Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №74

pis., 1995. - 336 s.
СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АНДРЕЙ СЛАДКОВИЧ (ANDREJ SLÁDKOVIČ. 1820-1872)
— псевдоним Ондрся Браксаториса. Его произведения явились образцами для многих
словацких поэтов. Сладкович успешно развивал традиции национальной поэзии и
одновременно творчески осваивал опыт мировой литературы. Вступив в литературу
накануне революции 1848 г., он занял видное место среди поэтов-романтиков.
Сладкович одним из первых начал писать на новом, словацком письменном языке, чем
немало способствовал его утверждению. Наиболее значительные произведения
Сладковича — поэмы Марина (1846) и Детван (1853). В первой он воспел свою
возлюбленную, словацкую девушку Марину, и родную Словакию; во второй,
лиро-эпической по своему характеру, он впервые в словацкой поэзии обратился к
изображению жизни народа. Сладковичем написаны поэмы на сюжеты из истории борьбы
славянских народов с турками: Милица (1858), Граф Микулаш Шубич Зринский на
Сиготе
(1866), а также аллегорическая поэма Беседы в семье Душана (1844).
Вторую важную часть творчества Сладковича составляют лирические стихи. Среди
поэтических произведений патриотического содержания широко известны Не унижайте
мой народ
(1845), Запоем песнь о свободной родине (1848), Почему вы нас
считаете ничем?
(1871) и др. Сладкович хорошо знал и любил творчество Пушкина,
которому посвятил стихотворение Духу Пушкина (1847). В России произведения
Сладковича известны давно. А. Н.Пыпин в Истории славянских литератур (1881)
охарактеризовал Сладковича как самого передового поэта новой словацкой
литературы. Переводчик Сладковича П. Нович (Н. Н. Бах­тин), составитель книги
Словацкие поэты (1901), писал, что Сладкович для словаков был приблизительно
тем же, чем Мицкевич для поляков или Пушкин для русских: вся новейшая поэзия
словаков видит в нем своего отца и учителя.
Произведения
Марина / Пер. М.Зенкевича. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М.,
1964, с.71—80; [Фрагменты поэмы]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М.,
1977, с.736—737. Dielo: V 2 zv. — Bratislava: SVKL, 1961; Poézia. —
Bratislava: Tatran, 1976. — 642 s.
Литература
Kraus C. Andrej Sládkovič. — 2. zrevidované vyd. — Martin: Osveta, 1972. — 423
s.; Na vlastný čas sa odvolaj: Na 150. výročie narodenia Andreja Sládkoviča /
Zost. J. Sloboda. — Bratislava: Obzor, 1970. — 224 s.
ЯНКО КРАЛЬ (JANKO KRÁĽ. 1822-1876)
— поэт-романтик и деятель национально-освободительного движения. Глубже других
современни­ков-поэтов он проник в суть общественных конфликтов своего времени.
Обращаясь, подобно многим романтикам, к жанрам баллады и поэмы, Краль наполняет
их социальной проблематикой. Его поэзия насыщена пафосом протеста против
социального угнетения. Первые публикации поэта относятся к 1844 г. Эго
стихотворения и баллады с национальной тематикой на сюжеты из

