Купить
 
 
Жанр: Философия

Марксова религия революции

страница №11

сова религия революции

которые никак не связаны с реальными историческими событиями.
Эти мифы важны лишь как символы определенных
религиозных истин, но историей их считать нельзя. Штраус не
отрицал христианство как религию, или, по крайней мере,
утверждал, что он этого не делает; он "лишь" утверждал, что
религиозное учение о непогрешимости Библейских истин
представляется ложным в свете исторических исследований.

Бруно Бауэр решил не останавливаться на этом. Он утверждал,
что Библия - это чистая ложь и мыслящему человеку
было бы глупо принимать ее всерьез. Религия, по мнению
Бауэра, не более чем предрассудок; она должна быть вытеснена
рациональным мышлением. Штраус пытался либерализовать
христианское учение, а не разрушить его (или, по крайней
мере, так он говорил), Бауэр же проповедовал атеизм. Хук так
описывает эти события: "Выпады Штрауса лишили его преподавательской
должности. Работами Бауэра занялась полиция",


Фейербах

Однако даже Бауэр не удовлетворял молодых немецких
радикалов, Фейербах взял за основу взгляд Бауэра на природу
религии и превратил его в материализм. Он сделал вывод о
том, что религия есть просто-напросто продукт социальных
нужд человечества. Люди создают Бога из пустоты, наделяя
Его своими надеждами и качествами. В своей ключевой работе
"Сущность христианства" (1841) Фейербах писал: "Личность
Бога есть средство, с помощью которого человек превращает
свои собственные качества в качества другого существа, независимого
от него. Личность Бога есть не что иное, как

^

проекция личности человека". В определенном смысле фейербах
действительно разглядел суть христианства. Он обнаружил
различие между верой и любовью; любовь объединяет
человечество, и это, согласно фейербаху, является сутью

1. Детальное описание взглядов Штрауса и других "младогегельянцев"

содержится в книге Сиднея Хука "От Гегеля к Марксу".

2. lbid.,c.93.

3. Людвиг Фейербах, "Сущность христианства", в переводе Джорджа Элиста

(New York: Harper Torchbooks, 1957), с. 226.

Космология хаоса 94

религии. Вера, однако, разъединяет людей, именно потому, что
отделяет их от Бога: "Суть религии, ее скрытая природа,
заключается в единстве божественного существа с человеческим,
но форма религии, ее внешняя сознательная природа,
заключается в различии между ними. Бог является человеческим
существом, но предстает перед религиозным сознанием
как отдельное существо". Это, для гуманиста, смертный грех:
христиане отрицают, что человек является Богом, и, как следствие
этой ереси, христиане проводят различие между теми,
кто верит в Бога, и теми, кто не верит: "Вера отождествляется
с добродетелью, а неверие - с греховностью. Вера, слепая и
полная предрассудков, считает причиной всякого неверия
моральные устои человека. Неверующий является врагом Христа
из-за своего упрямства и порочности. Вера обращена лишь
к верующим, неверующих она отрицает. Вера дружелюбна по
отношению к верующим, но враждебна к неверующим. В вере
содержится злобный принцип".

Именно фейербах утверждал, что до возникновения христианства
человечество считало себя единым целым, но это
единство было разрушено христианством. Исторически это
утверждение несостоятельно: различия, которые греки проводили
между собой и варварами (всеми теми, кто не говорил
по-гречески), свидетельствует о том, что единым целым люди
себя не считали. Однако его основная мысль верна: христианство
в его ортодоксальной форме считало человечество разделенным
на души спасенные и души заблудшие, и это
различие считалось вечным. Таким образом, Фейербах как
гуманист был гораздо более последователен, чем Гегель или
Штраус. Гегель вначале надеялся защитить религию (однако
не ортодоксальную форму христианства) путем философских
рассуждений. Фейербах, взяв за основу предпосылки Гегеля,
создал учение о радикальном материализме. В 1850 году он
даже решился утверждать, что человек представляет из себя
лишь то, что он ест, но эта вульгарная форма материализма не
имела влияния на Маркса.


1. lbid.,c.247.

2. lbid.,c.252.

