Жанр: Энциклопедия
Сто Великих храмов мира
...астники праздника,
согласно предписанному ритуа-лу, одеты в национальные сингальские костюмы. С
века-ми в это религиозное
празднество вплелись элементы на-родных увеселений: барабанщики, танцоры,
фейерверки, выступления
актеров в масках, а вечером - шумное гулянье на главных улицах бывшей
королевской столицы, украшенной
флагами и факелами - все это стало неотъемлемой частью праздника Эсала Перахера.
БОРОБУДУР
Всемирно известный храмовый комплекс БоробудУР" национальная гордость Индонезии,
расположен в 42
километрах к северо-западу от города Джокьякарта, столиць1 Центральной Явы.
Боробудур - самое большое
монументальное сооружение Южного полушария.
111 =^ ~ = "Боробудур" в переводе означает "много Будд". В VIIвеках,
когда Индонезия находилась
под сильным вли-нием индийской культуры, на Центральной Яве широкое
распространение получил буддизм. А
около 800 года, эпоху династии Саилендара, началось строительство одного из
самых больших буддийскоиндуистского
храмовых комплексов в мире - третьего по величине после Ангкор Вата
в Камбодже и Шведагона в
Бирме. Для строительства храма были привлечены многие тысячи рабочих,
ремесленников и скульпторов. Только
для того, чтобы насыпать искусственный холм, на котором и вокруг которого
сооружен Боробудур, потребовалось
около 75 лет. А на сооружение всего комплекса пошло более 55 тысяч кубометров
камня, сложенного без
применения строительного раствора. Архитектурный замысел строителей храма
соответствует системе
буддийского мировоззрения. По своему типу храм напоминает буддийские ступы,
однако такой конст-рукции, в
которой особую роль играет квадратное много-ступенчатое основание,
воспроизводящее буддийскую модель
мира - мандалу По форме весь храмовый комплекс представляет собой ступенчатую
пирамиду высотой 34
метра. Центральным мотивом Боробудура является священная гора Меру - легендарный
центр мироздания в
древнеиндийской мифологии. Нижняя часть комплекса, символизирующая нижний мир,
Землю, представляет
собой пять стоящих Друг на друге и последовательно уменьшающихся квадратных
каменных террас, окруженных
высокими балюстрадами. Выше располагаются три круглые верхние терра-сы,
символизирующие верхний,
духовный мир. По их краям установлены семьдесят две ступы (дагобы). А
центральная ступа (дагоба) Боробудура
- золотая, диаметром 15 метров и высотой 8 метров, венчающая последнюю, самую
верхнюю террасу,
символизирует золотую верши-НУ горы Меру. Тем самым посетители храма, начиная
свой УТЬ от подножия
холма, постепенно восходят снизу L
112
1OO ВЕЛИКИХ XPAMOR
вверх, от "земли" к "небу". В плане же, если смотреть сверху, комплекс
Боробудура предстает в виде священного
символа "мандала" - анаграммы мироздания, в кото-рой объединены Небо и Земля.
Одновременно
Боробудур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх, то есть с буддийским
учением о священном пути.
"Дорога процессий" длиной приблизительно в пять километров ведет на вершину
храма по спирали,
последовательно обходя все восемь террас. Эта спираль вьется справа налево
(движение слева направо
означает путь ко злу). К вершине храма идут крутые лестницы посредине каждой с
четырех сторон. Вытянутые в
высоту ворота с заостренны-ми арками в верхней части образуют вход на каждую
последующую террасу. На
верхних террасах расположены не-сколько рядов решетчатых каменных ступ (всего в
ансамбле около пятисот
ступ). Внутри они полые, и в каждой из них хранится высеченная из камня фигура
Будды. Положения рук фигур -
мудра - соответствуют различным положениям и символам буддийского учения.
Боробудур называют "каменной
энциклопедией буд-дизма". Паломник, по пути от нижних ступеней к верх-ним,
"постигает истину": перед ним, по
мере движения от подножия храма к венчающей ансамбль главной ступе,
разворачивается история жизни и
учения Будды, проиллюстрированная более чем 1500 высеченными из камня
скульптурами, рельефами и
буддийскими символами. Рельефы первого яруса изображают сцены земной жизни
воплощенного Будды.
