Жанр: Энциклопедия
Сто великих вокалистов
...олотом петушке" Римского-Корсакова.
"Роль царицы, - отмечала артистка, - занимает не больше получаса, но зато какие
это полчаса! За столь короткий промежуток времени певица сталкивается со
всевозможными вокальными трудностями, между прочим и такими, каких не придумали
бы и старые композиторы".
Весной и летом 1935 года певица гастролировала в Индии, Бирме и Японии. То были
последние страны, где она пела. Галли-Курча вре-^ менно отходит от концертной
деятельности ввиду серьезной болезни горла, потребовавшей хирургического
вмешательства.
Летом 1936 года после напряженных занятий певица вернулась не только на
концертную эстраду, но и на оперную сцену. Но выступала она недолго.
Заключительные выступления Галли-Курчи прошли в сезоне 1937/38 года. После этого
она окончательно удаляется на покой и уединяется в своем доме Вествуд Хиллз
(Калифорния).
Умерла певица 26 ноября 1963 года.
ЭЦИО ПИНЦА
169
ЭЦИО ПИНЦА
(1892-1957)
Пинца - первый бас Италии XX столетия. Он легко справлялся со всеми техническими
трудностями, впечатляя великолепным бельканто, музыкальностью и тонким вкусом.
Эцио Пинца родился 18 мая 1892 года в Риме, в семье плотника. В поисках работы
родители Эцио вскоре после его рождения переехали в Равенну. Уже в восемь лет
мальчик стал помогать отцу. Но отец вместе с тем не хотел видеть сына
продолжателем своего дела - он мечтал, чтобы Эцио стал певцом.
Но мечты мечтами, а после потери работы отцом Эцио пришлось оставить школу.
Теперь он сам как мог поддерживал семью. К восемнадцати годам у Эцио обнаружился
талант велосипедиста: на одном крупном состязании в Равенне он занял второе
место. Может быть, Пинца и принял выгодный двухлетний контракт, но отец
продолжал считать, что призвание Эцио - пение. Пин-цу-старшего не охладил даже
приговор лучшего болонского преподавателя-вокалиста Алессандро Веццани. Тот
сказал без обиняков: "У этого мальчика нет голоса".
Чезаре Пинца немедленно настоял на пробе у другого преподавателя в Болонье -
Руццы. На этот раз результаты прослушивания оказались более удовлетворительными,
и Руцца начал занятия с Эцио. Не бросая плотницкой работы, Пинца быстро достиг
хороших результатов в вокальном искусстве. Более того, после того как Руцца изза
прогрессирующей болезни не смог продолжать его учить, Эцио добился
благосклонности Веццани. Тот даже не понял, что пришедший к нему молодой певец
был когда-то им забракован. После того как Пинца спел арию из оперы "Симон
Бокканегра" Верди, маститый педагог не скупился на похвалы. Он не только
согласился принять Эцио в число своих учеников, но и рекомендовал в Болонскую
консерваторию. Более того, так как будущий артист не имел денег для оплаты
обучения, Веццани согласился выплачивать ему "стипендию" из личных средств.
В двадцать два года Пинца становится солистом маленькой оперной труппы.
Дебютирует в роли Оровезо ("Норма" Беллини), довольно ответственной партии, на
сцене в Санчино, близ Милана. Добив170
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
шись успеха, Эцио закрепляет его в Прато ("Эрнани" Верди и "Ма-нон Леско"
Пуччини), Болонье ("Сомнамбула" Беллини), Равенне ("Фаворитка" Доницетти).
Первая мировая война прервала стремительный взлет молодого певца - четыре года
проводит он в действующей армии.
Только после окончания войны Пинца возвращается к пению. В 1919 году дирекция
Римской оперы принимает вокалиста в состав труппы театра. И хотя Пинца исполняет
в основном второстепенные роли, но и в них он выказывает незаурядное дарование.