95 Марксова религия революции

Учение фейербаха об отчужденном человечестве - отчужденном
из-за извращенности религиозных догм, разделяющих
его, - в сочетании с его материализмом вызвало революцию
в умах "младогегельянцев". Много лет спустя Энгельс так
описывал воздействие его идей: "Тогда появилось сочинение
Фейербаха "Сущность христианства". Одним ударом рассеяло
оно это противоречие, снова и без обиняков провозгласив
торжество материализма. Природа существует независимо от
какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на
которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне
природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные
нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические
отражения нашей собственной сущности. Заклятие было снято;
"система" была взорвана и отброшена в сторону, противоречие
(между природой и Абсолютной Идеей в системе
Гегеля} разрешено простым обнаружением того обстоятельства,
что оно существует только в воображении. Надо было
пережить освободительное действие этой книги, чтобы составить
себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим;
мы все сразу стали фейербахианцами".

Превзойти Фейербаха

Гуманизм Фейербаха получил дальнейшее развитие в учении
Маркса и Энгельса. Религию, согласно Марксу, необходимо
было критиковать не ограничиваясь использованием лишь
орудий логической и исторической методологии. Религия, заявлял
Фейербах, является лишь фактом бытия, указывающим
на существование человека как вида. Человек находится в
отчужденном состоянии потому, что он спроецировал свои
идеалы в пустоту, утверждал Фейербах. Но почему же человек
это сделал? Очевидно, заключил Маркс, из-за отчужденных
социальных условий его жизни, Фейербах, однако, не предложил
никакого решения проблемы отчуждения человека, так
как он считал, что люди могут преодолеть отчуждение посред1.
Фридрих Энгельс, "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии" (1888). Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения", том 21, с.
280-281. Влияние гегельянского трансцендентализма и теологического унитаризма
в США рассматривается в работе Р. Дж. Рашдуни "Природа американской
системы" (Nutley, New Jersey: Craig Press, 1965).

Космология хаоса 96

ством обращения в религию гуманистической любви к человечеству.
Это не было решением проблемы, по мнению Маркса,
так как не затрагивало ее корней, т.е. тех тяжелых социальных
условий, которые порождают всяческие религиозные фантазии;
таким образом, для устранения этих фантазий необходимо
в первую очередь преобразовать условия жизни человека.
Материализм Фейербаха был порочен, он рассматривал людей
как податливых, пассивных наблюдателей, находящихся в
полном подчинении окружающей материальной реальности.
Маркс отверг эту идею в своих знаменитых "Тезисах о
Фейербахе" (1845), дав краткое изложение своей собственной
позиции в одиннадцатом тезисе: "Философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его". Маркс посвятил свою жизнь двуединой задаче:
объяснить мир и организовать, обосновать и предсказать
революцию, которая его изменит.

Гуманизм Маркса

В 1842 году Маркс еще не был коммунистом. В 1843 году
Мозес Гесс обратил его в коммунизм, и в течение последующих
четырех десятилетий своей жизни Маркс ни на шаг не
отошел от этой веры. В опубликованных после его смерти
ранних работах Маркса можно проследить контуры тех планов,
над которыми он работал в течение всей жизни. Как бы
ни менялись его первоначальные воззрения, их основа оставалась
неизменной.


Нашим основным источником сведений о раннем Марксе
(в возрасте 25-27 лет) являются его "Экономическо-философские
рукописи 1844 года", которые оставались неопубликованными
до 1927 года и были переведены на английский лишь
в 1960-х годах (в 1949 году среди небольшой группы американских
марксистов обращалось несколько отпечатанных на
мимеографе копий английского перевода этой работы Маркса).
Если читать эти рукописи вместе с ранними работами,

1. Маркс, "Тезисы о Фейербахе (1845). Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 3, с. 4. Книга Хука "От Гегеля к Марксу" содержит детальный
анализ "Тезисов", глава 8. Также см. работы С. Дайамонда "Первый тезис Маркса
о Фейербахе", "Scince and Society", 1 (1937), с. 539-545.

