Жанр: Политика
Основы геополитики (геополитическое будущее России)
...ном. Они таковы:
1 ) Поверхность территории
2) Природа границ
3) Объем населения
4) Наличие или отсутствие полезных ископаемых
5) Экономическое и технологическое развитие
6) Финансовая мощь
7) Этническая однородность
8) Уровень социальной интеграции
9) Политическая стабильность
LO) Национальный дух
Если суммарный результат оценки геополитических возможностей государства
по этим критериям оказывается относительно невысоким,
это почти автоматически означает, что данное государство вынуждено
вступать в более общий стратегический союз, поступаясь частью своего
суверенитета ради глобальной стратегической геополитической протекции.
6.4 Срединный Океан
Ломимо переоценки значения rimland, Спикмен внес еще одно важное
дополнение в геополитическую картину мира, видимую с позиции
"морской силы". Он ввел чрезвычайно важное понятие "Срединного
Океана" - "Midland Ocean". В основе этого геополитического пред63
С точки зрения талассократии, Атлантический океан является "внутренним океаном" Запада,
"геополитическим озером", по берегам которого расположились представители единой
цивилизации.
Классики геополитики
ставления лежит подчеркнутая аналогия между Средиземным морем в
истории Европы, Ближнего Востока и Северной Африки в древности,
и Атлантическим океаном в новейшей истории западной цивилизации.
Так как Спикмен считал именно "береговую зону", rimland, основной
исторической территорией цивилизации, то Средиземноморский ареал
древности представлялся ему образцом культуры, распространившейся
впоследствии внутрь континента (окультуривание варваров Суши)
и на отдаленные территории, достижимые только с помощью морских
путей (окультуривание варваров Моря). Подобно этой средиземноморской
модели, в новейшее время в увеличенном планетарном масштабе
то же самое происходит с Атлантическим океаном, оба берега которого
- американский и европейский - являются ареалом наиболее развитой
в технологическом и экономическом смыслах западной цивилизации.
"Срединный океан" (Midland Ocean) становится, в такой перспективе,
не разъединяющим, но объединяющим фактором, "внутренним
морем" (mare internum). Таким образом, Спикменом намечается особая
геополитическая реальность, которую можно назвать условно "атлантическим
континентом", в центре которого, как озеро в сухопутном
регионе, располагается Атлантический океан. Этот теоретический
"континент", "новая Атлантида" связан общностью культуры
западноевропейского происхождения, идеологией либерал-капитализма
и демократии, единством политической, этической и технологической
судьбы.
Особенно Спикмен настаивал на роли интеллектуального фактора
в этом "атлантическом континенте". Западная Европа и пояс Восточного
побережья Северной Америки (особенно Нью-Йорк) становятся
мозгом нового "атлантического сообщества". Нервным центром
и силовым механизмом являются США и их торговый и военно-промышленный
комплекс. Европа оказывается мыслительным придатком
США, чьи геополитические интересы и стратегическая линия становятся
единственными и главенствующими дая всех держав Запада. Постепенно
должна сокращаться и политическая суверенность европейских
государств, а власть переходить к особой инстанции, объединяющей
представителей всех "атлантических" пространств и подчиненной
приоритетному главенству США.
Спикмен предвосхитил важнейшие политические процессы - соз3
Заказ 2801 65
Основы геополитики
дание "Северо-Атлантического Союза" (НАТО), уменьшение суверенности
европейских держав в послевоенном мире, планетарную гегемонию
США и т.д.
6.5 Архитектор американской победы
Основой своей доктрины Спикмен сделал не столько геополитическое
осмысление места США как "Морской Силы" в целом мире (как
Мэхэн), - возможно потому, что это уже стало фактом, - сколько
необходимость контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских
стран, Индии, Китая и т.д. - для окончательной победы в дуэли
континентальных и морских сил. Если в картине Макиндера планетарная
дуальность рассматривалась как нечто "вечное", "неснимаемое",
то Спикмен считал, что совершенный контроль над rimland со стороны
"морских держав" приведет к окончательной и бесповоротной победе
над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.
Фактически, это было предельным развитием "тактики анаконды",
которую обосновывал уже Мэхэн. Спикмен придал всей концепции законченную
форму.