Рельефы следующего яруса рас-сказывают о жизненном пути святых-бодхисатв,
искавших просветления. Самые
высокие сферы духовного по-знания олицетворяют статуи сидящего Будды в нишах по
краям балюстрад и Будды
на круглых террасах, скрытые за решетчатыми стенами ступ - полностью их может
видеть только "внутреннее
зрение" верующего. И, наконец, к венчающей самую вершину ступе приходят как к
высшей ступени постижения.
Несколько сотен рельефов представляют собой иллхэс-1 15 = оа??ии к
древнеиндийским эпическим сказаниям
"Рамая-на" и "Махабхарата", а также различные сцены из повседневной жизни
Индонезии XI столетия:
крестьяне на полевых работах, рыбацкие лодки в бурном море, сцены военных
действий, бытовые и жанровые
сценки, танцы, дрессированные обезьянки. Среди каменного убранства Боро-будура
можно видеть фигуры
фантастических зверей Макара - нечто вроде гибрида слона и рыбы - и Кала,
похожего на льва и обладающего
магической силой отгонять демонов. Их скульптуры украшают каменные сточные
желоба, причем пасти чудищ
сжимают фигурки маленьких львов. Первоначально все эти рельефы были разрисованы
яркими красками. Но и
сегодня, по прошествии 12 столе-тий, Боробудур со всем многообразием его
остроконечных башенок, каменных
скульптур и статуй Будды и сей-час остается выдающимся произведением древнего
искусства. Рельефы
Боробудура поражают совершенством скульптурной техники, гармоничностью
композиции, красотой
изображений. Многие детали рельефов представляют исторический интерес как
своеобразные документы той
эпохи. Например, изображения кораблей с парусами и балансирами рассказывают о
мореплавании и торговле,
которые связывали Индонезию с Индией и Китаем. В 1006 году Боробудур постигла
катастрофа. Извержение
вулкана Мерапи частично разрушило храмовый ком-плекс, часть его была засыпана
вулканическим пеплом.
Долгое время храмовый комплекс был заброшен. Он по-степенно разрушался, зарастал
джунглями. Много лет
спу-стя" в начале XIX века, когда английский экспедиционный корпус высадился на
Яве, один английский офицер
в 1835 году случайно натолкнулся на развалины Боробудура. "Последствии
покрывавшие храм деревья были
вырубле-НЫ-За два столетия, истекшие со времени открытия Боро-УДУра, многие
фрагменты памятника были
вывезены из Индонезии и сейчас находятся в музеях разных стран. В году
голландские археологи начали
реставрацию хра-114
ма, но тем не менее долгое время Боробудур находился под угрозой полного
разрушения в результате оползня
Укрепление холма, на котором стоит храм, и крупные реставрационные работы были
проведены в 1970-1980
годах под эгидой ЮНЕСКО. ?
ШБЕЗИГОН
Город Паган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади. Здесь, на
широкой равнине, к небу
вздымаются десятки и сотни больших и малых пагод. А над ними, подобно могучей
золотой горе, возвышается
глав-ная, прекраснейшая и самая известная постройка Пага-на - великая пагода
Швезигон. Строительство
Швезигона относится ко временам правления царя Аноратхи, правившем Паганом в
1044-1077 годах. Успешные
войны с соседями позволили Аноратхе на-долго обеспечить безопасность и
спокойствие своей стра-ны, а
переселенные им в Паган из завоеванных областей мастера и ремесленники немало
потрудились над
украшением царской столицы. Во времена Аноратхи начинается эпоха великого
расцвета бирманского зодчества,
длившаяся около двухсот пятидесяти лет. В это время в долине Реки Иравади было
построено около пяти тысяч
храмов и Пагод, из которых более тысячи стоит и сейчас. Памятники Пагана
относятся к числу самых
замечательных в мире щедевров древнего зодчества. Их называют восьмым чудом
света. множества храмов и
пагод Пагана есть "боль-шие" и "малые". "Больших" пагод всего несколько -
Швезигон, Мингалазеди, Швезандо, и каждая из них связана с именем определенного
царя. Строительство
каждой "большой" пагоды являлось общегосударственным делом Ансамбль пагоды
Швезигон - самый крупный
среди построек Пагана. Он сложился в 1084-1113 годах, когда в правление царя
Чанзитты (1084-1112),
преемника царя Аноратхи, была сооружена гигантская ступа Швезигон-четия.
