Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедический биографический словарь

страница №31

а. Не сумев завершить образование,
он был призван в 1917 в царскую армию,
после революции вступил в Добровольческую
армию генерала Деникина. После ее поражения
выехал в 1920 в Турцию; работал садовником
у персидского шаха, находившегося
в изгнании. В 1923 переехал в Германию, в
1927 окончил основанный В.Стратоновым в
Берлине Русский научный институт; в 1932
получил ученую степень доктора философии, В
1933 обосновался в Америке, был принят ассистентом
в астрономическую обсерваторию
Гарвардского колледжа. После получения в
1939 американского гражданства стал научным
сотрудником, ас 1948 занимал должность
астронома. В 1934 Г. женился на Цецилии
Пайн, которая работала в Гарвардской обсерватории
и по уровню и значению своих работ
превзошла супруга. Впрочем, многие работы
они выполняли вдвоем.

Г. изучал переменные звезды (т.е. звезды,
систематически изменяющие свой блеск), а
также новые, спектрально- и затменно-двойные
звезды, шаровые звездные скопления, галактики
(в том числе Млечный Путь и Магеллановы
облака). Две его работы, посвященные
исследованиям переменных звезд, были в
1949-56 опубликованы в советском издании
"Переменные звезды", В 1938 супруги Гапошкины
опубликовали монографию "Переменные
звезды", которая длительное время была единственной
книгой, обобщавшей наши знания об
этом классе звезд и вместе с тем содержавшей
оригинальные результаты. Так, в ней приведен
первый перечень группировок т.н. орионовых
звезд - карликовых переменных
звезд, непрерывно изменяющих свой блеск и
связанных с темными диффузными туманностями.
Начиная с 50-х эти группировки получили
название Т-ассоциаций. В 1941 Г. доказал, что
одна из звезд типа Вольфа-Райе (к этому типу
относятся горячие бело-голубые звезды-гиганты
с яркими линиями излучения гелия и
ионов углерода, азота и кислорода) является
двойной системой, причем одна из звезд может
затмевать свет другой, Позже было доказано,
что и другие звезды этого типа входят
в двойные системы.

В 1943 супруги Гапошкины опубликовали
большие ряды фотографических наблюдений
звездных полей, полученные ими в Гарвардской
обсерватории. Вскоре эти ряды наблюдений
пригодились. После открытия в конце 40-х
вспыхивающих звезд Г. вместе с шестью другими
американскими астрономами проделал титаническую
работу по просмотру более 25 000
фотографий звезд - красных карликов и у некоторых
уверенно обнаружил вспышки, а у
других - колебания блеска. Эти звезды получили
название звезд типа UV Кита. В 1950 Г.
открыл пульсирующую звезду с двумя периодами
пульсации. Всего на небе таких звезд известно
семь. Одну из них открыла Цецилия
Пайн.

В 60-е Г. занимался исследованием пульсирующих
звезд, получивших название цефеид
(от созвездия Цефея, где была обнаружена их
первая представительница). Проведенные наблюдения
цефеид предоставили материал, помогавший
определить расстояния до тех звездных
систем, в которых они находятся. Для этого
использовалась четко установленная зависимость
между периодом изменения блеска (т.е.

периодом пульсации) и их светимостью, В
1962 Г. опубликовал подробные сведения о цефеидах,
обнаруженных в галактике Андромеды.
В этой работе он обнаружил эффект уменьшения
периода цефеид с удалением от центра
звездной системы. В 1966 совместно с женой
Г. проделал большую работу по построению
кривых изменения блеска 1139 цефеид в
Большом Магеллановом облаке и 1132 цефеид
в Малом Магеллановом облаке. По полученным
ими кривым блеска супруги Гапошкины построили
распределение всех цефеид по периодам
изменения блеска. Выяснилось также, что цефеиды
класса S примерно в 1,5 раза ярче
обычных,

После ухода из обсерватории (1978) и
смерти жены (1979) Г. жил в Лексингтоне (шт.
Массачусетс). Из трех детей Катарина продолжила
астрономические исследования родителей.
Стоит отметить, что Цецилия Пайн-Гапошкина
была первой женщиной-профессором в
Гарвардском университете и первой женщиной
заведующей отделом. Астероид 2039 назван
ее именем.

