Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...pis., 1995. - 336 s.
СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АНДРЕЙ СЛАДКОВИЧ (ANDREJ SLÁDKOVIČ. 1820-1872)
— псевдоним Ондрся Браксаториса. Его произведения явились образцами для многих
словацких поэтов. Сладкович успешно развивал традиции национальной поэзии и
одновременно творчески осваивал опыт мировой литературы. Вступив в литературу
накануне революции 1848 г., он занял видное место среди поэтов-романтиков.
Сладкович одним из первых начал писать на новом, словацком письменном языке, чем
немало способствовал его утверждению. Наиболее значительные произведения
Сладковича — поэмы
Марина
(1846) и
Детван
(1853). В первой он воспел свою
возлюбленную, словацкую девушку Марину, и родную Словакию; во второй,
лиро-эпической по своему характеру, он впервые в словацкой поэзии обратился к
изображению жизни народа. Сладковичем написаны поэмы на сюжеты из истории борьбы
славянских народов с турками:
Милица
(1858),
Граф Микулаш Шубич Зринский на
Сиготе
(1866), а также аллегорическая поэма
Беседы в семье Душана
(1844).
Вторую важную часть творчества Сладковича составляют лирические стихи. Среди
поэтических произведений патриотического содержания широко известны
Не унижайте
мой народ
(1845),
Запоем песнь о свободной родине
(1848),
Почему вы нас
считаете ничем?
(1871) и др. Сладкович хорошо знал и любил творчество Пушкина,
которому посвятил стихотворение
Духу Пушкина
(1847). В России произведения
Сладковича известны давно. А. Н.Пыпин в
Истории славянских литератур
(1881)
охарактеризовал Сладковича как самого передового поэта новой словацкой
литературы. Переводчик Сладковича П. Нович (Н. Н. Бахтин), составитель книги
Словацкие поэты
(1901), писал, что Сладкович для словаков был приблизительно
тем же, чем Мицкевич для поляков или Пушкин для русских: вся новейшая поэзия
словаков видит в нем своего отца и учителя.
Произведения
Марина / Пер. М.Зенкевича. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М.,
1964, с.71—80; [Фрагменты поэмы]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М.,
1977, с.736—737. Dielo: V 2 zv. — Bratislava: SVKL, 1961; Poézia. —
Bratislava: Tatran, 1976. — 642 s.
Литература
Kraus C. Andrej Sládkovič. — 2. zrevidované vyd. — Martin: Osveta, 1972. — 423
s.; Na vlastný čas sa odvolaj: Na 150. výročie narodenia Andreja Sládkoviča /
Zost. J. Sloboda. — Bratislava: Obzor, 1970. — 224 s.
ЯНКО КРАЛЬ (JANKO KRÁĽ. 1822-1876)
— поэт-романтик и деятель национально-освободительного движения. Глубже других
современников-поэтов он проник в суть общественных конфликтов своего времени.
Обращаясь, подобно многим романтикам, к жанрам баллады и поэмы, Краль наполняет
их социальной проблематикой. Его поэзия насыщена пафосом протеста против
социального угнетения. Первые публикации поэта относятся к 1844 г. Эго
стихотворения и баллады с национальной тематикой на сюжеты из
582
фольклорной эпики. Связь с фольклором особенно органична в балладах
Предание
,
Крест и шапка
,
Клятвопреступница
. Наиболее значительны баллады Краля, в
которых дана социальная мотивировка трагических событий (
Убитый
,
Пан в
терниях
и др.) и показан романтический герой (
Заколдованная панна в Ваге и
страшный Янко
,
Завербованный
), Гражданским пафосом и верой в будущее отмечены
лирические стихотворения 1844—1849 гг. (
Дума Братиславская
,
Словацкая дума
,
Ночной страж народа
). Антифеодальный цикл стихотворений о Яношике отражает
революционную ситуацию 1844—1848 гг. Основная тема его — социальная борьба
крестьянства.
