Купить
 
 
Жанр: Политика

Основы геополитики (геополитическое будущее России)

страница №8

льная
стратегия, основанная на этой геополитике, привела Запад
к установлению планетарного могущества. Но развитие техники
привело к освоению воздушного пространства, что сделало
актуальным разработку "геополитики воздуха".

В отличие от "геополитики моря", законченной и вполне разработанной,
полноценной "геополитики воздуха" не существует.
Фактор воздухоплавания добавляется к общей геополитической
картине. Но некоторые соотношения при актуализации воздушной
среды и связанных с ней новых типов вооружений - стратегической
авиации, межконтинентальных ракет и ядерного оружия
- значительно изменились.

Освоение воздушного пространства в некоторой степени уравняло
между собой Сушу и Море, так как для самолетов и ракет
разница между этими пространствами не так значительна. (Особенно
важным шагом было создание авианосцев, так как это
окончательно оторвало воздушные базы от Суши, сделав их независимыми
от качества земной поверхности.)

Вместе с тем развитие авиации изменило пропорции планетарного
масштаба, сделав Землю значительно "меньше", а расстояния
- "короче". Вместе с тем ракетостроение и развитие
стратегической авиации во многом релятивизировали традиционные
геополитические факторы - морские и сухопутные границы,
внутриконтинентальные базы и т.д.

Перенос вооружений на земную орбиту и стратегическое освоение
космического пространства были последним этапом "сжатия"
планеты и окончательной релятивизации пространственных
различий.

Актуальная геополитика помимо Суши и Моря вынуждена
учитывать еще две стихии - воздух и эфир (космическое про112


Современные геополитические теории и школы

странство). Этим стихиям на военном уровне соответствуют
ядерное оружие (воздух) и программа "звездных войн" (космос).
По аналогии с теллурократией (власть Суши) и талассократией
(власть Моря) эти две новейшие модификации геополитических
систем могут быть названы аэрократией (власть Воздуха) и эфирократией
(власть Эфира).

Карл Шмитт дал эскизный набросок этих двух новых сфер.
При этом самым важным и принципиальным его замечанием
является то, что и "аэрократия" и "эфирократия" представляют
собой дальнейшее развитие именно "номоса" Моря, продвинутые
фазы именно "талассократии", так как весь технический процесс
освоения новых сфер ведется в сторону "разжижения" среды, что,
по Шмитту, сопровождается соответствующими культурными и
цивилизационными процессами - прогрессивным отходом от
"номоса" Суши не только в стратегическом, но и в этическом,
духовном, социально-политическом смыслах.

Иными словами, освоение воздушной и космической сред есть
продолжение сугубо талассократических тенденций, а следовательно,
может рассматриваться как высшая стадия сугубо атлантической
стратегии.

В данном ракурсе ядерное противостояние блоков в холодной
войне представляется как конкуренция в условиях, навязанных
"морской Силой" heartland'y, вынужденному принимать условия
стратегической позиционной дуэли, диктуемые противоположной
стороной. Такой процесс активного "разжижения стихий",
сопряженный с логикой развития западного мира в технологическом
и стратегическом смыслах, параллелен наступательной
позиции атлантистов в их политике отрыва береговых зон от
континентального центра - в обоих случаях налицо наступательная
инициатива одного геополитическая лагеря и оборонительная
реакция другого.

На интеллектуальном уровне это выражается в том, что атлантисты
на теоретическом уровне разрабатывают "активную
геополитику", занимаясь этой наукой открыто и планомерно.


Геополитика в случае Запада выступает как дисциплина, диктующая
общие контуры международной стратегии. В случае же
Восточного блока она, не будучи долгое время официально при113


Основы геополитики

знанной, существовала и все еще продолжает существовать в качестве
"реакции" на шаги потенциального противника. Это была
и есть "пассивная геополитика", отвечающая на стратегический
вызов атантизма больше по инерции.