97 Марксова религия революции

написанными Марксом в сотрудничестве с Энгельсом, например
"Святым семейством" (1845) и "Немецкой идеологией"
(1845-1846), то открываются такие стороны Маркса, которые
до середины 1960-х годов большинство западных ученых
оставляло без внимания.

Шквал научных статей и книг, который был вызван "открытием"
этих работ 1844 года, прояснил следующий факт:
Маркс был радикальным гуманистом в традиции Просвещения
и Французской революции. Гуманизм разными людьми понимается
по-разному, однако Маркс совершенно недвусмысленно
охарактеризовал свой собственный гуманизм: "Критика
религии завершается учением, что человек - высшее существо
для человека, завершается, следовательно, категорическим
императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения,
в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным,
презренным существом...".

1. Переводы наиболее важных фрагментов этих работ содержатся в книге "Карл
Маркс: избранные работы по социологии и социальной философии", под редакцией
Боттомура и Рубеля (New York: McGraw-Hill, [1956] 1964). Боттомур также
отредактировал издание "Экономическо-философских рукописей 1844 года"
вместе с работами, напечатанными в 1844 году в "Немецко-французском
ежегоднике": см. книгу "Карл Маркс: ранние работы", под редакцией Боттомура
(New York: McGraw-Hill, 1964). Я использую перевод этих работ, выполненный
Миллиганом, под редакцией Дирка Струйка (New York: International Publishers,
1964). CM. русский перевод "Экономическо-философских рукописей 1844 года":
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Из ранних произведений" (Москва:
Государственное издательство политической литературы, 1956).

2. После того как эти ранние рукописи были опубликованы на английском языке,
в изучении Марксизма наступил подлинный ренессанс. По вопросу отчуждения см.
библиографию в книге "Марксизм и отчуждение: симпозиум" (New York: Humanities
Press, 1965). Вот некоторые из полезных работ по раннему Марксу: Эрих Фромм,
"Марксова концепция человека" (New York: Ungar, 1961 ), в которой Маркс изображен
ранним экзистенциалистом. Противоположная точка зрения содержится в работе
Бартлетта и Шоделя "Фромм, Маркс и концепция отчуждения", "Science and Society",
XXVII (лето 1963 года), в которой особое ударение делается на Марксовой концепции
революционного действия. См. также: Ллойд Истон, "Отчуждение и история в раннем
Марксе", "Philosophy and Phenomenological Research", XXII (декабрь 1961 года);
Михаиле Маркович, "Марксистский гуманизм и этика", "Science and Society", XXVII
(1963); Дональд Кларк Ходжес, "Единство мысли Маркса", "Science and Society",
XXVin (лето 1964 года); Даниэль Белл, "Конец идеологии" (New York: Free Press,
1962), глава 15; Дональд Кларк Ходжес, "Вклад Маркса в гуманизм", "Science and
Society", XXIX (весна 1965 года); Эрих Фромм (редактор), "Социалистический
гуманизм" (Garden City, New York: Doubleday Anchor, 1966).

3. Маркс, "К критике гегелевской философии права. Введение" (1844). Карл
Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения", издание 2, том 1, с. 422. Во всех случаях
курсив принадлежит Марксу, а не мне, В своих ранних работах Маркс особенно
часто использовал подчеркивание, чтобы выделить основные мысли.

Космология хаоса 98

Этот революционный импульс прослеживается во всех его
работах и характеризует его воззрения как гуманистические.
Для человека высшей ценностью является он сам, и следовательно
он сам для себя является "центром внимания", говоря
словами радикального теолога Пола Тиллиха, своим собственным
Богом. Как таковой, человек должен быть таким же
созидательным, как и Господь Бог, и должен очистить свой
мир от всего нечеловеческого, а поэтому порочного и иррационального.

Мир человека должен славить лишь своего создателя,
человека, и не может служить отражением чего-либо, что
человеку чуждо. Человек, одним словом, является мерилом
всего, включая себя самого. Энгельс позже назвал это созданием
мира, в котором "человек будет не только предполагать,
но и располагать". Таким образом, он заявлял о праве человека
на то, что Библия отводит только Богу: "Сердце человека
обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его"
(Книга Притчей Соломоновых 16:9).

