Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто Великих храмов мира

страница №4

ых ацтеки узнали, что Теотиуакан - место
рождения Солнца и Луны. .Перед
тем, как в мире настал день, здесь, в месте, которое называется Теотиуакан,
собрались боги и стали решать -
кто возьмет на себя обязанность осветить мир. Бог Текусицтекатль сказал "Я
возьму эту обязанность" "А еще
кто?" Боги стали решать, кто будет вторым, но никто не решался. Все уклонялись
от этого дела. Но один из богов
ничего не говорил, а только слушал, что говорят другие Боги сказали ему: "Ты
будешь тем, кто осветит землю1"
"Пусть будет так", - согласился он. Это был бог Нанауат-цин. Затем боги разожгли
жаркий-жаркий огонь и
встали с двух сторон от него. "Ну, входи в огонь!" - сказали они Текусицтекатлю.
Но тот, испугавшись большого
жара, ни-как не мог решиться, хотя пытался четыре раза. Тогда боги сказали
Нанауатцину: "Нанауатцин,
попробуй ты1" Тот, закрыв глаза, бросился в огонь и начал сжиматься, словно
сгорая Текусицтекатль, видя это,
тоже бросился в пламя Небо сделалось красным, и всюду появился дрожащий свет
Нанауатцин превращался в
Солнце. И вот все, кто в тот момент смотрели на горизонт, увидели взошедшее над
ним Солнце. Оно излучало
яркий свет. А затем взошла Луна. Это был преображенный Текусицтекатль. Так боги
пожертвовали собой, чтобы
родились Солнце и Луна И в честь этого события люди построили в месте рождения
Солнце и Луны, Теотиуакане,
гигантский пятиярусный храм Солнца и храм Луны... Такова древняя легенда Первые
поселения возникли в этих
местах еще в V веке До н. э. По данным археологических раскопок, город Теотиуакан
был основан в конце I века
новой эры, а в V столетии он уже являлся крупнейшим городом Централь-ной
Америки. По некоторым оценкам,
число его жителей Достигало 200 тысяч человек. Во времена расцвета Теотиу-акана,
вероятно, не позднее II века
нашей эры, здесь была построена, гигантский храм-пирамида Солнца, третья по
высоте пирамида в мире.

58


1OO

От подножия храма Луны весь древний город с севера на юг рассекает главная улица
шириной 40 метров и длиной
2,3 километра. Она носила название Путь Мертвых К востоку от нее возвышается
главный храм Теотиуакана.
Храм Солнца, серая усеченная пирамида громадных размеров, по совершенству форм и
умелому расположению
в пространстве считается эталоном мировой архитектуры. Гениальные создатели
храма мощью творческого
замысла и художественностью исполнения и сегодня про-должают вдохновлять
современных мексиканских
архитек-торов, создающих образы Мексики XXI века. Храм Солнца в Теотиуакане стал
своеобразной визитной
карточкой Мексики, его изображения можно увидеть на мексиканских монетах и
банкнотах. По оценкам
исследователей, храм Солнца строился около двадцати лет и на его постройке
трудились не менее двадцати
тысяч человек. Они проделали огромную работу: объем пирамиды составляет 1
миллион 300 тысяч кубо-метров,
то есть немногим меньше, чем объем пирамиды Хеопса. Храм Солнца сложен из земли,
камней, а также адобов
- высушенного на солнце кирпича-сырца. В начале 1970-х годов в толще пирамиды
археологами были
обнаружены погребальные камеры, а под пирамидой - естественная пещера,
разделенная на несколько
помеще-ний, соединенных между собой туннелями Они, очевид-но, предназначались
для культовых церемоний. В
плане храм Солнца представляет собой прямоугольник со сторонами 225 и 220
метров. Сегодняшняя высота
храма составляет 63 метра, ранее она равнялась 75 метрам. По традиции индейских
храмов, пирамида
завершается площадкой, на которой находилось главное святилище, посвященное богу
Солнца (ныне оно
разрушено). Храм венчала каменная статуя-монолит, украшенная полированным
золотым диском, который
ослепительно сверкал в солнечных лучах. Этот "идол язычников" был разрушен по
приказу первого
католического епископа Мехико Су-марраги. Многое пострадало и от неумелой работы
первых
археологов - исследователей пирамиды Солнца. Ее рас-копки начались в 1884 году,
и они, как и последовавшая
в ?905-1910 годах реставрация, проводились без тщательного и всестороннего
исследования. В первой
половине VII века н. э. Теотиуакан был раз-граблен и сожжен в результате
вражеского нашествия (по некоторым
версиям - тольтеков). Во времена тольтеков главным городом Центральной Мексики
был Толлан, а при ацтеках
- Теночтитлан. А древний Теотиуакан на долгие годы был заброшен, и только
пирамиды продолжали одиноко
возвышаться над равниной, отмечая место рождения Луны и Солнца.