582


фольклорной эпики. Связь с фольклором особенно органична в балладах Предание,
Крест и шапка, Клятвопреступница. Наиболее значительны баллады Краля, в
которых дана социальная мотивировка трагических событий (Убитый, Пан в
терниях
и др.) и показан романтический герой (Заколдованная панна в Ваге и
страшный Янко
, Завербованный), Гражданским пафосом и верой в будущее отмечены
лирические стихотворения 1844—1849 гг. (Дума Братиславская, Словацкая дума,
Ночной страж народа). Антифеодальный цикл стихотворений о Яношике отражает
революционную ситуацию 1844—1848 гг. Основная тема его — социальная борьба
крес­тьянства. Збойницкая традиция фольклорных произведений воплощена в образе
бессмертного бунтаря, борющегося с панами (Збойницкая баллада). Называя войну
против помещиков бо­жьей, Краль вместе с тем не верит в плодотворность
отдельных крестьянских выступлений. В произведениях, посвященных общественной
борьбе, Янко Краль выступает как интернационалист, приветствуя освободительное
движение поляков и вспоминая о русских декабристах (Свадьба). Поэзия Краля
оптимистична и не носит оттенка трагической жертвенности. Источник ее опти­мизма
— тесная связь героев Краля с борющимся народом. Являясь великолепным образцом
народно-поэтической речи, поэзия Краля привлекла внимание многих словацких
поэтов XX в.
Произведения
Моя песня / Вступ. ст. И. Богдановой. — М.: Гослитиздат, 1957. — 279 с.;
[Стихи]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.737—738; [Стихи]. — В
кн.: Словацкая поэзия, М., 1964, с.81—100. Poézia / Štúdiu nap. M.Rúfus. —
Bratislava: Tatran, 1972. — 472 s.; Súborné dielo. — Bratislava: SAV, 1959.- 742
s.
Литература
Богданова И.А.Словацкая романтическая поэзия и творчество Янко Краля. — В кн.:
Литература славянских народов, вып. 7, М., 1962, с. 15—72.
Brtáň R. Život básnika Janka Kráľa. — Martin: Matica slovenská, 1972. — 189 s.;
Búrkam divým v ústrety / Zost. J. Sloboda. — Bratislava: Obzor, 1972. — 229 s.;
Pišút М. Janko Kráľ: Život a básnické dielo. — Bratislava: Slov. spis., 1957.-
207 s.
СВЕТОЗАР ГУРБАН-ВАЯНСКИЙ (SVETOZÁR HURBAN-VAJANSKÝ. 1847-1916)
— поэт, прозаик, литературный критик, публицист, общественный деятель, одна из
центральных фигур литературной жизни Словакии конца XIX — начала XX в. Первый
сборник стихов Татры и море (1880) принес автору большой успех. Эти стихи были
написаны во время пребывания поэта с оккупационными войсками в Боснии и
Герцеговине. В них отражены переживания поэта, который не по своей воле должен
был сражаться против братского народа. В своем поэтическом творчестве
Гурбан-Ваянский идет по пути к реализму. Лирика его проникнута протестом против
национального угнетения и состраданием к тяжелой участи словацкого народа.

Демократические взгляды писателя нашли отражение в его прозаических
произведениях: новеллах и повестях Лилия, Кандидат, Бабье лето и романах
Летящие тени, Сухая ветвь, Корень и побеги. Талантливый прозаик и
публицист, Гурбан-Ваянский отдавал все силы борьбе за утверждение словаков как
самостоятельной нации с богато развитой культурой. Свои надежды на освобождение
писатель связывал с Россией, что отражало настроения широкой словацкой
общественности. Но сам автор сблизился в первую очередь со славянофильскими и
панславистскими кругами русского общества, потому в дальнейшем Гурбан-Ваянский
идеализировал патриархальность помещичье-дворянского уклада, с предубеждением
относился к демократическому движению в России. Литературно-кри­тическая
деятельность писателя сыграла большую роль в утверждении реализма в словацкой
литературе.
Произведения
[Стихи]. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М., 1964, с. 113—119; Летящие
тени: Повесть. — В кн.: Словацкие повести и рассказы, М., 1953, с. 107—206.
Súborné diela: V 18 zv.- Martin: Matica slovenská, 1937-1948.
Литература
Светозар Гурбан-Ваянский: Биобиблиогр. указ. / Сост.: И. В. Токсина, А. Галаша и
Б. Белак; Отв. ред. и авт. вступ. ст. И.А.Богданов. — М.: ВГБИЛ, 1978. — 90 с.
Cerveňák A Vajanský a Turgenev. — Bratislava: SAV, 1968. — 193 s.; Matuška A.
Vajanský prozaik / Dosl. napisal R.Chmel. — 3. vyd. — Bratislava: Sloven, spis.,
1984. — 164 s.; Nagyova O. Mladý Vajanský ako novinár. — Bratislava: Obzor,
1973. — 189 s.