Если в случае ядерного оружия и авиации (в сфере аэрократии)
СССР смог ценой напряжения всех внутренних ресурсов
добиться относительного паритета, то на следующем этапе, в области
эфирократии произошел структурный надлом, и конкуренция
в области технологий, связанных со "звездными войнами",
привела к окончательному геополитическому проигрышу и
к поражению в холодной войне.
 Для понимания сущности геополитических процессов в ядерном
мире и в условиях освоения орбитальных пространств замечание
Карла Шмитта о том, что аэрократия и эфирократия являются
не самостоятельными цивилизационными системами, но
лишь развитием "номоса" Моря, является фундаментальным.

2.4 Две версии новейшего атлантизма

Победа атлантистов над СССР (heartland'OM) означала вступление
в радикально новую эпоху, которая требовала оригинальных
геополитических моделей. Геополитический статус всех традиционных
территорий, регионов, государств и союзов резко менялся.
Осмысление планетарной реальности после окончания холодной
войны привело атлантистских геополитиков к двум принципиальным
схемам.

Одна из них может быть названа "пессимистической" (для
атлантизма). Она наследует традиционную для атлантизма линию
конфронтации с heartland'OM, которая считается не законченной
и не снятой с. повестки дня вместе с падением СССР, и
предрекает образование новых евразийских блоков, основанных
на цивилизационных традициях и устойчивых этнических архетипах.
Этот вариант можно назвать "неоатлантизмом", его
сущность сводится, в конечном итоге, к продолжению рассмотрения
геополитической картины мира в ракурсе основополагающего
дуализма, что лишь нюансируется выделением дополнительных
геополитических зон (кроме Евразии), которые также

114


Современные геополитические теории и школы

могут в дальнейшем стать очагами противостояния с Западом.
Наиболее ярким представителем такого неоатлантистского подхода
является Самуил Хантингтон.

Вторая схема, основанная на той же изначальной геополитической
картине, напротив, оптимистична (для атлантизма) в том
смысле, что рассматривает ситуацию, сложившуюся в результате
победы Запада в холодной войне, как окончательную и бесповоротную.
На этом строится теория "мондиализма", концепции Конца
Истории и One World (Единого Мира), которая утверждает,
что все формы геополитической дифференциации - культурные,
национальные, религиозные, идеологические, государственные
и т.д. - вот-вот будут окончательно преодолены, и наступит
эра единой общечеловеческой цивилизации, основанной на принципах
либеральной демократии. История закончится вместе с
геополитическим противостоянием, дававшим изначально главный
импульс истории. Этот геополитический проект ассоциируется
с именем американского геополитика Фрэнсиса Фукуямы,
написавшего программную статью с выразительным названием
"Конец Истории". Об этой мондиалистской теории речь пойдет в
следующей главе.

Разберем основные положения концепции Хантингтона, которая
является ультрасовременным развитием традиционной для
Запада атлантистской геополитики. Важно, что Хантингтон строит
свою программную статью "Столкновение цивилизаций" (Clash
of civilisation) как ответ на тезис Фукуямы о "Конце Истории".

Показательно, что на политическом уровне эта полемика соответствует
двум ведущим политическим партиям США: Фукуяма
выражает глобальную стратегическую позицию демократов,
тогда как Хантингтон является рупором республиканцев.
Это достаточно точно выражает сущность двух новейших геополитических
проектов - неоатлантизм следует консервативной
линии, а "мондиализм" предпочитает совершенно новый подход,
в котором все геополитические реальности подлежат полному
пересмотру.

115


Основы геополитики

2.5 Столкновение цивилизаций: неоатлантизм
Хантингтона

Смысл теории Самуила II. Хантингтона, директора Института
Стратегических Исследований им. Джона Олина при Гарвардском
университете, сформулированный им в статье "Столкновение
цивилизаций"^ (которая появилась как резюме большого
геополитического проекта "Изменения в глобальной безопасности
и американские национальные интересы"), сводится к следующему:


Видимая геополитическая победа атлантизма на всей планете
- с падением СССР исчез последний оплот континентальных
сил - на самом деле затрагивает лишь поверхностный срез действительности.
Стратегический успех НАТО, сопровождающийся
идеологическим оформлением, - отказ от главной конкурентной
коммунистической идеологии, - не затрагивает глубинных
цивилизационных пластов. Хантингтон вопреки Фукуяме
утверждает, что стратегическая победа не есть цивилизационная
победа; западная идеология - либерал-демократия, рынок и т.д.
- стали безальтернативными лишь временно, так как уже скоро
у незападных народов начнут проступать цивилизационные и
геополитические особенности, аналог "географического индивидуума",
о котором говорил Савицкий.

