Жанр: Энциклопедия
Сто Великих храмов мира
...личкой с именем владыки
неба Шанди. В образе храма Неба в Пекине наглядно воплотились представления
китайцев о мироздании и его
законах. Ве-роятно, это самый большой храм в мире, целиком посвященный аграрнозаклинательным
обрядам -
самым древ-ним религиозным обрядам на земле.
ХРАМ ТОДАЯДЗИ Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда
буддизм, двумя веками
ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать
значительное влияние на
искусство и архитектуру этой страны В ту эпоху столицей японского государства
был город Нара. Ныне Нара
принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солн-ца,
куда ежегодно приезжает
около трех миллионов паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров,
располагается
несколько громадных буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих
многовековую историю. Храм
Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был
главной
государственной святыней страны, а само название "Тодайдзи" буквально означает
"Великий восточный храм".
Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды
Дайнити (Дайбуцу),
являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире.
Ее изваял в 749 году
корейский скульп-тор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления
гигантской статуи потребовалось
437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и
несколько тысяч тонн древесного
угля. По преда-нию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в
Японии. Работа по созданию
статуи продолжалась два года и технологически была чрезвычайно слож-ной, причем
не только сам процесс
литья, но и монтаж и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня
техники') Ведь это
феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в
Нью-Йорке, которая была
изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все
технические пре"
147 вМЯНР8 Пят T_ " " jrarTl WM" " ^
.,."?"мшмш" ствия' Это остается загадкой, и секрет
изготовления ЛТГ^Т"л. - * уникального памятника литейного искусства
древ-Не раскрыт до сих пор
148 Из старинных японских источников известно, что ра боты по изготовлению
статуи Великого Будды были за
вершены только после семи неудачных попыток. Голова шея Будды были отлиты в
одной опоке, а торс и тронлотос
изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены. Статуя
Великого Будды в
Тодайдзи олицетворяет со-бой "благословение, всемогущество и вездесущность"
Будда восседает, поджав под
себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка
распустившегося лотоса с 56
лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности
и чисто-ты, необходимых
для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате
преодоления "стра-сти и жажды
жизни". Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем
жесте. Волосы Будды
синего цвета - это символизрует его пребывание в заоблачном небесном мире.
Волосы разделены на 966 завитков.
На лбу - огромная шишка: символ величия и не-досягаемости. Великий Будда
входит в число самых
известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет
22 метра. Высота самой
сидящей фигуры Будды - 16 метров. Лицо имеет длину 5 метров, шири-ну - 3 метра.
Через глазницы свободно
может пролезть человек - их длина составляет 1 метр. Диаметр трона-ло-тоса -
более 20 метров, высота
каждого лепестка - 3 метра. Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана
сложная система деревянных
конструкций, прочно поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чис~
тят, при этом снимая с него
несколько ведер пыли. Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными
изображениями религиозного и
мифологического чара*' тера, тысячами иероглифических надписей. За спиной
гигантской статуи находится
деревянный позолоченный ол, на котором установлены еще 16 фигур Будды,
149 =^ поиблизительно в рост человека, изображающих его ром "f еДЫДУшие
воплощения. Рядом со статуей
расположены скульптурные фигуры святых-бодхисатв. Японская тра-иция
отождествляет их с тысячерукой
богиней милосер-Каннон и богиней счастья. Их размер в два раза меньше статуи
Великого Будды. Справа за
фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует
поверье, что человеку,
сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи - действующий храм,
и перед статуей Великого
Будды ежедневно совершается служба, зажигается огонь и курятся благовония,
монахи и паломники читают
буддийские молитвы-сутры. Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура
Будды, носит название
Дайбуцудэн - Зал Великого Будды Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской
секты Кэгон, учение
которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи
началось на рубеже 20-30-х
годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным
делом, по-требовавшее
мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии
