Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто Великих храмов мира

страница №27


резного убора Георгиевскс
собора перерастает границы религиозной и династической идеологии и
распространяется на всю Владимире"
землю. Недаром в образах воинов многие исследовател?
473 видят портреты дружинников князя Святослава, в фольклорных фигурах сказочных
чудищ - мироощущение
по-луязыческой народной массы, а пышный растительно-зве-риный узор, вероятно,
призван символизировать
богатство Руси Залесской. Образы Георгиевского собора в пол-ной мере служат
иллюстрацией к созданному
приблизительно в те же годы "Слову о погибели Русской земли: "О светло-светлая и
красно украшенная земля
Русская..." Уже древнерусских летописцев интересовал вопрос о том, кто создал
Георгиевский собор. Один из них
высказал мнение, что автором и строителем собора был сам князь Святослав
Всеволодович. Современные
исследователи склонны считать, что князь, действительно, принял большое участие
в разработке замысла этого
архитектурного шедевра. Имеются сведения и о том, что к строительству храма
"приложил руку" и мастер из
Волжской Булга-рии, хотя сам собор построен в полном соответствии с традициями
владимиро-суздальского
зодчества. Характер-но, что подобный храм никак не мог возникнуть ранее - для
этого у мастеров еще просто не
хватало опыта. И толь-ко стремительный творческий рост русских зодчих и резчиков
по камню, впитавших в себя
опыт предшественни-ков, лучшие образцы русского и зарубежного искусства позволил
создать каменную сказку
Георгиевского собора в Юрьеве. Тщательное изучение творческого почерка мастеров
- резчиков по камню
позволило установить, что в создании белокаменной резьбы Георгиевского собора
принимали участие две артели
мастеров: одна, числом в 12 чело-век, вырезала фигуры-горельефы, а вторая,
человек 18- 24, выполнила
растительный орнамент. Георгиевский собор называют лебединой песней вла-димиросуздальского
зодчества.
Через два года на Русь обрушились полчища Батыя, и эта песня оборвалась навсегда.
И кто может сказать, к
каким бы еще вершинам пришли владимирские мастера, если бы не пришла в те годы
"беда от поганых"...
УСПЕНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ

"Свято место пусто не бывает", - утверждает послови-? ца. Еще в конце XII века
на месте нынешнего Успенског
собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спус тя московский князь
Даниил Александрович построил
н? этом месте первое каменное строение Москвы - Успенский собор. Четверть века
он исправно служил
москвичам, пока Иван Калита, переманивший из Владимира в Москву митрополита, не
затеял новое, роскошное,
как ему казалось, строительство. Но амбиции Калиты явно превышали тогдашние
возможности казны, и
построенный им собор никак не мог претендовать на роль храма
общегосударственного значения. Несмотря на
переезд митрополита в Москву, старый Успенский собор во Владимире про-должал
оставаться главным храмом
Русской земли - в| нем проходили торжественные церемонии "посажения на стол"
великих князей. К тому же
собор Ивана Калиты быстро обветшал, так что спустя полтораста лет его
приходилось подпирать толстыми
бревнами, чтобы он не обва-| лился. В 1472 году великий князь московский Иван
III, госу-| дарь всея Руси, начал
строительство нового огромного! собора, который своим обликом должен был
соответство-| вать создаваемому
им единому Русскому государству. Возведение нового храма поручили мастерам
Мышки-ну и Ивану Кривцову. За
образец им указано было взят Успенский собор во Владимире, но при этом превзойт
его в длине и ширине. Новый
храм уже возвели до сводов^ когда он неожиданно рухнул... Это случилось вечером
20 мая 1674 года. Причин
катастрофы, как считают, было несколько - и землятря-| сение, случившееся тогда
в Москве, и жидко разведеннг
известь, и кладка стен без "перевязи". Ну, конечно, и что русские мастера к тому
времени уже утратили многи!

