Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №6

и — учительнице добродетели,
спасительнице ото всех ошибок, слабостей и погрешностей. Несмотря на различия и
противоречия представлений философов о счастье, они сходны в том, что мудрец —
истинно счастливое существо. Цицерон не приписывал себе философской
оригинальности. Он был пре­красным, хотя и не всегда глубоким, знатоком
греческой философии и донес до нас многое, не известное по первоисточникам. То,
что превращает обилие сведений и материалов в цельное творение, — это сама
личность Цицерона, который не только мастерски владеет изложением, но и вносит в
него нравственный пафос. Обладая большим даром популяризации, Цицерон исполнил
свой замысел перенесения греческой философии на римскую почву. От него ведет
начало римская философия, а также философия романизированного Запада.
Произведения
Избранные сочинения / Предисл. Г. Кнаббс. — М.: Худож. лит., 1975.— 454 с.—
(Б-ка античн. лит. Рим); О старости, о дружбе, об обязанностях / Изд. подгот. В.
О. Горенштейн, М.Е.Грабарь-Пассек, С.Л.Утченко. — М.: Наука, 1975.— 245 с.—
(Лит. памятники).
Литература Утченко С.Л. Цицерон и его время.— М.: Мысль, 1972.— 387 с.
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (TITUS LUCRECIUS CARUS. Ок. 98-55 гг. до н. э.)
— талантливый и оригинальный поэт-философ, которого Маркс назвал свежим,
смелым, поэти­ческим властителем мира
. Получивший прекрасное образование, Тит
Лукреций Кар был пламен­ным последователем античной материалистической философии
— эпикуреизма. Во взглядах Эпи­кура поэта больше всего интересовала
естественнонаучная часть его системы. Изложение ее составляет содержание
замечательной поэмы Лукреция О природе вещей. Лукреций оказал огромное влияние
как на древнюю, так и на новую литературу. Он был любимым писателем французских
революционеров времен буржуазно-демократической республики. В России
почита­телями Лукреция были Ломоносов, который перевел отрывок из его поэмы, и
Радищев. Востор­женный отзыв о его поэме принадлежит Герцену.
О природе вещей (De renim natura libri sex)
— эта философская поэма — единственное произведение Лукреция — представляет
собой и подлинно художественное творение. Она написана гекзаметром и состоит из
шести книг, в которых образным поэтическим языком изложено учение о
происхождении мира, о вечном движении атомов, о жизни и смерти. Отрицая идею
божества и загробную жизнь, Лукреций выступает перед читателем в качестве
просветителя и борца с суевериями и предрассудками.
Произведения
О природе вещей / Пер., вступ. ст. и коммент. Ф. А. Петровского. — М.: Изд-во АН
СССР, 1958. — 260 с.; О природе вещей / Пер. Ф. Петровского; Вступ. ст. Т.
Васильевой. — М.: Худож. лит., 1983.— 383 с.— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература Васильева Т. В. Концепция природы у Лукреция.— Вопр. философии, 1969,
№ 7, с. 131—141.
ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ (GA1US VALERIUS CATULLUS. Ок. 87-54 гг. до н. э.)
~ был родом из Вероны, города Цизальпинской Галлии. Короткая жизнь Гая Валерия
Катулла совпала с бурной эпохой гражданских войн. Молодой поэт примкнул к
противникам Цезаря — республиканцам. Против Цезаря и его приспешников направлен
ряд резких стихотворений и мет­ких, беспощадных эпиграмм поэта. Катулл отдал
дань и модной в его время так называемой ученой поэзии, разрабатывавшей мифы и
мотивы произведений, которые могли быть известны лишь знатокам. Но лучшими из
его творений, бесспорно, являются лирические стихи, посвященные Лесбии. Этим
вымышленным именем названа красавица Клодия, которая прославилась в Риме своими
любовными похождениями. Безответная любовь к Клодии была самым тяжелым
пережи­ванием в короткой жизни поэта. Стихотворения, посвященные этому
страстному чувству, которое
[15]

завершилось горьким разочарованием, отличаются исключительной эмоциональной
силой и вы­разительностью. Крупнейшие лирические поэты Европы увлекались
творчеством Катулла. Его любил и переводил Пушкин, о нем писал Блок.
