на небосводе фран­цузской литературы. Только через тридцать лет после смерти
писателя, когда были обнаружены рукописи двух больших, ранее неизвестных его
произведений, стало ясно, как много работал Пруст в ту пору. Первое из этих
произведений — незаконченный автобиографический роман Жан Сантей (опубл. в
1952 г.), насчитывающий тысячу страниц и являющийся своего рода прообразом
главного творения писателя, создавалось с 1896 г. по 1904 г.; второе —
литературоведческая книга Против Сент-Бёва (опубл. в 1954 г.), содержащая
основные положения прустовской эстетики, — было написано в 1908—1910 гг. В 1913
г. вышел роман По направлению к Свану, первый в серии других, составивших
вместе прустовский шедевр В поисках утраченного времени.
В поисках утраченного времени (À la recherche du temps perdu. 1913—1927)
— главная книга Пруста. Настоящее признание к Прусту пришло лишь после Первой
мировой войны, когда были изданы последующие части цикла: Под сенью девушек в
цвету
(1919), У Германтов (1920-1921), Содом и Гоморра (1921-1922),
Пленница (1923), Беглянка (1925), Обретенное время (1927). Последние тома
были опубликованы уже после смерти писателя. В 1919 г. был также издан сборник
Подражания и разное, включавший имитации стилей различных французских
писателей и несколько работ по эстетике. Хотя наследие Пруста не ограничивается
Поисками, рядом с ними все другие его произведения выглядят как черновики и
подготовительные материалы для основного труда. От статьи к статье, от письма к
письму искал и находил он предмет изображения — свою жизнь и жизнь своих
знакомых, метод — психологический реализм, стиль — гибкий и послушный, пригодный
для воплощения любой, даже самой неуловимой мысли и любого, даже самого смутного
чувства. Совершенно естественно сложилась форма повествования от первого лица,
естественно пришло на ум имя главного героя — Марсель, — такое же, как и у
автора. Произведение Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя
оно прочно связано с романической традицией, это не совсем роман, не мемуары,
несмотря на углублен­ную автобиографичность. Метод, использованный для его
создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он
вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во
времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и
классицизм. Интрига в Поисках практически отсутствует: вместо нее функ­цию
цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил
сравнивать с

547


готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм
непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря идентичным
ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще
благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и
обретает спасение от смерти в искусстве В Поисках можно выделить три больших
цикла — цикл Свана, цикл Германтов и цикл Альбертины, сквозь которые
прослеживается эволюция Марселя и других персонажей. Порой сложное переплетение
судеб создает впечатление неуправляемого хаотического повествования, а
рассмотрение одних и тех же персонажей в различных обстоятельствах и под
различными углами зрения приводит как бы к расщеплению характеров на ряд
изолированных, противоречащих друг другу ликов. Расщепление это производится в
восприятии разных персонажей и во времени, наиболее последовательно
осуществляется по отношению к людям искусства. Например, рассказчик с удивлением
обнару­живает, что пошловатая личность, время от времени попадающаяся ему в
одном из буржуазных салонов, и знаменитый, восхищающий его своими пейзажами
художник — одно и то же лицо, что великая актриса в жизни оказывается эгоисткой,
а гениальный писатель — вульгарным честолюб­цем. Зато Пруст настаивает на
творческой целостности людей искусства. Согласно его теории, любой художник
дарит миру одну-единственную индивидуальную и неизменную красоту и всегда
является автором одного-единственного произведения, как бы велика ни была в
количественном отношении его творческая продуктивность, потому что и красота, и
произведение живут в единстве стиля, который у истинного творца всегда
тождествен самому себе и служит наиболее достоверным признаком гения и
призвания. Поиском своей собственной красоты, поиском своего призвания, по
существу, является поиск утраченного времени. В поисках утраченного времени
— это не только художественное произведение, это одновременно и эстетический
трактат, который закан­чивается мыслью героя о необходимости написать книгу о
своей жизни.

