Купить
 
 
Жанр: Философия

Синергетика человекомерной реальности

страница №32

ах как
их внутренний закон, как скрытая сеть, согласно которой они соотносятся
друг с другом, и одновременно то, что существует, лишь проходя сквозь
призму взгляда, внимания, языка; в своей глубине порядок обнаруживается
лишь в пустых клетках этой решетки, ожидая в тишине момента, когда он
будет сформулирован". См.: Фуко М. Слова и вещи. Археология
гуманитарных наук. М., 1977. С. 36-37.
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-Имя-Культура // Труды по знаковым системам.
VI. Вып. 308. Тарту, 1973. С. 295.
Там же. С. 286. Выявляя особенности функционирования такого рода
знаков, они отмечают, что система собственных имен образует не только
категориальную сферу естественного языка, но и особый его
мифологический слой. Сохранение и совмещение последнего с не
мифологическим, противоположно организованными семиотическими
структурами, является, видимо, неизбежным законом многоканальности
общественной коммуникации.

* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 01-03-00422а.
С точки зрения суверенного письма, конечно, вернее даже - с точки зрения
на суверенное письмо привыкшего к дискурсивной логике исследователя;
дискурс как раз, напротив, построен на убеждении в существовании непреложных
и предзаданных правил речевой практики.
В данном случае вовсе не имеется в виду, что язык имеет абсолютно
бессознательную природу - отнюдь! Но явления суггестии, думается,
связаны именно с бессознательными элементами языка, с тем, что язык в
достаточно большой степени влияет не только на наше сознаниие, но и на
подсознание, и с тем, что внушение как таковое является ни чем иным, как
влиянием на человеческое бессознательное - как правило, посредством
слова.

Названия, разумеется, весьма условные, так как никакой историкогенетической
связи между этими языками нет, и даже простая последовательность
их проявления часто нарушается: так называемый "первоначальный"
или "мифопоэтический" язык существует до сего дня как, например, в
ряде африканских племен, так и в фольклоре - в основном в волшебных
сказках - практически всех без исключения народов. Язык же, названный в
данном случае "современным", действительно наиболее привычен нам
сегодня, так как связан с идеалом классической рациональности, который
долгое время господствовал в европейском сознании (по этой же причине
он называется иногда и "научным" языком - несмотря на то, что в рамках
самой науки наблюдается языковая неоднородность, ставшая особенно
заметной с появлением квантовой механики и теории относительности,
языки которых по своему строению и типу ближе к мифопоэтическим).
В любом случае, идет ли речь о современном европейском обществе или
же об австралийских племенах, можно говорить только о доминировании
того или иного типа языка, того или иного типа мировосприятия, но не о
полном вытеснении и уж тем более - не о смене.
Подробнее о понимании причинности в мифопоэтике см.: Пашинина Д.П.
Особенности мифопоэтического мировосприятия и "закон участного
внимания" как проявления причинности взаимодействия героев мифа //
Мир психологии. 2000. № 3. С. 99-113

Примечания
Онтология и эпистемология синергетики /Отв. ред. В.И.Аршинов,
Л.П.Киященко. М., 1997.
Событие и смысл(Синергетический опыт языка). М., ИФ РАН, 1999.
Синергетика: язык междисциплинарного диалога // Филос. исслед. 2000. № 1.
C. 3-114.
Алешин А.И. Аршинов В.И. Об особенностях методологического осмысления
развития современного естественнонаучного знания // Философия,
естествознание, социальное развитие. М., 1989. С. 87-102.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 446.
Там же. С. 37.
Там же. С. 440.
Эйнштейн А. Ответ на критику // Философские вопросы современной физики.
М., 1959. С. 243-244.
Там же. С. 238.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 145.
Iraham R., HaKen H. Synergetik - die Lehre vom Zusammen wirkhen, Umschau
6, 1971. Р. 191.
См., напр.: Macnger K. Thingking in Complexity: The Complex Dynamic of Matter,
Mind and Mankind. Berlin, 1997. P. 265-270.
Neumann I. Von, Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior, 1953.
P. 10-11.
Pascal B. Pensees, Para. 418.

