Жанр: Философия
Капитализм ПРОБЛЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ
...е
сделки с цепными бумагами. Затем разорились банки, а вслед за крахом
банков неизбежно наступал крах во всей сфере производства. В США в 1929
г. было 659 банкротств банков, в 1930 г. — 1350, в 1931—2293, в 1932—2453,
в 1933—4000. Промышленное производство упало до 56% от уровня 1923—
1925 гг. В самый острый момент экономического кризиса в числе
безработных находилась треть всей рабочей силы, четверть фермеров
лишилась своей земли. В городах выстроились колоссальные хлебные
очереди. Рыночная оценка акций в результате кризиса сократилась в 10 раз.
С 1929 по 1933 г. валовой национальный продукт упал с 103 до 55 млрд
долларов (в натуральном выражении — на 30%). Кризис охватил все
крупнейшие капиталистические страны. Объем производства в
капиталистическом мире сократился в среднем на 44%, а мировой торговли
на 61%. Промышленный кризис переплелся с аграрным, денежно-кредитным
и валютным.
Именно в этих условиях родилась концепция государственного регулирования
экономики Дж. М. Кейнса, призванная ответить на главный
вопрос: как воспрепятствовать действию антисистемных сил, развивающихся
в недрах самого капиталистического общества?
В 1921 г. уровень безработицы в Великобритании составлял 12,9%. В период
кризиса 30-х гг. зарегистрированная безработица превысила 2 млн человек
(при сокращении реальной заработной платы у работающих не более чем на
20%). В 1938 г. уровень безработицы достиг 13,5%.
262
Жизнь двух поколений людей была подорвана хронической безработицей.
Само слово
безработица
стало проклятием, дьявольским заклинанием. В
течение 19 лет — с января 1921 по январь 1939 г. уровень безработицы
постоянно превышал 10%. Основная работа, в которой Дж. М. Кейнс изложил
свою концепцию, называлась
Общая теория занятости, процента и денег
(1936 г.).
Дж. М. Кейнс был последовавателем философии Дж. К. Мура и превыше
всего ставил человеческую личность, верил в значимость и ценность
человеческой жизни. Именно поэтому Дж. М. Кейнс считал, что возможность
хорошей жизни должна быть открыта для всех людей. По мысли Кейнса, при
свободном рынке назначение государства —
стричь
налоги с
предпринимателей, стимулировать инвестиции и в то же время оберегать
граждан от чрезмерных аппетитов
большого бизнеса
, обеспечивать
социальные и другие права. Более равномерное распределение богатства в
обществе Кейнс считал стабилизирующим фактором общественной жизни.
Дж. М. Кейнс утверждал:
... регулирование объема текущих инвестиций
оставлять в частных руках небезопасно
32. Не вызывала сомнений у Кейнса
и необходимость поставить под государственный контроль фабрику
зелененьких
. Государство должно будет оказывать свое руководящее
влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей
системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими
способами.
Я рассчитываю на то,— писал Кейнс,— что государство,
которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с
точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод,
будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию
инвестиций
33.
Я представляю себе ... что достаточно широкая социализация инвестиций
окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной
занятости
34.
По характеристике Дж. Гэлбрейта, основной замысел политики кейн-сианства
заключался в компенсации из государственного бюджета любой нехватки
платежеспособного спроса населения. Как только отмечался недостаток
совокупного спроса сравнительно с тем, что могло быть произведено,
вмешивалось государство. Снижая налоги или увеличивая расходы, либо
сочетая обе эти меры, оно повышало спрос и расширяло производство,
возвращая экономику к полной занятости35.
Следует подчеркнуть, что пути стабилизации экономики капитализма,
предложенные Дж. М. Кейнсом, длительное время себя оправдывали.
Белая книга
, изданная в Англии в 1945 г., предписывала правительству
лейбористов обеспечить полную занятость. В исторически значимом
масштабе эта задача никогда не была решена, но до 1970 г. уровень
безработицы в Великобритании оставался ниже 2,5%, с 1948 по 1967 г.
