Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих вокалистов

страница №18

естве консультантов - А.В. Нежданова и
Н.С. Голованов. За три года существования ансамбля Иван Сергеевич осуществил ряд
интереснейших постановок опер в концертном исполнении: "Вер-тер" Ж. Массне,
"Паяцы" Р. Леонкавалло, "Орфей" К. Глюка, "Моцарт и Сальери" Н.А. РимскогоКорсакова,
"Катерина" Н.Н. Аркаса, "Джанни Скикки" Дж Пуччини.
Вот что писал композитор К.А.Корчмарев о первом спектакле ансамбля - опере
"Вертер": "Во всю ширину эстрады Большого зала консерватории установлены
оригинальные коричневые ширмы. Верх их полупрозрачен: сквозь прорези виден
дирижер, временами мелькают смычки, грифы и раструбы. Перед ширмами - несложные
аксессуары, столы, стулья. В такой форме И.С. Козловский осуществил свой первый
режиссерский опыт...
Создается полное впечатление спектакля, однако такого, в котором музыка играет
первенствующую роль. В этом отношении Козловский может считать себя победителем.
Оркестр, находящийся на одной площадке с певцами, все время прекрасно звучит, но
не заглушает певцов. И вместе с тем сценические образы живы. Они способны
волновать, и с этой стороны данная постановка свободно выдерживает сравнение с
любым идущим на сцене спектаклем. Опыт Козловского, как вполне оправдавший себя,
заслуживает большого внимания".
Во время воины Козловский в составе концертных бригад выступает перед бойцами,
дает концерты в освобожденных городах.
В послевоенный период помимо выступлений в качестве солиста Иван Семенович
продолжает режиссерскую работу - ставит несколько опер.
ИВАН КОЗЛОВСКИЙ

191


С самого начала своего творческого пути Козловский неизменно сочетает оперную
сцену с концертной. В его концертном репертуаре сотни произведений. Здесь
кантаты Баха, бетховенский цикл "К далекой возлюбленной", цикл Шумана "Любовь
поэта", украинские и русские народные песни. Особое место занимают романсы,
среди авторов - Глинка, Танеев, Рахманинов, Даргомыжский, Чайковский, Рим-скийКорсаков,
Метнер, Гречанинов, Варламов, Булахов и Гурилев.
П. Пичугин отмечает: "Значительное место в камерном репертуаре Козловского
занимают старинные русские романсы. Козловский не только "открыл" для слушателей
многие из них, как, например, повсеместно известные сегодня "Зимний вечер"
М.Яковлева или "Я встретил вас". Он создал совершенно особый стиль их
исполнения, свободный от какой бы то ни было салонной слащавости или
сентиментальной фальши, максимально близкий атмосфере того естественного,
"домашнего" музицирования, в условиях которого в свое время и создавались и
звучали эти маленькие жемчужины русской вокальной лирики.
На протяжении всей своей артистической жизни Козловский сохраняет неизменной
любовь к народной песне. Нет нужды говорить, с какой задушевностью и теплотой
поет Иван Семенович Козловский дорогие его сердцу украинские песни. Напомним
несравненные в его исполнении "Солнце низенько", "Ой не шуми, луже", "Ехав
казак", "Дивлюсь я на небо", "Ой у поле криниченька", "Взяв бы я бандуру". Но
Козловский - изумительный интерпретатор и русских народных песен. Достаточно
назвать такие, как "Липа вековая", "Ой да ты, калинушка", "Вороные, удалые", "Не
одна в поле дороженька пролегала". Эта последняя у Козловского - настоящая
поэма, в песне поведанная история целой жизни. Впечатление от нее незабываемо".
И в преклонном возрасте артист не снижает творческой активности. Ни одно
значительное событие в жизни страны не обходится без участия Козловского. По
инициативе певца на его родине в Марья-новке открылась музыкальная школа. Здесь
Иван Семенович увлеченно работал с маленькими вокалистами, выступал с хором
учащихся.
Борис Покровский пишет: "И.С. Козловский - это яркая страница в истории
отечественного оперного искусства. Лирика восторженного поэта оперы Чайковского;
гротеск прокофьевского принца, влюбленного в три апельсина; вечно юный
созерцатель красоты Берендей и певец "далекой Индии чудес" Римского-Корсакова,
лучезарный посланец Грааля Рихарда Вагнера; обольстительный герцог Мантуи Дж.
Верди, его же мятущийся Альфред; благородный мститель Дубровский... Среди
большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И.С.
Козловского и подлинный шедевр - об192

