Купить
 
 
Жанр: Философия

Синергетика человекомерной реальности

страница №18

са меняется картина восприятия человека, он
становится более толерантным и наблюдательным,
сенситивным, у него развиваются различные виды тонкого
чувствования, особенно чувствования любви, и интуитивного
восприятия, в том числе интеллигибельная интуиция, т.н.
сердечное зрение, отчетливая способность к предвидению и
предчувствию, часто ясновидение и яснослышание, а также
ощущение духовной защищенности, ощущение, что его как
будто "ведут", оберегают.
В ряду других стрессов человек может столкнуться с "чужими"
для него стрессами, включающими в себя программы
семейного патогенеза, средовые программы, ситуационные,
случайные программы, от которых человек зависит в силу
отсутствия самоотождествления, и они могут оказаться для
него избыточными и разрушительными. В ходе практической
деятельности выяснилось также, что некоторые избыточные
стрессовые ситуации притягиваются в силу отсутствия
самоотождествления и конституционального, матричного
баланса входящими в структуру личности субличностными
программами-минимум, усиливая дезадаптацию и заставляя
человека тратить энергоресурсы и волю на дополнительный
поиск баланса и принятие решений по соответствующим
проблемам. Более того, патологическая соматическая или
психосоматическая картина начинает серьезно усиливаться и
часто принимает, к сожалению, необратимый характер, в том
числе и тогда, когда субличностные программы заслоняют и
подавляют основную, конституциональную матричную
программу личности, ее четвертое измерение. Это проявляется
в выдавливании нормального стресса все глубже и глубже в
бессознательное, и тогда его место занимают "чужие" стрессы,
а личность приобретает отчетливые признаки распада, когда ее
психозащитные механизмы превращаются в мощные
"панцирные" структуры, плотным, малопроницаемым слоем
облепляя энергию живого "Я".
Патологическая соматическая или психосоматическая
картина начинает усиливаться и в том случае, если личность
(или семья, если речь идет о проблемах ребенка) в моменты
перехода от возраста к возрасту и особенно в кризисе
"середины жизни" избегает духовной практики, причем
главным образом в той конфессии, к которой человек
принадлежит в силу конкретного культурного ареала, в котором
он родился или воспитывался. В этом случае духовная
практика выполняет роль "кормящего ландшафта" для
матричной программы, а ее важнейшим результатом является
преодоление человеком различных форм и видов неверия, в
том числе неверия в себя как в подобие Бога.
В ходе исследований выяснилось, что использование
гомеопатии представляет собой только начальный этап
отождествления личности со своей матрицей, конституцией.
Крайне важным оказывается процесс не столько
информационного (в данном случае гомеопатического)
распознавания организмом "своего" стресса, сколько
эмоциональное и духовное проживание принятия себя,
интуитивное, волевое делание себя, переживание этого
стресса, сопряженное как бы с рождением себя заново, иногда в
буквальном смысле. Переживания этого процесса протекают
необычайно гармонично и благотворно для человека тогда,
когда он проходит сквозь те самые упомянутые выше
состояния вхождения в иные пространства своего бытия,
которые с глубокой древности были описаны в различных
религиозных и философских, а также герметических
традициях (страдание, состояния смерти-воскрешения,
прозрения, откровения, покоя, созерцания, катарсиса,
просветления, "освобождения", аскезы).
Исследования матричной, конституциональной ситуации
нескольких тысяч человек (представители различных
городских слоев, лица в возрасте от 4-5 до 70 лет, причем как в
России, так и за границей) показали, что имеются
значительные различия в степени проявленности матрицы,
конституции, четвертого измерения, более того, часто она (а
следовательно, и сам гороскоп) остается лишь на уровне
заложенной от природы потенции.
Выяснилось, что матрица, конституция проявлена в
физическом, психическом или ментальном статусе у
следующих групп клиентов: у людей в возрасте от 12-14 до
35 лет и у родителей детей до 4 лет, также у родителей или
родственников детей в других возрастах, но гораздо слабее, у
самих детей, особенно от 0 до 3-4 лет; в других детских
возрастах слабее, у людей, перенесших какую-либо трагедию
либо кризис, в том числе в связи с утратой близких либо в
связи с какими-то препятствиями для продолжения рода и
стремящихся иметь детей, у людей, осознанно верующих (в
себя, человечество, Бога, причем каждая из составляющих веры
притягивает остальные, например, человек, верящий в себя,
неизбежно приходит к вере в ближнего и в Бога); у людей,
интеллектуально и духовно развитых либо стремящихся к
духовному росту и способных к самонаблюдению и самоанализу;
у людей, стремящихся к глобальным переменам в жизни на
основе изменения себя, у людей, занятых любыми
творческими и гуманитарными профессиями, искусством,
профессиями, связанными со спасением людей (или
человечества) и с проблемами экологии, с духовнорелигиозной
сферой.