Соч.: Variable Stars (совм. с Ц.Пайн-Гапошкиной).
Cambridge (Mass.), 1938.

Лит.: Бронштэн В.А. Советская власть и давление
на астрономию // Философ, исследования, 1993, № 3.

В. Бронштэн

\ГАРБУЗОВА Раиса (Рая) Борисовна (род
25.1.1906, Тифлис) - виолончелистка. Родилась
в музыкальной семье. Многоликость художественной
жизни Тифлиса, посещения оперных
спектаклей, концертов, куда отец, игравший в
оркестре на трубе, охотно брал маленькую
Раю, помогли рано проявиться музыкальным
способностям одаренной девочки. С пяти лет
она обучалась игре на фортепиано, а, услышав
однажды знаменитого виртуоза-контрабасиста
С.Кусевицкого, выразила твердое желание заниматься
и на виолончели. Судьба благоприятствовала
дебютантке. В 8 лет она поступила в
класс отличного виолончелиста и педагога
К.Миньяр-Белоручева, в свое время окончившего
Московскую консерваторию по классу
А.фон Глена, ученика К.Давыдова - основателя
русской виолончельной школы. За годы обучения
в Тифлисской консерватории (1914-23)
Г. смогла стать отменным музыкантом, овладевшим
большим репертуаром. Игру виолончелистки
отличала поэтичная одухотворенность музыкального
высказывания, красота тона, быть может,
и не очень большого по силе, но богатого
по тембровой палитре.

С огромным успехом прошли в Москве первые
выступления Г. (1923). Ее интерпретация
музыки Шумана, Шопена, Дворжака, д'Альбера
покорила даже самых строгих критиков очарованием
стихии музыкальности, которая пронизывала
каждый звук. В 1924 Г. исполнила в
Ленинграде "Вариации на тему рококо" П.Чайковского.
Ее игра получила высокую оценку
А.Глазунова, назвавшего артистку "чудом природы".
Следующий, 1925, оказался рубежным
в жизни Г. Вместе с некоторыми молодыми музыкантами
ее направили по инициативе наркома
просвещения А.Луначарского за границу для
совершенствования мастерства. Виолончелистка
с большим вниманием отнеслась к предоставленной
ей возможности, взяв немало уроков
у Х.Беккера, Ф.Сальмонда и даже самого
П.Казальса. Маэстро с искренней симпатией
отнесся к дарованию Г., о чем свидетельствовали
в дальнейшем концертные выступления виолончелистки
с оркестром, созданным великим
музыкантом XX в. (Оркестр Пау Казальса).


Водоворот новых ярких впечатлений закружил
Г. Признание и восторги сопровождали ее
концерты в большинстве стран Западной Европы.
Немалое значение имела при этом приветливая,
скромная манера общения, привлекательная
внешность артистки. "Восток, не раз
оживляющий нашу музыкальную жизнь большими
талантами, - писал один из рецензентов,
- опять наградил нас исключительным музыкальным
явлением. В недалеком будущем имя
Раи Гарбузовой получит мировую известность".
В 1927 Г. концертировала в США. Однако подлинный
ее дебют в этой стране состоялся
лишь в декабре 19 34 в Нью-Йорке. Он значительно
упрочил артистическое реноме виолончелистки,
позволив ей принять окончательное
решение о переезде в США (1939). Способствовали
тому семейные обстоятельства и новые
интересные ангажементы. Заметим, однако, что
для самой Г. это был, видимо, нелегкий шаг; в
течение ряда лет она сохраняла советское
гражданство. Свою родину Г. посетила дважды
- в 1934 и 1960. И оба раза ее концерты
свидетельствовали о мастерстве, обаянии таланта,
изяществе игры и самобытности трактовки.
Они привлекали внимание музыкальной общественности,
получили положительные отклики
в прессе.