100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
раз Юродивого в опере М. Мусоргского "Борис Годунов". Создание классического
образа в оперном театре явление очень редкое... Жизнь и творческая деятельность
И.С. Козловского - пример для каждого, кто взял на себя миссию быть артистом и
служить своим искусством народу".
ЛИДИЯ РУСЛАНОВА
(1900-1973)
В своем стихотворении "Руслановские валенки" Евгений Евтушенко написал:
В двухсотмиллионном зале
Русланова по телевидению,
И все, что глаза не сказали,
Подглазные тени выдали. ,
Немолодые плечи и волосы.
В глубоких морщинах - надбровье,
И все же в искусстве нет возраста,
Когда оно голос народа.

То церкви с размаху разламывая,
То их воскрешая старательно,
Россия росла под Русланову,
Под песни с хрипинкой, с царапинкой.
Лидия Андреевна Русланова родилась 27 октября 1900 года в селе Чернавка
Саратовской губернии, в бедной крестьянской семье. Первое ощущение себя
человеком для нее связано именно с песней:
"Совсем ребенком, не слыша еще ни одной настоящей песни, я уже знала, какое
сильное вызывает она волнение, как действует на душу. Настоящая песня, которую я
впервые услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за
телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: "Повопи,
баба, по тятеньке!" И она вопила: "На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?"
Бабушка не зря убивалась. Началась русско-японская война, отец на ней так и
пропал. Мать начала работать в Саратове на кирпичном заводе, а меня взяла к себе
другая бабушка. В той деревне пели много, особенно девки на посиделках. Там я
впервые узнала, что песни не обязательно должны быть про горе и про разлуку, -
таких наслушалась веселых, озорных, отчаянных!
ЛИДИЯ РУСЛАНОВА

193


...Песни учили меня, растили, воспитывали, раскрывали глаза на мир - что бы я
знала, что бы могла понимать?".
Рано лишившись родителей, пятилетней девочкой она вынуждена зарабатывать свой
хлеб пением. Затем - саратовский приют. Здесь на красивый голос девочки обратил
внимание регент церковного хора, который вел в приюте уроки пения.
"Лет семи попала я в сиротский приют, - вспоминает Лидия Андреевна, - окончила
три класса - программу церков-но-приходской школы. Это было мое общее
образование. Регент, который вел в приюте уроки пения, взял меня в церковный
хор. Это было образование музыкальное. Им я куда больше дорожила..."
Позже Русланова поступает на мебельную фабрику. Девушку назначили в полировщицы.
Это работа трудная, изнурительная. Единственная отрада - песня, и работницы пели
хором. Здесь будущая певица впервые познакомилась с городским, так называемым
жестоким романсом. Особенно девушке пришлись по душе "Шумел, горел пожар
московский", "Окрасился месяц багрянцем".
- Ты нам спой, а работу мы сами сделаем! - просили подруги работницы.
В шестнадцать состоялся первый "официальный" концерт Лиды: спела на сцене
оперного театра солдатским депутатам.
"Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась - ни сцены, ни
публики, - вспоминает Русланова. - У меня находили хорошие вокальные данные,
обязательно велели учиться... Поступила в консерваторию. Земно кланяюсь
профессору Медведеву, который учил меня, отдавая мне все свободные минуты. Но
долго я в консерватории не пробыла. Поняла, что академической певицей мне не
быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве
с тем миром, где родилась песня. Я это в себе берегла. Когда пела, старалась
прямо в зал перенести то, чем сама полна была с детства, - наше, деревенское.
Такой я и нужна была. В городах очень многие так или иначе связаны были с
деревней, и я пела им - прямо в раскрытую душу".
После занятий с Медведевым певица больше нигде не училась, но жизнь занималась
самообразованием.