Збойницкая
традиция фольклорных произведений воплощена в образе
бессмертного бунтаря, борющегося с панами (
Збойницкая баллада
). Называя войну
против помещиков
божьей
, Краль вместе с тем не верит в плодотворность
отдельных крестьянских выступлений. В произведениях, посвященных общественной
борьбе, Янко Краль выступает как интернационалист, приветствуя освободительное
движение поляков и вспоминая о русских декабристах (
Свадьба
). Поэзия Краля
оптимистична и не носит оттенка трагической жертвенности. Источник ее оптимизма
— тесная связь героев Краля с борющимся народом. Являясь великолепным образцом
народно-поэтической речи, поэзия Краля привлекла внимание многих словацких
поэтов XX в.
Произведения
Моя песня / Вступ. ст. И. Богдановой. — М.: Гослитиздат, 1957. — 279 с.;
[Стихи]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.737—738; [Стихи]. — В
кн.: Словацкая поэзия, М., 1964, с.81—100. Poézia / Štúdiu nap. M.Rúfus. —
Bratislava: Tatran, 1972. — 472 s.; Súborné dielo. — Bratislava: SAV, 1959.- 742
s.
Литература
Богданова И.А.Словацкая романтическая поэзия и творчество Янко Краля. — В кн.:
Литература славянских народов, вып. 7, М., 1962, с. 15—72.
Brtáň R. Život básnika Janka Kráľa. — Martin: Matica slovenská, 1972. — 189 s.;
Búrkam divým v ústrety / Zost. J. Sloboda. — Bratislava: Obzor, 1972. — 229 s.;
Pišút М. Janko Kráľ: Život a básnické dielo. — Bratislava: Slov. spis., 1957.-
207 s.
СВЕТОЗАР ГУРБАН-ВАЯНСКИЙ (SVETOZÁR HURBAN-VAJANSKÝ. 1847-1916)
— поэт, прозаик, литературный критик, публицист, общественный деятель, одна из
центральных фигур литературной жизни Словакии конца XIX — начала XX в. Первый
сборник стихов
Татры и море
(1880) принес автору большой успех. Эти стихи были
написаны во время пребывания поэта с оккупационными войсками в Боснии и
Герцеговине. В них отражены переживания поэта, который не по своей воле должен
был сражаться против братского народа. В своем поэтическом творчестве
Гурбан-Ваянский идет по пути к реализму. Лирика его проникнута протестом против
национального угнетения и состраданием к тяжелой участи словацкого народа.
Демократические взгляды писателя нашли отражение в его прозаических
произведениях: новеллах и повестях
Лилия
,
Кандидат
,
Бабье лето
и романах
Летящие тени
,
Сухая ветвь
,
Корень и побеги
. Талантливый прозаик и
публицист, Гурбан-Ваянский отдавал все силы борьбе за утверждение словаков как
самостоятельной нации с богато развитой культурой. Свои надежды на освобождение
писатель связывал с Россией, что отражало настроения широкой словацкой
общественности. Но сам автор сблизился в первую очередь со славянофильскими и
панславистскими кругами русского общества, потому в дальнейшем Гурбан-Ваянский
идеализировал патриархальность помещичье-дворянского уклада, с предубеждением
относился к демократическому движению в России. Литературно-критическая
деятельность писателя сыграла большую роль в утверждении реализма в словацкой
литературе.
Произведения
[Стихи]. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М., 1964, с. 113—119; Летящие
тени: Повесть. — В кн.: Словацкие повести и рассказы, М., 1953, с. 107—206.
Súborné diela: V 18 zv.- Martin: Matica slovenská, 1937-1948.
Литература
Светозар Гурбан-Ваянский: Биобиблиогр. указ. / Сост.: И. В. Токсина, А. Галаша и
Б. Белак; Отв. ред. и авт. вступ. ст. И.А.Богданов. — М.: ВГБИЛ, 1978. — 90 с.
