Купить
 
 
Жанр: Философия

Марксова религия революции

страница №16

н видел Коммуну в свете
политического и социального возрождения - коллективного
спасения.

Революционная практика дает рабочему возможность выразить
себя, так как лишь посредством революционного действия
может быть развито классовое сознание. Маркс в 1850
году так это сформулировал: "Вам, может быть, придется
пережить еще 15, 20, 50 лет гражданской войны для того,
чтобы изменить существующие условия и чтобы сделать самих
себя способными к господству...". Снова высказывания Маркса
носят полурелигиозный характер; главный тезис Кайлуа
заключался в том, что только во время войны и кровопролития
современный человек может приблизиться к разрушительной
психологии празднеств хаоса. Чувство общей преданности

1. Ibid. .том 21, с. 23-178.

2. Маркс, "Гражданская война во Франции" (1871). Ibid., том 17, с. 332.
Марксистская версия истории Парижской Коммуны наложена в книге Лиссагарая
"История Парижской Коммуны 1871 года" (London: Reeves and Turner, 1886), в
переводе дочери Маркса, Элеоноры Маркс Авелинг. Более правдоподобный
исторический анализ содержится в следующих книгах: Франк Джелленик,
"Парижская Коммуна 1871 года" (London: Victor Gollancz, 1937); Алистер Хорн,
"Падение Парижа" (New York: St. Martin's, 1965).

3. Подобные заявления встречаются в работе: Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 17, с. 281, 345.
4. "Заседание Центральногокомитетаот15сентября1850года". Ibid., том 8, с. 582.

151 Марксова религия революции

высокому идеалу в условиях современной цивилизации достижимо
лишь в условиях войны. Вера Маркса в то, что пролетарское
сознание может быть обретено лишь в борьбе, похожа
на этот тезис Кайлуа; в этом смысле пролетарская революция
выполняет ту же самую религиозную и психологическую
функцию, что и празднество в древнем мире.

В письме Энгельса Марксу, написанном в 1857 году из
США, где он находился на лечении (депрессия 1857 года еще
только начиналась), присутствует та же религиозная лексика:
"За последние семь лет меня все же несколько затянула
буржуазная тина; теперь она смывается, и я снова становлюсь
другим человеком. Кризис будет так же полезен моему организму,
как морские купанья, я это уже сейчас чувствую".
Очистительные воды полнейшего хаоса: вот на чем была
основана теология религии революции,

Диктатура пролетариата

Доктрина Маркса о "диктатуре пролетариата" многое говорит
о функции, отведенной революции. После свершения
пролетарской революции и захвата власти рабочим классом
наступит "политический переходный период, и государство
этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной
диктатурой пролетариата". Этот период не будет
конечной точкой развития, а лишь переходным периодом, в
котором власть будет принадлежать рабочему классу и все
буржуазные пережитки будут уничтожены. Энгельс детально
описал, что собой будет представлять этот период и каковой
должна быть цель пролетарского государства: "Так как государство
есть лишь преходящее учреждение, которым приходится
пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно
подавить своих противников, то говорить о свободном
народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат
еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не
в интересах свободы, а в интересах подавления своих против1.
Рожер Кайлуа, "Человек и святыня", глава 4.

2. Энгельс-Марксу, 15 ноября 1857 года. Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 29, с. 172.
3. Маркс, "Критика Готской программы" (1875). Ibid., том 19, с. 27.

Космология хаоса 152

ников, а когда становится возможным говорить о свободе,
тогда государство как таковое перестает существовать".

