Жанр: Энциклопедия
Сто Великих храмов мира
...з Каира. Внутрь храма Каабы можно войти через высокие
врата. Они открываются
очень редко - не чаще двух-трех раз в год. Обычно внутрь Каабы допускаются
только король Саудовской Аравии
или его представитель, главы дипломатических миссий из других мусульманских
стран, представители
духовенства. С тех пор, как пророк Мухаммед очистил ее от 360 идолов, Кааба
пребывает пустой. Внутри нее нет
михра-бов, так как Кааба - центр мусульманского мира. Это единственный
мусульманский храм, где нет
михраба. Его стены украшают только тексты из Корана. Знаменитый Черный камень
установлен на высоте около
метра в наружном юго-восточном углу Каабы. Он, скорее всего, является упавшим с
неба метеоритом и выглядит
как полукруглый камень, размером приблизительно 30 х 40 сантиметров, состоящий
из нескольких частей,
перевязанных вместе серебряной нитью. Черный камень Установлен в специальной
нише и заключен в
серебряное обрамление. Глубокая впадина в середине камня образовалась в
результате бесчисленных
прикосновений и поцелуев паломников. От гладкой и прохладной поверхности камня
исходит РИЯТНЫЙ аромат.
Поцелуи и прикосновения к священно-У камню являются древнейшей традицией
мусульман,
164
установившейся после того, как это сделал пророк Мухаммед. Мусульмане убеждены,
что если кто-либо из
верующих целует камень искренне, от всего сердца каясь в грехах, и семь раз
обходит вокруг Каабы, призывая на
помощь Аллаха, то камень обязательно станет свидетелем этой мольбы в день
Страшного суда, когда обретет
способность видеть и говорить. Во дворе мечети находятся еще несколько святынь
ислама. Камень "макам
Ибрахим", стоящий напротив Каа-бы, отмечает место, с которого Ибрахим руководил
строительными работами.
Полукруглая стенка, отгораживающая часть Каабы, отмечает, согласно преданию,
местоположение могил
Исмаила и Агари. Остальные члены семьи Ибрахима и сам Ибрахим похоронены в
Хевроне (Палес-тина). Перед
Черным камнем на расстоянии нескольких мет-ров от него находится стена, из
которой бьет святой источник
Земзем. Согласно легенде, Агарь вместе со своим новорожденным сыном Исмаилом
бежала из дома, когда
Авраам поехал навестить в Мекку свою жену Сарру. Агарь оказалась в пустыне, где
чуть было не погибла от
жажды. На помощь ей явился архангел Гавриил (Джибрил) и от-крыл источник Земзем.
По убеждению мусульман,
он не иссякнет до наступления дня Страшного суда. Паломники, приходящие к Каабе,
должны семь раз обойти
святыню против часовой стрелки. Если паломникам удается приблизиться к Черному
камню, они могут коснуться
его или поцеловать. Те, кто не смог приблизиться к нему, просто поднимают руки в
приветственном жесте,
проходя мимо камня. Паломничество в Мекку - хадж - по возможности должен
совершить хотя бы раз в жизни
каждый мусульманин. Сегодня ежегодно Каабу посещают около двух миллионов
паломников.
МЕЧЕТЬ ХАЛИФА ОМАРА ("КУПОН СКАЛЫ") В ИЕРУСАЛИМЕ
В Иерусалиме, к востоку от современного центра горо-да, в так называемом Старом
Городе, на святой горе
Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный замок
из бирюзы. Это мечеть
халифа Омара, чаще называемая мечеть "Купол скалы" - одна из главных
мусульманских святынь в мире,
"чудо ислама". Ее увенчивает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине.
Золотой купол мечети
символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному
поверью, отмечает центр
мира - аналог Ом-фалоса в Дельфах. Мечеть стоит на месте легендарного храма царя
Соломона, одного из
самых великих храмов древности. История этого места уходит в библейские времена.
Счи-ается, что именно
здесь, на горе Мориа, Авраам гото-L
ЮР
вился принести в жертву своего сына Исаака. Другое пре_ дание рассказывает, что
когда в начале I тысячелетия
До н. э. в Иерусалиме воцарился Давид, он попытался провести перепись населения,
чем навлек на себя гнев
Госпо-день, в Иерусалиме началась эпидемия. В ту пору перед царем Давидом на
вершине горы Мориа явился
ангел Гос-подень, держащий в руке обнаженный меч, занесенный над Иерусалимом.