475


знания о возведении больших каменных сооружений - ведь в годы татарского ига
строительства зданий такого
размера почти не велось. Почти год лежали развалины посреди Кремля, пока в
Москву не прибыл приглашенный
Иваном III из Италии

476


Аристотель Фиораванти, уроженец Болоньи, один из талантливейших архитекторов
эпохи Возрождения,
согласившийся поехать в Москву за баснословное жалованье - 10 рублей в месяц.
Деревня с крестьянами в ту
пору на| Руси стоила 2-3 рубля, столько же - хороший боевой конь, а за 100
рублей можно было купить
большое село с десятками крестьянских дворов. Разобрав руины, Фиораванти в июне
1475 года зало-жил
фундамент под новое здание. За образец, по настоянию московских властей, им был
взят Успенский собор во
Владимире. Используя конструктивные решения, при-j нятые в Италии, Фиораванти
построил новый храм "палатным
образом" - его внутреннее пространство оформ? лено в виде огромного
торжественного зала. Массивны!
круглые столбы, поддерживающие крестовые своды хра ма, не создают впечатления
тяжести - современник]
сравнивали их с "древесными стволами". При строител? стве собора Фиораванти
применил и ряд других новшест
использование железных связей, кладку сводов в один! кирпич, особо крепкую
известь - "яко же наутрие засох-']
нет, то ножом не мочи расколупити". Сплав перенесенны) итальянским зодчим на
русскую землю новых веяний
эпс хи Возрождения и художественной традиций домонгольс-кой Руси заложил основы
для формирования новой,
"мос-ковской", архитектурной школы. 15 августа 1479 года кремлевский Успенский
собор был торжественно
освящен. "На соборной площади Кремля поднялся храм, редкий по своим гармоничным
и одновременно строгим
фор-мам", - пишет известный искусствовед М.А. Ильин. Вы-. ложенный из блоков
белого камня, он поражает
спокой-, ным величием и торжественностью, чему немало способ-? ствует могучее
золотое пятиглавие. Не зря
великий худож-^ ник В.И. Суриков, увидев собор Святого Марка в Вене ции, решил,
что Успенский собор
"сановитее" - от нег веет таящейся в нем, вобранной внутрь, вросшей в зек лю,
грозной, богатырской силой,
ждущей своего часа. "1
церковь чудна вельми величеством, и высотою, и светло-стью, и звонностью, и
пространством. Такова же преже
сего не бывало на Руси", - с восхищением писал летописец. Немало поразило
москвичей и крыльцо главного
входа с висячими арками и "гирьками" - этот прием впоследствии прочно войдет в
русскую архитектуру.
Созданный Фиораванти Успенский собор на долгие годы стал образцом для
подражания, своего рода кано-ном,
по которому строились храмы в других городах и в монастырях. После освящения
собор еще два года стоял
нераспи-санным, пока, наконец, в 1481 году к работе над восточ-ной, алтарной
частью собора не приступил
великий русский иконописец XV века Дионисий с учениками - Ти-мофеем, Ярцем и
Коней. Росписи Дионисия в
алтаре Успенского собора частично сохранились до наших дней. Его кисти
принадлежат также несколько икон
Успенского со-бора: храмовая икона "Успение Богоматери", иконы "О тебе
радуется", "Петр митрополит с
житием", "Алексий митрополит с житием". К росписям северной, западной и южной
стен собора приступили
только в 1513 году. Как выглядела эта роспись - неизвестно, так как пожар 1626
года очень сильно повредил ее,
и в 1642 году было принято расписать собор заново. Более ста живописцев приехали
по царскому указу в Москву.
Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой - только
на позолоту было
израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после
окончания росписи собора
мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас. По
мере присоединения к
Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные
иконы - тем самым идея
единения Руси получала сакральный смысл. Так в Успенском соборе оказались
древние иконы новгородского
письма XII века - "Устюжское Благовещенье" и "Деисус", икона XII века "Спас
Неру-478

