Жанр: Энциклопедия
Сто великих вокалистов
...ердца, воплощенная в интонациях ее голоса. Не
было ни тени "наигрыша" или надрыва в ее исполнении романса "Не о том скорблю,
подруженьки", проникнутом искренней горестью, но не такой, которая говорит о
душевной слабости, - в облике дочери крестьянина-героя ощущалась стойкость и
богатство жизненных сил".
Партия Антониды открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в
операх русских композиторов: Людмила, ("Руслан и Людмила", 1902); Волхова
("Садко", 1906); Татьяна ("Евгений Онегин", 1906); Снегурочка (одноименная
опера, 1907), Шемаханская царица ("Золотой петушок", 1909); Марфа ("Царская
невеста", 2 февраля 1916); Иоланта (одноименная опера, 25 января 1917 года);
Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане", 1920); Ольга ("Русалка", 1924); Парася
("Сорочинская ярмарка", 1925).
"В каждой из этих ролей артистка находила строго индивидуализированные
психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством
свето- и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим
рисунком, лаконичным и емким в согласии с живописным обликом, тщательно
обдуманным костюмом, - пишет В. Киселев. - Всех ее героинь объединяет обаяние
женственности, трепетное ожидание счастья и любви. Вот почему Нежданова, обладая
уникальным лирико-колоратурным сопрано, обращалась и к партиям, рассчитанным на
лирическое сопрано, как, например, Татьяна в "Евгении Онегине", добиваясь
художественной законченности.
Знаменательно, что свой сценический шедевр - образ Марфы в "Царской невесте" -
Нежданова создала почти на половине творческого пути, в 1916 году, и не
расставалась с ролью до самого конца, включив акт из нее в свой юбилейный
спектакль 1933 года.
Лиризм любви с ее внутренней стойкостью, рождение личности через любовь, высота
чувств - тема всего творчества Неждановой. В поисках образов радости, женской
самоотверженности, сердечной чистоты, счастья артистка пришла к партии Марфы.
Всех, кто слышал
148
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
Нежданову в этой роли, покоряла взыскательность, душевная искренность,
благородство ее героини. Артистка, казалось, приникала к самому верному
источнику вдохновения - народному сознанию с его устоявшимися в веках моральными
и эстетическими нормами".
В своих воспоминаниях Нежданова замечает: "Роль Марфы мне вполне удалась. Я
считаю ее моей лучшей, коронной ролью....На сцене я жила настоящей жизнью. Я
глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне
продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от
начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на
сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое".
Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с "русским
соловьем", но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды
великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской "Гранд-опера" в
апреле-мае 1912 года исполнила партию Джильды в "Риголетто". Ее партнерами были
знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо.
"Успех госпожи Неждановой, певицы еще неизвестной в Париже, сравнялся с успехом
ее знаменитых партнеров - Карузо и Руффо", - писал французский критик. Другая
газета писала: "Голос ее прежде всего обладает удивительной прозрачностью,
верностью интонации и легкостью при совершенно выравненных регистрах. Затем она
умеет петь, выказывая глубокое познание искусства пения, и вместе с тем
производит на слушателей трогательное впечатление. Немного найдется артисток в
наше время, которые с таким чувством смогут передать эту партию, имеющую только
тогда цену, когда она передана идеально. Госпожа Нежданова достигла этого
идеального исполнения, и оно по справедливости было признано всеми".
В советское время певица гастролирует по многим городам страны, представляя
Большой театр. Многократно расширяется ее концертная деятельность.
Почти двадцать лет, до самой Великой Отечественной войны, Нежданова регулярно
выступала на радио. Ее постоянным партнером в камерных выступлениях был Н.
Голованов. В 1922 году с этим артистом Антонина Васильевна совершила
триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики.
Богатейший опыт оперной и камерной певицы Нежданова использовала в своей
педагогической работе. С 1936 года - преподавала в Оперной студии Большого
театра, затем в Оперной студии имени К.С. Станиславского. С 1944 года Антонина
Васильевна - профессор Московской консерватории.
Умерла Нежданова 26 июня 1950 года в Москве.
