Жанр: Энциклопедия
Сто Великих храмов мира
...Один из самых ранних пещерных храмов
носит название Кришна
Мантапарам. Его рельефы рассказывают о том, как Кришна поднял гору Говардхана,
что-бы защититься от бога
дождя Варуны. Непревзойденным шедевром средневекового индийского искусства
является грандиозный рельеф
"Нисхожде-ние Ганга". Его длина составляет 27 метров, высота - 9 метров.
Высеченный из розоватого гранита,
расположенный прямо под открытым небом, на главной площади комплекса, он, судя
по всему, был предназначен
для массовых празднеств и ритуалов. Центром рельефа является расщелина, из
которой во время
торжественных церемоний через специально устроенную систему водопадом
низвергались потоки воды,
символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия
жителей тропической
страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все многочисленные
фигуры живых существ,
изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей
"верхних" и "нижних"
сфер мира. Все устремлятся к воде: небесные существа-дэва, божественные
музыканты-гандхарва; духи воды -
громадные, извивающиеся змей-наги; жрецы-брахманы и мудрецы; знатные вельможи в
нарядных одеждах;
монахи-аскеты и простые люди-миряне, держащие в руках и несущие за плечами
сосуды для воды; животные и
птицы. В огромной многофигурной панораме, переполненной неисчислимо-91 го
количества всевозможных живых
существ, небесное соседствует с земным, мифическое переплетается с ре-альным-Под
фигурами летящих
небесных существ, дэва и гандхарва, возвышаются монументальные, выполненные
почти в натуральную
величину фигуры слонов и слонят. Здесь же присутствуют чисто бытовые сценки:
жрецы-ас-кеты молятся у стен
небольшого святилища, женщины доят буйволиц. Всю композицию как бы освящает бог
Шива, фигура которого
изображена слева от расщелины. Рельеф "Нисхождение Ганга" в Махабалипураме
сыграл огромную роль в
искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих
других индийских
постройках, в рельефах индонезийского Боро-будура и храмов Центральной Явы и
Цейлона.
ХРАМ СУРЬИ В КОНАРАКЕ
На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются
величественные, необыкновенно
впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи - одного из самых
больших святилищ во
всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его "Черной пагодой": одиноко
поднимающийся на пустынном
берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании. Храм Сурьи в
Конараке был воздвигнут
правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой ? в XIII веке. Это одно из последних и
крупнейших сооружений в
честь бога Солнца. Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238-1264)
- из династии Ганга, после серии удачных войн, в результате которых им были
подчинены соседние государства,
на-чал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано
обеспечить радже милость
богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань
вассальных князей, дары
родственников раджи Местность, избранная для сооружения храма издавна почиталась
священной, связанной с
культом Солнца. Само название Конарак - "Кона-Арка" - означает "Край солнечного
света" Возведение храма
началось в "благоприят-ный" пятый год правления раджи и продолжалось
восемнадцать лет. Камень для
строительства - гранит, базальт, песчаник различных оттенков - доставляли водным
путем из трех дальних
каменоломен. Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня 60метровой
высоты - шикхара.
Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища
сохранилась только восточная часть
- здание ко-лонного зала, где находился вход в храм. Главная часть святилища,
башня-шикхара, разрушена то
ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в
середине XVI века. О том, что в
разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует
храмовая летопись, в которой
говорится: "Ког-да фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония
испарились, осталась одна ветошь"
Кто такие фирин-ги - неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия.
Может быть, это европейцы
- например, португальцы. Несмотря на то, что храм Сурьи был разрушен и опу-стел,
к нему долгое время
продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы
встретить восход седьмого дня
светлой половины месяца магх (это соответствует концу января - началу февраля).
В этот День по древней
традиции отмечался праздник Парамасу-Ра - праздник Высшего Сурьи. L
94
В середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари,
посетивший его в те времена,
два дня вынужден был с проводниками пробираться к нему сквозь джунгли. Он
увидел его разрушенным и
совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие
изваяния и перевезти их
в город Пури, где они были установлены в местных храмах. И сегодня, несмотря на
плохую сохранность многих
архитектурных деталей, общий облик здания вполне величественен. Высота
сохранившейся части святилища
составляет почти 40 метров. Она выполнена в виде гигантской колесницы - это
образ божественной колесницы
Виманы, запряженной семью разноцветными священны-ми конями (по другим преданиям
- белыми или золотыми),
на которой солнечный бог Сурья едет по "верхнему" и "нижнему" небу. Храмколесница
уходит в небо тремя
большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные
изваяния. Цоколь
сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое - по двенадцать
с каждой стороны. Они
богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие
солнечного диска, символ
повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и
Землю, соединенные в
супружеском союзе. Отсюда происходит такое обилие эротических сцен, бесконечно
повторяющихся в
скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же
сцены украшают двенадцать
пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены
храма Сурьи получили
широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений.
