Жанр: Энциклопедия
Энциклопедический биографический словарь
... находится в частных собраниях: выставлялся
на международных выставках в Риме
(1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен
один из лучших портретов балерины Анны
Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по
1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926),
Белграде (1930), Праге (1935), в парижских
салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке
"Современного французского искусства").
Персональные выставки Ш. прошли в Париже
(в 1924, совм. с Яковлевым ив 1929).
В 1929-30 путешествовал по югу Франции
и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко,
сделав сотни зарисовок, которые легли в основу
больших жанровых картин (часть из них создана
по этим рисункам на родине через 30
лет). С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре
"Летучая мышь" Н.Балиева (хореографические
миниатюры "Степан Разин", "Король приказал
барабанить", "Тай Пу", балет "Пастораль"),
для труппы Иды Рубинштейн создал декорации
к балету "Семирамида" (1934). В
1926 исполнил эскизы декораций и костюмов
для кинофильмов "Кармен" и "Песнь торжествующей
любви". В 1922-30 много занимался
книжной графикой: для парижского издательства
"Плеяды" оформил книги: "Флорентийские
ночи" Г.Гейне (1925) и "Две любовницы"
А.де Мюссе (1928), иллюстрировал произведения
Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова,
Тургенева, Чехова. Иллюстрации к "Пиковой
даме" вошли в золотой фонд графической пушкинианы.
В 1932-33 для американского журнала
"Vanity Fair" сделал серию карикатур на известных
политических деятелей и писателей.
Европейская критика поставила Ш. в один ряд
с выдающимися русскими и французскими художниками-современниками,
причем подчеркивалась
его верность русской теме в книжной
графике и сценографии; ею проникнуты и фрески
внутренних росписей концертного зала частного
дома на улице Перголез в Париже
(1925; совм. с Яковлевым - использована тема
"Сказки Пушкина в музыке"). "Ш. - коренной
русский и, несмотря на долголетнюю работу
в Париже, он остается таковым. Он, возможно,
единственный из работающих в Париже
иностранных художников, кто абсолютно
ничего не перенял от французских живописных
школ, направлений и традиций. Он убежденный
русский, не подчеркивая этого... Работы
Ш. монументальны в истинном и лучшем
смысле слова", - писал немецкий критик
П.Бархан. В Париже Ш. преподавал в своей
студии на Монпарнасе и в Русской академии
Т.Сухотиной-Толстой,
В 1935 Ш. вернулся в Ленинград. Создал
эскизы декораций к спектаклям ленинградских
театров, эскизы росписей для нового здания
Библиотеки им. Ленина в Москве и санатория
Наркомтяжпрома в Сочи, совершил поездку в
Кабардино-Балкарию, сделав серию этюдов для
неосуществленной картины из жизни горцев. В
19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая
ретроспективная выставка работ III, на которой
были выставлены работы эмигрантского
периода и написанные по возвращении. С
1935 Ш. преподавал в персональной мастерской
в Институте живописи, скульптуры и архитектуры
Всероссийской Академии художеств
(у него начинали учиться С.Петров,
В.Суворов, П.Ивановский и др.). В 1937 Ш.
вместе с женой был арестован и выслан в Магадан.
Находясь в заключении, оформлял спектакли
и концерты магаданского Музыкальнодраматического
театра (часть эскизов находится
сейчас в местном художественном музее). В
1947 был освобожден и вынужденно поселился
в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи
(портреты грузинских и русских деятелей
культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил
несколько спектаклей в тбилисских театрах,
преподавал в тбилисской Академии художеств.
В 1962 - заслуженный деятель искусств
Грузинской ССР. Персональные выставки
Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962,
1971), Москве (1958), Ленинграде (1962,
1968, 1988). Выставка работ Ш. из частных
собраний прошла в выставочном зале журнала
"Наше наследие" (1994), Работы Ш. представлены
в Третьяковской галерее, Русском музее,
в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском
музее в Париже, в музеях Великобритании,
Бельгии, Чехии, Франции, Австралии,
в музеях городов России.
