Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто Великих храмов мира

страница №28

так не поразило, как
памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я
любовался, многое поражало
меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом
селе, было для меня чудом из
чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился ве-ками, я стоял вблизи
Миланского собора, но, кроме
налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота
целого. Во мне все дрогнуло.
Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какойто
новый вид архитектуры.
Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный". Высота шатра церкви
Вознесения составляет 28
мет-ров, а высота всей церкви - 62 метра. Все архитектурные детали храма
подчеркивают его устремление
вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей
здание, только усиливают
впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения - это об-раз Церкви
Христовой. Говоря с нами
на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном
порыве человеческого
духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все
остальное - второстепенно. И
стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь
его можно, только отринув
земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам,
"возлюбив Господа своего всем
сердцем своим"...
493 В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Переход от яруса к ярусу
происходит как бы сам
собой, органично и без малейшей задержки, неудержимо, но и без видимой
торопливости. Нет ничего лишнего,
или, по словам Берлиоза, "налепленного". На зрителя не давит масса материала,
церковь кажется очень легкой
- и это при почти толщине стен, составляющей от двух до четырех метров! Строгое
декоративное убранство
подчеркивает красоту пропорций величественного здания. Удачно найденное решение
создает зрительное
впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает
монолитность здания. Весь
нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой
детали храма прослеживается
основная мысль зодчего: придать пост-ройке легкость и устремленность ввысь.
Стремительно взлетающий шатер
храма украшен легкой сеткой из белокаменных бусин. В плане здание храма
представляет собой равноконеч-ный
крест. По своей конструкции оно является единым столпообразным объемом без
внутренних опор. Обычной
алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со
всех сторон галереей - "гульбищем".
На восточной стороне галереи, опоясывающей храм, сохранился белокаменный
трон. Его ножки
выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. С этого
места московские цари
некогда любовались бескрайней ширью, открывающейся за Мос-квой-рекой, с НиколоПерервинским
монастырем,
луга-ми и далекими лесами. У церкви Вознесения была и еще одна важная функ-ция:
ее высокий шатер служил
наблюдательным пунктом. С его верха был хорошо виден расположенный в 14 километрах
от Коломенского ниже
по Москве-реке другой та-кой же наблюдательный пункт - шатровая церковь в
дворцовом селе Остров. А из
Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана, располо494

1OO

W;
женного на берегу Москвы-реки у села Чулкова - оттуда открывались бескрайние
дали вплоть до Бронниц. Цепь
наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной гра-нице, и если наблюдатели
замечали внезапное
появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так,
распространяясь от одного
поста к другому, тревожная весть быстро долетала до Москвы. Специально для
наблюдателя прямо под главой
церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно
попасть по лестнице,
проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая
лестница-стремянка,
спускающаяся от креста. Интерьер храма отличается цельностью художественного
облика и наполнен светом.

Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по
углам четверика, они
расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее
весь угол. Умелое
расположение окон создает разнообразную игру света - от ослепительно-яркого до
сильно затененного. По
площади храм невелик - 8,5x8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве
в нем сохраняется
ощущение простора. Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в
небо лестницы. Внутри
церкви преобладает белый цвет. Реставраторы установили, что этот цвет
присутствовал в храме изначально. Пол
церкви был выло-жен "конвертом" красными и черными треугольными керамическими
плитками, а в XIX веке он
был покрыт квадратными каменными плитами. Первоначальный иконостас храма не
сохранился. В на-стоящее
время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот
лет своего существования
храм неоднократно подвергалось ремонту, поновле-нню и реставрации. Но основной
его облик сохранился без
существенных изменений. Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к
сожалению, не удалось
установить имя гениального зод-495 чего, строившего храм. Никаких сведений в
исторических документах о нем
не содержится. То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных
храмов, вроде бы должно
указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы,
элементы конструкции и
декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может
быть, храм строил
итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции
церкви очень близки
строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо
происходят из московского
зодчества XIV-XV веков... Что ж, может быть, загадка храма Вознесения в Коломенском,
внесенного в список
всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, когда-нибудь будет разгадана и мир
узнает имя гениального
архитектора, построившего его. А пока стремительно взлетающий с зеленого берега
Москвы -реки белокаменный
храм молчаливо хранит свою тайну.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ЙШ*: , ,-* Р& "& ,!f"
25 декабря 1812 года, когда последние солдаты наполеоновских войск переходили по
льду Неман, покидая
пределы России, Александр I издал манифест, в котором объявлял о своем намерении
воздвигнуть в Москве
храм во имя Христа Спасителя "в сохранение вечной памяти того беспримерного
усердия, верности и любви к
Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и
в ознаменование
благодарности на-шей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
Через пять лет после
выступления французов из Моек-"Qto 497 вы, 12 октября 1817 года, на
Воробьевых горах состоялась
торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта
храма, архитектора А.Л.
Витбер-га, храм, расположенный на самом высоком месте Моск-вы, должен был быть
виден из любой точки
Москвы. Проект храма Христа Спасителя, разработанный Вит-бергом, предусматривал
возведение на Воробьевых
горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, не-сколько тяжеловесных
формах ампира. Ансамбль,
кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москвареке,
камнную набережную. Но
грандиозное сооружение, задуманное Витбергом, воплотить в жизнь оказалось
невозможным - почва на склонах
Воробьевых гор "плыла", грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. А вскоре и
сам архитектор отправился в
ссылку в далекую Вятку... 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый
проект храма, составленный
архитектором К.А. То-ном. Константин Андреевич Тон, выходец из семьи обрусевших
немцев, родился в
Петербурге в 1794 году. Ученик А.Н. Воронихина, академик Петербургской и Римской
академий художеств, он
имел репутацию искусного стро-ителя-техника. Тон осуществил коренную
реконструкцию Большого Кремлевского
дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ельце, Саратове,
Царском Селе, Свеаборге.

По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги.
В последнее время на
волне восстановления храма Христа Спасителя появились поверхностные суждения о
том, что К.А. Тон якобы
был "великим архитектором, основоположником стиля Русского Возрождения", и т.д.
и т.п. Нет никаких оснований
пересматривать место К.А. Тона в русской архитектуре. Это был, бесспорно,
незаурядный инженер-строитель,
мастер создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых
(Вознесенский собор в Ельце)
являются шедеврами русской архитектуры

500


роев Отечественной войны, памятники императору Александру I, М.И.Кутузову, М.Б.
Барклаю-де-Толли и
основателю храма императору Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке
планировалось поставить два
обелиска из трофейных орудий: один - из орудий, захваченных в 1812 году, а
второй - из орудий, отбитых в
заграничной кампании 1813-1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены.
Храм Христа Спасителя был
взорван коммунистами декабря 1931 года. На его месте планировалось возвес нечто,
что должно было
символизировать апофеоз поб' дившей идеологии. Но апофеоз не получился, и тогда,
расчистив площадку от
строительного барахла, на этом месте построили открытый плавательный бассейн
"Моск-ва", в котором около
тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались москвичи. То, что на этом месте
некогда стоял огромный
храм-памятник, тщательно замалчива-лось, и многие впервые узнали о его
существовании толь-ко в наше
время... Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце
1980-х годов. В феврале
1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благо-словил возрождение
храма Христа Спасителя
и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел
указ президента России "О
воссоздании храма Христа Спасителя в Москве". Большую роль в воссоздании храма
Христа Спасителя сыграло
московское правительство. Сейчас работы по восстановлению храма близятся к
завершению. Сегодняшний храм
Христа Спасителя - это уже не только и не столько храм в память 1812 года,
сколько, по словам патриарха
Московского и всея Руси Алексия II, "символ покаяния народа за
Богоотступничество и одно-временно знамение
возрождения Православной Руси". * d
СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ АЙВАН. В мусульманской архитектуре - портал с
обширной
сводчатой нишей; навес на деревянных колоннах. АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА. Стена с
проемами или пара-пет между
алтарем и основным помещением храма. АЛТАРЬ. 1. Наиболее важная для религиозного
ритуала часть
православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой
либо иконостасом. 2. В
западно-христианских храмах - вытянутый поперек оси храма стол, на котором
совершается таинство
превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим
столом декоративная стенка с
религиозной живописью или скульптурой (часто имеющая вид складня). АПСИДА
(абсида). Примыкающий к
основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной
формы в плане; этим
термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. АРКАДА. Ряд одинаковых
арок, опирающихся на
колонны или столбы. Применяется главным образом при устройстве открытых галерей.
АРКАТУРА. Ритмический
ряд арок, прилегающих к стене.

