Купить
 
 
Жанр: Философия

Марксова религия революции

страница №5

реписке,
много писал и помогал в основании "Союза
справедливых". С 1847 года эта организация стала называться
"Союзом коммунистов". "Союз" насчитывал 17 членов, ни
один из которых не имел пролетарского происхождейия (он
прекратил свое существование в 1851 году, вскоре после
поражения революций 1848-50 годов). Маркс и Энгельс
сотрудничали в написании -"Святого семейства" (1845) и
"Немецкой идеологии" (1845-1846; эта работа была опубликована
лишь после их смерти, в 1930-х годах). Наконец, в
1847 году они написали свою самую известную работу "Манифест
Коммунистической партии" по заданию "Союза коммунистов".
Первоначальный вариант "Манифеста" был
написан Энгельсом в стиле церковного катехизиса того времени,
однако Маркс отверг эту идею. "Союз коммунистов"
надеялся воздействовать на массы во время предстоящей
революции, которая, по мнению членов "Союза", должна была
вот-вот начаться. Однако революция началась слишком быстро
для Маркса, "Манифест" был опубликован лишь в феврале
1848 года, в тот момент, когда восстания только лишь начинались.
В марте Маркс был вынужден покинуть Бельгию.
Маркс и его семья приезжают в Лондон, и в течение длитель21
Марксова религия революции

ного периода своей жизни Маркс не покидал пределов Англии.
Именно в Лондоне он работал над "Капиталом", проводя
долгие часы в библиотеке Британского музея. Он ниг^е не
работал за исключением американской газеты Чарльза Дана
"New York Daily Tribune", в которой он был корреспондентом
и обозревателем. Именно в Англии Маркс и Энгельс организовали
в 1864 году "Международное товарищество рабочих"
(1 Интернационал). После публикации работы "Гражданская
война во Франции" (1871) Маркса прозвали "красным профессором",
однако он никогда не был на баррикадах и не
участвовал в стычках с правительственными войсками -
консервативная Англия так и не побаловала его революцией.

Несмотря на все свои язвительные атаки на буржуазные
институты и буржуазную мораль, Маркс был полной противоположностью
собственного идеала революционера, по крайней
мере, в своей частной жизни. Он был в законном браке с
одной и той же женщиной на протяжении всей своей жизни,
и оба оставались верны друг другу, несмотря на тот факт, что
в 1851 году у Маркса родился сын от его внебрачной связи
со служанкой его жены, Еленой Демут. Хотя его трудно
назвать хорошим кормильцем, дети его уважали. Из трех
дочерей Маркса, не умерших в детстве, две дочери, Лаура и
Элеонора, покончили жизнь самоубийством. Но наиболее
примечательным остается тот факт, что Карл Маркс, гений
марксистской экономической науки, прозябал в бедности и
долгах большую часть своей жизни. Официальная версия его
жизни обходит молчанием тот факт, что к концу жизни он стал
довольно-таки состоятельным человеком. Однако он совершенно
не умел распоряжаться собственным состоянием.

Враждебность Маркса к банкирам и капиталистам вообще
и к еврейским ростовщикам в частности могла быть в какой-то
мере вызвана его неспособностью сводить концы с концами.

1. Сына звали Фред Демут. Пейн, "Маркс", с.532-45.

2. См. высказывание Элеоноры Маркс Эвелинг о любви ее отца к семье в книге
Эриха Фромма "Марксова концепция человека" (New York: Ungar, 1961),
C.248-256.

3. Я использую термины "радикал" и "либерал" в том же самом смысле, в
котором их использует Роберт Нисбет в книге "Социологическая традиция" (New
York: Basic Books, 1966), с. 9-16, и в другой своей книге "В поисках общности" (New
York: Oxford University Press, 1953).

Забытый Маркс 22

В 1866 году, спустя лишь два года после получения приличной
суммы (более 1150 фунтов стерлингов) в качестве наследства,
Маркс искал ростовщика, который мог бы занять ему деньги
под 5 процентов; он в то время платил 20-50 процентов по
своим долгам. Частые болезни дорого обходились Марксу, а
попытки содержать дочерей в буржуазной роскоши истощили
его финансы, но даже эти траты не могут служить оправданием
его огромному долгу. В 1866 году Маркс писал Кугельману:
"...мне в ближайшем будущем предстоит финансовый кризис,
а это, помимо непосредственного влияния на меня и семью,
было бы для меня губительным и в политическом отношении,
так как здесь, в Лондоне, приходится поддерживать известный
декорум". Революционные круги Лондона имели достаточное
количество "буржуазных слабостей", и Маркс не был исключением.