ХРАМ НАДПИСЕЙ В ПАЛЕНКЕ

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия
Цезаря уходили покорять
Галлию и Британию, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из
величайших цивилизаций Америки
- цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы
архитектуры, живописи и
скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI-VIII веках, пала под
ударами завоевателей с севера -
тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали
сельвой. И только 150 лет
назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов,
начала постепенно
приоткрывать за-весу своих тайн... Путешественники один за другим открывали в
дебрях Юкатана затерянные
города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых - археологи,
исто-61 - . рики,
этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем
могли рассказать эти руи-ны, из
которых уже давно ушла жизнь? "Город был необитаем. Среди древних развалин не
со-хранилось никаких следов
исчезнувшего народа, с его тра-дициями, передаваемыми от отца к сыну и от
поколения к поколению. Он лежад
перед нами, словно корабль, по-терпевший крушение посреди океана. Его мачты
слома-лись, название стерлось,
экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько
времени длилось его
путешествие и что послужило причиной его гибели", - писал первооткрыватель
городов майя Джон Ллойд
Стефенс. Одним из таких "погибших кораблей" является Пален-ке - древний город
майя, расположенный в
северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь
естественное плато около 70
метров высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке - Начан,
"Змеиный город" майя. Расцвет
города пришелся на VII-VIII века. В это время здесь были построены несколько
храмов, отличающихся особым
изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке
занимает легендарный Храм
надписей. Храм надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей - Дж.
Л. Стефенса и Ф.
Казервуда, рас-положен близ западного угла Дворца правителей Паленке и является
частью ансамбля дворца. В
ясную погоду бело-каменная пирамида храма видна с равнины за многие километры.
Свое название "Храм
надписей" получил от Стефенса и Казервуда - они назвали его так из-за обилия
иероглифических надписей на
стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Стены храма когда-то были украшены
огромными плитами, сплошь
покрытыми многочисленными барельефами, отличавшимися необычайной
выразительностью и реализмом.
Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых -
692 год.

62


1OO

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет
собой продолговатую девятиступенчатую
пирамиду высотой 28 метров. В значительной мере пирамида
высечена в скальном грунте
естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон.
Девять ярусов пирамиды
прорезает многоступенчатая лестница - в ней более семидесяти ступеней. Лестница
ведет к верхней
платформе, на которой расположено венчающее пирамиду храм-святилище -
прямоугольное сооружение из
трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма
прорезан пятью широкими
оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то
напоминающая крыши китайских
пагод. Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в
одном другом городе майя:
они изображают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей: лицо
каждого ребенка закрыто маской
бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с
небом, с небесной водой -
дождем. В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие
серые плиты, на
которых ря-дами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов - это
самая длинная из известных
надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине
пирамиды, было сделано одно из
крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя... Первоначально в среде
ученых сложилось мнение,
что пирамидальные храмы в городах майя были только святи-лищами, а сама пирамида
была лишь высоким и
монолитным каменным постаментом для святилища. Но в последние полвека под
основаниями и в толще таких
пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий.

