Жанр: Политика
Основы геополитики (геополитическое будущее России)
...знь исчислена в финансовом эквиваленте реально доминирующего
Капитала. Генная инженерия выводит цыплят и людей-клонов,
так же, как вчера изобретали паровую машину или ткацкий станок.
Техника вторглась в человечество, достигнув его центра. В 1959 году у
Шмитта могла быть еще искра надежды, что нечто внезапно может измениться.
К концу столетия таких надежд нет.
Триумф Воды апокалиптически вобрал в себя все стихии и все исторические
формы, которые смог не просто уничтожить, но трансмутировать
в своей цивилизационной геополитической пародийной алхимии.
Золото (деньги), универсальный растворитель и техническая изобретательность
сил Моря превратили человечество в контролируемую
биомассу. Но осталось нечто, что не подвержено этому глобальному
процессу.
Огонь.
Именно он - очищенный от своих природных, культурных и социально-политических
наслоений, приобретенных за время путешествия
566
Вместо заключения
по истории - находится сейчас в привилегированном положении по
сравнению с тем компромиссным состоянием, в котором он находился,
оставаясь лишь номосом Земли, порядком Суши. Только сейчас проясняется
структура его изначального вызова, так как только сейчас проявляется
во всем историческом объеме то. чему этот вызов был брошен.
Под вопросом стоит ни больше ни меньше как Человек. В какой
степени он оказался историчен? В какой - природен? В какой мере
поддался стихиям, составляющим его естественную ткань (вплоть до
общевидовой рациональности)? В какой смог сохранить верность неочевидному
трансцендентному измерению? Сколько в нем, в конце концов,
оказалось Огня? Или весь он - только Вода?
Приложение
Сноски
Введение
'" На явную аналогию между геополитикой и марксизмом указывал в
1943 г. Карл Корш в своей книге "Исторические взгляды
геополитиков": "(...) новый материализм геополитиков обладает
таким же критическим, активистским и идеалистическим
(в традиционном смысле слова) характером, каким обладал в
ранние периоды т.н. исторический материализм Маркса. ... Как
марксизм сегодня стремится к осознанному контролю над экономической
жизнью общества, так сегодняшний "хаусхоферизм"
может быть определен как попытка политического контроля
над пространством" Пит. по New Essays, b т.. 1943. стр. 8 - 17
Сноски
*" CM. Friedrich Ratzel. "Politische Geographic". 1887. "Einleitung".
"' CM. Ibidem
"' CM. Friedrich Ratzel "Ueber die Gesetze des raeumlicher Wachstum der
Staaten", 1901
'"' CM. Friedrich Ratzel "Das Meer als Quelle der Voelkergroesse", 1900
"' CM. Rudolf Kjellen "Die Staat als Lebensform". 1916
"" CM. Ibidem
"" CM. Ibidem
^ CM. Friedrich Naumann "Mitteleuropa". 1915
^ Halford Mackinder "Geographical Pivot of History" in "Geograghical
Journal". 1904. Русский перевод в ж-ле "Элементы. Евразийское
обозрение". 1996, №7, стр. 26 -31
*'°' H.Mackinder "Democratic ideals and reality". New York, 1919
"" CM. стр. 31 в "Элементы". №7, op. cit.
"" CM. стр. 31 в "Элементы", № 7, op.cit.
"^См. H.M."Democratic ideals and reality", op. cit.
"'" CM. Halford Mackinder "The Round Planet and the winning of the
Peace", 1943
"^ CM. Ibidem
*'" CM. H.M."Democratic ideals and reality", op. cit.