Имеющиеся грамзаписи с достаточной достоверностью
и полнотой раскрывают многие
черты интерпретаторского стиля Г. Так, в сонате
Дебюсси для виолончели и фортепиано артистка,
смело пользуясь принципом художественного
контраста, рельефно воссоздает самые
разнообразные и тонкие оттенки настоений: лирику
и гротеск, мечтательность и танцевальность.
В трактовке Г. камерный опус одного из
наиболее значительных французских композиторов-импрессионистов
предстает как ряд интересных
"театральных сценок", стройных по
форме и полных жизненной правды. "Звездным
часом" артистической судьбы Г. следует
назвать осуществленное ею первое исполнение
концерта американского композитора Барбера.
Оно состоялось в Бостоне 5.4.1946 совместно
с оркестром под управлением С.Кусевицкого.
Позднее Г. не только записала сочинение на
пластинку, но и сделала редакцию виолончельной
партии. Артистизм и мастерство, рельефность
и пластичность фразировки, праздничность
и красочность звучания позволили Г. оригинально
воплотить характерный для этого опуса
синтез элементов неоклассицизма (ясность
формы, приемы развития) с элементами американской
народной музыки, возможно, негритянских
спиричуэлс.

Искусство Г. привлекало внимание не только
американских авторов. В 1950 австрийский
композитор Ратхауз специально для нее написал
"Ночную рапсодию", в 1956 итальянец Риетти
посвятил ей виолончельный концерт. Проявленный
интерес к творчеству Мартину позволил
Г. стать первой исполнительницей Третьей
сонаты для виолончели и фортепиано этого
своеобразного чешского композитора.

Свою лепту в американскую виолончельную
школу внесла Г. и как педагог. В течение многих
лет (с 1970 ) она преподает в Колледже
Харти в Хартворде (шт. Коннектикут) и проводит
занятия на различных курсах мастерства,
существующих при многих американских университетах.

Правда с 1991, после тяжелой автомобильной
катастрофы, Г. значительно сократила
свою педагогическую деятельность; но все
же и сейчас она слушает и консультирует молодых
музыкантов. Огромный опыт Г., ее известность
и авторитет солистки-концертантки, безупречный
художественный вкус позволяют с
успехом передавать новому поколению виолончелистов
приемы виртуозного владения инструментом.


Лит.: Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства,
кн. IV. М., 1978.

Т. Гайдамович

\ГЕССЕН Сергей Иосифович (Serguis),
(3.9.1887, Усть-Сысольск - 25.9.1950,
Лодзь) - философ, педагог. Родился в семье
известного адвоката и публициста, одного из
лидеров кадетской партии Иосифа Владимировича
Г. В 1905 после окончания петербургской
гимназии Г. уехал в Германию, где в университетах
Гейдельберга и Фрейбурга слушал курсы
В.Виндельбанда, Э.Ласка, Г.Риккерта. Под влиянием
последнего Г. стал горячим защитником
трансцендентализма. Учившийся вместе с ним
Ф.Степун вспоминал впоследствии, что "религиозной
темы, или хотя бы только метафизической
тоски в нем тогда не чувствовалось, но
умен он был изумительно, причем определенно
критическим и даже скептическим умом". В
1910 во Фрейбургском университете Г. защитил
докторскую диссертацию на тему "Индивидуальная
причинность", привлекшую к нему
внимание в немецких философских кругах. В
диссертации им было развито учение Риккерта
о границах естественно-научного образования
понятий прим.тельно к анализу идеи причинности.
Г. рассматривал эту проблему на основании
различия между "идеографическими" и
"номотетическими" науками. По мнению

В. Зеньковского, эта работа Г. "не забудется в
развитии проблемы причинности".

Вернувшись в Россию, Г. в 1910 основал
вместе со своими студенческими товарищами
русскую секцию международного историософского
журнала "Логос". По словам Степуна,
"идея воплощения вечного Логоса философии в
многоязычном журнале увлекала его своею новизною
и красотою^. В продолжение 4-х лет Г.
редактировал созданный им журнал. Он также
активно печатался в кадетской газете "Речь",
переводил на русский язык работы Риккерта,
А.Бергсона и др. европейских философов. С
1913 по 1917 приват-доцент Петербургского
университета.