194


100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
В 1921 году Лидия переехала в Москву. Как профессиональная певица она
дебютировала в Ростове-на-Дону в 1923 году на эстраде Летнего сада бывшего
Коммерческого клуба. Еще через два года она становится солисткой театрального
бюро Центрального дома Красной армии.
Особая страница биографии актрисы - годы Великой Отечественной войны. С первых
же дней Русланова работает в фронтовой концертной бригаде, быстро становится
любимой певицей, окрыляющей и вдохновляющей бойцов. Артистка пела все песни
своего богатого репертуара - и романсы, и деревенские частушки, и сибирские
песни, и песни про Волгу-матушку. Пела, конечно, и знаменитые "Валенки".
"Песня эта тоже обрела свою новую жизнь в годы войны", - пишет Смирнова.
"Собрались однажды солдаты после боя... "Сама Русланова в концерте!" -
прокатилось по ротам.
...Поет Русланова и видит, что у одного молоденького солдатика валенки, ну, как
говорится, на одном честном слове держатся. Вспомнила она мгновенно саратовские
частушки про валенки, да и завела их тут же, только на свой манер... Рождение
песни приняли на ура, и осталась она в репертуаре Руслановой на всю жизнь... А
владелец тех валенок... рассказал ей после концерта, сколько верст ему пришлось
отмахать за ночь, зато задание выполнил да с корабля на бал - на концерт поспел
.. Каждый помнит, как тепло... вспоминает в песне Русланова эти валенки - "не
подшиты, стареньки". Из-за них, замечает она с грустной усмешкой, парню не в чем
к миленькой ходить. Однако девица из-за валенок не терялась и "по морозу босиком
к милому ходила". Тоненько выпевает голос эту "морозную" фразу, и мы будто
воочию видим босоногую, полнокровную, цветущую красну девицу, на цыпочках
семенящую по снежной тропке. Недаром "Валенки" считаются своеобразной визитной
карточкой Лидии Андреевны Руслановой - ее певческий почерк проявлен в этой
доброй и лукавой русской песне во всей своей самобытности".

"Деятельность Руслановой продолжалась более сорока лет, - пишет В. Ардов. - И за
эти годы она объездила всю страну. Достаточно сказать, что в 30-х годах Лидия
Андреевна несколько раз побывала на Дальнем 'Востоке. Редкий артист мог тогда
похвастаться такими маршрутами. Средняя Азия и Крайний Север, западная граница и
Закавказье, Урал, гигантские новостройки первых пятилеток принимали у себя
любимицу массового слушателя...
Но хотя выступления певицы продолжались почти до самой ее кончины в 1973 году,
надо признать апогеем творчества Руслановой неповторимый и бессмертный ее
концерт в мае 1945 года в поверженЛИДИЯ
РУСЛАНОВА

195


ном Берлине - у Бранденбургских ворот, подле пресловутого здания рейхстага,
логова разгромленного гитлеровского рейха.
Появление тут замечательной нашей артистки в национальном русском костюме перед
бесчисленными воинами-победителями следует признать зоистину символическим.
Советская армия добила зверя в его логове, как и сказано было в одном из боевых
лозунгов-плакатов, созданном за несколько лет до того дня. Офицеры и солдаты
расписывались на стенах и колоннах рейхстага. А русская певица пела для
победителей в разгромленной столице врага!
Лидия Андреевна была крайне "легка на подъем", и до Отечественной войны, и в
грозные годы сражений она, может быть, чаще других артистов путешествовала и по
мирной стране, и по фронтам. Нет ничего неожиданного в том, что в мае 1945 года
Русланова оказалась на передовой. А передовая линия фронта в то время проходила
именно через Берлин".
Естественно, свободно вступала Русланова в песню. Оча очень музыкальна, и едва
раздавались первые звуки, как с нею что-то происходило - она вся уже во власти
музыки. Поэтому, наверно, Лидия Андреевна так выразительно могла начать песню с
любой, самой сильной эмоциональной ноты.
И не случайно каждый ее концерт превращался в триумф. По каким-то непонятным
признакам публика угадывала, что конферансье собирается объявить именно выход
Руслановой, и сразу же раздавался гром аплодисментов. Ведущему даже не давали
произнести ее имя. А потом певицу долго не отпускали. И она щедро откликалась на
любовь своих слушателей.
Народ любил Русланову не только за открытость, щедрость, но главным образом за
то, что она никогда не сфальшивила, никогда не изменила образа народной песни, -
она трактовала по-своему, делала песню нарядной, эстрадной, но никогда не лишала
ее черт подлинной народности.
В. Щуров пишет:
"В исполнительстве Руслановой счастливо сочетались такие взаимодополняющие
качества, как индивидуальность характера, красота голоса и свободное,
непринужденное владение вокалом.
Во время исполнения песни Русланова легко меняла силу звучания голоса,
естественно и плавно переходила от густого, бархатистого грудного регистра к
легкому, мягкому головному. Внизу голос певицы звучал полно и насыщенно, наверху
приобретал красивый фаль-Цетный оттенок. В зависимости от смысла поющихся слов
Русланова могла резко менять вокальные приемы. Одну фразу, скажем, она
произносила тихим говорком. Затем вдруг открытой грудью, с предель196