"^ CM. Alfred Mahan "The influence of Sea Power in history" (1660 -
1783)", 1890; на русском А.Мэхэн "Влияние морской силы на
историю (1660-1783)", М.-Л.. 1941
"*' CM. Alfred Mahan "The influence of sea power upon the French
revolution and empire (1793 - 1812)", Boston,1892; А.Мэхэн
"Влияние морской силы на Французскую Революцию и Империю
(1793-1812)", М.-Л., 1940
'"" CM.AIfred Mahan "The Interest of America in Sea Power". 1897
T Alfred Mahan "Problem of Asia and its effects upon international
politics", 1900
^ CM. Alfred Mahan " The Sea Power in its relations to the war", Boston,
"^См. Alfred Mahan "The influence of Sea Power in history (1660 -
1783)", op. cit.
""" Ibidem
Основы геополитики
^См. Albert K.Weinberg "Manifest Destiny", Baltimore, 1935
"^ CM. Halford Mackinder "Geographical Pivot of History", op. cit.
^CM.AIfred Mahan "The Interest of America in Sea Power", op. cit.
^ Vidal de la Biache "Tableau de la Geographic de la France", Paris, 1903
"" CM. Vidal de la Biache "Principes de geographic humaine", Paris. 1921
^ Nicholas Spykman "Geography of peace", 1942
'"' Ibidem
""N. Spykman "America's Strategy in World Politics"(1942)
^ Op. cit.
""' Karl Haushofer "Dai Nihon", Munich,1913
^' Karl Haushofer "Kontinentalblocke:Mitteleuropa - Eurasia -Japon"
in "Ausgewaehite Texte zur Geopolitik", Boppard am Rhein, 1979; порусски
в "Элементы"№7, op. cit, стр.32-36
"" Carl Schmitt "Der Nomos der Erde" , Koein, 1950
"" Carl Schmitt "Land und Meer", Leipzig, 1942
"" Carl Schmitt "Politische Theologie", Munchen-Leipzig, 1922
""" Carl Schmitt "Das Begriff des Politischen", Berlin-Grunewald, 1928;
по-русски Карл Шмитт "Понятие политического" в "Вопросы
Социологии", Москва, 1992, том 1, №1
^ Carl Schmitt "Theodor Daueblers "Nordlicht" Drei Studien ueber die
Elemente, den Geiste und die Aktualitaet des Werkes", Muenchen, 1916
^" Carl Schmitt "Der Nomos der Erde". op. cit.
^'* Carl Schmitt "Die planetarische Spannung zwischen Ost und West",
1959 in "Schmittiana- III" von prof. Piet Tommissen, Brussel, 1991;
по-русски см. Карл Шмитт "Планетарная напряженность между
Востоком и Западом" в "Элементы". 1997, № 8
^ Carl Schmitt "Raum und Grossraum im Volkerrecht", 1940; цит. по
Julien Freund "Les lignes de force de la pensee politique de Carl Schmitt"
dans "Nouvelle Ecole", № 44,Paris, 1987
^ Ibidem
^ Carl Schmitt "Staatliche Souveraenitaet und freies Meer" in "Das Reich
und Europa", Leipzig, 1941
^ Петр Савицкий "Географические и геополитические основы евразийства"
в "Элементы" № 3, стр. 51-54
^ П.Н. Савицкий "Степь и Оседлость" в "На Путях: Утверждение
евразийцев", Берлин, 1922, стр. 341-356
""" Ibidem
Сноски
^ Ibidem
^ П.Н.Савицкий "Географический обзор России-Евразии" в сборнике
"Мир России - Евразия", 1926, стр. 219 - 232
""" Ibidem
""" Ibidem
*" D.W.Meinig "Heartland and Rimland in Eurasian History" in "West
Politics Quarterly", IX, 1956 pp. 553-569
"' Ibidem
"* W.Kirk "Geographical Pivot of History", Leicaster Universal Press, 1965
^S.B. Cohen "Geography and Politics in a divided world". New York, 1963
"" Ibidem
^ Colin S. Gray "The Geopolitics of the Nuclear Era", N.Y., 1977
*" Samuel Huntington "Clash of civilisations" in "Foreign Affairs", summer
1993, стр. 22-49
"" Ibidem стр. 25
*"" Ibidem стр. 39
""" Ibidem стр. 49
"" Цит. no Paul-Mane de la Gorce "Washington et la Maitrise du Monde",
"Monde Diplomatique" 1992, апрель 1992 № 457.