Произведения
Книга стихотворений / Изд. подгот. С. В. Шервинский, М.Л. Гаспаров. — М.: Наука,
1986. — 302 с. — (Лит. памятники); Книга Катулла Веронского / Пер. В.А.Сосноры,
А. В. Ларина; Ст. В.А.Сосноры.— М.: Книга, 1991.— 286 с.; [Стихотворения].— В
кн.: Валерий Катулл; Альбий Тибул; Секст Пропорций, М, 1963, с. 17—156; Лирика /
Сост., вступ. ст. и примеч. М. Черняковского. — М.:
Гослитиздат, 1957.— 146с.
Литература
Пронин В. Катулл.— М.: Мол. гвардия, 1993.— 304 с.— (Жизнь замечат. людей);
Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и
образ человека. — М Наука, 1977.- 268 с.
ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 70-19 гг. до н. э.)
— поэт так называемого века Августа, один из классиков римской литературы.
Публий Вергилий Марон был сыном небогатого землевладельца из Северной Италии.
Получив в Риме юридическое образование, он отказался от адвокатской карьеры и
обратился к поэзии и философии, причисляя себя к последователям эпикурейской
школы. Скромный и крайне требовательный к себе, Вергилий лишь к тридцати годам
решился выступить публично со своим первым крупным произведением Буколики
(Пастушеские песни). Оно сразу сделало автора заметным и открыло доступ в
избранное общество, окружавшее нового диктатора Октавиана Августа (Вергилий стал
членом литературного кружка Мецената, ближайшего друга и соратника Августа).

Затем появилась его большая поэма Георгики (О земледелии), написанная на
актуальную для того времени тему. Мировую известность принесла Вергилию его
последняя, незавершенная большая поэма Энеида, которая увидела свет лишь после
смерти автора. Вергилий был новатором в области латинского стиха. Он считался
создателем высокосовершенного поэтического языка римлян. Во все времена не
переставали читать и изучать Вергилия. Бесспорно его влияние на творчество таких
поэтов, как Шекспир, Гёте, Шиллер. Вергилия любил Тургенев, ценил Анатоль Франс.
Буколики (Bucolica)
Пастушеские песни — составляют стихотворный сборник из десяти произведений.
Здесь Вергилий впервые ввел в римскую литературу новый вид поэзии — буколики.
Воспроизводя стиль идиллий эллинского поэта Феокрита, он в то же время остался
самостоятельным и глубоко национальным. Некоторые из этих стихотворений, так
называемых эклог, посвящены чисто ли­рическим мотивам, изображают чувства
влюбленного пастуха, но многие из них навеяны совре­менными поэту событиями и
переживаниями. В образах пастухов Вергилий изображал людей своего времени,
воплощая чувства своей эпохи; в стихах он говорил о будущем, о котором мечтали
его современники. Политические темы, звучащие в условно сельских сочинениях
Вергилия, часто связаны с судьбой самого поэта.
Энеида (Aeneis)
— большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он
вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, Энеида, хотя
и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления
самого поэта, служила также акту­альным идеологическим задачам нового строя.
Герой поэмы — троянец Эней, от которого, по преданию, произошел род Юлиев,
усыновивший Августа. Согласно мифу, Эней считался сыном богини Афродиты (в
римской мифологии — Венеры), и поэма официально утверждала божественное
происхождение нового властителя Рима. Поэма Вергилия построена как цепь
отдельных, вполне законченных эпизодов-повествований. Связанные общим сюжетом,
они представляют единое целое. Эней, согласно воле богов, покидает разрушенную
Трою и после многих скитаний по свету прибывает к берегам Италии, где основывает
царство в латинской земле. Оракулы, вещие сны и всевозможные знамения предвещают
его потомкам власть над миром. От сына его Аскания (иначе Иула) должен произойти
Ромул, будущий основатель Рима. В поэме дается мифологическое толкование римской
истории вплоть до времен автора. Законченность формы делает Энеиду одним из
высочайших достижений римской поэзии. Она отличается точным и сжатым стилем,
плавными, звучными стихами; многие из них стали крылатыми словами и вошли в
культурный обиход разных народов.
