Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто Великих храмов мира

страница №11

ы °блицованы
керамическими плитками и мозаикой эпохи мейядов. Внутренний двор мечети вымощен
квадратны-184
ми каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50
метров. С трех сторон двоп
окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном
из углов двора находится
каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах
с пышными капителями
Это "Куббат эль-Хазне", сокровищница халифов. Когда-то здесь хранилась казна
династии Омейядов. Все
восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом. В противоположном
конце двора
располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на
восемь колонн, причем ни
одна из колонн не похожа на другую - вероятно, в свое время они были взяты из
разных построек. Посредине
двора, как это принято, находятся традиционный фонтан и бассейн для омовений. С
южной стороны двора
находится здание молитвенно-го зала. Когда-то его дворовый фасад представлял
собой открытую аркаду, теперь
окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи. Зал для
молитв огромен. Его длина
составляет 136 мет-ров, а ширина - 37 метров. Своды уходят ввысь. Изящные крутые
арки опираются на сорок
мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на
себе тяжесть свинцовой
кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский ку-пол.
На южной стороне
расположены четыре михраба - ниши в стене мечети, указывающие направление на
Мекку. Из четырех
михрабов Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой
перламутром и цветным
мрамором. Михраб - непременная деталь любой мечети, за исключением одной -
мечети Харам Бейт-Уллах
над камнем Каабы в Мекке. Именно к ней обращены михрабы всех мечетей мира.
Крутая лестница за резными
высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. ОтсюД3
духовные проповеди
транслируются по радио по всей стране.
185 -' = восточной части зала расположен увенчанный купо-мраморный
павильон, украшенный двумя
зелеными изменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную
плиту. Здесь захоронена
христианская реликвия, которую чтут и мусульмане - голова Иоанна Крестителя
(мусульмане называют его
пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов
стоявшего на этом месте
православного византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены
христианство и ислам! Весь пол
молельного зала застелен роскошными ков-рами - это пожертвования верующих храму.
Лучшим украшением
мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними
халиф пригласил мастеров
из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем
штукатурки и толь-ко в
1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных
мозаичных панно можно видеть
Дамаск эпохи Омейядов - дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная
река. Зал мечети
освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер
молитвенного зала несколько
изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены
яркими красочными
витражами. Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый
древний из них расположен
в центре се-верной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук - минарет
Невесты и построен в эпоху
Омейядов. Время не сохранило полностью его первоначальный об-лик. Минарет
неоднократно реставрировался,
и его верхняя часть выполнена в современном стиле. Западный ми-наРет, Ал-Гарбия,
построен в XV веке. Его
прямоуголь-^ башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во
двор мечети. Минарет,
стоящий в юго-восточном углу, носит имя... ИсУса Христа! Нонсенс? Отнюдь. Ислам,
как известно не
1Є6
1ОО
отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его
пророком. Арабы называют его
"Исса бен-Мариам" - "Иисус, сын Марии" Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет
вид четырехугольной
баш-ни, а верхняя напоминает граненый карандаш Существует легенда, что именно на
этот минарет спустится с
небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с
антихристом накануне Страшного суда,
а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром. Мечеть
Омейядов за небольшую плату
доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают
черные накидки, чтобы
закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но
разве можно, побывав в
Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи - мечети Омейя-дов,
жемчужине Ближнего
Востока?

