Жанр: Философия
Синергетика человекомерной реальности
...ения свойств более сложных
иерархических уровней к языку более простых уровней
системы. Каждый уровень имеет внутренний предел сложности
описания, превысить который не удается на языке данного
уровня. Существуют зоны непрозрачности языкасемантического
хаоса. Это есть еще одна причина иерархии
языков, отвечающих иерархии уровней, хорошо известная в
машинных языках программирования.
Выделенную роль в иерархии систем играет время, и
синергетический принцип подчинения Хакена формулируется именно для
временной иерархии. Представим нашу реальность бесконечной
чередой структурных временных уровней-масштабов, от
мыслимых сегодня, самых быстрых процессов в микромире до
масштабов времени жизни Вселенной; впрочем, это может быть
и мир нефизических явлений.
Рассмотрим теперь три произвольных ближайших последовательных
временных уровня. Назовем их микро-, мезо- (или
макро-) и мегауровнями соответственно. Принято говорить, что
параметры порядка это долгоживущие коллективные переменные,
задающие язык среднего мезоуровня (например, канва, фабула
повествования). Сами они образованы и управляют быстрыми,
короткоживущими переменными, задающими язык нижележащего
микроуровня. Последние ассоциируются для мезо(макро-)
уровня с бесструктурным "тепловым" хаотическим движением,
неразличимым на его языке в деталях (собственно слова,
тексты персонажей). Следующий, вышележащий над макро(мезо-)уровнем,
мегауровень образован сверхмедленными "вечными"
переменными, которые выполняют для макроуровня
роль параметров порядка, но теперь их принято называть
управляющими параметрами (культурная среда, долговременный
мотив автора).
Итак, на каждом уровне системы сосуществуют представления,
идеалы, категории "хаоса" и "вечности", как атрибутов присутствия,
дыхания соседних микро- и мегауровней, как
принцип открытости системы, принадлежности иерархической
цепи мироздания. Это древние архетипы, жившие в
человеческой культуре всегда. Сами же переменные
макроуровня - параметры порядка, победившие хаос, задают
онтологию, закон существования, порядок вещей, "порядок"
бытия данного уровня.
мега-
мезо-(макро-)
микро-
Рис. 1 Иерархия временных масштабов (dt) коэволюционирующих
уровней ...""dt```""dt``""dt`""...
В точке бифуркации (*) макроуровень исчезает и возникает
прямой контакт микро- и мегауровней, рождающий макроуровень
с иными качествами. Точка бифуркации лишь
мгновение на макро- и мегауровнях, является протяженной во
времени областью кризиса на микроуровнях.
При рассмотрении двух соседних уровней принцип подчинения
гласит: долгоживущие переменные управляют короткоживущими;
вышележащий уровень, нижележащим см. рис . Так в романе
Ивана Ефремова небольшая горстка правителей ДЖИ
(долгоживущих) вершат судьбы большинства КЖИ
(короткоживущих). Микроскопические движения беспорядочно
снующих молекул складываются в осязаемый порыв ветра,
который уносит их на огромные по сравнению с микроперемещениями
расстояния. Миграционные потоки
определяют распределение особей популяции или
народонаселения, а культурная традиция воспроизводится во
множестве семей на протяжении поколений.
В языке мы видим несколько аспектов этого принципа.
Самое очевидное, что время произнесения рассказа больше, чем
предложения, а последнего больше, чем слова. Однако
объекты языка мультитемпоральны, бытуют сразу во всех
уровнях и как материал микро-, и как фабула макро-, и как
вечный символ мега-, создавая параллельные планы
повествования речи. Так коротенькие первые слова ребенка
завораживают родителей, это не простые слова, а
мегасимволы их долговременных чаяний; так слова команды
или лозунга манифестируют напряжение долговременных
целей-ценностей.