Победа США как "Морской Силы" в холодной войне продемонстрировала
абсолютную геополитическую правоту Спикмена, которого можно
назвать "архитектором мировой -победы либерал-демократических
стран" над Евразией.
На данный момент представляется, что тезисы Спикмена относительно
стратегического верховенства rimland и о важности "Срединного
Океана" доказаны самой историей. Но теорию Макиндера о перманентности
стремления центра Евразии к политическому возрождению
и к континентальной экспансии тоже пока рано полностью отбрасывать.
С другой стороны, некоторые идеи Спикмена (особенно его последователя
Кирка, развившего еще более детально теорию rimland) были
поддержаны некоторыми европейскими геополитиками, увидевшими в
его высокой стратегической оценке "береговых территорий" возможность
заново вывести Европу в число тех стран, которые решают судьбы
мира. Но для этого пришлось отбросить концепцию "Срединного
Океана".
66
Классики геополитики
Несмотря на этот теоретический ход некоторых европейских геополитиков
(остающийся, впрочем, весьма двусмысленным), Спикмен принадлежит,
без всяких сомнений, к самым ярким и последовательным
t "атлантистам". Более того, он вместе с адмиралом Мэхэном может
быть назван "отцом атлантизма" и "идейным вдохновителем НАТО".
КарлХаусхофер -
"Континентальный блок"
7.1 Война и мысль
Именно Карлу Хаусхоферу (1869 - 1946) геополитика во многом
обязана тем, что она долгое время рассматривалась не просто как "псевдонаука",
но и как "человеконенавистническая", "фашистская", "людоедская"
теория.
Карл Хаусхофер родился в Мюнхене в профессорской семье. Он
решил стать профессиональным военным и прослужил в армии офицером
более двадцати лет. В 1908 - 1910 годах он служил в Японии и
Манчжурии в качестве германского военного атташе. Здесь он познакомился
с семьей японского императора и с высшей аристократией.
Слабое здоровье заставило Хаусхофера оставить довольно успешную
военную карьеру, и он вернулся в 1911 году в Германию, где и
прожил до конца жизни. Он занялся наукой, получив в Мюнхенском
университете звание "доктора". С этого времени Хаусхофер регуляр68
Классики геополитики
но публикует книги, посвященные геополитике в целом, и в частности,
геополитике тихоокеанского региона. Первой его книгой была "Дай
Нихон" "^, посвященная геополитике Японии.
Через своего ученика Рудольфа Гесс^Хаусхофер знакомится с Гитлером
сразу после заключения того в тюрьму вследствие неудачного
путча. Есть неподтвержденное историками мнение, что Хаусхофер принимал
участие в написании "Майн Кампф" в местах, посвященных некоторым
геополитическим категориям. Но концептуальный анализ показывает
существенную разницу между геополитическими воззрениями
Хаусхофера и упрощенными расистскими пропагандистскими пассажами
Гитлера.
В течение 20 лет начиная с 1924 года Хаусхофер издавал важнейший
геополитический журнал, имевший огромное международное значение
- "Geopolitik", позднее переименованный в "Zeitschrift fur
Geopolitik".
Большинство своих текстов он опубликовал именно в этом издании.
Отношения Хаусхофера с нацизмом были сложными. В некоторых
пунктах его взгляды сближались с взглядами национал-социалистов,
в некоторых - радикально расходились. В зависимости от периодов
нацистского правления и от личных отношений менялась и позиция
Хаусхофера в Третьем Райхе.
До 1936 года к нему благоволили (особенно сказывалась протекция
его младшего друга Гесса), позже началось охлаждение. После полета
Гесса в Англию Хаусхофер впал в немилость, а после казни его сына
Альбрехта по обвинению в участии в покушении на Гитлера в 1944 сам
Хаусхофер считался почти "врагом народа".
Несмотря на подобную двусмысленность его положения он был причислен
союзниками к "видным нацистам". Не выдержав стольких ударов
судьбы и крушения всех надежд Карл Хаусхофер вместе со своей
женой Мартой совершили самоубийство в 1946 году.