Именно в этот переходный период новые правители поведут
общество к социалистическому изобилию, но для этого
необходимо будет вытравить все буржуазные свободы и институты.
Этот период будет периодом насильственного разрушения,
и, как. отметил Ирвинг Флетчер, Марксов период
"грубого коммунизма" не только не преодолеет отчуждения,
но в некоторых отношениях будет менее прогрессивен, чем
капитализм. "Нет никакой связи между отменой частной
собственности и подлинным преодолением отчуждения. Напротив,
согласно этой идее, все члены общества будут низведены
до неестественно нищенской простоты в своих потреб
-ностях и желаниях. Общность (в данном случае] является
лишь общностью труда и равенством заработной платы, выплачиваемой
коммунистическим капиталом, обществом как универсальным
капиталистом. Явным признаком такого грубого
вида коммунизма, который Маркс понимал как примитивное
обобществление частной собственности, является общность
женщин, "Weibergemeinschaft". Этот коммунизм бесчеловечен
не потому, что он уничтожает капитализм, а потому, что он
расширяет сферу действия капитализма, делает его более
радикальным и абсолютным. Коммунизм не превосходит капиталистическое
общество, а, напротив, уступает некоторым
прогрессивным аспектам частнособственнического уклада.
Тем не менее Маркс считал, что по крайней мере с теоретической
точки зрения этот вид коммунизма является стадией,
через которую необходимо пройти".

Диалектика: быть или не быть государству

Вот один из диалектических результатов системы Маркса:
она одновременно содержит призыв к тотальной революции,
направленной против государства, и программу создания абсолютной
государственности, Маркс считал, что в конце концов
обществу не будут нужны какие-либо государственные

1. Энгельс-Бебелю, 18-28 марта 1875 года. Ibid., том 19, с. 5.

2. Ирвинг Флетчер, "Молодой и зрелый Маркс", Лобкович (редактор), "Маркс
и западный мир", с. 29-30.

153 Марксова религия революции

структуры, однако для того чтобы осуществить эту мечту,
необходимо пройти через период спланированной государством
бесчеловечности. Маркс попытался компенсировать этот
абсолютный авторитаризм описания подлинно гуманистического
общества будущего, в этом и заключалась Марксова
концепция "земного рая". "Но эти недостатки неизбежны в
первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как
оно выходит, после долгих мук родов, из капиталистического
общества", "Зрелый" Маркс рисовал в 1875 году следующую
картину грядущего рая: "На высшей стадии коммунистического
общества, после того как исчезнет порабощающее человека
подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с
этим противоположность умственного и физического труда;
когда труд перестанет быть только средством для жизни, а
станет сам первой потребностью жизни: когда вместе с всесторонним
развитием индивидов вырастут и производительные
силы и все источники общественного богатства польются
полным потоком, лишь тогДа можно будет совершенно преодолеть
узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет
написать на своем знамени: каждый по способностям, каждому
по потребностям!"

Анархист Михаил Бакунин, соперник Маркса, отмечал его
авторитаризм. Бакунин одно время сотрудничал с Марксом,
так как оба находились в оппозиции буржуазному государству,
но впоследствии Бакунин порвал свои отношения с Марксом.
Он не разделял веру Маркса в способность тоталитарного
государства навсегда покончить с государственностью: "Я
ненавижу обобществление, потому что оно является отрицанием
свободы, а я не мыслю человечества без свободы. Я не
коммунист, потому что коммунизм означает концентрацию и
поглощение государством всех сил общества, потому что он
неизбежно ведет к сосредоточению собственности в руках
государства, в то время как я хочу устранения государственности,
окончательного уничтожения принципа государственной
власти и контроля, которые под предлогом поддержания

1. "Критика Готской программы". Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 19, с. 19.
2. lbid.,c.20.

Космология хаоса 154

основ морали и цивилизации до настоящего времени использовались
лишь для порабощения, преследования, эксплуатации
и развращения людей.

Я хочу, чтобы общественная и коллективная, или социальная,
собственность была организована снизу вверх, посредством
свободной ассоциации, а не навязывалась сверху какой-либо
властью".

Демифологизация Маркса

Некоторые современные исследователи такие, как Лихтхайм,
Холл, Майо и Шумпетер, стараются преуменьшить революционную
направленность марксизма, особенно тот
призыв к революции, с которым Маркс выступил в конце
своей жизни. Проблема подобной интерпретации заключается
в том, что она не объясняет его несомненного восхищения
Парижской Коммуной 1871 года. Это "заблуждение" так
называемого "зрелого" Маркса говорит о том, что его старая
мечта о возрождении посредством тотального хаоса никогда
не оставляла его, ожидая первой возможности снова появиться
на свет в качестве неотъемлемой части его социального
учения. В одной из своих работ, блестящей во всех остальных
отношениях, Луис Холл пытается демифологизировать Маркса:
Маркс-де использовал слово "революция" как религиозную
метафору, в действительности не подразумевая под ним
какую-либо форму политической деятельности. Иногда ученые
просто не верят словам других ученых; они не понимают,
как их коллега может говорить подобные вещи.