Впервые это открытие,
ставшее сен-сацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто
Рус-Луилье в Храме надписей
в Паленке. При расчистке руин Храма надписей А. Рус-Луилье об-63
L

наружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в
абсолютно нетронутую
царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежа-ли скелеты пяти юношей и
девушки, явно погибших
насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы
инкрустации на зубах
говори-ли об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города
явно принесли в жертву
по какому-то важному и особо торжественному случаю - вероятно, при погребении
правителя Паленке, одного из
самых по-читаемых представителей правящей династии. Погребальная камера
представляла собой просторное
помещение - 9 метров в длину и 4 метра в ширину. Высокий потолок гробницы уходил
вверх, и его своды
терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была
"огромная комната, как будто
вы-сеченная во льду, - писал А. Рус-Луилье, - своеобразный грот, стены и потолок
которого выглядели как отшлифованные,
или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями
из сталактитов, а из пола
торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей". На стенах склепа, через
завесу наросших за века
сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур,
облаченных в одинаковые пышные
костюмы: головной убор из перьев птицы кецаль, причудливая маска, плащ из перьев
и нефритовых пластин,
набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные
сандалии из ремешков. Шея,
грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами.
Все фигуры имеют скипетр с
рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье
предположил, что эти фигуры -
изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя - правителей девяти подземных
миров, девяти ярусов
царства смерти. На полу, валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от
больших статуй, сделанных
почти в человеческих рост. Вероятно, эти "отрубленные головы"

64


1OO

имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой
каменный саркофаг. Резные
каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных
персонажей в богатых
одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами ка-као, тыквы и гуайявы.
Саркофаг был закрыт
прямоугольной плитой 3,8 х 2,2 метра, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита
является одним из самых
выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее
сравнивают с работами
европейских мастеров эпохи Возрождения. На плите изображена глубоко
символическая сцена, на языке образов
сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска,
всем своим видом
говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные
клыки. Это - божество
земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое
питается живыми
существами - ведь все живое в конце концов уходит в землю... Голову страшилища
увенчивают четыре
предмета: раковина и знак, напоминающий наш "процент" ("%") - символы смерти.
Два других знака - зерно и
маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят
побеги фантастического
растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над
ним раскинулся огромный
крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал "источник жизни" -
росток маиса. Когда
вместе с испанскими конкистадорами в Мексике появились католические монахи, то
их проповедь новой религии
не вызвала отторжения у индейцев: христианский крест был близок их древнему
символу. На перекладине
"источника жизни" извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты
пасти, и из них выглядывают
человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи связан
с дождем. На верхушке
креста сидит священная птица кецаль. Ее
65 перья служили украшением головных уборов царей и жрецов Птица тоже облачена в
маску бога дождя Под ней
- символы воды и два щита с символами бога Солнца. Сложная символика этого
изображения до конца неразгадана,
но общий смысл композиции - традиционная для ранних земледельческих
культур аграрная
заклинательная символика: солнце - вода - жизнь - смерть. Вечный круговорот
жизни в природе... Эта
символика смерти и воскресения хорошо известна во многих других древних
цивилизациях Земли. ...Когда с
помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под
ней оказались еще одна
каменная плита со странной выемкой, напоминающую рыбу или кувшин с широким
горлышком. Эту выемку
плотно закрывала специальная крышка точно та-кой же формы. А под этой второй
плитой лежал густо
посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40-50, еле
видимый под сплошным
ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы - диадема, серьги,
несколько колье, нагрудный знак,
брас-леты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала
мозаичная нефритовая маска с
глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным
портретом умершего. Кем был
этот человек? Многочисленные атрибуты власти найденные в гробнице - скипетр,
маска, щит с изображением
бога Солнца - говорят о том, что это - "халач виник", верховный правитель
Паленке, обожествленный еще при
жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют
несколько плохо различимых
календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда
"халач виник" с необыкновенной
пышностью был погребен в Храме надписей. А над саркофагом его была установлена
каменная пли-Та, на
которой безвестными резчиками была вырезана повесть о смерти и возрождении...