Отказ от идеологии коммунизма и сдвиги в структуре традиционных
государств - распад одних образований, появление других
и т.д. - не приведут к автоматическому равнению всего
человечества на универсальную систему атлантистских ценностей,
но, напротив, сделают вновь актуальными более глубокие
культурные пласты, освобожденные от поверхностных идеологических
клише.

Хантингтон цитирует Джорджа Вейгеля: "десекуляризация
является одним из доминирующих социальных факторов в конце
XX века". А следовательно, вместо того, чтобы отбросить религиозную
идентификацию в Едином Мире, о чем говорит Фукуяма,
народы, напротив, будут ощущать религиозную принадлежность
еще более живо.
Хантингтон утверждает, что наряду с западной (= атлантист116


^

о

Ат^нтистский.
^^^^^апад

^

^^  ^

^^г^

' Славяно - православная
- \м.лc°^^ \ цивилизация

^ /t

^(^^\ ^ Латиноапериканскд^ \ ^ цивилизация f \ if V JX'AIJ 1 f ^^^^^J Исламск^ мХ ^^тенциальна? ^Африк^Йс^я ^ц^вилЛар^ия ^ /уКонф^ ^ \1 Цивили^Ь ?~"^А\ ^^ ^^жая^^ Японская \ рхоокеанская) 1 1) цивилизация ^
^^^^ ^ ^Фр^см^нт Запада
' u/^l фрагмент Западу
8 цивилизаций (по Хантингтону).


Основы геополитики

ской) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и
Западную Европу, можно предвидеть геополитическую фиксацию
еще семи потенциальных цивилизаций:

1) славяно-православная.

2) конфуцианская (китайская),

3) японская,

4) исламская,

5) индуистская,

6) латиноамериканская
и возможно, 7) африканская^.

Конечно, эти потенциальные цивилизации отнюдь не равнозначны.
Но все они едины в том, что вектор их развития и становления
будет ориентирован в направлении, отличном от траектории
атлантизма и цивилизации Запада. Так Запад снова окажется в
ситуации противостояния. Хантингтон считает, что это практически
неизбежно и что уже сейчас, несмотря на эйфорию мондиалистских
кругов надо принять за основу реалистическую формулу:
"The West and The Rest" ("Запад и Все Остальные")^.

Геополитические выводы из такого подхода очевидны: Хантингтон
считает, что атлантисты должны всемерно укреплять стратегические
позиции своей собственной цивилизации, готовиться
к противостоянию, консолидировать стратегические усилия, сдерживать
антиатлантические тенденции в других геополитических
образованиях, не допускать их соединения в опасный для Запада
континентальный альянс.
Он дает такие рекомендации:

"Западу следует

- обеспечивать более тесное сотрудничество и единение в рамках
собственной цивилизации, особенно между ее европейской и
североамериканской частями;

- интегрировать в Западную цивилизацию те общества в Восточной
Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к западной;
- обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией;
- предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями
в глобальные войны;

118


Современные геополитические теории и школы

- ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских государств;


- приостановить свертывание западной военной мощи и обеспечить
военное превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии;
- использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских
и конфуцианских стран;

- поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и
интересы в других цивилизациях;

- усилить международные институты, отражающие западные интересы
и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных
государств в эти институты."""*

Это является краткой и емкой формулировкой доктрины неоатлантизма.


С точки зрения чистой геополитики, это означает точное следование
принципам Мэ^эна и Спикмена, причем акцент, который
Хантингтон ставит на культуре и цивилизационных различиях
как важнейших геополитических факторах указывает на
его причастность к классической школе геополитики, восходящей
к "органицистской" философии, для которой изначально было
свойственно рассматривать социальные структуры и государства
не как механические или чисто идеологические образования,
но как "формы жизни".