Забавно то, что Маркс удержался на плаву в финансовом
плане лишь благодаря ростовщикам и своему другу,
преуспевающему капиталисту Энгельсу, Маркс не скрывал
той роли, которую играл в его жизни Энгельс: "Это мой
ближайший друг. От него у меня нет никаких тайн. Не будь
его, я давно уже был бы вынужден взяться за какое-нибудь
"прибыльное дело". Мысль о Марксе, ведущем "прибыльное
дело", просто смешна, если вспомнить о его финансовых
дарованиях. Марксу не повезло, живи он в наше время,
огромное количество частных и не совсем частных фондов и
организаций, финансирующих подающих надежды революционных
писателей, смогли бы оказать ему щедрую финансовую
поддержку.

Антисемитизм Маркса

Теперь о так называемом антисемитизме Маркса. Эта тема
чрезвычайно сложна, хотя бы потому, что она требует проведения
посмертного психоанализа, что в лучшем случае является
весьма сомнительной научной затеей. Откуда нам знать, что
он думал в действительности, если все его высказывания на

1. Маркс - Кугельману, 13 октября 1866 года. Карл Маркс и Фридрих

Энгельс, "Сочинения", том 31, с. 447.

2. Ibid.

3. Маркс - Кугельману, 25 октября 1866 года. Карл Маркс и Фридрих

Энгельс, "Сочинения", том 31, с. 449.

23 Марксова религия революции

эту тему достаточно расплывчаты? Те, кто считает, что Маркс
действительно был антисемитом, неизменно указывают на
письма, написанные им Энгельсу, в которых содержатся оскорбительные
высказывания в адрес Лассаля, Почему Маркс
использует слово "еврей" в качестве самого последнего ругательства?
На что он набрасывается с критикой в своей работе
"К еврейскому вопросу", напечатанной в 1844 году, если не
на иудаизм и еврейскую культуру? Ответ, пусть и неполный,
заключается в том, что он критиковал буржуазный образ
жизни в целом, используя образ европейского еврея-финансиста
как собирательный образ буржуа. Он считал еврейскую
нацию развращенной, полностью обуржуазившейся и жаждущей
исключительно денег. Но вопрос критиков Маркса остается
без ответа: почему он выбрал именно евреев в качестве
объекта своих нападок?

Философ Сидней Хук попытался выступить в защиту Маркса
следующим образом: "Хотя Маркс и был свободен от
антисемитских предрассудков, он, к сожалению, неосмотрительно
использовал слово "еврей", часто сопровождая его
оскорбительными эпитетами, вследствие чего оно воспринималось
как ругательство". Но факт остается фактом: Маркс
из всех возможных слов выбрал именно слово "еврей". Отто
Рюль, в целом достаточно благожелательный по отношению к
Марксу биограф (как, впрочем, и подавляющее большинство
биографов Маркса), дал этому факту наиболее достоверное из
всех возможных объяснение. Маркс, пишет он, прекрасно
знал о социальном клейме позора, связанным с его еврейским
происхождением. "Всем было известно, что Маркс - еврей,
потому что не только черты его лица были типично иудейскими,
но и все его манеры говорили о его семитском происхождении.
Крещеный или некрещеный, Маркс оставался евреем, что

1. Еврейские консерваторы неизменно указывают на эти явно антисемитские
высказывания Маркса. Ср.: Макс Гельтман, "Малоизвестная страница
американской истории", "National Review" (5 октября 1965 года), С.865-867.
Наиболее детальным исследованием этого аспекта личности Маркса является книга
Натаниэля Уэйля "Карл Маркс: расист" (New Rochelle, New York: Arlington House,
1979).

2. Хук, "От Гегеля к Марксу", С.278. Высказывания Хука в защиту Маркса
малоубедительны; он также критикует Л.Рудаса за попытку найти оправдание
практике использования слова "еврей" Марксом. Непонятно, на чем основывается
Хук, утверждая, что Маркс был свободен от антисемитских предрассудков?