1. Цитируется в книге Карра "Михаил Бакунин" (London: Macrnillan, 1937), с.
341. Как можно быть против частной и государственной собственности
одновременно не совсем ясно, но Бакунин несомненно видел скрытую угрозу
тоталитаризма, присутствующую в системе Маркса, и по этой причине его
замечания очень полезны. Что он имел в виду, заявляя: "Я коллективист, но не
коммунист", остается загадкой. Ibid.

2. Холл, "Религиозная драма Маркса", "Encounter" (октябрь 1965 года), с. 37.

3. Книга Джорджа Лихтхайма "Марксизм" является, пожалуй, наиболее
важным исследованием, отстаивающим точку зрения, согласно которой после 1850
года Маркс утратил свой революционный пыл и стал чем-то вроде социал-демократа.
Бертрам Вольф выражает свое согласие с мнением Лихтхайма: "Марксизм: сто лет
из жизни доктрины" (New York: Dial Press, 1965), с. 239 примечания."

S55 Марксова религия революции

Все эти рассуждения о "добросердечности" "зрелого" Маркса
основаны на том факте, что Маркс в определенные периоды
своей жизни преуменьшал значение революционного
действия по тактическим соображениям. Но его экономические
работы ясно свидетельствуют о том, что он в действительности
думал; снова и снова в период своей "зрелости"
Маркс отмечает признаки приближающейся революции -
революции, которая положит начало экономическому кризису
мировой капиталистической системы. Он и Энгельс с распростертыми
объятиями приветствовали грядущие потрясения.

В 1857 году (в зрелые годы) Маркс писал Энгельсу: "Я
работаю, как бешеный, ночи напролет над подытоживанием
своих экономических исследований, чтобы до потопа иметь
ясность по крайней мере в основных вопросах". В действительности
оба в течение всей жизни постоянно предсказывали
крушение капитализма. Энгельс все еще выступал с пророчествами
грядущего суда истории в 1886 году, хотя в 1892 году
даже он был вынужден признать, что, по всей видимости, в
тот период происходило возрождение капитализма.

Оценка Роберта Такера справедлива: "Таким образом, для
Маркса коммунистическая революция есть средство достижения
не материального изобилия (хотя оно тоже наступит, по
его мнению) и не справедливости в распределении жизненных
благ, а духовного возрождения человека". Маркс, несомненно,
исповедовал религию революции. Полное обновление посредством
тотального хаоса было его целью, и пролетариат
выступит в роли класса священнослужителей во время этого
ритуала избавления всего общества от отчуждения.


1. Маркс-Энгельсу, 8 декабря 1857 года. Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 29, с. 185. Это письмо, возможно, было ответом на письмо
Энгельса от 15 ноября 1857 года.

2. Дональд Лауэ, "Функция "Китая" в работах Маркса, Ленина и Мао"
(Berkeley: University of California Press, 1966), с. 18. Анализ несбывшихся
пророчеств Маркса содержится в следующих работах: Тернер, "Вызов Карлу
Марксу", с. 6; Бобер, "Интерпретация истории Карлом Марксом", с. 305-306,
387-388; Шварцчильд, "Карл Маркс: красный пруссак", с. 256-261. Наиболее
подробный анализ содержится в книге Фреда Готхайля "Экономические прогнозы
Маркса" (Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1967).
3. Такер, "философия и миф в учении Карла Маркса", с. 24.

Космология хаоса 156

Диалектика: этика и метафизика

Ранее уже было отмечено, что Марксова доктрина отчуждения
играет ту же роль, которую доктрина грехопадения
человека выполняет в христианстве. Несмотря на эту кажущуюся
близость к христианской космологии, религия Маркса
ближе к древнеязыческим религиям, нежели к мессианству
Нового Завета. В этом нет противоречия, ибо космологии
древних также играли роль доктрины грехопадения человека.
Сходства и различия между языческими и иудейско-христианскими
взглядами уже были отмечены. Древние верили в
метафизический переход из состояния хаоса в состояние
порабощения законом и общественными нормами. Маркс утверждал
(или по крайней мере об этом говорят использованные
им выражения), что грехопадение было первоначально
психологическим, но что впоследствии отчуждение человека
тесно сплелось с частной собственностью. Изменив окружающий
мир, человек снова обретет то состояние, в котором он
находился до отчуждения, но сохранит в неприкосновенности
современную технологию.