ХРАМ КУКУЛЬКАНА В ЧИЧЕН-ИЦЕ

В первой трети X века над землями майя начала собираться гроза. Бывший правитель
центральномексиканского
города Толлана, Топильцин Кецалькоатль - "Пернатый Змей", потерпевший поражение
в борьбе с соперниками,
бежал со своими приверженцами на побережье Мексиканского залива и там объединил
вокруг себя несколько
индейских племен, самым крупным из которых были тольте-ки. Встав во главе нового
племенного союза,
Кецалькоатль повел своих воинов на юг - в дебри Юкатана... К тому времени
"золотой век" майя уже миновал и
цивилизация явно клонилась к упадку. Под ударами толь-теков один за другим пали
некогда цветущие города -
Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя частью покинули
ее и ушли в иные места,
частью попали в подчинение к тольтекским завоевателям. Многие города опустели и
заросли джунглями. Но
жизнь продолжалась, и новое время творило новые памятники.
67 ==- - "В истории юкатанских майя начался новый, специфический период,
получивший в научной
литературе название "Мексиканский" - пишет В.И. Гуляев, - Хронологические его
рамки приходятся на X-XIII
вв. Культурное и политическое лидерство на полуострове в это время, бесспорно,
принадлежит городу ЧиченИца,
который на долгие годы становится столицей завоевателеи-тольтеков на землях
майя". Чичен-Ица
находится в 120 километрах к востоку от города Мерида в мексиканском штате
Юкатан. Несмотря на то, что
Чичен-Ица возникла еще в VII веке, расцвет города пришелся на "Мексиканский
период". Именно тог-да здесь
появились архитектурные сооружения, принесшие Чичен-Ице славу памятника мирового
значения. Главный храм
Чичен-Ицы был посвящен Кукулькану, покровителю тольтеков. Культ бога Кукулькана
был принесен в Чичен-Ицу
тольтеками. Они называли его Кецаль-коатль - "Пернатый Змей". На языке майя
"Пернатый Змей" звучит как
"Кукулькан", а точнее - "К'ук'Улькан". При этом надо иметь в виду, что история
доколумбовой Америки знает, по
крайней мере, двух Кецалькоатлей-Кукульканов. Один из них - Се Акатль, он же
Топиль-цин Кецалькоатль,
бывший правитель Толлана, предводитель тольтеков, завоевавший в X веке Юкатан и
обожествленный еще при
жизни. Второй Кецалькоатль-Кукуль-кан, божество индейцев нахуа - бог воздуха и
ветра, на-деленный чертами
культурного героя, изобретатель письменности и покровитель знаний. Он запрещал
индейцам приносить
человеческие жертвы, рекомендуя заменять их Цветами и душистыми кореньями.
Традиция называет его
"бородатым белым богом", похожим на европейца, по-этому индейцы с такой
доверчивостью отнеслись к
испанским конкистадорам - их появление они приняли за возвращение Кецалькоатля и
его спутников. Храм
Кукулькана в Чичен-Ице, вероятно, стал сегодня символом если не всей Мексики,
то, по крайней мере, ее
Доколумбовой эпохи. В своей жизни его видел, хотя бы