583


ПАВОЛ ОРСАГ ГВЕЗДОСЛАВ (PAVOL ORSZÁGH HVIEZDOSLAV. 1849-1921)
— настоящее имя поэта Павол Орсаг, родился в селе Вышний Кубин на севере
Словакии в семье обедневшего дворянина. В 1866 г. Гвездослав выступил в печати с
книгой Поэтические первенцы. Первое значительное произведение Гвездослава —
поэма Жена лесника, героями которой явля­ются простые словацкие люди, —
вызвало восторженные отзывы современников. Симпатии автора всегда на стороне
простых тружеников. В произведениях Бутора и Чутора (1883), В ночном (1889),
В жатву (1890), Полуденный отдых (1891), Эжо Влколинский (1896), Габор
Влколинский
(1897—1899) дается описание жизни крестьянина, его радостей и
горестей. Многообразна тематика сборников стихотворений Воспоминания, Осенние
звуки
, Сонеты (1886), Ростки, Гимны и псалмы (1885-1895), Печали
(1903-1906), Отголоски (1909-1911). Наряду с пей­зажной и интимной лирикой
здесь присутствуют стихотворения, проникнутые высоким граждан­ским пафосом,
размышлениями о судьбе народа, протестом против национального и социального
угнетения. Аллегорическое изображение бедствий и страданий словацкого народа
дается в произ­ведениях, написанных на библейские сюжеты: Агарь (1882),
Рахиль (1891), Каин (1892), Рождество (1897), Сон Соломона (1900),
трагедия Ирод и Иродиада (1909). Цикл стихотво­рений Кровавые сонеты
содержит страстное обличение ужасов и бедствий, которые принесла народам Первая
мировая война.
Произведения
Кровавые сонеты / Пер. В. Левика; С предисл. С. Шматлака. — Иностр.
лит., 1978, № 8, с. 180—188; Стихи / Предисл. В.Турчани. — М.: Худож. лит.,
1979. — 221 с.; [Стихи]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.
739—741. Spisy: V 12 zv.- Bratislava: SVKL, 1953-1957.
Литература
Шматлак С.Павел Орсаг Гвездослав / Пер. Т.Хомовой. — Братислава: Обзор, 1971. —
ПО с. Pražák A. S. Hviezdoslavom. — Bratislava: SVKL, 1955; Šmatlák S.
Hviezdoslav: Zrod a vývin jeho lyriky. — Bratislava: SVKL, 1961.- 443 s.
МАРТИН КУКУЧИН (MARTIN KUKUČÍN. 1860-1928)
— настоящее имя писателя Матей Бенцур, вошел в словацкую литературу как
создатель жанра деревенского рассказа, обогатив ее новыми темами, живым и
образным народным языком. Демо­кратизм Кукучина, правдивость и злободневность
его произведений способствовали тому, что его творчество стало известно не
только на родине писателя. Выходец из бедной крестьянской семьи,
восемнадцатилетний Кукучин получает диплом народного учителя и начинает
преподавать в родном селе. К этому времени относятся его первые публикации (1883
г. — очерк На городской дороге). В 1885 г. Кукучин поступает на медицинский
факультет Карлова университета и переезжает в Прагу. Спустя десять лет он
занимает место врача в Далмации. В 1907 г., уже будучи признанным прозаиком,
Кукучин эмигрирует в Южную Америку, откуда возвращается в 1922 г. Расцвет
творчества писателя приходится на 80—90-е гг., когда один за другим появляются
его рассказы, очерки, романы, героями которых являются обыкновенные люди —
крестьяне, солдаты, ремес­ленники (Рыжая телка, Тени и свет, Вот умрет
дядюшка из Хохолева
, Записки из грустного дома). В центре внимания
писателя — жизнь словацкой деревни. К этой теме постепенно добавляются другие
— гибельное влияние города на крестьян, развращающая власть денег. Автор
начинает тяготеть к сатирическому изображению действительности (Конец и
начало
, Dies irae, Дом под горой). Изображая город как источник зла и
пороков, Кукучин идеализирует патриархаль­ную словацкую деревню, считая
крестьянство единственной общественной силой, способной проти­востоять
национальному и социальному угнетению. С живым сочувствием и теплым юмором
изо­бражает писатель своих порой простоватых и наивных, зато всегда трудолюбивых
и честных героев.

Дом под горой (Dom v stráni. 1903-1904)
— роман, который явился своеобразным обобщением жизненного опыта автора. Хотя
произведение было написано на материале далматинской жизни, писатель стремился
выразить в нем свое отношение к перспективе национального развития родной
Словакии. Кукучин сталкивает в романе две основные силы, которые он видел в
современном ему обществе, — патриархальное крестьянство (Мате Берац) и
дворянско-помещичьи круги (идеальные помещики Анзула Дубчич и ее сын Нико, делец
Зандома). Роман Дом под горой имел большое значение для развития словацкого
реалис­тического романа.