котворный" из Владимира, "Деисус" работы владимиро-суздальских иконописцев конца
XII века, иконы,
относящиеся к самому раннему периоду московской государ-ственности: "Спас
Золотые Власы" и "Михаил
Архангел", относящиеся к рубежу XII-XIII веков, иконы времен Ивана Калиты -
"Спас Ярое Око" и "Борис и
Глеб на конях", принадлежащие кисти московских мастеров XIV века. В Успенском
соборе хранилась одна из
главных святынь Русского государства - икона Владимире кой "Богомате-ри,
перевезенная сюда в 1395 году из
Владимира. В тот год, взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Моск-ву, и не
было спасения царствующему
граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской
Богоматери, и в тот же день "Темир
Аксак царь убо-яся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы
быша". Южный портал собора
украшают врата работы балканских мастеров XIV века, перевезенные в 1401 году из
суздальского
Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены
сюжеты на библейские
темы. Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. В 1551
году, во времена Ивана Грозного,
резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное "царское место",
или, как его стали называть,
"Мо-номахов трон". Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а
стенки трона покрыты
барельефами, изображающими получение Владимиром Мономахом царских регалий в
Константинополе. Над
троном возвышается резной шатер на фигурных столбиках. Рассказыва-ют, что когда
при подготовке к коронации
Екатерины I этот трон хотели убрать из собора, то Петр I сказал: "Я сие место
почитаю драгоценнее золотого за
его древность, да и потому, что все державные предки, Российские госу-дари, на
нем стояли". М.Ю. Лермонтов
называл Московский Кремль "алта-CQta.

479


рем России". Эти слова можно с полным правом отнести к Успенскому собору. На
протяжении веков храм был
связан с важнейшими событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом
венчания на царство русский
царей, местом избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских
митрополитов и
патриархов. Здесь нашли свое упокоение мощи святителей митрополитов московских
Петра, Феогноста, Ионы,
Филиппа и патриарха Гермогена С Успенским собором связаны трагические страницы
Отечественной войны 1812
года. Захватив Москву, цивилизованные европейцы устроили в соборе конюшню (войдя
в Париж в 1814 году,
русские варвары не сделали того же в соборе Парижской Богоматери). А перед своим
бегством из Москвы
французы вывезли из собора более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот
килограммов золота. После войны
из серебра, отбитого у французов, была отлита центральная люстра храма. После
революции реликвии
Успенского собора были частично переданы в музеи, а остальное расхищено. Долгое
время собор играл роль
"этнографического заповед-ника". Но пришли иные времена, и снова в храме - "алтаре
России" затеплились
свечи. Жизнь продолжается.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Б МОСКВЕ
Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как
покровитель русских князей, по-этому
в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его.
Не была исключением и
Москва. Еще в XII веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла
деревянная церковь Михаила
Архангела. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном
Калитой в 1333 году, в лихую
годину "морового поветрия" (чумы). В этом же храме, в 1340 году, Иван Калита
впоследствии и был погребен. С
тех пор Архангельский собор стад усыпальницей московских великих князей и царей,
уступив при Петре I эту
функцию государственного некрополя Петропавловскому собору в Петербурге. L
Первоначальный Архангельский
собор, расписанный в 1399 году Феофаном Греком, был "по ветхости" разобран в
1505 году для строительства
нового храма. Возводить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в
Москву итальянцу,
известному в России под именем Алевиза Нового или Алевиза Фрязина. В
исторической литературе его иногда
ошибочно называют выходцем из Милана, путая с его предшественником - Алевизом
Фря-зином Миланцем. На
самом деле Алевиз Новый, вероятнее всего, происходил из круга венецианских
архитекто-ров, так как
построенный им Архангельский собор имеет черты венецианской архитектуры той
поры. Некоторые итальянские
исследователи полагают, что под именем Алевиза Нового на Руси знали Алевизе
Ламберта ди Мон-таньяно,
венецианского мастера-резчика по камню. В 1503-1504 годах он строил дворец
крымского хана в Бах-чисарае, от
которого до наших дней сохранился только

481


резной каменный портал, выполненный в духе венецианского Ренессанса. В 1504 году
Алевиз приехал в Москву
по приглашению великого князя московского Ивана III. Прозвище Алевиз Новый он
получил относительно другого
ранее приехавшего в Москву итальянца - Алевиза Фря-зина Миланца. Оконченный в
1509 году, пятиглавый
шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий
Московского Кремля. Это второй по
величине