Предание говорит, что нога
ангела коснулась вершины скалы, которая навеки почерки^- и оплавилась. Чтобы
искупить свой грех, царь Давид
воздвиг на этой скале алтарь-жертвенник. Позднее сын Давида, легендарный Соломон
построил на этом месте
огромный храм, где хранился легендарный Ковчег Завета. Еще и сегодня можно
увидеть фрагменты каменного
основания, на котором стоял храм Соломона. В VI веке до н. э., Иерусалим
захватил вавилонский царь
Навуходоносор, и храм Соломона был разрушен до основания. Позднее его
восстановили, а в I столетии до н. э.
царь Ирод перестроил храм и значительно расширил его, однако новый храм все
равно оставался беднее и
меньше прежнего. Около 70 года, во время Иудейской войны, этот храм был разрушен
и более не
восстанавливался. С вершиной горы Мориа связаны события Лейлят аль-Мирадж -
"Ночи Вознесения", одного
из важнейших событий в жизни пророка Мухаммеда. В 619 году в одну из ночей
Мухаммед был внезапно
разбужен явившимся к нему ангелом Джибрилом (Гавриилом) и перенесен на волшебном
животном в Иерусалим,
на скалу Мориа. Здесь над пророком разверзлись небеса и открылся путь, приведший
Мухаммеда к трону
Господа. Этой ночью Мухам-меду открылись правила мусульманской молитвы. OH
встречался и беседовал с
другими пророками прошлого, включая Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это
событие стало переломным в
жизни Мухаммеда. Сегодня мечеть "Куполом Скалы" отмечает то место, с которого
Мухам-мед вознесся на
небеса. А в мечети паломники могут видеть отпечаток ноги пророка и три волоска
из его бороды.
167 ====="' ' ==== Я VII веке н. э. Иерусалим был завоеван
арабами. Халиф ар р?бн-Хатиб построил в
688-692 годах на вершине "у Мориа, над священной скалой, мечеть, получив-еЙ
название "Купол скалы".
Позднее, при халифе Абдул Малике из династии Омейядов, мечеть и скала стали
традиционным местом
паломничества мусульман, треть-им по значению после Мекки и Медины. В эпоху
крестовых походов, когда
крестоносцам на какое-то время уда-лось овладеть Иерусалимом, в мечети была
устроена христианская церковь,
затем снова обращенная в мечеть. На сегодняшний день мечеть Омара - самая
древняя из со-хранившихся
мусульманских построек в мире. Восьмиугольное здание мечети возвышается в центре
обширного двора,
обнесенного каменной стеной. Издали мечеть выглядит голубой, но по мере
приближения глаз начинает
различать белые, желтые, зеленые, черные узоры на стенах храма. В формах мечети
Омара очень мало от
традиционных исламских мечетей, и скорее она напоминает раннехристианские храмы.
В плане мечеть является
восьмигранником. Внутри вдоль стен идут двухъярусные галереи. Мечеть сказочно
великолепна. Слабый свет
падает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла - желтые,
голубые, розовые - создают
в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов, напоминающий перламутр.
Этим перламутровым светом
наполнено все пространство храма. Стены мечети приблизительно до половины высоты
облицованы мрамором, а
выше стены, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью - золото и
перламутр по зеленому фону.
Это - великолепные мозаи-ки, явно выполненные под влиянием византийского искусства,
сделанные из
миллионов кусочков мрамора, пер-амутра и золота всевозможных оттенков.