Cerveňák A Vajanský a Turgenev. — Bratislava: SAV, 1968. — 193 s.; Matuška A.
Vajanský prozaik / Dosl. napisal R.Chmel. — 3. vyd. — Bratislava: Sloven, spis.,
1984. — 164 s.; Nagyova O. Mladý Vajanský ako novinár. — Bratislava: Obzor,
1973. — 189 s.
ПАВОЛ ОРСАГ ГВЕЗДОСЛАВ (PAVOL ORSZÁGH HVIEZDOSLAV. 1849-1921)
— настоящее имя поэта Павол Орсаг, родился в селе Вышний Кубин на севере
Словакии в семье обедневшего дворянина. В 1866 г. Гвездослав выступил в печати с
книгой
Поэтические первенцы
. Первое значительное произведение Гвездослава —
поэма
Жена лесника
, героями которой являются простые словацкие люди, —
вызвало восторженные отзывы современников. Симпатии автора всегда на стороне
простых тружеников. В произведениях
Бутора и Чутора
(1883),
В ночном
(1889),
В жатву
(1890),
Полуденный отдых
(1891),
Эжо Влколинский
(1896),
Габор
Влколинский
(1897—1899) дается описание жизни крестьянина, его радостей и
горестей. Многообразна тематика сборников стихотворений
Воспоминания
,
Осенние
звуки
,
Сонеты
(1886),
Ростки
,
Гимны и псалмы
(1885-1895),
Печали
(1903-1906),
Отголоски
(1909-1911). Наряду с пейзажной и интимной лирикой
здесь присутствуют стихотворения, проникнутые высоким гражданским пафосом,
размышлениями о судьбе народа, протестом против национального и социального
угнетения. Аллегорическое изображение бедствий и страданий словацкого народа
дается в произведениях, написанных на библейские сюжеты:
Агарь
(1882),
Рахиль
(1891),
Каин
(1892),
Рождество
(1897),
Сон Соломона
(1900),
трагедия
Ирод и Иродиада
(1909). Цикл стихотворений
Кровавые сонеты
содержит страстное обличение ужасов и бедствий, которые принесла народам Первая
мировая война.
Произведения
Кровавые сонеты
/ Пер. В. Левика; С предисл. С. Шматлака. — Иностр.
лит., 1978, № 8, с. 180—188; Стихи / Предисл. В.Турчани. — М.: Худож. лит.,
1979. — 221 с.; [Стихи]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.
739—741. Spisy: V 12 zv.- Bratislava: SVKL, 1953-1957.
Литература
Шматлак С.Павел Орсаг Гвездослав / Пер. Т.Хомовой. — Братислава: Обзор, 1971. —
ПО с. Pražák A. S. Hviezdoslavom. — Bratislava: SVKL, 1955; Šmatlák S.
Hviezdoslav: Zrod a vývin jeho lyriky. — Bratislava: SVKL, 1961.- 443 s.
МАРТИН КУКУЧИН (MARTIN KUKUČÍN. 1860-1928)
— настоящее имя писателя Матей Бенцур, вошел в словацкую литературу как
создатель жанра деревенского рассказа, обогатив ее новыми темами, живым и
образным народным языком. Демократизм Кукучина, правдивость и злободневность
его произведений способствовали тому, что его творчество стало известно не
только на родине писателя. Выходец из бедной крестьянской семьи,
восемнадцатилетний Кукучин получает диплом народного учителя и начинает
преподавать в родном селе. К этому времени относятся его первые публикации (1883
г. — очерк
На городской дороге
). В 1885 г. Кукучин поступает на медицинский
факультет Карлова университета и переезжает в Прагу. Спустя десять лет он
занимает место врача в Далмации. В 1907 г., уже будучи признанным прозаиком,
Кукучин эмигрирует в Южную Америку, откуда возвращается в 1922 г. Расцвет
творчества писателя приходится на 80—90-е гг., когда один за другим появляются
его рассказы, очерки, романы, героями которых являются обыкновенные люди —
крестьяне, солдаты, ремесленники (
Рыжая телка
,
Тени и свет
,
Вот умрет
дядюшка из Хохолева
,
Записки из грустного дома
). В центре внимания
писателя — жизнь словацкой деревни. К этой теме постепенно добавляются другие
— гибельное влияние города на крестьян, развращающая власть денег. Автор
начинает тяготеть к сатирическому изображению действительности (
Конец и
начало
,
Dies irae
,
Дом под горой
). Изображая город как источник зла и
пороков, Кукучин идеализирует патриархальную словацкую деревню, считая
крестьянство единственной общественной силой, способной противостоять
национальному и социальному угнетению. С живым сочувствием и теплым юмором
изображает писатель своих порой простоватых и наивных, зато всегда трудолюбивых
и честных героев.