68


раз, вероятно, каждый житель Земли - в телепередачах в кино, в рекламных
роликах, на фотографиях и в
туристических проспектах и т.д. Эта двадцатиметровая, девяти-ступенчатая
пирамида поражает своим
монументальным величием и гармонией. Основные идеи архитектурного строительства
в Чичен-Ице были
тольтекскими, но воплощали их в жизнь стро-ители-майя. Не является исключением и
храм Кукулькана. Испанцы
дали ему название Эль-Кастильо - "Замок". Квадратный в плане, устойчивый и
массивный, он определяет весь
архитектурный силуэт города и царит над окружающей местностью и городскими
постройками. Храм возвышается
в центре огромной террасы площадью около 18 гектаров. Ее окружает широкий
каменный парапет. На этой же
террасе стоит и соседний Храм воинов. Со всех четырех сторон основания к вершине
храма ведут четыре крутые
лестницы. Эти четыре гигантских лестничных марша сориентированы по сторонам
света. Лестницы окаймлены
каменной балюстрадой, которая внизу начинается с прекрасно выполненной змеиной
головы и в виде
изгибающегося змеиного тела продолжается до само-го верха. В дни весеннего и
осеннего равноденствия здесь
можно наблюдать поразительное зрелище: лучи солнца падают на камни балюстрады
таким образом, что кажется,
будто Пернатый Змей, голова и хвост которого высечены соответственно на
вершине и в основании пирамиды,
оживает и, извиваясь, начинает выползать из храма. Значение храма
подчеркивается его местоположением в
ансамбле главной площади города. Справа от храма Кукулькана расположен Храм
воинов, слева - храм
Ягуаров. Эти храмы как бы оттеняют главный храм Чичен-Ицы. В храме Кукулькана с
наибольшей очевидностью
про-явился "астрономический" характер религии доколумбо-вых обитателей
Центральной Америки. Эта
"астрономи-ческая" направленность характерна для всех вообще раннеземледельческих
цивилизаций,
существование которых непосредственно было связано с календарными датами.

69 Каждая лестница храма имеет девяносто одну ступень-а в сумме количество
ступеней всех четырех лестниц
составляет число 364. Вместе с базой-платформой на вер-шине пирамиды, которая
объединяет все четыре
лестницы получается число 365 - количество дней в солнечном году. Каждая грань
храма-пирамиды имеет
девять сту-пеней, рассеченных лестницей, что дает по восемнадцать секций с
каждой стороны - календарный
год майя со-стоял из восемнадцати месяцев. Девять уступов пирамиды, украшенные
зубчатыми выступами,
символизируют "де-вять небес" толтекской мифологии. А каждую стену святилища
украшают пятьдесят два
каменных рельефа: 52 года составляют один календарный цикл тольтеков. На вершине
пирамиды расположен
небольшой, с четырьмя входами, храм строгих архитектурных форм, в котором
совершались жертвоприношения
План святилища близок к планам храмов майя классического периода, только крыша
его плоская - над ней нет
традиционного высокого гребня. По периметру верхней части святилища идет
орнаментальный фриз. Главный
вход в храм расположен с северной стороны. Его украшают две массивные колонны в
виде стоящих на голове
извивающихся змей. Благодаря этим колоннам значительно расширяется дверной
проем. Внутри сумрачного
святилища находится еще две пары таких же колонн. В годы расцвета Чичен-Ицы на
алтаре храма Кукулькана
ежедневно жрецы вырывали сердца из трепещущей груди при-носимого в жертву
человека... Здесь же, в
святилище на вершине пирамиды некогда хранилась священная Циновка Ягуара -
символ власти и 'Фон
верховного правителя города. Эта реликвия была обнаружена археологами в одном из
потайных помещений
внугри пирамиды. Дело в том, что храм Кукулькана представляет собой "пирамиду
внутри пирамиды": в толще
Главного здания скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида меньших размеров.
Вход в это святилище
был °"наружен сравнительно недавно.

70


Циновка Ягуара представляет собой каменный трон в виде фигуры ягуара. Высеченное
из камня тело могучего
зверя выкрашено в красно-рыжий цвет и инкрустировано черно-зеленым нефритом и
раковинами. Семьдесят три
нефритовых диска имитируют пятна на шкуре ягуара Из нефрита выполнены и широко
раскрытые глаза хищника
Зубы в оскаленной пасти выточены из педерналя - камня вулканического
происхождения. Исследователи
считают, что первоначальным владельцем трона был сам Топиль-цин Кецалькоатль.
Храм Кукулькана (ЭльКастильо)
является выдающимся памятником архитектуры тольтекского периода. Во
внутренних помещениях
храма Кукулькана, как и повсюду в Чичен-Ице, заметно слияние культурных традиций
толь-теков и майя:
ступенчатые своды, характерные для архитектуры майя, сочетаются с рельефами
типично тольтек-ского
происхождения.
ХРАМ ВОИНОВ В ЧИЧЕН-ИЦЕ

