Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №11

И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
ЛИТЕРАТУРА АВСТРАЛИИ
ГЕНРИ ЛОУСОН (HENRY LAWSON. 1867-1922)
— признанный классик австралийской и мировой литературы, родоначальник
австралийского рассказа. Начал он со стихов, а затем попробовал силы в очерках и
рассказах: в 90-х гг. они стали появляться в провинциальной печати. В 1894 г.
вышел в свет его сборник Рассказы в прозе и стихах — первая попытка
реалистического изображения жизни переселенцев из Европы, которые с конца XVIII
в. стали заполнять австралийские просторы в поисках пристанища и работы. Эти
люди навсегда остались героями произведений Лоусона. Генри Лоусон,
пользовавшийся большой любовью своих современников, и ныне остается одним из
крупнейших, подлинно народных писателей Австралии. Лучшие его рассказы, вошедшие
в сборник Шапка по кругу (в оригинале Пока закипает котелок), правдиво и без
прикрас показывают, как тяжела судьба маленького человека Австралии:
золотоискателя, шахтера, фермера, погонщика скота, бродячего батрака. Вера в
духовные возможности человека, в силу товарищеской солидарности никогда не
покидает Лоусона, поэтому рассказы его, нередко имеющие трагическую концовку, не
оставляют впечатления безна­дежности. Отзывчивость, великодушие, неизменная
готовность выручить в беде, озорной, насмеш­ливый юмор — эти качества характерны
для изображенных Лоусоном бедняков и помогают им переносить лишения и горе.
Пишет Лоусон скупо и безыскусственно, воздерживаясь от авторского комментария,
предоставляя своим персонажам самим характеризовать себя.
Произведения
Избранные стихи / Пер. М. Кудинова, H. Разговорова. — М.: Гослитиздат, 1959. —
134 с.; Рассказы. — В кн.: Лоусон Г. Рассказы; Катарина Сусанна Причард.
Девяностые годы, М., 1976, с. 17—230;
Рассказы.— М.: Гослитиздат, 1961.— 453 с.; Шапка по кругу: Австрал. рассказы /
Пер. А.Крив­цовой; Вступ. ст. Е. Ланна.— М.: Гослитиздат, 1954.— 245 с.
Collected verse: In 3 vol. / Ed. with introd. and notes by C. Roderick. —
Sydney: Angus a. Robertson, 1967— 1969; While the billy boils: 87 stories from
the prose works. — Adelaide: Rigby, 1975. — VII, 393 p.
Литература
Петриковская А. С. Генри Лоусон и рождение австралийского рассказа.— М.: Наука,
1972.— 206 с.; Рознатовская Ю.А. Генри Лоусон: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга,
1980.— 70 с. Prout D. Henry Lawson: The gray dreamer. — Adelaide: Rigby, 1963. —
305 p.
КАТАРИНА СУСАННА ПРИЧАРД (KATHARINE SUSANNAH PRICHARD. 1884-1969)
Правдивость, ясность, лиричность, публицистическая страстность и глубокий
демократизм произ­ведений Причард привлекли к ее творчеству читателей многих
стран. О своей жизни писательница рассказала в автобиографической книге Дитя
урагана
. Ее отец, журналист и переводчик, испы­тывал большие материальные
трудности, и с юных лет К. С. Причард работала — сначала гувер­нанткой, а
позднее журналисткой в Англии. Она участвовала в организации Лиги австралийских
писателей, которую долгие годы возглавляла, содействуя объединению литературных
сил Австралии. Уже первый роман Пионеры (1915) принес писательнице известность
и премию на Лондонском всебританском конкурсе. Роман Кунарду, или Колодец в
тени
(1929) также имел большой успех:
впервые в художественном произведении появляется героиня-аборигенка, наделенная
добротой, гордостью и независимостью. Герои Причард — рабочие золотых приисков,
лесорубы, скотоводы. Наиболее значительное произведение писательницы — трилогия,
включающая романы Девяностые годы, Золотые мили, Крылатые семена.