византийского храма. Большой центральный купол окружают четыре полукупола, а под
ними располагаются еше
четыре купола меньшего размера Необычным является количество минаретов - их
шесть: четыре высоких минарета,
как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже - на внешних
углах внутреннего двора. Голубая
мечеть - единственная в мире мечеть с шестью минар6' тами. Предание
рассказывает, что султан Ахмед, так
стр6' мившийся подчеркнуть свою правоверность, строительством шести минаретов
явно "пересолил":
ортодоксаль
171 == - е старейшины Мекки, священного центра ислама, увидев мечеть с
шестью минаретами, были очень
разгневаны Говорили также, что султан навлек на себя и гнев Аллаха вскоре после
того, как была построена его
новая мечеть, султан Ахмед умер от тифа в 1627 году, в возрасте 27 лет Во
внутренний двор Голубой мечети
ведут трое ворот Во дворе находится традиционный фонтан для омовения Его
каменный бассейн имеет
шестиугольную форму В во-сточном углу двора мечети находится мусульманская
школа - медресе Мечеть
окружает крытая колоннада из пор-фира, на крыше которой устроено тридцать
маленьких куполов Громадный зал
мечети залит светом. 260 больших окон устроены таким образом, что свет достигает
даже самых дальних уголков
Опирающийся на четыре мощных столба купол Голубой мечети легко парит в воздухе
на высоте 24 метров
Оттуда, из заоблачной высоты, спускается подвешенный к потолку огромный
светильник-паникадил о Пол
устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов Но главный
доминирующий цвет в
мечети - голубой и синий Этот цвет преобладает в тысячах изразцов, выполненных в
керамических мастерских
Изника и устилающих стены мечети В XVI веке изразцы изникских мастеров
пользовались исключительным
успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира Во
время строительства Голубой
мечети все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана Ахмед I
даже запретил керамических дел
мастерам поставлять плитку для других зданий Своды меч* ти и внутренняя
поверхность купола выло-жены
изразцами светлых тонов - белого, желтого, кре-мового, золотистого Основной
мотив керамического убранства
Голубой мечети - растительный узор, а также изречения из Корана. Михраб мечети и
минбар - амвон, афедра
для чтения проповедей - изготовлены из белого Рамора и покрыты тончайшим резным
орнаментом ^
172 Голубая мечеть в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Ее минареты и
огромный купол возвышаются
над Босфором, во многом определяя силуэт древнего го-рода.
МЕЧЕТЬ ИБН-ТУЛУНА Б КАИРЕ
В 876-879 годах султан Ахмед ибн-Тулун, первый правитель Египта, независимый от
багдадских халифов,
основатель династии Тулунидов, построил в Каире, на холме Яшкур мечеть,
получившую по имени правителя
наименование мечети Ибн-Тулуна. Мечеть располагается меж-ДУ цитаделью и старым
городом, позади нее
находится Дворцовый квартал - королевский дворец, многочисленные дворцы знати,
сады и площади. Этот
район носит название Харет Ибн-Тулун. Сегодня мечеть Ибн-Тулуна является одной
из самых
древних мечетей арабского Каира. Она относится к типу "гамаиа", то есть
предназначена для общественных
молений. В свое время три главных мечети города - Ибн-Тулу. на, Ал-Азхар и АлХакима
- вмещали в себя во
время традиционных пятничных молитв все население города. Предание рассказывает,
что проект мечети ИбнТулу-на
был составлен архитектором-христианином, который специально для этой
цели был освобожден из
темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила. Мечеть Ибн-Тулуна
дошла до наших дней' почти в
не-прикосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней
свои отпечатки. Уже с дальних
узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в
конце XIII века. Он примыкает
к зданию мечети с западной стороны и не похож ни на один из других минаретов
Каира. Мечеть Ибн-Тулуна
окружает могучая стена с зубцами, очень напоминающая крепостную стену.
Единственное, что напоминает
зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену
фриз из стрельчатых окон и
арок. Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92x92 метра, с
трех сторон окружают аркады с
высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты
строгим геометрическим
орнаментом. Таких арок насчитывается несколько десят-ков, и ни один орнамент не
повторяет другой. В центре
двора находится фонтан для омовения. В 1296 году над фонтаном был сооружен
купол. Он опирается на восьмигранный
барабан, стоящий на квадратном цоколе. Мечеть Ибн-Тулуна построена из
обожженного кирпича и
обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских
построек и был принесен из
Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен, нет мелких ненужных украшений.
Лишенная какой-либо вычурности,
она словно создана для созерцания и размыШ" ления. Ничто не отвлекает
здесь человека от раздумий
и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший ?