Ibid.
См.: Blinov A. Epistemic rationality at anyprice // Univ of New England. N.SW.
Avstralia, 1997. Module 3; Блинов А. Общение. Звуки. Смысл: об одной проблеме
аналитической философии языка. М., 1996.
Хопфилд Дж. Нейронные сети и физические системы с коллективной способностью
к вычислению // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. М.,
1999.
Dreyfus H.L., Dreyfus S.E. Making a Mind versus Modelling The Brain: Artificasl
Intelligence Back at a Branch-Point // The Philosophy of Artifical Intelligence /
Boden M. (ed.) Oxford, 1990.
Современная аналитическая философия. С. 417-418.
Прибрам К. Нелокальность и локализация: голографическая гипотеза о
функционировании мозга в процессах восприятия и памяти // Синергетика
и психология. М., 1997. С. 156.
Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М., 2000. С. 15-19.
Хакен Г. Синергетика мозга. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. М.,
1997.
Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М., 2000. С. 18.
Эволюционная экономика на пороге XXI века. М., 1997. С. 14.
Цит. Т.Веблена по статье: Нестеренко А.Н. Институционально-эволюционная
теория: современное состояние и основные научные проблемы // Эволюционная
экономика на пороге XXI века. М., 1997. С. 15.
Там же. С. 17.
Эту идею применительно к социальным системам подробно развивает ВэйБин
Занг в своей книге "Синергетическая экономика" (М.: Мир, 1999).
Нестеренко А.Н. Институционально-эволюционная теория: современное
состояние и основные научные проблемы. С. 21.
Хакен Г. Основные понятия синергетики // Синергетическая парадигма. Многообразие
поисков и подходов. М., 2000. С. 45.
Тарасенко В.В. Концепция фрактала: становление языка междисциплинарного
диалога // Филос. исслед. 2000. № 1. С. 76.
Хопфилд Дж. Нейронные сети и физические системы с коллективной способностью
к вычислению // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. М.,
1999. С. 122.
Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. М., 1993. С. 40.
Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 14; Зайнетдинов Р.И. Энтропийный критерий
самоорганизации в открытых системах. М., 1995.
Занг В.Б. Синергетическая экономика. М., 1999. С. 300-309.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996. С. 300-306.
Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. М., 1999.
Дымшиц М. Условия и этапы социализации мифа www.odn.ru/MD/.
В недрах чистой науки (в частности, математики) задачи часто ставятся
ради удовлетворения любопытства, развлечения, игры ума или
упражнения, что также можно рассматривать как цель. Чаще всего такие
задачи оказываются бесполезными и ими заполняются научные архивы.
Тем не менее, такие работы делались, делаются и будут делаться и в
эволюционном плане это оправдано. Таким образом, абсолютно
бесцельных задач практически не бывает.
См.: Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.
См.: Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и
"отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопр. философии.
1999. № 3.
Там же.
Ласло Э. Век бифуркации. К постижению меняющегося мира // Путь. 1995.
№ 7. С. 118.
Делез Ж. Фуко. М., 1998. С. 169.
Путь к философской трактовке виртуальной реальности мы пробуем наметить
в статье: Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности
// Вопр. философии. 1997. № 6.
Об этом понятии см.: Хоружий С.С. Психология врат как врата метапсихологии
// Моск. психотерапевт. журн. 1999. № 2.
Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопр.
философии. 1997. № 6.
См.: Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и
"отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопр. философии.
1999. № 3.
См. разностороннее обсуждение этой ситуации в сборнике Who comes after
the Subject? /Ed. by E.Cadava, P.Connor, J.-L.Nancy. N.-Y., 1991.
Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 20.
Бергсон А. Длительность и одновременность. Пг., 1923. С. 147.
Там же. С. 46.
См.: Хлебников В. Творения. М., 1986. С. 414-416.
Русский сонет. М., 1983. С. 354, 355.
Вспомним "место без пассажира" и "пассажира без места" у Делеза (см.:
Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Деловая Книга, 1998. Гл. 6).