императора и императ-рицы,
двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также
посольств из Китая и Кореи. В XII
столетии во время гражданской войны огромный храм сгорел. Во время пожара
пострадала голова Будды, ее
пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного
цвета, чем торс. По другим
сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара, и в XVIII столетии
в ней были заменены многие
элементы, так что ее нельзя считать целиком подлинной. В 1567 году храм вновь
сгорел, и Великий Будда простоял
под открытым небом более ста лет. Только в °99 году начались
восстановительные работы, но через Ри
года, возведя храм только наполовину, строитель-в° снова забросили. В таком виде
он простоял около Ухсот лет
и в результате совершенно развалился. Строи-льство было возобновлено только в
1903 году и продол-150
— жалось десять лет К 1913 году храм был восстановлен первоначальном виде
Его высота составляет 50 метро
длина - около 57 метров, ширина - более 50 метров Этп самое большое деревянное
здание в мире, а для
своего времени он был просто чудом строительного искусства В огражденный стеной
храм можно войти через
Вели-кие Южные ворота - Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами,
которые были заново
выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами В
качестве колонн были
использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой в 21 метр По обеим
сторонам ворот возвышаются
колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Не Массивные входные двери
храма Тодайдзи
выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры Монументальная арка
над входом под шатровой
крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению
торжественность и
величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы,
лаковая рос-пись, эмаль,
исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм В храмовой
сокровищнице хранятся многие
древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния,
священные сосуды, ювелирные
изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и
шелка. J
СВЯТИЛИЩЕ ИЦУКУСИМА
На острове Миядзима, расположенном в японском Внутреннем море к юго-западу от
Хиросимы, находится одна
из самых почитаемых синтоистских святынь Японии - храм Ицукусима. Религия синто
("путь духов") сложилась
на базе древ-них японских верований, в которых большое место занимало почитание
духов предков. Согласно
религии синто, мир полон духов, которые скрыты во всех вещах и явлениях природы
Они олицетворяют весь
окружающий чело-века мир - землю, горы, лес, скалы, камни Связь чело-века с
духами нерасторжима, а самая
прочная связь - Эт° связь с духами предков Этот культ предков впоследствии стал
основой культа божествпокровителей
семьи, Р°Да, общины и всей страны - предок царствующего Дома был
объявлен божествомпокровителем
государства а основе древних мифов синто, сохранившихся в древ-152
нейших японских текстах, в
средние века была создана концепция божественного происхождения императорской
династии и всей Японии,
Прародительницей императоров стала богиня Солнца Аматерасу, а сам император был
объявлен богом в
человеческом образе - "арахитогами" Японцы же, по представлениям синтоизма -
потомки древнего племени
Ямато, сынов Солнца, в незапамятные времена поселившихся на Земле. Из религии
синто вытекают многие
национальные традиции японцев, в том числе тесная связь японского искусства с
природой, с ландшафтом. Ведь
природа, как учит синтоизм, - это прежде всего мир духов. Примечательно, что в
Японии нередко гора или лес
называется храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой постройки:
присутствие самого сооружения
совершенно не обязательно для того, чтобы какую-то часть природы рассматривать
как нечто священно^.
Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались не |в городах, а "на лоне
природы", в слиянии с ней. ' Не
является исключением и храм Ицукусима. Он находится на небольшом острове
Миядзима, в защищенной от
штормовых ветров бухте, и относится к наиболее по-читаемым святыням Японии.
Особенностью Ицукусимы
является то, что часть комплекса сооружена прямо на воде, на сваях Одним из
самых необычных и известных
сооружений в Японии являются грандиозные деревянные ворота Ицу-кусимы - тории.
Подобные сооружения
характерны для синтоистского культа, но в Ицукусиме они достигают гигантских
размеров и стоят прямо в воде
маленькой бух-ты. Ворота были построены в 1875 году, спустя семь лет после того,
как синтоизм стал
государственной религией Японии. Размеры их весьма внушительны - две центральные
колонны высотой в 16,2
метра поддерживают верхню10 поперечную перекладину длиной в 23,5 метра. Ворота
Рас" положены
параллельно главной оси храмового ансамбля-153 S Ворота-тории в синтоизме имеют
особую символику. Они
стоят на границе мира людей и мира духов, и через них осуществляется незримая
связь обоих миров.