безработица была ниже 2%. Восемь лет из 20 характеризовались
превышением количества вакантных рабочих мест над числом безработных.
В 30-х гг. в США получило развитие левокейнсианство, которое усматривало
цель экономической политики в достижении полной занятости ценой роста
государственных расходов в социальную инфраструктуру и более
равномерного распределения доходов на основе прогрессивной системы
налогообложения.
Последовательную антикризисную политику, получившую название нового
курса
, стал проводить президент Ф. Д. Рузвельт.
Предшественник Рузвельта — президент Гувер прибег к дефицитному
сведению государственного бюджета, к усиленному финансированию
общественных работ, к кредитам через Корпорацию по реконструкции
финансов. Но к 1932 г. стало ясно, что действия Гувера не были достаточно
массированными.
Рузвельт и другие деятели
нового курса
воспользовались духом
прогрессизма и методами военного времени в своих попытках восстановить
процветание страны. В 30-е гг. развернулась мощная волна рабочего и
общедемократического движения, однако идея национализации частной
собственности не пользовалась массовой поддержкой. В 1930 г. суммарные
затраты федерального правительства, правительств штатов и местных
властей приравнивались примерно к 20% национального валового продукта,
и все же этих средств оказалось недостаточно, чтобы остановить половодье
кризиса.
Новый курс
не принес быстрого и полного восстановления нормальной
экономической жизни и не положил конец бедности, но он наделил
правительство совершенно новой ролью, которую стали считать жизненно
важной. В отличие от военного времени целью правительственных органов
стало не расширение, а ограничение производства, не снижение, а
увеличение цен, с тем, чтобы противодействовать дефляционному
скольжению экономики. Государственное регулирование электроэнергетики
осуществлялось через управление долины Теннеси. Правительство путем
проб и ошибок продвинулось в сторону создания новых методов
регулирования экономики.
В январе 1934 г. правительство добилось установления контроля над
золотым запасом страны. В том же году был принят законопроект о контроле
над деятельностью фондовых бирж. Ассигнования на социальные нужды
были утверждены в размере 4,88 млрд долларов. В 1935 г. были приняты
Закон о социальном обеспечении
,
Закон Вагнера о трудовых
отношениях
. С мая 1935 г. было утверждено резкое повышение
налогообложения корпораций. В 1938 г. утвержден
Закон о справедливых
условиях труда
. В том же году впервые конгресс одновременно увеличил
расходы на социальные нужды (в размере 1,5 млрд долларов) и снизил
налоги. После того, как в марте 1933 г. были закрыты все банки в стране и
объявлен
банковский праздник
, была резко усилена централизация в
деятельности Федеральной резервной системы, что также принесло свои
плоды. В 1935 г. был утвержден законопроект о федеральном контроле за
всеми холдингами, включающем право на их роспуск. Так
сформировался американский вариант государственного регулирования:
косвенное воздействие на экономику через кредитно-финансовые и налогово-бюджетные
каналы. Одновременно государство стало брать на себя то,
что не способен осуществить частный бизнес. В частности, государство
стремилось увеличить ограниченный платежеспособный спрос населения
через систему потребительского кредита. Банки, страховые компании и
другие учреждения банковского типа шли на риск такого кредитования, так
как большинство из них имело государственные гарантии покрытия ссуд или
могло рассчитывать на другие формы государственной помощи.
Вторая мировая война заставила вернуться к системе контролирующих
учреждений и к еще более жесткому регулированию экономики, чем во
время Первой мировой войны. Во время войны федеральное правительство
стало основным поставщиком капитала для частных предприятий:
оно непосредственно покрыло примерно 2/3 расходов на расширение производства
военной продукции.
Не следует упускать из виду, что федеральное правительство является
крупнейшим землевладельцем — треть всей территории страны находится в
его собственности. На эту территорию приходится 80% запасов нефти и
природного газа (включая ресурсы континентального шельфа), 50% угля,
80% нефтеносных сланцев и т. д. Государство выдает патент на разработку
этих ресурсов либо сдает в аренду месторождения. Более трети (38,8%)
лесного фонда США, национальные парки, заповедники и рекреационные
территории также являются государственной собственностью.