100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
ной силой пропевала несколько звуков, после чего неожиданно, но всегда просто и
естественно начинала нежно и тихо петь в высоком приглушенном регистре.
Важным средством художественной выразительности певицы было свободное
мелодическое варьирование напева. Хорошо ощущая законы видоизменения народной
мелодии в процессе ее течения от начала к концу целостной песенной композиции,
Русланова находила все новые и новые возможности расцветить песню разнообразными
интонационными красками.
При этом главным для нее было выявление художественного образа сквозь призму
своего индивидуального видения.
В пении Руслановой чувствовалась необыкновенная сила цельного русского женского
характера. Ее манера выявляла душевную широту и глубину властной, энергичной
человеческой натуры".
Последние годы жизни Лидия Андреевна Русланова сравнительно редко появлялась на
больших концертных эстрадах. Но любовь слушателей к ней осталась.
Людмила Зыкина вспоминает:
"В августе 1973 года Лидия Андреевна еще пела в Ростове. Когда "газик" выехал на
дорожку стадиона и раздались первые такты песни, зрители встали. Стадион
рукоплескал, и ей пришлось совершить лишний круг, чтобы все разглядели ее -
одухотворенную и удивительно красивую.
То был ее последний круг почета... А потом, в Москве, тысячи людей пришли
проститься с ней. Стоял сентябрьский день, багрянцем отливала листва в разгар
бабьего лета и золотились купола Новодевичьего. Она смотрела с портрета на
пришедших проводить ее - молодая, в цветастом русском платке, в котором всегда
выступала.
Я бросила, как принято, три горсти земли в могилу и отсыпала еще горсть - себе
на намять. Горсть той земли, на которой выросло и расцвело дарование
замечательной актрисы и певицы".

МАРИЯ МАКСАКОВА
(1902-1974)
Мария Петровна Максакова родилась 8 апреля 1902 года в Астрахани. Отец умер
рано, а мать, обремененная семьей, не могла уделять детям много внимания. В
восемь лет девочка пошла в школу. Но училась не слишком хорошо из-за
своеобразного характера: то замыкаМАРИЯ
МАКСАКОВА

197


лась в себе, становилась нелюдимой, то увлекала подруг бурными шалостями.
Десяти лет начала петь в церковном хоре. И здесь Марусю словно подменили.
Впечатлительная девочка, захваченная работой в хоре, наконец успокоилась.
"Нотной грамоте я выучилась сама, - вспоминала певица. - Для этого я дома на
стенке написала гамму и зубрила ее по целым дням. Через два месяца я считалась
знатоком нот, а еще через некоторое время имела уже "имя" хориста, свободно
читающего с листа".
Спустя всего год Маруся стала ведущей в альтовой группе хора, где работала до
1917 года. Именно здесь начали развиваться лучшие качества певицы - безупречное
интонирование и плавное звуковедение.
После Октябрьской революции, когда обучение стало бесплатным, Максакова
поступила в музыкальное училище по классу рояля Поскольку у нее нет дома
инструмента, она ежедневно до позднего вечера занимается в училище. Для
начинающей артистки характерна в то время какая-то одержимость. Она упивается
слушанием гамм, обычно предметом "ненависти" всех учащихся.
"Музыку я очень любила, - пишет Максакова. - Бывало, услышу, идя по улице, как
кто-то играет гаммы, останавливаюсь под окном и часами слушаю, пока меня не
прогонят.
В 1917 году и начале 1918-го всех, работавших в церковном хоре объединили в один
светский хор и записали в Союз Рабис. Так я проработала месяца четыре. Затем хор
распался, и тогда я начала учиться пению.
Голос у меня был очень низкий, почти контральто. В музыкальном училище я
считалась способной ученицей, и меня стали посылать в концерты, устраиваемые для
Красной гвардии и флота. Я имела успех и очень им гордилась Через год я стала
заниматься сначала с педагогом Бородиной, а затем с артисткой Астраханской оперы
- драматическим сопрано Смоленской, ученицей И.В. Тартакова. Смоленская стала
учить меня как сопрано. Мне это очень нравилось Я занималась не больше года, и
так как Астраханскую оперу решили отправить на лето в Царицын (ныне Волгоград),
то, чтобы иметь возможность продолжать занятия со своим педагогом, я решила тоже
поступить в оперу.