7.2 Новый Евразийский Порядок
Хаусхофер внимательно изучил работы Ратцеля, Челлена, Макиндера,
Видаля де ля Блаша, Мэхэна и других геополитиков. Картина
планетарного дуализма - "морские силы" против "континентальных
сил" или талассократия ("власть посредством моря") против теллу69
1. Вектора естественной геополитической экспансии евразийских Больших пространств.
2. Три евразийских ареала: 1. Западный (Евроафрика), 2. Осевой (собственно Евразия),
3. Восточный (тихоокеанский)
Классики геополитики
рократии ("власть посредством земли") - явилась для него тем ключом,
который открывал все тайны международной политики, к которой
он был причастен самым прямым образом. (В Японии, например, он
имел дело с теми силами, которые принимали самые ответственные
решения относительно картины пространства.) Показательно, что термин
"Новый Порядок", который активно использовали нацисты, а в
наше время в форме "Новый Мировой Порядок" американцы, впервые
был употреблен именно в Японии применительно к той геополитической
схеме перераспределения влияний в тихоокеанском регионе, которую
предлагали провести в жизнь японские геополитики.
Планетарный дуализм "Морской Силы" и "Сухопутной Силы" ставил
Германию перед проблемой геополитической самоидентификации.
Сторонники национальной идеи, а Хаусхофер принадлежал, без сомнения,
к их числу, стремились к усилению политической мощи немецкого
государства, что подразумевало индустриальное развитие, культурный
подъем и геополитическую экспансию. Но само положение Германии
в Центре Европы, пространственное и культурное Mittellage, делало
ее естественным противником западных, морских держав - Англии,
Франции, в перспективе США. Сами "талассократические" геополитики
также не скрывали своего отрицательного отношения к Германии
и считали ее (наряду с Россией) одним из главных геополитических
противников морского Запада.
В такой ситуации Германии было нелегко рассчитывать на крепкий
альянс с державами "внешнего полумесяца", тем более, что у Англии
и Франции были к Германии исторические претензии территориального
порядка. Следовательно, будущее национальной Великой Германии
лежало в геополитическом противостоянии Западу и особенно англосаксонскому
миру, с которым Sea Power фактически отождествилась.
На этом анализе основывается вся геополитическая доктрина Карла
Хаусхофера и его последователей. Эта доктрина заключается в необходимости
создания "континентального блока" или оси Берлин-Москва-Токио.
В таком блоке не было ничего случайного - это был единственный
полноценный и адекватный ответ на стратегию противоположного
лагеря, который не скрывал, что самой большой опасностью
для него было бы создание аналогичного евразийского альянса. Хаусхофер
писал в статье "Континентальный блок":
Основы геополитики
"Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа - немцы
и русские - всячески стремятся избежать междоусобного конфликта,
подобного Крымской войне или 1914 году: это аксиома европейской политики."^
Там же он цитировал американца Гомера Ли. - "Последний час
англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы, русские и
японцы соединятся"
Эту мысль на разные лады Хаусхофер проводил в своих статьях и
книгах. Эта линия получила название Ostorientierung, т.е. "ориентация
на Восток", поскольку предполагала самоидентификацию Германии,
ее народа и ее культуры как западного продолжения евразийской,
азиатской традиции. Не случайно англичане в период Второй мировой
войны уничижительно называли немцев "гуннами". Для геополитиков
хаусхоферовской школы это было вполне приемлемым.
В этой связи следует подчеркнуть, что концепция "открытости
Востоку" у Хаусхофера совсем не означала "оккупацию славянских
земель". Речь шла о совместном цивилизационном усилии двух континентальных
держав, - России и Германии, - которые должны были
бы установить "Новый Евразийский Порядок" и переструктурировать
континентальное пространство Мирового Острова с тем, чтобы полностью
вывести его из-под влияния "Морской Силы". Расширение немецкого
Lebensraum планировалось Хаусхофером не за счет колонизации
русских земель, а за счет освоения гигантских незаселенных азиатских
пространств и реорганизации земель Восточной Европы.