В качестве наиболее вероятных противников Запада Хантингтон
указывает Китай и исламские государства (Иран, Ирак, Ливия
и т.д.). В этом сказывается прямое влияние доктрин Мэйнига
и Кирка, считавших, что ориентация стран "береговых зон",
rimland - а "конфуцианская" и исламская цивилизации геополитически
принадлежат преимущественно именно к rimland -
важнее, чем позиция heartland'a. Поэтому в отличие от других
представителей неоатлантизма - в частности, Пола Вольфовица
- Хантингтон видит главную угрозу отнюдь не в геополитическом
возрождении России-Евразии, heartland'a или какого-то нового
евразийского континентального образования.

В докладе же американца Пола Вольфовица (советника по
делам безопасности) правительству США в марте 1992 года говорится
о "необходимости не допустить возникновения на европейском
и азиатском континентах стратегической силы, способ119


Основы геополитики

ной противостоять США"*"*, и далее поясняется, что самой вероятной
силой, которая имеется здесь в виду, является России, и
что против нее следует создать "санитарный кордон" на основе
стран Прибалтики. В данном случае американский стратег Вольфовиц
оказывается ближе к Макиндеру, чем к Спикмену, что
отличает его взгляды от теории Хантингтона.

Во всех случаях, независимо от определения конкретного потенциального
противника, позиция всех неоатлантистов остается
сущностно единой: победа в холодной войне не отменяет угрозы
Западу, исходящей из иных геополитических образований
(настоящих или будущих). Следовательно, говорить о "Едином
Мире" преждевременно, и планетарный дуализм талассократии
(укрепленной аэрократией и эфирократией) и теллурократии остается
главной геополитической схемой и для XXI века.

Новой же и более общей формулой такого дуализма становится
тезис Хантингтона The West and The Rest.

Глава 3


Мондиализм

3.1 Предыстория мондиализма

Концепция "мовдиализма" возникла задолго до окончательной
победы Запада в холодной войне.

Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности"полной
планетарной интеграции, перехода от множественности
государств, народов, наций и культур к униформному миру
- One World.

Истоки этой идеи можно разглядеть в некоторых утопических
и хилиастических движениях, восходящих к Средневековью
и, далее, к глубокой древности. В ее основе лежит представление,
что в какой-то кульминационный момент истории произойдет
собирание всех народов земли в едином Царстве, которое
не будет более знать противоречий, трагедий, конфликтов и
проблем, свойственных обычной земной истории. Помимо чисто

121


Основы геополитики

мистической версии мондиалистской утопии существовали и ее
рационалистические версии, одной из которых можно считать
учение о "Третьей Эре" позитивиста Огюста Конта или гуманистическую
эсхатологию Лессинга.

Мондиалистские идеи были свойственны чаще всего умеренным
европейским и особенно английским социалистам (некоторые
из них были объединены в "Фабианское общество"). О
едином Мировом Государстве говорили и коммунисты. С другой
стороны, аналогичные мондиалистские организации создавались
начиная с конца XIX века и крупными фигурами в мировом
бизнесе - например, сэром Сэсилом Роудсом, организовавшим
группу "Круглый Стол", члены которой должны были "способствовать
установлению системы беспрепятственной торговли
во всем мире и созданию единого Мирового Правительства." Часто
социалистические мотивы переплетались с либерал-капиталистическими,
и коммунисты соседствовали в этих организациях
с представителями крупнейшего финансового капитала. Всех
объединяла вера в утопическую идею объединения планеты.


Показательно, что такие известные организации как Лига Наций,
позже ООН и ЮНЕСКО были продолжением именно таких
мондиалистских кругов, имевших большое влияние на мировую
политику.

В течение XX века эти мондиалистские организации, избегавшие
излишней рекламы, и часто даже носившие "секретный"
характер, переменяли много названий. Существовало "Универсальное
движение за мировую конфедерацию" Гарри Дэвиса, "Федеральный
Союз" и даже "Крестовый поход за Мировое Правительство"
(организованный английским парламентарием Генри
Асборном в 1946 году).