Матрица, конституция заложена, но не проявлена либо
сильно заслонена (т.е. проявлена только в бессознательном, в
форме т.н. скрытого послания, которое может, в частности,
означать, что оптимально взаимодействовать с
конституциональным ресурсом человека можно также
бессознательно, например, с помощью интуитивных или
трансовых подходов, включая духовные практики),
напластованиями семейных, наследственных или средовых
программ у следующих людей: у людей, интересующихся
только проблемой собственной боли или физического
недомогания; у людей, занятых преимущественно физическим
трудом; у людей, психологически ориентированных на
"донора" либо на незначительную перемену обстоятельств
жизни; у людей, настроенных скептически либо эгоистически,
в том числе неверующих, атеистов, у глубоких невротиков
(неверие и эгоцентризм есть стержень любого невроза); у
людей, не осознающих воздействие на себя массовых или
ритуальных бессознательных процессов; у людей с тяжелой
наследственной патологией. Непроявленности матрицы,
конституции может способствовать идентификация с
отличающейся корпоративной замкнутостью
профессиональной средой, в том числе армией, бюрократией,
коммерцией, сферой массового обслуживания, официальной
соматической медициной, официальным образованием, часто
со сферой материального производства или вообще со сферой
материального; непроявленности врожденной конституции
способствует также самоотождествление с любой замкнутой
этно-конфессиональной средой.
Матричную, конституциональную программу можно часто
обнаружить внутри процесса психологического
консультирования по известным психосемантическим и
психозащитным механизмам, по телеснопсихологическим
особенностям и психогенетическим паттернам, связанным с
программой "второго рождения" как нерешенной родовой
задачей, по различным устойчивым страховым и другим
эмоциональным программам, по устойчивым архетипам и
символам бессознательного, по устойчивым поведенческим
сценариям, по различным духовным запросам, скрытым,
глубинным мотивам и намерениям, устойчивым когнитивным
структурам, устойчивым состояниям или сюжетам, которые
обнаруживаются внутри трансовых состояний или во сне.
Литература
1. Ганеман С. Органон врачебного искусства. СПб., 1885.
2. Бурбо Л. Слушай свое тело - снова и снова. М., 2001.
3. Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой. М., 2001.
4. Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Вып. 1-2. СПб., 1912.
5. Гроф С. Космическая игра. М., 1997.
6. Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып. 1. Пг., 1922.
7. Вавилова Н.М. Гомеопатическая фармакодинамика. Ч. 1-2. M., 1994.
8. Вельховер E.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. М., 1998.
9. Беруни А.Р. Избр. соч. Т. 6. Ташкент, 1973.
10. Дубровин В.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. Л.,
1991.
11. Каптен Ю.Л. Основы медитации. СПб, 1991.
12. Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993.
13. Ибн Араби. Мекканские откровения. Каир, 1859. (на рус. яз. отдельные
отрывки).
14. Гранжорж Д. Дух гомеопатического лекарства. СПб, 1993.
15. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической
философии. М., 1994.
16. Колесов Е.Н. Тринадцать врат эзотерики. М., 1999.
17. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М., 1999.
18. Колесова Л.А. Антропный принцип: четыре стихии // Синергетика. Вып. 1.
1998. С. 149-162.
19. Колесова Л.А. Эволюция антропного принципа от стихий к сценариям,
ритуалам и культам человеческой жизни // Синергетика. Вып. 2. 1999. С. 120132.