[16]

Произведения
Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. М. Гаспарова. — М.: Худож. лит., 1979.—
550 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. С.
Шервинского. - М.: Худож. лит., 1971 — 446 с. — (Б-ка всемирн. лит.): Сельские
поэмы; Буколики; Георгики / Пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского. - М.;
Л.: Academia, 1933.- 166 с.; Энеида / Пер. В. Брюсова, С.Со­ловьева; Ред.,
вступ. ст. и коммент. Н.Ф.Дератани. — М.; Л.: Academia, 1933.— 379 с.
Литература
Шервинский С. В. Из второй книги Георгик Вергилия; Ошеров С. А. История,
судьба и человек в Энеиде Вергилия.— В кн.: Античность и современность, М.,
1972, с. 310—329.
КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (OUINTUS HORATIUS FLACCUS. 65-8 гг. до н. э.)
— родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника.
Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ
в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее
литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство
прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской
философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время
гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за
республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись
амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной
деятельности Горация. В противоположность Вергилию он всегда старался держаться
подальше от двора. В своем творчестве Гораций сравнительно мало касался острых
политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное
счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться
золотой серединой (принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви,
борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций
был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких
сборников од и сатир, а также Посланий, где особенно примечательна Наука
поэзии
, содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт
древности не печатался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с
эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую
лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова,
Державина, Пушкина и других поэтов.
Сатиры (Satirae)
— этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. до н. э.

Сатиры представляют собой беседы на бытовые и философские темы Иногда это
диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные
современники поэта. В Сатирах Гораций рассказывает о себе, говорит о своем
низком происхождении, вспоминает свое прошлое, когда он выступал защитником
республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир
посвя­щены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на
творчество, более подробно изложенные им позднее в Науке поэзии, где он
советует поэтам написанное девять лет хранить без показу. Сатиры Горация
отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоин­ствами.
Оды (Carmina)
— под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация,
переписан­ных в трех книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические
стихотворения словом carmina (песни). Термин ода, заимствованный из
древнегреческого языка, где он выступает в значении песня, в античности совсем
не обязательно связывался с произведением, написанным в
торже­ственно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным
свойством, что и все его творчество,— интеллектуализмом. Тематика сборника
весьма разнообразна. В нем есть группа дидактических, или увещательных,
стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие оды
представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика,
в которой поэт славит скромного Вакха. Особый раздел составляют оды на
политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и
сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник
знаменитым Памятником, который много раз переводился в позднейшие времена и
служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов. Фет. Брюсов.
Реминисценции из этого стихотворения очевидны в Па­мятнике Державина и
Памятнике Пушкина.
[17]

Произведения
Полное собрание сочинений / Пер. под ред. и с примеч. ф. А. Петровского; Вступ.
ст. В. Я. Каплинского.— М.; Л.: Academia, 1936.— XX, 447 с.; Оды / Пер.
размерами подлинника Н. И. Шатерникова.— М.: Гослитиздат, 1935.— 198 с.; Оды,
эподы, сатиры, послания / Вступ. ст. М.Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1970.— 478
с.— 1Б-к.а античн. лит. Рим).
Литература
Мокробородова Л. С. Sapere как важнейший принцип учения Горация о поэзии.—
Вести. Ленингр. ун-та, 1983, № 8: История, яз., лит., вып. 2, с. 44—48.
ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (PUBLIUS OVIDIUS NASO. 43 г. до н. э. - 18 г. н. э.)