ФЕДОР ШАЛЯПИН
ФЕДОР ШАЛЯПИН
(1873-1938)
Федор Иванович Шаляпин родился 1 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье
крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина. Мать,
Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской
той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант)
и часто подпевал матери, "подлаживая голоса". С девяти лет пел в церковных
хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать
учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет
участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста.
Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он
кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то
крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.
В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из воспоминаний
самого Шаляпина:
"...По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную
музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов
труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в
опере Монюшко "Галька", а заменить его в труппе было некем, то антрепренер
Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию.
Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком
соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и
выступил.
Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула),
Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием
изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять
рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю:
хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо
стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого...
В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в "Трубадуре" и Неизвестного в
"Аскольдовой могиле". Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя
театру".
Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у
известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В
1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду
"Аркадия", затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в
партии Мефистофеля в опере "Фауст" Ш.Гуно в Мариинском театре.
В 1896 году Шаляпин приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где
занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы
работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван
Грозный в "Псковитянке" Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в "Хованщине" М.
Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере JVi. Мусоргского (1898) и
др "Одним великим художником стало больше", - писал о двадцатипятилетнем
Шаляпине В. Стасов.
Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и
А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими)
давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в
создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец
подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым.
Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов
посвятил певцу несколько романсов, в том числе "Судьба" (стихи А Апухтина), "Ты
знал его" (стихи Ф. Тютчева)
Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. "В русском
искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал М. Горький. В опоре на лучшие
традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном
музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших
начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой
трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность
единому художественному замыслу.
С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно
Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году
в миланском "Ла Скала" он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в
одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал АТосканини. Мировую славу
русского певца
ФЕДОР ШАЛЯПИН
утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905),
Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная
красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас,
поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно,
мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного
перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое
внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких
и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная
многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая
разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи
Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами
Ми-келанджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на
развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы
могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени:
"Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало
сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого
русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области
исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их
вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди..."
"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью,
переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, -
отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин
трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в "Русалке" или мучительный
душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.
В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм -
неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на
народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все
существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его
убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".
Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: "Всякая
музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства,
механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и
протокольно звучит эффектная аРИя, если в ней не разработана интонация фразы,
если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации... ко,,11
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
торую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка
западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации".
Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей
неизменно восхищало исполнение им романсов "Мельник", "Старый капрал",
"Титулярный советник" Даргомыжского, "Семинарист", "Трепак" Мусоргского,
"Сомнение" Глинки, "Пророк" Римского-Корсакова, "Соловей" Чайковского, "Двойник"
Шуберта, "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал" Шумана.
Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный
русский музыковед академик Б. Асафьев:
"Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь,
что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к
требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное
спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню "Во сне я горько
плакал" Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а
исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор,
на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и
полнота человеческого сердца... Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя,
но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со
студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а
тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой
дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает
власть и над страстями и над страданиями".
Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном
богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и
программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в
Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва,
газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать
сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!
В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец
открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои
"благодеяния". Юрист М.Ф. Воль-кенштейн, который много лет вел финансовые дела
певца, вспоминал: "Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег
Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!"
После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим
переустройством бывших императорских театров,
ФЕДОР ШАЛЯПИН
был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918
году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей
искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти
от политики, в книге своих воспоминаний он писал: "Если я в жизни был чемнибудь,
так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно.
Но менее всего я был политиком".
Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна.
Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для
широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу
разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие
призывы "социализировать Шаляпина", "поставить его талант на службу народу",
нередко высказываются сомнения в "классовой преданности" певца. Кто-то требует
обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то
выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров... "Я все
яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в
моей работе нет", - признавался артист.
Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров,
обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву.
Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких
руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому
же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не
вселяли уверенности в завтрашнем дне.
Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал
некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в
случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без
средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные
гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой
Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис,
Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии
Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже.
Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился
"большого успеха как пейзажист и портретист". Федор Иванович охотно позировал
сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца "являются бесценнейшими
памятниками великому артисту...".