7.3 Компромисс с талассократией
Однако на практике все выглядело не так однозначно. Чисто научная
геополитическая логика Хаусхофера, логически приводившая к необходимости
"континентального блока" с Москвой, сталкивалась с многочисленными
тенденциями иного свойства, также присущими немецкому
национальному сознанию. Речь шла о сугубо расистском подходе
к истории, которым был заражен сам Гитлер. Этот подход считал самым
важным фактором расовую близость, а не географическую или
геополитическую специфику. Англосаксонские народы - Англия, США
- виделись в таком случае естественными союзниками немцев, так
Классики геополитики
как были им наиболее близки этнически. Славяне же и особенно небелые
евразийские народы превращались в расовых противников. К этому
добавлялся идеологический антикоммунизм, замешанный во многом
на том же расовом принципе - Маркс и многие коммунисты были
евреями, а значит, в глазах антисемитов, коммунизм сам по себе есть
антигерманская идеология.
Национал-социалистический расизм входил в прямое противоречие
с геополитикой или, точнее, неявно подталкивал немцев к обратной,
антиевразийской, талассократической стратегии. С точки зрения последовательного
расизма, Германии следовало бы изначально заключить
союз с Англией и США, чтобы совместными усилиями противостоять
СССР. Но, с другой стороны, унизительный опыт Версаля был
еще слишком свеж. Из этой двойственности вытекает вся двусмысленность
международной политики Третьего Райха. Эта политика постоянно
балансировала между талассократической линией, внешне оправданной
расизмом и антикоммунизмом (антиславянский настрой, нападение
на СССР, поощрение католической Хорватии на Балканах и
т.д.), и евразийской теллурократией, основанной на чисто геополитических
принципах (война с Англией и Францией, пакт РиббентропМолотов
и т.д.).
Поскольку Карл Хаусхофер был ангажирован, в некоторой степени,
в решение конкретных политических проблем, он был вынужден подстраивать
свои теории под политическую конкретику. Отсюда его контакты
в высших сферах Англии. Кроме того, заключение пакта Антикомминтерна,
т.е. создание оси Берлин-Рим-Токио, Хаусхофер внешне
приветствовал, силясь представить его предварительным шагом на пути
к созданию полноценного "евразийского блока". Он не мог не понимать,
что антикоммунистическая направленность этого союза и появление
вместо центра heartland'a (Москвы) полуостровной второстепенной
державы, принадлежащей rimland'y, есть противоречивая карикатура
на подлинный "континентальный блок".
Но все же такие шаги, продиктованные политическим конформизмом,
не являются показательными для всей совокупности геополитики
Хаусхофера. Его имя и идеи полноценней всего воплотились именно в
концепциях "восточной судьбы" Германии, основанной на крепком и
долговременном евразийском союзе.
КарлШмитт -
"Бегемот versus Левиафан^
8.1 Консервативный революционер
Немец Карл Шмитт (1888 - 1985) известен как выдающийся юрист,
политолог, философ, историк. Но все его идеи неразрывно связаны с
геополитическими концепциями, и основные его работы - "Номос Земли""^,
"Земля и море""^ и т.д. посвящены именно осмыслению геополитических
факторов и их влияния на цивилизацию и политическую
историю.
Карл Шмитт был близок к немецким представителям Консервативной
Революции, парадоксальному течению, которое совмещало в себе
национально-консервативные и социально-революционные элементы.
Судьба Шмитта - это судьба его книг, его юридическо-философской
школы. Как и у многих других консервативных революционеров, его
отношения с национал-социалистическим режимом были двойственными.
С одной стороны, его теории, безусловно, повлияли на нацист74
Классики геополитики
скую идеологию. Особенным успехом пользовались его политологические
книги "Политическая теология"'"' и "Понятие политического"T,
в которых Шмитт дал развернутую критику либерального права и идеи
"правового государства". В этих текстах уже даны очертания всего
последующего интеллектуального творчества Шмитта - в них заметен
предельный политический реализм, стремление освободить политологические
проблемы от гуманитарной риторики, сентиментального
пафоса, социальной демагогии. Это вполне соответствовало националсоциалистическому
духу.