Соч.: Автобиография / В.И.Шухаев. Выставки в
Москве и Ленинграде. Л., 1936: Воспоминания / Горький
и художники. М., 1964; Письма В.И.Шухаева
А.Е.Яковлеву из Италии и Петербурга / Панорама искусств-8.
М., 1985; Письма В.И. и В.Ф.Шухаевых к
Е.Ф., М.Ф. и С.А.Гвоздевым из колымских лагерей
1939-1941. Публ. М.Г.Овандер / Память Колымы. Магадан.
1990.
Лит.: Маковский С. Силуэты русских художников.
Прага, 1922; Barchan P. Wassily Schuchaeff // Die
Kunst, 1925, № 26; Мямлин И. / Василий Иванович
Шухаев. Л., 1972; Яковлева Е. Живопись Шухаева в
Русском музее // Художник, 1989, № 9; Северюхин
Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции.
(1917-1941). Биографич. словарь. СПб., 1994.
Арх.: ОР ГРМ, ф. 133 и др.: РГИА, ф.789; ОР ГТГ,
ф.П/839 и др.; ОР Петерб. АХ, ф. А-З; арх. М.Г.Овандер
(Москва); арх. С.Т.Рихтера (Москва).
А. Кузнецов
_Щ
\ЩЕКАТИХИНА-ПОТОЦКАЯ (до конца
1930-х чаще писалась Щекотихина) Александра
Васильевна (8.[по др. св. 19.15.1892, Александровск,
Екатеринославской губ. - 23.10.1967,
Ленинград) - живописец, художник театра,
скульптор, фарфорист. Родилась в семье русского
купца-старовера Василия Григорьевича
Щекотихина. Дед художницы, Григорий Васильевич,
занимался иконописью и книжной
миниатюрой, расписывал пасхальные яйца,
бабушка по материнской линии слыла искусной
вышивальщицей. Окончив в 1908 в Александровске
гимназию, в которой рисование
преподавал воспитанник Академии художеств
Ф.Беляев, переехала в Петербург и поступила в
Рисовальную школу Общества поощрения художеств,
где ее учителями стали Я.Ционглинский,
Н.Рерих, И.Билибин, В.Щуко. В 1910
получила малую серебряную медаль, в 1911 -
большую. В 1910 была командирована на русский
Север для ознакомления с памятниками
старинного зодчества и народным крестьянским
искусством, ав 1913-в Грецию, Италию
и Францию; в течение нескольких лет занималась
в Париже в "Academic Ranson" под
руководством М.Дени, Ф.Валлотона и П.Серизье.
Русские и французские наставники воспитали
в ней мастера широкого диапазона. Она
помогала Рериху в работе над росписями церкви
Святого Духа в имении княгини М.Тенишевой
в Смоленской губернии и над оформлением
балета И.Стравинского "Весна священная"
(1913) для антрепризы С.Дягилева. Испытывая
несомненное влияние учителя, она обнаружила
самобытность: созданные ею эскизы костюмов
отличает от рериховских больший динамизм и
экспрессия. Театрально-декорационная живопись
заняла заметное место в творчестве художницы
2-й половины 1910-х. Ею выполнены
эскизы костюмов к "весенней сказке" А.Островского
"Снегурочка" (театр Рейнике в Петербурге,
1916), к балету на музыку М.Мусоргского
"Ночь на Лысой горе", к опере А.Рубинштейна
"Демон", эскизы декораций и костюмов
к опере А.Серова "Рогнеда" (театр С.Зимина
в Москве, 1916) ик опере Н.Римского-Корсакова
"Садко" (Петроградский Народный дом,
1920). Параллельно художница занималась
станковой живописью, станковой и журнальной
графикой.
В начале 1918 Щ.-П. была приглашена на
Государственный фарфоровый завод, где сразу
начала работу над эскизами росписей, а позже
и над скульптурными формами. В искусство
фарфора она принесла яркий, праздничный и
одновременно драматичный мир фольклорных
и иконописных образов, увиденных глазами художника,
не чуждого авангарду 1910-1920-х.