Забытый Маркс 24

можно было легко определить с первого взгляда; и его тяготила
недоброжелательность, с которой относились к евреям. Можно
с легкостью предположить, что с самого детства Марксу
приходилось обороняться от нападок на его еврейское происхождение,
и он старался с помощью своих умственных способностей
и трудолюбия изменить то невыгодное положение,
в котором он оказался, родившись евреем". Другими словами,
рассуждает Рюль, Маркс, вероятно, страдал комплексом неполноценности,
и его антисемитские высказывания были формой
самозащиты: "Читатель не может отделаться от мысли, что
Маркс намеренно показывает свою враждебность иудаизму,
демонстративно отрекается от своего народа и, делая акцент
на своих антикапиталистических воззрениях, заявляет всему
миру, что он совсем не еврей".

1. Рюль, "Карл Маркс", с.377. Краткий, но схожий анализ содержится в книге
Берлина "Карл Маркс", с-269.

Забытый Маркс 25

Часть вторая:
забытая сторона личности Маркса

В значительной мере моему желанию заняться изучением
жизни и учения Карла Маркса способствовало прочтение
работы Луиса Холла, посвященной этой теме. Книга Холла
"Религиозная драма Маркса" попала мне в руки вскоре после
ее публикации в октябре 1965 года. Холл задается очень
важным вопросом в самом начале своей работы: в чем причина
авторитета Маркса? И отвечает на него следующим образом:
в религиозном видении Маркса.

Чем же таким обладал Маркс, что позволило ему в конце
концов стать такой влиятельной фигурой в истории? Как
революционер и организатор он не превосходил своих современников,
позже он занялся экономикой, взяв за основу своих
работ классическую и довольно наивную трудовую теорию
стоимости, но вершин своей славы он достиг не как экономист.
Как политолог он уступал своему гораздо менее известному
современнику Уолтеру Бэйджоту, а как социальный философ
он уступал Алексису де Токевиллю. Принадлежащее Марксу
авторство социологической концепции, согласно которой сознание
человека отражает материальные условия его жизни,
безусловно, гарантирует ему важное место в истории человеческой
мысли. Но даже этот вклад Маркса в социологию не
сравним с тем огромным влиянием, которое он оказал на ход
истории.

Мне представляется, что Маркс не был выдающимся ученым
или революционером, славу ему принесло особое видение
истории. Именно сознанию Маркса предстала огромная, приковывающая
взор картина человеческой истории, и именно
Маркс на основе этой картины создал увлекательный миф о
развитии общества - вот что позволило Марксу затмить своих
современников. Он был более похож на апостола Павла, чем
на ученого социолога или ученого-эмпирика. Его миссия началась
с видения по дороге к Дамаску,

1. Луис Холл, "Религиозная драма Маркса", "Encounter" XXV (октябрь 1965
года), с. 29.

26 Марксова религия революции

Я спросил себя: прав ли Холл? Относительно научного
таланта Маркса Холл в целом прав: Маркс не был выдающимся
ученым, В том, что касается влияния религиозного видения
Маркса, Холл также прав, хотя мне не известен ни один эпизод
из жизни Маркса, хотя бы отдаленно напоминающий явление
Господа Савлу по пути в Дамаск. Маркс быстро лишился
своей приверженности либеральному христианству, это произошло
после окончания им гимназии, в течение его первых
студенческих лет. О начале его жизни, когда он исповедовал
христианство, мало что известно. Незадолго до окончания
гимназии Маркс написал сочинение, названное им "Размышления
юноши при выборе профессии", в котором содержатся
либерально-буржуазные высказывания вроде следующего:
"Также и человеку божество указало общую цель - облагородить
человечество и самого себя,,.". Возникает вопрос: как
мог юноша, написавший эти слова в 1835 году, десять лет
спустя стать философом, исповедующим классовую революцию?

В одном мы можем быть уверены: его "обращение" в
революционный коммунизм не было вызвано нищетой и лишениями.
Год написания его резко антихристианской одноактной
пьесы "Уланим" неизвестен, но несомненно, что она была

^

написана Марксом в молодости. "Уланим, - пишет Пейн, -
это анаграмма: Уланим == Мануил = Еммануил = Бог. Еммануил
- это греческое слово из Нового завета, означающее "с нами
Бог" (От Матфея 1:23),^

1. Обращение Сама Тарсянина по дороге в Дамаск описывается в девятой
главе Книги Апостольских деяний. Он стал апостолом Павлом.

2. Маркс "Размышления юноши при выборе профессии" (август 1835 года).
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Из ранних произведений", с. 1.

3. Эта пьеса приводится в книге Роберта Пейна "Неизвестный Карл Маркс"
(New York: New York University Press, 1971 ).

4. lbid.,c.63.