— римский поэт, младший из плеяды выдающихся поэтов эпохи Августа. Все
литературное творчество Публия Овидия Назона можно разделить на три этапа:
любовная поэзия (Любов­ные стихотворения), мифологическая поэзия
(Метаморфозы и Фасты) и стихи лет изгнания (Скорбные элегии, Послания с
Понта
). Предполагают, что Наука любви Овидия послужила причиной катастрофы,
постигшей его в конце жизни. Август, стремившийся играть роль блюстителя чистоты
нравов, сослал 50-летнего поэта (в 8 г. н. э.) в город Томы на берегу Черного
моря (нынешняя Констанца), где Овидий провел последние десять лет жизни, томясь
мучительной тоской по родине, и где он окончил свои дни, так и не дождавшись
позволения вернуться в Рим. Популярность Овидия была очень велика во все
времена. Его сюжеты послужили материалом для создания многих стихов, новелл,
опер, балетов. В русской литературе имя Овидия связано с именем Пушкина, который
в период южного изгнания часто сопоставлял свою судьбу с его судьбой.
Метаморфозы (Превращения) (Metamorphoses)
— поэма в гекзаметрах, создавшая Овидию мировую славу. Она состоит из пятнадцати
книг. Сю­жетным стержнем для множества мифов и преданий, составляющих поэму,
является мифологическая тема превращений. Начинаясь рассказом о сотворении мира
— первом превращении (первозданного хаоса в космос), поэма заканчивается
последним превращением — превращением Юлия Цезаря в комету, согласно
официально признанной в Риме версии. Между этими двумя метаморфозами
расположено огромное количество самых разнообразных сказаний, преданий и мифов.
В немалой части своей заимствованные из греческих источников, они оригинально
переработаны Ор 'дием и присоединены друг к другу с большим композиционным
мастерством. Своими нравами боги у Овидия напоминают его римских современников.
Боги разделены на сильных — патрициев и подчиненных им — плебеев, которые
живут на небе соответственно своему рангу. Так же как верхи римского общества,
небожители занимаются интригами, участвуют в любовных приключениях.
Скорбные элегии (Tristia)
— один из основных стихотворных циклов, созданных в изгнании. Тоска по родине и
близким, обращения к преданной жене, признательность друзьям, которые остались
верными в несчастье, и горечь обиды на неверных, мольбы о заступничестве, жалобы
на суровую природу чужбины и тяжесть одиночества, наконец, хвала поэзии, Музе,
единственной утешительнице в печали, — таково содержание Скорбных элегий. В
четвертой книге Овидий рассказал о своей жизни в стихотворении под названием
Автобиография.
Произведения
Метаморфозы / Пер. С. В. Шервинского; Вступ. ст. С. Ошерова. — М.: Худож. лит.,
1977 — 430 с. — (Б-ка античн. лит. Рим); Скорбные элегии; Письма с Понта / Изд.

подгот. М.Л. Гаспаров, С.А.Ошеров.— М.: Наука, 1978.— 271 с.— (Лит. памятники);
Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1973.—
525 с,— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература Дримба О. Овидий — поэт Рима и Том: Пер. с рум. — Бухарест:
Меридиане, 1967.— 291 с.
ГАЙ ПЕТГОНИЙ АРБИТР (GAIUS PETRON1US ARBITER. Год рождения неизвестен - 66 г. н.
э.)
— был аристократом-рабовладельцем и во времена Нерона занимался политической и
литератур­ной деятельностью. О жизни и личности Петрония Арбитра до наших дней
дошло очень мало: все известные сведения содержатся в книге XVI Анналов
Тацита. Образ жизни Петрония
[18]

пгличался утонченной роскошью и гедонизмом. Он знал толк в наслаждениях, за что
был принят число близких друзей Нерона, снискав в ближайшем окружении кровавого
императора титул судьи изящного (arbiter elegantianim), откуда и происходит
вторая часть его имени. Став жертвой дворцовых интриг, он был заподозрен в
измене и кончил самоубийством в своем родовом имении в Кумах. Из литературного
наследия Петрония сохранилось — в небольшом числе (Ьоагментов — одно
произведение: Сатуры, или Сатирикон, повествование, имеющее некоторые
формальные признаки греческого любовного романа и построенное на чередовании
проза­ического изложения со стихотворными вставками. Судя по имеющимся отрывкам,
это было широко задуманное комическое обозрение нравов Римской империи периода
разложения и упадка. Время действия книги — годы правления Нерона, место
действия — преимущественно провинция Кампания. В рамках лоскутной композиции
произведения, номинальный сюжет которого — приключения трех молодых
авантюристов: вечного студента Энколпия, плута Аскилта и развра­щенного
мальчишки Гитона, предмета постоянных раздоров между двумя дружками, — соединено
множество разноплановых эпизодов пикарескного, авантюрного, бытового,
нравоописательного, анекдотического и пародийного характера. Главные действующие
лица книги попадают в немыс­лимые ситуации и положения, выступают во
взаимоисключающих обличьях. Неожиданные пово­роты интриги и постоянные
переодевания, смены масок и разоблачения в сочетании с народно-смеховой,
бурлескной трактовкой эротической темы — источник комического в Сатириконе.