Мирискусническому стилизму и графической
дисциплине художественного руководителя завода
С.Чехонина она противопоставила свободу
живописно-графического декора. Обобщенными,
словно небрежно положенными пятнами,
пространственными сдвигами, плясовым ритмом
надписей она намеренно обостряла конфликт
традиционных форм фарфоровой посуды
и нового искусства. Наряду со сценами венчаний,
застолий, плясок и забав в росписях художницы
появились фигуры матросов, комиссаров,
советская эмблематика и лозунги, что
дает основание часть работ Щ.-П. назвать агитфарфором.
Однако творчество художницы революционных
лет неоднозначно. Несклонная к
политическим размышлениям, эмоционально
она остро воспринимала диссонансы современности
и, восхищаясь красотой народной стихии,
одновременно отразила трагизм эпохи
(блюдо "Страдания России", 1921). Впервые
выступив на выставке "Мир искусства" в
1916, Щ.-П. стала в 1922 его официальным
членом. Она участвовала также в Первой государственной
свободной выставке произведений
искусств (Петроград, 1919), в Выставке произведений
художников-членов Дома искусств
(Петроград, 1921) ив Пятой выставке Общины
художников (Петроград, 1922).
После смерти в 1920 мужа, юриста Николая
Филипповича Потоцкого, с которым она
прожила немногим более пяти лет, Щ.-П. с сыном
Мстиславом поселилась в Доме искусств,
на углу Невского и Мойки, где в голодные годы
нашли пристанище многие литераторы и художники.
Вскоре ее пригласил к себе обосновавшийся
в Египте И.Билибин. Эти события
жизни Щ.-П. отражены в романе О.Форш "Сумасшедший
корабль". Уехав в Германию для
ознакомления с Берлинской фарфоровой мануфактурой,
Щ.-П. из командировки не вернулась
и отправилась с сыном в Каир, где вышла за
Билибина замуж. Летом 1924 семья совершила
поездку в Сирию и Палестину, в 1925, после
переселения в Александрию, - в Верхний Египет
к Луксорскому храму. В многочисленных
этюдах, выполненных маслом и в различных
графических техниках, в росписях по фарфору
художница тонко улавливала как особенности
стилей прошлого, так и черты проникающего на
Арабский Восток европеизма,
В августе 1925 Щ.-П. переехала с Билибиным
в Париж, где они поселились на бульваре
Пастера и работали в одной мастерской. Как
и Билибин, Щ.-П. участвовала в 1927 в выставке
"Мира искусства" в галерее Бернгеймамладшего,
а в 1929 состоялась их совместная
выставка в Амстердаме. Однако в творческих
судьбах двух художников были и существенные
различия. Щ.-П. оказалась менее связанной
с кругами русской эмиграции и постоянно
поддерживала отношения с Ленинградским
фарфоровым заводом; в 1925 ее работы показывались
в советском отделе Международной
выставки декоративно-художественных
искусств в Париже, где их отметили медалью,
ав 1927 в составе коллекции Ленинградского
завода - на Международной выставке художественной
промышленности и декоративных
искусств в Монце-Милане, неоднократно экспонировались
они и на выставках в Ленинграде
и Москве. Одновременно художница органично
вошла в художественную жизнь Франции.
Щ.-П. были принята в Общество независимых
художников, участвовала в выставках Осенних
салонов и Салонов Тюильри: выполняла эскизы
росписей фарфора для Национальной мануфактуры
в Севре, эскизы тканей, модели
спортивных костюмов и т.п., сотрудничала с
парижскими издательствами. В ее работах -
ощущение Парижа, его джазовых ритмов, его
художественного авангарда. На рубеже 19201930-х
в пейзажах, натюрмортах, в росписях
фарфора при всей их экспрессивности усиливалось
внимание к натуре, стремление к жизнеподобию;
в этом проявились характерные
для искусства того времени неотрадиционалистские
тенденции.