5. Эти работы сейчас можно прочитать в томе 1 "Собрания сочинений" (New
York: International Publishers, 1975), хотя сочинение Маркса "Единение верующих
с Христом" непонятно почему помещено в приложениях. См. русский перевод
"Единения верующих с Христом": Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения"
(Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928), издание 1 (под
редакцией Рязанова), том 1, с. 421 -425.

Забытый Маркс 27

Стихотворение Маркса "Скрипач", написанное им в 1841
году и напечатанное в литературном журнале Берлина "Атенауэм",
раскрывает всю глубину обращения Маркса в антихристианство.
Пейн воспроизводит это стихотворение.

"Ты о чем? О песнях рая?
Саблей зарублю тебя я.
Бог не знает песен, - нет.
Песни, это - адский бред.
Что ведет к бездумью души.
Мне напел их дьявол в уши,
Дьявол такт мне отбивает,
Он - смычок мой направляет."

А как же насчет той параллели, которую Холл проводит
между Марксом и апостолом Павлом? С этим я не могу
согласиться. Нет сомнений в том, что Карл Маркс представил
человечеству религиозную драму, но в этой драме не было
ничего 'общего с жизнью или теологией апостола Павла, ибо
религией Маркса была переделанная на современный лад
древнеязыческая религия революции.

В этом кратком биографическом очерке жизни Маркса я
хотел бы привлечь внимание читателей к тому факту, что
Маркс с самого начала своей карьеры жил на субсидиях,
большей частью довольно щедрых. Всю свою жизнь он тратил
деньги, заработанные другими, хотя в отличие от многих своих
последователей, он жил на деньги, поступавшие от частных
лиц. а не из общественных фондов. Образ Маркса-Прометея,
срастающегося за идею в нечеловечески трудных условиях,
еще продолжает жить в сознании многих людей, но это такой
же миф, как и сам Прометей. И создан этот миф был самим
Марксом, в процессе активных поисков "пожертвований".

1. Пейн, "Неизвестный Карл Маркс", с. 59. Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения" (Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928), издание
1 (под редакцией Рязанова), том 1, с. 440-441 (перевод О.Румера). Это
стихотворение и стремительное отречение Маркса от христианской веры привели
пастора Ричарда Вурмбранда, в течение многих лет подвергавшегося пыткам в
коммунистических тюрьмах, к выводу о том, что Маркс вступил в сговор с дьяволом:
"Маркс и Сатана", гл.2

2. Гари Норт, "Марксова религия революции" (Nutley, New Jersey: Craig Press,
1968) & Повторно издана в 1988 году с дополнениями: Tyier, Texas, Institute for
Christian Economics.


28 Марксова религия революции

Субсидии начинаются

Карл Маркс - самозваный философ, экономист и социальный
теоретик промышленного пролетариата XIX столетия был
буржуазным сыном буржуазного отца. Рожденный в Трире, в
Рейнской Пруссии, Маркс был в очень привилегированном
положении. В 1816 году, за два года до его рождения, отец
Маркса отрекся от своего еврейского происхождения и принял
протестантство, бывшее в то время официальной государственной
религией, что дало его семье доступ в высший свет.
Преуспевающий адвокат Генрих (Гершель) Маркс несомненно
надеялся на то, что его сын сделает успешную карьеру в
"деловом мире". Благодаря отцу Маркс получил либеральногуманистическое
образование, сначала в Трирской гимназии,
затем в Боннском университете, а затем в Берлинском университете.


Сравнительно мало известно о жизни Карла Маркса в
последующие пять лет. Он потратил целую кучу денег, получая
в течение длительного времени щедрую финансовую поддержку
от своих родителей ( его отец умер в 1838 году) и проводя
большую часть своего времени в "Профессорском клубе", как
себя называли примерно тридцать молодых людей, часто
встречавшихся в кафе "Stehely". Эти встречи и книги, прочитанные
Марксом помимо учебной программы, сыграли гораздо
большую роль в его образовании, чем занятия в университете,

В бытность студентом Боннского и Берлинского университетов
Маркс потратил умопомрачительное количество отцовских
денег. Эта привычка тратить деньги, заработанные
другими людьми, останется у него навсегда. На всю оставшуюся
жизнь Маркс выработал стратегию попрошайничества. В
конце декабря 1937 года, за несколько месяцев до своей
смерти, отец написал ему длинное, полное отчаяния и упреков
письмо. Несомненно, что отцу был прекрасно известен харак1.
Эта ситуация была достаточно типична для очень способных студентов.
Учебники и лекции наводят на них скуку. Европейские лекции отличаются
особенной монотонностью, а лекции в немецких университетах XIX века,
возможно, установили мировой рекорд по количеству студентов, "умерших от
скуки". По словам Адама Смита, лекции в Оксфордском университете были весьма
скучными, но, по крайней мере, читались не на немецком языке.