Вместе с тем вся концепция Шмитта была основана на фундаментальной
идее "прав народа" (Volksrechte), которые он противопоставлял
либеральной теории "прав человека". В его понимании всякий народ
имел право на культурную суверенность, на сохранение своей духовной,
исторической и политической идентичности. Такой же подход
был характерен для некоторых национал-социалистов, считающих эту
идеологию универсальной и применимой для всех народов земли. Но
доминирующей линией режима стал именно пангерманизм, основанный
на шовинизме и узко националистическом подходе. Поэтому
Шмитт, с его теорией "прав народов", подвергался резкой критике,
особенно со стороны идеологов СС (в 1936 в органе СС "Schwarze
Korps" была опубликована агрессивно угрожающая статья в его адрес).
Идейное формирование Шмитта проходило в той же атмосфере идей
"органицистской социологии", что и у Ратцеля и Челлена, но на него
повлияли также романтические теории "Света Севера" (Nordlicht),
согласно которым социально-политические формы и государственные
образования коренятся не в механическом функционировании атомарных
личностей, соединенных в математические конгломераты, но в мифологии,
в сакральном мире "стихий и духов"^. В теориях Шмитта
повсюду наличествует парадоксальное сочетание "политического романтизма"
и "строгого рационализма". Отточенный ментальный аппарат
служит выражению духовных мифологем.
На Нюрнбергском процессе была сделана попытка причислить Карла
Щмитта к "военным преступникам" на основании его сотрудничества
с режимом Гитлера. В частности, ему инкриминировалось "теоретическое
обоснование легитимности военной агрессии". После детального
знакомства судей с сутью дела обвинение было снято. Но тем не
Основы геополитики
менее, Шмитт - как и Хайдеггер, Юнгер и другие "консервативные
революционеры" - стал персоной нон-грата в мировом научном сообществе,
и его труды совершенно игнорировались.
Только в 70-е годы благодаря колоссальному влиянию на юридическую
мысль некоторых левых, социалистических мыслителей, труды
Шмитта стали постепенно реабилитироваться.
В настоящее время он признан классиком политологии и юриспруденции.
8.2 Номос земли
Шмитт, совершенно в духе геополитического подхода, утверждал
изначальную связь политической культуры с пространством. Не только
Государство, но вся социальная реальность и особенно право проистекают
из качественной организации пространства.
Отсюда Шмитт вывел концепцию "номоса". Этот греческий термин
- "номос" - обозначает "нечто взятое, оформленное, упорядоченное,
организованное" в смысле пространства. Этот термин близок к
понятиям "рельеф" у Ратцеля и "месторазвитие" у русских евразийцев
(Савицкий). Шмитт показывает, что "номос" есть такая форма организации
бытия, которая устанавливает наиболее гармоничные соотношения
как внутри социального ансамбля, так и между этими ансамблями.
"Номос" - выражение особого синтетического сочетания
субъективных и объективных факторов, органически проявляющихся
в создании политической и юридической систем. В "номосе" проявляются
природные и культурные особенности человеческого коллектива
в сочетании с окружающей средой.
В книге "Номос земли" Шмитт показывает, каким образом специфика
того или иного земного пространства влияла на развившиеся в
нем культуры и государства. Он сопоставляет между собой различные
исторические "номосы", особенно подчеркивая фундаментальный дуализм
между отношением к пространству кочевников и оседлых народов.
Но самый важный вывод из анализа "номоса земли" заключался в
том, что Шмитт вплотную подошел к понятию глобального исторического
и цивилизационного противостояния между цивилизациями Суши
и цивилизациями Моря. Исследуя "номос" Земли, он столкнулся с
Классики геополитики
его качественной, сущностной противоположностью "номосу" Моря.
Это привело его к созданию особой геополитической методологии для
осмысления политической истории мира.
8.3 Земля и Море
В 1942 году Шмитт выпустил важнейший труд - "Земля и Море"^.
Вместе с более поздним текстом "Планетарная напряженность
между Востоком и Западом и противостояние Суши и Моря"^" это
составляет важнейший документ геополитической науки.