См.: Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация
и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. С. 36.
Осипов И. Стихотворения. М., 1984. С. 26.
Lenoble R. Mersenne ou la naissance du mйcanisme. P., 1943. P. 103-105, 127128,
367-370. См. также: Паули В. Влияние архетипических представлений на
формирование естественнонаучных теорий у Кеплера // Паули В. Физические
очерки. М., 1975. С. 137-175; Yates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition.
Chicago, 1964. P. 432-444.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 66-68.
Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 213. (Курсив мой. - В.В.).
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 358.
Там же. С. 281, 347.
Там же. С. 355.
Там же. С. 280.
Там же. С. 363-364.
Там же. С. 296.
Там же. С. 365.
Аверинцев С.С. Культурологий Йохана Хейзинги // Вопр. философии. 1969.
№ 6. С 170.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 338.
Там же. С. 342.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С. 326.
Там же. С. 328-329.
Там же.
Там же. С. 332.
Коменский Я.А. .Избр. пед. соч.. Т. 2. С. 302.
Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 342.
Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996. С. 226.
Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 93.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. С. 305.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Пер. с нем.
В.Сидельникова и Н.Федоровой; Посл. А.Филиппова. М., 2000. С. 9.
Там же. С. 10.
Там же. С. 11-12.
Там же. С. 9.
Там же. С. 23-34.
Там же. С. 60.
Там же. С. 26.
Там же. С. 246.
Там же. С. 88-89.
Там же. С. 90.
Там же. С. 241.
Там же. С. 240.
Там же. С. 242.
Там же. С. 244.
Там же. С. 251.
Там же. С. 251-252.
Там же. С. 344.
Tichtchenko P. Reflections on standards of genetic control // Biomedical Ethics.
Tuebingen. 1997. Vol. 2, № 3. P. 73-77; Ген-этика // Человек. 1996. № 5. С. 5565.