"'" Jack Attali "Lignes d'horizon", Paris. 1990
"^ CM. Prof. Carlo Santoro "Progetto di ricarca multifunzionale 1994 -
1995 - I nuovi poll geopolitici", Milano
"^ Yves Lacoste "Dictionnaire Geopolitique", Paris, 1986
^ Andre Siegfried "Tableau politique de la France de l'Ouest sous la
Troisieme Republique", Paris, 1913
"" Alain de Benoist "Les idess a l'endroit", Paris, 1979
"^ Jean Thiriart "L'Empire Eurosovietique de Vladivistok jusque Dublin".
Brussell, 1988
*'" Jordis von Lohausen "Mut zur Macht. Denken in Kontinenten", Berg, 1978
"" Ibidem
^ Jean Parvulesco "Galaxie GRU", Paris. 1991
"" Robert Steukers "La Russie, L'Europe et L'Occident" dans "Orientation"
№ 4 nov.-dec. 1983
^ Carlo Terracciano "Nel Fiume della Storia" in "Orion", Milano, №№ 22
-30,1986-1987
Основы геополитики
"^ Л.Гумилев "Этногенез и биосфера земли ". Ленинград. 1990
^ Francoise Thome "Eurasisme et Neo-Eurasisme" dans "Commentaire",
ete 1994, № 66.
*'* Напомним, что православные считают, что Святой Дух исходит только
от Отца (хотя и изводится Сыном), а католики утверждают, что и от
Сына, filioque по-латыни означает "и от Сына".
^ Отдельно следует рассмотреть грузинскую Православную Церковь.
сохранившую свою относительную независимость от турков.
"* Отметим, что это текст был написан в декабре 1993 года. т.е. за год
до начала Чеченской войны.
"* Halford Mackinder "Geographical Pivot of History" in "Geograghical Journal", 1904.
^ Это заявление подверглось критике в ходе дискуссии, последовавшей
за прочтением доклада. Пересматривая этот параграф, я всетаки
думаю, что в основе своей оно справедливо. Даже византийский
грек был бы другим, подчини Рим себе всю древнюю Грецию.
Без сомнения, идеалы, о которых идет речь, были скорее византийские,
нежели эллинские, но римскими они не были. это уж точно.
(прим.автора)
^ Этот тезис Макиндера был полностью опровергнут ближайшими десятилетиями.
Уже в Первой мировой войне, то есть спустя лишь
десять лет, Соединенные Штаты проявили себя как сугубо западная,
атлантическая держава, противоположная восточному, евроазиатскому,
континентальному и тихоокеанскому вектору геополитики.
Линия разделения Востока и Запада проходит строго по Тихому
океану, а никак не по Атлантике (А.Д.).
^ ГАРФ фонд П.Н.Савицкого № 5783 (ред.)
^ Декабрь 1982 г. Текст этого письма передан А.Дугину
непосредственно его автором в 1992 г. (ред.)
^ Carl Schmitt "Die planetarische Spannung zwischen Ost und West",
1959 in "Schmittiana- III" von prof. Piet Tommissen. Brussel. 1991
(ред.)
Сноски
'^ "Политика Государств и их география" (фр.)(ред.)
^ Католик Шмитт считает, что Filioque только подчеркивает Троичность
Божества и усиливает иконографическую ориентацию христианского
догмата, тогда как отказ от этого нововведения в Православной
Церкви представляется ему выражением иконоборческого,
ветхозаветного духа. Это совершенно неверный тезис, опровергаемый
даже таким историческим наблюдением, как повсеместное распространение
и почитание икон у православных народов, и особенно
на Руси. где икона до сих пор играет столь колоссальную роль в
религиозной практике, какую она не играла даже в периоды расцвета
католицизма в Европе. Более того, введение Filioque было как
раз выражением того абстрактного монотеизма и рационалистической
теологии, которые ничего общего не имеют с утверждением
полноты Троичности и примата Образа. Более подробно по этому
поводу см. А.Дугин "Метафизика Благой Вести". (А.Д.)