Наиболее вероятным
считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц - "невест бога
Сурьи", постоянно живших при
храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал "слияния". Среди
каменной резьбы
встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чак-a
Восточный фасад
разрушенной башни-шикхары не-когда украшал исполинский каменный лев, попирающий
слона. Этот же образ
многократно повторяется в других частях здания. Лев - символ строителя храма
раджи Нарасимхадевы I, имя
которого в переводе означает "че-ловек-лев". Стены храма в изобилии украшены
скульптурой и резь-бой,
отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной
отделкой. На цоколе, фризах
террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные
изображения слонов, лошадей,
верблюдов и прочих животных. Рядом с ними - традиционные эротические
сцены. Многие рельефы посвящены
страницам истории правления раджи Нарасим-хадевы: отряды воинов в
походе, ловля и приручение
сло-нов, прибытие к радже редкого подарка из Африки - жирафа. Величественные
скульптурные изображения
загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной
тщательностью
выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных
истуканов. К лучшим
произведениям монументальной пластики индийского классического искусства
относятся скульптуры женщинмузыкантш,
расположенные на террасах верхней части храма. Особое место
принадлежит окружающим здание
храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то
символическое значение. Это прежде
всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с
присущим индийским
мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это - боевые слоны
раджи На-расимхадевы. Один
из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного
вражеского воина, и вотвот
отшвырнет его в сторону... Еще более выразительна скульптура коня, топчущего
Передними копытами какоето
поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский ^
исследователь Хавелл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй
в европейском искусстве
Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом,
является высшим
достижением средневековой архитектуры Восточной Индии Его сравнивают с "лотосом,
встающим из утренних
вод" Не-даром одним из названий храма Сурьи было Падмакеша-ра - "пестик лотоса".
БРАХДДИСВАРА — ВЕЛИКИЙ ХРАМ В ТАНДЖАВУРЕ Танджавур - один из древнейших
городов Южной
Индии. Его расцвет приходится на IX-XII века, когда он был столицей
могущественной империи Чолов. В XVII
веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в со-ставе Маратхского
государства. С середины XVII
столетия этим княжеством правили махараджи - потомки принца Экоджи, брата
основателя Маратхского
государства полководца Шиваджи. Танджавурское княжество было ликвидировано
англичанами в 1855 году.
Сегодняшний Танджавур - административный центр дистрикта (округа) в юговосточном
индийском штате Тамилнаду.
Высоко над древним городом возвышается Вели-кий храм Брахадисвара,
главная
достопримечательность города. Его сложенный из розоватого камня гопурам -
традиционная для индийских
храмов пирамидальная баш-Ня" покрытая каменным узором - имеет высоту 60 мет-РОВ
и царит над городскими
улицами, плоскими крыша-ми домов и дворцом бывших правителей Танджавура. Великий
храм посвящен богу
Шиве и воздвигнут по приказу Раджараджи - одного из правителей империи
Чолов, во времена которого были покорены северная часть Цейлона и некоторые
районы Бенгалии, а империя
Чолов достигла вершины своего могущества. Строительство храма было начато около
985 года, а завершено в
1009 году (по другим сведениям - в 1012 году). Его создание - одно из самых
выдающихся достижений
искусства эпохи Чолов. Великий храм Брахадисвара стал сильнейшей крепостью Южной
Индии. Рядом с храмом
были построены две но-вые улицы - специально для храмовых танцовщиц, знавших
древнее искусство танца
"бхаратнатьям". Помимо танцев, в Танджавуре зародился новый тип музыки -
"карнатикский". В Великом храме
и сегодня продолжают устраиваться концерты карнатикской музыки в исполнении
лучших музыкантов. А вот в
стиле "бхаратнатьям" уже давно никто не танцует - древнее искусство утрачено.
Императоры династии Чолов
дарили храму золото, ук-рашения, драгоценные камни, земли и деревни. До сих пор
Великий храм является
одним из самых богатых храмов юга Индии. В его подземельях сохраняются сокровища,
начиная еще со времен
империи Чолов. И последующие правители Танджавура - императоры Виджаянагара,
наяки Мадурай,
маратхские махараджи - щедро одаряли Великий храм. Это считалось и продолжает
считаться богоугодным
делом. Сокровища Великого храма - тайна за семью печатями. Жрецы никому не
показывают их, и в
сокровищницы не допускается никто из посторонних. В облике храма Брахадисвара
яркое выражение нашло
могущество государства Чолов. Храм окружают две стены, внешняя и внутренняя, с
контрфорсами и бастионами.