В одной из своих книг, в главе, посвященной "социалистическому
гуманизму", марксистский философ Морис Корнфорт
дал следующее определение марксистскому гуманизму, которое
отражает всю полноту приверженности человеку (в противоположность
приверженности Богу), характерную для
марксизма: "Гуманизм придерживается того мнения, которому
так резко возражал Платон, когда оно было высказано Протагором,
согласно которому, "человек - мера всех вещей".
Все остальное должно оцениваться согласно воздействию,
производимому на людей и тому, как оно может быть ими
использовано. Все, что человек делает, должно делаться на
благо человека и оцениваться согласно воздействию на человека.
Человек существует лишь для этого и ни для чего другого.
Человек не был создан для того, чтобы служить Богу, а для
того, чтобы заставить весь окружающий мир служить самому
себе".

1. Фридрих Энгельс, "Анти-Дюринг". Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 20, с. 330. Первоначально работа была опубликована в
радикальном немецком издании "Vorwarts" в 1877-1878 годах.

2. Морис Корнфорт, "Марксизм и лингвистическая философия" (New York:
International Publishers, 1965), с. 303.

99 Марксова религия революции

Сотворение мира

Марксистская гуманистическая теология неизбежно исключает
христианскую концепцию сотворения мира - одну изфундаментальных
основ христианской философии истории.
В марксизме человек выступает своим собственным творцом,
как на то совершенно ясно указывал Маркс: "Какое-нибудь
существо является в своих глазах самостоятельным лишь
тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих
собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано
своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью
другого, считает себя зависимым существом". Маркс
отлично понимал все выводы, проистекающие из христианской
концепции сотворения мира и необходимости Божьей благодати
как опоры всего мироздания; он понимал и сознательно
отрицал все это: "Но я живу целиком милостью другого, если
я обязан ему не только поддержанием моей жизни, но, сверх
того, еще и тем, что он мою жизнь создал, что он - источник
моей жизни; а моя жизнь непременно имеет такую причину
вне себя, если она не есть мое собственное творение. Вот
почему творение является таким представлением, которое
весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному
сознанию непонятно чрез-себя-бытие природы и человека,
потому что это чрез-себя-бытие противоречит всем осязательным
фактам практической жизни".

Не спрашивай об этом!

Поэтому человек не имеет никакого права на то, чтобы
спрашивать себя, как появился на свет первый человек, подобно
тому как христианский философ не может подвергать
сомнению истину о том, что Бог сотворил мир. Подвергать
сомнению свои философские предпосылки - значит противо1.
Ср.: Р. Дж. Рашдуни, "Библейская философия истории" (Nutley, New
Jersey: Craig Press, 1969).

2. Маркс, "Частная собственность и коммунизм", "Экономическо-философские
рукописи 1844 года". Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Из ранних произведений",
с. 597.


3. Idem.

Космология хаоса 100

речить самому себе; ни Маркс, ни последовательный христианский
философ этого делать не станут. Вызов своему богу не
бросает никто, а человек для Маркса был именно богом: "...кто
же породил первого человека и природу вообще? На это я
могу тебе ответить только следующее: самый твой вопрос есть
продукт абстракции",

Далее Маркс выдвигает несколько невероятно туманных
аргументов, с помощью которых он пытался доказать, что
проблема происхождения человека вообще не имеет права на
существование. Затем он заявляет следующее: "Но так как для
социалистического человека вся так называемая всемирная
история есть не что иное, как порождение человека человеческим
трудом, становление природы для человека, то у него есть
наглядное, неопровержимое доказательство своего порождения
самим собою, процесса своего возникновения... стал практически
невозможным вопрос о каком-то чуждом существе, о
существе, стоящем над природой и человеком, - вопрос,
заключающий в себе признание несущественности природы и
человека. Атеизм, как отрицание этой несущественности, не
имеет больше никакого смысла, потому что атеизм является
отрицанием бога и утверждает бытие человека именно посредством
этого отрицания; но социализм, как социализм, уже не
нуждается в таком опосредовании: он начинает с теоретически
и практически чувственного сознания человека и природы как
сущности".

