Жанр: Энциклопедия
Сто Великих храмов мира
...е всегда они имеют такой зверский вид. Есть
предположение, что блюдо,
которое эти истуканы держат у живота, служило для приема подношений - сосудов с
хмельным напитком пульке
или с человеческой кровью, а сам Чак-Моол символизирует "боже-ственного
посланца". По другому
предположению, Чак-Моол - бог дождя. Некоторые исследователи видят в ста-туях
Чак-Моола стражей храмов.
Противовесом мрачным и жестоким образам внешне-го облика храма является интерьер
его внутренних
помещений. Храм украшен скульптурами и фресками. Здесь нам встречаются
характерные мотивы искусства
тольтеков - образы ягуара и орла. Каменные рельефы изображают индейских воинов в
полном боевом
снаряжении, с копьями и дротиками в руках. Они стоят в величественных позах или
маршируют торжественным
строем. Красочные фрески Храма воинов в Чичен-Ице давно стали достоянием мировой
культуры. Выполненные
ярки-ми и стойкими минеральными красками по влажному слою белой штукатурки,
фрески Храма воинов
рассказывают о реальных исторических событиях - завоеванию городов майя на
Юкатане тольтекской армией.
На одной из фресок можно видеть бытовые сценки из повседневной жизни прибрежного
селения майя. Верхние
Две трети живописного изображения занимает земля, нижнюю треть - море. На берегу
стоят белые
четырехугольные хижины под высокими крышами из листьев. Они Удивительно похожи
на те, в которых сегодня
живут со-74
временные потомки индейцев майя. Справа изображено здание побольше - храм или
дворец. На его крыше
изгибается Пернатый Змей - символ религии тольтеков Поселок живет своей обычной
жизнью: женщина варит
пищу на открытом очаге, мужчина стирает белье в реке Группа мужчин с посохами в
руках и тяжелым грузом за
плеча-ми, очевидно, собралась в дальний путь. Или это торговцы с тюками товаров?
Вокруг - деревья с
пышными кро-нами, птицы. В море вдоль берега плывут три лодки. Каждой управляет
гребец с длинным веслом,
а в лрдках сидят по два воина со щитами и дротиками. В морских волнах плещутся
рыбы, плывет большая
черепаха, ползают крабы разных размеров и цветов. Фрески Храма воинов в
художественном отношении стоят
ниже, чем живопись, относящаяся к классическому периоду майя. В росписях Храма
воинов присутствуют черты
искусства Центральной Мексики, родины тольтеков - в частности, некоторая
наивность и схематизм. Тем не
менее, искусство Чичен-Ицы является свидетельством художественной и духовной
зрелости майя-тольтекской
цивилизации. "Создание Храма воинов, несомненно, было наивысшим достижением
тольтекской архитектуры в
Чи-чен-Ице, - пишет в книге "Искусство древних майя" Р.В. Кинжалов. - Ни в какое
другое здание этого города
не вкладывалось столько умения и мастерства". Закат великого города начался в
конце XII столетия. Около 1200
года правитель города Майяпан Хунак Кеель разгромил Чичен-Ицу, и после этого
разорения город уже оправиться
не смог... "В Чичен-Ица теперь горе Враги идут! Эй1 В день 1 Имиш Был схвачен
владыка у Западного колодца.
Эй1 Где же ты был, бог9" ("Песнь о взятии города Чичен-Ица" Перевод Ю.В.
Кнорозова.)
БОЛЬШАЯ СТУПА В САНЧИ
В?Н веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством
религией. Ашока вся-чески
способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство
множества ступ -
буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч. Среди
них выделялись восемь
Великих Ступ, 0 которых сообщают буддийские рукописи, но из них не
сохранилось ни одной. Однако из
построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как
Большая Ступа в Санчи.
Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Большая Ступа
является самым древним
из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- 1 веках
до н. э. она была перестроена
из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи - сооружение
полусферической фор-мы,
лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круг-лом цоколе диаметром в 31 метр
с террасой, служившей
Для проведения церемоний. С южной стороны на террасу Ведут лестницы. Так же, как
и платформа, на которой
она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В
76
ступе хранятся священные остатки Будды и другие релик-вии, связанные с его
деятельностью. Первоначально
ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь
комплекс святилища
окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не
сохранились. Форма ступы строго
подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера
символизирует небесный свод. На
вершине купола находится харми-ка - надстройка с квадратным основанием в, форме
бал-кончика - она
символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через
весь купол до его основания
стержень с надетыми на него круглыми зон-тами, последовательно уменьшающимися в
диаметре снизу вверх.
Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в
Санчи, очень простая по
своим округлым очер-таниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее
органичной простоте
ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно
возводилось на века.
Вокруг ступы - массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем
сторонам,
соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны во-рота, богато
украшенные скульптурой. Через
ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного
обряда: он состоял в обходе
вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды
Большой Ступы (они
называются тора-на) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они
получили всемирную
известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая "Львиная ка-питель"
из Сарнатха -т три льва,
изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало
хрестоматийным сюжетом,
растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их
можно видеть на индийских
банкнотах.
Схема ворот проста: они представляют собой два стол-ба с тремя горизонтальными
перекладинами. Однако столбы
и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными
изображениями, и
создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой
поверхности ступы. Ворота
святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозносимволических,
исторических и бытовых
сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи
являются свидетельством
большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I
веке до н. э. и являются
наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы,
изображенные на рельефах -
жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствют много-численные символы
буддизма - колесо, дерево,
лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы - якшинь, птиц и животных -
слонов, львов. В сюжетах
ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные
мифологические
сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические обра-зы,
неизвестные до сих пор в
индийском искусстве: на-пример, летающих львов. А фигуры якшини - женского
божества природы - на воротах
в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много
столетий вперед, став
эталоном индийской скульптуры. Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности,
торс якшини с южных
ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Сан-чи
является одним из
выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного
исторического наследия
ЮНЕСКО.
АДЖАНТА
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются
комплекс пещерных храмов
Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов - последнего крупного государства
Древней Индии,
объединившем в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных
буддийских храмов
Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200- 650 годах. Он
представляет собой череду
пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах
расположены храмы (вихары), в
остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм
Аджанты состоит из
большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По
бокам зала, отделенные
колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных
процессий Потолки пещер
поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и
входы в пешеры Аджанта
стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших
дней только благодаря
уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние
храмы разрушали
религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В
результате только
тринадцать из тридцати девяти пешер сохранили фрагменты древней живописи Росписи
Аджанты -
своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода
- V- VII веков.
Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским
легендам. Од-нако, наряду со
строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество
изображе-ний, не
связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной
жизненностью и
правдивостью Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты
оказало сильное влияние не сохранившаяся
до наших дней живопись светского характе-ра, некогда украшавшая
дворцы царей и вельмож
Кстати, во многих сюжетах росписей Аджанты присутствуют сцены придворной жизни:
принцы проводят время в
своих роскошных апартаментах, окруженные женами и служан-ками, выезжают на войну
или охоту, принимают
гостей. Эти изображения сегодня позволяют легко реконструировать городскую
архитектуру Индии той поры, в
большинстве случаев деревянную1 дворцы, дома богатых граждан, ворота - все то,
что безвозвратно утеряно и
от чего не осталось никаких вещественных образцов. Росписи Аджанты создавались
на протяжении столетий
несколькими поколениями мастеров, поэтому с них на-шли свое выражение многие
харагстерные черты,
направления и стили изобразительного искусства Древней Ин-Дии Объемы росписей
просто поражают: так,
только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных
метров, причем расписаны не
только сте-80
10O ВЕЛИКИХ ХРДГ?ОВ
ны, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.