Впоследствии она была надстроена,
расширена и позолочена. Сегодня Швезигон - единственная целиком позолоченная
ступа Пагана. Под лучами
жаркого тропического солнца она сияет, подобно священной горе Меру Индийское
название пагоды Швезигон -
Джаябхуми. Сооружения Швезигона располагаются на квадратном участке земли,
огороженном высокой
кирпичной стеной. В центре каждой стороны квадрата находятся ворота с
декоративными башенками и фигурами
чинтэ - демонов-стражей храма по обеим сторонам. На шее каждого чинтэ висит
колокольчик, напоминающий
тот, который веша-ют на шею коровам. Эта трогательная деталь делает чинтэ,
разинувших зубастые пасти,
совсем не страшными. Надписи на монском языке, высеченные на каменных столбах у
восточного входа,
рассказывают об истории возникновения и строительства Швезигона. К южным воротам
ансамбля ведет дорога из
Пагана. Некогда ее обрамляла "ал-лея сфинксов" - демонов-чинтэ, отчасти
сохранившаяся до наших дней.
Центром храмового ансамбля является Швезигон-че-тия - ступа, стоящая на трех
больших террасах,
возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Тер-расы и цоколь золотой
ступы первоначально
служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг,
поднимаясь и переходя с
террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход
ступы по часовой стрелке -
прадакшина - являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к
этому месту, посвященному
памяти Будды. Специ-1
- ально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход,
вымощенный каменными плитами. По
углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы - уменьшенные
копии верхушки ступы в
форме хармики и полусферы Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью
терракоты, на которых
изображены религиозные буддийские сюжеты. Основание центральной ступы окружает
ряд "райских деревьев",
установленных на ступах, сделанных в форме священных сосудов "каласа". Эти
"райские деревья" выполнены
из бронзы, а листья их позолочены. Древнее предание утверждает, что такие
деревья росли на земле во времена
Золотого века человечества, и их плодами были все необходимые людям вещи.
Работать было не нужно - все
само валилось с деревьев прямо в рот. Но эти благословенные времена кончились, и
теперь напоминанием о них
остались только эти "райские деревья" у подножия золотой ступы Швезигон.
Возможно, и они когда-нибудь процветут
материальными благами, но пока Бирма остается одной из беднейших стран
мира Центральную ступу
окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного
назначения - для
молитв, отдыха и т.д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными
крышами - пьятта. На
территории ансамбля находится множество изваяний демонов-стражей храма.
Предметами поклонения служат 37
статуй натов - древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в
Швези-гоне с буддийскими
святынями. Ансамбль Швезигона является одним из крупнейших и наиболее почитаемых
буддийских комплексов
в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буд-дизма: лобная
кость Будды и его зуб (впрочем,
возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме *3уба Будды" в
Канди). Эти реликвии - дары
Швезигону 071 сингальского правителя Виджаябаху I (1059-1144), усер-дн°го
защитника учения хинаяны -
одного из толкова-118
ний буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи.
Помимо паломников, Швезигон
привлекает и просто туристов, желающих взглянуть на легендарный Паган и его
памятники. Благодаря своим
святыням и высоким художественным достоинствам Швезигон является одним из лучших
образцов
средневекового бирманского зодчества.
ШВЕДАГОН
С 1600 года столицей Бирмы стал (и продолжает оста-аться) Рангун. Считается, что
в эпоху нового времени в
РМанском искусстве появилось мало нового, и его раз-J^He щдо преимущественно в
русле декоративного офорения.
Вероятно, именно поэтому так пышно украшена
пагода Шведагон в Рангуне - одно из самых знаменитых сооружений Бирмы, ее
национальная святыня. Легенда
об основании Шведагона рассказывает, как около двух с половиной тысяч лет назад
на месте современного
Рангуна стоял город Оккала. Два местных купца, Тапуса и Бхалика, отправившись в
Индию, встретились там, в
Бодх-Гайе, самого Будду Гаутаму. Они слушали его проповедь и получили из его рук
восемь золотых волос
Будды. На обратном пути два волоса отобрал у купцов некий король, в царство
которого они попали. Два других
волоса украл повелитель драконов, но оставшиеся четыре купцы все-таки доставили
в Бирму. В честь этого
события был устроен грандиозный праздник. Сам повелитель небес Сакка принял
участие в выборе места для
хранения волос Будды и в закладке Шведагона на холме Сингутара, рас-положенном
близ рыбацкой деревушки
Дагон, откуда и пошло название самой ступы: Шведагон - "Золотой Да-гон" или
"Прекрасный Дагон", поскольку
в бирманском языке слово "шве" означает как "золотой" в смысле "сде-ланный из
золота", так и "золотой" в
смысле "великолеп-ный, красивейший". Когда ларец с волосами стали укладывать в
специальный реликварий, то
оказалось, что чудесным образом все восемь волос снова оказались вместе. Перед
тем, как их уложили в
сокровищницу, волосы Будды взлетели на вы-соту, "равную высоте семи пальм, и
сверкали, испуская
разноцветные лучи, так ярко, что немой мог говорить, глухой слушать, а хромой
ходить". Пролившийся с небес
дождь драгоценностей усыпал всю землю, так что люди ходили по колена в золоте,
серебре и драгоценных
камнях. Повелитель небес Сакка накрыл реликварий золотым кам-нем, и над ним была
воздвигнута золотая ступа
высотой 20 метров, окруженная шестью малыми ступами из сереб-ра, олова, меди,
свинца, мрамора и железа.