482


10O

I

кремлевский собор. В основе его лежит древнерусская художественная традиция, но
этот торжественный и
нарядный храм одновременно напоминает двухэтажное дворцовое здание типа
венецианского "палаццо". Одним
из новшеств, примененных Алевизом, стали белокаменные раковины в закромах собора
- этот элемент получил
впоследствии широкое распространение в России. В част-ности, к нему прибегли
строители Новодевичьего
монастыря и Успенского собора в подмосковном Дмитрове Некоторые позднейшие
исследователи отмечают, что
смешение разнородных архитектурных принципов не-сколько повредило целостности
общего облика
Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм на-столько пришелся
по душе москвичам, что в
течение по-чти столетия он служил образцом для других церковных и светских
построек. Многие элементы
Архангельского со-бора были использованы при строительстве Грановитой палаты,
Благовещенского собора,
Теремного дворца в Кремле. Порталы храма обильно украшены резным растительным
орнаментом.
Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены
островерхими
белокаменными пирамидками. Галерея, вероят-но, была разобрана в XVII столетии.
Архангельский собор,
видимо, был расписан сразу же после окончания строительства. Но существующая
роспись храма относится уже
к 1652-1666 годам. Ее авторами являются знаменитые "изографы" той поры Гурий
Никитин, Сила Савин, Симон
Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов. В живописи Архангельского собора, по словам
Е.С. Си-зова, "в лицах
раскрывается история России". Целая портретная галерея проходит перед нами -
великие князья Киевской
Руси, князья Владимиро-Суздальской Руси, московские великие князья и удельные
князья Московского
княжеского дома... Это не портреты, а некие "вообра-женные подобия", образы
князей. Их фигуры объединены в
единую красочную процессию, устремляющуюся к алтарю. I
tg^ 483 Росписи Архангельского собора включают в себя и композиции на
тему подвигов Архангела Михаила,
пред-водителя небесных сил бесплотных, ведущих незримую борьбу с силами ада Ими
расписаны северная и
южная стены храма. В их канву вплетено несколько сюжетов, повествующих о борьбе
Руси с татарами - связь
небесного и земного для наших предков была слишком очевидна Это мы, сегодняшние,
слепо тыркаемся по
сторонам в поисках выхода из круга обступивших проблем Первый иконостас собора
погиб в пожаре 1547 года.
Существующий же иконостас создан в 1680-1681 годах группой московских
иконописцев под руководством Дорофея
Золотарева, автора иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Особенно удалась
мастерам золоченая резьба иконостаса - использованные ими новые декоративные
формы сыграли большую
роль в формировании нового художественного стиля, получившего на-звание
"московское барокко". Росписи
Архангельского собора неоднократно рестав-рировались. Большая реставрация была
произведена после 1812
года, когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда
же, после 1812 года, был
обновлен иконостас. Главной святыней собора является храмовая икона "Михаил
Архангел с житием". Легенда
связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия
Донского. Написанная
мастером из круга Андрея Рублева, икона Михаила Архангела стала символом зашиты
всего народа, всей
Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. В интерьере собора
царит полумрак. В этом полумраке
безмолвно высятся сорок шесть массивных каменных гроб-ниц московских князей и
царей, начиная с Ивана
Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Здесь погребены Дмитрий
Донской и Иван III, Иван
Грозный и убитый в Угличе царевич Дмитрий. Отсюда, из Архангельского собора,
Лжедмитрий I приказал
выволочь останки