Индийские мастера как будто
стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие
внешнего мира. Они щедро
заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей,
стремясь заполнить живописью
каждый сантиметр поверхности. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных
пещер, некогда освещавшихся
огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев
живут своей жизнью суетливые
маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные
существа с человеческими
торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов,
мир буддийских сказаний и
реальный мир "далекой Индии чу-десной" - все это с удивительным искусством
воплощено на стенах пещерных
храмов Аджанты. Наряду с картинами из жизни Великого Учителя - Будды, наряду с
изображениями бодхисатв,
буддийских монахов и религиозных символов, в росписях Аджанты присутствуют
картины откровенно
эротического содер-жания, с точки зрения европейца - просто непристой-ные,
которые едва ли могли
соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но это тесное
сосуществование религиозных и
эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует
практически во всех
буддийских и индуистских храмах Более того, эротические сцены нередко служат
иллюстрациями религиозных
сюжетов из жизни и учения Будды То, что для европейцев выглядит непристойным,
никогда не воспринималось
таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в
том числе и такие, на
которые в других местах накладывалось табу. Сцены, изображенные на росписях
Аджанты, как пра-вило, сюжетно
не связаны между собой. Росписи представляют отдельные циклы, иногда написанные
в разные| времена, и связь
между этими циклами весьма условна.
-Ц Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным об-разом по отношению друг к
другу, разные сцены не
отделены ДРУГ от Друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую.
И это хаотическое
нагромождение сцен только подчеркивает многообразие охватываемых событий.
Исследователи росписей
Аджанты неизменно обращают внимание на тот реализм, с которым изображена жизнь
во дворцах, селах и
городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная
живопись Аджанты приобретает
характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона"
можно видеть, как выглядела
торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки,
полотняные навесы на бамбуковых
шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены
напуганные разъяренным
слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда. А что, ведь и такие
сцены, вероятно, иногда
разыгрывались на индийских рынках... В росписи Аджанты органично вплетаются
каменные скульптуры и
рельефы. С особенным искусством оформлен центральный вход в один из подземных
храмов. Над входом
изображены восемь фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне. Под ними
- восемь изображений
счастливых влюбленных пар. Эти изображения об-летели весь мир и, вероятно,
имеются в любом издании по
искусству Древней Индии. В полумраке ниш по обеим сторонам входа стоят
монументальные скульптуры богинь
священных рек Ганга и Джамны. Одна из богинь стоит на каменной черепахе, другая
- на крокодиле. Ниши со
скульптурами обрамляет живописное изображение густой листвы. Роспись потолков
пещерных храмов Аджанты
призвана уничтожить давление скалы, приподнять пространство над головой. Это
достигнуто за счет
удивительного разнообразия орнамента, которым расписаны потолки, орна-мента,
составленного из цветов,
листьев, плодов в соче-82
1OO
тании с изображениями птиц и животных образующими единый многообразный мир. В
некоторых случаях живописцы
попытались придать потолкам характер кессонных, с помощью орнамента
зрительно увеличивая высоту
сводов пещеры. Сказочно богатый и многообразный мир росписей Ад-жанты стал
известен всему миру только
после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно
обнаружены. В 1920-х
годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится
под охраной. "Живописное
оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками
древней индийской
культуры и искусства, - пишет О.С. Прокофь-ев, - Являясь вершиной
изобразительного искусства периода
Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей
средневековой Азии. Они были
подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь
эти росписи составили
прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".
ЭЛЛОРА
Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра,
неподалеку от Аджанты, и
состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков.
Двенадцать из них являются буддийскими,
два - джайнскими, а остальные индуистски-ми. К индуистской части
ансамбля относится огромный
скальный храм Кайласанатха. Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к
эпохе государства династии
Раштракутов, в VIII веке объединивших под свой властью западные территории
Индии. Средневековые арабские
хронисты называли государство Раштракутов в числе величайших государств того
времени наряду с Арабским
халифатом, Византией и Китаем. Раштракуты были самыми могущественными индийскими
правителями того
времени. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство.
Несомненно влияние на Эллору
более ранних пещерных храмов Аджанты. Но как природные особенности, так и веяния
нового времени, привели
к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала
играть каменная скульптура.
Пещерные залы Элло-РЬ?, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от
Аджанты своими размерами
и более сложным пла-84 ном. В скалах проложены длинные галереи, площадь
некоторых залов достигает 40x40
метров. Стены залов в изобилии украшает каменная скульптура и рельефы. Главный
пещерный храм Эллоры
носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в
Индии. Он состоит их трех
этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий
колодец шириной 33 метра и
глубиной 20 метров, вход в который ведет через узкие монолитные ворота. Фа-сад
храма предельно прост и.