198


100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
В оперу я шла со страхом. Увидев меня в коротком ученическом платье и с косой,
режиссер решил, что я пришла поступать в детский хор. Я заявила, однако, что
хочу быть солисткой. Меня прослушали, приняли и поручили выучить партию Ольги из
оперы "Евгений Онегин". Через два месяца мне дали спеть Ольгу. Я никогда раньше
не слышала оперных спектаклей и плохо представляла себе свое выступление. За
свое пение я почему-то тогда не боялась. Режиссер указал мне места, где я должна
сесть и куда должна уходить. Наивна я была тогда до глупости. И когда кто-то из
хора упрекнул меня, что, еще не умея ходить по сцене, я уже получаю первый
оклад, то я эту фразу поняла буквально. Чтобы научиться "ходить по сцене", я
сделала отверстие в заднем занавесе и, стоя на коленях, смотрела весь спектакль
только на ноги актеров, стараясь запомнить, как они ходят. Я была очень
удивлена, убедившись, что они ходят обыкновенно, как в жизни. Утром я приходила
в театр и с закрытыми глазами ходила по сцене, чтобы таким образом открыть
секрет "умения ходить по сцене". Это было летом 1919 года. Осенью приехал новый
управляющий труппой М.К. Максаков, как говорили, гроза всех неспособных актеров.
Радость моя была велика, когда Максаков поручил мне кроме партии Ольги партии
Зибеля в "Фаусте", Мадлены в "Риголетто" и др. М.К. Максаков часто говорил, что
у меня есть сценическое дарование и голос, но петь я совершенно не умею. Я
недоумевала: "Как же это может быть, если я уже пою на сцене и даже несу
репертуар". Однако эти разговоры меня встревожили. Я стала просить М.К.
Максакова заниматься со мной. Он был в труппе и певцом, и режиссером, и
управляющим театром, и для меня у него времени не было. Тогда я решила поехать
учиться в Петроград.
Прямо с вокзала я направилась в консерваторию, но мне отказали в приеме на том
основании, что я не имела аттестата об окончании гимназии. Признаться же, что я
уже артистка оперы, я побоялась. Совершенно расстроенная отказом, я вышла на
улицу и горько заплакала. На меня впервые в жизни напал настоящий страх: одна в
чужом городе, без денег, без знакомых. К счастью, я встретила на улице одного из
артистов хора в Астрахани. Он помог мне временно устроиться в знакомой семье.
Через два дня меня прослушал в консерватории сам Глазунов. Он направил меня к
профессору, у которого я должна была начать учиться пению. Профессор заявил, что
у меня лирическое сопрано. Тогда я решила немедленно вернуться в Астрахань,
чтобы учиться у Максакова, который находил у меня меццо-сопрано. Возвратившись
на родину, я вскоре вышла замуж за М.К. Максакова, который стал моим педагогом".
МАРИЯ МАКСАКОВА

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

199


Благодаря хорошим вокальным данным Максакова сумела поступить в оперный театр.
"У нее был голос профессионального диапазона и достаточной звучности, - пишет
М.Л. Львов. - Безупречны были точность интонаций и чувство ритма. Главное же,
что привлекло в пении молодой певицы, это музыкальная и речевая выразительность
и активное отношение к содержанию исполняемого произведения. Конечно, все это
было еще в зачаточном состоянии, но вполне достаточным для того, чтобы опытный
сценический деятель почувствовал возможности развития".
В 1923 году певица впервые вышла на сцену Большого в роли Ам-нерис и сразу была
принята в труппу театра. Работая в окружении таких мастеров, как дирижер Сук и
режиссер Лосский, солисты Нежданова, Собинов, Обухова, Степанова, Катульская,
молодая артистка быстро поняла, что без предельного напряжения сил не поможет
никакой талант: "Благодаря искусству Неждановой и Лоэнгрина - Собинова я впервые
поняла, что у большого мастера образ достигает предельной выразительности лишь
тогда, когда большая внутренняя взволнованность проявляется в форме простой и
ясной, когда богатство душевного мира сочетается со скупостью движений. Слушая
этих певцов, я начинала уяснять себе цель и смысл своей дальнейшей работы. Я уже
сознавала, что талант и голос - это только материал, с помощью которого только
неустанным трудом каждый певец может заслужить право петь на сцене Большого
театра. Общение с Антониной Васильевной Неждановой, которая с первых дней моего
пребывания в Большом театре стала для меня величайшим авторитетом, научило меня
строгости и требовательности к своему искусству".
В 1925 году Максакова была откомандирована в Ленинград. Там ее оперный репертуар
пополнился партиями Орфея, Марфы ("Хованщина") и товарища Даши в опере "За
красный Петроград" Гладковского и Пруссака. Через два года, в 1927 году, Мария
вернулась в Москву, в Государственный академический Большой театр, оставаясь до
1953 года ведущей солисткой первой труппы страны.
Невозможно назвать такую меццо-сопрановую партию в операх, шедших на сцене
Большого театра, в которой не блистала бы Максакова. Незабываемыми остались для
тысяч людей ее Кармен, Любаша, Марина Мнишек, Марфа, Ганна, Весна, Лель в операх
русских классиков, ее Далила, Азучена, Ортруда, Шарлотта в "Вертере", наконец
Орфей в опере Глюка, поставленной с ее участием Государственным ансамблем оперы
под руководством И С.Козловского. Она была великолепной Клариче в опере "Любовь
к трем апельсинам" Прокофьева, первой Алмаст в одноименной опере Спендиарова,
Аксиньей в "Тихом Доне" Дзержинского и Груней в "Броненосце "Потемкине"