Это не осталось не замеченным известным дирижером Туллио Серафином, пригласившим
Пинцу в оперный театр Турина. Спев здесь несколько центральных басовых партий,
певец решается на штурм "главной цитадели" - миланского "Ла Скала".
Великий дирижер Артуро Тосканини в то время готовил к постановке
"Мейстерзингеров" Вагнера. Дирижеру понравилось, как исполнил Пинца партию
Погнера.
Став солистом "Ла Скала", впоследствии под управлением Тосканини Пинца пел в
"Лючии ди Ламмермур", "Аиде", "Тристане и Изольде", "Борисе Годунове" (Пимен) и
в других операх. В мае 1924 года Пинца вместе с лучшими певцами "Ла Скала" поет
на премьере оперы Бойто "Нерон", вызвавшей большой интерес в музыкальном мире.
"Совместные выступления с Тосканини явились для певца подлинной школой высшего
мастерства: они многое дали артисту для понимания стиля различных произведений,
для достижения в своем исполнении единства музыки и слова, помогли полностью
овладеть технической стороной вокального искусства", - считает В.В. Тимохин.
Пинца оказался в числе тех немногих, кого Тосканини счел нужным отметить.
Однажды на репетиции "Бориса Годунова" он сказал о Пин-це - исполнителе роли
Пимена: "Наконец мы нашли певца, который может петь!"
Три года артист выступал на сцене "Ла Скала". Вскоре уже и в Европе и в Америке
знали, что Пинца - один из одареннейших басов в истории итальянской оперы.
Первые гастроли за рубежом Пинца проводит в Париже, а 1925 году артист поет в
буэнос-айресском театре "Колон". Еще через год, в ноябре, Пинца дебютирует в
"Весталке" Спонтини в "Метрополитен-опера".
На протяжении более двадцати лет Пинца оставался бессменным солистом театра и
украшением труппы. Но не только в оперных спектаклях восхищал Пинца самых
взыскательных знатоков. Он с успехом выступал и в качестве солиста со многими
виднейшими симфоническими оркестрами США.
ЭЦИО ПИНЦА
В.В. Тимохин пишет: "Голос Пинцы - высокий бас, несколько баритонового
характера, очень красивый, гибкий и сильный, с большим диапазоном, - служил
артисту важным средством, наряду с продуманной и темпераментной актерской игрой,
для создания жизненных, правдивых сценических образов. Богатым арсеналом
выразительных средств, как вокальных, так и драматических, певец пользовался с
подлинной виртуозностью. Требовала ли роль трагического пафоса, едкого сарказма,
величавой простоты или тонкого юмора - всегда он находил и верный тон, и яркие
краски. В трактовке Пинцы даже некоторые далеко не центральные персонажи
приобретали особую значительность и смысл. Артист умел наделить их живыми
человеческими характерами и поэтому неизбежно привлекал к своим героям
пристальное внимание слушателей, показывая удивительные примеры искусства
перевоплощения. Недаром художественная критика 20-30-х годов называла его
"молодым Шаляпиным".
Пинца любил повторять, что существуют три типа оперных певцов: вообще не
играющие на сцене, способные лишь имитировать и копировать чужие образцы и,
наконец, стремящиеся по-своему осмыслить и исполнить роль. Только последние, по
словам Пинцы, достойны называться артистами.
В Пинце-вокалисте, типичном basso cantante, привлекали свободное владение
голосом, отточенное техническое мастерство, изящная фразировка и своеобразная
грация, сделавшие его неподражаемым в операх Моцарта. В то же время голос певца
мог звучать мужественно и страстно, с предельной экспрессией. Как итальянцу по
национальности Пинце был ближе всего именно итальянский оперный репертуар, но
артист также много выступал в операх русских, немецких и французских
композиторов".
Современники видели в Пинце исключительно разностороннего оперного артиста:
репертуар его охватывал свыше 80 сочинений. Его наилучшими ролями признаны Дон
Жуан, Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Борис Годунов и Мефистофель ("Фауст").