Tichtchenko P. The Goals of Moral Reflection // Advances of Bioethics. Vol. 4,
P. 51-64.
Richardson H.S. Specifying, Balancing, and Interpreting Bioethical Principles // The
J. of Medicine and Philosophy. 2000. Vol. 25, № 3. P. 271-284.
Кастельс М. Цит. соч. С. 65.
Weiner Ch. Anticipating the consequences of Genetic Engenering. Past, Present,
Future // Are Genes Us? The Social Consequences of New Genetics. Ed.
Granor C.R. New Brunswick, 1994. P. 44.
Rabinow P. Making PCR. A Sory of Biotechnology. 1996. P. 19.
Davidson D. Op. cit. P. 210-211.
Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека.
Антология. М., 1993. С. 123-142.
Пример приводится по книге С.Приста Теории сознания. М., 2000. С. 144.
Davidson D. Op. cit. P. 215-225.
Russell B. An Outline of Philosophy. L., 1970.
Серль Дж. Природа Интенциональных состояний. // Философия Логика.
Язык. М., 1987.
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. С. 470
Там же. С. 493.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 82.
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. С. 493.
См.: Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М,
1999; Тарасенко В.В. Фрактальная геометрия природы: социокультурное измерение
// Синергетическая парадигма. М., 2000. С. 191.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. М., 2000. С. 153.
Буданов В.Г. Синергетическая алгебра гармонии. Синергетическая парадигма.
Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-традиция, 2000.
Черняев А.Ф. Золото древней Руси. М., 1998. C. 26.
Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М.,
1998. С. 42-43.
Там же. С. 71.
Там же. М., 1998. С. 107.
Там же. С. 44.
Там же. С. 45.
Там же. С. 78.
Там же. С. 103.
Там же. С. 102.
Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М., 1996. С. 62.
Там же. С. 54
Там же. С. 52.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной
французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Jodelet D. Representation Sociale: Phenomenes, Concept Et Theorie /Moscovici
S. (Ed.) Psycholigie Sociale, P., 1984. Р. 361-362.
См., например: Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Современная
социальная психология на Западе. М., 1977.
Антоновский А.Ю. О специфике мифологической ориентации // Разум и экзистенция:
Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999. С. 154.
Там же. С. 151.
Депперт В. Мифические формы мышления в науке на примере понятий пространства,
времени и закона природы // Разум и экзистенция: Анализ
научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999. С. 188.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1966. С. 387.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 212-213.
Там же. С. 173.
Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М., 1988.
С. 183.
Там же.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1997. С. 17.
Более подробно об этом см.: Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности
(очерки о синергетике языка). М., 2000.
Кассирер Э. Язык // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 592.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
С. 4.
Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопр.
философии. 1980. № 9. С. 57.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 113.
Там же. С. 276.
Там же. С. 277.
Там же. С. 281.
Там же. С. 218.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С. 70.
Там же. С. 71-73.
Кант И. Соч. В 6 т. Т. 5. С. 236.
Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля
мышления и мыслительного коллектива. М., 1999. С. 57.
Там же. С. 106.
Benveniste E. Problemes de linguistique generale. Т. 2. Р. 81.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 30.
См. об этом статью М.Лебедева "Нелинейность эпистемологического
обоснования" в этой книге.
Трубина Е.Г. Повествование и наука: от альтернативности к симбиозу // Альтернативные
миры знания. СПб., 2000. С. 143-144.
Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной
парадигмы // Вопр. философии. 2000. № 3. С. 39.
Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: Статьи и выступления. М.,
1993. С. 224.
Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. С. 7-8.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С. 106.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 185-187.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М., 1988.
С. 173.
Там же. С. 204.
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 121-122.
Данные приводятся по исследованиям: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.
М., 1930; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998; Свасьян К.А.
Философия символических форм Э.Кассирера. Ереван, 1989.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Зубков Н.Н. Диалог о диалоге // Мировое дерево № 1. 1992. С. 170.
Подорога В. Человек без кожи // Ad Marginem-93. С. 71.
Там же. С. 72.
Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 264.
Там же. С. 246.
Там же. С. 266.
Калиниченко В. Язык и трансценденция // Логос. 1994. № 6. С. 8.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 191-193.
Калиниченко В. Язык и трансценденция. С. 23.
Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. С. 10-11.
Уиздом Дж. Витгенштейн об "индивидуальном языке" // Логос. 1994. № 6.
С. 262.
Борхес Х.-Л. Поиски Аверроэса. Бессмертный // Борхес Х.-Л. Коллекция. СПб.,
1992. С. 251.
Деррида Ж. Два слова для Джойса // Ad Marginem-93. С. 369.
Там же. С. 375.
Деррида Ж. От экономии ограниченной к всеобщей экономиии // Комментарии.
1993. № 2.
Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 13.
Там же. С. 33.
Там же. С. 45.
Там же. С. 49.
Там же. С. 107.
Там же. С. 122.
Кэррол Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в зазеркалье. М., 1982.
С. 93.
Там же. С. 171.
Там же.
Там же. С. 232.
Кортасар X. Игра в классики // Кортасар Х. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. С. 383.
Там же. С. 191.
Подробнее о принципах суггестивной лингвистики см.: Добрович П.Б. Общение:
наука и искусство. М., 1987; Поршнев Б.Ф. Антропогенетические аспекты
высшей нервной деятельности и психологии // Вопросы психологии. 1968.
№ 5. С. 25-40; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.
М., 1974; Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого
Бессознательного. М., 1999.
Свядощ А.М. Неврозы. М., 1982. С. 205.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 111.
Там же. С. 111-113.
Щуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. С. 12.
Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление.
М., 1994. С. 126-127.
Там же. С. 129.
Там же. С. 289.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 72.
Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. С. 286.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 73.
Там же. С. 77.
Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1997. С. 111.
Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. М., 1996. С. 107.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного
изучения славянских преданий и верований в связи с
мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865-1869. Т. 1.
С. 515.
Язык Сото, к примеру, насчитывает 38 утвердительных форм времени.
Такие сравнения проводились, в частности, А.Н.Веселовским,
А.Н.Афанасьевым, Е.М.Мелетинским и др.
Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное.
Т. 1. Новочеркасск, 1994. С. 87-8.
Анчаров М.Л. Записки странствующего энтузиаста. М., 1988. С. 35.
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
С. 44-45.
Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 349.
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
С. 46.
Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980. С. 108.
Там же.
Там же. С. 109.
Там же.

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.