После Февральской революции Г. сблизился
с плехановской группой "Единство", но скоро
почувствовал свою непригодность к политической
деятельности. Летом 1917 он переехал
в Томск, где стал вначале профессором по кафедре
философии и педагогики, а затем деканом
историко-философского факультета Томского
университета. Некоторое время работал
директором Высших педагогических курсов.
Однако революционные события в Сибири вынудили
Г. к эмиграции.

До 1924 он жил в Германии: профессор
Русского научного института в Берлине, а также
редактор журнала "Русская школа за рубежом".

В 1924 Г. переехал в Прагу, где в течение
3-х лет преподавал на кафедре педагогики
в Русском высшем педагогическом институте. В
1925 вместе с Б.Яковенко и Степуном пытался
возобновить русское издание "Логоса". В 1934
Г. получил приглашение на кафедру философии
педагогики в Вольной Всепольской школе в
Варшаве и принял польское гражданство. В
Польше он пережил все события 2-й мировой
войны, во время которой, как сообщает Степун,
родные Г. погибли в нацистских концлагерях,
а ему самому также пришлось пережить
многократные аресты и концлагерь. После войны
в 1945 Г. получил должность профессора
педагогики в университете Лодзи. Однако с установлением
режима новой власти его преподавательская
деятельность в области философии
стала невозможной. Последние годы жизни он
занимался русской филологией.

В эмиграции Г. работал преимущественно
над вопросами философии, социологии и права.
В то же время он много писал и по педагогике.
Главная его книга в этой области - "Основы
педагогики" (Берлин, 1923) - выросла из лекций
в Томском университете. В ней прежде
всего сказалось тяготение Г. к прикладной философии.
В предисловии к этой работе он писал:
"Как философа меня привлекала возможность
явить в этой книге практическую мощь
философии". Книга Г. содержит философские
основы образования и воспитания. Система
воспитания опирается на представление о личности,
выражающее позицию трансцендентализма.
По мнению Г., личность созидается только
через приобщение к миру сверхличных ценностей.
Поэтому цель воспитания Г. полагает в
превращении естественного человека в человека
культурного.

В области социологии Г. была написана книга
"Проблема правового социализма" (1924). В
ней предпринята попытка соединить положительные
моменты индивидуалистической структуры
общества с положительными моментами
социалистического идеала. По мнению Г., осуществление
этого придало бы более совершенное
выражение ценностям религии, национальности,
государства, частной собственности и
свободы.

При разработке проблем этики Г. склонялся
к интуитивизму, пытаясь расширить его при помощи
концепции практической волевой интуиции,
которую он называл "волезрением". Это
можно обнаружить в его работе "Трагедия добра
в "Братьях Карамазовых" Достоевского"
(1928). По мнению Г., три брата - Дмитрий,
Иван, Алексей - олицетворяют собой три стадии
добродетели. Дмитрий - воплощение естественной
основы нравственности, выраженной
в соответствии с теорией Вл.Соловьева полуинстинктивными
чувствами стыда, жалости и благоговения.
Иван символизирует добродетель,
которая стала предметом рационального анализа.
Это автономная добродетель Канта, состоящая
в исполнении долга без любви. Высшая степень
добродетели - добродетель как любовь -
воплощена в Алеше. В представлении Г. старец
Зосима является представителем сверхэтической
святой жизни. Он стоит выше сферы морали,
а Федор Павлович Карамазов - ниже ее.

Философское творчество Г. не содержит законченной
системы взглядов. По мнению Зеньковского,
"философскому дарованию Гессена
не дано было развернуться в полноте - и
внешние неблагоприятные обстоятельства жизни,
и внутренняя скованность мысли ...обеспложивающим
трансцендентализмом помешали
этому". Степун запечатлел некоторые черты
психологического облика Г.: "Дома, в семье
своего отца, а впоследствии и в своей собственной
семье (Сергей Иосифович был женат
на дочери известного в Москве психиатра Минора)
он как-то не расцветал, иной раз даже
тускнел..., зато на заседаниях, докладах и в
особенности в гостях он распространял вокруг
себя атмосферу подлинной симпозиальности".