ЗОЛОТАЯ МЕЧЕТЬ В БАГДАДЕ

1 июня 637 года на равнине вблизи Ал-Хиры, на юге современного Ирака, произошла
историческая битва между
войсками Сасанидской империи и шеститысячным войском арабов-мусульман во главе с
Саадом ибн Абу-Вакхасои,
сподвижником пророка Мухаммеда. Рустам, предводитель армии Сасанидов, был
убит, а его огромная армия
бежала с поля сражения. Судьба империи Сасанидов была
188 решена, и Ирак, огромная страна на берегах Тигра и Евф-рата, в одночасье
стала владением арабского
халифата .. Столица халифата до 750 года находилась в Дамаске, а арабские
наместники Ирака избирали в
качестве резиденции Басру, Куфу или Васит. И только халиф Абу-Джафар Ал-Мансур,
основатель
могущественного государства Аб-басидов, избрал своей столицей Багдад - маленькое
се-ление, до того
известное только своими конскими ярмарками. Этому селению суждено было
превратиться в центр арабского
мира, войти в легенды и предания-и стать сим-волом Востока, далекой
романтической сказкой из "Ты-сячи и
одной ночи". Рассказывают, что халиф Ал-Мансур приказал сначала наметить план
города на земле линиями,
выложенными из пропитанных нефтью семян хлопка и поджечь их. В результате
получился четкий чертеж из
пепла. Обойдя сте-ны, ворота и улицы своей будущей столицы, и убедив-шись, что
проект отвечает его желаниям,
халиф собственноручно заложил первый камень нового города. Строительство столицы
заняло четыре года и
обошлось халифу в 9 миллионов золотых динаров (один динар весил 4,265 грамма
золота). Ал-Мансур назвал свой
город Мади-нат ас-Салям - "Город мира". Но это пышное название не прижилось. В
народе продолжали
именовать город Баг-дадом, как называлось прежде малоприметное селение на берегу
реки Тигр. Столица
халифов стремительно росла, быстро став важнейшим международным политическим,
торговым и культурным
центром. Из всех тогдашних городов мира только Константинополь мог соперничать с
ним в великолепии.
Сменявшие друг друга халифы на протяжении двухсот лет украшали город
постройками, изумлявшими мир. И
последующие войны и междоусобия долго не могли остановить однажды начатое
поступательное движение
арабской столицы. Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений Багдада
стала золотая мечеть АлКазымейн.
Перво-..
189 начально на ее месте находилась гробница, возведенная над могилами имама
Мусы и его внука имама
Казыма ал-Джавада. Этот мавзолей сильно пострадал в 1258 году при взятии Багдада
войсками монголов под
предводительством внука Чингисхана Хулагу. В 1367 году, во времена правления
султана Увейса, здание
восстановили, на могилы имама и его сына положили мраморные плиты, стены
украсили изразцами с текстами из
Корана, возвели над гробницы два купола и построили минарет. Сефевидский шах
Ирана Исмаил, захвативший
Багдад спустя сто лет, приказал снести старую гробницу и возвести новую. Эти
работы были закончены в 1519
году. Над могилами имамов были установлены резные деревянные надгробия,
изготовленные из драгоценных
пород дерева со вставками из кости и бронзы. Тогда же и была построена дошедшая
до наших дней мечеть
центрально-куполь-ного плана с двумя куполами и четырьмя минаретами. А в 1813
году оба купола и минареты
позолотили, после чего мечеть Ал-Казымейн получила название "Золотой". А
разросшееся вокруг мечети
селение, пригород Багдада, стал именоваться Ал-Казымия. Ныне Ал-Казымия
совершенно слилась с Багдадом.
Здание Золотой мечети чрезвычайно богато декорировано. Два купола, четыре
небольших минарета рядом с
ними и четыре высоких минарета по углам ансамбля горят густой позолотой. Стены
мечети, прорезанные двумя
рядами сквозных стрельчатых ниш, с трех сторон закрыты высокими порталами,
опирающимися на деревянные
резные колонны. Центральная часть каждого портала имеет вид прямоугольного
айвана, возвышающегося над
порта-лом и расположенного напротив входа в само здание. Входы представляют
собой сквозные айваны во всю
высоту здания, их стены выложены изразцами, а верхняя часть богато отделана
золотом и зеркальными
сталактитами. Стены мечети облицованы цветными изразцами со стихами из Корана и
мемориальными
надписями. Каллиграфические надписи, сделанные арабской вязью, выложены на фоне
тонкого растительного
орнамента.