Социалистическому человеку даже не нужно утверждать
свое существование отрицанием Бога, он просто игнорирует
Бога с самого начала. Он твердо стоит на собственных ногах,
а откуда у него ноги взялись и откуда взялось то, на чем он
стоит, неважно. Фактически, не следует и задаваться таким
вопросом, ибо этот вопрос - продукт абстракции. Любой,
кому когда-либо довелось читать умопомрачительно абстрактные
рассуждения Маркса, которыми изобилуют его работы,
может лишь удивляться тому факту, что в данном случае Маркс
почему-то решил отойти от абстрактного мышления.

Карл Маркс гордился тем, что всегда оставался на "нейтральных"
философских позициях. Он всегда утверждал, что
является скрупулезно научным мыслителем. Как он писал в

1. Idem.

2. lbid.,c.598.

101 Марксова религия революции

"Немецкой идеологии" (1845-1846): "Предпосылки, с которых
мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы: это -
действительные предпосылки, от которых можно отвлечься
только в воображении,,. Таким образом, предпосылки эти
можно установить чисто эмпирическим путем". Социализм
начинается однако с предпосылки о том, что существование
Бога не является обоснованным философским вопросом; если
бы Бог существовал, то природа и человек не могли бы
существовать, потому что своим существованием они были бы
обязаны Богу, а по определению, человек и природа автономны!
Маркс всегда начинал с эмпирических предпосылок лишь
в том смысле, что полагал априори, что все конкретные,
наблюдаемые явления сами себя поддерживают и порождают
и являются совершенно автономными.

Человек порождает человека

Доктрина сотворения мира лежит в основе всех философских
систем, в том числе марксистской. Вся философия Маркса
была основана на идее о том, что созидательная
деятельность человека является конечной основой существования
общества. Это одна из центральных тем марксизма, она
прослеживается и в теоретических томах "Капитала", и в
ранних работах Маркса, хотя и не так явно. Производство есть
та сфера человеческого существования, через которую, как
через призму, должны рассматриваться вйе остальные сферы:
в этом смысле производство является интеллектуальной "архимедовой
точкой опоры",

Снова и снова Маркс возвращается к теме производства:
"Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То,
что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их
производством - совпадает как с тем, что они производят, так
и с тем, как они производят". Если это действительно так, то
материалистическая концепция истории получает свое теоретическое
обоснование: "Что представляют собой индивиды, -

1. Маркс и Энгельс, "Немецкая идеология". Эти рукописи не были
опубликованы во время жизни авторов. Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения" (Москва: Государственное издательство политической литературы),
издание 2, том 3, с. 18.
2. lbid.,c.l9.

Космология хаоса 102

это зависите следовательно, от материальных условий их производства".
Человеческий труд, оказывается, определяет человечество
как вид: "Дело в том, что, во-первых, сам труд, сама
производственная жизнь оказываются для человека лишь
средством для удовлетворения одной его потребности, потребности
в сохранении физического существования. А производственная
жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь,
порождающая жизнь. В характере жизнедеятельности заключается
весь характер данного вида, его родовой характер, а
свободная сознательная деятельность как раз и составляет
родовой характер человека... Животное непосредственно тождественно
со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает
себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность.
Человек же делает самое свою жизнедеятельность
предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность
- сознательная... Сознательная жизнедеятельность непосредственно
отличает человека от животной
жизнедеятельности".

Согласно этой теории, все существование человека является
частью этой единой сферы, производства: "Религия, семья,
государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь
особые виды производства и подчиняются его всеобщему
закону". Мейер точно указал на источник этого элемента
марксизма: "Маркс придал своей системе образ человека-Прометея,
выступающего творцом, кормильцем и укротителем
окружающего мира. Он отождествил себя с прославлением
материальных достижений, что до него было важдой частью
революционного либерализма, частью идеологии нарождающейся
буржуазии".

1. Idem.

2. "Отчужденный труд", "Экономическо-философские рукописи 1844 года".
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Из ранних произведений", с. 565.

3. "Частная собственность и коммунизм", "Экономическо-философские
рукописи 1844 года". Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Из ранних произведений",
с. 589.