На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех
странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Япо154
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
нии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе "Русская
опера", спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры.
Особый успех в Париже имели оперы "Русалка", "Борис Годунов", "Князь Игорь". В
1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с
А.Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70
партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и
жизненной правде образы Мельника ("Русалка"), Ивана Сусанина ("Иван Сусанин"),
Бориса Годунова и Варлаама ("Борис Годунов"), Ивана Грозного ("Псковитянка") и
многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель
("Фауст" и "Мефистофель"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Лепорелло ("Дон
Жуан"), Дон Кихот ("Дон Кихот"). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном
исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный
"театр романса". Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и
произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров
исполнительского мастерства вошли "Блоха", "Забытый", "Трепак" Мусоргского,
"Ночной смотр" Глинки, "Пророк" Римского-Корсакова, "Два гренадера" Р.Шумана,
"Двойник" Ф.Шуберта, а также русские народные песни "Прощай, радость", "Не велят
Маше за реченьку ходить", "Из-за острова на стрежень".
В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. "Люблю граммофонные
записи... - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает
мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а
миллионы слушателей". Певец был очень требователен к записям, среди его любимых
- запись "Элегии" Массне, русских народных песен, которые он включал в программы
своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева,
"широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и,
слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины".
24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении
Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания
народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил:
"Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и
может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает". Однако
на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький...
Комментируя постановление Совнаркома, А.В. Луначарский решительно отметал
политическую подоплеку, утверждал, что "единФЕДОР
ШАЛЯПИН
ственным мотивом лишения Шаляпина звания явилось упорное нежелание его приехать
хотя бы ненадолго на родину и художественно обслужить тот самый народ, чьим
артистом он был провозглашен..."
Однако в СССР не оставляли попыток вернуть Шаляпина. Осенью 1928 года Горький
пишет Федору Ивановичу из Сорренто: "Говорят - ты будешь петь в Риме? Приеду
слушать. Очень хотят послушать тебя в Москве. Мне это говорили Сталин, Ворошилов
и др. Даже "скалу" в Крыму и еще какие-то сокровища возвратили бы тебе".
Встреча в Риме состоялась в апреле 1929 года. Шаляпин с огромным успехом пел
"Бориса Годунова". После спектакля собрались в таверне "Библиотека". "Все были в
очень хорошем настроении. Алексей Максимович и Максим много интересного
рассказывали о Советском Союзе, отвечали на массу вопросов, в заключение Алексей
Максимович сказал Федору Ивановичу "Поезжай на родину, посмотри на строительство
новой жизни, на новых людей, интерес их к тебе огромен, увидев, ты захочешь
остаться там, я уверен". Невестка писател, Н.А. Пешкова продолжает: "Мария
Валентиновна, молча слушавшая, вдруг решительно заявила, обращаясь к Федору
Ивановичу: "В Советский Союз ты поедешь только через мой труп". Настроение у
всех упало, быстро засобирались домой".
Больше Шаляпин с Горьким не встречались. Шаляпин видел, что жестокое время
растущих массовых репрессий ломает многие судьбы, он не хотел стать ни
добровольной жертвой, ни глашатаем сталинской мудрости, ни оборотнем, ни
воспевателем вождя народов.
Вдали от родины для Шаляпина были особенно дороги встречи с русскими -
Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте,
Морисом Равелем, Чарли Чаплиной, Гербертом Уэллсом. В 1932 году Федор Иванович
снялся в фильме "Дон Кихот" по предложению немецкого режиссера Георга Пабста.
Фильм пользовался популярностью у публики. Уже на склоне лет, Шаляпин тосковал
по России, постепенно потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных
партий, стал часто болеть. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз -
лейкемия. Двенадцатого апреля 1938 года в Париже великого певца не стало.
До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином - он не принял
иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание
исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен
на Новодевичьем кладбище.