Дом под горой (Dom v stráni. 1903-1904)
— роман, который явился своеобразным обобщением жизненного опыта автора. Хотя
произведение было написано на материале далматинской жизни, писатель стремился
выразить в нем свое отношение к перспективе национального развития родной
Словакии. Кукучин сталкивает в романе две основные силы, которые он видел в
современном ему обществе, — патриархальное крестьянство (Мате Берац) и
дворянско-помещичьи круги (идеальные помещики Анзула Дубчич и ее сын Нико, делец
Зандома). Роман
Дом под горой
имел большое значение для развития словацкого
реалистического романа.
Произведения
Дом под горой: Роман / Пер. Н.Аросевой; Вступ. ст. А.Соловьевой. — М.: Худож.
лит., 1980. — 334 с.; Деревенский роман / Пер. под ред. Н. Троепольской. — В
кн.: Словацкие рассказы, М., 1956, с.9-32; Новеллы / Вступ. ст. Ю.Богданова.-
М.: Гослитиздат, 1961.- 232 с.
Dielo: V 21 zv.- Bratislava: SVKL, 1957-1974; Dom v stráni.- Bratislava:
SVKL, 1961. — 365 s.
Литература
Juríček М. Martin Kukučín: Život pútnika. — Bratislava: Mladé letá, 1975. — 149
s.; Noge J. Martin Kukučín tradicionalista a novátor: (Život a dielo): V 2 zv. —
Bratislava: SAV, 1962—1975.
ТИМРАВА (TIMRAVA. 1867-1951)
— псевдоним Божены Сланчиковой, родилась в селе Полихно в семье священника.
Получив домашнее образование, осталась в родной деревне, где были написаны ее
первые произведения. Почти безвыездно Тимрава жила в провинции, которая и давала
ей темы для повестей и рассказов. С середины 90-х гг. писательница печатает свои
рассказы в журналах
Словенские погляды
,
Живена
,
Денница
, в газете
Словенские новины
. В рассказах
За кого идти
,
Кандидат в женихи
,
На
Юрковой свадьбе
и др. Тимрава в юмористических тонах описывает близкую ей среду
сельских интеллигентов, но почти не пишет о крестьянах. Впоследствии, однако,
крестьянская тема стала преобладающей в творчестве писательницы, с большой
симпатией и интересом относившейся к своим героям. Для Тимравы характерно
глубокое проникновение в психологию героев, особенно удаются ей женские образы.
Критическое направление реализма Тимравы ясно ощущается в произведениях,
раскрывающих процесс перехода словацкой деревни от феодальной системы хозяйства
к буржуазному укладу. В новелле
Жизненный опыт
(1902) и в более поздних
произведениях (
Герои
, 1918;
Все за народ
, 1920;
Две поры
, 1936 и др.)