аскетически cypoje. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, опирающихся на
монолитные скальные
платформы. Высота фасада составляет 16 метров. В храм ведет высеченная в камне
неширокая лестница. А
когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются
обширные залы с бесчисленными
мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала
подавляют своими колоссальными
и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и глубина залов
достигает 30-40 метров.
Мрачное мистическое настроение в храме усиливается благодаря эффекту
сгущающегося в его глубине сумрака,
в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния. Такое же впечатление
производят и другие,
меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф
и каменная резьба
господствует практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные
горельефы буквально
обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в ска-ле,
производят особенно сильное и
гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким
контрастом света и тени. Фасады
храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной
резьбой капителями и
большими женскими фигурами-кариатидами, рас-положенными по обе стороны колонн.
Каменная резьба
украшает весь фасад пещерного храма, но ее пышность
85 только подчеркивает массивность колонн, напоминающих напрягшиеся в
нечеловеческом усилии мускулы. В
более поздних пещерных залах Эллоры чувствуется утрата скульпторами
художественных достижений мастеров
предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры завершал собой древнеиндийскую
традицию возведения
скальных храмов. Центральным сооружением Эллоры является огромный храм
Кайласанатха, высеченный в
монолитной, одиноко стоящей скале. Необычна сама идея подобного сказочного
здания, возвышающегося среди
окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно
уникален и сравнить его можно
разве что со скальными храмами Древнего Египта - Абу-Симбелом и храмом богини
Хатшепсут в Дейр-эльБахри.
Величественные и неповторимый скальный храм Кайласанатха высечен как
скульптура, из монолитной
скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими,
до тридцати метров
глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался, начиная сверху и до
самого низа, без применения
строительных лесов. Первоначально весь храм Кайласанатха был покрыт белой
штукатуркой и назывался Ранга
Махал - "окрашенный дворец". Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на
фоне скал. Храм
Кайласанатхи строился, а точнее, вырубался в скале, очень долго. Его начали
создавать при правителе
Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм
возвышается посредине
вырубленного из скалы двора площадью 58x51 метр и более чем на 33 метра
уходящего в глубь скалы. Площадь
храма составляет 55x36 метров. Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой
высоты. В его
центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров,
слов-Но Держащих на
своих спинах тяжесть здания храма. Тесно стоящие ряды слонов высечены таким
образом, что ка-Жется, что это
только видимая их часть, а остальные ело-86
J_00 ВЕЛИКИХ
ны скрыты под массивом храма. Эта идея огромного со-оружения, покоящегося на
спинах слонов и львов, носит
мифологический и символический характер - ведь мир, как известно из древних
легенд, стоит на трех слонах.
Толь-ко слонов в Кайласанатхе гораздо больше... Сверху донизу храм покрыт
каменной резьбой, выполненной с
большим искусством. Как писал русский до-революционный индолог И.П. Минаев, храм
в Эллоре имеет "такую
массу изображений, что может почитаться книгой индийской мифологии". Одно из
наиболее интересных
изображений на стенах храма Кайласанатха - рельеф "Равана, пытающийся свергнуть
гору Кайлас". Это одно
из самых драматических произведений индийской средневековой скульптуры.
Центральное событие рельефа -
укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору
Кайлас (ипостась священной
горы Меру), на которой обитает Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил
добра и зла. Разъяренный
демон, изображенный в виде страшного многоголового и многорукого существа,
беснуется в ярости, безуспешно
пытаясь поколебать священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его
жена Парвати. Но бешеные
усилия демона не страшны Шиве: одним легким мановением руки он усмиряет
чудовище. Не менее интересны и
другие рельефы храма Кайласа-натха: "Шива-победитель", "Похищение Ситы". Они
исполнены с таким
искусством, с такой захватывающей экспрессией, что зритель не может оставаться
просто наблюдателем и в
какой-то момент его искренне захватывает драматизм изображенных событий. Такое
воздействие
художественного образа на человека впервые появляется в индийском искусстве
только в Эллоре.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС В МАХАБАПИПУРАМЕ После распада на рубеже VII-VIII веков
империи Гуп-тов на
территории Индии образовались многочисленные государства и княжества. В юговосточной
части страны
ведущая роль перешла к процветавшему государству Пал-лавов Начавшееся здесь с
широким размахом
строительство привело к созданию удивительного храмового комплекса в
Махабалиггураме близ Мадраса.