190


Во время реконструкции 1813 года потолок гробницы имамов был покрыт золотом,
эмалью, цветным стеклом и
кусочками зеркал. Стены от пола до потолка выложили цветными изразцами, а
деревянные двери заменили
серебряными. В конце XIX века была заново отстроена стена вокруг мечети, а на
южной и восточной ее сторонах
сооружены башни с часами. В 1906 году над могилами имамов был воздвигнут
массивный серебряный саркофаг.
Видеть великолепное внутреннее убранство храма не-мусульмане не могут - им
строго-настрого запрещен вход
в Золотую мечеть. Поэтому любоваться ее красотой им можно только снаружи.
Сверкающее под ослепительным
южным солнцем золото, яркие краски изразцов - все это производит впечатление
сказки. Восточной сказки из
"Тысячи и одной ночи"...
МЕЧЕТЬ КУВВАТ УПЬ-ИОТАМ И МИНАРЕТ КУТБ МИНАР В ДЕЛИ В конце XII
столетия в Северную Индию
вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего
сопротивление разобщенных
индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Север-ной
Индии образовалось единое
мусульманское государство - Делийский султанат, а ислам стал новой религией
Индии. Среди мусульманских
сооружений, относящихся к эпохе Делийского султаната, выдающееся место
принадлежит ансамблю мечети
Кувват уль-Ислам с минаретом Кутб Минар в Дели, созданному в первой трети XIII
столетия. Это самый большой
мусульманский архитектурный комплекс в Дели. Здание мечети Кувват уль-Ислам,
построенное в правление
султана Кутб-уд-дине Айбеке в 1210-х годах, дошло до наших дней в руинах.
Сохранились только фасадная стена
и фрагменты молитвенного зала с колоннами. Но и в разрушенном состоянии мечеть
продолжает живо
напоминать о тех временах, когда она являлась самым выдающимся сооружением
мусульманской Индии. Ее
фасадная стена относится к лучшим образцам оформления мечети - ее формы
исполнены благородной
простоты и изящества. Орнаментальная резьба, исполненная с большим мастерством,
покрывает сверху донизу
поверхность всего фасада. В этой резьбе очень интересно сочетание полос
традиционного индийского
растительного орнамента с надписями арабской вязью, создающее контрастный, но
гармоничный декоративный
эффект. Над руинами мечети возвышается гигантский минарет Кутб Минар - одна из
главных
достопримечательностей сегодняшнего Дели. Его строительство было начато при
султане Кутб-уд-дине Айбеке и
закончено в 1230 году при

192


1OO

султане Илтутмыше. Строившие эту башню-колонну индийские мастера сумели создать
оригинальный памятник
эпохи, соединивший в себе исламские и древние индийские традиции. По своей
монументальности и
величествен-^gfc, 193 ности архитектурного образа Кутб Минар относится к
лучшим достижениям
средневекового индийского зодчества. Первые европейцы, увидевшие Кутб Минар,
сравни-вали его красоту с
колокольней собора во Флоренции работы великого Джотто. Кутб Минар является
одним из самых больших
минаретов Востока. В исламской архитектуре существует только один еще более
высокий минарет - минарет
мечети султана Хасана в Каире. Высота Кутб Минар составляет 72,5 метров, диаметр
у основания - 15,5 метров,
диаметр у вершины - 2,5 метра. Кутб Минар сложен из красного песчаника. Над
треть-им ярусом в него вделаны
полосы из белого мрамора. Та-кое сочетание красного и белого характерно для
всего исламского периода
развития индийского искусства. Кутб Минар своеобразен и исключительно красив. Он
заметно отличается от
традиционных мусульманских минаретов. Своей характерной "гофрированной"
поверхностью он отдаленно
напоминает башню-шикхару индуистского храма. Двадцать четыре грани рассекают его
по верти-кали, причем
одни из них прямоугольные, а другие - круглые. Четыре богато украшенных,
различных по диаметру балконов,
делящие минарет на несколько ярусов, создают впечатление "роста" башни. Нижний
балкон находится на
высоте 33 метра, второй - 49 метров, третий - 63 метра, а четвертый - на высоте
71 метр. Первоначально
сооружение увенчивалось небольшим куполом. Такая подчеркнутая архитектурная
пышность минарета давно
вызывает споры среди исследователей о назначении сооружения. Многие склоняются к
мысли, что Кутб ми-нар
построен не просто как минарет - возвышенное место для муэдзина, созывающего
верующих на молитву - но и
одновременно как некий памятник в честь победы. Причем памятник этот построен
явно с учетом индийских
традиций, и его смысл был понятен всему народу: дело в том, что в обычаях
индийцев еще с древних времен
традицией было возводить своеобразные "башни побе-194
1 О О ВЕЛИК ИХ ХРАМО Ь
ды" - Джая-стамбха. Не является ли такой "башней побе-ды" и Кутб Минар? В
ансамбль мечети Кувват ульИслам
входят также гробница султана Алу-уд-дина Хильджи, мавзолей султана Илтутмыша
и медресе. От
большинства этих построек, как и от самой мечети, сохранились лишь более или
менее крупные фрагменты. И
хотя храм мусульманский, отдельные его элементы являются не столько образцами
исламского искусства,
сколько традиционного индийского. В мечети Кувват уль-Ислам возникло нечто вроде
"музея трофеев" индийской
архитектуры, добытых мусульманскими завоевателями в древних храмах Индии. Здесь
можно видеть, например,
колонны с рельефными украшениями, вывезенными из каких-то разрушенных
индуистских построек. При этом
создается впечатление, что поборников исла-ма, возглавлявших строительство
мечети, совершенно не смущал
тот факт, что в мусульманском храме появлялись характерные для индуизма сюжеты,
находящиеся в рез-ком
противоречии с основными принципами мусульманского религиозного искусства, как
известно, запрещающих
изображать людей и животных, а уж тем более в постройках культового характера. В
ансамбль мечети Кувват
уль-Ислам входит и всемирно известная Железная колонна, относящаяся к первым
векам нашей эры. Это один из
самых загадочных памятников индийской культуры. Первоначально Железная колон-на,
посвященная богу Вишну,
находилась где-то в другом месте и увенчивалась изображением мифической птицы
Гаруды. Позднее
мусульманские завоеватели перенесли ее во двор мечети Кувват уль-Ислам. Тогда же
или ранее с колонны
исчезла птица Гаруда. Колонна, целиком выполненная из железа, простояв два
тысячелетия, не имеет ни
малейших следов ржавчины. Секрет такой обработки металла, которым обладали
мастера древности, до сих пор
не разгадан. Считают, что Железная колонна может быть, например, продуктом
порошковой металлургии.