Забытый Маркс 29

тер сына. Он в деталях описывает его личные привычки,
которые Маркс сохранил на всю жизнь:

О Господи! Беспорядок, бессмысленные экскурсии во все
области знания, угрюмые размышления перед унылой масляной
лампой, сумасшедшие метания по комнате в халате, запущенный
внешний вид: и все это вместо того, чтобы веселиться
за кружкой пива; нелюдимое уединение, пренебрежение всякими
внешними приличиями и даже неуважительное отношение
к отцу... И на этой ниве бессмысленной и бесполезной
эрудиции должные взойти плоды, которые будут питать тебя
и твою возлюбленную (Женни фон Вестфален - Г,Н.), и
собранный подобным образом урожай позволит тебе выполнить
твои святые обязанности!?

Отчаявшемуся умирающему отцу ничего не оставалось,
кроме как прибегнуть к сарказму и упрекам по поводу способностей
сына тратить деньги:

Как будто бы мы были сказочно богаты, мой Herr сын,
вопреки всем договоренностям, всего за один год потратил
почти 700 талеров, в то время как дети самых богатых
родителей тратят менее 500. И почему? Я отдам ему должное
признанием, что он не распутник и не мот. Но человеку,
который каждую неделю открывает совершенно новую систему
мироустройства, перечеркивая все то, чем он кропотливо
занимался ранее, наверное не до пустяков? Не для него
мелочность порядка!? Каждый запускает ему руку в карман,
его обманывает всякий кому не лень, но ему все равно, лишь
бы не мешали заниматься, и, конечно же, снова выписывается
чек,

Бедный обманутый Генрих! Он доверчиво читал письма
сына, детально описывающие невероятное количество прочитанных
сыном книг, не подозревая, что молодой Маркс проводит
большую часть времени пьянствуя в "Профессорском
клубе" в компании "младогегельянцев". Вспоминая годы, проведенные
в Берлинском университете, куда он перевелся по
настоянию отца, Маркс обходит молчанием свои студенческие

1. Генрих Маркс - Карлу Марксу, 9 декабря 1837 года, "Собрание сочинений"
(New York: International Publishers, 1975) .том 1, с. 688.
2. lbid.,G.690.

30 Марксова религия революции

фокусы с отцовскими деньгами. Бедный старик-отец умер с
мыслью о том, что "мой трудолюбивый и талантливый Карл
проводит все ночи напролет серьезно занимаясь, подрывая
свое умственное и физическое здоровье, отказываясь от всех
удовольствий ради изучения абстрактных, возвышенных наук;
но то, что он делает сегодня, отрицает все то, чем он занимался
ранее, так что в конце концов он ничего не достигнет, разрушив
собственный труд и не усвоив то, чего достигли другие.

Так чего же достиг "пчелка" Маркс за зиму с 1837 на 1838
год? Посетил лекции по одному-единственному предмету и
оказался замешан в уголовном деле (что ему, бедняге, так и не
послужило уроком, впоследствии, с 1842 по 1849 год, у него
были проблемы с полицией в разных странах Европы). Всю
зиму он проматывал отцовские деньги. За все три семестра,
проведенные им в Берлинском университете, он прослушал
лекции лишь по семи предметам. На протяжении последующих
четырех лет он дополнительно прослушал лекции по
шести предметам, Он так и не закончил Берлинский университет.
Ему не хватило смелости сдать выпускной экзамен. В
1841 году Маркс закончил Йенский университет со степенью
доктора философии (а не юриспруденции, как того хотел его
отец). Хотя он никогда не посещал Йенский университет,
система, существовавшая в немецких университетах в то
время, позволила Марксу получить научную степень, представив
лишь докторскую диссертацию.

Субсидии продолжаются

В 1842 году Маркс впервые поступил на работу - он стал
журналистом в газете "Rheinische Zeitung", основанной незадолго
до его прихода в редакцию. Маркс начал регулярно
печататься начиная с апреля 1842 года, а спустя всего несколько
месяцев стал редактором. В адрес газеты были брошены
обвинения в прокоммунистической ориентации. В день
своего вступления на пост главного редактора ( 15 октября

1. ibid.