Вернувшись осенью 1936 вместе с Билибиным
и сыном на родину, Щ.-П. была снова принята
на Ленинградский фарфоровый завод. Перейдя
в росписях конца 1920-х от орнаментально-плоскостной
к живописно-объемной
трактовке зримого мира, она обратилась теперь
к пластике. Опираясь на древнюю традицию,
Щ.-П. уподобляет формы живой природы различным
видам сосудов: масленки "Лимон"
(1941) и "Перец" (1948), салатник "Карп"
(1941), ликерный набор "Рябинка" (1945), графин
с чарочками "Рыба", пепельница "Голубь"
(1947) - это и не станковая скульптура, и не
обычная посуда. Ее задача, как и декоративных
статуэток, которые Щ.-П. создавала в эти же
годы, вносить в повседневность праздник. Упругая
сила словно вздувшихся изнутри форм,
игра бликов света, яркие краски и золото,
включенные в живописную фактуру поверхности,
создают эффектное зрелище.
В отличие от Билибина Щ.-П. удалось пережить
ленинградскую блокаду. Во время войны
она обращалась к темам героического прошлого
России в темперной живописи, в мелкой
пластике, в росписях по фарфору, в 1942 участвовала
в Выставке работ ленинградских художников
в Москве, в 1944 в связи с 200-летним
юбилеем Ленинградского фарфорового завода
была награждена орденом "Знак Почета".
Плодотворной была работа Щ.-П. после окончания
войны. Большое количество вещей показала
она в 1950 на Выставке произведений ленинградских
художников в промышленности и
декоративно-прикладном искусстве. С конца
1940-х в центре ее внимания роспись сервизов,
предназначенных для массового тиражирования.
Здесь она более сдержанна, ограничивая
себя несколькими чистыми цветами, звучащими
в полную силу на освобожденной белизне фарфора.
В 1953 по состоянию здоровья Щ.-П.
ушла с завода и вскоре была вынуждена прекратить
работу. В 1955 в Ленинграде состоялась
ее персональная выставка: в 1957 художница
своими прежними работами приняла участие
в Выставке народно-прикладного и декоративного
искусства в Москве, после которой
была награждена дипломом 1-й степени Министерства
культуры РСФСР. Первая посмертная
выставка произведений художницы прошла в
1972в Ленинградском доме ученых, выставки
работ Билибина и Щ.-П. были устроены в Ленинграде:
в 1977 Ленинградской организацией
Союза художников РСФСР, в 1978-80 и
1994-95 дирекцией Объединения музеев Ленинградской
области. Произведения Щ.-П. хранятся
в Русском музее, в музее Петербургского
фарфорового завода, в Музее театрального
и музыкального искусства в Петербурге, в
Ивангородском историко-архитектурном и художественном
музее Ленинградской области,
во Всероссийском музее декоративно-прикладного
и народного искусства, в Театральном музее
им. А.Бахрушина, в Музее керамики и
"Усадьбе Кусково XVIII в." в Москве, в др. отечественных
и зарубежных государственных и
частных собраниях.
Похоронена Щ.-П. на Охтинском кладбище
в Петербурге.
Лит.: Голлербах Э.Ф. Сюжеты и характер живописи
по фарфору / Русский художественный фарфор.
Л., 1924; Носкович B.C. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая.
Л., 1959; Советский фарфор: Искусство
Ленинградского государственного фарфорового
завода им. М.В.Ломоносова. Сост. альбома и автор текста
А.К.Лансере. Л., 1974; Андреева Л.В. Советский
фарфор: 1920-1930-е годы. М., 1975; Иван Яковлевич
Билибин. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая:
Каталог выставки. Авт. вступит, ст. и сост. Г.В.Голынец,
С.В.Голынец. Л., 1977; Голынец Г.В., Голынец
С.В. Искусство А.В.Щекатихиной-Потоцкой // Декоративное
искусство СССР, 1977, № 8.
С. Голынец
\ЩЕРБИНА Федор Андреевич (13.2.1849,
ст. Новодеревянковская, Кубанского казачьего
войска - 28.10.1936, Прага) - статистик, историк.