Девяностые годы (The roaring nineties. 1946)
— первая книга трилогии, посвященной судьбам старателей и рудокопов Австралии,
где в конце XIX в. было обнаружено золото. Перед читателем проходит вереница
людей, охваченных золотой
[45]

лихорадкой; действие разворачивается в те времена, когда в стране еще не было
городов, железных дорог, когда люди гибли в борьбе за воду, которую отбивали у
туземцев. Постепенно разрушаются патриархальные взаимоотношения, царившие в
среде старателей, и наступает эра предпринима­тельства: спекуляции, обман,
эксплуатация, карьеризм, моральная деградация. Но одновременно растет
политическое сознание людей, стихийный протест постепенно превращается в
осознанные убеждения. Такова эволюция Салли Гауг, семья которой находится в
центре всей трилогии. Меняется и ее муж, полный предрассудков, безвольный и
безответственный Моррис. Трагична судьба их друга Ольфа, оторвавшегося от старых
товарищей и заразившегося жаждой обогащения и карьеризмом. Убедительно и
психологически верно показан путь Фриско, превратившегося в нечистого на руку,
беспринципного дельца.
Золотые мили (Golden miles. 1948)
— роман, в котором, продолжая историю семьи Гауг, писательница обращается к
периоду Первой мировой войны и к послевоенным годам. Сыновья Салли и Морриса
стали взрослыми, и в личной судьбе каждого из них отражена общественная,
политическая жизнь страны. Несмотря на гигантские прибыли, получаемые горными
компаниями, простые труженики продолжают жить в жалких домишках, биться за кусок
хлеба, страдать от безработицы. Тома Гауга, с юности работавшего в шахтах,
власти засадили в тюрьму, обвинив в незаконном присвоении золота. Постепенно
Том, один из профсоюзных лидеров, и многие его товарищи начинают освобождаться
от реформистских иллюзий. Победа шахтеров в забастовке 1919 г. еще больше
укрепляет их солидарность.

Крылатые семена (Winged seeds. 1950)
— роман, в центре которого по-прежнему находится семья Гауг, разросшаяся с
годами. По­старевшая Салли сохранила свое обаяние и жизнерадостность. Твердость
духа оказалась ей совершенно необходимой в годы тяжелых потерь: во время Второй
мировой войны погиб любимый внук Салли — Билл; умерли сыновья Дэн и Том. Трудно
и сложно складывалась личная жизнь других детей и внуков Салли. Да и сама Салли
на старости лет остается одинокой. Горькие разочарования постигли Салли, когда
ее внук Дик оказался беспринципным карьерис­том. Зато Билл до конца остался
несгибаемым антифашистом. В этой книге много внимания уделено различным
политическим настроениям, возникшим в рабочей среде во время Второй мировой
войны и под влиянием победы Советского Союза. Салли уверена, что крылатые
семена
будущего, посеянные ею самой, ее друзьями, детьми и внуками, найдут
почву, которая взрастит их
.
Произведения
Девяностые годы. — В кн.: Лоусон Г. Рассказы: Катарина Сусанна Причард.
Девяностые го­ды, М., 1976, с. 231—674; Золотые мили / Пер. Т.Озерской, Т.
Кудрявцевой.— 3-е изд.— М.: Изд-во иностр. лит., 1958.— 481 с.; Крылатые семена
/ Пер. Т.Кудрявцевой, Т.Озерской.— 3-е изд. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958. —
391 с.; Кунарду, или Колодец в тени / Пер. Т. Озерской, Э. Питерской; Предисл.
Н. Ветошкиной. — М.: Гослитиздат, 1959.— 271 с.; Погонщик волов / Пер. С.