20. Липницкий Г.М. Гомеопатия. Основные проблемы. М., 1964.
21. Келер Г. Гомеопатия. M., 1989.
22. Колесова Л.А. и соавт. Программа ЭВМ по психодиагностике "Deltastar
2.1". М., 1998.
23. Психология стресса. М., 1991.
24. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
25. Психология личности. В 2 т. Самара, 1999.
26. Успенский П.Д. Tertium organum. СПб., 1992.

27. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
28. Хейзинга И. Статьи по истории культуры. M., 1997.
29. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев, 1998.
30. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1998.
31. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М., 1993.
32. Kolessova L. Konstitution im Horoskop // [Astrologie und Medizin] Mossingen.
1999.

Е.И.Ярославцева
Человек в контексте синергетики
Размышления о человеке всегда являются точкой роста и
одновременно обнаруживают цикличность: достаточно приступить
к ее решению, как возникают конкретные области рассмотрения
вопроса, например науки, которые вскоре требуют обращения
к представлению о человеке в целом и... все возвращается
к началу. Разрастается веер наук. А сам человек так и
остается источником вопросов. Вопросы эти становятся все более
сложными, тем самым показывая, что для их решения
нужен иной, более продуктивный методологический подход, а
точнее "...необходима не методология как таковая,
претендующая на универсальное методологическое знание, а
методология, имеющая встроенный в нее ее собственный
механизм самоограничения и самокоррекции" .
Ставя перед собой исследовательскую проблему, хотелось
бы приблизиться к предмету интереса - человеку - таким
образом, чтобы он не сводился только к своим феноменальным
проявлениям. И решить эту задачу позволяет синергетический
подход, опирающийся на коммуникативную парадигму, что
дает возможность рассматривать человека как постоянно
развивающуюся открытую систему. Очень важно, что взгляд на
человека как на целостную саморазвивающуюся,
автопоэтическую систему позволяет избежать его сведения к
противоречивым отношениям тела и духа, - очень важного
сюжета философских и религиозных сочинений прошедшего
тысячелетия, - но удержать эту двойственность через
динамику системных свойств, особенностей развития,
многообразие и пластику человеческой природы.
Развертывание как коммуникация. Рассматривать человека как
целостную динамичную систему возможно через представление
о том, что она в своем развитии - развертывается,
проявляя свою потенцию. Фактически в целостности всякого
индивида, а также современного человека развертывается не
просто личный внутренний опыт, но опыт эволюции, или,
другими словами, в онтогенезе проявляются потенции,
накопленные в филогенезе. Развертывание потенций человека
представляет собой процесс, в котором заявляют о себе и
древнейшие природные качества индивида, и его более
поздние, современные способности. Если описывать этот
процесс, например, в терминах биологии, то можно сказать, что
в индивидуальной целостности человека развертывается
конкретный опыт освоения живым веществом - эукариотом -
внешней Среды.
В этот достаточно длительный срок происходило
следующее. "Первый миллиард лет (а скорее всего, и два
миллиарда лет) жизнь существовала только на прокариотном
уровне, затем возникли эукариоты, среди них многоклеточные
и т.д." . При этом процесс активного развертывания
целостности - клетки - начал осуществляться тогда, когда
через ряд симбиотических преобразований из прокариота
образовался эукариот, который, обретя способность
размножения, изменил и связи с внешней средой. Теперь новые
отношения создавались в каждом поколении. Для
систематического восстановления целостности эукариотам требовались
дополнительные ресурсы и значительную долю
своей энергии они расходовали на этот коммуникативный
процесс. Адаптируясь к условиям существования, они не только
обрели способность изменяться, но и сами стали создавать
условия для "локального снижения энтропии... Уменьшение
стабильности отдельного организма, появление
индивидуальной смертности как генетического свойства этой
формы жизни сопровождались увеличением эффективности
(во много раз) в использовании внешней энергии" . И эту
способность регулировать свои взаимосвязи: влиять на среду и
согласовываться с ней эукариоты передали своим будущим
поколениям. "...Современные высшие эукариоты с половым
процессом составляют меньшую долю в сравнении с числом
видов современных форм без полового процесса и вымершими
видами всех таксонов" , но они продолжают создавать новый
опыт коммуникации с внешним миром, реализуя свои цели.