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

484


Бориса Годунова, которые после долгих мытарств нашли свой покой в ТроицеСергиевом
монастыре. И здесь же
были упокоены мощи святых мучеников князя Михаила Всеволодовича Черниговского и
его боярина Федора,
погибших в Орде в 1246 году. Постройка Архангельского собора сделала соборную"
площадь Московского Кремля
необыкновенно торжественной. Молодая столица единого Русского государства
приобрела достойный своего
возросшего значения архитектурный ансамбль - образ Небесного Града* Горнего
Иерусалима. Многоглавые
златоверхие храмы тесной группой венчали Боровицкий холм. А над ними высоко в
небе парил золотой крест
колокольни Ивана Великого...
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО В октябре 1552 года "позвонеся великий град Москва и
изыдоша на поле за
посад все множество бесчисленное народа московского" - москвичи выходили
встречать возвращавшуюся из
победоносного похода на Казань рус-скую рать. Навсегда была уничтожена вековая
опасность нападения со
стороны злейшего врага Руси1 Такое историческое событие нуждалось в увековечивании.
Уже в следующем году
на Красной площади был сооружен деревянный храм во имя Покрова Богородицы - в
честь праздника, в день
которого состоялся решающий штурм вражеской твердыни. А через два года на этом
месте началось
строительство каменного собора Покрова Богородицы, что на Рву - такое
наименование храм по-лучил оттого,
что был поставлен рядом со рвом, проходившим перед кремлевскими стенами. Но в
историю со-бор вошел под
именем храма Василия Блаженного. Собор Покрова на Рву был построен в 1555-1560
годах. Заказчиком храма
выступал сам царь Иван Грозный. А зодчими, возводившими собор, старинные хроники
называют псковских
мастеров Барму и "городового и церковного мастера" Постника Яковлева, которые
были "пре-мудры и удобны
для такого чудного дела". Зодчие с большим знанием дела выбрали место для собора
на Красной площади,
рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через
ров Спасский мост, и собор
оказался в самом оживленном месте Москвы - на площади, перед Спасским мостом,
находилось Лобное ме-сто,
с которого оглашались царские указы и грамоты, и возле которого во время важных
общественных событий
собирались толпы москвичей. Здесь стали проводиться богослужения для всего
населения Москвы, так как
тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений
перед Лобным местом
"ставились с об-486

разы, как на крыл осе", а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом,
город получил площадь для
всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского
посада. Причудливый силуэт
собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм
вызвал
CQto 487 восторг москвичей и неизменно удивлял приезжавших в Москву
иноземцев. "И все послы и купцы
дивились, гово-ря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих,
такой красоты, и силы и славы
великой", - свидетельствует летописец. Первоначальный проект храма
предусматривал создание вокруг
центрального объема семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без
нарушения законов симметрии.
Тогда зодчие пошли на смелый шаг - возвели не семь, а восемь приделов. В одном
из них позднее был погребен
знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. По его
имени храм Покрова на Рву
и получил в народе прозвание храм Васи-лия Блаженного. Как и все другие древние
памятники Москвы, собор
неоднократно подвергался разорениям В 1611 году он был разграблен поляками, а в
1812 - французами,
превратившими его в конюшню. Храм Василия Блаженного настолько необычен, что его
образ не раз ставил в
тупик иностранцев. Наполеон, увидевший храм, назвал его "мечетью". Другим
казалось, что храм создан "более
для украшения, чем для молитвы" Его сравнивали с колоссальным растением, с
группой скал, с гигантским
кондитерским изделием, называли его "слеплением сталагмитов" и "зданием из
облаков, причудливо
окрашенных солнцем". С атеистических позиций его воспринимали и продолжают
воспринимать чисто внешне.