писательница стремится раскрыть пороки общества, нравы словацкой буржуазии. В
повести
Герои
писательница показывает словацкую деревню в канун и во время
Первой мировой войны. Миру крестьян противопоставлен мир господ,
разглагольствующих о героизме, патриотизме, о священной войне. Тимрава
протестует против войны, несущей народу неисчислимые бедствия и страдания. Герои
повести — учительница Мила, юная красавица Грета и молодой нотариус Штефан
Ширицкий — в той или иной степени воплощают эту идею протеста. В большинстве
своих новелл, рассказов и повестей автор описывает будничную, повседневную жизнь
словацкой провинции. Заслуга Тимравы — в создании образов женщин, преодолевших
патриархальные традиции и жаждущих духовного, нравственного раскрепощения (
Ну
и пусть
, 1897;
Уроки жизни
, 1902;
Без гордости
, 1905;
Тяпаки
, 1914 и
др.). С большой убедительностью показала писательница губительную силу
материального расчета, подавляющего в человеке лучшие чувства, уродующего судьбы
людей (
Поздно
, 1898;
Борьба
, 1900;
Без радости
, 1912).
Произведения
Без радости: Повести и рассказы / Предисл. Ю.Богданова. — М.: Гослитиздат, 1960.
— 368 с. Zobrané spisy: V 7 zv. - Bratislava: SVKL, 1955-1959; Dielo / Predsl.
пар. I. Kusý: V 2 zv. - Bratislava: Tatran, 1975.
Литература
Kusý I. Božena Slančíková-Timrava. — Martin: Matica slovenská, 1967. — 45 s.;
Timrava v kritike a spomienkach: Zborník. — Bratislava: SVKL, 1958.- 849 s.
ЯНКО ЕСЕНСКИЙ (JANKO JESENSKÝ. 1874-1945)
— писатель-сатирик, детство и юность которого прошли в интеллигентной семье. С
юных лет он увлекался литературой, особенно русской, позднее много переводил
Пушкина и Лермонтова. Получив юридическое образование, молодой писатель
работал адвокатом. Писательский труд Есенский совмещал с политической
деятельностью, занимал ряд государственных постов в буржуазной республике. В
марте 1939 г. писатель выступил против раскола Чехословакии и угрожавшей стране
фашизации. В период гитлеровской оккупации стихи Есенского публиковались в
нелегальной антифашистской печати. В народно-демократической Чехословакии
Есенскому, первому из словацких писателей, было присвоено звание Народного
писателя. Уже в первом сборнике,
Стихотворения
(1905), Есенский выступает как
мастер разнообразных поэтических жанров — от интимной лирики до сатиры. Нежный
и чуткий поэт-лирик, Есенский в звучных, мелодичных стихах воспевает красоту
жизни и любви. В то же время едко иронически изображает он праздную жизнь
высших слоев общества, прозябание мещанства, мелочные интересы части словацкой
интеллигенции. Эти основные тематические линии поэзии Есенского ясно
просматриваются в книгах
После бурь
(1932) и
На злобу дня
(1945). Особенно
острой становится сатира Есенского в сборнике
На злобу дня
, объединяющем
стихи, созданные в 1929—1931 гг., в 1938 г. и в период оккупации. В годы
фашистской оккупации насыщенные иронией и сарказмом стихи Есенского, вошедшие в
сборники
Против ночи
(1945) и
Черные дни
(1945), срывали маски с правителей
марионеточного словацкого государства, предававших интересы народа, и с их
хозяев — немецких фашистов. В сатирических рассказах Есенского изображаются быт
и нравы словацкого общества, чаще всего обывателей провинциальных городков
(
Рассказы о маленьком городке
,
Из старых времен
). Есенский раскрывает
слабости и пороки людей, исковерканных укладом жизни общества с его господством
денег над человеческими чувствами (рассказ
Рабы
), ничтожностью интересов
(
Грибы
), фальшью и ханжеством (
Пани Рафикова
,
Хозяйка
). В сборнике
рассказов
Путь к свободе
(1933) писатель сатирически показывает антинародный
характер Первой мировой войны.