Вдоль внешней стены храма тянется ров, наполненный водой. Оборонительные
сооружения храма дополняет
высокий вал. Мост, перекинутый через ров, и каменные во-рота выводят на
просторный открытый двор,
вымощенный камнем и окруженный невысокими постройками. Парапет внутренней стены
украшен
многочисленными фигурками танцовщиц, вырезанными из камня. Их застывшие в камне
движения полны
изящества и экспрессии.
99 He образы ли это тех самых храмовых танцовщиц, живших некогда у стен Великого
храма? Розовато-серый,
тяжело поднимающийся вверх пирамидальный гопурам храма исполнен монументальности
и непоколебимой
мощи. Его строгий облик подчеркивается ритмичным повторением и чередованием
архитектурных деталей, как
бы делящих башню на тринадцать ярусов, но эти детали не нарушают общей
пирамидальной формы башни.
Прямоугольный нижний ярус гопурама, служащий пьедесталом для всего сооружения,
покрыт каменной резьбой и
скульптурой. Статуи, некоторые из которых достигают грандиозных размеров,
установлены в не-глубоких нишах.
На первом месте, конечно, многочисленные статуи танцующего бога Шивы, его
супруги Парвати и других богов
индийского пантеона. За ними - бес-конечная череда божеств помельче и
мифологических героев, императоров
и танцовщиц. В этом шествии каменных фигур можно увидеть фигуру... европейца!
Кто он, этот загадочный
путешественник, попавший в Индию X столе-тия? Известно, что империя Чолов имела
тесные связи с Европой, и
какие-то европейцы время от времени появлялись при дворе императоров. Но кто
они, каким путем попадали в
Индию - остается загадкой. Может быть, ког-да-нибудь об этом смогут поведать
старинные рукописи,
хранящиеся в храме. Большинство из них до сих пор не прочитаны. Внутренние стены
Великого храма украшают
древние фрески времен империи Чолов. Они напоминают фрески пещерных храмов
Аджанты, в них преобладают
те же тона - коричневые, белые, желтые, зеленые. Краски на некоторых фресках
осыпались и потускнели от
древности, н° линия рисунка остается четкой и выразительной. На Фресках
изображены застывшие в
стремительном движении танцующие "девадаси" - храмовые танцовщицы, Напоминающие
летящих богинь;
погруженные в разду-, аскетичные древние мудрецы - риши; пышно оде-императоры
династии Чолов в высоких
тиарах.
10"L Великий храм Брахадисвара в Танджавуре - один из крупнейших южноиндийских
храмов. Он включен в
спи-сок всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
ХРАМ МИНАКШИ В МАДУРАЕ
Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае располагается в южноиндийском штате
Тамилнаду,
приблизительно в 520 километрах от Мадраса. "Минакши" означает "рыбьеглазая".
Так, по преданию, звали
принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие "рыбьи" глаза. Была у
нее и еще одна
особенность - она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители
призвали на совет нескольких
самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь Принцессы исчезнет
в тот день, когда она
повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот
1OO
день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшим перед ней под
именем Сундарешвара --
"Повелитель красоты". Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом
Шивой. В память об этом
событии в Мадурае в XVII веке был сооружен громадный храмовый комплекс. Здесь
хранятся святыни, связанные
с Минакши и Шивой-Сундарешва-рой, и поэтому до сих пор это святилище остается
одним из центров
паломничества в Индии. Создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом)
относится к годам
расцвета Мадурая. Когда под натиском мусульманских султанов пало соседнее северное
государство
Виджаянагар, Мадурай стал последним оплотом древней индийской культуры. С именем
правите-ля Мадурая -
царя Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623-1659 годах, связан
последний взлет средневекового
индийского храмового зодчества. Архитектура индуистских храмов отвечает основным
положениям индуизма -
универсальной религии, распространенной далеко за пределами Индии. Центральной
идеей индуизма является
положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о
перевоплощении душ. Всякое новое
воплощение считается звеном в длинной цепи рождений: человек умирает, но его
душа обретает новое тело. Так
продолжается до тех пор, пока эта личная душа - Атман - не сольется с вселенским
абсолютом - Брахманом.