502


БАЗИЛИКА. Здание с вытянутым прямоугольником в основе плана, расчлененное внутри
продольными рядами
колонн или столбов на нефы. БАПТИСТЕРИЙ. Крещальня, помещение для крещения. В
западноевропейской
архитектуре - часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане,
увенчанное куполом. БАРАБАН.
Цилиндр или многогранник, завершающий объем здания и обычно увенчанный куполом
либо главой. БАРОККО,
(от итальянского Ьагоссо - "странный", "причудливый"). Стиль в искусстве Европы
и Америки конца XVI -
середины XVIII вв. Для стиля барокко характерно стремление к величию и пышности,
контрастность и
динамичность образов, пространственный размах. ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ. Расположение рядом
стоящих капелл по
периметру хора. ВИТРАЖ. Набор вставленных в оконный проем цветных стекол,
составляющих орнаментальный
узор или изображение. ГОТИКА (готический стиль). Художественный стиль XII -
середины XVI вв., завершивший
развитие средне-векового искусства в Западной Европе. Сменил романс-кий стиль.

Каркасная система готической
архитектуры позволила создавать огромные городские соборы с гигантскими ажурными
башнями, стрельчатыми
окнами и пор-талами. В XV-XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения (Ренессанс).
ГОПУРАМ - пирамидальная
башня, центральный эле-мент в индийском храмовом архитектурном комплексе. I
F
ПЛАН ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА

503


АЛТАРЬ АБСИДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ КАПЕЛЛЫ ТРАНСЕПТ БАШНИ ФАСАД
БОКОВЫЕ НЕФЫ

504


ЗАКОМАРА. Полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания,
примерно соответствующее
кривизне свода. ЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ. Церковное здание с нефами, равными по ширине и
высоте. КАПЕЛЛА (в
славянских странах - "каплица"). Католическая или англиканская часовня,
церковными придел, отдельная
молельня. КАПИТЕЛЬ. Венчающий элемент колонны или пиля-стры, отличающийся от ее
основной части более
сложной формой и большей шириной. КЛАССИЦИЗМ (классический стиль). Стиль в
архитектуре XVII-XIX вв.,
использовавший в качестве образца античное наследие. Характеризуется ясными и
гармоничными образами.
КОНТРФОРС. Вертикальная подпорная стенка, примыкающая под прямым или тупым углом
к зданию для
повышения его прочности и устойчивости. КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ. Четырехстолпное
церковное здание с
пониженными угловыми частями, подчеркивающими (как в интерьере, так и при виде
сна-ружи) центральный
планировочный крест. КРИПТА. Подземное или полуподземное сводчатое помещение под
культовым зданием.
Первоначально служило местом погребений. МИНАРЕТ. Высокая узкая башня, с вершины
кото-рой призывают
мусульман на молитву.
505 МИХРАБ. Молитвенная ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. НЕФ. Элемент
пространства базилики,
вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сторон колоннами
либо столбами. ОРДЕР.
Система определенных архитектурных форм в строгой пропорциональной взаимосвязи,
повышающая
выразительность конструкции или ее имитации. ПАГОДА. Буддийское мемориальное
сооружение в виде башни,
обычно многоярусной, или павильона, с резко выгнутыми удлиненными концами
кровель. ПИЛОН. 1. Массивные
трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Древнем Египте. 2. Массивные
стол-бы, служащие опорами
для перекрытий, либо стоящие по сторонам входов или въездов. ПЛИНФА. Характерный
для русского
домонгольского зодчества тонкий кирпич, ширина которого близка его длине.
ПОРТАЛ. Архитектурнохудожественное
обрамление входа. ПОРТИК. Галерея на колоннах или столбах, обычно
- перед входом в
здание, завершенная фронтоном. ПРИДЕЛ. Дополнительный храм со своим престолом и
иконостасом,
примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем.
ПРЕСВИТЕРИЙ (пресвитерий) .
Возвышение для алтаря и мест для духовенства в восточной части католического
храма.
'^ЩЩ^ч