Согласно христианскому учению, грехопадение человека
было нравственным: мир, включая человека, был проклят в
результате грехопадения - отчуждения между человеком и
Творцом, - но само грехопадение было нравственным. Поскольку
человек отчужден от Бога, он также отчужден от
своих собратьев, так как те созданы Богом по Своему образу
и подобию. Таким образом, полное обновление человека и
человеческой цивилизации может быть достигнуто не бегством
от закона, а посредством возврата к подчинению закону
Божьему, изложенному в Библейских заповедях. Возрождение
возможно лишь посредством веры в искупительную жертву
Христа на кресте; в этом заключается благость Божия по
отношению к человеку. Любое социальное преобразование,
проистекающее из нравственного возрождения человечества,
должно происходить в условиях соблюдения обществом законов,
Человек, согласно этой концепции, подлинно свободен
лишь тогда, когда он спасен данной ему от Бога благодатью
(учение апостола Павла о "новой твари во Христе", Второе

/57 Марксова религия революции

послание к Коринфянам 5:17) и когда он следует закону
Божьему. Полное совершенство будет достигнуто лишь после
того, как Божий суд положит конец времени; оно не будет
достигнуто самозванными автономными людьми. Таким образом,
идея о полном совершенстве, содержащаяся в учении
Маркса, совершенно противоположна иудейско-христианской
традиции".

Нет сомнений в том, что в Библии есть места, где содержится
внешне похожая надежда на всеобщее потрясение.
Примерами этого являются заключительная глава Книги Пророка
Исаии и третья глава Второго послания Петра. Божий суд
в Священном Писании нередко описывается языком огня и
разрушений. Иногда говорится о последних днях мира и
последнем Божьем суде; в других случаях говорится о единовременной
Божьей каре или о переменах в Божьем устройстве
мира (заключение завета с иудеями, заключение завета с
еллинами). Например, Псалом 18 изобилует описаниями катаклизмов
и потрясений, однако ясно, что это аллегории. Но
все эти картины потрясений основаны на одном и том же
факте: Бог, один только Бог, может положить начало этим
переменам. Верующие должны сохранять чинность и благопристойность
в делах своих и не создавать хаос, который
позволил бы им избежать соблюдения законов (Послание к
Римлянам, глава 13, ^Первое послание к Коринфянам 14:40).

Лишь Бог может совершать суд над миром: "Низложу, низложу,
низложу, - и его не будет, доколе не придет Тот, Кому
принадлежит он [венец], и Я дам Ему" (Книга Пророка Иезекииля
21:27).

Древнее язычество было противоположно в этом отношении
христианству. Именно человек должен разрушить весь
мир до основания. Именно человек своим ритуальным участием
в космическом времени хаоса возвратит золотой век.

1. По этому вопросу см.: Варфильд, "Стремление к совершенству"
(Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1958). Раймонд Арон
разглядел подлинное значение доктрины о революции: "Только революция, будучи
авантюрой, или революционный режим, поскольку он приемлет постоянное
использование насилия, в состоянии достичь совершенства. Миф о революции
служит прибежищем для интеллектуалов-утопистов; он является таинственным,
непредсказуемым посредником между реальностью и идеалами". Аарон, "Опиум
для интеллигенции", с. 65. Ср.: Дж. Волперт, "Миф о революции", "Ethics", LVIII
(1947-1948), с. 245-255.