В заключении подчеркнем, что принцип подчинения справедлив не
всегда, его не стоит абсолютизировать. Не всегда удается указать
способ возникновения параметра порядка, или управляющего
параметра из переменных низшего уровня. Зачастую это
формирование происходило очень давно и совсем не из этих
переменных, и мы наблюдаем лишь наследованную иерархичность
либо кажущуюся. Так первые праязыки тонут в пестроте
разноплеменных современных языков и наречий; вымершие
архаические организмы дали фантастическое разнообразие
жизни. Все это свидетельства того, что иерархичность не может
быть раз и навсегда установлена, т.е. не покрывается только
принципом Бытия, порядка. Необходимы принципы
Становления- проводники эволюции. Там принцип
подчинения будет выступать совсем в иной форме. В частности,
именно там мы соотнесемся с грамматическими формами
подчинения и рождения смысла.
Принципы Становления. Они характеризуют фазу трансформации,
обновления системы, прохождение ею последовательно
путем гибели старого порядка, хаоса испытаний
альтернатив и, наконец, рождения нового порядка.
Начнем с первых трех принципов, "ТРЕХ НЕ", которых
всячески избегала классическая методология, но которые
позволяют войти системе в хаотическую креативную фазу.
Обычно это происходит за счет положительных обратных
связей, усиливающих в системе внешние возмущения.
3. Нелинейность. Линейность - один из идеалов простоты
и вожделение многих поколений математиков и физиков,
пытавшихся свести реальные задачи к линейному поведению.
Гомеостаз системы часто осуществляется именно на уровне
линейных колебаний около оптимальных параметров, поэтому
так важен простой линейный случай. Он экономит наши
интеллектуальные усилия. Определяющим свойством
линейных систем является принцип суперпозиции: сумма
решений есть решение, или иначе - результат суммарного
воздействия на систему есть сумма результатов, так
называемый линейный отклик системы, прямо
пропорциональный воздействию. Идеальная метафора - чем
больше тем лучше".
Итак, нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором
явлении: результат суммы воздействий не равен сумме их результатов.
В гуманитарном, качественном смысле: результат
непропорционален усилиям, неадекватен усилиям, игра не
стоит свеч; целое не есть сумма его частей; качество суммы не
тождественно качеству слагаемых, и т.д. Последнее, в
частности, следует из того факта, что в системе число связей
между ее элементами растет быстрее числа самих элементов.
Люди строят прогнозы, усваивая опыт, как правило, сознательно
или бессознательно, линейно экстраполируя
(продолжая) в будущее происходящее сейчас или бывшее в
ближайшем прошлом. Зачастую ожидания не оправдываются -
отсюда и поговорка "история учит нас, что ничему не учит", т.к.
история, безусловно, нелинейный процесс и ее уроки не
сводятся к выработке условного рефлекса на происходящее. Но
это не значит, что надо отказаться от быстрого линейного
прогнозирования, этого основного стандарта нашего
мышления, просто надо знать область его применимости.
Любая граница целостности объекта, его разрушения,
разделения, поглощения предполагает нелинейные эффекты.
Можно сказать, что нелинейность "живет", ярко проявляется
вблизи границ существования системы.
Органы чувств также имеют нелинейные характеристики
чувствительности, границы восприятия, иначе мы были бы все
видящими, все слышащими сказочными существами. Чувство
меры чисто нелинейный эффект - оптимум-граница, когда
желание достижимого сменяется на избегание нежелаемого.
В процессе коммуникации явления границы повсеместны и
избыточная аргументация утомляет, а не убеждает.
В простейших языковых конструкциях повтора: да, да-да, да-дада,
... с некоторого момента утвердительный эффект не
усиливается, а приводит к мысли об аномальном или
гротескном поведении говорящего. Также увеличение паузы в
речи подчеркивает значимость произносимого, напрягает
внимание, но при чрезмерной длительности имеет обратный
эффект, повествование распадается.
Используя слово в одном и том же значении в тексте несколько
раз, мы сознательно или невольно уточняем это значение,
достраиваем аттрактор. Но вместе с тем всякий раз возможна
и метафора переноса за границы аттрактора, где
метафоризация может стать болезненной модой, и его
употребление, начавшееся с прецедента перехода одной
границы, будет по толерантным цепочкам инфицировать
другие области культуры, пока окончательно не обесценится и
не заболтается, не обессмыслится, а культура не получит
иммунитет. Такова участь многих знаковых терминов и теорий.