Легенда утверждает, что это памятное событие случи-лось более двух тысяч лет
назад. Но только тщательные
археологические исследования в действительности могут
121 сказать, насколько правдива легенда в отношении возраста и размера первого
Шведагона. Пока же
исследователи склонны считать, что датировка Шведагона V- IV веками до н. э.,
основанная на легендах и
преданиях, лишена научной почвы. Формирование ансамбля Шведагона отно-сится,
скорее всего, к XV- XVI
векам. Существующая центральная ступа построена в конце XVIII века, а многие ее
существенные части
переделывались в XIX и даже в XX веке. Все остальные постройки сооружены не
раньше XIX века. Первые
достоверные данные о Шведагоне относятся к концу XIV века. Из бирманских хроник
известно, что в 1372 году
король Бинья V восстанавливал ступу Шведагон. Хроники сообщают, что
восстановленная королем Бинья V ступа
тоже имела высоту около 20 метров. В дальнейшем хроники повествуют о
многочисленных ремонтах и перестройках
ступы. Эти ремонты в основном были связаны с повреждениями ступы во
время землетрясений.
Ремонты ступ обычно сопровождались увеличением их размеров: существующая ступа
обстраивалась снаружи и,
как в футляр, заключалась в новую оболочку. В итоге получилась конструкция,
напоминающая матрешку. Многие
крупные ступы достигли своих окончательных размеров, от одного ремонта к другому
постепенно увеличивая
свою высоту. Именно так и вырос до своих сегодняшних размеров Шведагон. К концу
XV века в результате ряда
пере-строек его высота уже превысила 90 метров. В 1455-1462 годах, при королеве
Шипсобу, вокруг ступы была
устроена платформа, обнесенная балюстрадой и стенами. Вокруг ступы стояли здания
различного назначения,
среди которых были Зал посвящений, дома отдыха для паломников и деревянные
храмовые постройки,
наполненные статуями. Таким увидел Шведагон европейский путешественник "альф
Фитч, побывавший в Бирме в
1587 году. "Пример-но в двух днях езды от Пегу, - пишет Фитч, - есть паго-fla"
куда из Пегу ходят паломники.
Называют ее Дагон,
122 высока она удивительно и позолочена от низу до самого верху. И есть там дом,
где таллипои, как их монахов
зовут молятся. А в длину этот дом пять да еще пятьдесят шагов и внутри три
прохода и сорок больших столбов
позолоченных между ними; и открыт он со всех сторон, и много там малых столбов,
тоже позолоченных. И
позолочен этот дом золотом внутри и снаружи. Есть там прекраснейшие дома вокруг
для отдыха странников и
много хороших домов для таллипои, чтобы в них молиться, и дома эти полны статуй
и мужских и женских, и все
они с головы до ног покрыты золотом. И думаю я, это прекраснейшее из мест, какое
есть в мире. Стоит оно
высоко, и четыре пути ведут к нему, и пути эти обсажены фруктовыми деревьями так
мудро, что человек в их тени
может идти более двух миль". Современной высоты Шведагон достиг к 1774 году.