Самый завершенный фрагмент произведения — описание пиршества в доме мифически
богатого вольноотпущенника Трималхиона. Здесь стиль Петрония приобретает
отчетливо сатирическую окраску — но не потому, что его возмущают бесстыдство и
аморализм домашней оргии, а потому. что автору, рафинированному аристократу,
претят чванство не по чину и вульгарность бывшего раба, который глух ко всему
изящному и прекрасному и тупо упоен могуществом, что дают ему деньги. В
остальном повествование Петрония лишено нравственного суждения автора об
изобра­жаемом; по мнению исследователей, в этом сказался дух нравственного
релятивизма, характерный для эпохи, в которую писался Сатирикон. Латынь книги
Петрония, щедро насыщенная про­стонародной лексикой, была для литературы того
времени новаторским явлением. Новым был и опыт изображения — во всем их
красочном разнообразии и пестроте — быта и типов обитателей низов и даже дна
римского общества. Реминисценции из Сатирикона нередки в европейской
литературе Возрождения и более позднего периода, в частности, использование
сюжета вставной новеллы об эфесской матроне. Форма и образы книги Петрония
оказали несомненное воздействие на становление и развитие европейского
плутовского (пикарескного) романа как жанра. А слова Трималхион и
трималхионов пир стали в литературе синонимами пошляка-нувориша и вуль­гарной,
рассчитанной на внешний эффект дорогостоящей роскоши. В конце 1960-х гг.
итальянский режиссер Федерико Феллини снял фильм по мотивам Сатирикона, в
котором заострил ряд сюжетных положений литературного первоисточника и
подчеркнул мотивы кризиса и разложения клонящейся к упадку цивилизации, дав тем
самым аллегорическую параллель к состоянию современного общества.
Произведение
Сатирикон / Пер. Б.Ярхо.— В кн.: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт (и др.], М.,
1969, с. 235—348; Сатирикон / Пер. А. Гаврилова и Б. Ярхо. — В кн.: Римская
сатира, М., 1989, с. 131-235.
Литература
Сантросян Н.М. Об идейных и художественных особенностях Сатирикона Петрония:
Научн. докл. высш. шк.— Филол. науки, 1961, № 4, с. 56—66.
МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ (MARCUS VALERIUS MARTIALIS. Ок. 42 г. - ок. 102 г. н. э.)
— классический мастер эпиграммы в римской и мировой литературе, родился в
Испании. Получив образование на родине, Марк Валерий Марциал приехал в Рим, где
ему пришлось искать знатных покровителей. Унизительная зависимость оказала
влияние на мировоззрение и кругозор Марциала, но вместе с тем дала ему
богатейший материал, составивший затем соль и желчь его произ­ведений.
Марциал сравнительно поздно стал писать и специализировался на эпиграммах,
собрание которых составило двенадцать книг. Содержанием эпиграмм является, по
словам автора, то, о чем жизнь может сказать — „это мое". В коротких,
прекрасно отточенных строках эпиграмм Марциала (обычно он пользуется
вымышленными именами) как живые встают самые разнообраз­ные типы людей (врачи,
философы, светские щеголи, выскочки и искатели наследства), разнооб­разные
характеры (скупцы, льстецы и завистники, плагиаторы, болтуны и т. п.). Особо
нужно
[19]

отметить эпиграммы, относящиеся к простому люду. живущему в тяжелой нужде, о
которых автор пишет с искренним сочувствием и любовью.