В культуре всегда были экстремальные формы бытия - эта
жажда пограничного: войны, дуэли, корриды, единоборства,
альпинизм, экстрим, да и судьба изредка подбрасывает
экзистенциальные моменты, трагизм нравственного выбора,
или смерть близких. Но границу постоянно дарит нам культура
здесь и сейчас - ценности повседневного бытия в умении
проживать эту ситуативную границу в слове, действии,
ощущении мира и себя; традиция умела делать это за счет
сакрализации обыденного времени-быта, мы не умеем.
Сами человеческие отношения носят крайне нелинейный
характер, хотя бы потому, что существуют границы чувств,
эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится
"неадекватным". Кроме того, коллективные действия не
сводятся к простой сумме индивидуальных независимых
действий. Например, девушка, собравшая поклонников на свой
день рождения, рискует вместо праздника получить ссору и
лишиться многих из них. В этом и состоит психологическая
сложность, нелинейность задачи подбора коллективов фирм,
кафедр, компаньонов по бизнесу из профессионалов,
формально гарантирующих успех. Нелинейна всегда и задача
принятия решения, выбора. В литературе можно было бы
привести пример смешения, эклектики стилей повествования,
что обычно вызывает раздражение; но можно создать образ
смешной абсурдной отвратительной химеры, соединяя вполне
безобидные эпитеты.
Еще одна иллюзия линейного мышления, играющая с нами
злую шутку, - достижимость бесконечности. Вспомните массовый
психоз, азарт игры в финансовые пирамиды; или веру в
безудержный материальный прогресс общества. Видимо, ситуация
сложнее, образ бесконечности процесса восходит к архетипам
эсхатологического времени и как самый долгоживущий
параметр завораживает. Но прямые графики линейных законов
уходят в бесконечность только в теории, а в действительности
все конечно, имеет границы и рано или поздно жизнь
предъявит жесткий счет разочарований. Линейные стратегии
мышления экономны и эффективны, но лишь в умеренных
рамках гомеостаза, вне которых они обманчивы, а порой и
опасны.
В кризисных ситуациях, повсеместных в наше время,
востребуются именно нелинейные методы, нелинейное
мышление.
4. Незамкнутость (открытость). Свойство, которое долгое
время пугало исследователей, размывало понятие системы,
сулило неконтролируемые проблемы. Поэтому, хотя в природе
все системы в той или иной степени открыты, исторически
первой классической идеализацией было понятие замкнутой,
изолированной системы, не взаимодействующей с другими
телами. Она являет образ маленькой вселенной на ладони,
прозрачной и подвластной нашему разуму. В ней есть что-то
сродни таинству творения, игры - мы ее выделили, удалили
из бесконечно сложного мира и тихонько подсматриваем за
ней.
Важно понять, что любую систему можно с заданной точностью
считать замкнутой достаточно малое время, тем меньшее,
чем больше открыта система. И если это время существенно
больше времен описания-наблюдения за системой, то такая модель
оправдана. В языке, видимо, это запрет на герменевтику,
обращенную к культурному ресурсу и подсознанию. Фактически
это фиксация принятия первого понимания-впечатления.
Для замкнутой системы справедливы фундаментальные законы
сохранения (энергии, импульса, момента импульса),
радикально упрощающие описание простых систем. Но самое
главное для нас: в замкнутых системах с очень большим
числом частиц справедлив второй закон (второе начало)
термодинамики, гласящий, что энтропия S (мера хаоса) со
временем возрастает или остается постоянной S " 0, т.е. хаос в
замкнутой системе не убывает, он может лишь возрастать,
порядок обречен исчезнуть.
Открытость текста к языковой среде как в актах создания,
так и интерпретации очевидна. Она имманентна языку через
множество ассоциаций, которые модулированы культурными и
индивидуальными особенностями.
Именно открытость позволяет эволюционировать живым
системам от простого к сложному, разворачивать программу
роста организма из клетки зародыша. Это означает, что
иерархический уровень может развиваться, усложняться только
при обмене веществом, энергией, информацией с другими
уровнями.
В неживой природе диссипация (преобразование системой
поступающей энергии в хаотическую - тепловую) тоже может
приводить к упорядоченным структурам. Например, эволюция
Солнечной системы, или дорожка водоворотов за веслом на
быстрой воде. Именно с описания таких систем в химии и
теории лазера и началась синергетика.