584


Произведения
Дом под горой: Роман / Пер. Н.Аросевой; Вступ. ст. А.Соловьевой. — М.: Худож.
лит., 1980. — 334 с.; Деревенский роман / Пер. под ред. Н. Троепольской. — В
кн.: Словацкие рассказы, М., 1956, с.9-32; Новеллы / Вступ. ст. Ю.Богданова.-
М.: Гослитиздат, 1961.- 232 с.
Dielo: V 21 zv.- Bratislava: SVKL, 1957-1974; Dom v stráni.- Bratislava:
SVKL, 1961. — 365 s.
Литература
Juríček М. Martin Kukučín: Život pútnika. — Bratislava: Mladé letá, 1975. — 149
s.; Noge J. Martin Kukučín tradicionalista a novátor: (Život a dielo): V 2 zv. —
Bratislava: SAV, 1962—1975.
ТИМРАВА (TIMRAVA. 1867-1951)
— псевдоним Божены Сланчиковой, родилась в селе Полихно в семье священника.
Получив до­машнее образование, осталась в родной деревне, где были написаны ее
первые произведения. Почти безвыездно Тимрава жила в провинции, которая и давала
ей темы для повестей и рассказов. С середины 90-х гг. писательница печатает свои
рассказы в журналах Словенские погляды, Живена, Денница, в газете
Словенские новины. В рассказах За кого идти, Кандидат в женихи, На
Юрковой свадьбе
и др. Тимрава в юмористических тонах описывает близкую ей среду
сельских интеллигентов, но почти не пишет о крестьянах. Впоследствии, однако,
крестьянская тема стала преобладающей в творчестве писательницы, с большой
симпатией и интересом относившейся к своим героям. Для Тимравы характерно
глубокое проникновение в психологию героев, особенно удаются ей женские образы.
Критическое направление реализма Тимравы ясно ощущается в произ­ведениях,
раскрывающих процесс перехода словацкой деревни от феодальной системы хозяйства
к буржуазному укладу. В новелле Жизненный опыт (1902) и в более поздних
произведениях (Герои, 1918; Все за народ, 1920; Две поры, 1936 и др.)
писательница стремится раскрыть пороки общества, нравы словацкой буржуазии. В
повести Герои писательница показывает словацкую деревню в канун и во время
Первой мировой войны. Миру крестьян противопоставлен мир господ,
разглагольствующих о героизме, патриотизме, о священной войне. Тимрава
протестует против войны, несущей народу неисчислимые бедствия и страдания. Герои
повести — учительница Мила, юная красавица Грета и молодой нотариус Штефан
Ширицкий — в той или иной степени воплощают эту идею протеста. В большинстве
своих новелл, рассказов и повестей автор описывает будничную, повседневную жизнь
словацкой провинции. Заслуга Тимравы — в создании образов женщин, преодолевших
патриархаль­ные традиции и жаждущих духовного, нравственного раскрепощения (Ну
и пусть
, 1897; Уроки жизни, 1902; Без гордости, 1905; Тяпаки, 1914 и
др.). С большой убедительностью показала писательница губительную силу
материального расчета, подавляющего в человеке лучшие чувства, уродующего судьбы
людей (Поздно, 1898; Борьба, 1900; Без радости, 1912).
Произведения
Без радости: Повести и рассказы / Предисл. Ю.Богданова. — М.: Гослитиздат, 1960.
— 368 с. Zobrané spisy: V 7 zv. - Bratislava: SVKL, 1955-1959; Dielo / Predsl.
пар. I. Kusý: V 2 zv. - Bratislava: Tatran, 1975.
Литература
Kusý I. Božena Slančíková-Timrava. — Martin: Matica slovenská, 1967. — 45 s.;
Timrava v kritike a spomienkach: Zborník. — Bratislava: SVKL, 1958.- 849 s.
ЯНКО ЕСЕНСКИЙ (JANKO JESENSKÝ. 1874-1945)
— писатель-сатирик, детство и юность которого прошли в интеллигентной семье. С
юных лет он увлекался литературой, особенно русской, позднее много переводил
Пушкина и Лермонтова. Получив юридическое образование, молодой писатель
работал адвокатом. Писательский труд Есенский совмещал с политической
деятельностью, занимал ряд государственных постов в бур­жуазной республике. В
марте 1939 г. писатель выступил против раскола Чехословакии и угрожавшей стране
фашизации. В период гитлеровской оккупации стихи Есенского публиковались в
нелегальной антифашистской печати. В народно-демократической Чехословакии
Есенскому, первому из сло­вацких писателей, было присвоено звание Народного
писателя. Уже в первом сборнике, Стихо­творения (1905), Есенский выступает как
мастер разнообразных поэтических жанров — от ин­тимной лирики до сатиры. Нежный
и чуткий поэт-лирик, Есенский в звучных, мелодичных стихах воспевает красоту
жизни и любви. В то же время едко иронически изображает он праздную жизнь