С 1932 по 1953 гг. в США существовала Финансовая корпорация
реконструкции, осуществлявшая широкий круг деятельности: кредит,
предоставление налоговых льгот, поддержка НИОКР. В конце 40-х — начале
50-х гг. государство в США было крупнейшим заемщиком, кредитором и
страховщиком, ведущим производителем электроэнергии, владельцем
складских помещений, парка грузовых автомобилей и судов. Господствующими
стали идеи, согласно которым без помощи государства
частный сектор не может больше эффективно приспосабливаться к социально-экономическим
изменениям.
Частный рынок перестал служить всеобъемлющим регулятором экономики.
Оказалось, что он не в состоянии должным образом стимулировать
производство необходимых обществу товаров и услуг. Рынок не может
сконцентрировать инвестиции в тех отраслях, где они необходимы. Старые
отрасли обрабатывающей промышленности не могут найти фонды, в которых
они нуждаются для возрождения, а перспективные новые фирмы в
передовых отраслях зачастую не в состоянии авансировать столько
капитала, сколько им нужно для роста. Определенная степень государственного
вмешательства необходима для обеспечения подотчетности
фирм и частнокапиталистических предприятий обществу.
Ранее мы уже показали, что интересы совокупного капитала общества,
репрезентатом которого являются деньги как капитал, выше интересов
индивидуального капитала. Самовозрастание индивидуального капитала
может вступать в противоречие с самовозрастанием общественного капитала.
Поскольку деньги как капитал представляют интеграционные связи
индивидуальных капиталов, возникает нужда в регулятивной, дирижит-ской
функции,
подправляющей
развитие индивидуального капитала,
канализирующей его деятельность в общем русле самогенерирующегося
роста. Соответствующие заботы совокупного капитала общества все в больщей
и большей степени берет на себя государство в лице его специализированных
органов. Государство осуществляет мобилизацию финансовых
ресурсов на общенациональном уровне и в результате подобной акции
завоевывает одну дирижитскую позицию вслед за другой.
Еще в 1752 г. Д. Юм утверждал, что правильная политика государственных
деятелей заключается в том, чтобы увеличивать количество труда,
в чем и
заключается вся действительная мощь и богатство
. Ныне в промышленно
развитых капиталистических странах регулирование трудовых отношений
становится самостоятельной отраслью государственной деятельности. В
прерогативу государства входит регламентирование условий труда,
законодательство по охране труда, разработка нормативов, касающихся
качества продукции, санитарных норм в единстве с природоохранным
законодательством. Правительство получает право распространять условия
общенациональных, региональных, отраслевых коллективных договоров на
те предприятия, где соответствующий договор не подписан. Оно пользуется
законодательной инициативой по замораживанию или ограничению роста
заработной платы, выносит рекомендации предпринимателям о пределах ее
повышения. Заработная плата в государственном секторе оказывает
косвенное воздействие на оплату труда в частном секторе. В первый год
кризиса в США только 1% ВНП шел на все виды общественных расходов, а
в середине 70-х гг. доля эта возросла до 25%, из них на обеспечение
занятости было затрачено более 8%. С 1965 по 1980 г. на рынок труда
пришло 30 млн новых рабочих и служащих, что составило 40%-ное
увеличение числа занятых против 20%-ного в предыдущие 15 лет.
За 37 лет, с 1892 но 1929 гг., расходы федерального правительства
составляли в среднем около 4,5% ВНП, а доходы — около 3,5%. В период с
1948 по 1985 гг. (тоже 37 лет) расходы составили уже 20% ВНП, а доходы —
около 18,5%. Как отмечает В. М. Шамберг, в период, когда правительство
было небольшим,
выработка на отработанный человеко-час возрастала на
1,5% в год; при большом правительстве этот показатель возрастал на 2,3% в
год
36.
В современных условиях масштаб
технологического вызова
настолько
велик, что ого требованиям можно удовлетворить лишь при условии
централизованных в рамках государственной политики действий. Отсюда
берет свое начало феномен производственного партнерства государства и
корпораций.