Перестраивая ступу в
очередной раз, король Синбьюшин довел ее высоту до 99 метров над уровнем
платформы. В это же время
Шведагон обрел и существующий сейчас силуэт. Платформа на вершине холма,
служившая основанием для всего
ансамбля, тоже поднималась и расширялась за счет подсыпки грунта. Постепенно
вершина холма приобрела
прямоугольную форму. К концу XVIII века ансамбль Шведагона в основном приобрел
свой нынешний вид, но
достройки, перестройки и ремонты различных сооружений ансамбля продолжаются до
сих пор. Постройки
Шведагона стоят на прямоугольной, вытянутой с севера на юг платформе размером
214 х 275 метров. Она
приподнята над окружающей равниной приблизительно на 20 метров. Вокруг холма со
ступой на вершине
теснятся здания монастырей и гостиниц для паломников. На платформу с четырех
сторон ведут четыре лестницы,
пере-крытые ступенчатыми крышами. Западная лестница, самая длинная, имеет 175
ступеней, южная, самая
короткая - 104 ступени. У четырех входов на платформу стоят четыре богато
украшенных святилища с
многоярусными крышами. В них находятся глубоко почитаемые статуи Будды.
, 125 = Вокруг основания ступы плотным кольцом стоят 72 небольших
каменных молельни с
изображениями будд. Между ними, почти не оставляя проходов, установлены
многочисленные скульптуры львов
и слонов, духов воз-духа натов и злых демонов белю. Углы первой террасы охраняют
сфинксы с человеческими
головами и раздвоенными туловищами. Ступу охраняют и 24 демона-чин-тэ - по шесть
с каждой стороны.
Главная ступа Шведагона стоит на трех уменьшающихся террасах. На первой террасе,
окружая центральную ступу,
возвышаются 64 трехметровые ступы и четыре ступы несколько больших размеров.
Единственная обходная
тер-раса расположена на уровне этих ступ. В одних местах обход сужается до 10-12
метров, в других
расширяется до 20-30 метров. В XX веке обход был вымощен итальянским мрамором и
бетонными мозаичными
плитами. Пространство за обходом до самых границ платформы занято
многочисленными постройками и
сооружениями самой различной формы и назначения. Среди них - несколько десятков
ступ разной величины,
здания Совета Шведагона, колонны и молельни. Все это расположено без
определенного порядка, но с
единственным условием: обход вокруг центральной ступы и пространство перед
входами на плат-форму должны
оставаться незастроенными. Большинство сооружений на платформе создано в течение
второй половины XX
века, после опустошительного пожара 1931 года, уничтожившего более двадцати
крупных пост-Р°ЄК на
платформе. На их месте впоследствии были пост-роены другие здания. Перила
северного входа относятся к
числу самых древ-них сооружений Шведагона. Они вытесаны из камня в виде Длинных
крокодилов. Вероятно, эти
перила были сделаны около 1460 года, во времени ремонта, проведенного ко-Ролевой
Шансобу. На восточной
лестнице можно видеть *РИ каменные плиты, на которых в 1485 году на языках
ирманском и пали была высечена
легендарная история
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Центральная ступа Шведагона отличается удивительным изяществом и благородством
пропорций Ее венчающая
часть была изготовлена в 1871 году Она достигает высоты 10 метров и состоит из
семи позолоченных колец
Вероятно, в мире нет архитектурного сооружения, которое могло бы превзойти
Шведагон по количеству
вложенных в него золота и драгоценностей. Помимо сплошной позолоты сусальным
золотом! верхняя часть
ступы покрыта 9300 золотыми листами размером 30x30 санти-метров, общий их вес
составляет около 500
килограммов Ступу украшают сотни бриллиантов, рубинов, изумру-дов, других
драгоценных камней, сотни
золотых и серебряных колокольчиков. Общее количество золотых колокольчиков
венчающей части - 1065,
серебряных - 421 Главное богатство ступы заключено во флюгере, "бу-тоне" и
стержне, на котором они
укреплены Стержень изготовлен из серебра, а "бутон" представляет собой золотой
шар диаметром 25
сантиметров. Из литого золота сделан и флюгер Эти три детали усыпаны 5448
бриллиантами разных размеров и
2317 другими драгоценными камнями. На северо-восточном углу платформы стоит
вторая по величине ступа
ансамбля - Нондоджи. По преданию, первая ступа была построена на этом месте еще
до нашей эры
Существующая ступа - позолоченная, с 24 небольшими ступами у подножия -
построена в 1876 году Ступа
Шведагон является крупнейшей ступой Бирмы "Нельзя представить себе Бирму без
Шведагона, - пишет С.
Ожегов. - Этот памятник дорог сердцу каждого бирманца. Его называют "Золотой
Славой" Бирмы Он так же
олицетворяет собой Бирму, как московский Кремль Рос-сию или гора Фудзи Японию
Храмовый комплекс Шведагона
относится к числу крупнейших архитектурных ансамблей не только Бирмы, но и
всей Юго-Восточной Азии. За
десятки километров от Рангуна, с моря и с суши виден золотой конус его
центральной ступы".