Место, где человек вновь воплоща-ется, его положение в обществе и судьба зависят
от его деяний, благих или
дурных поступков в прошлых воплощениях. Возмездие за грехи определяется законом
кармы. Нормы праведной
жизни устанавливает дхарма - правила поведения, указывающие, что есть добро, а
что зло. Путем, ведущему к
конечному "освобождению" от пут кармы и спасению считается высшая абстрактная
мудрость ("путь знания"). В
этом состоит принципиальное отличие индуизма от христианства, где путем к
спасению является не
бесстрастный "путь знания", а любовь к ближнему.
105 Храмовый комплекс Минакши занимает площадь 258 х 223 метра. Распланированную
территорию ансамбля
со множество внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башенгопурамов.
Четыре из них
возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот, другие
четыре, меньших размеров
- на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого
гопурама составляет 50
метров. для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются
к вершине башни,
которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный ва-лик-цилиндр.
Большинство зданий из всего
комплекса храмовых по-строек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по
красоте Тысячеколонный
зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее - в середине XVI века. В облике
главного святилища храма
Минакши можно увидеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в
период упадка. Храм,
построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился
традиционной для древних
храмов Индии башни-шик-хары. Это всего лишь невысокое здание с плоской кры-шей,
окруженное обширной
сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями. Богатство
украшенных фигурами
колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого
лабиринта выделяется
знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более
двух тысяч колонн.
Считается, что здесь невозможно найти двух похожих колонн. При этом они
оформлены с необычайной
Щедростью, убранство многих колонн выглядит даже пе-РегРУженным, но при этом они
не теряют своего
изящества и выглядят очень пышно. Изучение скульптур, которые украшают колонны,
могло бы занять много
месяцев. *~реди них - боги, богини, эпические герои, танцовщи-чь? и музыканты,
драконы, фантастические
существа, °тные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое
104 богатство индийской мифологии. В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей,
но сам храм Минакши
продолжает функционировать и оставаться местом паломничества сюда ежегодно
устремляются десятки тысяч
людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес, которые Шива якобы свершил в
храме Минакши. Перед
входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду,
называемом прудом Золотой
Лилии и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая
отвесная лестница, окруженная
расписной колоннадой. Храм открыт для паломников и днем и ночью. Много-численные
торговцы держат здесь
свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами - от крошечных фигурок Шивы до
пряностей и благовоний.
Весьма популярна так-же сандаловая паста - ее приносят в дар богам для ума-щения
священных статуй
Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном
помещении и доступно толь-ко
ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным. Центральная ось
храма и святилища Сундарешвара
направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход
для торжественной процессии
- пуджа, ведущий вокруг святилища, что позволяет обойти вокруг него по часовой
стрелке. По особым
праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и
торжественно провозят
вокруг храма. В колесницу впряжен слон - в честь слоноподобного бога Ганеша.
Фигура этого бога тоже часто
встречается в храме. В храме Минакши часто организуются приуроченные к
праздникам торжественные
процессии, сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе-феврале в Мадурае
отмечается праздник Теппам
- "праздник на плотах", который всегда привлекает множество паломников.
Изображения Шивы-Сундарешвары
и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному
озеру Мариамман-Теппаккулам.
За ними на плотах и лод-?
1O5 ках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера
стоит храм, построенный в то
же самое время, что храм Минакши. Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими
другими храмовыми
ансамблями Южной Индии завершил собой эпоху традиционной индийской храмовой
архитектуры В период
начавшийся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в
Индии прекратилось. L
ХРАМ "ЗУБА БУДДЫ" В КАНДИ
В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится
древний город Канди,
легендарная столица островного королевства, сохранявшего свою независимость до
1815 года. Этот
прекраснейший город прекрасного острова называют "жемчужиной Цей-лона". С 1540
года он был резиденцией
сингальских королей. В 1815 году английские войска захватили Канди, а последний
кандийский правитель
Викрама Раджасингхе был выслан в Индию. Канди лежит в горной долине. По склонам
окрестных гор разбросаны
чайные фабрики, а внизу, в озере Канди, отражается величественный храм Далада
Малигава - храм Святого
Зуба, храм "Зуба Будды". Мерные звуки бараба-нов, в которые бьют буддийские
монахи по утрам и вече-рам,
эхом разносятся среди горных утесов... Храму Далада Малигава около двухсот
пятидесяти лет. Он построен в
первой половине XVIII столетия. Центром
107 архитектурной композиции является восьмиугольная баш-я __ хранилище
священной реликвии. Рядом
находится небольшая дагоба - так на Цейлоне называются буддийские ступы. Внутри
храм поражает
великолепием и роскошью убранства. Он украшен великолепными фресками. На них
изображены все двадцать
четыре Будды - предыдущие воплощения Будды Гаутамы Священная реликвия храма -
зуб Будды - был привезен
на Цейлон в 371 году. До этого в течение нескольких столетий он находился
в Индии. По преданию, IV
правитель Калинги, терпя поражения в войнах и опасаясь за судьбу своего
государства, решил отправить
святыню на Цейлон. Его дочь спрятала зуб Будды в прическе и пере-правила
реликвию на остров. С давних
времен существовало поверье, что этот зуб обладает волшебной силой: кому он
принадлежит, тому принадлежит
власть. Поэтому зуб Будды всегда принадлежал королевской династии, и он хранился
во дворце сингальских
королей. Первоначально зуб находился в городе Анурадхапуре, затем его перенес-ли
в Полоннаруву, а в начале
XVIII века переправили в Канди. Тогда специально для хранения этой реликвии и
был построен храм Далада
Малигава. С той поры и до сегодняшнего дня храм стал местом паломничества сотен
тысяч буддистов.