Космология хаоса 158

Именно человеку предстоит остановить время и вернуть на
землю вечность. Избавление от времени и его проклятий было
мечтой языческого мира. Элиадэ пишет: "Желание освободиться
от времени еще более ясно прослеживается в "оргии",
которая в большей или меньшей степени сопровождается
насилием в новогодних церемониях. Оргия - это также уход
в "темноту", возврат первобытного хаоса, того, что предшествовал
сотворению мира и всякому проявлению порядка. Слияние
всех форм в одну единую широкую и однородную массу
является точным воспроизведением "тотального" вида реальности.
Я ранее уже указывал на функцию и значение оргии,
одновременно сексуальной и земледельческой; на космологическом
уровне "оргия" представляет собой хаос, или полное
устранение пределов, и с устранением времени начало Великого
Времени, "вечного мгновения" безвременности. Присутствие
оргий среди церемоний, отмечающих периодичность во
времени, говорит о стремлении полностью освободиться от
прошлого путем разрушения всего мироздания".

Бегство от истории: циклы

В этом, очевидно, заключается сама суть марксистской
системы. Пролетариат "только в революции может сбросить
с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую
основу общества". Маркс хотел избавиться от истории. История
всех прежде существовавших обществ не была подлинно
человеческой историей, поскольку во всех этих обществах
присутствовало отчуждение человека. Как он писал в "Предисловии
к "Критике политической экономии", "Буржуазные
производственные отношения, это - последняя антагонистическая
форма общественного процесса производства, антагонистическая
не в смысле индивидуального антагонизма, а в

1. Мирче Элиадэ, "Сравнительные характеристики религий", с. 399; более
подробный анализ этой темы содержится на с. 400-407. "Значение карнавальных
оргий в конце года подтверждается тем фактом, что за хаосом всегда следует новый
порядок. Все эти празднества являются символами периодического обновления
жизни". Ibid., с. 400.

2. Маркс и Энгельс, "Немецкая идеология". Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
"Сочинения", том 3, с. 70.

159 Марксова религия революции

смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий
жизни индивидов: но развивающиеся в недрах буржуазного
общества производительные силы создают вместе с тем материальные
условия для разрешения антагонизма. Этой общественной
формацией завершается поэтому предыстория
человеческого общества".

Значит все прежде существовавшие общества принадлежат
к "предыстории", Мы можем называть наш век "историей", но
это вряд ли будет верно. То, что мы называем историей,
должно быть устранено во имя выживания человека. Поэтому
Маркс обращается к революционному хаосу для того, чтобы
положить конец предыстории и ознаменовать начало подлинной
человеческой истории. Революция должна быть соверше\
на человеком, ибо человек является единственным богом
Маркса. Эсхатология для Маркса - это возвращение к обществу,
свободному от отчуждения и созданному человеком; так
будут сброшены кандалы сегодняшней истории.


Мнение, согласно которому марксизм уходит своими корнями
скорее в древние космологии, чем в иудейско-христианскую
традицию, спорно. По крайней мере внешне Марксова
концепция истории является линейной; древние придерживались
циклической концепции. Это явное противоречие. Позиция
Маркса в этом отношении ближе к христианской
традиции: в системе Маркса присутствует исторический прогресс
и исторические факты играют важную роль. В этом
смысле Маркс остается в рамках западной традиции; никто из
тех, кто принадлежит к этой традиции, не способен полностью
избежать влияния линейной концепции истории, выработанной
Августином. Было бы весьма странно, если бы Маркс не
разделял с западными мыслителями некоторых из предпосылок
Августина. Тем не менее в некоторых весьма важных
аспектах система Маркса является циклической. Если грехопадение
человека имело место в примитивном обществе, где
не было отчуждения, то почему же подобный возврат в
состояние отчуждения не может повториться после того, как
грядущая революция возвратит золотой век? Маркс совершенно
недвусмысленно указывал, что отчуждение не было вызва1.
Маркс, "Предисловие к "Критике политической экономии". Ibid., том 13, с. 7-8.

Космология хаоса 160

но частной собственностью, скорее наоборот. Хотя Маркс и
считал, что простого переустройства общества будет достаточно
для того, чтобы человечество переродилось раз и навсегда,
он не мог гарантировать, что это новое состояние будет им
сохранено. Если первоначальное падение было в основе своей
психологическим, что может предотвратить подобное падение
и возврат к отчуждению в будущем? Представляется, что
именно в этом заключается смысл замечания Такера: "Он
[Маркс] никогда не задавался вопросом; а что может помешать
повторному отчуждению человека по ту сторону истории?"
Таким образом, можно, не опасаясь ошибки, утверждать,
что Маркс, по крайней мере частично, вернулся к
концепции истории, связанной с древнегреческими представлениями
о ее циклическом развитии, не сумев доказать, что
сама логика его системы не приведет назад к какой-нибудь
циклической схеме.