В 1985 г. эксперты Бюджетного бюро конгресса США отмечали:
обращая внимание на будущее высокотехнологичных отраслей, конгресс
исходит из того, что на основе собственных ресурсов рынок не может
обеспечить достаточное количество инвестиций в эти отрасли. Он прекрасно
осознает, что выгоды от исследований для всей нации гораздо выше выгод,
получаемых какой-либо из фирм, и что частные фирмы направляют на
НИОКР значительно меньше ресурсов, чем этого требуют общественные
интересы
37.
Выбор приоритетов определяет и рост расходов на финансирование
государственных программ: затраты на осуществление гражданских программ
увеличились за 1980—1985 гг. с 380 до 418 млрд долларов, а военных
— с 134 до 253 млрд долларов.
В 1987 г. доля государственных расходов в ВНП приблизилась к 27% —
самому высокому уровню в мирное время. Ныне 3/4 триллионного
национального дохода перераспределяется в США через государственные
институты.
Важнейшими направлениями промышленной политики государства считается
воздействие на макроэкономическую структуру производства, на структуру
инвестиционных потоков, а также стимулирование научно-технического и
экспортного потенциала страны. Определяя свою макроэкономическую
политику, государство основные усилия и ресурсы концентрирует на
наиболее перспективных отраслях, в которых достигнут высокий уровень
накопления капитала. Методом структурных преобразований производства
становится политика таргетирования (tагgеtiпg роliсу), включающая
налоговые стимулы, правительственные закупки и заказы, льготное
финансирование, искусственное ограничение внешней конкуренции и т. п.
Решая соответствующие целевые задачи, государство берет на себя
большую часть издержек по модернизации таргетируемых отраслей.
Государственные инициативы по развитию передовых отраслей интегрируются
в среднесрочные и долгосрочные планы. Ярким примером такого
рода может служить план развития электроники, принятый во Франции на
1983—1987 гг. В предложенной правительством программе была поставлена
задача утроить темпы роста отрасли, подняв приростные показатели с 3 до
9% в год. В итоге удельный вес электронной промышленности в ВВП должен
был составить 4%. Для реализация поставленных целей было предусмотрено
финансирование в размере 140 млрд франков, из которых 55 млрд обязалось
предоставить государство. Фактические темпы роста отрасли были
обеспечены в следующих объемах: 1983 г.— 8,4%, 1984—10,5, 1985—6,7%.
Так называемое
индикативное планирование
предполагает разработку
сценария желательной промышленной структуры с тем, чтобы приблизить к
этому сценарию реальную структуру, складывающуюся в результате
действия рыночных сил. Концепция
таргетирования
предусматривает, что
государство должно сознательно планировать структуру распределения
продукции и инвестиций в промышленности, которая в итоге будет
существенно отличаться от структу267
ры, автоматически складывающейся под действием рыночных сил.
В настоящее время стержнем всех структурных преобразований в
промышленности развитых стран мира служит научно-техническая политика,
сознательно выбираемая и осуществляемая государством.
В США научно-техническое развитие рассматривается как наиболее
динамичный и решающий ресурс воспроизводства. Материальной основой
конкурентной борьбы в области науки и техники выступает прежде всего их
ресурсная база. В 50—60-е гг. лидерство США было громадным. В 1960 г. на
них приходилось более 2/3 общих затрат на НИОКР развитых
капиталистических стран, в то время как на Японию, ФРГ, Францию,
Великобританию и Италию — менее 1/4. Соотношение расходов на
фундаментальные, прикладные исследования и разработки в США за последние
20 лет выглядело примерно следующим образом: 12—13% общенациональных
средств вкладываются в фундаментальные работы, 22— в
прикладные исследования и 65—66% в разработки. При этом 2/3 научных
расходов промышленности США приходится на программы годовой
стоимостью свыше 100 млн долларов. Такие американские корпорации, как
Дженерал моторе
и
Форд мотор
ежегодно ассигнуют каждая на НИОКР
примерно столько же средств, сколько вся промышленность Италии, а ИБМ
— больше, чем промышленность Канады. Та же ИБМ имеет бюджет
исследований и разработок примерно в 2,5 раза больше, чем крупнейшая
японская компания в этой области
Хитаи
. Парламентское лобби
подчеркивает, что сегодня перспективные компании больше заинтересованы
в образованной рабочей силе и критической массе исследовательских
учреждений, нежели в налоговых льготах.