Махабалипурам был построен при царе Нарасим-хавармане I (640-674) из династии
Паллавов, известном также
под именем Махмалла. Расположенные на морском берегу, среди песчаных дюн и скал,
храмы Махабалипура-ма
представляют собой необычайный, словно по волшебству возникший архитектурный
комплекс. Он включает в
себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс
пещерных храмов и
грандиозный наскальный рельеф "Нисхождение Ганга", являющийся уникальным
явлением мирового искусства.
Прибрежный храм в Махабалипураме является цент-ром святилища. Он представляет
собой высокую рельефную
башню-шикхару, пирамидальной формы, возвышающуюся на квадратной платформе-цоколе
с идущей вокруг
галереей. Далеко видная с моря, она еще в VII веке была оснащена навигационными
огнями, помогавшим
рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи
священного быка Нанди, посвященного
богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое
промежуточное помещение, через
которое можно попасть в большой зал для церемоний, п°Ддерживаемый могучей
колоннадой. Мощеный двор храМа
окружает каменная ограда, на которой восседают свя-быки Нанди. Много
скульптур храма, в том числе ,.
из числа его внутреннего убранства, погибло, и причиной тому - морской климат.
Маленькие храмы-ратхи
названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхармараджа-ратха,
Бхима-ратха, Сахадева-ратха
и Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены Из
монолитных скал с
тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Высота самого большого
из них не превышает 14
метров в высоту. Внутреннее помещение в них в большинстве случаев отсутствует.
Все пять ратх отличаются
друг от друга, и в облике каждой ратхи запечатлен один из типов индийских
храмов, существовавших в то время.
Таким образом, ратхи Махабалипурама представляют собой как бы мини-энциклопедию
индийского зодчества.
Самая маленькая ратха - Арджуна-ратха - это массивное квадратное здание с
завершением в виде скошенного
с четырех сторон купола. Его иногда называют еще "жилищем аскета". Бхима-ратха -
ярусное сооружение с
бочкообразным сводом, прямоугольное в плане, опоя-санное колоннадой. Похоже
выглядит и Сахадева-ратха, но
она имеет много уменьшающихся друг за другом яру-сов, имитирующих этажи.
Дахрмараджа-ратха - самая
большая, квадратная в плане, завершается высокой пирамидальной надстройкой. Все
это очень напоминает
просто модели "настоящих" индийских храмов из разных облас-тей, но тем не менее,
ратхи Махабалипурама
имеют самостоятельное значение и являются настоящими сокровищами архитектуры и
декоративного искусства.
Иногда ратхи Махабалипурама сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К пяти
ратхам примыкают
высеченные Из скалы громадные фигуры священных животных, связанных с культом
бога Шивы: слона, льва,
быка Найди. Пещерные храмы Махабалипурама также посвящены °ГУ Шиве. Размеры
пещерных храмов не
превышают 8 Метров в ширину и в глубину. Они считаются типичными Ля Индии
архитектурными сооружениями
подобного
JOO ВЕЛИКИХ XPAMng
рода и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком
в форме веранды,
тщательно обработанным и богато украшенным резьбой и скульптурой. Колонны
украшают скульптуры в виде
сидящих львов. Главными элементами этих святилищ являются ниши с большими
многофигурными рельефами
на темы брахманской мифологии. Среди пещерных храмов выделяется так называемая
пещера братьев
Пандавов ("Панча-Пандава-мандапа") с большим рельефом, изображающим бога Кришну,
а также храм
Тримурти с прсвященными Шиве фигурами.
...Закладка в соц.сетях