Кругерской, Т. Озерской; Предисл. Н. Ветошкиной. — М.: Худож. лит., 1965.— 288
с.; Цирк Хексби; Негасимое пламя / Предисл. Д. Краминова. — М.: Худож. лит.,
1985.— 512 с. Golden miles.— London: Cape, 194S. — 385 p.; The roaring
nineties.— London: Cape, 1946.— 480 p.;
Winged seeds.- London: Cape, 1950.- 388 p.
Литература
Причард К. С. Дитя урагана / Пер. И.Полетаевой, Б.Ростокина.— М.: Прогресс,
1977.— 315 с.;
Домбровская Е. В. Основные проблемы и черты трилогии К. С. Причард. — Учен. зап.
МОПИ, 1956. т. 45. Труды кафедры зарубежн. лит., вып. 4, с. 97—124, Цапенко Г.
М. Катарина Сусанна Причард: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга, 1975.— 30 с.
Prichard К. S. Child of the hurricane.— Sydney: Angus a. Robertson, 1964.— 266
p.; Throssell R. Wild weeds and wind flowers: The life and letters of K. S.
Prichard. — Sydney: Angus a. Robertson, 1975.- XIII, 273 p.
АЛАН МАРШАЛЛ (ALAN MARSHALL. 1902-1984)
— писатель, доказавший, что человек способен тягаться с судьбой. Детство его
прошло в сельской Австралии — буше. В возрасте шести лет он перенес полиомиелит,
навсегда приковавший его к костылям и инвалидному креслу. Начав писательскую
деятельность в 20-е гг., после окончания коммерческого колледжа в Мельбурне, он
был вынужден совмещать ее с работой: служил
[46]

муниципальным клерком, ночным сторожем, бухгалтером на обувной фабрике. В 1934
г. был опубликован его первый рассказ Маленькая черная бутылочка. Однако в
30-е гг. Маршалл больше известен как журналист. В 1942 г. он предпринял вместе с
женой поездку по нескольким штатам Австралии, встречаясь с семьями фронтовиков,
результатом чего стала книга Это мой народ (1944), принесшая автору первый
литературный успех. С восторгом был встречен чита­телями сборник рассказов
Расскажи про индюка, Джо (1946). Последний бродяга Австралии, как называли
Маршалла соотечественники, провел девять месяцев в малоисследованных северных
районах континента среди аборигенов, изучая их жизнь и записывая предания,
которые вышли в его обработке под названием Люди незапамятных времен (1952).
Написанная Маршаллом по горячим следам книга Мы такие же люди (1948) разрушала
бытовавшее представление о коренных жителях как о людях неполноценных. Маршалл
много ездил, принимал участие в международных писательских встречах, но главным
всегда оставался для него писательский труд. Он — автор нескольких сборников
рассказов и признанный мастер этого очень популярного в Австралии жанра. Я беру
свои рассказы прямо из жизни, — признавался писатель, — они рождаются из реплики
моего собеседника, или из происшедшего с ним случая, или из услышанной мной
истории
. Человек глубоких знаний и культуры, Маршалл сохранял способность
смотреть на мир удивленными глазами ребенка, и ему открывались истины,
ускользающие от равнодушного взора. Он умел выявить таящийся в частном случае
общечеловеческий смысл, видел и показывал читателю необычное в обыденном. Это
остранение привычного позволяло Маршаллу передать и скрытую красоту мира, и
его невидимые слезы. Мировую известность принесла писателю автобиографическая
трилогия Я умею прыгать через лужи (1955), Это трава (1962), В сердце моем
(1963). Первая повесть, которую автор считал лучшим своим произведением и
которая на его родине включена во все школьные программы, рассказывает о
мальчике, научившемся прыгать через лужи на костылях, о его друзьях и недругах,
о чутких и умных родителях, вселивших в него уверенность в том, что путь к цели
— а целью этой было учиться, чтобы стать писателем и бухгалтером, — лишь
затруднен для него, но не закрыт. В других частях трилогии своеобразная
романтика повести о детстве уступает место прозе самостоятельного существования
подростка, в большом городе все чаще натыкающегося на острые углы жизни. Как
всегда у Маршалла, строгая фактическая основа щедро расцвечена фантазией, факт и
вымысел сплавлены в единое художе­ственное целое. Трилогия — это и
беллетризованная история жизни автора, и повествование об Австралии и
австралийцах, и добрая умная книга о человеке, исполненная понимания и веры в
несокрушимую силу духа. Проза Маршалла традиционна, в лучшем смысле этого слова.