585


высших слоев общества, прозябание мещанства, мелочные интересы части словацкой
интеллиген­ции. Эти основные тематические линии поэзии Есенского ясно
просматриваются в книгах После бурь (1932) и На злобу дня (1945). Особенно
острой становится сатира Есенского в сборнике На злобу дня, объединяющем
стихи, созданные в 1929—1931 гг., в 1938 г. и в период оккупации. В годы
фашистской оккупации насыщенные иронией и сарказмом стихи Есенского, вошедшие в
сборники Против ночи (1945) и Черные дни (1945), срывали маски с правителей
марионеточного словацкого государства, предававших интересы народа, и с их
хозяев — немецких фашистов. В сатирических рассказах Есенского изображаются быт
и нравы словацкого общества, чаще всего обывателей провинциальных городков
(Рассказы о маленьком городке, Из старых времен). Есенский раскрывает
слабости и пороки людей, исковерканных укладом жизни общества с его гос­подством
денег над человеческими чувствами (рассказ Рабы), ничтожностью интересов
(Грибы), фальшью и ханжеством (Пани Рафикова, Хозяйка). В сборнике
рассказов Путь к свободе (1933) писатель сатирически показывает антинародный
характер Первой мировой войны.

Демократы (Demokrati. 1934-1937)
— новая ступень в развитии сатиры Есенского. Если в ранних рассказах объект
осмеяния — недостат­ки отдельных людей, то в этом романе сатира служит
разоблачению пороков всего общества, его идей и институтов. Рассказывая о любви
мелкого чиновника Ландика, человека, еще не утратившего юно­шеских иллюзий о
равенстве и справедливости, к простой девушке-служанке Гане, писатель рисует
жизнь провинциального и столичного чиновничества, мелкой и крупной буржуазии,
интеллигенции.
Произведения
Демократы / Пер. и примеч. Л. Васильевой, И. Ивановой; Послесл. Н. Роговой. —
М.: Гослитиздат, 1957. — 519 с.; Избранная лирика / Пер. Г.Фролова; Сост. и
предисл. С. Шерлаимовой. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 63 с.; Провинциальные
рассказы / Сост. Ю.Богданов. — М.: Гослитиздат, 1958. — 272 с.; Стихи / Вступ.
ст. и примеч. С. Бэлзы. — М.: Худож. лит., 1981. — 223 с.; [Стихи]. — В кн.:
Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976, с. 563—566. Spisy: V 9 zv.-
Bratislava: SVKL, 1957-1968; Spisy: V 2 zv. - Bratislava: Tatran, 1977.
Литература
Савицкий В.Д. О творческом пути Янко Есенского. — Труды Ленингр. библ. ин-та,
1959, т. 5, с. 221-241.
Janko Jesenský v kritike a spomienkach: Zborník. — Bratislava: Osvetový ústav,
1973. — 128 s.
ИВАН КРАСКО (IVAN KRASKO. 1876-1958)
— псевдоним Яна Ботто, поэта, которому в словацкой поэзии принадлежит
выдающееся место. Его небольшое по объему наследие отражает в полной мере те
перемены, которые произошли в словацкой поэзии на рубеже XIX и XX вв. Оно было
созвучно настроениям молодого поколения словацкой интеллигенции, активно
искавшей пути к обновлению жизни, к широкому народному читателю. Поэтическое
наследие Краско (в основном два сборника стихов — Новь и печаль, 1909 и
Стихотворения, 1912) отмечено чертами модернизма и в то же время прочно связано
с действительностью и традициями словацкой литературы. Мотивы грусти, тоски,
разочарования, порожденные размышлениями поэта о бесправии человека, соединялись
в поэзии Краско с идеями патриотизма, с верой в освобождение родины и призывом к
национальной и социальной борьбе (стихотворения Иегова, Горняки, Раб и
др.). С поэзией Краско в словацкую литературу пришел новый герой — человек,
который в начале XX в. мучительно переживал свою отчужденность и одиночество, в
трагической борьбе стремился найти путь к людям, увидев в служении им смысл
жизни. Стихи Краско имеют прочную ритмическую основу, насыщены символами.
Незавершен­ность отдельных мотивов, отсутствие логических заключений придают им
своеобразную лирическую напряженность. Художественная форма стихов Краско, как и
их содержание, была нова и ориги­нальна. Но при всем своем новаторстве
произведения Краско уходят корнями в национальные традиции словацкой поэзии,
близки, в частности, поэзии Гвездослава. Вместе с тем без них трудно понять и
представить себе дальнейший путь развития всей словацкой поэзии. Краско было
присвоено почетное звание Народного писателя (1947).
Произведения
[Стихи]. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М., 1964, с. 147—166; [Стихи]. —
В кн.: Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976, с. 567—569; [Стихи] /
Пер. А.Ахматовой. — В кн.: Голоса поэтов, М., 1965, с. 57—60.