195 Зачем мусульманские правители распорядились водрузить индуистскую колонну во
дворе мечети? Очевидно,
как символ победы и превосходства ислама над древнеиндийскими верованиями. Ведь
разительный контраст
между небольшой Железной колонной и в десять раз превосходящим ее по высоте
монументальным Кутб
Минаром бросается в глаза, так что вряд ли случайной можно считать близость этих
двух выдающихся
памятников. Впрочем, неизвестно, как отнеслись к этой затее сопоставления
огромного минарета с невысокой
колонной современники, но сегодняшняя всемирная известность Железной колон-ны,
пожалуй, превосходит
славу Кутб Минара.
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ БИБИ-ХАНЫМ В САМАРКАНДЕ

В конце XIV века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя
Тимура - Тамерлана,
Железного Хромца. Город начал быстро разрастаться Тимур желал видеть свою
столицу недосягаемо
прекрасной, гран-диозной, превосходящей все другие города мира Тимур даже
переименовал окрестные
захудалые деревни в Баг-дад, Дамаск, Каир, желая подчеркнуть ничтожество этих
великих городов по сравнению
с Самаркандом. А в центре столицы огромной империи вознеслась высоко к небу
грандиозная соборная мечеть
Биби-Ханым - главный храм государства Тамерлана. По словам испанского посла
Руиса Гонсалеса де Кла-вихо,
побывавшего в Самарканде в 1404 году, соборная мечеть города "принадлежит к
самым великолепным зда-197
ниям, какие царь Тимур до сих пор воздвиг" А средневековый хронист писал, что
мечеть Биби-Ханым с высоты
своих минаретов словно бросает горделивый вызов миру "Поистине, дела наши
указуют на нас1" Предание
рассказывает, что любимая жена Тимура Биби-Ханым решила воздвигнуть эту мечеть
как дар своему повелителю
ко времени его возвращения из очередного похода Для строительства был приглашен
самый лучший в империи
Тимура архитектор Плененный красотой молодой царицы, он безумно полюбил ее.
Когда строительство мечети
уже близилось к концу, и возвращения Тимура ждали уже со дня на день, зодчий
заявил царице, что достроит
мечеть только при условии, если Биби-Ханым раз-решит ему поцеловать ее
Поколебавшись, царица согласилась
- но только через подушку! Однако поцелуй зодчего был так горяч, что прожег
подушку и отпечатался на нежной
щеке молодой царицы, оставив след. Когда Тимур прибыл в Самарканд, он был
потрясен красотой мечети Но,
целуя жену, он заметил след на ее щеке Биби-Ханым во всем призналась.
Разгневанный Тимур приказал
немедленно отыскать и казнить зодчего, но тот, сделав крылья, забрался на
вершину минарета и улетел в
Мешхед.. В этой легенде вымысел переплетается с подлинными историческими
фактами. Строительство мечети,
действи-тельно, велось в отсутствие Тимура, который находился в походах, хотя
распоряжение о постройке
мечети Тимур отдал лично в 1399 году, вернувшись с богатой добычей из Индии. За
постройкой на самом деле
наблюдала его жена, только звали ее Сараи-Мульк-ханым, была она не юной
красавицей, а довольно пожилой
женщиной, и строила не саму мечеть, а стоящее напротив медресе. А за постройкой
мечети Тимур поручил
надзирать двум вель-можам, которые не очень добросовестно отнеслись к этому
поручению, за что и были
впоследствии казнены И архитектор, строивший мечеть, был не один - Тимур привлек
к ее постройке лучших
мастеров со всех концов своей огромной империи