Родился в семье священника из казаков.
Закончил курс Ставропольской духовной семинарии.
В 1872 получил войсковую стипендию
для обучения в Петровско-Разумовской Сельскохозяйственной
академии, но на 2-м году
учебы был исключен за участие в студенческих
выступлениях. Через год поступил в Новороссийский
университет (Одесса). За участие в
"хождении в народ" подвергся аресту, через
месяц выпущен под залог и отправлен в ссылку
в Вятскую, а затем в Вологодскую губернию
(1874-77). В ссылке Щ. начал изучать общинный
быт России, стал регулярно печататься в
"Отечественных записках", "Русских ведомостях"
и др., касаясь вопросов земельной общины,
артельного движения, казачьей экономической
жизни. В 1884 Щ. принят в качестве статистика
на службу в Воронежское земство. В
1887 Императорское Географическое общество
премировало золотой медалью его работу
"Крестьянское хозяйство по Острогожскому
уезду". До 1903 возглавлял организованное им
же Воронежское статистическое бюро. С
1886 руководил экспедицией по исследованию
областей Степного края: им сделаны интереснейшие
литературные экскизы об уральских
казаках.
Щ. - основоположник русской бюджетной
статистики, ему принадлежит приоритет в разработке
программы бюджетных исследований.
Многочисленные работы Щ. долгое время служили
методологической основой анализа потребления
крестьян и рабочих. Он первым в
России произвел в широких масштабах по обширной
программе бюджетные исследования
крестьянских хозяйств всей Воронежской губернии.
В 1891 Российская Академия наук наградила
ученого высшей денежной премией за
работу "История Воронежского земства". Труды
Щ. отличались обилием собранного материала:
наиболее известные среди них: "Сводный
сборник по 12 уездам Воронежской губернии"
(Воронеж, 1897); "Крестьянские бюджеты"
(СПб., 1900). Член-корреспондент Петербургской
Академии наук с 1904.
Щ. принял деятельное участие в работе редакции
первой общероссийской казачьей газеты
- "Вестник казачьих войск", выходившей в
Петербурге с 1900 по 1906. На страницах издания,
ставшего энциклопедией культуры казачества,
защищал интересы войскового сословия
в новых социально-экономических условиях
XX в. Вместе с тем ему были чужды казакоманы,
пытавшиеся законсервировать казачество
в рамках средневековой психологии и традиций.
Ученый смотрел на казачество как на
особый пласт славян в рамках Российского государства.
В 1907 Щ. избрали депутатом 2-й
Государственной думы от Кубанского казачьего
войска; он возглавил казачью фракцию в Думе.
По поручению Наказного атамана Кубанского
войска стал собирать материалы для фундаментальной
летописи кубанских казаков. Автор
ряда исторических книг, в том числе "Истории
кубанского казачьего войска" в 2-х томах
(Екатеринодар, 1910-13).
Приветствовал Февральскую революцию, а
в августе 1917 в качестве делегата Кубани
присутствовал на Московском Государственном
совещании. До 1920 Щ. - постоянный
член Кубанской краевой и законодательной
Рады. В 1920 эмигрировал в Чехословакию.
Вошел в состав Верховного совета Дона, Кубани
и Терека, образованного в 1921 в Константинополе.
В том же году издал в Белграде
книгу "Законы эволюции и русский большевизм",
в которой предрекал неизбежность гибели
большевистского режима в России. Тесно
сотрудничал с казачьей эмигрантской общественностью:
принимал участие в казачьих
празднествах, стал основателем "Общества
изучения казачества", часто выступал на страницах
казачьей периодической печати. Казаки
любовно называли Щ. "Кубанский Дед", он
стал духовным вождем казаков-эмигрантов. Щ.
приветствовал казачье освободительное движение,
не относясь, однако, к казачьим "самостийникам",
проповедовавшим отделенение
от России, склонялся к идее насильственного
свержения советской власти. В Чехословакии
Щ. занимался педагогической деятельностью,
был приглашен на место профессора статистики
в Украинский институт (местечко Падебрадах),
затем его избрали ректором Украинского
народного университета. Одновременно Щ.