2. Предметы, лекции по которым Маркс посещал, перечислены в Ibid., том 1,
с. 703-704.

Забытый Маркс 31

1842 года) Маркс написал редакционную статью, опровергавшую
это обвинение. Он, Маркс, не только против коммунизма,
писалось в статье, он также против того, чтобы видеть в
революции решение всех проблем Германии, и считает, что не
существует "великого дела, которое должно избавить нас от
всех этих грехов!" Коммунизм, революционный или эволюционный,
не интересовал Карла Маркса в 1842 году. По его
собственным словам: "Rheinische Zeitung", которая не признает
даже теоретической реальности за коммунистическими
идеями в их теперешней форме, а следовательно, еще менее
может желать их практического осуществления или же хотя
бы считать его возможным, - "Rheinische Zeitung" подвергнет
эти идеи основательной критике".

Несмотря на все эти опровержения газета была закрыта
властями, так как ее статьи приобрели очень радикальный
характер, причем судьба, постигшая "Rheinische Zeitung", постигла
и два других издания, в которых печатались статьи
Маркса. История с "Rheinische Zeitung" весьма поучительна.

Эта кельнская газета была основана прусским правительством,
которое незадолго до этого аннексировало западногерманские
земли, где расположен Кельн. Правительство, опасаясь, что
католическая церковь будет стараться подорвать контроль
протестантских властей над этой территорией, попыталось
противопоставить "Rheinische Zeitung" очень популярной католической
газете, издававшейся в то время в Кельне. Однако
эта затея, как и многие другие интеллектуальные прожекты
прусского правительства, провалилась. Газета перешла в собственность
группы кельнских предпринимателей, отличавшихся
либеральными симпатиями. Активную роль в покупке
газеты сыграл Мозес Гесс, молодой человек, унаследовавший
значительное состояние и первым из "младогегельянцев" обратившийся
в коммунизм. Его друзья-предприниматели в то
время еще оставались в неведении относительно его радикаль1.
Маркс, "Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine Zeitung"" (16 октября 1842
года), Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения", том 1, с. 116.

2. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Ibid, с. 117.

3. Этимиизданиямибыли"Немецко-французскийежегодник" (1844) и"\ече
Rheinische Zeitung" (1848).

32 Марксова религия революции

ных взглядов, но даже когда последние стали достоянием
гласности, по крайней мере, с частью его мнений продолжали
считаться. Именно Гесс предложил назначить Маркса редактором
газеты. Исаия Берлин, один из биографов Маркса, так
описывает события, происшедшие после назначения Маркса
на пост редактора "Rheinische Zeitung": "Из умеренно-либеральной
газеты "Rheinische Zeitung" неожиданно превратилась
в крикливо-радикальную, отличавшуюся наибольшей враждебностью
к правительству среди всех германских газет... Владельцы
газеты были удивлены происходящим не меньше, чем
власти..."

Власти, хотя и подвергали "Rheinische Zeitung" строгой
цензуре, вначале опасались закрывать газету, может быть
потому, что это явно не понравилось бы ее влиятельным
владельцам. И лишь когда Российский Император Николай 1
случайно прочитал одну из антирусских диатриб, принадлежавших
перу Маркса, властям не оставалось иного выбора.
Император пожаловался прусскому правительству, и последнее,
опасаясь императорского гнева и стремясь сохранить
русско-прусский альянс, существовавший в то время, закрыло
газету.

Незаменимый партнер

Наверное, наибольшей иронией судьбы относительно того
огромного количества печатного материала, которое посвящено
Марксу, является следующий факт: из двух основоположников
марксизма именно Энгельс был незаменимым партнером, а не
Маркс. Концептуально Энгельс опережал Маркса с самого
начала, хотя и был младше его на два года. Энгельс стал
убежденным коммунистом на год раньше Маркса. Он первым
заинтересовался экономическими условиями, существующими
в индустриальных цивилизациях; прочтение его книги "По1.
Исаия Берлин, "Карл Маркс: его жизнь и окружение" (3rd ed.; New York:
Oxford University Press, 1963), с. 74.

2. В 1968 году, когда впервые была напечатана эта книга, я еще не пришел к
этому выводу, однако уже тогда я отмечал, что Энгельс превосходил Маркса как
литературный стилист,

Забытый Маркс 33
(

ложение рабочего класса в Англии" Марксом в 1845 году
привело последнего к изучению теории экономических основ
революции. Есть основания полагать, что концепция исторического
материализма был

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.