Момент контакта или встречи - обстоятельства, крайне
важного для понимания синергетического процесса , -
встречи с внешним миром является ключевым для
осуществления развертывания континуальной целостности,
какую из себя представляет человек. Он осваивает
окружающую его природную среду, вплетая, впитывая в себя
нужные фрагменты, укрепляя себя этим и обогащая, а также
предъявляет себя окружающему миру, оставляя в нем свой
след. Фактически человек - это современный эукариот, и при
развитии в каждом индивидуальном случае развертывается его
концентрированный коммуникативный опыт, работает и
развивается модель диалога со средой.
Однако это самое общее утверждение. Для понимания
принципа развития целостности недостаточно только
представления о развертывании. Необходимо понять
конкретные механизмы усложнения целостности, не
разрушающие, но сохраняющие ее. В этом случае предлагается
перейти от так называемого "линзового" к голограммному
представлению о феноменах мира . Объяснительная сила
"линзового" восприятия мира во многих случаях исчерпала
себя, оказалась ограниченной, как только возникла
необходимость более пристального анализа. Действительно,
"линзовое" восприятие, формируя понятие предмета и тем
самым очерчивая круг, само создает много границ, которые
затем в процессе познания приходится преодолевать.
Преодолевать не только на ментальном, но и на практическом
уровне, сталкиваясь со значительными сложностями, но тем не
менее приближаясь к адекватному пониманию естественно
существующей природы.
Золотая пропорция. Современные исследователи синергетических
процессов математики, физики все больше приходят
к убеждению, что золотая пропорция является "основой
существования любых самоорганизующихся систем" ,
полагая ее своеобразным параметром порядка. Они
рассматривают возникающую гармонию как "основной
проводник антропного принципа", позволяющего создать
программу "гармонической антропологии" . Это стремление к
пониманию основного принципа живых систем "встречается" с
разработками функционально-системного подхода в биологии,
решавшей проблемы кибернетики . В этом возможно увидеть
перспективу преодоления жесткой границы в познании живых
и неживых систем, которое будет происходить через
выстраивание гармоничных соотношений,
междисциплинарных связей между соответствующими
областями современного знания.
Золотая пропорция представляет из себя уникальное и в то
же время универсальное явление. Это соотношение только
трех, и именно трех, величин, проявляющих определенную
закономерность, что может быть наглядно представлено на
отрезках прямой и выражается следующей формулой: - целое
относится к большему как большее к меньшему: ц\б = б\м или
при изображении на прямой: а\Ь = Ь\с

a
! !
b с

при этом целое - а может быть найдено через
соотношение двух других членов пропорции: а = Ь2\с;
существует и обратная - перевернутая - пропорция
м\б = б\ц или с\Ь = Ь\а, а меньший неизвестный член пропорции
может быть найден также по двум другим известным
величинам: с = Ь2\а.
Единственность этого математического события среди
сонма других соотношений отражает некое реальное явление,
которое развертывается не только через числа, на плоскости,
что нам известно из математики, но и в пространстве, в музыке,
а также в растительном и животном мире. "Известно, что
пропорции, базирующиеся на золотом сечении, отличаются
исключительно высокими эстетическими качествами и
определяют наивысшую соразмерность между целым и его
частями" . Прямая и обратная пропорции выражаются
математическим числом - бесконечной десятичной дробью
(1,618... И 0,618...), показывая достаточно высокую
устойчивость и в то же время - подвижность данного соотношения.