В 1987 г. Р. Рейган провозгласил программу
повышения конкурентоспособности
.
Существенная часть ее содержания: государственная
поддержка исследований в критических для конкурентоспособности США
областях (керамика, полимеры, сверхпроводимость), выделение 1 млрд
долларов для переквалификации занятых, теряющих рабочие места в
результате структурной перестройки, удвоение в ближайшие пять лет
бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования. Косвенное
стимулирование НТП, предусмотренное
рейганомикой
, предполагает, в
частности, сокращение на 25% налогооблагаемого дохода корпораций от
ассигнований на исследования и разработки в текущем году, если они
превышают средний за предшествующие три года уровень. Действие
соответствующей директивы, утвержденной в начале 80-х гг., было продлено
но 31 декабря 1988 г.
В целом частный сектор США покрывает из государственных источников
более 40%, а вузы — 3/4 исследовательских расходов. В то же время
государство особое внимание уделяет внешнеэкономической деятельности.
В этой связи достаточно указать, что 40 государственных компаний,
действующих за пределами США, близки к тому, чтобы считать их
транснациональными. Специфическую особенность государственного
сектора в Западной 268
Европе составляет высокий удельный вес государственных предприятий в
национальной экономике. Цель промышленной политики государственных
предприятий заключается в максимизации
социальных выгод
или
в
наибольшем содействии выполнению общенациональных приоритетов
, но
не максимизации прибыли. Владельцем государственного предприятия не
может быть частное лицо или группа лиц, а прирост чистых доходов не может
использоваться для их обогащения.
Государственные предприятия создаются с целью перераспределения
экономической власти между частным и государственным сектором, для
поддержания занятости и стабилизации экономики, для укрепления
конкурентных позиций национальных производителей на мировом рынке.
Политика государственных предприятий нацелена преимущественно на
реализацию задач экономической политики правительства.
Свое право собственника на государственное предприятие государство
реализует, назначая руководящие кадры предприятия, финансируя его,
прямо контролируя его инвестиции, а часто и цены. Особенностью
функционирования государственного сектора является увеличение собственности
государства в новейших, технически передовых отраслях:
информатика, электроника, фармацевтика, производство вооружений и новых
материалов.
Государственная собственность в Западной Европе сосредоточена в таких
отраслях, как энергетика, транспорт, черная металлургия, а также сфера
кредита и страхования. В обрабатывающей промышленности государство
доминирует в автомобилестроении (Франция, Италия, Великобритания) ,
аэрокосмической промышленности (Франция, Великобритания).
Правительство осуществляет директивный контроль на предприятиях,
которыми оно владеет: проверку порядка и условий выполнения
правительственных директив, проверку финансовых отчетов. Директивный
экономический контроль означает сравнительный анализ результатов и
поставленных задач. С этой целью разрабатываются альтернативные
сценарии, в которых взаимоувязаны тенденции социального, политического,
экономического и технологического развития на будущее. На их основе
должны быть разработаны альтернативные варианты стратегии предприятия и
указана предпочтительная стратегия с учетом изменения экономической
конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках. Государственные
предприятия ведут острую конкурентную борьбу с частными фирмами. Чтобы
рассчитывать на успех, принадлежащее государству предприятие должно
занимать олигополистическое положение на рынке. Государственные
предприятия призваны функционировать как противовес частному сектору. В
Годесбергской программе СДПГ указывалось:
Конкуренция при участии
государственных предприятий — решающее средство для предотвращения
господства частных предприятий на рынке
.