В партии Фигаро Пинца сумел донести всю красоту моцартовской музыки. Его Фигаро
легкий и веселый, остроумный и изобретательный, отличается искренностью
переживаний и безудержным оптимизмом.
С особым успехом он выступал в операх "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро" под
управлением Бруно Вальтера во время знаменитого мо-Цартовского фестиваля (1937)
на родине композитора - в Зальцбурге. С той поры здесь каждого певца в ролях Дон
Жуана и Фигаро неизменно сравнивают с Пинцей.
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
Всегда с большой ответственностью относился певец к исполнению Бориса Годунова.
Еще в 1925 году в Мантуе Пинца впервые спел партию Бориса. Но все секреты
гениального творения Мусоргского он смог узнать, участвуя в постановках "Бориса
Годунова" в "Метрополитен" (в роли Пимена) вместе с великим Шаляпиным.
Надо сказать, что Федор Иванович хорошо относился к итальянскому коллеге. После
одного из спектаклей он крепко обнял Пинцу и сказал: "Мне очень нравится ваш
Пимен, Эцио".
Шаляпин тогда не знал, что Пинца станет его своеобразным наследником. Весной
1929 года Федор Иванович покинул "Метрополитен", и прекратился показ "Бориса
Годунова". Только через десять лет спектакль возобновился, и главную роль в нем
играл Пинца.
"В процессе работы над образом он тщательно изучал материалы по русской истории,
относящиеся ко времени царствования Годунова, биографию композитора, как и все
факты, связанные с созданием произведения. Интерпретации певца не был присущ
грандиозный размах шаляпинской трактовки, - в исполнении артиста на первом плане
оказывались лиричность и мягкость. Тем не менее критика находила роль царя
Бориса крупнейшим достижением Пинцы, и в этой партии он имел блистательный
успех", - пишет В.В. Тимохин.
До Второй миророй войны Пинца много выступал в оперных театрах Чикаго и СанФранциско,
гастролировал в Англии, Швеции, Чехословакии, а в 1936 году посетил
Австралию.
После войны, в 1947 году, недолго поет вместе с дочерью Клауди-ей,
обладательницей лирического сопрано. В сезоне 1947/48 года поет последний раз в
"Метрополитен". В мае 1948 года спектаклем "Дон Жуан" в американском городе
Кливленд он прощается с оперной сценой.
Однако концерты певца, его выступления по радио и телевидению по-прежнему
проходят с невероятным успехом. Пинце удалось добиться доселе невозможного -
собрать двадцать семь тысяч человек за один вечер на нью-йоркской открытой сцене
"Льюисон стейдием"!
Начиная с 1949 года Пинца поет в оперетте ("Южный океан" Ричарда Роджерса и
Оскара Гаммерштейна, "Фэнни" Гаролда Роума), снимается в кино ("Мистер Империум"
(1950), "Карнеги холл" (1951), "Этим вечером мы поем" (1951).
Из-за болезни сердца артист с лета 1956 года отказался от публичных выступлений.
Пинца умер 9 мая 1957 года в Стемфорде (США).
КИРСТЕН ФЛАГСТАД
КИРСТЕН ФЛАГСТАД
(1895-1962)
Знаменитая примадонна "Метрополитен" Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми
крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: "После Энрико Карузо я
знала только один истинно великий голос в опере наших дней - это Кир-стен
Флагстад".
Кирстен Флагстад родилась 12 июля 1895 года в норвежском городе Хамар, в семье
дирижера Михаила Флагстада. Мать также была музыкантом - довольно известной
пианисткой и концертмейстером в Национальном театре Осло. Стоит ли удивляться,
что с детства Кирстен училась на фортепиано и пению у своей матери, а уже в
шесть лет пела песни Шуберта!
В тринадцать лет девочка знала партии Аиды и Эльзы. Спустя два года начались
занятия Кирстен у известного в Осло вокального педагога Эллен Шитт-Якобсен.
После трех лет занятий Флагстад дебютировала - 12 декабря 1913 года. В
норвежской столице она исполнила роль Нурив в популярной в те годы опере Э.