По мере сосредоточения всей концептуальной и стратегической
власти над Западом в США, именно это государство стало
главным штабом мондиализма, представители которого образовали
параллельную власти структуру, состоящую из советников,
аналитиков, центров стратегических исследований.

Так сложилось три основные мондиалистские организации, о
самом существовании которых общественность Запада узнала
лишь относительно недавно. В отличие от официальных струк122


Современные геополитические теории и школы

тур эти группы пользовались значительно большей свободой проектирования
и исследований, так как они были освобождены от
фиксированных и формальных процедур, регламентирующих деятельность
комиссий ООН и т.д.

Первая - "Совет по международным, отношениям" (Council
on Foreign Relations, сокращенно C.F.R). Ее создателем был крупнейший
американский банкир Морган. Эта неофициальная организация
была занята выработкой американской стратегии в
планетарном масштабе, причем конечной целью считалось полная
унификация планеты и создание Мирового Правительства.
Эта организация возникла еще в 1921 году как филиация "Фонда
Карнеги за вселенский мир", и все состоявшие в ней высокопоставленные
политики приобщались мондиалистским взглядам
на будущее планеты. Так как большинство членов C.F.R.
были одновременно и высокопоставленными дигнитариями шотландского
масонства, то можно предположить, что их геополитические
проекты имели и какое-то гуманистически-мистическое
измерение.

В 1954 году была создана вторая мондиалистская структура
- Бильдербергский клуб или Бильдербергская группа. Она объединяла
уже не только американских аналитиков, политиков, финансистов
и интеллектуалов, но и их европейских коллег. С американской
стороны она была представлена исключительно членами
C.F.R. и рассматривалась как ее международное продолжение.


В 1973 активистами Бильдербергской группы была создана
третья важнейшая мондиалистская структура - "Трехсторонняя
комиссия" или "Трилатераль" (Trilateral). Она возглавлялась
американцами, входящими в состав C.F.R. и Бильдербергской
группы, и имела помимо США, где расположена ее
штабквартира (адрес - 345 East 46th street. New York), еще две
штаб-квартиры - в Европе и Японии.

"Трехсторонней" комиссия названа по фундаментальным геополитическим
основаниям. Она призвана объединять под эгидой
атлантизма и США три "больших пространства", лидирующих
в техническом развитии и рыночной экономике :

123


Основы геополитики

1) Американское пространство, включающее в себя Северную и Южную
Америки;

2) Европейское пространство;

3) Тихоокеанское пространство, контролируемое Японией.

Во главе важнейших мондиалистских групп - Бильдерберга и
Трилатераля - стоит высокопоставленный член C.F.R. крупнейший
банкир Дэвид Рокфеллер, владелец "Чэйз Манхэттэн
банк".

Кроме него в самом центре всех мондиалистских проектов
стоят неизменные аналитики, геополитики и стратеги атлантизма
Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер. Туда же входит и
знаменитый Джордж Болл.

Основная линия всех мондиалистских проектов заключалась
в переходе к единой мировой системе, под стратегической доминацией
Запада и "прогрессивных", "гуманистических", "демократических"
ценностей. Для этого вырабатывались параллельные
структуры, состоящие из политиков, журналистов, интеллектуалов,
финансистов, аналитиков и т.д., которые должны были подготовить
почву перед тем, как этот мондиалистский проект Мирового
Правительства смог бы быть широко обнародован, так как
без подготовки он натолкнулся бы на мощное психологическое
сопротивление народов и государств, не желающих растворять
свою самобытность в планетарном melting pot.

Мондиалистский проект, разрабатываемый и проводимый этими
организациями, не был однороден. Существовало две его основные
версии, которые, различаясь по методам, должны были
теоретически привести к одной и той же цели.

3.2 Теория конвергенции

Первая наиболее пацифистская и "примиренческая" версия
мондиализма известна как "теория конвергенции". Разработанная
в 70-е годы в недрах C.F.R. группой "левых" аналитиков
под руководством Збигнева Бжезинского, эта теория предполагала
возможность преодоления идеологического и геополитического
дуализма холодной войны через создание нового культур124


Современные геополитические теории и школы

но-идеологического типа цивилизадии, который был бы промежуточным
между социализмом и капитализмом, между чистым
атлантизмом и чистым континентализмом.