Во Франции государство стремится стать полноправным участником
процесса принятия стратегических решений в промышленности, исполь269
зуя такие рычаги, как государственные закупки, контроль за
иностранными инвестициями, поддержка лидирующих на рынке фирм. До 70х
гг. была распространена практика государственного регулирования с администрируемыми
ценами. В период 1945—1965 гг. государство играло ведущую
роль в восстановлении базисных секторов экономики. Государственное
регулирование было направлено на отрасли промышленности,
имеющие высокий моральный износ оборудования и перенасыщенные
рынки. По отношению к национализированному сектору политика государства
заключалась в том, чтобы он как можно дешевле обходился государству.
Вместе с тем государство шло напареквр тшебоааниым рынка$ ставя
отдельные отрасли и компании(в пфивииегишовабное"покожейие. Во Хранрии
шуществуат пфямои парламднтсаий вонтроль за аосумарсцвенными
предприутияаи. Лри ьтом(париамедт кмнтрйлирсет аеяшельйостф даке тах
гисударстаенншх предпшиятий, ж какитаге котортх гвсудбрству
пшинадлежат лашь иезначитальния чвсть инвастифий.)В 1979 з. 20% займои
акфионбрныщ койпанкй прямо(субридиъовалось праиитевьством.
В 1881 г. пришеишее к власти правительство социалистов провело
национализацию 9 промышленных групп и 36 частных банков. В результате
на государственный сектор в 1982 г. приходилось 16% занятых, 28
производства, 36% объема всех капитальных вложений. На долю национализированного
сектора приходится 70% производства энергии, 59
транспорта и связи, 84 авиационной промышленности, 40 выпуска автомобилей,
75% производства вооружений. Государство стало контролировать
90% депозитов и 85% кредитов. В 1985 г. из 20 крупнейших французских
ТНК 10 принадлежало государству. В 1982—1983 гг. национализированным
предприятиям было предоставлено свыше 80 млрд франков. Одновременно
осуществлялись: децентрализация системы государственного управления,
расширение прав трудящихся на предприятиях, повышение доходов
малообеспеченных слоев населения, меры по расширению занятости.
Министерство научных исследований и технологии держит в своих руках
80% общего бюджета на НИОКР и контролирует бюджеты почти всех
крупнейших государственных научно-исследовательских организаций. Во
Франции вопросами промышленного развития страны всегда занимались и
сейчас занимаются высшие кадры государственной администрации, как
правило, имеющие инженерное образование.
Государственная помощь промышленности в ФРГ вдвое превышает помощь
во Франции. Во Франции 80% помощи государства осуществляется в форме
субсидий, в ФРГ—55%. Зато удельный вес помощи в форме освобождения
от налогов в ФРГ—35%, против 4% во Франции. В ФРГ большую роль
играют местные органы власти. Регулирование нацелено на отдельное
предприятие, а не на отрасль, ставит долгосрочные цели. На 1983 г.
региональная помощь в ФРГ в 10 раз превышала региональную помощь во
Франции. В ФРГ расходы на НИОКР длительное время были выше, чем во
Франции (почти на 50%).
И вот итог: на долю наукоемкой продукции приходится 54% экспорта
страны. За минувшее десятилетие ФРГ впервые сумела превзойти Японию
по наукоемким товарам, обеспечив за собой 20,6% мировой торговли такой
продукцией (Япония — 19,9%). Ведущее место принадлежит ФРГ и в
производстве продукции наивысшей технологической сложности, по части
которой у ФРГ сейчас 22,6%, а у Японии 22,1% мировой торговли.
После Второй мировой войны в Японии сложилась система активного
государственно-финансового воздействия на хозяйственные структуры. Для
государственного вмешательства характерно поощрение кредитами
отраслей: в 50—60-е гг. к ним относились производство стали,
автомобилестроение и судостроение. В 70-х гг. приоритеты были отданы
электрнике и машиностроению. До 1972 г. по некоторым видам оборудования
допускалось списание в первый год эксплуатации свыше 50% его
стоимсти.
Только в 1972—1976 гг. государственные инвестиции в вычислительную
технику составили 115 млрд иен (а всего с 1966 но 1988 гг. на эти цели было
израсходовано 295 млрд иен). На осуществление проекта интграции
компьютерных средств с другими механич
...Закладка в соц.сетях