д'Альбера "Долина". Молодая артистка понравилась не только простой публике, но и
группе богатых меценатов. Последние определили певице стипендию, чтобы она могла
продолжить вокальное образование.
Благодаря финансовой поддержке Кирстен занималась в Стокгольме с Альбертом
Вествангом и Гиллисом Браттом В 1917 году, возвратившись домой, Флагстад
регулярно выступает в оперных спектаклях Национального театра.
"Можно было ожидать, что, при несомненной талантливости молодой певицы, она
сравнительно быстро сможет занять видное место в вокальном мире, - пишет В В
Тимохин. - Но этого не произошло. В течение двадцати лет Флагстад оставалась
рядовой, скромной артисткой, которая охотно бралась за любые предлагавшиеся ей
роли, причем не только в опере, но и в оперетте, ревю, музыкальных комедиях.
Были на то, конечно, объективные причины, но многое можно объяснить характером
самой Флагстад, которой был абсолютно чужд дух "премьерства" и артистическое
честолюбие. Она была большой тру174
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
женицей, меньше всего думавшей о личной выгоде "для себя" в искусстве".
В 1919 году Флагстад вышла замуж. Проходит немного времени, и она оставляет
сцену. Нет, не из-за протеста мужа: перед рождением дочери у певицы пропал
голос. Потом он вернулся, но Кирстен, боясь перегрузок, некоторое время отдавала
предпочтение "легким ролям" в опереттах. В 1921 году певица становится солисткой
театра "Майоль" в Осло. Позднее она выступала в театре "Казино". В 1928 году
норвежская певица приняла приглашение стать солисткой театра "Стура" шведского
города Гетеборга.
Тогда трудно было предположить, что в дальнейшем певица будет специализироваться
исключительно на вагнеровских ролях. На тот момент из вагнеровских партий в ее
репертуаре были только Эльза и Елизавета.
Наоборот, она казалась типично "универсальной исполнительницей", спев тридцать
восемь партий в операх и тридцать в опереттах. Среди них: Минни ("Девушка с
Запада" Пуччини), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Эвридика ("Орфей"
Глюка), Мими ("Богема"), Тоска, Чио-Чио-Сан, Аида, Дездемона, Микаэла
("Кармен"), Эври-анта, Агата ("Эврианта" и "Волшебный стрелок" Вебера).
Будущее Флагстад как вагнеровской исполнительницы во многом обусловлено
стечением обстоятельств, поскольку она имела все данные для того, чтобы стать не
менее выдающейся "итальянской" певицей.
Когда во время постановки в 1932 году в Осло музыкальной драмы Вагнера "Тристан
и Изольда" заболела Изольда - известная ваг-неровская певица Нанни ЛарсенТодсен,
вспомнили о Флагстад. Кирстен с новой ролью справилась отменно.
Совершенно пленен был новой Изольдой знаменитый бас Александр Кипнис,
посчитавший, что место Флагстад на вагнеровском фестивале в Байрейте. Летом 1933
года на очередном фестивале она спела Ортлинду в "Валькирии" и Третью норну в
"Гибели богов". В следующем году ей доверили более ответственные роли - Зиглинды
и Гут-руны.
На спектаклях Байрейтского фестиваля и услышали Флагстад представители
"Метрополитен-опера". Нью-йоркский театр как раз в это время нуждался в
вагнеровском сопрано.
Дебют Флагстад 2 февраля 1935 года в нью-йоркском театре "Метрополитен-опера" в
роли Зиглинды принес артистке настоящий триумф. На следующее утро американские
газеты протрубили о рождении величайшей вагнеровской певицы XX столетия. Лоуренс
Гильман писал в "Нью-Йорк геральд трибюн", что это один из тех редких слуКИРСТЕН
ФЛАГСТАД
чаев, когда, очевидно, сам композитор счастлив был бы услышать такое
художественное воплощение своей Зиглинды.