возглавлял "Общество кубанцев в Чехословакии".
В 1922-23 ученый издал свой курс лекций
для студентов Украинской хозяйственной
академии - "Статистика". В Падебрадахе в
1925 вышел в свет на украинском языке труд
Щ. - "Основы мировой сельскохозяйственной
статистики".
А. Изюмов
_Э
\ЭИХЕНВАЛЬД Александр Александрович
(23.12,1863, Петербург- 12.9.1944, Милан) -
физик. Родился в семье фотографа-художника
Александра Федоровича Э,; мать - Ида
Ивановна (урожд. Папендик), была артисткой
императорских театров, преподавала также в
Петербургской, а затем в Московской консерватории.
В 1883 Э, окончил частную московскую
классическую гимназию Фр.Креймана и
поступил на физико-математический факультет
Московского университета. После окончания
2-го курса в 1885 перевелся в Петербургский
институт инженеров путей сообщения; окончил
его в 1888. Такое резкое изменение профессиональной
ориентации было вызвано сугубо
материальными соображениями. Еще будучи
студентом, Э. во время каникул работал на постройке
каменной трубы на Московско-Курской
железной дороге и на строительстве московской
скотобойни. В 1888-90 служащий
правления Рязанско-Козловской железной дороги
(сначала - технический секретарь, затем
начальник технического отдела ремонта пути и
зданий). В 1890-95 в качестве помощника производителя
работ участвовал в проектировании
и строительстве Киевской городской канализации.
О произведенном им расчете периодического
действия главного 9-верстного коллектора
канализации и опытной проверке по окончании
работ Э. сделал доклад Киевскому отделению
Технического общества; принимал участие
в проектировании и постройке паровой мельницы
и элеватора при ней,
В начале 1895 Э. окончательно решил отказаться
от профессии строителя и стать физиком.
С марта 1895 по июль 1897 слушал в
Страсбургском университете лекции по физике,
химии, математике, а также выполнял, начиная
с 1896, работу ассистента в лаборатории
Физического института при университете. Директор
института Ф.Браун (получивший в 1909
вместе с Г.Маркони Нобелевскую премию за
развитие беспроволочной телеграфии) писал в
1908 П.Лебедеву: "Жаль, что я не чувствую
себя вправе (как Вы) причислить Эйхенвальда
к своим ученикам. Он приехал сюда (т.е. в
Страсбург - Ред.) уже вполне сложившимся
ученым. Я мог бы им гордиться". В июле 1897
Э. защитил докторскую диссертацию "Поглощение
электрических волн электролитами",
тогда же опубликованную в "Annalen der
Physik",
С 1897 Э, работал в России, первоначально
как преподаватель физики и электротехники
Московского высшего инженерного училища
(переим. в 1913 в Моск. ин-т инженеров путей
сообщения, ав 1917 в Ин-т инженеров транспорта
- МИИТ). Э. создал в училище научноисследовательскую
лабораторию, в которой
выполнил (1901-4) самую известную свою экспериментальную
работу "О магнитном действии
тел, движущихся в электростатическом поле".
За этот труд ученый получил степень доктора
физики Московского университета (1908;
тогда же вышел ее сокращенный нем. пер,). С
1905 Э.- первый выборный директор училища,
в 1908-10 работал адъюнктом, с 1910профессором
этого учебного заведения, В
1901-17 Э. преподавал также на Московских
Высших женских курсах, в Московском университете
(1906-11; 1917-19; с 1910 -
проф.) и в Коммерческом институте (1907-17;
с 1913- проф.). Э. слыл одним из лучших педагогов-методистов
и непревзойденным мастером
лекционных демонстраций. Он организовал
в Москве лучшие для того времени физические
кабинеты и студенческие лаборатории в Инженерном
училище и на Высших женских курсах.