Одновременно ворота символизируют границу между различными аспектами бытия:
между светским и духовным,
между социальным миром и миром уединения, между миром постижимого и
непостижимого. За воротами, на
самом краю бухты, возвышаются бе-лые, с красными шатровыми кровлями здания
святилища. Они стоят прямо
над водой на сваях, отражаясь в водной глади, как в зеркале. Стоящие на сваях
кумирни соединяются друг с
другом крытыми галереями, также опирающимися на сваи, а к острову от них ведет
красный деревянный мост,
покрытый резными украшениями. Вечером на мосту и галереях на всем их протяжении
зажигаются цепочки
фонарей. Святилище Ицукусима состоит из множества постро-ек, среди которых -
залы для проведения
богослужений, залы для "очищения", залы для жертвоприношений. Многие из них
закрыты для посторонних и
доступны только священнослужителям. На небольшом, покрытом лесом холме,
возвышаются пятиярусная пагода
и главный храм с так называемым Залом Тысячи циновок. Древнее предание
утверждает, что этот зал был
построен из ствола од-ного-единственного камфарного дерева. Главный храм
Ицукусимы посвящен богиням трех
стихий - дочерям могущественного бога бури Сусаноо, одного из верховных божеств
синтоистского пантеона.
Кроме того, здесь существует святилища Окунинуси, сына Сусаноо, и святилище бога
Тендзина. Последний -
реальное лицо японской истории. Он был императорским министром, умер в 903 году,
после смерти был
обожествлен в соответствии с синтоистскими традициями и почитается как
покровитель учености и письменности.
Святилище Ицукусима основано в XII веке. За столетия своего существования храм
неоднократно подвергался
Стихийным бедствиям: "пожар, землетрясение и наводне-L
154
ниє - три беды народа", - говорит японская пословица Здание храма несколько раз
реставрировалось. На
берегу бухты находится храмовая сокровищница, в которой хранится множество
старинных предметов и
произведений искусства, пожертвованных в разное время храму. Среди них - древние
свитки с текстами,
художествен-но расписные веера, оружие и фарфор. Каждый японец, вступая на
священную землю остро-ва,
проникается смирением и благоговением, готовясь к встрече с духами божеств,
обитающими в святилище. Здесь
издавна существовало множество запретов-табу, основанных на различных аспектах
синтоистского учения. Так,
ни в коем случае не разрешалось, чтобы на острове рождались или умирали люди.
Поэтому беременных женщин
или очень старых и больных людей, готовых вот-вот уйти к предкам, отправляли на
материк. До сегодняшнего дня
запрещается брать с собой на остров собак - они могут распугать диких птиц,
которые здесь не боятся людей и
спокойно берут корм из рук паломников. Некоторые запреты в XIX веке были отменены,
но покойников до сих пор
хоронят на материке, а их родственники могут вернуться на остров только после
ритуального очищения. Одним из
элементов синтоистских богослужебных церемоний являются ритуальные танцы.
Специально для них в
святилище Ицукусима сделана площадка-сцена, которую обрамляют два музыкальных
павильона. С ритуальными
празднествами, проводившимися в храме, связано и появление здесь театра, в
котором шли представления в
стиле древнейшего японского театрального искусства - Но. Существующее здание
театра было построено в
1568 году. Позднее оно неоднократно перестраивалось и реставрировалось.