175 == еть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы еловек, приходящий в
мечеть, на какое-то время
остав-ял за порогом страсти, бушевавшие вокруг. Стены мечети и все архитектурные
детали - арки, капители
колонн, промежутки между окнами, карнизы - покрывает стилизованный растительный
узор, рельефный. Такое
обилие орнамента не случайно: традиции мусульманского искусства, как известно,
ограничивают возможность
изображения живых существ. В результате резко воз-росла роль орнамента. Он
украшает ковры, ткани, изделия
из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его
значение в мусульманской
архитектуре - орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество к
красоту. Михраб мечети,
один из самых древних элементов зда-ния, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в
последующие годы неоднократно
перестраивался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями.
Они, по-видимому, были
взяты из какой-то византийской эпохи времен императора Юстиниана. Долгое время
мечеть Ибн-Тулуна служила
перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к
святым местам ислама - в
Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед
дальнейшей дорогой. Рядом с
построенной им мечетью, султан Ибн-Тулун Устроил площадь, где он играл в поло,
или в шары. На эту площадь
выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку
имел право проходить
только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных
церемоний проходило войско
Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек. Среди более чем пятисот
каирских мечетей мечеть ИбнУлуна
выделяется как своей древностью, так и высокими "Дожественными
достоинствами. Строгая, сдержанная
Расота мечети делает ее одним из самых выдающихся Роизведений средневековой
арабской архитектуры. ,^
МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ХАСАНА Б КАИРЕ
Старый Каир - сказка арабского Востока. Многие его дома в неприкосновенности
сохранились с XVII, а то и с XVI
столетия. Над лабиринтом узких улиц возвышаются древние мечети - их более
пятисот. Это обилие мечетей
напоминает нам о том, что с 1261 года, после падения Багдада, Каир долгое время
занимал центральное место в
исламском мире. В первой половине XIV столетия султаном Египта стал Ан-Насир
Насир ад-Дин аль-Хасан.
Новому султану еще не было четырнадцати лет, и страной правил не столько он,
сколько его приближенные,
которые, как водится, не чурались интриг и козней. Спустя четыре года Хасан был
свергнут и заточен в каирской
цитадели. Престол занял его младший брат ас-Салих Салах ад-Дин-Салих. Но через
три ' года произошел новый
переворот и теперь уже в заточений оказался Салих, а Хасан снова взошел на
престол.
177 =- ... . . __ в Трехлетнее заточение пошло
Хасану только на пользу тюрьме он активно
занимался науками, много читал И "ели в первое свое царствование он показал себя
легко-мысленным юношей,
то теперь он взялся за ум и явил собой редкий образец просвещенного монарха. В
1356 году Хасан начал строить
мечеть, получившую, по его имени, наименование мечеть султана Хасана.
Строительство было завершено через
шесть лет А в 1385 году в мечети был установлен саркофаг с останками ее строителя
- султана Хасана...
Саркофаг султана Хасана скрывает в себе на самом деле загадку. Он был установлен
только спустя двадцать
четы-ре года после смерти Хасана. На саркофаге имеется над-пись, которая
говорит, что здесь погребено тело
"шахи-да" - мученика: существует предание, что Хасан погиб в битве Но
средневековый арабский историк
Макризи пи-сал, что на самом деле Хасан был убит своими рабами, а тело его было
выброшено в пустыню и
никогда не погреба-лось в саркофаге, и на самом деле в мечети похоронен не
Хасан, а его сын аш-Шихаб Ахмед,
умерший в 1368 году. В облике мечети султана Хасана присутствует дух религиозной
исступленности. В ней
больше, чем в какой бы то ни было другой из каирских мечетей, чувствуется
стремление ввысь, к Богу,
стремление познать тайну его перво-бытия Недаром мечеть Хасана по своему типу
является мечетью-медресе -
здесь находилась одна из старейших религиозных школ арабского Востока. В плане
мечеть имеет форму креста1
в каждом окончании "креста" размещались группы учеников, изучавших один из
четырех богословских толков
ислама - ханифиты, маликиты, шафии-Ты и ханбалиты. Отсюда маленькие двери ведут
в сводчатые комнаты,
где жили и занимались ученики медресе Спустя три года после постройки мечети
произошла Ужасная трагедия:
один из минаретов мечети внезапно валился, и под его обломками нашли свою смерть
око-сотни учеников
медресе. А ровно через тридцать три я после этого происшествия погиб сам султан
Хасан.