Демократы (Demokrati. 1934-1937)
— новая ступень в развитии сатиры Есенского. Если в ранних рассказах объект
осмеяния — недостатки отдельных людей, то в этом романе сатира служит
разоблачению пороков всего общества, его идей и институтов. Рассказывая о любви
мелкого чиновника Ландика, человека, еще не утратившего юношеских иллюзий о
равенстве и справедливости, к простой девушке-служанке Гане, писатель рисует
жизнь провинциального и столичного чиновничества, мелкой и крупной буржуазии,
интеллигенции.
Произведения
Демократы / Пер. и примеч. Л. Васильевой, И. Ивановой; Послесл. Н. Роговой. —
М.: Гослитиздат, 1957. — 519 с.; Избранная лирика / Пер. Г.Фролова; Сост. и
предисл. С. Шерлаимовой. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 63 с.; Провинциальные
рассказы / Сост. Ю.Богданов. — М.: Гослитиздат, 1958. — 272 с.; Стихи / Вступ.
ст. и примеч. С. Бэлзы. — М.: Худож. лит., 1981. — 223 с.; [Стихи]. — В кн.:
Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976, с. 563—566. Spisy: V 9 zv.-
Bratislava: SVKL, 1957-1968; Spisy: V 2 zv. - Bratislava: Tatran, 1977.
Литература
Савицкий В.Д. О творческом пути Янко Есенского. — Труды Ленингр. библ. ин-та,
1959, т. 5, с. 221-241.
Janko Jesenský v kritike a spomienkach: Zborník. — Bratislava: Osvetový ústav,
1973. — 128 s.
ИВАН КРАСКО (IVAN KRASKO. 1876-1958)
— псевдоним Яна Ботто, поэта, которому в словацкой поэзии принадлежит
выдающееся место. Его небольшое по объему наследие отражает в полной мере те
перемены, которые произошли в словацкой поэзии на рубеже XIX и XX вв. Оно было
созвучно настроениям молодого поколения словацкой интеллигенции, активно
искавшей пути к обновлению жизни, к широкому народному читателю. Поэтическое
наследие Краско (в основном два сборника стихов —
Новь и печаль
, 1909 и
Стихотворения, 1912) отмечено чертами модернизма и в то же время прочно связано
с действительностью и традициями словацкой литературы. Мотивы грусти, тоски,
разочарования, порожденные размышлениями поэта о бесправии человека, соединялись
в поэзии Краско с идеями патриотизма, с верой в освобождение родины и призывом к
национальной и социальной борьбе (стихотворения Иегова
, Горняки
, Раб
и
др.). С поэзией Краско в словацкую литературу пришел новый герой — человек,
который в начале XX в. мучительно переживал свою отчужденность и одиночество, в
трагической борьбе стремился найти путь к людям, увидев в служении им смысл
жизни. Стихи Краско имеют прочную ритмическую основу, насыщены символами.
Незавершенность отдельных мотивов, отсутствие логических заключений придают им
своеобразную лирическую напряженность. Художественная форма стихов Краско, как и
их содержание, была нова и оригинальна. Но при всем своем новаторстве
произведения Краско уходят корнями в национальные традиции словацкой поэзии,
близки, в частности, поэзии Гвездослава. Вместе с тем без них трудно понять и
представить себе дальнейший путь развития всей словацкой поэзии. Краско было
присвоено почетное звание Народного писателя (1947).
Произведения
[Стихи]. — В кн.: Словацкая поэзия XIX—XX вв., М., 1964, с. 147—166; [Стихи]. —
В кн.: Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976, с. 567—569; [Стихи] /
Пер. А.Ахматовой. — В кн.: Голоса поэтов, М., 1965, с. 57—60.
Súborne dielo. — Bratislava: SAV, 1966. — 500 s.; Dielo / Výber zost. a úv. esej
naps. S. Šmatlák. — Bratislava: Tatran, 1980. — 233 s.