"Слушателей покорил не только голос Флагстад, хотя уже само звучание его не
могло не вызвать восторга, - пишет В.В. Тимохин. - Публику пленила и
удивительная непосредственность, человечность исполнения артистки. С первых же
спектаклей нью-йоркской аудитории открылась эта отличительная черта
художественного облика Флагстад, может быть особенно ценная у певцов
вагнеровской ориентации. Здесь знали вагнеровских исполнителей, у которых
эпическое, монументальное подчас преобладало над истинно человеческим. Героини
Флагстад были словно озарены солнечным светом, согреты трогательным, искренним
чувством. Она была художником романтического плана, но ее романтизм слушатели
отождествляли не столько с высоким драматическим пафосом, склонностью к яркой
патетике, сколько с удивительной возвышенной красотой и поэтической гармонией,
тем трепетным лиризмом, которым был наполнен ее голос...
Все богатство эмоциональных оттенков, чувств и настроений, всю палитру
художественных красок, заключенных в музыке Вагнера, воплощала Флагстад
средствами вокальной выразительности. В этом отношении певица, пожалуй, не имела
соперников на вагнеровской сцене. Голосу ее были подвластны самые тонкие
движения души, любые психологические нюансы, эмоциональные состояния:
восторженная созерцательность и трепет страсти, драматический подъем и
поэтическая окрыленность. Слушая Флагстад, аудитория приобщалась к самым
сокровенным истокам вагнеровской лирики. Основой, "сердцевиной" ее трактовок
вагнеровских героинь были удивительная простота, душевная открытость, внутренняя
озаренность - Флагстад являлась, несомненно, одним из величайших
интерпретаторов-лириков за всю историю вагнеровского исполнительства.
Искусству ее были чужды внешний пафос и эмоциональная фор-сировка. Нескольких
фраз, спетых артисткой, было достаточно, чтобы в воображении слушателя
складывался ярко очерченный образ, - столько было в голосе певицы ласковой
теплоты, нежности и сердечности. Вокализм Флагстад отличался редким
совершенством - каждая взятая певицей нота пленяла полнотой, округлостью,
красотой, а тембр голоса артистки, словно вобравший в себя характерную северную
элегичность, придавал пению Флагстад невыразимое очарование. Поразительны были
ее пластика вокализации, искусство пения легато, которому могли бы позавидовать
самые выдающиеся представители итальянского бельканто..."
На протяжении шести лет Флагстад регулярно выступала на сцене "Метрополитенопера"
исключительно в вагнеровском репертуаре.
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
Единственной партией иного композитора стала Леонора в "Фиделио" Бетховена. Она
спела Брунгильду в "Валькирии" и "Гибели богов", Изольду, Елизавету в
"Тангейзере", Эльзу в "Лоэнгрине", Кундри в "Парсифале".
Все спектакли с участием певицы шли при постоянных аншлагах. Только девять
спектаклей "Тристана" с участием норвежской артистки принесли театру невиданный
прежде доход - более чем сто пятьдесят тысяч долларов!
Триумф Флагстад в "Метрополитен" открыл ей двери крупнейших оперных театров
мира. Восемнадцатого мая 1936 года она с большим успехом дебютирует в опере
"Тристан" в лондонском "Ковент-Гарде-не". А 2 сентября того же года певица
впервые поет в Венской государственной опере. Она пела Изольду, и по окончании
оперы зрители вызывали певицу тридцать раз!
Перед французской публикой Флагстад впервые предстала в 1938 году на сцене
парижского театра "Гранд Опера". Исполнила также роль Изольды. В том же году она
совершила концертную поездку по Австралии.
Весной 1941 года, вернувшись на родину, певица фактически перестала выступать.
Во время войны она только два раза покидает пределы Норвегии - для участия в
Цюрихском музыкальном фестивале.
В ноябре 1946 года в Чикагском оперном театре Флагстад пела в "Тристане". Весной
следующего года совершила свою первую послевоенную концертную поездку по городам
США.