^
Эти обстоятельства вызвали в Каире многочисленные тол ки. Говорили, что Аллах
недоволен султаном Хасаном
все эти трагические события - знамения Аллаха. Подобно другим мечетям старого
Каира, мечеть султана
Хасана сооружена по традиционной схеме. Главный фасад мечети, имеющий
протяженность 150 метров,
отличается строгой соразмерностью всех частей. Его украшает грандиозный портал.
Одна из стен мечети с
нишей-михрабом ориентирована на Мекку, то есть на юго-вос-ток от Каира. В центре
внутреннего двора/
окруженного стеной, располагается бассейн с водой для омовения рук и лица перед
молитвой. Над бассейном
находится купол, опирающийся на мраморные колонны. Купол опоясывает прихотливая
арабская вязь. Несмотря
на всю строгость внешней отделки мечети, и практически полное отсутствие
дорогостоящих материалов -
золота, серебра, драгоценных камней - расходы на строительство мечети были
огромными. В течение всех
шести лет, которые она строилась, ежедневно затрачивалось по 20 тысяч серебряных
дирхемов. Здание
получилось внушительным: площадь мечети занимает 7906 квадратных метров. Высота
купола мечети
составляет 48 метров, его диаметр - 21 метр. Сейчас практически невозможно
представить, как первоначально
выглядел интерьер мечети султана Хасана. Многие предметы из мечети пропали,
другие перенесены в Музей
исламского искусства в Каире. Но убранство мечети продолжает сохранять
удивительную цельность и красоту.
Высокие стены покрывает ажурный резной расти-тельный узор сложного переплетения,
мечеть украшают
мраморные мозаики и резные деревянные панели. Над убранством мечети работали
лучшие арабские граверы,
Ре3" чики, ювелиры. С особым искусством и тщанием были изготовлены двери мечети.
Дверь главного входа,
покрытая металлическими пластинками с чеканным узором в виде звезд розеток,
сейчас находится в каирской
мечети А
179 ==^ Но дрУгие двери в мечети султана Хасана остались на оих местах. Они
покрыты накладными бронзовыми
пла-тинками, украшены строгим и тонким геометрическим орнаментом. Мавзолей
султана Хасана располагается
за михрабом мечети. Он отличается исключительной красотой внутренней отделки. В
него ведут две двери,
расположенные по обе стороны от михраба и богато инкрустированные золотом и
серебром. Стены мавзолея на
высоту 8 метров покрыты мраморной облицовкой, а выше - деревянными резными
панелями. Существующий
грандиозный купол мечети относится к 1670 году. Первоначальный, построенный в
XIV веке, рухнул в результате
военных действий. Мечеть Хасана во-обще имеет печальную судьбу - на протяжении
столетий она сильно
пострадала во время внутренних смут и иноземных нашествий. И дело тут не в
каком-то злом роке, висевшем над
мечетью. Просто после постройки мечеть оказалась в непосредственной близости от
каирской цита-дели, а
любой мятеж или переворот начинался с попыток захватить цитадель. Любая битва за
Каир, с турками ли,
французами ли, имела конечной целью захват цитадели. В свою очередь,
обороняющиеся, отступая к стенам
цита-дели, часто прятались в мечети султана Хасана, сюда же бежали потерпевшую
неудачу мятежники. В
общем, скучно не было. Французский путешественник Тевено, посетивший в XVI веке
Египет, писал, что в мечети
султана Хасана скрывался от захватившего Каир турецкого завоевателя Селима-паши
последний мамелюкский
султан Туман-бей. Тогда Селим-паша приказал стрелять по мечети из пушек.
Результате купол мечети был
изрешечен ядрами и рух-НУЛ Некоторые египетские историки опровергают эти утеРЖдения
Тевено, ссылаясь
при этом на записки итальянского путешественника Пьетро делла Балле, который
^Ывал в Каире на четыре
десятилетия раньше и никаких ^РУШений мечети султана Хасана не видел. ,^
Эта вторая загадка мечети султана Хасана также д0 пор не разрешена. Как бы то ни
было, факт остается фак.
том: в XVI веке купол мечети рухнул. Вдобавок, еще за -год до этого обвалился
один из четырех минаретов, и
результате на протяжении более восьмидесяти лет весь комплекс стоял в руинах.