Оно проявляется как в биологических, так и
физиологических свойствах человеческого организма. Но
естественно предположить, что это качество существует не
только в телесности человека, его материальном проявлении,
но и в психологических свойствах: вся целостность человека
развертывается в логике этого гармонического соотношения.
При необходимости она, вполне возможно, может быть
достаточно точно измерена. "Золотую пропорцию" можно
назвать количественным проявлением процесса развертывания
целостности. Причем это такое развертывание, которое не
исключает разнообразия, но, наоборот, питается им, существует
за счет его. И гармония при нем не только не нарушается, но
усиливается: если такое новое соотношение возникает, то оно
становится дополнительной точкой опоры всей системы.
При всех изменениях между соотносящимися величинами
"золотое" соотношение сохраняется как потенция для своего
развертывания. Коммуникативная парадигма, даже можно
сказать тотальность коммуникативного процесса, проявляет
себя здесь в полную силу, будучи естественным "питательным"
основанием для сохранения существования целостности
человека.
Чтобы не сложилось впечатление, что абсолютно все соотношения
являются золотой пропорцией, надо подчеркнуть, что
она в целостном континууме играет вполне определенную
роль - роль меры - лишь момента всех возникающих взаимосвязей
и соотношений. Она всегда возникает в системе и
особенно важна для сложной и активной системы континуума,
где происходит "соизмерение" - своеобразная
коммуникация - вновь появляющихся свойств с уже
существующими, а также воспроизводство имеющихся. По
существу, подобная закономерность была выявлена уже
средневековыми художниками и мыслителями при изучении
человека в соотношениях его свойств, индивидуальных
качеств.
Золотое сечение как функциональный орган. Данное обстоятельство
позволяет говорить, что человек может служить своеобразной
моделью саморазвертывания целостности. Более того, человек не
просто воплощает собой соотношение "золотой пропорции", но
и способен практически применять его, опираясь на
естественно существующее у него чувство меры, используя его
как способ оценки. Он в себе самом носит способы измерения, а
также изменения себя и мира, и только так развертывает себя как
целостность, адекватную миру систему.
В методологических целях можно рассмотреть человека
как модель. С человеком соизмеримо не только культурное
пространство, сотворенное им самим и фактически являющееся
продуктом человеческой жизнедеятельности, но и изучаемое
наукой пространство объективного, существовавшего до
появления человека, мира. Ведь то, что современный человек
старается познать, понять как независимое от субъекта и
развивающееся по своим законам, есть его праоснова, и не
только его, но и всей органической жизни. Человек в некотором
смысле является естественным продолжением - продуктом
этого процесса. Продуктом, удерживающим в своей природе, в
самом себе как континууме все принципиальные находки
воспроизводства и развития сложной адаптивной целостной
системы, которой он является.
Таким образом, человек при всей своей субъективности соизмерим
с объективным миром. Он, осознавая или не осознавая
это, постоянно соизмеряет свои силы с миром в процессе его
освоения и познания. И, конечно, он давно на практике выявил
эту меру гармоничности - золотую пропорцию. Не зря
человек всегда стремится достичь лучшего, совершенного.
В ней в принципе выражается диапазон его творческих
возможностей. Но, вступая в практически-познавательные
отношения с миром, человек получал и созидательный, и
разрушительный результат, то есть его отношения с миром
либо поддерживали и развивали его целостность, либо
вводили ее в область разрушения и приводили к потере
накопленного. Последнее является причиной роста рисков
развития и патологических процессов. Однако и тот, и другой
результат - и гармония и дисгармония - не удалялись из
культуры, а удерживались в ней, делая эти соотношения
очевидными, наблюдаемыми для современников. Социум
удерживал этот опыт, создавая на нем новую - назидательную,
а по существу, - защитную модель регуляции поведения членов
сообщества, где негативное использовалось как опыт, от
которого надо уклоняться для создания положительных
тенденций. По всей вероятности, морально-этические
регуляторы отношений имеют именно такое происхождение,
постоянно пополняясь опытом новых поколений. Золотая
пропорция проявила себя и в социальной сфере, став источником
новых соотношений уже культурного уровня жизни сообщества,
где в соотношение вступали уже сами результаты - гармония
и дисгармония, создавая, в свою очередь, новые эффекты
развития. Так из индивидуального опыта человека рождалась
пластика жизни всего сообщества.