Простота, кажущаяся немудреность его произведений не освобождают читателя от
работы мысли, какой требует порой расшифровка сложных философско-художественных
построений других писателей. Только читающий Маршалла идет, как правило, от
сопереживания, от преодоления эффекта присутствия — к осмыслению сути событий
и к невольному удивлению тому, сколь неприметно являют себя иногда вековечные
законы бытия.
Произведения
Избранное / Сост. Л.М.Завьялова; Вступ. ст. Ю. А. Рознатовской. — М.: Правда,
1986.— 648 с.;
Я умею прыгать через лужи: Повесть; Рассказы; Легенды / Предисл. А. С.
Петриковской. — М.: Прогресс, 1977. — 365 с.;
Я умею прыгать через лужи; Это трава; В сердце моем / Пер. О. Кругерской, В.
Рубина; Предисл. Б.Полевого.— М.: Худож. лит., 1969.— 652 с.
The complete stories.— Melbourne: Nelson, 1978.— XIII, 497 p.; I can jump
puddles.— Melbourne: Cheshire, 1955.— 225 p.;
In mine own heart.— Melbourne: Cheshire, 1963.— 242 p.; This is the grass.—.
Melbourne: Cheshire, 1962.— 214 p.
Литература
Нагибин Ю. Мой друг Алан Маршалл. — В кн.: Нагибин Ю. Литературные раздумья, М.,
1977, с. 122—145;
Петриковская А. С. Рождение писателя.— Иностр. лит., 1970, № 1, с. 265—267;
Рознатовская Ю.А. Алан Маршалл: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга, 1983.— 44 с.
Marks Н. 1 can jump oceans: The world of Alan Marshall.— Melbourne: Nelson,
1976.— VIII, 369 p.
ПАТРИК УАЙТ (PATRICK WHITE. 1912-1990)
— писатель, чье творчество положило конец мифу о провинциализме и
континентальной ог­раниченности австралийской литературы. Родился в обеспеченной
семье, получил образование в Англии — в привилегированной средней
школе-интернате для мальчиков и Кембриджском университете. Первые книги Уайта —
сборник стихов и два романа на английском материале — увидели свет в
Великобритании, В годы Второй мировой войны Уайт служил в британских
[47]

ВВС. В 1949 г. вернулся в Австралию, где сначала занимался фермерством, затем
вел жизнь профессионального литератора. В романе Тетушкина история (1948)
ведущая тема творчества Уайта — смирения и мужества перед лицом неотвратимой
смерти, страданий человека и жизни вне социальных мифов и самообольщений —
впервые прозвучала в полную силу. В дальнейшем место действия произведений Уайта
— романов, рассказов, пьес — Австралия; а само действие наполняется
общечеловеческим содержанием и обретает характер притчи. Затерян в
австралий­ской глубинке несуществующий на картах поселок Дьюрилгей (Древо
человеческое
, 1955). Австралийский буш — девственные чащобы леса и
кустарника: там проходит воспитание чувств попавшая к аборигенам англичанка
XIX в. (роман Пояс стыдливости, 1976); туда уходит горстка исследователей,
чужих друг другу и несчастных, каждый по-своему, людей, которых собрал и повел к
гибели безумец-первопроходец, одержимый идеей то ли доказать Богу, что способен
его побороть, то ли внушить самому себе, что он и есть Бог (роман Фосс, 1957).