ХРАМ ТОСЁГУ
Одним из священных мест Японии, привлекающих колоссальное количество паломников,
является древний город
Никко - "Город солнечного сияния", расположенный в редкостной по красоте
местности, у подножия
высоких гор с заснеженными вершинами. Его окружает большой вековой лес
гигантских криптомерии. Возраст
многих деревьев в нем достигает трехсот и более лет. Они - ровесники
расположенного здесь храма Тосёгу,
одного из главных синтоистских храмов Японии. Храм Тосёгу был построен в 16231636
годах. Его основал сегун
Хидэтада, посвятив храм обожествленному сегуну Иэясу (1542-1616) из дома
Токугава, основателю последней
династии сегунов в Японии. Старинные хрони-101 Рассказывают, что Иэясу Токугава
удалось прекратить
Междоусобные войны в стране и объединить разрознен-е самурайские владения в
единое государство. При нем
чался экономический и культурный подъем страны. Па-156 мяти этого правителя и
государственного деятеля и
был посвящен храм Тосёгу. Начиная строительство храма, сё гун Хидэтада задумал
соорудить "величайший
мавзолей на всей земле". Если верить японским хроникам, на строительство храма
работало около
полумиллиона человек Были израсходованы огромные средства, на строительство
пошло 330 миллионов бревен,
"шесть акров листового золота". Со всей страны были собраны лучшие архитек-торы,
скульпторы, художники,
резчики по дереву. Ансамбль храма построен по принципу нарастания впечатлений по
мере движения: проход по
центральной ал-лее, обсаженной криптомериями, проход черед гигантские воротатории,
подъем по лестницам и
созерцание по мере перехода с одного уровня на другой больших и малых храмов,
колодцев для омовения, ворот
со статуями стражей. За три с половиной века своего существования храм Тосёгу
неоднократно страдал от
пожаров и более двадцати раз перестраивался. И в наши дни храм ежегодно
реставрируется. Для поддержания
огромного храма в надлежащем порядке каждый год расходуется пять килограммов
золота, три тонны лака и
огромное количество эмали. Поэтому все сооружения храма всякий раз выглядят так,
как будто они только вчера
построены. "Храм Тосёгу является поистине великолепным произведением японских
мастеров, поражающих
своим искусством тонкой, ажур-ной резьбы и лепки, применением эмали и лака,
высоким эстетическим вкусом",
- пишет Н.Т. Федоренко. 28 зданий, входящих в комплекс храма Тосёгу, занимают
площадь в 80 тысяч
квадратных метров. Главные во-рота храма носят название ЁМЭЙМОН - "Ворота
солнечного света". Они
производят ошеломляющее впечталение на посетителя. Иногда их называют иначе -
Хигураси-мон, "Ворота
целого дня". Имеется в виду, что восхишен-ный зритель, пораженный этим
великолепным соору#е~ нием,
способен простоять подле них целый день, любУясЬ его красотой. Деревянные ворота
выполнены в стиле М°*
157 =- -*= ояма, который иногда называют "японским барокко", и
низу доверху покрыты великолепной,
необычайно пышной резьбой. Основу конструкции ворот представляют собой два
массивных круглых столбаколонны,
изготовленные из твердо1"0 дерева и покрытые тонким резным орнаментом.
Со стороны прохода, под
аркой, колонны выкрашены в красный цвет. Колонны увенчивают деревянные
скульптуры страшных
мифологических чудовищ, призванных денно и нощно отпугивать злых духов от ворот
храма. Чтобы злым духам
было еще страшнее, клыкастые пасти чудовищ широко распахнуты. Между колоннами
расположены
монументальные деревянные фигуры жрецов в старинных одеяниях. По обеим сторонам
колонн установлены
покрытые красной эмалью огромные резные статуи "Царя гуманности". Ворота щедро
украшают резьба и
многочисленные деревянные фигуры великолепной работы. Это захватывающий мир
деревянной скульптуры, в
котором живут всевозможные фантастические и реальные существа и люди: свирепые
драконы с разинутыми
пастями, невиданные сказочные цветы, мудрые старцы, символизирующие бессмертие,
резвящиеся дети. Все
сооружение увенчивает взмывающая ввысь массивная крыша-шатер, крытая яркоголубой
черепицей с
традиционными изогнутыми углами. Она украшена золочеными бронзовыми листами "под
черепицу",
золочеными и лаковыми деталями. Перед входящим во внутренний двор храма Тосёгу
открывается панорама
величественного храмового комплекса. Все здания выполнены из дерева, украшены
лаковой РОСПИСЬЮ,
резьбой и позолотой. От этого они напомина-К)т Деревянные золоченые шкатулки. В
центре ансамбля
Завышается отливающее золотом главное святилище, стены которого покрывает
деревянная скульптура. Среди
мно-°численных изображений можно видеть традиционных ДЛя Востока трех обезьянок:
одна закрывает лапами
глаза, Ругая - рот, третья - уши: "ничего не вижу, ничего не ai°" ничего никому
не скажу..."