Особенность золотой пропорции в том, что основную роль
играет не цифра, математический знак - она лишь показатель
результата, а собственно члены пропорции, те величины, которые
составляют это соотношение. Эти две части порождают
третье, нечто качественно новое, то, что не существует в каждом
из них по отдельности. В числовых соотношениях это не так
заметно, а в содержательном и феноменологическом
выражении это становится более очевидным. Всякое
соотношение дает результат, выполняет функцию.
А постоянное соотношение фактически становится устойчивой
функциональной единицей, функционирующим органом,
воспроизводящим определенный результат. В этой
особенности золотой пропорции проявляется качество
системы в целом, которое, при определенной степени
внимания, может быть выявлено практически во всех
отношениях, во всех формах коммуникации. И это качество
удерживается как творящее, характеризующее общий
потенциал человека, который тем выше, чем разнообразнее
формы коммуникации, в которые человек осознанно или
неосознанно вступает.
Интересны в этом плане исследования в области физиологии.
Вот, например, что пишет известный физиолог, академик
П.К.Анохин: "Когда наш мозг осуществляет самое начало действия,
он уже заряжен и на ожидание результата... - Чем не существование
определенного соотношения между какими-нибудь
двумя элементами, которое с необходимостью определяет
величину третьего: то есть мозг уже знает, что у него есть и
ждет то, что надо. А есть - соотношение, выраженное либо в
вещи, либо как-нибудь абстрактно. - ...Еще не реализованное
действие уже захватывает мозг, настраивает его на ожидание
предстоящих результатов и на последующую оценку этих
результатов,... как совершенно четко очерченную функцию этой
системы" . Другими словами, этот нервный аппарат
подыскивает единственно верную реакцию, которая и
заканчивает процесс, и завершает соотношение. Золотую
пропорцию фактически можно понять как формулу, по которой
работающей функциональной системе удается осуществлять
все многообразие функций организма. Эта состоявшаяся в акте
оценки функция в живом развивающемся организме не просто
ответная рефлекторная реакция, а - подбор необходимого
элемента для завершения соотношения, которое продолжает
существовать и устойчиво воспроизводится, играя очень
важную роль. Под функцией здесь скрыт своеобразный
функциональный орган, который не уничтожается после
проведенной оценки, но работает всегда и постоянно; он
является действующим элементом стабильной
саморегулирующейся функциональной системы .
Итак, функциональный орган - это устойчивое
самовоспроизводящееся соотношение, существующее по
формуле золотой пропорции, которое занято поддержанием
целостности системы. Оно не разрушается, но постоянно
воспроизводится: этот орган живет. Разрушиться он может
только тогда, когда не сможет воспроизвестись. Собственно
говоря, это "стабильная система процессов, для которой
вначале единственно полезным результатом, очевидно, была ее
устойчивость" . Но развитие функционального органа
существует в нескончаемом коммуникативном процессе,
соотносясь, адаптируясь с внешними для него проявлениями
Среды. И самое замечательное в том, что здесь
функциональный орган не только воспроизводит себя через
систему циклических процессов , но и становится в прямом
смысле основанием для новых соотношений в развивающейся
системе. Будучи порождением золотой пропорции, то есть
сбалансированной целостной структурой, функциональный
орган одновременно и сам может выступать элементом нового
соотношения, расширяя тем самым сеть динамических
взаимосвязей. Возможно, необходимость именно этих,
предшествовавших всякому "предорганическому" развитию,
условий отмечал не только биолог, но и разработчик
принципов кибернетических систем П.К.Анохин. "Говоря о
происхождении жизни, мы... стали бы искать целостную
динамическую организацию, которая и стала впоследствии
"колыбелью" для белковых тел" . Золотая пропорция -
является ее свойством.
Можно сказать, что жизнь - это постоянное построение новых
функциональных органов, когда система обогащается
через осуществление и закрепление соотношений внутреннего
и внешнего. При этом восприимчивость к внешнему миру и
регуляция активности осуществления соотношений зависит от
способности системы их использовать. Перегрузки, т.е.

нево

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.