После того как Флагстад в 1947 году приезжает в Лондон, она затем на протяжении
четырех сезонов поет в театре "Ковент Гарден" ведущие вагнеровские партии.
"Флагстад было уже за пятьдесят лет, - пишет В.В. Тимохин, - но голос ее,
казалось, не был подвластен времени - он звучал так же свежо, наполненно, сочно
и ярко, как и в памятный год первого знакомства лондонцев с певицей. Легко
выносил он и огромные нагрузки, которые могли бы оказаться непосильными и для
гораздо более молодой певицы. Так, в 1949 году она в течение недели выступила в
роли Брунгильды в трех спектаклях: "Валькирии", "Зигфриде" и "Гибели богов".
В 1949 и 1950 годах Флагстад выступает в роли Леоноры ("Фиделио") на
Зальцбургском фестивале. В 1950 году певица участвует в постановке "Кольца
нибелунга" в миланском театре "Ла Скала".
В начале 1951 года состоялось возвращение певицы на сцену "Метрополитен". Но
пела она там недолго. На пороге своего шестидесятилетия Флагстад принимает
решение в ближайшем будущем оставить сцену. И первое из серии ее прощальных
выступлений состоялось
ПОЛЬ РОБСОН
1 апреля 1952 года именно в "Метрополитен". После того как она спела заглавную
партию в "Альцесте" Глюка, вышел на сцену председатель директорского совета
"Метрополитен" Джордж Слоан и сказал, что флагстад дала последний спектакль в
театре "Метрополитен". Весь зал стал скандировать "Нет! Нет! Нет!". В течение
получаса слушатели вызывали певицу. Только когда в зале погасили свет, публика
начала нехотя расходиться.
Продолжая прощальную гастроль, в 1952/53 году Флагстад с огромным успехом поет в
лондонской постановке оперы Перселла "Дидона и Эней". Двадцать четвертого ноября
1953 года приходит очередь расставания с певицей парижской "Гранд Опера". 12
декабря того же года она дает концерт в Национальном театре Осло в честь
сорокалетия своей артистической деятельности.
После этого ее публичные выступления носят лишь эпизодический характер.
Окончательно Флагстад простилась с публикой 7 сентября 1957 года концертом в
лондонском зале "Альберт-холл".
Флагстад много сделала для становления национальной оперы. Она и стала первым
директором Норвежской оперы. Увы, прогрессировавшая болезнь заставила ее
оставить директорский пост уже после окончания дебютного сезона.
Последние годы прославленной певицы прошли в собственном доме в Кристиансанде,
построенном в свое время по проекту певицы, - двухэтажной белой вилле с
колоннадой, украшающей главный вход.
Скончалась Флагстад в Осло 7 декабря 1962 года.
ПОЛЬ РОБСОН
(1898-1976)
"Все творчество Робсона корнями уходит глубоко в народные толщи, питается соками
жизни и как бы выкристаллизовывает в себе то бесценное, что веками создавал,
копил талантливый, веселый, певучий, жизнерадостный и несчастный негритянский
народ, - писал в 1958 году советский писатель Борис Полевой. - Могучий голос
необыкновенно широкого диапазона, удивительного звучания сочетается У него с
незаурядным даром трагического актера. Робсон покоряет слушателей одновременно и
силою голоса и редкостным мастерством игры. Слава Робсона-вокалиста, Робсона -
драматического актера, Робсона - исполнителя негритянских песен увеличивалась
как ком снега, сорвавшийся в весенний день с нагретого солнцем горного скло178
100 ВЕЛИКИХ ВОКАЛИСТОВ
на и неудержимо вырастающий в буйную, могучую лавину.
Поль Робсон родился 9 апреля 1898 года в городе Принстоне (штат Нью-Джерси) в
семье бедного негритянского священника. С раннего возраста мальчик познал нужду,
голод, лишения, общественное презрение к себе как к негру.