Соч.: Мистика и метафизика // Логос, 1910, кн. 1;
Философия наказания // Там же, 1912-13, кн. 12;
Политические идеи жирондистов. К истории политических
воззрений в эпоху революции. М., 1917; Политическая
свобода и социализм. Пг., 1917; Свобода и дисциплина.
Пг., 1917; Крушение утопизма // СЗ, 1924,
№ 19; Монизм и плюрализм в систематике понятий //
Рус. народ, ун-т в Праге. Науч. тр., т. 1: Философия.
Прага, 1928; Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении
Ф.М.Достоевского и Вл.Соловьева // СЗ,
1931, № 45-46; Мировоззрение и идеология // СЗ,
1935, № 57.

Лит.: Зеньковский В.В. С.И.Гессен как философ //
НЖ, 1951, № 25; Степун Ф.А. Памяти С.И.Гессена //
Там же; Зеньковский В.В. История русской философии,
т. 2, ч. 1. Л., 1991.

А. Поляков,
Е. Тимошина

\ГИППИУС Зинаида Николаевна (псевд. Антон
Крайний) (8.11.1869, Белев, Тульская губ. -
9.9.1945, Париж) - поэт, прозаик, литературный
критик. Отец из немецкой семьи, проживавшей
с XVI в. в России; мать - дочь екатеринбургского
полицмейстера. Из-за болезни
легких Г. не получила систематического образования,
жила с матерью (отец умер в 1881) в
Ялте и на Кавказе. В Боржоми познакомилась с
Д.Мережковским, 8,1.1889 обвенчалась и уехала
с ним в Петербург. Этот духовный и творческий
союз продолжался 52 года и описан в неоконченной
книге Г. "Дмитрий Мережковский"
(Париж, 195 1; М., 1991).

Первые стихи Г., написанные под влиянием
С.Надсона, появились в журнале "Северный
вестник" (1888, № 12). Позднее Г. говорила:
"Стихи я всегда писала редко и мало, - только
тогда, когда не могла не писать". Литературная
известность пришла с ее стихами, появившимися
в "Северном вестнике" в 1895 (№ 3,12) и
определившими ее место среди символистов. В
1904 и 1910 в Москве вышло "Собрание стихов"
(кн. 1-2). В 1899-1901 в журнале "Мир
искусства" печатались ее литературно-критические
статьи. В 1901-3 вместе с Мережковским
и В.Розановым организовала Религиозно-Философские
собрания в Петербурге, была одним
из редакторов журнала "Новый путь" (19034),
где печатались протоколы этих собраний.
Квартира Мережковских в доме Мурузи (Литейный,
24) стала местом встреч петербургских
символистов и религиозных философов.
Критические статьи Г. печатались в "Весах"
(1906-8), "Русской мысли" (1910-14) и др.
журналах. С 1906 по 1914 Мережковские
жили за границей, в Париже, наезжая временами
в Россию.

Г. - автор сборника рассказов "Новые люди"
(СПб., 1896), "Зеркала" (СПб., 1898),
"Третья книга рассказов" (СПб., 1902), "Алый
меч" (СПб., 1906), "Черное по белому" (СПб.,
1908), "Лунные муравьи" (М., 1912); романов
"Чертова кукла" (М., 1911), "Роман-царевич"
(М., 1913): пьес "Маков цвет" (СПб., 1908,
совм. с Мережковским и Д.Философовым),
"Зеленое кольцо" (Пг., 1916), в которых переплетаются
идеи символизма, ницшеанства, религиозной
философии.