Смысл противопоставления Суши и Моря у Шмитта сводится к
тому, что речь идет о двух совершенно различных, несводимых друг к
другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизационного
комплекса. Это деление почти точно совпадает с картиной,
нарисованной Макиндером, но Шмитт дает основным ее элементам -
талассократии (Морская Сила) и теллурократии (Сухопутная Сила)
- углубленное философское толкование, связанное с базовыми юридическими
и этическими системами. Любопытно, что Шмитт использует
применительно к "силам Суши" имя "Бегемот", а к "силам Моря"
- "Левиафан", как напоминание о двух ветхозаветных чудовищах,
одно из которых воплощает в себе всех сухопутных тварей, а
другое - всех водных, морских.
"Номос" Земли существует безальтернативно на протяжении большей
части человеческой истории. Все разновидности этого "номоса"
характеризуются наличием строгой и устойчивой легислативной (и этической)
формы, в которой отражается неподвижность и фиксированность
Суши, Земли. Эта связь с Землей, пространство которой легко
поддается структурализации (фиксированность границ, постоянство
коммуникационных путей, неизменность географических и рельефных
особенностей), порождает сущностный консерватизм в социальной,
культурной и технической сферах. Совокупность версий "номоса" Земли
составляет то, что принято называть историей "традиционного общества".
В такой ситуации Море, Вода являются лишь периферийными цивилизационными
явлениями, не вторгаясь в сферу "этического" (или вторгаясь
эпизодически). Лишь с открытием Мирового Океана в конце XVI
века, ситуация меняется радикальным образом. Человечество (и в пер77
Основы геополитики
вую очередь, остров Англия) начинает привыкать к "морскому существованию",
начинает осознавать себя Островом посреди вод. Кораблем.
Но водное пространство резко отлично от сухопутного. Оно непостоянно,
враждебно, отчуждено, подвержено постоянному изменению.
В нем не фиксированы пути, не очевидны различия ориентаций. "Номос"
моря влечет за собой глобальную трансформацию сознания. Социальные,
юридические и этические нормативы становятся "текучими".
Рождается новая цивилизация. Шмитт считает, что Новое время
и технический рывок, открывший эру индустриализации обязаны своим
существованием геополитическому феномену - переходу человечества
к "номосу" моря.
Так геополитическое противостояние англосаксонского мира "внешнего
полумесяца" приобретает у Шмитта социально-политическую дефиницию.
"Hokioc" моря есть реальность, враждебная традиционному
обществу. Геополитическое противостояние сухопутных держав с морскими
обретает важнейший исторический, идеологический и филоейфский
смысл.
8.4 Grossraum
Шмитт разработал еще одну важнейшую геополитическую теорию
- теорию '-'большого пространства" (Grossraum). Эта концепция
рассматривает процесс развития государств как стремление к обретению
наибольшего территориального объема. Принцип имперской интеграции
является выражением логического и естественного человеческого
стремления 'к синтезу. Этапы территориального расширения
государства, таким образом; соответствуют этапам движения человеческого
духа к универсализму.
Этот геополитический закон распространяется и на техническую и
на экономическую сферы. Шмитт показывает, что начиная с некоторого
момента техническое и экономическое развитие государства требует
количественного и качественного увеличения его территорий. При
этом не обязательно речь идет о колонизации, аннексии, военном вторжении.
Становление Grossraum может проходить и по иным законам
- на основании принятия несколькими государствами или народами
единой религиозной или культурной формы.
Классики геополитики
По Шмитту, развитие "номоса" Земли должно привести к появлению
Государства-континента. Этапы движения к Государству-континенту
проходят от городов-государств через государства территории.
Появление сухопутного Государства-континента, материкового grossraum'a
является исторической и геополитической необходимостью.
В тексте 1940 года "Пространство и Большое Пространство в праве
народов"^ Шмитт так определил "Большое Пространство": "Сфера
планификации, организации и человеческой деятельности, коренящаяся
в актуальной и объемной тенденции будущего развития"^.
Уточняя эту несколько расплывчатую формулировку, Шмитт указывал
как на пример волевого создания "Большого Пространства" проведение
в жизн1} американской доктрины Монро.
Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с
Государством, а точнее, с Империей (das Reich), эта концепция выходит
за рамки обычного государства. Это новая форма сверхнационального
объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и
идеологическом факторе.
Д отличие от унификационной пангерманистской модели Гитлера и
от
...Закладка в соц.сетях