Португальцы, высадившиеся в XVI веке на острове и не раз захватывавшие Канди,
однажды стерли город с лица
земли и уничтожили священный зуб. Но он появился вновь и стал предметом
поклонения. Во внутреннем дворе
храма находится хранилище, а в нем, за решетками комната-зала, постоянно
охраняемая двУмя монахами, в
ковчеге, состоящем из семи золотых, вложенных друг в друга сосудов, хранится
священная ре-иквия храма - зуб
Будды. Золото и алмазы, пожертвованные храму королем Раджасингхе, переливаются
на сте-а\ зала. Перед
входом в него стоит множество золотых Фигур.
По утрам старинные золотые чаши, стоящие в зале наполняют жертвенным рисом и
молоком Дважды в день
реликвию орошают водой из золотых кувшинов. Зал, в котором хранится зуб,
запирается на три замка, а ключи от
них хранятся у трех монахов. Фотографировать реликвию строго запрещено. Из
европейцев ее видели всего несколько
человек, в том числе немецкий ученый-естество-испытатель Геккель.
Побывав в 1881 году в Канди, он
вы-разил сомнение в том, что "кусок слоновой кости длиной 5,5 сантиметра и
толщиной 2,5 сантиметра* мог
вообще принадлежать человеку, пусть даже и Будде. Теперь священный зуб не
показывают никому из
иностранцев С храмом Далада Малигава связан праздник нового урожая риса -
Ахитсахал. С рисового поля,
дарованного не-когда царем храму и расположенного в пяти километрах от Канди,
собирают первый урожай риса
и привозят его в храм. Здесь рис варят в воде, взятой из колодца храма Далада
Малигава, подносят его для
освящения к зубу Буд-ды, а затем раздают нищим и паломникам В честь "священного
зуба" уже несколько сот
лет еже-годно устраивается праздник Эсала Перахера - один из самых крупных
национально-религиозных
праздников Цейлона. Он длится четырнадцать дней и достигает своей кульминации в
августовское полнолуние.
Эсала - последний месяц лета на Цейлоне, а Перахера - это нечто вроде
христианского крестного хода.
Согласно одной из легенд, проведение этой уходящей своими корнями в глубокую
древность церемонии связано
с победой бога Вишну над демонами-асурами. По другим сведениям, которые приводят
сингальские летопис-цы,
Эсала Перахера устраивается в память об успешном походе царя Гаджабаху I (II век
н.э.), в результате которого
были захвачены богатые трофеи, в том числе золотые браслеты богини Паттини. В
Индии эта богиня известна как
Каннахи - воплощение верной жены. Для участия в процессии из храма "Зуба Будды"
выносят священные
изображения и символы. Ниламе, настоя-109 === ль храма Далада Малигава, выносит
золотую шкатулку зубом
Будды и бережно ставит ее в сверкающий драго-енностями паланкин, который
устанавливают на спине слона.
Главное событие праздника - шествие слонов в великолепном праздничном убранстве.
Их бивни украшены серебром.
Нигде невозможно увидеть такое множество слонов сразу, как в Канди во
время праздника Эсала
Перахе-ра Торжественная процессия слонов важно марширует мимо храма "Зуба
Будды". Один из слонов,
"королевс-кий", несет на своей спине разукрашенный ларец со священным зубом, за
ним вышагивают еще сто
слонов. Шествие слонов неторопливо движется по улицам Канди на радость множеству
туристов, которые
съезжаются в эти дни в Канди со всего света. Замыкает процессию толпа
паломников. Уч
...Закладка в соц.сетях