4. Альфред Мейер, "Марксизм: единство теории и практики" (Ann Arbor:
University of Michigan Press, 1954), с. 75. Ср.: Велжко Корач, "В поисках
человеческого общества", в книге Эриха Фромма (редактор) "Социалистический
гуманизм" (Garden City, New York: Doubleday Anchor, 1966), с. 3.

103 Марксова религия революции

Несмотря на свои эмоциональные выпады против буржуазных
идеалов, Маркс не смог избежать влияния эпохи Просвещения.


В отличие от Гегеля, который рассматривал отчуждение
человека как духовно-интеллектуальную проблему, Маркс
считал эту проблему социальной и производственной. Именно
материальный труд человека, а не его интеллектуальный труд,
находится в состоянии отчуждения, и решение этой проблемы
следует искать не в области мысли. Маркс абсолютизировал
сферу человеческого труда, поэтому неудивительно, что решение
проблемы отчуждения он обнаружил в той же сфере.


Отчуждение

Бунт Маркса против общества, в котором он жил легко
объяснить, зная о гуманистической направленности его мышления.
Индустриализация трансформировала аграрную цивилизацию
в урбанизированное общество, и эта трансформация
была не из легких. Хотя ужасы так называемой "индустриельной
революции" и были преувеличены, несомненно, она сопровождалась
повышением социальной напряженности и
неустроенностью в жизни людей. Тем, кто всю жизнь занимался
фермерским трудом, было очень трудно приспособиться
к производственным методам фабричной системы. Безбожность
городской жизни по сравнению с традиционной крестьянской
культурой - старая тема, и я не стану ее развивать.

1. Дональд Кларк Ходжес попытался отрицать влияние эпохи Просвещения
на мышление Маркса, но его аргументы не особенно убедительны. См, его работу
"Единство мысли Маркса", "Science and Society", XXVIII (1964), с. 316-323.
Нападки Маркса на буржуазные идеалы и институты можно встретить во второй
части "Манифеста Коммунистической партии" (1848), Карл Маркс и Фридрих
Энгельс, "Сочинения", том 4, с. 437-447. Также см. его работу "К еврейскому
вопросу", которая гораздо более враждебна к буржуазному образу жизни как
таковому (особенно к деньгам), чем к евреям. Она была написана в 1843 и
напечатана в 1844; перепечатана в книге "Карл Маркс: ранние работы", под
редакцией Т. Боттомура. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения", том 1, с.
382-413.

2. Сравнительная характеристика концепций отчуждения Гегеля и Маркса
дана в книге Герберта Маркуса "Разум и революция: Гегель и расцвет социальной
теории". Сравни с книгой Фрица Паппенхайма "Отчуждение современного
человека" (New York: Monthly Review Press, 1959), с. 83-84.

3. Ср.: Сидней Поллард, "Фабричная дисциплина во время индустриальной
революции", "Economic History Review", Second Series, XVI (1963), с. 254-271.

Космология хаоса 104

Маркс осознавал, какое влияние городская жизнь окажет на
консервативные тенденции в прошлом аграрной Европы и
приветствовал индустриальную революцию: "Буржуазия подчинила
деревню господству города. Она создала огромные
города, в высокой степени увеличила численность городского
населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом,
значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни".


Маркса заботила бесчеловечная природа индустриального
производства, которую он связывал исключительно с капиталистическим
частнособственническим способом производства.
Он и Энгельс провели много часов за чтением
парламентских отчетов и других документов в поисках наиболее
ярких "историй ужасов" из городской жизни под гнетом
капитализма. Эту традицию успешно продолжили фабианские
социалисты в Англии в нашем столетии; последнее привело бы
Маркса в некоторое замешательство (а может, и позабавило
бы); он никогда бы не подумал, что такие буржуазные реформаторы,
как фабианцы, могут стать продолжателями его научных
изысканий,

1. Маркс, "Манифест Коммунистической партии". Карл Маркс и Фридрих
Энгельс, "Сочинения", том 4, с. 428.

2. Литература по "индустриальной рев

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.