586


Súborne dielo. — Bratislava: SAV, 1966. — 500 s.; Dielo / Výber zost. a úv. esej
naps. S. Šmatlák. — Bratislava: Tatran, 1980. — 233 s.
Литература
Brezina J. Ivan Krasko: Literárnohistorická monografia. — Bratislava: SAV, 1946.
— 184 s.; Šmatlák S.
Vývin a tvár Kraskovej lyriky. — Bratislava: Tatran, 1976. — 219 s.
ЛАЦО НОВОМЕСКИЙ (LACO NOVOMESKÝ. 1904-1976)
— псевдоним Ладислава Михала, поэта, публициста, литературного критика. Родился
в Будапеште в семье портного, в 1923—1925 гг. учился на философском факультете
Братиславского университета. Член Коммунистической партии Чехословакии с 1925
г., Новомеский принимал активное участие в борьбе пролетариата за свои права,
сотрудничая в коммунистической печати (Правда худобы, Руде право,
Галло-новины, Дав и др.). Во всех четырех сборниках стихов (Воскресенье,
1927; Ромбоид, 1932; Открытые окна, 1935; Святой за околицей, 1939),
опубликованных в межвоенные годы, поэта вдохновляла гуманистическая миссия
пролетарской революции — борьба за подлинную свободу личности, счастье человека.
Многие стихи его — это лирические эссе, переведенные на язык символической
метафоры, размышления о судьбах истории и человека, о назначении поэзии. В 1934
г. от имени чехословацких писателей — членов марксистского кружка Дав
Новомеский выступил на I Всесоюзном съезде советских писателей; три года спустя
участвовал в работе Международного конгресса в защиту культуры в Испании. В годы
Второй мировой войны поэт был членом нелегального ЦК Компартии Словакии и одним
из организаторов словацкого национального восстания 1944 г. После освобождения
Чехословакии Новомеский все свое время и энергию отдавал организации
социалистических преобразований. В эти годы он — член ЦК Коммунистической партии
Словакии, депутат Национального собрания, член Словацкого Национального совета,
министр просвещения и культуры Словакии. В 1963 г. вышли из печати поэмы Вилла
Тереза
и До города 30 минут, в 1964 г. — сборник Оттуда и другие
стихотворения
. Поэма Вилла Тереза была удостоена Государственной премии
(1964). В том же году в связи с 60-летием со дня рождения и за заслуги в области
развития словацкой литературы Новомескому было присвоено звание Народного
писателя ЧССР. В 1974 г. за сборник Стихотворения поэту была присуждена вторая
Государственная премия.

Произведения
Время и безвременье: Художественная публицистика / Сост., авт. предисл. Ю. В.
Богданов. — М.: Прогресс, 1985. — 301 с.; Избранное / Предисл. И.Эренбурга;
Послесл. и примеч. И.Богдановой. — М.: Прогресс, 1966. — 232 с.; Стихи; Поэмы;
Статьи / Сост. Б.Щуплецов. — М.: Прогресс, 1976. — 431 с. — (Б-ка лит. ЧССР);
[Стихи]. — В кн.: Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976,
с. 581-600.
Básnické dielo: V 2 zv. — Bratislava: Slov. spis., 1971; Dielo: V 2 zv. —
Bratislava: Tatran, 1984; Publicistika: V 5 zv.- Bratislava: Epocha, 1969-1972.
Литература
Brezina J. Básnické dielo Laca Novomeskiého. — Bratislava: Veda, 1982. — 404 s.;
Ladislav Novomeský, 1904—1974; Zborník na 70. narodeniny národného umelca
Ladislava Novomeského. — Martin: Matica slovenská, 1974. — 244 s.; Šmatlák S.
Básnik Laco Novomeský. — Bratislava: Slov. spis., 1967. — 344 s.
РУДОЛЬФ СЛОБОДА (RUDOLF SLOBODA. 1938-1995).
— писатель, тяготеющий к анализу сложных, порой противоречивых состояний
человеческого духа, внутренней жизни героев, меры их ответственности перед
собой, своей совестью и

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.