Вымышленный среднебуржуазный пригород Сиднея Сарсапарилла и сам Сидней из
ро­манов Едущие в колеснице (1961), Амулет (1966), Вивисектор (1970), Око
бури
(1973), сборников рассказов Обожженные (1964) и Какаду (1974). Для
Уайта все это — разные ипостаси того, что он назвал Великой Австралийской
Пустыней
, где такие верховные, в глазах писателя, формы приобщения человека к
абсолюту, природе и себе подобным, как любовь, труд, искусство, вера и
способность творить добро, подвергаются испытанию и поруганию. Носители идеала
того, что Ф.М.Достоевский называл положительно прекрасным человеком. в книгах
Уайта, как правило, наделены каким-либо физическим или психическим изъяном,
делающим их несовместимыми с каноном, обязательным для образа истинного
австралийца в официальной мифологии страны, здорового телом и (нс очень
развитым) духом, красивого физически и исповедующего веру в материальное
преуспеяние. Художественное совершенство в раскрытии на письме метафизических
проблем бытия человека принесло Уайту Нобелевскую премию по литературе (1973).
Особенности стиля Уайта — сосуществование и сплав разнород­ных манер и приемов
письма — от почти библейской патетики до животного бурлеска, от изощренного
внутреннего монолога до уличной разноголосицы, от изысканной метафоричнос­ти до
простонародной речи, от трагического до смешного в сочетаниях несовместимостей —
высокого и низменного, прекрасного и уродливого, жизни и смерти, — которые
создают гро­теск.
Древо человеческое (The tree of man. 1955)
— роман о становлении и путях австралийского семейного рода. В этой книге я
стремился выразить все многообразие жизни, взяв за основу существование двух
обыкновенных людей
, — писал автор. Хроника трудов и дней скваттера Стэна
Паркера и его жены Эми, их взаимного чувства с его приливами и отливами, смертью
и возрождением; истории их детей — непутевого сына, сгинувшего в погоне за
австралийской мечтой; вышедшей за состоятельного адвоката, но обреченной на
бесплодие дочери — такова событийная канва сюжета, развивающегося в
хронологических рамках одной, хотя и долгой человеческой жизни: от детских лет
Стэна Паркера до его кончины. Стержень этой жизни — труд, который для Паркеров
превращается из рутины в ритуал, служение, в котором они обретают свое
человеческое достоинство. Роль труда, природных стихий и языка плоти как средств
постижения мира главными персонажами и их самовыражения тем более велика, что
они фактически лишены возможности выразить себя в речи, слове — и не только по
причине необразованности. Уайт считал, что обычное слово не способно выразить
человеческий опыт во всей его непосредственности, полноте и целокупности; что
есть верховное таинство бытия, абсолютная гармония, которую человеку дано
постигнуть лишь интуитивно, путем озарения, ибо слова, чувства и даже вера тут
бессильны. Творческий акт, по Уайту, есть цепь озарений, в которой художнику
открывается недоступная обычным людям истина; он передает ее другим — в этом его
долг и его оправдание. Надежду на возрождение рода Паркеров, пресекшегося в их
детях, писатель связывает с их внуком, мальчиком, в котором пробуждается талант
поэта.

Произведения
Древо человеческое /Пер. Н.Треневой; Предисл. В. Скороденко. — М.: Прогресс,
1976.— 555 с.— (Мастера соврем, прозы); То же, 1979; Женская рука / Сост.
Р.Облонской; Предисл. В. Скоро­денко. — М.: Известия, 1986.— 224 с.; Какаду /
Пер. Р.Облонской.— В кн.: Три австралийские повести, М., 1985, с. 177-222.
The aunt's story.— Hannondsworth: Penguin books, 1971.— 299 p.; The cockatoos.—
London: Cape, 1974.— 307 p.; The eye of the storm.— London: Cape, 1973.— 608 p.;
A fringe of leaves.— London:
Cape, 1976.- 405 p.; Riders in the chariot.- New York: Viking, 1961.- 532 p.;
The solid mandala. -
[48]

London- Буге a Spottiswoode, 1966.- 316 p.; The tree of man.- New York: Viking,
1955.- 499 p.;
The vivisector.- London: Cape, 1970.- 642 p.; Voss.- New York: Viking, 1957.-
442 p.