Произведения
В поисках утраченного времени / Пер. Н.Любимова. — М.: Худож. лит., 1973—1990:
По направлению к Свану / Предисл. Б. Сучкова. — 1973. — 464 с.; Под сенью
девушек в цвету / Предисл. В. Днепрова. — 1976. — 555 с.; У Германтов / Предисл.
Л.Андреева. — 1980. — 647 с.; Содом и Гоморра / Предисл. А.Михайлова. — 1987. —
559 с.; Пленница / Вступ. ст. и коммент. А.Михайлова. — 1990. — 432 с. Oeuvres
complètes: En 10 vol. — Paris: NRF, 1929—1936; A la recherche du temps perdu: En
6 vol. — Paris: Gallimard, 1966-1967.
Литература
Андреев Л. Г. Марсель Пруст. — М.: Высш. школа, 1968. — 95 с.; Бочаров С. Г.
Пруст и поток сознания. — В кн.: Критический реализм XX века и модернизм, М.,
1967, с. 194—234; Моруа А. Марсель Пруст. — В кн.: Моруа А. Литературные
портреты, М., 1970, с.201—229; Ревель Ж.-Ф. О Прусте: Размышляя о цикле В
поисках утраченного времени
/ Пер. Г. Р. Зингера. — М.: Изд.-во Знак — СП:
1995. — 192 с.; Сучков Б.Л. Марсель Пруст. — В кн.: Сучков Б.Л. Лики времени,
М., 1976, т. 2, с. 71-99.
Bardèche M. Marcel Proust romancier: En 2t. — Paris: Les sept couleurs, 1971;
Cruciani F. Marcel Proust. — Paris: Charron, 1971. — 134 p.; Gattaui G. Proust
et ses métamorphoses. — Paris: Nizet, 1972. — 310 p.; Mauriac F. Du côté de chez
Proust. — In: Mauriac F. Écrits intimes, Genève; Paris, 1953, p. 191—247; Piroué
G. Comment lire Proust. — Paris, 1971. — 147 p.; Tardié J.-Y. Proust et le
roman. — Paris: Gallimard, 1971.- 461 p.
АНРИ БАРБЮС (HENRI BARBUSSE. 1873-1935)
— писатель и общественный деятель. Первая мировая война многое изменила в его
творчестве и мировоззрении. Если в ранних своих произведениях (стихи
Плакальщицы, 1895; роман Ад, 1908) он отвлеченно рисовал человеческие
страдания как неизбежный результат общего несовер­шенства жизни, то после опыта
войны он связывает эти страдания с социальными законами общества. Все написанное
им во время и после войны — романы Огонь (1916), Ясность (1919), сборник
Правдивые рассказы (1929) (небольшие новеллы, построенные на фактическом
материале и посвященные героизму революционеров, узникам фашистских застенков),
его пламенная пуб­лицистика (Слова борца, 1920; С ножом в зубах, 1921) —
произведения писателя-революцио­нера, антифашиста, борца за мир. Вернувшись с
войны, Барбюс вел работу по объединению антимилитаристски настроенной
интеллигенции и с этой целью организовал международную группу Кларте (1919).
Писатель приветствовал Октябрьскую революцию и решительно выступал в ее защиту.
С 1923 г. он член Французской коммунистической партии. Барбюс был основателем
ряда прогрессивных общественных организаций, инициатором антифашистских и
антивоенных конгрес548

сов. Писатель скончался в Москве. Его тело было перевезено на родину и погребено
на кладбище Пер-Лашез у стены Коммунаров.
Огонь (Le feu. 1916)
— знаменитая книга, имеющая подзаголовок Дневник одного взвода, написана
Барбюсом в окопах Первой мировой войны, в которой он участвовал в качестве
рядового солдата. В ней писатель показал будни войны и глубокий процесс
разочарования, а затем революционизирования солдатских масс, все яснее
начинающих понимать антинародный, империалистический характер войны. Он
вскрывает истинные причины войны и бичует ее виновников. Индивидуализированные
образы солдат, при­влекательная фигура капрала Бертрана, мечтающего о счастье
мирного человечества, картинки воен­ных будней, разговоры о войне, которая
сначала воспринимается просто как тяжелое бремя, а затем как преступление,
совершенное в интересах господствующего меньшинства, потрясающие картины
страданий простых людей Франции — все это нарисовано смелым, талантливым
художником.
Ясность (Clarté. 1919)
— второй роман Барбюса, в котором воссоздана жизнь Симона Полена, простого
француза, конторщика на заводе, жителя маленького провинциального городка.
Полен погружен в мир обывательских интересов, мещанского тщеславия. Самые
незначительные факты жизни местных богачей кажутся ему значительными событиями,
происходящими на недосягаемых высотах жизни. К простым людям, рабочим, он
относится высокомерно, и их недовольство, а порою взрывы возмущения он
воспринимает как беспокойное и бесплодное своеволие. Фронтовой опыт Полена — он
был тяжело ранен, пережил процесс разочарования и прозрения и постепенно пришел
к идеям революционной борьбы — оказался важным и в личной судьбе героя.
Неизмеримо обогатился мир его чувств, изменились отношения с людьми, в частности
с женой, с которой теперь его связывает духовная близость. Жизнь Полена
становится содержательной и осмысленной.
Произведения
Огонь / Изд. подгот. Ф. С. Наркирьер и др. — М.: Наука, 1985. — 502 с. — (Лит.
памятники); Огонь;
Ясность; Правдивые повести / Вступ. ст. Ф. Наркирьера. — М.: Худож. лит., 1967.
— 670 с. — (Б-ка
всемирн. лит.).
Clarté: Roman. En 2 t. — Paris: Flammarion, [1935]; Le feu (Journal d'une
escouade) / Предисл.

И.Юдиной. — M.: Éd. en langues étrang., 1953. — 430 p.
Литература
Видаль A. Анри Барбюс: солдат мира / Пер. Л.М.Завьяловой; Предисл. Ж.Дюкло. —
М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 408 с.; Гуро И., Фоменко Л. Анри Барбюс. — М.:
Мол. гвардия, 1962. — 272 с. — (Жизнь замечат. людей); Мелик-Саркисова Н. В.
Реализм Анри Барбюса. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1960. — 116 с.; Паевская
А.В. Анри Барбюс: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1964. — 193 с. Brett V. Henri
Barbusse: Sa marche vers la clarté, son mouvement Clar

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.