Э. - автор учебников, написанных на основе
курсов, читанных им в учебных заведениях Москвы
("Акустика и оптика", 2 изд., "Теоретическая
физика" в 4-х т., "Электричество", многократно
издававшееся в нашей стране и переведенное
на нем. (1928) и укр. (1938) яз.
Число научных работ Э. невелико, но они
относятся к принципиально важным проблемам
физики; при их решении ученый идет своим
оригинальным путем, а полученные им результаты
до конца проясняют исследуемый вопрос.
Таковы два крупных цикла его работ, Первый
из них касается вопроса о магнитном поле движущихся
электрически заряженных тел, В работе
"О магнитном действии тел, движущихся
в электростатическом поле" он установил, что
магнитное поле конвекционного тока и по величине,
и по направлению тождественно с полем
тока проводимости: ученый доказал эквивалентность
токов смещения и токов проводимости
("опыт Эйхенвальда"); наконец, проведя
эксперименты, в которых оба диска конденсатора
вместе с помещенным между ними диэлектриком
вращались как единое целое, Э. показал,
что верна теория Лоренца, согласно которой
эфир не участвует в движении тел. Этот
результат согласуется и с созданной вскоре теорией
относительности. Второй цикл работ Э.
связан с анализом световых волн. В теоретическом
исследовании "О движении энергии при
полном внутреннем отражении" (1908) Э. решил
вопрос о направлении колебаний световых
волн при полном внутреннем отражении, уточнив
теорию Друде, и представил полученные
результаты в виде диаграмм, вошедших в научную
и учебную литературу. В работе "О поле
световых волн при отражении и преломлении"
(1912) он распространил свой метод на различные
случаи отражения и преломления света.
Э, был человеком разносторонних дарований
и интересов. Ему принадлежит предварительный
проект здания физико-химического
института Высших женских курсов в Москве и
ряд др. проектов. Он - автор нескольких романсов.
Занимался Э. и общественной деятельностью:
в 1912 был председателем попечительского
Совета Народного университета
им. А.Шанявского, после смерти П.Лебедева
возглавил Московское физическое общество
(1 91 2-20). В 1918 Э. принял участие в организации
Научной комиссии - консультационного
органа коллегии. Научно-технического отдела
ВСНХ РСФСР. По поручению этой комиссии
3.9,1920 Э. со своей второй женой - Екатериной
Константиновной Э, (быв, его курсисткой)
- выехал в Берлин. Одной из основных
целей командировки было "поставить на рациональную
почву закупку за границей книг, журналов
и научных приборов". В 1922 он вышел
в отставку.
С 1923 Э. жил в Праге, где принял активное
участие в работе Русского свободного университета,
В конце 1920-х семья переехала в Милан,
там Э. прожил до конца своих дней. В эти
годы Э. тяготила невозможность работать экспериментально.
Основным делом его жизни стало
написание учебников (все они изданы в
СССР, трижды - 4 тома "Теоретической физики",
пять раз - "Электричество"; последнее, 8-е
изд., опубл. в 1933). Как правило, в каждом из
новых изданий Э. перерабатывал те или иные
главы в соответствии с новейшими достижениями
науки. Последняя статья Э. - "Акустические
волны большой амплитуды" (опубл. в
СССР в журн. "Успехи физических наук",
1934) - представляет переработанное изложение
некоторых глав его учебника "Теоретическая
физика".
Соч.: Избр. работы. М., 1956.
Лит.: Млодзеевский А.Б. А.А.Эйхенвальд / Развитие
физики в России, T.I. М., 1970.
А. Дранов
А. Райтблат
\ЭКСТЕР Александра Александровна (6.1.1882,
Белосток, Гродненской губ. - 17.3.1949, фонтене-о-Роз,
Франция) - живописец, тетральный художник,
педагог. Из семьи акцизного чиновника,
служившего с 1885-86 в Киевской губернии
(город Смела) и Киеве. Училась в киевской
женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном
училище (1901-6). В 1903 вышла
замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера.
Приехав в 1
...Закладка в соц.сетях