Литература Morley Р A. The mystery of unity. — St. Lucia, Brisbane: Univ. of
Queensland press, 1972.— IX, 251 p.;
Tecey D. J. Patrick White: Fiction and the unconscious.— Melbourne: Oxford univ.
press, 1988.— XXIII, 269 p.; White P. Flaws in the glass: A self-portrait.—
London: Cape, 1981.— 260 p.

[49]

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ
ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР (FRANZ GRILLPARZER. 1791-1872)
— выдающийся драматург-романтик. Его произведения вдохновлены трагическими
переживаниями, связанными с жестокой меттерниховской реакцией: с подавлением
всякой живой мысли, полити­ческими преследованиями, цензурой, не раз запрещавшей
постановку пьес поэта. Многие стихо­творные драмы молодого Грильпарцера
пронизаны романтическими настроениями и резким осуж­дением всяческих форм
тирании. Но личная жизнь поэта была спокойной и будничной: семья адвоката,
юридическое образование, старательная чиновничья работа в качестве
библиотекаря-ар­хивариуса, директора министерского архива. Поэтому революция
1848 г. несколько напугала стареющего писателя: именно в это время он даже
подверг переоценке творчество своего друга Бетховена. Началом творческой
деятельности Грильпарцера явилась постановка в 1817 г. его поэмы-драмы
Праматерь. Это трагедия рока, полная символических образов, зловещих
совпа­дений. Ощущение порабощенности человека неизвестными ему грозными силами
судьбы, очевидно, связано с представлением поэта о судьбе реальных людей в
современной ему Австрии. В 1818 г. Ф. Грильпарцер закончил психологическую
трагедию Сафо, в которой повествуется о знаменитой поэтессе античной Греции.
От первой драмы — Праматерь — она отличается большей компо­зиционной
стройностью. Поэт, по его словам, хотел отдалить себя от действующих лиц и
изобразить разлад между жизнью и поэзией: Сафо страдает от неразделенной любви к
юноше, который предпочел поэтессе, пребывающей в высокой сфере искусства, живые
чувства и самоот­верженность ее рабыни. В 1831 г. вышла в свет трагедия Величие
и падение короля Оттокара
— о богемском короле XIII в. Она явилась результатом
изучения большого исторического материала, но одновременно и отражением
противоречивых оценок, которые вызвал у современников образ Наполеона. Падение
Оттокара — следствие гибельного для правителя честолюбия и эгоизма, презрения к
интересам народа. Его антипод Рудольф Габсбургский стремится к счастью и миру
для своих подданных. Помимо драматических произведений Грильпарцер писал
новеллы, стихи, исследования по истории античного театра, французской и немецкой
литературы.
Произведения
Пьесы / Вступ. ст., примеч. и ред. переводов Е.Эткинда.— М.; Л.: Искусство,
1961.— 764 с. Grillparzers Werke: In 3 Bd. / Ausgew. u. eingel. v. C. Trager.—
Berlin; Weimar: Aufbau -Verl., 1967.
Литература
Азадовский К. М. Театр Лопе де Вега и драмы Грильпарцера. — Учен. зап. Ленингр.
пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1968, т. 362, с. 283—301; Азадовский К. М. Блок и
Грильпарцер. — В кн.: Россия и Запад: Из истории лит. отношений, Л., 1973, с.
304—319. Franz Grillparzer. Sein Leben und Schaffen in Selbstzengnissen / Hrsg.
v. G. Helbig.— Leipzig: Koehler ч. Amelang, 1957.— 430 S.; Malt P. v. Der
Gmndriss von Grillparzers Biihnenkunst — Zurich-Atlantis-Verl., 1965.- 159 S.