Особый интерес Г. проявила к жанру дневников
и мемуаров. Предназначавшиеся для
прижизненной публикации, они были вместе с
тем образцами публицистики. В 1908 вышла ее
книга очерков "Литературный дневник". Из
дневников, которые Г. вела в течение полувека,
наибольшей известностью пользуются "Петербургские
дневники", частично изданные в
19 21 в Софии и Мюнхене ("Черная книжка" и
"Серый блокнот") ив 1929в Белграде ("Синяя
книга"), дважды переизданные с предисловием
Н.Берберовой (Нью-Йорк, 1982, 1990).


Г. не была захвачена шовинистическим энтузиазмом
первых лет мировой войны, В докладе,
прочитанном в Религиозно-Философском
обществе в ноябре 1914, утверждала, что война
является осквернением человечества. Со
временем Г, пришла к мысли, что только "честная
революция" может по-настоящему покончить
с войной. Подобно другим символистам
видела в революции великое духовное потрясение,
призванное очистить человека и создать
свободную Россию, надеялась, что революция
раскрепостит людей и их религиозное сознание,
которое подавлялось самодержавием и
церковью. Революция представлялась ей исходом
"разрушительных" и "созидательных" сил,
издревле дремавших в недрах России. "Петербургские
дневники" писались, по признанию Г.,
"около решетки Таврического Дворца", где заседала
Государственная дума и один день -
5,1.1918 - Учредительное собрание (Мережковский
и Г. жили напротив Таврического
дворца на Сергиевской, 83). Дневник 1917 рисует
картину сползания страны в бездну безумия.
Из окна своей квартиры они "следили за
событиями по минутам". К ним приходили "исторические
личности", особенно часто видные
руководители эсеров и кадетов. Временное
правительство воспринималось Мережковским,
Г, и их друзьями как свое и близкое, с некоторыми
министрами они были лично связаны
(А.Керенский, Б.Савинков). Восторженно приняв
Февральскую революцию, Г. одна из первых
(как и В.Розанов, И.Бунин, А.Ремизов) увидела
антидемократическую и антинациональную
сущность октябрьского переворота 1917,
наступление "власти тьмы". "Главные вожаки
большевизма, - писала она в "Синей
книге", - к России никакого отношения не
имеют и о ней меньше всего заботятся. Они ее
не знают, - откуда? В громадном большинстве
не русские, а русские - давние эмигранты".

"О, какие противные, черные, страшные и
стыдные дни!" - восклицает Г. и пишет
9.11.1917 стихи о судьбе русской революции:
"Лежим, заплеваны и связаны, / По всем углам.
/ Плевки матросские размазаны / У нас по
лбам". По ее мнению, переворот 25.10,1917
произвел на всю интеллигенцию, за редкими
исключениями, тягчайшее впечатление: "Расстрелянная
Москва покорилась большевикам.
Столицы взяты вражескими - и варварскими
- войсками. Бежать некуда. Родины нет". Г,
порвала с А.Блоком и В.Брюсовым, сотрудничавшими
с новыми властями, которые были для
Г. воплощением "царства Дьявола". Дневники с
ноября 1917 до января 1919 ("Черные тетради")
остались в России; они хранились в Отделе
рукописей ГПБ в Петербурге и впервые
полностью опубликованы в 1992 в альманахе
"Звенья" (СПб., М., вып. 2). В "Черных тетрадях",
а также в ранее опубликованных частях
"Петербургских дневников" Г, стала летописцем
жизни тех, кто после октябрьского переворота
оказался в родной стране на положении
"внутренних" эмигрантов, она запечатлела репрессии
против печати и политических партий,
аресты и расстрелы интеллигенции, дворян,
офицеров, составила список деятелей культуры
- "перебежчиков", "кому не простит никогда"
(среди них А.Блок, А.Белый, А.Бенуа, С.Есенин,
Вс.Мейерхольд, К.Чуковский и др.). Чуковский
отметил в дневнике, что Г. "в течение года ругает
с утра до ночи большевиков...".