"' Вначале Макиндер использовал термин "Pivot area", "осевая область".
позже "Heartland", "Земля Сердцевины". (А.Д.)
"°* "Номос" - фундаментальная категория Карла Шмитта, ось его теории
истории, права, геополитики. "Der Nomos der Erde" - называется
его главный труд. Номос - в греческом verbum occasionalis от
глагола nemein. означающем "брать, владеть, делить, распределять,
обустраивать и т.д.". Этимологически ему соответствует немецкое
nehmen и Nahme, т.е. "брать", "взятое". Родственно слову Nahme,
т.е. "имя". В русском языке ближе всего эту идею отражает слово
"иметь" и старославянское "имать" ("брать"), от которого "имя",
"имущество", "имение", откуда "поднимать", "перенимать", "отнимать".
и даже "понимать" (сравни фр. saisir - хватать, схватывать.
брать, понимать). В чем-то близко значению слов "делить", "надел".
"доля" (в смысле "имущество" и "судьба"). Идея "номоса" - идея
упорядоченной структуры, свойственной специфически человеческой
исторической организации общества, семьи, территории, права и
т.д. Можно соотнести понятие "номоса" у Шмитта с понятием
"структуры" у французских структуралистов, причем нельзя исключить
в этом случае и прямого плагиата (естественно, со стороны
французов). Известен тот факт, что Шмитт в значительной степени
повлиял на крупнейшего европейского гегельянца Александра Кожева,
бывшего, в свою очередь, учителем Маркузе. (А.Д.)
Основы геополитики
"" "Духовная битва так же жестока, как человеческая война" (фр.).
"^ Сам Шмитт, в свою очередь, мог бы быть обвинен в русофобии,
основанной на столь же несостоятельных (по большому счету) предрассудках,
проистекающих, однако, из другого источника: из его конфессиональной
приверженности католицизму и геополитической абсолютизации
Средней Европы. Армии Мелер в своей блистательной
книге "Консервативная Революция в Германии 1918 - 1932"
убедительно показал как геополитическое членение Европы на три
зоны - Западная Европа (Англия, Франция), Средняя Европа (Германия,
Австрия), Восточная Европа (Россия) - проецируется на
культурные оценки своих соседей обитателями этих трех зон. Для
англичан и французов немцы - варвары, только что вышедшие из
лесов, "гунны", дикие потомки Аттилы. Для самих немцев такими
варварами представляются русские. Но для русских немцы, кажущиеся
варварами французам и англичанам, видятся как бездушные
автоматы, носители сугубо западной цивилизации и культуры (т.е.
как классические, утрированные европейцы). Сами же немцы в отсутствии
жизненности и исторического воодушевления упрекают
французов и англичан. Кстати, эта геополитическая типология европейских
этносов предопределила концепцию "юных народов" (почерпнутую
немецкими консервативными революционерами у Достоевского),
признающую таковыми русских и немцев. Иными словами,
упреки в варварстве могли быть истолкованы и в позитивном
ключе, как это имело место в русофильском (преимущественно, прусском.
протестантском или языческом) лагере Консервативной Революции
в Германии, к которому принадлежали Артур Мюллер ван
ден Брук, Освальд Шпенглер и, особенно, Эрнст Никиш и национал-большевики.
Но несмотря на свою русофобию, Шмитт заслуживает
почитания и изучения со стороны русских, подобно тому, как
сам он, будучи ярым немецким националистом, легко прощает ради
интеллектуальных заслуг германофобию англичанина Коллингвуда.(А.Д.)