Но понять идею, выраженную Бармой и Постни-ком в облике Василия Блаженного,
невозможно вне кон-текста
русской православной традиции. В образе храма Василия Блаженного, как ни в каком
ином сооружении,
воплотился образ Небесного Града, в котором обрели вечную жизнь те, кто,
"смертию смерть поправ", сложил
свою голову за отчизну, во имя ее избавления от постоянно нависавшей над ней
опасностью. Храм Василия
Блаженного - это символ победы жизни над смертью, победы Церкви Христовой над
силами адо-488
1OO
выми. Весь облик его свидетельствует о том, что жизнь во Христе - это жизнь
вечная, и выражает чувства
ликова-ния, радости, устремленной к горным высотам. Эти чувства выражены в храме
Василия Блаженного с
редким по силе вдохновением. Композиция храма необычна. На широком, обрамлен-ном
аркадой подклете
поставлено девять храмов-приделов. Центральный из них - шатровый, являющийся
осью композиции. Восемь
других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме,
с-болыии-ми, причудливо
украшенными фигурными луковичными главами. Внутрь собора можно попасть через два
замечательных своей
красотой и росписью наружных крыльца. На первый взгляд собор кажется
необыкновенно сложным
архитектурным сооружением. Это впечатление усиливается тем, что храм по-разному
смотрится с разных точек,
создавая разнообразные живописные виды. На самом же деле, зодчие храма всегонавсего
прибегли к при-ему
повторяемости двух мотивов - восьмигранника и полукружия. Этот умело
использованный прием в сочетании с
обильной декоративностью создают чрезвычайно динамичный, меняющийся с разных
точек зрения и удивительно
живой образ. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия
Блаженного не знает себе равных ни
в России, ни за ее пределами. Первоначально собор был красно-кирпичным с белокаменными
деталями. Ныне
существующая яркая раскраска относится уже к XVIII веку. Позднейшими
пристройками являются шатровая
колокольня и сводчатые наружные галереи - они сооружены в XVII столетии. Любого,
входящего в храм,
изумляет суровая простота его интерьеров. Ликование, полет души остается за
порогом сказочного храмапамятника,
храма-символа. А здесь, в полумраке тесных приделов собора,
господствует иная тема - тема
памяти павших, тема поминовения, молитв за усопших и за весь род человеческий.
Смерть и воскресение - вот
о чем повествуют образы
489 храма Василия Блаженного. И эти духовные категории с небывалым по силе
искусством воплощены в его
внутреннем и внешнем облике. "Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века.
Аминь." - эти строки лучше
всего выражают художественный замысел зодчих великого собора.
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ Древнее подмосковное село Коломенское почти
пол-века назад
вошло уже в черту Москвы. Но великий памятник остается фрагментом древнего
Подмосковья, почти в
неприкосновенности сохранившемся от тех еще .недавних времен, когда над высоким
берегом, над бескрайними
заливными лугами и синеющими вдали лесами за Моск-вой-рекой, в стремительном
порыве устремлялся в небо
высокий белый столп храма Вознесения... Коломенское известно еще с начала XIV
столетия. Впер-вые о нем
упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на
высоком берегу над поймой
Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно
любил и обустраивал его
Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец. И именно при
нем в 1532 году в
Коломенском был построен знаменитый храм Вознесе-ния, ознаменовавший собой
начало каменного шатрового
зодчества на Руси. Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено
трехдневными торжествами и пиршествами,
на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит.
Деревянные церкви с
высокими кровлями-шатрами в России строились издавна. Но в каменной архитектуре
господствовали сводчатые
покрытия, господствовала византийская традиция крестовокупольного храма. Никто
не решался соорудить шатер
из камня, слишком сложной это было задачей. И вот однажды безвестный мастер решился
на новое дело, на
редкое по смелости сооружение. Наверное, с такой же решимостью, приделав себе
само-дельные крылья из
пергамента, прыгали с колоколен отчаянные изобретатели-одиночки Древней Руси,
страстно мечтавшие о
полете...

CQto-491

"Полет" церкви Вознесения состоялся. Своеобразие и красота необычной церкви
ошеломила современников.
"Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светло-стью, яко не бывало
прежде сего в Руси", - писал
лето-писец. А другой летописец особо подчеркнул, что завер-492 1OO
шение храма шатром было устроено
именно по образцу деревянного зодчества - "верх на деревянное дело". "Ка-менный
шатер XVI века сыграл в
древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского
собора в архитектуре
итальянского Возрожде-ния", считают авторы "Истории русского искусства", изданной
Академией наук СССР.
Храм Вознесения в Коломенском является одной из вершин мирового зодчества.
Знаменитый французский
композитор Гектор Берлиоз, побывавший в "Коломенс-ком, был потрясен: "Ничто меня

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.