Мережковский и Г. надеялись на свержение
большевистской власти, но, узнав о поражении
Колчака в Сибири и Деникина на юге,
решили бежать из Петрограда. 24.12.1919 они
совместно с их другом ДФилософовым и секретарем
В.Злобиным покинули город, якобы для
чтения лекций в красноармейских частях в Гомеле;
в январе 1920 перешли на территорию, оккупированную
Польшей, и остановились в Минске.
Здесь Мережковские читали лекции для русских
эмигрантов, писали политические статьи в
газете "Минский курьер", В феврале 1920 переехали
в Варшаву, где занялись активной политической
деятельностью. Жизнь снова наполнилась
для них смыслом - борьбой за свободу
России. Г. стала редактором литературного отдела
в газете "Свобода". Из Парижа приехал
Савинков, чтобы совместно продолжить борьбу
против большевизма. Г. и Савинкова связывала
долголетняя дружба, она редактировала его роман
"Конь бледный", который привезла в Россию
и напечатала в журнале "Русская мысль".
История взаимоотношений Г.-ФилософовСавинков
рассказана в дневнике Г. "Коричневая
тетрадь" (Возрождение, 1970, № 221), являющимся

эпилогом трех ранних дневников:


"Дневник любовных историй", "О Бывшем"
(Там же, 1970, № 217-220) и "Варшавский
дневник" (Там же, 1969, № 214-216). Темы и
мотивы постоянно переплетаются в них, образуя
прихотливый узор гиппиусовской прозы.

В Варшаве Г. быстро разочаровалась в газете
"Свобода", где ее, как она говорила, лишили
какой бы то ни было свободы, и стала помогать
Мережковскому в написании работы о правителе
Польши Ю.Пилсудском, в котором они видели
избранника Божьего для служения человечеству
и для избавления мира от "безнравственного
большевизма". В Польше Г. видела
страну "потенциальной всеобщности", которая
может положить конец вражде разъединенных
наций: преодолев долголетнюю взаимную ненависть,
Польша и Россия перед лицом общей
опасности большевизма должны создать союз
братских народов. Г. требовала от польского
правительства признания, что Польша воюет не
против русского народа и России, а против
большевизма. В июле 1920 после такого заявления
правительства Пилсудского Г., Мережковский
и философов написали воззвание к
русской эмиграции и к русским в России по поводу
союза с Польшей. Однако, когда в октябре
1920 Польша подписала перемирие с Россией,
Г. стала критически относиться к Пилсудскому,
правительство которого официально
объявило, что русским людям в Польше воспрещается
критиковать власть большевиков под
угрозой высылки из страны. Убедившись, что
"русскому делу" в Варшаве положен конец,
Мережковские 20.10.1920 выехали в Париж.

Крушение судьбы и творчества писателя,
обреченного на жизнь вне России - постоянная
тема поздней Г. В эмиграции она оставалась
верна эстетической и метафизической системе
мышления, сложившейся у нее в предреволюционные
годы в результате участия в Религиозно-Философском
собрании и в Религиозно-Философском
обществе. Эта система основывалась
на идеях свободы, верности и любви, вознесенной
до Христа. Поселившись в Париже,
где у них с дореволюционных времен сохранилась
квартира, они установили и возобновили
знакомство с К.Бальмонтом, Н.Минским, И.Буниным,
И.Шмелевым, А.Куприным, Н.Бердяевым,
С.Франком, Л.Шестовым, А.Корташевым.

Г. поражала всех своей "единственностью",
пронзительно-острым умом, сознанием (и даже
культом) своей исключительности, эгоцентризмом,
нарочитой, подчеркнутой манерой высказываться
наперекор общепринятым суждениям
и очень злыми репликами. "Изломанная декадентка,
поэт с блестяще-отточенной формой,
но холодный, сухой, лишенный подлинного
волнения и творческого самозабвения" (Ю.Терапиано).


В эмиграции Г. переиздавала написанное в
России (сб. рассказов "Небесные слова". Париж,
1921). В 1922 в Берлине вышел сборник
"Стихи: Дневник 1911-1921 ", а в Мюнхене -
книга четырех авторов (Мережковский, Г., Философов
и Злобин) "Царство Антихриста", где
впервые опубликов

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.