Литература
Brezina J. Ivan Krasko: Literárnohistorická monografia. — Bratislava: SAV, 1946.
— 184 s.; Šmatlák S.
Vývin a tvár Kraskovej lyriky. — Bratislava: Tatran, 1976. — 219 s.
ЛАЦО НОВОМЕСКИЙ (LACO NOVOMESKÝ. 1904-1976)
— псевдоним Ладислава Михала, поэта, публициста, литературного критика. Родился
в Будапеште в семье портного, в 1923—1925 гг. учился на философском факультете
Братиславского университета. Член Коммунистической партии Чехословакии с 1925
г., Новомеский принимал активное участие в борьбе пролетариата за свои права,
сотрудничая в коммунистической печати (Правда худобы
, Руде право
,
Галло-новины
, Дав
и др.). Во всех четырех сборниках стихов (Воскресенье
,
1927; Ромбоид
, 1932; Открытые окна
, 1935; Святой за околицей
, 1939),
опубликованных в межвоенные годы, поэта вдохновляла гуманистическая миссия
пролетарской революции — борьба за подлинную свободу личности, счастье человека.
Многие стихи его — это лирические эссе, переведенные на язык символической
метафоры, размышления о судьбах истории и человека, о назначении поэзии. В 1934
г. от имени чехословацких писателей — членов марксистского кружка Дав
Новомеский выступил на I Всесоюзном съезде советских писателей; три года спустя
участвовал в работе Международного конгресса в защиту культуры в Испании. В годы
Второй мировой войны поэт был членом нелегального ЦК Компартии Словакии и одним
из организаторов словацкого национального восстания 1944 г. После освобождения
Чехословакии Новомеский все свое время и энергию отдавал организации
социалистических преобразований. В эти годы он — член ЦК Коммунистической партии
Словакии, депутат Национального собрания, член Словацкого Национального совета,
министр просвещения и культуры Словакии. В 1963 г. вышли из печати поэмы Вилла
Тереза
и До города 30 минут
, в 1964 г. — сборник Оттуда и другие
стихотворения
. Поэма Вилла Тереза
была удостоена Государственной премии
(1964). В том же году в связи с 60-летием со дня рождения и за заслуги в области
развития словацкой литературы Новомескому было присвоено звание Народного
писателя ЧССР. В 1974 г. за сборник Стихотворения
поэту была присуждена вторая
Государственная премия.
Произведения
Время и безвременье: Художественная публицистика / Сост., авт. предисл. Ю. В.
Богданов. — М.: Прогресс, 1985. — 301 с.; Избранное / Предисл. И.Эренбурга;
Послесл. и примеч. И.Богдановой. — М.: Прогресс, 1966. — 232 с.; Стихи; Поэмы;
Статьи / Сост. Б.Щуплецов. — М.: Прогресс, 1976. — 431 с. — (Б-ка лит. ЧССР);
[Стихи]. — В кн.: Поэзия социалистических стран Европы, М., 1976,
с. 581-600.
Básnické dielo: V 2 zv. — Bratislava: Slov. spis., 1971; Dielo: V 2 zv. —
Bratislava: Tatran, 1984; Publicistika: V 5 zv.- Bratislava: Epocha, 1969-1972.
Литература
Brezina J. Básnické dielo Laca Novomeskiého. — Bratislava: Veda, 1982. — 404 s.;
Ladislav Novomeský, 1904—1974; Zborník na 70. narodeniny národného umelca
Ladislava Novomeského. — Martin: Matica slovenská, 1974. — 244 s.; Šmatlák S.
Básnik Laco Novomeský. — Bratislava: Slov. spis., 1967. — 344 s.
РУДОЛЬФ СЛОБОДА (RUDOLF SLOBODA. 1938-1995).
— писатель, тяготеющий к анализу сложных, порой противоречивых состояний
человеческого духа, внутренней жизни героев, меры их ответственности перед
собой, своей совестью и
...Закладка в соц.сетях