506


РЕЛИКВАРИЙ. Ларец или сосуд для хранения реликвий. РЕТАБЛО (исп.). Архитектурное
украшение алтаря, заалтарный
образ. РОЗА. Окно круглой формы в постройках XII-XV вв. Употреблялось в
культовой архитектуре
романского сти-ля, но наибольшее распространение получило в готических
постройках. РОТОНДА-Круглая в
плане постройка, обычно увенчанная куполом. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. Стиль в
средневековом запад]
ноевропейском искусстве X-XII вв. Архитектура романс] кого стиля характеризуется
суровыми крепостными фор]
мами, скульптура - условными, экспрессивными фор-) мами. САКРИСТИЯ. Ризница в
католической церкви:
отдель-1 ное помещение или здание, в котором хранятся церков] ные облачения и
священные сосуды, и
духовенство обла] чается для церковной службы. СЕНЬ. Художественно оформленный
навес на колон] ках,
возведенный над престолом, троном и др. СВЯЗЬ. Металлическая полоса или
деревянный брус! пронизывающие
каменную кладку и противодействующий распору сводов. СРЕДОКРЕСТИЕ. Место
пересечения нефа и
трансепта. ТЕМЕНОС. В древнем мире - священный участок зем-j ли, на котором
находится храм.

"д^ 507 ^r ТРАНСЕПТ. Поперечный неф, пересекающий про-дольную часть храма
и придающий ему в плане
форму креста. ФОНАРЬ. Возвышающаяся часть кровли (купола) с проемами для
освещения или вентиляции.
ФРИЗ. Декоративная композиция в виде горизонталь-ной полосы на стене; в
классической архитектуре - средняя
горизонтальная часть антаблемента (верхней части сооружения, расположенной между
колоннами и фронтоном).
ФРОНТОН. Треугольное, полукруглое, лучковое либо сложнофигурное
завершение карниза или
наличника: ХАРМИКА. Маленькая квадратная надстройка над основным телом (куполом)
буддийской ступы. ХОР.
В раннехристианской архитектуре - пространство перед главным алтарем; в средние
века - восточная часть
католического храма, где во время богослужения находятся духовенство и певчие.
Обычно располагается к
востоку от трансепта, в некоторых храмах имеется также западный хор. Нередко хор
отделяется от основного
пространства храма преградой. ХОРЫ. Балкон, галерея либо лоджия внутри парадного
зала или в церкви.

100 Великих

ЛЮДЕЙ
ЧУДЕС СВЕТА
ПОЛКОВОДЦЕВ
ЛЮБОВНИКОВ
КАТАСТРОФ
ЖЕНЩИН
АВАНТЮРИСТОВ
ЛЮБОВНИЦ
КНИГ
КАЗНЕЙ
БИТВ
МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ
ТАЙН
ХРАМОВ МИРА
ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
МУЗЕЕВ МИРА
КОМПОЗИТОРОВ
ИЗОБРЕТЕНИЙ
КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ
КАРТИН
МЫСЛИТЕЛЕЙ
УЧЕНЫХ
ГОРОДОВ
РОССИЯН
ПИСАТЕЛЕЙ
СОКРОВИЩ
АРХИТЕКТОРОВ
ДИКТАТОРОВ
ЧУДЕС ПРИРОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ
ДВОРЦОВ МИРА
ДИНАСТИЙ
ПАМЯТНИКОВ
ТЕАТРОВ МИРА
РАЗВЕДЧИКОВ
АДМИРАЛОВ
ДИПЛОМАТОВ
ЧУДЕС ТЕХНИКИ

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.