"В 1910 году мы переехали в Сомервилл, более крупный город, находившийся на
полпути между Уэстфилдом и Принсто-ном, - пишет Робсон в своей книге. - Здесь
преподобный Робсон служил пастором церкви Святого Фомы до дня своей смерти,
последовавшей восемь лет спустя.
В Сомервилле я учился в восьмом классе школы (здесь снова была школа только для
цветных) и окончил ее первым учеником. Отец, видимо, был доволен этим, хотя
другого он и не ждал от меня. Его натуре было чуждо всякое самолюбование. Я
часто рассказывал, как он никогда не был доволен оценкой в девяносто пять
баллов, если можно было получить сто. Не потому, что наивысшая оценка была для
него каким-то фетишем, а потому, что понятие личной добросовестности,
составлявшее главную его страсть, неразрывно было связано с идеей, согласно
которой человек обязан свершить максимум того, на что он способен. Успех в жизни
следует исчислять не деньгами или личным преуспеянием - целью человека должно
быть наиболее полное раскрытие заложенных в нем самом возможностей".
Младший среди братьев, Поль с детских лет поражал окружающих своими
исключительными и многообразными способностями. Чтобы заработать деньги на
обучение, Робсон не отказывался ни от какой работы. Однако главная трудность
была в другом: в расовой дискриминации, с которой в Соединенных Штатах
приходится сталкиваться на каждом шагу.
В Колумбийском университете он отлично учился по всем предметам - Поль стал
одним из трех первых студентов-негров в Америке, которым удалось добиться
государственной стипендии. Видя талант Робсона-оратора, студенты избрали его
председателем своего дискуссионного клуба. Но преуспевал Поль не только в науках
- он стал одним из лучших бейсболистов страны и особенно отличался на ринге как
боксер. Спортивные предприниматели сулили ему богатство, если он согласится
стать профессиональным боксером. Но...
В 1919 году Робсон, окончив университет с дипломом бакалавра правоведения,
пытается найти работу по специальности. Наконец с
ПОЛЬ РОБСОН
большим трудом ему удалось устроиться в одну из контор в Нью-Йорке. Увы, его
вскоре просто выжили оттуда коллеги. Робсон решает попробовать свои силы на
сцене.
Как пишет В.М. Зимянин: "С помощью Лайта друзьям удалось договориться с
владельцами небольшого зала в Гринвич-виллидж, которые определили удобную для
них дату концерта - 19 апреля 1925 года. На подготовку программы у Робсона и
Брауна оставалось всего три недели - срок немыслимо короткий даже для
многоопытных музыкантов. Но жаждущим признания новичкам обычно неведома трезвая
расчетливость профессионалов. Поль и Ларри репетировали, забыв обо всем на
свете, прерываясь лишь на время, необходимое для еды и сна, за чем внимательно
следила Эсси.
К концу второй недели репетиций друзья составили программу будущего концерта. В
нее вошли шестнадцать песен, религиозных и светских, созданных во времена
рабства и написанных современными негритянскими композиторами. Готовя программу,
Поль и Ларри отбирали лишь те произведения, слова и музыка которых, по убеждению
друзей, наиболее полно отражали помыслы и устремления темнокожего народа
Америки. Уже в самих названиях песен угадывалось своеобразие национального
характера американских негров, в котором, несмотря на горести и тяготы
несправедливой судьбы, сохранялось неуемное жизнелюбие: печальные, щемящие душу
"Опозорь имя свое", "Плачущая Мэри", "Иногда я чувствую себя сиротой", "Прощай,
прощай!", "Исчезни", "Двигайся медленнее, чудесная колесница", "Никто не знает,
как мне тяжело", "Водонос" - и возвышенно-торжественные, исполненные веры в
лучшую участь "Всякий раз, когда на меня нисходит озарение", "Я знаю, что
Господь возложил на меня руки свои", "Иисус готов к битве под Иерихоном",
"Спустись на землю, Моисей".
Исполнением последнего спиричуэла начал Поль Робсон свой концерт. Уже около
полуночи находчивый
...Закладка в соц.сетях