200


100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
Чишко. Таков был диапазон этой артистки. Стоит сказать, что певица и в годы
своего сценического расцвета, и позже, оставив театр, много концертировала. К
числу ее высших достижений по праву можно отнести интерпретацию романсов
Чайковского и Шумана, произведений советских композиторов и народных песен.
Максакова - среди тех советских артистов, которым в 30-е годы довелось впервые
представлять наше музыкальное искусство за рубежом, - и она достойный полпред в
Турции, Польше, Швеции, а в послевоенные годы и в других странах.
Однако не все так безоблачно в жизни великой певицы. Рассказывает дочь Людмила,
тоже певица, заслуженная артистка России:
"Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его
никогда не видела. И так было у многих...
...После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом,
ведь это был придворный театр Сталина. Как в нем могла находиться певица с такой
биографией. Ее и балерину Марину Семенову хотели отправить в ссылку. Но тут
война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось. Но когда она
вернулась в Москву, выяснилось, что ничего не забыто: Голованова убрали в одну
минуту, когда он попробовал ее защитить. А ведь он был мощной фигурой - главным
дирижером Большого театра, величайшим музыкантом, лауреатом Сталинских
премий..."
Но в итоге все обошлось. В 1944 году Максакова получила первую премию на
организованном Комитетом по делам искусств СССР конкурсе на лучшее исполнение
русской песни. В 1946 году Мария Петровна получила Государственную премию СССР
за выдающиеся достижения в области оперного искусства и в концертноисполнительс-кой
деятельности. Она получала ее дважды - в 1949 и 1951 годах.
Максакова - великая труженица, сумевшая неустанной работой умножить и возвысить
свой природный талант. Ее коллега по сцене Н.Д. Шпиллер вспоминает:
"Максакова стала артисткой благодаря огромному желанию быть именно артисткой.
Это желание, сильное, как стихия, ничем нельзя было притушить, она твердо шла к
своей цели. Когда она бралась за какую-нибудь новую роль, то в работе над ней
она никогда не останавливалась. Она работала (да, именно работала!) над своими
ролями этапами. И это всегда приводило к тому, что вокальная сторона,
сценический рисунок, внешний облик - в общем, все приобретало абсолютно
законченную техническую форму, наполненную большим смыслом и эмоциональным208
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
решил вывести сыновей на концертную эстраду, чтобы прокормить семью, а вместе с
тем и приобщить ребят к музыке. Отец организовал семейный вокальный ансамбль,
получивший название "Бьерлинг-квар-тет", в котором маленький Юсси пел партию
сопрано.
Эта четверка выступала в церквах, клубах, учебных заведениях по всей стране. Эти
концерты явились хорошей школой для будущих певцов - мальчики уже с раннего
возраста привыкли считать себя артистами. Интересно, что ко времени выступления
в квартете относятся записи совсем юного, девятилетнего Юсси, сделанные в 1920
году. А записываться регулярно он стал с 18 лет.

За два года до того умер отец. Юсси и его братьям пришлось пробавляться
случайными заработками, прежде чем они смогли осуществить свою мечту и стать
профессиональными певцами. Спустя два года Юсси сумел поступить в Королевскую
академию музыки в Стокгольме, в класс Д. Форселя, тогдашнего руководителя
оперного театра.
Уже через год, в

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.