НИКОЛАУС ЛЕНАУ (NICOLAUS LENAU. 1802-1850)
— крупнейший поэт первой половины XIX в., родился в обедневшей дворянской семье,
которая вынуждена была переезжать с места на место. Раннее знакомство с бытом
венгерского народа оказало глубокое влияние на будущего поэта и впоследствии
нашло отражение в его творчестве. В 1819 г. Ленау поступил в Венский
университет, сначала на философский, затем на юридический факультет, но вскоре
оставил занятия. Мировоззрение его складывалось в период Реставрации, когда
феодально-монархическое австрийское правительство беспощадно подавляло любое
про­явление свободной мысли. Пытаясь уйти от мрачной действительности, Ленау
уехал в Амери­ку, однако Новый свет произвел на поэта самое удручающее
впечатление. Вернувшись в Евро­пу, он узнал об исключительном успехе своего
первого поэтического сборника, изданного еще
[50]

в 20-х гг. Но литературная слава не дала ему удовлетворения. Реакционная
общественная атмосфера в Австрии, управляемой Меттернихом,
религиозно-философские искания, неудавшаяся личная жизнь — все это
способствовало развитию душевной болезни поэта. Произведениям Ленау,
при­надлежащим к лучшим образцам австрийской поэзии, свойственны лиризм и
большие философские обобщения. Они проникнуты протестом против произвола церкви
и монархии, в них сквозит презрение поэта-бунтаря к обществу. Лирико-философская
и гражданская поэзия Ленау способ­ствовала идейной подготовке
буржуазно-демократического движения в Австрии. Лирику Ленау отличают ритмический
строй, яркость, пластичность и живописность, присущие народным песням и
балладам. Он создал несколько социально-философских поэм: Фауст, Савонарола,
Альби­гойцы.
Произведения
Стихотворения; Ян Жижка / Пер. В.Левика.— М.: Гослитиздат, 1956.— 207 с.;
[Стихи] / Пер. В.Левика.— В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.
32—39.
Samtliche Werke und Briefe: In 2 Bd. / Auf der Gnindlage der hist.-kritischen
Ausg. v. E. Castle; mit Nachw. hrsg. v. W. Dietze. — Leipzig: Insel-Verl., 1970.
Литература
Луначарский А. В. Ленау и его философские поэмы.— В кн.: Луначарский А. В. Собр.
соч., М., 1965, т. 5, с. 7-82.
Hartling P. Niembsch, oder Der Stillstand: Eine Suite.— Stuttgart: Goverts,
1964.— 176 S.; Statkow D.
Nikolaus Lenaus poetische Welt. Inaug.-Diss. — Bonn, 1971.— 192 S.
АРТУР ШНИЦЛЕР (ARTHUR SCHNITZLER 1862-1939)
— драматург и новеллист. Родился в семье врача и сам получил медицинское
образование. Однако вскоре после окончания медицинского факультета Шницлер
всецело посвятил себя литературной деятельности. Начав творческий путь в кружке
венских импрессионистов, Шницлер в поздние годы вплотную подошел к разработке
социальных тем. Критика высших слоев буржуазии, перво­начально весьма умеренная,
переходит у него в 1911—1917 гг. в резкое обличение ханжества и продажности.
После Первой мировой войны Шницлер снова отошел от социальных проблем и
обратился к изображению узколичных переживаний героев. Глубина анализа, живость
в изобра­жении характеров, остроумие и занимательность сюжета, умение воплотить
в произведениях дух эпохи дали право считать Шницлера классиком австрийской
литературы. Особенно популярны его короткие и изящные пьесы-миниатюры.
Зеленый попугай (Der grune Kakadu. 1899)
— одноактная пьеса, действие которой происходит в Париже в канун Великой
французской революции 1789 г. События развертываются в кабачке Зеленый
попугай
. Пьеса отличается остроумной интригой, интересна сатирическими
зарисовками и бытовыми картинами, воспроиз­водящими Францию эпохи революции.
Высокомерные, невеже

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.