Первоначально вход в главное святилище, кроме цов, разрешался только сегунам,
императору и его приближенным,
а также высшей знати. Строго-настрого был запрещен вход посторонним,
а уж иноземцам - тем
более. Этот запрет снят сравнительно недавно. В центре святилища находится
алтарь, где совершаются
жертвоприношения. "Жертвоприношения" - это конеч-но, громко сказано, так как
никто здесь не режет
жертвенных быков и не льет кровь. В жертву духам религии синто приносится
обычная человеческая пища - рис
овощи, фрукты, сушеная рыба и даже японская рисовая водка - сакэ. По сторонам
центрального зала находится
множество небольших комнаток, напоминающих кельи. Все внутреннее пространство
храма заполняет
деревянная резьба, благодаря которой храм Тосёгу стоит в ряду выдающихся
произведений японского искусства.
Можно без конца ходить по залам святилища Тосёгу, удивляясь мастерству и
терпению японских мастеров,
кропотливо создавших этот храм-сказку. На его стенах вот уже триста пятьдесят
лет живут своей недоступной нам
жизнью сказочные птицы фениксы с огромными распростертыми крыльями, прихотливо
извивающиеся драконы,
большеголовые седобородые мудрецы. Потолок центрального зала украшает
монументальный декоративный
плафон "Дракон в ста стадиях перевоплощения" - уже из одного названия ясно, что
может представлять собой
эта картина. Каждая деталь этого красочного многофигурного плафона выполнена с
поразительным мастерством
и совершенством, но в этом буйстве красок и позолоты постоянно присутствует
тонкое чувство меры, такое
характерное для японского искусства. К комплексу храма Тосёгу примыкает
знаменитый Священный мост -
старинное сооружение из камня из дерева, созданное три столетия назад. По
оригинальности силуэта и
органичности сочетания с окружающим ландшафтом ему нет равных не только в
Японии, но и во всем мире. Мост
окрашен в пламенно-красный цвет. Его длина J
составляет 30 метров, ширина - 8 метров. Священный Мост получил широкую
известность далеко за пределами
Японии, количество его фотоснимков и рисунков давно превысило миллион. Храм
Тосёгу действующий и его
ежегодно посещают более миллиона паломников. Но сюда приезжает и множество
людей, желающих не столько
поклониться духам синтоизма, сколько прикоснуться к древнему искусству Японии.
МЕЧЕТЬ ХАРАМ БЕЙТ-УПЛАХ Б МЕККЕ
Мекка - духовный центр ислама. Здесьг на территории мечети Харам Бейт-Уллах,
находится всемирно
известное святилище Кааба, история которого уходит в незапамятные времена. Кааба
- главная святыня
ислама, "киб-ла". Во время молитвы все мусульмане поворачиваются лицом в сторону
Мекки, где находится
Кааба, к Каабе обращены михрабы всех мечетей мира. "Харам" по арабски означает
как "священный", так и
"запретный", "Бейт-Уллах" - "Дом Аллаха". Мусульмане почитают мечеть Харам БейтУллах
особой святыней,
в которую немусульманину вход воспрещен. Всего лишь не-скольким немусульманам
удалось побывать в Каабе.
Од-ним из них был английский востоковед Ричард Фрэнсис Бартон. Он облачился в
мусульманскую одежду,
чтобы скрыть, что не является мусульманином, и прошел в священную мечеть Мекки.
Предание связывает
возникновение Каабы с началом священной истории. Согласно Корану, Адам и Ева J
_ 161 ва), согрешившие и изгнанные из рая, раскаялись, и Бог простил их.
Акт прощения и воссоединения с
Богом состоялся на горе Арафат, которая называется также Горой ?У?ИЛОСТИ -
Джабал ар-Рахман В знак
прощения Бог ниспослал Адаму блестящий белый камень - аль-Худжр аль-дсвад. В
память об этом событии,
вблизи горы Арафат, Адам и Ева воздвигли над этим белым камнем первое святилище
Кааба. Впоследствии,
рассказывает предание, камень почернел от людских грехов А лервый храм Каа-бы -
аль-Байт аль-Харам,
Священный дом - подвигнутый Адамом, стал первым храмом на Земле, посвященным
единому Богу Во время
Всемирного потопа храм Кааба был сильно поврежден, и камень был волей Божьей
перемещен в более
безопасное место. Святилище Кааба было возобновлено праотцом Авраамом (арабы
называет его Ибрахимом).