Если северный минарет,
построенный на месте рухнувшего в XIV столетии, довольно ординарен, то южный
минарет мечети султана
Хасана, самый высокий в Каире, выделяется своим архитектурным изяществом. Он
состоит из четырех объемов:
круглый у основания, минарет пере-ходит затем в четырехугольный, квадратный в
плане объем, на котором, в
свою очередь, установлен восьмиугольник, в каждой грани которого находится
продолговатая арочная ниша.
Кроме обычного балкона, с которого муэдзин обращается к правоверным, минарет
имеет несколько маленьких
декоративных балкончиков. Все сооружение увенчано опирающимся на колонны
куполом. При этом, если нижняя
часть минарета довольно проста и не имеет никаких украшений, то верхняя часть,
самая заметная, украшена
изящным архитектурным орнаментом, художественной кирпичной кладкой, резными
нишами. А на самом верху, у
основания купола, колоннада, поддерживающая купол, украшена богатым орнаментом и
резьбой и как бы парит в
воздухе - своеобразная архитектурная кульминация всего сооружения. По образцу
минарета мечети султана
Хасана впоследствии были построены еще несколько подобных сооруже-ний, в
частности, минареты Аль-Муайяд,
Кайт-бей и другие. Многие исследователи находят в облике южного минарета большое
сходство с легендарным
Фаросским маяком в Александрии - одним из семи чудес света в античном мире. Эти
исследователи (арабский
историк АбД ал-Латиф, англичанин Батлер и другие) считают, в част-ности, что сам
принцип строительства
минаретов такого типа, по-видимому, заимствован у строителей фаросско-го маяка,
с которым арабы
познакомились еще в VII веке-Доказательством этого служит верхняя часть
минарета, очень похожая на
"фонарь" маяка. Это мнение разделяют не все, и оно оспаривается многими другими
специалистами. Как бы то
ни было, стоит вспомнить, что само арабское слово "минара", от которого
произошло слово "минарет", означает
"башня света". Речь, конечно, идет не о свете Фаросского маяка, а о свете
человеческого духа, который,
заблуждаясь или сразу находя верную дорогу, в конечном итоге устремляется к
Богу.
МЕЧЕТЬ ОМЕЙЯДОВ В ДАМАСКЕ
Дамаск - один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих
местах Каин убил Авеля. А
сам город возник приблизительно в XI веке до нашей эры и до 732 года до н. э
являлся столицей Дамасского
царства. Проходили тысячелетия, менялись народы, населявшие Дамаск, и храмы
одних богов сменялись
храмами богов других.. Джамия аль Умейи, иначе - Большая мечеть, или мечеть
Омейядов, расположена в
центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера
Дамасского (еще раньше на
этом месте находился арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма
сегодня можно судить по
немногим, пощаженным временем и людьми фрагментам - например, шестиколонной
Триумфальной арки
высотой в шестнадцать метров Пред-полагают, что весь архитектурный ансамбль
храма Юпи-165 == pa
окончательно сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление
императора Феодосия (379- 395), °н
был частично разрушен Из обломков его южной стены византийцы построили
православный собор во имя Иоанна
Крестителя. В этом соборе свято хранилась христианская святыня - голова Иоанна
Крестителя, Предтечи
Христа, убитого по приказу царя Ирода. Византийцев сменили арабы В 705 году
халиф Валид бен Абд-эль-Малик
из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным
памятником, достойным блеска
правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные
постройки арабского мира.
Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ис-лама, первым культовым сооружением,
отразившим в
архитектурной форме религиозные представления мусульман. Новую мечеть было
решено построить на месте
византийского храма Иоанна Крестителя. Его разобрали, и его материалы были
употреблены на строительство
мечети Из всех тогдашних центров мировой культуры - Афин, Рима, Константинополя,
стран арабского Востока
- были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел. На
строительстве мечети в течение
десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров
мечети широко применялись
перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне,
инкрустированной резьбой по мрамору,
даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожа-РОВ,
разграблений и многие годы
запустения, мечеть поражает своим величием и великолепием форм Можно представить
себе, какой она была в
первые годы своей Истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего
двора мечети. Мощные
глухие стены отделяют мечеть от шумного °Рода. Во двор мечети ведут четверо
ворот. Их портал
...Закладка в соц.сетях