АНГКОР ВАТ
Сегодня, глядя на громадные башни Ангкора, трудно представить себе, что это
грандиозное сооружение несколько
столетий было скрыто от человеческих глаз не-проходимыми джунглями. И
только полтора века назад
началась новая жизнь Ангкора. О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи
скрываются остатки гигантских
каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело
Рибандейро. В 1601 году,
блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся на развалины
ОГРОМНОГО древнего
храма. Но ведь традиции кхмеров не позволяли строить каменные здания! В поисках
ответа на загадку
Рибандейро обратился к местным жителям и ко-Р°левским чиновникам Они знали о
циклопических пост-Ройках в
глубине джунглей, но объяснить их происхожде-126
tOO ВЕПИКИХ
4V*
) 4 "
ниє не могли, зато рассказали миссионеру множество легенд и преданий. Все это
только укрепило Рибандейро во
мнении, что увиденные им постройки принадлежат ци-вилизации, не имеющей никакого
отношения к кхмерам. В
своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии Рибандейро писал: "Есть
в Камбодже руины древнего
города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром
Македонским. Примечательно,
что никто из туземцев не может жить в этих руинах и они служат
прибежищем диким зверям. Эти
язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным
народом". Открытие
Рибандейро сенсации в Европе не вызвало, и о его находке вспомнили только два с
половиной столетия спустя,
после выхода в свет в 1868 году книги французского путешественника Анри Муо
"Путешествие в королевства
Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области Центрального Индокитая". ...Углубившись
в джунгли в нескольких
километрах от города Сиемреап, Муо неожиданно заблудился. Несколько дней без
пищи, страдая от приступов
малярии, он бродил в бесконечных лесных дебрях, пытаясь найти об-ратную дорогу.
И, когда уже начали таять
последние на-дежды, лес неожиданно расступился и Муо вышел на широкую, залитую
солнечным светом
поляну... В первое мгновение Муо подумал, что у него от долгих скитаний начались
галлюцинации: прямо перед
ним, подсвеченные розовыми лучами заходящего солнца, возвышались над бескрайними
джунглями три
стройные баш-ни, напоминавшие бутоны лотоса. Их стройные, изящные силуэты
отчетливо вырисовывались на
фоне закатного неба. И только, когда его ладонь коснулась шероховатого
прохладного камня, Муо поверил в
реальность этой внезапно выросшей из лесных зарослей каменной сказки. Так 22
января 1861 года был открыт
Ангкор Ват - крупнейший в мире храм, именем которого впоследствии была названа
целая эпоха в истории
Камбоджи - эпоха
127 =^ днгкорской цивилизации. Пять золотых башен Ангкора тали символом Камбоджи
и украшают
государственный ^рб и флаг страны. Основателем Ангкорской империи и
родоначальником династии ангкорских
царей был король камбоджийского государства Ченла Джайяварман II, основавший
около 850 года близ озера
Тонлесап свою столицу Амарендрапу-ра А его преемник, король Сурьяварман II
(1113-1150) воздвиг огромный
храм Ангкор Ват. Датой окончания строительства храма иногда называют 1150 год.
Ангкор Ват расположен на
северо-западе Камбоджи, в нескольких километрах к северу от города Сиемреап.
Храм посвящен индуистскому
богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого короля
Сурьявармана II. В Ангкорском
королевстве бытовал культ Вишнураджи, в котором объектом поклонения стал сам
король: древние кхмеры
считали его земным воплощением Вишну. А храм Ангкор Ват являлся символом
небесно-го дворца, в котором
пребывает дух правителей страны. О возникновении Ангкора рассказывает легенда,
при-веденная в одной из
старинных хроник. У одного великого государя был сын Преа Кет Меалеа, что
означает "боже-ственное сияние".
Он был красив и обладал многими другими совершенствами. Бог Индра, восседающий
на горе Меру, узнав о
великих достоинствах юноши, спустился на землю и пригласил принца к себе. Жилище
бога очень по-нравилось
Преа Кет Меалеа, все здесь умиляло и радовало его. Особенно понравился ему
дворец, над которым
возвышались пять ажурных башен с золотыми верхушками. Принц полюбился Индре, и
Преа Кет Меалеа жил,
нас
...Закладка в соц.сетях