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
НАДЕЖДА ОБУХОВА
НАДЕЖДА ОБУХОВА
(1886-1961)
Много лет выступала вместе с Обуховой певица Е.К. Катульская. Вот что она
говорит:
"Каждый спектакль с участием Надежды Андреевны казался торжественным и
праздничным и вызывал всеобщий восторг. Обладая чарующим, неповторимым по
красоте тембра голосом, тонкой художественной выразительностью, совершенной
вокальной техникой и артистизмом, Надежда Андреевна создала целую галерею
сценических образов глубокой жизненной правды и гармонической законченности.
Владея изумительной способностью художественного перевоплощения, Надежда
Андреевна умела находить для убедительной обрисовки характера сценического
образа, для выражения различных человеческих чувств необходимую окраску
интонации, тонкую нюансировку. Естественность исполнения всегда сочеталась у нее
с красотой звука и выразительностью слова".
Надежда Андреевна Обухова родилась 6 марта 1886 года в Москве, в старинной
дворянской семье. Ее мать рано умерла от чахотки. Отец же, Андрей Трофимович,
видный военный, занятый служебными делами, поручил воспитание детей деду по
матери. Адриан Семенович Мазараки воспитывал внуков - Надю, ее сестру Анну и
брата Юрия - у себя в деревне, в Тамбовской губернии.
"Дед был прекрасным пианистом, и я часами слушала в его исполнении Шопена и
Бетховена", - рассказывала позднее Надежда Андреевна. Именно дед приобщил
девочку к игре на рояле, к пению. Занятия шли успешно: в 12 лет маленькая Надя
играла ноктюрны Шопена и симфонии Гайдна и Моцарта в четыре руки с дедушкой,
терпеливым, строгим и требовательным.
После потери жены и дочери Адриан Семенович очень боялся, как бы и внучки не
заболели туберкулезом и потому в 1899 году привез внучек в Ниццу.
"Помимо наших занятий с профессором Озеровым, - вспоминает певица, - мы начали
заниматься на французских курсах литературы и истории. Это были частные курсы
мадам Виводи. Особенно подроб157
но мы проходили историю Французской революции. Этот предмет нам преподавала сама
Виводи, умнейшая женщина, принадлежавшая к передовой, прогрессивной
интеллигенции Франции. Дедушка продолжал заниматься с нами музыкой.
Мы приезжали в Ниццу в течение семи зим (с 1899 по 1906 год) и только на третий
год, в 1901 году, начали брать уроки пения у Элеоноры Линман.
Я с детства любила петь. И моей заветной мечтой всегда было учиться пению. Я
поделилась моими мыслями с дедушкой, он отнесся к этому очень одобрительно и
сказал, что сам уже об этом думал-. Он начал наводить справки о профессорах
пения, и ему сказали, что лучшей преподавательницей в Ницце считается мадам
Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Мы с дедушкой поехали к ней, она жила
на бульваре Гарнье, в своей маленькой вилле. Мадам Липман встретила нас
приветливо, и когда дедушка рассказал ей о цели нашего прихода, она очень
заинтересовалась и обрадовалась, узнав, что мы русские.
После пробы она нашла, что голоса у нас хорошие, и согласилась заниматься с
нами. Но она не сразу определила у меня меццо-сопра- . но и сказала, что в
процессе работы будет видно, в какую сторону будет развиваться мой голос - вниз
или вверх.
Я была очень огорчена, когда мадам Липман нашла, что у меня сопрано, и
завидовала сестре, потому что мадам Липман определила у нее меццо-сопрано. Я
всегда была уверена, что у меня меццо-сопрано, низкое звучание было мне более
органично.
Уроки мадам Липман были интересными, и я с удовольствием на них ходила. Мадам
Липман сама аккомпанировала нам и показывала, как надо петь. По окончании урока
она демонстрировала свое искусство, пела самые разнообразные арии из опер;
например, контральтовую партию Фидес из оперы Мейербера "Пророк", арию для
драматического сопрано Рахили из оперы Галеви "Жидовка", колоратурную арию
Маргариты с жемчугом из оперы Гуно "Фауст". Мы с интересом слушали, удивлялись
ее мастерству, технике и диапазону ее голоса, хотя сам голос был неприятного,
резкого тембра и она очень широко и некра
...Закладка в соц.сетях