198


1OO
Соборная мечеть Самарканда относится к числу самых великолепных зданий, которые
были созданы когда-либо
в мусульманском мире. И, хотя мечеть Биби-Ханым дошла до наших дней в руинах,
она до сих пор производит
неизгладимое впечатление своей колоссальностью и роскошью декоративного
убранства. Размеры ансамбля
мечети составляют 167x109 метров. Некогда на этом пространстве размещались
внешние стены с четырьмя
могучими порталами-айванами, расположенными по сторонам света, прямоугольный
двор размером 78x64 метра
с фонтаном, галереи-аркады на четырех-стах беломраморных столбах, обширный
купольный зал мечети и четыре
стройных минарета по углам. Ныне от этого комплекса остались только
монументальные разва-лины,
сохранившие, тем не менее, роскошное декоративное убранство и основные формы
построек. Сегодня среди
развалин мечети можно видеть сохранившийся почти на три четверти высоты входной
портал, по бокам которого
возвышаются мощные круглые башни. В его основании проходит фриз из серого
мрамора, весь заполненный
сложной арабской вязью. Выше него идет облицовка из цветных глазурованных
кирпичей, образующих
геометрический орнамент. Портальную арку окружают мозаичные вставки-пояса,
изображающие расти-тельный
орнамент и вязь арабских надписей. Два боковых портала-айвана сохранились
гораздо лучше. Они совершенно
одинаковы, и каждый из них увенчан голубым глазурованным куполом на высоком
барабане. Стены украшены
резными мозаиками и цветными кир-пичами, огромными арабскими буквами - синими на
красно-буром фоне.

Внутри сохранились остатки богатых росписей, выполненных синим и золотым цветами
по белому фону. Арка
айвана возносится на 18-метровую высоту, высота самого айвана - 30 метров. Его
обрамляют восьми-угольные
башни. Высота внутреннего купола некогда составляла 40 метров, его диаметр - 30
метров.
199 Декоративное убранство мечети чрезвычайно разнообразно и богато. Здесь можно
видеть майолику, мозаики,
шлифованный кирпич, росписи золотом и ляпис-лазу-рью. Растительный и
геометрический орнамент, арабская
вязь, обширные панно сплошным восточным ковром покрывают стены и фасады мечети.
В юго-западном углу
возвышаются остатки наполовину разобранного минарета. Его покрывает спираль
узора, выложенного
глазурованными кирпичами. Соборная мечеть Самарканда погибла не из-за варварства
людей, а из-за тщеславия
ее строителя. Затевая строительство самой большой на Востоке мечети, Тимур не
посчитался с тем, что нельзя
бесконечно увеличивать объем постройки, не учитывая особенности местного
зодчества и местных строительных
материалов. Сколько мастера не улучшали бы качество кирпича и раствора, сколь-ко
не увеличивали толщину
кладки устоев - все было тщетно. Громадные купольные конструкции здания в буквальном
смысле слова
"висели в воздухе" и первый же удар землетрясения обрушил их... Позднее во
многих городах Востока появились
мечети, образ которых был навеян мотивами мечети Биби-Ханым. Этот великий храм,
навеки оставшись в руинах,
тем не менее на многие столетия определил развитие среднеазиатской архитектуры.
П/ОИ-КАЛЯН