Произведения
Эпиграммы / Вступ. ст. и коммент. Ф.Петровского.— М.: Худож. лит., 1968.— 487
с.— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература
Савельева Л. И. Литературная жизнь Рима 1 в. н. э. по эпиграммам Марциала. —
Учен. зап. Казанск. ун-та, 1954, т. 114, кн. 6: Сб. работ ист.-филол. фак., с.
67—91.
ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ (DECIMUS IUNIUS IUVENALIS. Ок. 60 г.- ок. 127 г. н. э.)
— родился в небольшом италийском городке Аквине. Во времена Домициана он был
профессиональ­ным ритором-декламатором. Достигнув пятидесятилетнего возраста,
Децим Юний Ювенал начал пи­сать сатиры, которые сделали его имя известным вплоть
до наших дней. Римского сатирика считали обличителем аристократии и деспотизма.
Его высоко ценили Шиллер, Гейне, Гюго, назвавший его величайшим из римлян. В
России Ювенала чтили декабристы. Не раз упоминает о нем Пушкин.
Сатиры (Satirae)
— литературное наследие Ювенала состоит из пяти книг, заключающих в себе
шестнадцать сатир. Изображая в них пороки своего времени, автор пользуется
особого рода защитным приемом: он избегает осмеивать живых лиц и называет
имена из недавнего прошлого, давая, однако, читателю понять, что его сатира
имеет в виду настоящее. По тематике, а также по силе обличительного пафоса
творчество римского сатирика можно разделить на два периода. К первому периоду
(приблизительно до 120 г. н. э.) относятся первые три книги сатир, которые
содержат самые сильные и яркие произведения автора: известную в мировой
литературе сатиру о знатности, сатиру о деспотическом режиме Домициана, а также
ряд сатир, посвященных бедственному положению людей умственного труда, зависящих
от богатого патрона, и т. п. Ко второму периоду творчества Ювенала можно отнести
последние две книги сатир па морально-философские темы. Написанные уже в менее
резких тонах, они приобрели более отвлеченный характер жалобы на общий упадок
нравов и развращенность римского общества.
Произведения
Сатиры / Пер. Д. С. Недовича, Ф.А.Петровского; Вступ. ст. А. И. Белецкого — М.;
Л.: Academia, 1937.— XXXVI, 154 с.; Сатиры / Пер. Д. Недовича, Ф. Петровского.—
В кн.: Римская сатира, М , 1989, с. 239-340.
Литература
Апт С. К. Ювенал и риторика. — Уч. записки, т. 3: Фак. рус. яз. и лит., вып. 2,
1956, с. 223—243. — В надзаг.: Орехово-Зуевский пед. ин-т.
ЛЮЦИЙ АПУЛЕЙ (LUC1US APULE1US. Ок. 124 г.- ок. 180 г. н. э.)
— последний яркий писатель Рима периода упадка, родился в Мадавре, римской
колонии в Нумидии. Люций Апулей происходил из богатой семьи и получил
образование в Карфагене, затем обучался философии в Афинах и много путешествовал
по греческому Востоку. Некоторое время жил в Риме, где занимался адвокатской
деятельностью и совершенствовался в искусстве владения латинским стихом. После
этого Апулей снова возвратился в Карфаген, где славился как профессор
ораторского искусства. Он был избран на высшую должность жреца провинции, ему
при жизни был поставлен памятник. Апулей писал и по-латински и по-гречески. До
нашего времени дошел создавший автору мировую славу роман-сказка Метаморфозы,
или Осел
, получивший за свои литературные достоинства название Золотой осел.
Слава Апулея была очень велика и в после­дующие времена. Боккаччо заимствовал
ряд отдельных новелл из его Метаморфоз. Апулея ценили Шекспир, Вольтер и
Пушкин. Сюжеты Апулея использовали для своих произведений выдающиеся мастера
изобразительного искусства — Рафаэль, Канова, Торвальдсен и др.
Метаморфозы (Превращения), или Золотой осел (Metamorphoseon libri XI)
— наиболее известный и читаемый из дошедших до нас античных романов. Мо

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.