Оказывается, что при переходе от одного положения
гомеостаза к другому, в области сильной нелинейности
система становится обязательно открытой в точках
неустойчивости. Даже если вы использовали первоначально
замкнутую модель, в таких точках ее следует расширить до
открытой. Но для этого мы должны познакомиться со
следующим принципом.
5. Неустойчивость. Последнее из трех "не" (нелинейность,
незамкнутость, неустойчивость) содержит в себе два
предыдущих и вообще долгое время считалось дефектом,
недостатком системы. Ну, кто будет конструировать
неустойчивый велосипед или самолет? (Хотя и тот и другой
сконструированы.) В механизмах, двигателях это "мертвые"
точки, которые надо проскакивать по инерции - особая
инженерная задача. Так было до недавнего времени, пока не
понадобились роботы нового поколения, перестраиваемые с
одной программы-гомеостаза на другую; обучающиеся
системы, готовые воспринять разные модели поведения.
Всякий раз система подходит к точке выбора, неустойчивости
системы.
Архетипом неустойчивости можно считать перевернутый
маятник, который готов упасть вправо или влево в зависимости
от малейших воздействий извне или случайных тепловых
колебаний материала маятника, ранее абсолютно
несущественных. Таким образом, в точке неустойчивости
система (даже замкнутая) действительно открыта, является
чувствительным приемником воздействий других уровней
бытия, причащается Универсуму, получает информацию, ранее
недоступную ей. Такие состояния неустойчивости, выбора
принято называть точками бифуркаций (буквально двузубая
вилка, по числу альтернатив, которых может быть и не две),
они непременны в любой ситуации рождения нового качества и
характеризуют рубеж между новым и старым. Значимость точек
бифуркации еще и в том, что только в них можно не силовым,
информационным способом, т.е. сколь угодно слабыми воздействиями,
повлиять на выбор поведения системы, на ее судьбу.
Существуют системы, в которых неустойчивые точки почти
повсеместны, например развитая турбулентность, и тогда наступает
хаос, бурлящий поток, влекущий систему в неизвестность.
Синергетика располагает средствами описания и таких систем.
На жизненном пути каждого из нас очень много точек бифуркаций,
выбора, осознанных и неосознанных. В языке это моменты
выбора нужного слова, нужного аргумента.
6. Динамическая иерархичность (эмерджентность). Основной
принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления,
рождения и гибели иерархических уровней. Этот
принцип описывает возникновение нового качества системы по
горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение
управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации,
неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его
структуры. Каждому знакомы метаморфозы воды (паржидкость-лед),
происходящие при строго определенных
температурах фазовых переходов, температурах бифуркаций.
На уровне качественного описания, взаимодействия мега- и
макроуровней все привычно, но и необъяснимо. Необходимо
включение в описание третьего, микроуровня, которое стало
осмысленным лишь во второй половине XX века. Именно тогда
на языке трех мега-, макро-, микроуровней удалось описать
процесс исчезновения и рождения в точке бифуркации
макроуровня (см. рис. 1). В точке бифуркации коллективные
переменные, параметры порядка макроуровня возвращают свои
степени свободы в хаос микроуровня, растворяясь в нем. Фигура
речи рассыпается и в хаосе слов подбираются, слагаются,
крепнут очертания новой фигуры. Затем в непосредственном
процессе взаимодействия мега- и микроуровней рождаются
новые параметры порядка обновленного макроуровня. В этом
случае креативная триада Теос + Хаос = Космос представлена
как процесс рождения параметров порядка: "управляющие
сверхмедленные параметры мегауровня" + "короткоживущие
переменные микроуровня" = "параметры порядка,
структурообразующие долгоживущие переменные
мезо(макро)уровня". Однако теперь параметры порядка
появляются как самые быстрые, динамичные, неустойчивые
макро-флуктуации в хаосе микроуровня, и в фазе становления
принцип подчинения Хакена гласит - побеждает быстрейший,
т.е. самая неустойчивая мода. В языке, среди частей речи, такой
самой быстрой активной переменной будет глагол. Подробнее
процессы становления смысла были рассмотрены в (7).