Марксизм Советов рассматривался как преграда, которую можно
преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической,
ревизионистской версии - через отказ от тезисов "диктатуры
пролетариата", "классовой борьбы", "национализации средств производства"
и "отмены частной собственности". В свою очередь,
капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу
рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики
и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть
найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы
и западные демократические режимы, и социальная этика
коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях).


Мировое Правительство, которое могло бы появиться на основе
"теории конвергенции", мыслилось как допущение Москвы до
атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном.
В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война
заканчивалась бы, народы смогли бы сбросить тяжесть геополитического
напряжения.

Важно провести здесь параллель с переходом технологических
систем от "талассократии" к "эфирократии": мондиалистские
политики начинали смотреть на планету нс глазами обитателей
западного континента, окруженного морем (как традиционные
атлантисты), но глазами "астронавтов на космической орбите".
В таком случае их взгляду представал действительно One
World, Единый Мир.

Мондиалистские центры имели своих корреспондентов и в Москве.
Ключевой фигурой здесь был академик Гвишиани, директор
Института Системных Исследований, который являлся чемто
вроде филиала "Трилатераля" в СССР. Но особенно успешной
была их деятельность среди крайне левых партий в Западной
Европе, которые в большинстве своем встали на путь "еврокоммунизма"
- а это и считалось основной концептуальной базой
для глобальной конвергенции.


125


Основы геополитики

3.3 Планетарная победа Запада

Теории конвергенции были той идеологической основой, на
которую ссылались Михаил Горбачев и его советники, осуществившие
перестройку. При этом за несколько лет до начала советской
перестройки аналогичный проект начал реализовываться
в Китае, с которым представители "Трехсторонней комиссии"
установили тесные отношение с конца 70-х. Но геополитические
судьбы китайской и советской "перестроек" были различны. Китай
настаивал на "справедливом" распределении ролей и на соответствующих
сдвигах в идеологии Запада в сторону социализма.
СССР пошел по пути уступок значительно дальше.

Следуя за логикой американских мондиалистов, Горбачев начал
структурное преобразование советского пространства в сторону
"демократизации" и "либерализации". В первую очередь,
это коснулось стран Варшавского договора, а затем и республик
СССР. Началось сокращение стратегических вооружений и идеологическое
сближение с Западом. Но в данном случае следует
обратить внимание на тот факт, что годы правления Горбачева
приходятся на период президентства в США крайних республиканцев
- Рейгана и Буша. Причем Рейган был единственным
за последние годы президентом, последовательно отказывавшимся
участвовать во всех мондиалистских организациях. По убеждениям
он был жесткий, последовательный и бескомпромиссный
атлантист, либерал-рыночник, не склонный ни к каким компромиссам
с "левыми" идеологиями даже самого умеренного демократического
или социал-демократического толка. Следовательно,
шаги Москвы, направленные на конвергенцию и создание Мирового
Правительства со значительным весом в нем представителей
Восточного блока, на противоположном полюсе имели самые
неблагоприятные идеологические препятствия. Атлантист
Рейган (позже Буш) просто использовали мондиалистские реформы
Горбачева в сугубо утилитарных целях. Добровольные
уступки heartland'a не сопровождались соответствующими уступками
со стороны Sea Power, и Запад не пошел ни на геополитические,
ни на идеологические компромиссы с самоликвидирующейся
Евразией. НАТО не распустился, а его силы не поки126


Современные геополитические теории и школы

нули ни Европу, ни Азию. Либерально-демократическая идеология
еще более укрепила свои позиции.

В данном случае мондиализм выступил не как самостоятельная
геополитическая доктрина, реализовавшаяся на практике, но
как прагматически использованный инструмент в "холодной войне",
от логики которой, основанной на тезисах Макиндера и Мэхэна,
США так и не отказались.

3.4 "Конец Истории" Фрэнси

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.