Пои-Калян - "Подножие Великого". Так называется соборная мечеть Бухары,
украшением которой является
древний минарет Калян - "Великий минарет". Соборная мечеть Бухары первоначально
находилась у самых стен
бухарской цитадели и сильно пострадала в 1067 году, во время одной из
междоусобных войн. В XII веке
правитель Бухары Арслан-хан перенес мечеть подальше от беспокойного места и
построил при ней минарет,
поразивший своим великолепием современников. "Подобного ему не было нигде, так
искусно и красиво он был
сделан", - свидетельствует средневековый хро-нист. Однако этот минарет, простояв
очень короткое вре-мя,
неожиданно обрушился прямо на строившееся здание мечети, сильно повредив его.
Минарет построили вновь в
1127 году. Минарет Калян - одно из самых выдающихся сооружение подобного рода на
мусульманском востоке.
Помимо своей прямой функции - башни при мечети, откуда глашатай-азанчи призывал
мусульман на молитву,
он использовался и в качестве дозорной вышки - с него видны все окрестности
города, а позднее служил местом
201 публичных казней: отсюда сбрасывали на мостовую приговоренных к смерти.
Поэтому второе название
Великого минарета - минарет Смерти. Высота минарета составляет 45,3 метра,
диаметр у основания - 9
метров. Мостиком-переходом минарет соединен с крышей мечети. Минарет Калян чемто
напоминает делийский
Кутб Минар. Он представляет собой мощный, сужающийся к вершине столб,
завершенный круглым фонарем с
шестнадцатью сквозными арочными проемами. Минарет облицован обожженными
керамическими плитками,
выполненными в виде различных геометрических фигур - квад-рата, круга,
полукруга, треугольника, зигзага.
Почти по-середине минарет опоясывает арабская надпись, выполненная старинной
вязью - так называемым
куфическим письмом. Эта надпись больше походит на орнамент. Вторая подобная
надпись, выполненная на
голубых изразцовых плитках, проходит под самым основанием фонаря. Минарет Калян
- один из самых первых
памятников Средней Азии, в оформлении которого были применены цветные изразцы.
Существующее здание
соборной мечети стоит на месте аналогичной постройки XII века, завершено оно
было в 1514 году, в эпоху
династии Шейбанидов. Это одно из самых грандиозных зданий Средней Азии той поры.
Мечеть занимает
площадь 130x80 метров. Ее окружает традиционный четырехугольный двор с четырьмя
айванами, стоящими по
сторонам света. Двор окружают купольные галереи, на мощных столбах которых
покоятся 288 кирпичных куполов.

Под ними царят прохлада и полумрак. Эта аркада - целый лес могучих колонн -
очень величественна. Двор,
окруженный высокой оградой, замыкает здание мечети с высоким порталом,
украшенным ярко-голубыми, синими
и белыми изразцами, мозаичными вставками. Интерьер зала украшают шлифованный
кирпич, мозаики, изразцы.
Тонкими резными наборными мозаиками украшен и михраб. Над мечетью возвышаются
двойной купол,
облицованный голубыми кирпичами.

202


10O
В ансамбль входит медресе Мир-Араб - шедевр мусульманского средневекового
зодчества. Здание медресе
располагается на огромной платформе, которое занимает поло-вину всей площади
ансамбля соборной мечети
Бухары. Строительство медресе было начато по инициативе шейха Мир-Араб
Иеманского, ближайшего советника
и наперсника тогдашнего правителя Бухары Убайдуллы-хана. Чтобы найти средства на
постройку медресе,
Убайдулла-хан продал в рабство три тысячи персов - мужчин и женщин, и вручил
полученные за них деньги
шейху. Строительство медресе было закончено в 1535-1536 годах. В его дворе
расположены дарасхана -
аудитория для занятий, и пышно украшенная усыпальница строителя медресе - шейха
Мир-Араба. Здесь же
погребен правитель Бухары Убайдулла-хан. Фасад медресе украшает могучий арочный
портал, по углам здания
возвышаются две массивные башни - "гуль-даста". Над зданием вздымаются два
купола на высоких барабанах.
Двор и главный фасад медресе буквально заливают мозаики и орнаменты, выложенные
цветными майоликовыми
плитками и изразцами. Доминирующий цвет - синий. Стены, арки, устои здания
покрывают причудливые завитки
растительного орнамента, крупн

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.