"^ В русском языке не существует двух слов, которые соответствовали
бы английским терминам "answer" и "response". Мы в данном
месте переводим их как "ответ" и "отзыв". Оба термина означают
"ответ". Кстати, нет такого различия и в немецком, так что Шмитт
в тексте использует английский термин "response", всякий раз, ко576
Сноски
гда ссылается на Тойнби и немецкое слово "Antwort". когда имплицитно
имеет в виду Коллингвуда. В самом английском языке наличие
двух терминов объясняется не четким семантическим разделением,
но романским дублированием (response) германского слова
(answer). Мы предпочли в русском переводе в дальнейшем оба слова
переводить как "ответ", чтобы не перегружать текст терминологически
(тем более, что мы показали искусственность такого различения).
Response как ответ-отзыв, по мысли Шмитта, описывает человеческую
реакцию на вызов истории в ключе, более отвлеченном
от естественнонаучных представлений, от которых концепции Коллингвуда
так никогда до конца и не освободились. Впрочем, по ме.
ре изложения сам Шмитт начинает употреблять оба термина как
синонимы, выбирая тот или иной. скорее, по соображениям чисто
стилистического характера. То же самое можно сказать и о паре
терминов "вопрос" и "вызов", question и challenge. В данном случае,
Шмитт почти однозначно предпочитает слово "вызов", который
он то переводит на немецкий Ruf. Anruf. то оставляет в изначальной
английской форме - challenge. В русской философской
литературе принято этот термин всегда переводить как "вызов".
(А.Д.)
"^ Эта формула "The World and the West" (и имплицитно содержащаяся
в ней геополитическая концепция) яЬно перекликается с работой
Самуила Хантингтона "Clash of civilisations", одна из главок которой
называется аналогично "The West and the Rest". Американский
консерватор Хантингтон явно находится под влиянием Тойнби и.
видимо, считает себя его продолжателем. (А.Д.)
"" Явная аллюзия на Освальда Шпенглера. противопоставлявшего цивилизацию
и культуру. (А.Д.)
"^ Из этого положения легко выводятся основные моменты ленинской
теории "империализма как высшей стадии развития капитализма"
и основополагающие принципы концепции "автаркии больших
пространств" (и шире, "экономического национализма") Фридриха
Листа. Любопытно, что немецкие консервативные революционеры
извлекли из развития тезисов Листа практически те же выводы,
что и Ленин из Гегеля и Маркса. В обоих случаях речь шла о планетарной
антиимпериалистической борьбе за "права народов" против
англосаксонского талассократического колониализма. Кстати, глав19
Заказ 2801 577
Основы геополитики
ным теоретиком "прав народов" был именно Карл Шмитт. Геополитическое
применение и развитие этого принципа характерно для
Хаусхофера. (А.Д.)
Вместо заключения
*" Любопытно исследовать геополитический смысл символизма "лжепророка"
или "другого зверя". О нем в "Апокалипсисе" говорится
следующее: "И увидел я другого зверя, выходящего из земли"(Ап.
13, II). Т.е. этот "другой зверь" принадлежит Суше. Но там же
подчеркивается, что "он действует перед ним со всею властью первого
зверя" (Ап. 13, 12). Иными словами, речь идет о "духе Суши",
перешедшем на сторону стихии Моря, на сторону Левиафана. Как
сам "зверь, выходящий из моря", есть представитель сатаны-дракона,
его субститут (т.е. атлантизм есть историческое выражение мирового
зла), так "другой зверь" или "лжепророк" есть в свою очередь
уже представитель "зверя из моря", т.е. его субститут. Атлантистское
лобби в державах Суши выполняет именно эту функцию.
^ См. Жан-Марк Вивенза "От формальной доминации капитала к его
реальной доминации", "Элементы" N 7.
"" См. ж-л "Милый Ангел" N 1, Москва, 1991
^ См. Рене Генон "Царство.количества и знаки времени". Москва, 1994.
Закладка в соц.сетях