История Ибрахима в исламской традиции отличается от той, которая изложена в
Библии. Ибрахим-Авраам жил со
своей бездетной женой Сарой и второй женой, египтян-кой Агарью (по-арабски -
Хаджарой). Однажды Ибрахиму
приснилось, что Бог пожелал, чтобы он принес в жертву своего сына Исмаила.
Ибрахим рассказал об этом Исмаилу,
и мальчик согласился с Божьей волей. Некий стран-ник, под обличьем
которого скрывался сатана, пытался
разубедить Ибрахима, но безуспешно. Тогда сатана принялся искушать Хаджару, но
это ему не удалось. Сатана
обратился к Исмаилу, и тот тоже отказался внимать лукавым речам. Вся семья
забросала сатану камнями, и тот
бежал прочь. Ибрахим уже приготовился принести сына в жертву, как Бог остановил
его руку и сказал, что он
выполнил посланное ему испытание. В награду Бог послал Ибрахиму второго сына -
от бесплодной жены Сары.
Его назвали Исааком. Впоследствии Ибрахим с Исмаилом воздвигли святилище, ныне
известное как Кааба. С тех
пор на протяжении последних четырех тысяч лет Кааба постоянно отстраивалась на
том же самом месте. L
162 На протяжении столетий храм Кааба часто повреждался в результате стихийных
бедствий, однако каждый
раз арабы восстанавливали его. В начале VII века в Каабе про-изошел сильный
пожар, в результате которого
святыня была практически разрушена. Тем не менее люди опять восстановили Каабу,
сделав стены храма более
высокими и увеличив высоту двери. Однако среди арабских племен, которые
совместно занимались
восстановлением храма, начались споры по по-воду того, кому из них следует
предоставите право установки
священного Черного камня. Этот спор был разрешен пророком Мухаммедом. Он
расстелил на земле платок и
положил в его центре Черный камень. Затем он предложил выбрать от каждого
племени по одному представителю,
которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли
лежащий на ткани священный
камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное
для него место. Пророк
Мухаммед разрушил и всех идолов, стоявших в храме В 682 году, во время
междоусобицы среди арабских племен,
Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а Черный камень разбит на куски.
После отступления захватчиков
большинство населения Мекки бежало из-за боязни, что Аллах накажет их за то, что
они допустили разрушение
врагом святыни. Со времен Мухаммеда Кааба несколько раз оказывался поврежденным,
но никогда не был
полностью разрушенным. Мусульмане верят, что священный храм разрушить просто
невозможно, так как он
находится под зашитой Аллаха. Сегодня мечеть Харам Бейт-Уллах, представляет
собой пятиугольное замкнутое
здание со сторонами разной длины и с плоской крышей. На трех углах сооружения
возвышаются три пары
минаретов, обозначая входы в мечеть-Четвертый и пятый углы соединены протяженной
крытой галереей, одной
стороной выходящей далеко за пределы пятиугольника. Это одна из самых больших
мечетей мир3163
периметру внутренних стен мечети идет двухъярус-ая крытая аркада. А в центре
огромного пространства
внутреннего двора возвышается храм Каабы. / Слово "Кааба" в переводе с
арабского означает "куб". Кааба
имеет форму куба высотой 15 метров, сложенного из каменных плит. Храм Каабы
покрыт черным покрывалом -
кисвой. По краям кисвы золотыми нитями вышиты стихи из Корана. Большую часть
года Кааба скрыта под кисвой
и открывается только во время паломничества - хаджа. По завершении хаджа
покрывало снимают, и, раз-резав
на кусочки, продают паломникам в виде сувениров. Таким образом кисва ежегодно
обновляется. Ее традиционно
выделывают вышивальщики и
...Закладка в соц.сетях