Отметим парадоксальный на первый взгляд результат
(Ю.Л.Климонтович), что возникновение турбулентности, вихрей
текущей жидкости, вовсе не есть увеличение беспорядка, но
рождение коллективных макродвижений, макростепеней
свободы из хаотических броуновских движений микроуровня
жидкости - рождение порядка. Беспорядок же ощущается нами
с позиции макроуровня, как увеличение его сложности и
непредсказуемости. Так и речь есть упорядочение
семантического хаоса.
Мгновение между прошлым и будущим - точка
бифуркации, на микроуровне является целой эпохой перементрансформаций.
Именно здесь происходит выбор, точнее,
эволюционный отбор альтернатив развития макроуровня,
которому мы уделим особое внимание.
Например, забастовка общественного транспорта ненадолго
возвращает нам радость свободы самостоятельного передвижения;
а безвластие смутного времени возвращает людям свободу
выбора способов защиты жизни и собственности, способов пропитания
и т.д. Подобные обременительные степени свободы и
побуждают нас к скорейшему преодолению хаоса, кризиса,
общественной бифуркации.
7. Наблюдаемость. Принцип, который подчеркивает ограниченность
и относительность наших представлений о системе в
конечном эксперименте. В частности, это принцип
относительности к средствам наблюдения, ярко заявивший свои
права в теории относительности и квантовой механике.
В теории относительности метры и секунды свои для каждого
движущегося наблюдателя, и то, что одновременно для одного,
не одновременно для другого. В квантовой механике, измеряя
точно одну величину, мы одновременно обречены на неведение
относительно многих других (принцип дополнительности
Бора). В синергетике это относительность интерпретаций к масштабу
наблюдений и изначальному ожидаемому результату.
С одной стороны, то, что было хаосом с позиций макроуровня,
превращается в структуру при переходе к масштабам
микроуровня. Т.е. сами понятия порядка и хаоса, Бытия и Становления
относительны к масштабу-окну наблюдений. Целостное описание
иерархической системы складывается из коммуникации между
наблюдателями разных уровней, подобно тому, как
коммуницируют наблюдатели разных инерциальных систем
отсчета в теории относительности или создается общая научная
картина мира из мозаики дисциплинарных картин, или
проводится мониторинг социальных систем.
С другой стороны, проблема интерпретации сродни
проблеме распознавания образов, грубо говоря, - мы видим в
первую очередь то, что хотим, что готовы видеть, как на
литографиях Мориса Эшера. Вспомните игру фантазии при
разглядывании причудливых форм облаков. Отчасти и наука не
свободна от этой игры, ведь ее делают люди. Мы приводим
аргументы и объяснения из арсенала культурно-исторических
доминант, в которых воспитаны, научных парадигм, которым
следуем, авторитетов, которым верим. И очень часто открытие,
лежащее на поверхности, в руках ученого, отбрасывается, как
методическая или приборная погрешность. И тех, кто могли, но
не стали нобелевскими лауреатами намного больше, чем тех,
кто осмелился думать и видеть мир иначе.
Здесь наша языковая метафора есть не просто ландшафтоведение,
картографирование текста за счет коммуникации различных
наблюдателей соседей, но допущение и другого типа
покрытия (чего не знает естествознание), и расслоение
ландшафта, т.е. пребывание одновременно в различных
темпоральных модусах, различных планах текста. Возможно, в
этом и заключена сила классики, несмотря на слабый, по
меркам современного триллера, сюжет - высокая
многомерность и достоверность.
В заключении отметим ограниченность самой схемы
разбиения реальности на бытие и становление в чистом виде.
В последние десятилетия активно изучаются системы, в
которых хаотическое поведение является нормой, а не
кратковременной аномалией, связанной с кризисом системы.
Это прежде всего турбулентность, климатические модели,
плазма. Это означает перекрытие разных иерархических
уровней на одном масштабе наблюдения, присутствия
неустойчивости, хаотичности на уровне бытия - так
называемые странные аттракторы, аттракторы с хаотической
компонентой. Т.е. следует различать хаос бытия и хаос становления.
Примером хаоса бытия является разнообразие форм жизни
биосферы, гарантирующее ее устойчивость; наличие легкой
хаотичности ритмов сердца, являющееся признаком хорошей
адаптивности сердечно-сосудистой системы, необходимый для
устойчивости элемент стихийности рынка и т.д. Для таких
систем вполне применим образ - бытие в становлении.