Энгельс куда более ясно писал о некоторых из этих тем,
Его описание вечного круговорота материи весьма любопытно.
Материя, писал он, находится в состоянии вечного движения,
в состоянии "круговорота, в котором каждая конечная форма
существования материи... одинаково преходяща и в котором
ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся
материи и законов ее движения и изменения".

Согласно исходным предпосылкам Энгельса, меняются
даже законы изменения природы. Можно утверждать, что
циклическая концепция природного развития не обязательно
подразумевает циклическое развитие истории человеческого
общества, но если рассматривать эту идею в сочетании с
ранними работами Маркса, нетрудно прийти к выводу о том,

1. Такер, "Философия и миф в учении Карла Маркса", с. 240.

2. Энгельс, "Введение к "Диалектике природы", работа опубликована
посмертно на основании его записок. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, "Сочинения",
том 20, с. 362-363. Некоторые видные исследователи, включая Лихтхайма и Такера,
не хотят признавать тот факт, что последующие работы Энгельса по изучению науки
отражают взгляды Маркса. Маркс, утверждают они, интересовался лишь
человеческим обществом и социальной диалектикой, а не механистической
диалектикой природы. Письмо Маркса Лассалю от 16 января 1861 года несколько
проясняет этот вопрос: "Очень значительна работа Дарвина, она годится мне как
естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов". Ibid., том 30,
с. 475. В письме к Энгельсу от 19 декабря 1860 года Маркс заявляет: "Хотя изложено
грубо, по-английски, но эта книга дает естественноисторическую основу для наших
взглядов". Ibid., том 30, с. 102. См. далее нас. 161

161 Марксова религия революции

что Марксова концепция истории напоминает греческую концепцию
куда более, чем теологическую концепцию Августина
о линейном развитии истории.


Мы проанализировали Марксову доктрину революции в
космологическом и в философском плане. Однако этот анализ
не объясняет того исторического контекста, в который Маркс
поместил этот неизбежный хаос, также как не дает объяснения
целому комплексу проблем, связанных с революционной
тактикой. Именно к этому аспекту учения Маркса о революции
мы и должны сейчас обратиться.

Маркс: в молодости и зрелости

Маркс ни разу не изложил свою доктрину о революции
полностью в какой-либо одной из своих работ. Как и большинство
его теорий, она разбросана по разным работам, и не
совсем ясно, что революция будет собой представлять на
самом деле. В отношении того, каким же образом она произойдет,
он так и не смог определиться; его противоречащие
друг другу заявления о пролетарском восстании были использованы
в качестве предлога для проведения различий между
"молодым" и "зрелым" Марксом, 1850 год обычно считается
годом достижения им "зрелости".

Если Марксу была совершенно неинтересна любая диалектика природы, почему
же он так увлекся теорией Дарвина о вечной борьбе за существование,
происходящей в природе? Здесь я хотел бы привести цитату из письма, написанного
мне Уолтером Одажником, автором книги "Марксизм и экзистенциализм" (1965),
21 сентября 1966 года: "Я знаю, что западные исследователи - по какой-то
непонятной причине - попытались взвалить на Энгельса ответственность за
несколько неловкую марксистскую диалектику природы, но я утверждаю, что она
является логическим развитием гегельянства в сфере материальной природы,
Маркс, по совершенно ясным причинам, был заинтересован лишь последствиями
поставленного с ног на голову гегельянства в социально-экономической сфере, и
Энгельсудосталасьсфера природы". Одажникдалееуказываетнато, чтоМарксбыл
еще жив во время написания и "Диалектики природы" и "Анти-Дюринга".
отношении последней работы Шумпетер замечает: "Невозможно отрицапъ тот
факт, что Маркс написал часть десятой главы и разделяет ответственность за всю
книгу". "Капитализм, социализм

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.