Справа от храма Кукулькана возвышается громада Храма воинов. Окружающие его ряды
узорчатых колонн
напоминают выстроившуюся для парада грозную армию толь-теков - покорителей
Юкатана. Еще два каменных
стража вырастают прямо из ступеней лестницы, которая ведет наверх - туда, где в
ослепительно-голубой
вышине мрачно высятся развалины храмового святилища... Выдающийся архитектурный
шедевр, Храм воинов в
Чичен-Ице является точной копией храма Кецалькоатля в Толлане, родном городе
предводителя тольтеков
Топиль-цина Кецалькоатля. Вероятно, гордый изгнанник не мог смириться с утратой
и хотел, чтобы его новая
столица во всем напоминала ему Толлан. "Можно с уверенностью ска-зать, - пишет
В.И. Гуляев, - что новые
хозяева города решили придать центру Чичен-Ицы абсолютное сходство с теменосом
столицы тольтеков -
Толлана". Но мастера майя оставили тольтекских зодчих далеко позади! С западной
стороны пирамиды, перед
лестницей, ве-Дущей на ее вершину, стоят в четыре ряда шестьдесят покрытых
резьбой колонн высотой 2,6
метра - остатки открытого зала, через который некогда шел путь на вер-шину
пирамиды. Резные колонны
украшены процессиями ликующих завоевателей-тольтеков, причем ни один из

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

72


j 00

рельефов не повторяет другой. Первоначально эти колонны поддерживали массивную
крышу, ныне от нее не
оста-лось и следа. Многочисленные рельефы и росписи внутри и снаружи храма,
изображающие воинов, и дали
ему его сегодняшнее название Храм воинов служил местом традиционных человеческих
жертвоприношений -
религия тольтеков была более жестокой, чем религия их предшественников - майя,
хотя и майя
"вегетарианцами" тоже не были. Но именно при тольтеках расцвел культ поклонения
демонам нижнего мира,
приведший в итоге к культурному, а затем и к физическому краху тольтекской
цивилизации - просуществовав
всего двести пятьдесят лет и постоянно дегра-дируя, она в итоге растворилась в
покоренной, но более
жизнеспособной цивилизации майя - правда, в результате смешения с тольтеками
пришедшей к тому времени
уже в полный культурный упадок. Увы, поклонение демоническим силам бесследно не
проходит: и майя, и тольтеки
- одни в меньшей, другие в большей степени - боялись смерти, обожествляли
смерть, поклонялись смерти, и
в итоге умерли сами. Они были уже мертвы к моменту прихода испанцев, и горстке
конкистадоров Кортеса не
составляло никакого труда покорить этих беспомощных, испуганных людей. Пирамида
Храма воинов
пятиступенчатая и имеет высоту 11,5 метра. В центральной части пирамиды
располагается монументальная
лестница, ведущая наверх, к святилищу. Она обрамлена балюстрадами, у вершины
которых, на верхней
платформе пирамиды, стоят и сидят высеченные из камня мужские фигуры. В
древности во время празднеств и
торжественных церемоний им в руки вставлялись знамена. На вершине пирамиды
находится здание храма. Оно
состоит из переднего зала и святилища, вход в которое украшен порталом с
высеченными из камня
извивающимися змеями. В святилище находится низкий каменный алтарь в виде стола,
поддерживаемого
маленькими человеческими фигурками. На открытой площадке святилиша

стоит каменный идол демона Чак-Моола. Уродливая сидящая фигура держит в руках,
прижимая к вспученному
животу, пустое блюдо - некогда на это блюдо жрецы тольтеков бросали вырванные из
груди жертв человеческие
сердца. Квадратное лицо каменного истукана, с тонкими губами и безразличными
глазами, устремлено на запад
- туда, где по верованиям индейцев, находилась тьма и смерть... Фигуры Чак-Моола
обнаружены в разных
районах Мексики, причем далеко н

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.