Возвращаясь к первым абзацам статьи, можем сказать, что право
на ошибку и склонность к игре и метафоре являются тем перемешивающим
креативным началом, гарантирующим
адаптацию и развитие языка
Примечания
1. Василькова В.В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем.
СПб.: Лань, 1999.
2. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская
социология. 1997. № 1.
З. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,
1999.
4. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики
// Синергетическая парадигма /Под ред. Аршинова В.И., Буданова В.Г., Войцеховича
В.Э. М., 2000.
5. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая
парадигма II. М., 2002. С. 12-59.
6. Чернавский Д.С. Мышление, как распознавание образов // Синергетика-3.
Труды семинара по синергетике. М., 2000.
7. Буданов В.Г. Язык науки или наука языка // Философские исследования.
№ 1. 2000.
8. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. М., 2001. С. 350.
Л.П.Киященко
Мифопоэзис научного дискурса*
Все пути мысли более или менее
ощутимым образом загадочно ведут
через язык.
М.Хайдеггер
1. Проблематизация современных способов научного
познания вынуждает внимательней относиться к тому
пространству и к той временной ситуации, где она
(проблематизация) возникает. В благополучные времена этот
хронотоп выведен за границы научного знания, ненаблюдаем
для методологической рефлексии классического типа. Лишь
благодаря проблематизации (кризис науки) пространство
перепроверки старых и формирования новых взаимоотношений
(границ) научного знания с вненаучным опытом обнаруживается
как языковая среда, в которую погружен и формирующийся
предмет дисциплинарного знания, и коммуникативно
взаимодействующая с ним методологическая рефлексия.
В этой среде мы попадаем в ситуацию неопределенности и
гипотетичности, что является необходимым условием ее
креативной "поэтичности" - способности к произведению
форм упорядоченного знания из языкового "хаоса".
Синергетически понимаемое событие подобного рода
произведения терминологически обозначается нами как
"мифопоэзис научного дискурса".
2. Прежде всего, речь пойдет о трансформации
традиционного статуса гносеологического субъекта, о
необходимости явного учета в его познавательной
деятельности не только рафинированных научных методов и
представлений, но и вненаучных познавательных форм.
Субъект познания современного естественнонаучного знания
все более отчетливо приобретает дополнительное
социогуманитарное измерение, учитывающее его личную
историю (биографию) и особенности культурной среды, в
которой ему довелось жить. Стремление к рельефной прописи
некогда отбрасываемых в качестве несущественных
подробностей контекстуальных характеристик лица
действующего в познавательной ситуации отнюдь не означает
гибели субъекта и не ведет к его элиминации из
гносеологического дискурса .
Сегодня все более становится очевидным, что существует
нужда восполнить аналитическую дуальность , восстановить
синкретическую целостность личности принимающего
ответственные решения ученого-исследователя. "Требуемый
синкретизм (т.н. "суверенность", "целостность личности") во
взглядах на индивида, для которых остается латентным
противоречивый характер его поведения ввиду следования
зачастую противоречивым нормам отдифференцированных
систем действия, и является необходимым условием
мифологической ориентации" . Аналитическое и
мифологическое, продолжает А.Ю.Антоновский, являются
двумя принципиальными способами ориентирования в мире
или, точнее, это один схематизм, где возможен выбор между
двумя интерпретациями в себе тождественного мира. "Выбор
одного полюса ориентирования не отрицает другого, а
нагружает ценностью соответствующую интерпретацию,
обеспечивает понимание (консенсус) в коммуникации между
сходным образом ориентирующимися коммуникантами или,
наоборот, провоцирует конфликт" . Выбор мифологического
типа ориентации в мире и соответствующих способов его
представления может быть обусловлен не только
необходимостью восстановления синкретической целостности
субъекта познания.
Эта нужда обусловлена также и тем немаловажным обстоятельством,
что сегодня новое знание рождается на стыке наук.
Объединение разного типа знаний осуществляется не столько
по логике заранее данного (дисциплинарного) объекта, но и по
решаемым
...Закладка в соц.сетях