Жанр: Энциклопедия
Основные произведения иностранной литературы
...и — учительнице добродетели,
спасительнице ото всех ошибок, слабостей и погрешностей. Несмотря на различия и
противоречия представлений философов о счастье, они сходны в том, что мудрец —
истинно счастливое существо. Цицерон не приписывал себе философской
оригинальности. Он был прекрасным, хотя и не всегда глубоким, знатоком
греческой философии и донес до нас многое, не известное по первоисточникам. То,
что превращает обилие сведений и материалов в цельное творение, — это сама
личность Цицерона, который не только мастерски владеет изложением, но и вносит в
него нравственный пафос. Обладая большим даром популяризации, Цицерон исполнил
свой замысел перенесения греческой философии на римскую почву. От него ведет
начало римская философия, а также философия романизированного Запада.
Произведения
Избранные сочинения / Предисл. Г. Кнаббс. — М.: Худож. лит., 1975.— 454 с.—
(Б-ка античн. лит. Рим); О старости, о дружбе, об обязанностях / Изд. подгот. В.
О. Горенштейн, М.Е.Грабарь-Пассек, С.Л.Утченко. — М.: Наука, 1975.— 245 с.—
(Лит. памятники).
Литература Утченко С.Л. Цицерон и его время.— М.: Мысль, 1972.— 387 с.
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (TITUS LUCRECIUS CARUS. Ок. 98-55 гг. до н. э.)
— талантливый и оригинальный поэт-философ, которого Маркс назвал
свежим,
смелым, поэтическим властителем мира
. Получивший прекрасное образование, Тит
Лукреций Кар был пламенным последователем античной материалистической философии
— эпикуреизма. Во взглядах Эпикура поэта больше всего интересовала
естественнонаучная часть его системы. Изложение ее составляет содержание
замечательной поэмы Лукреция
О природе вещей
. Лукреций оказал огромное влияние
как на древнюю, так и на новую литературу. Он был любимым писателем французских
революционеров времен буржуазно-демократической республики. В России
почитателями Лукреция были Ломоносов, который перевел отрывок из его поэмы, и
Радищев. Восторженный отзыв о его поэме принадлежит Герцену.
О природе вещей (De renim natura libri sex)
— эта философская поэма — единственное произведение Лукреция — представляет
собой и подлинно художественное творение. Она написана гекзаметром и состоит из
шести книг, в которых образным поэтическим языком изложено учение о
происхождении мира, о вечном движении атомов, о жизни и смерти. Отрицая идею
божества и загробную жизнь, Лукреций выступает перед читателем в качестве
просветителя и борца с суевериями и предрассудками.
Произведения
О природе вещей / Пер., вступ. ст. и коммент. Ф. А. Петровского. — М.: Изд-во АН
СССР, 1958. — 260 с.; О природе вещей / Пер. Ф. Петровского; Вступ. ст. Т.
Васильевой. — М.: Худож. лит., 1983.— 383 с.— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература Васильева Т. В. Концепция природы у Лукреция.— Вопр. философии, 1969,
№ 7, с. 131—141.
ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ (GA1US VALERIUS CATULLUS. Ок. 87-54 гг. до н. э.)
~ был родом из Вероны, города Цизальпинской Галлии. Короткая жизнь Гая Валерия
Катулла совпала с бурной эпохой гражданских войн. Молодой поэт примкнул к
противникам Цезаря — республиканцам. Против Цезаря и его приспешников направлен
ряд резких стихотворений и метких, беспощадных эпиграмм поэта. Катулл отдал
дань и модной в его время так называемой ученой поэзии, разрабатывавшей мифы и
мотивы произведений, которые могли быть известны лишь знатокам. Но лучшими из
его творений, бесспорно, являются лирические стихи, посвященные Лесбии. Этим
вымышленным именем названа красавица Клодия, которая прославилась в Риме своими
любовными похождениями. Безответная любовь к Клодии была самым тяжелым
переживанием в короткой жизни поэта. Стихотворения, посвященные этому
страстному чувству, которое
[15]
завершилось горьким разочарованием, отличаются исключительной эмоциональной
силой и выразительностью. Крупнейшие лирические поэты Европы увлекались
творчеством Катулла. Его любил и переводил Пушкин, о нем писал Блок.
Произведения
Книга стихотворений / Изд. подгот. С. В. Шервинский, М.Л. Гаспаров. — М.: Наука,
1986. — 302 с. — (Лит. памятники); Книга Катулла Веронского / Пер. В.А.Сосноры,
А. В. Ларина; Ст. В.А.Сосноры.— М.: Книга, 1991.— 286 с.; [Стихотворения].— В
кн.: Валерий Катулл; Альбий Тибул; Секст Пропорций, М, 1963, с. 17—156; Лирика /
Сост., вступ. ст. и примеч. М. Черняковского. — М.:
Гослитиздат, 1957.— 146с.
Литература
Пронин В. Катулл.— М.: Мол. гвардия, 1993.— 304 с.— (Жизнь замечат. людей);
Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и
образ человека. — М Наука, 1977.- 268 с.
ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 70-19 гг. до н. э.)
— поэт так называемого
века Августа
, один из классиков римской литературы.
Публий Вергилий Марон был сыном небогатого землевладельца из Северной Италии.
Получив в Риме юридическое образование, он отказался от адвокатской карьеры и
обратился к поэзии и философии, причисляя себя к последователям эпикурейской
школы. Скромный и крайне требовательный к себе, Вергилий лишь к тридцати годам
решился выступить публично со своим первым крупным произведением
Буколики
(
Пастушеские песни
). Оно сразу сделало автора заметным и открыло доступ в
избранное общество, окружавшее нового диктатора Октавиана Августа (Вергилий стал
членом литературного кружка Мецената, ближайшего друга и соратника Августа).
Затем появилась его большая поэма
Георгики
(
О земледелии
), написанная на
актуальную для того времени тему. Мировую известность принесла Вергилию его
последняя, незавершенная большая поэма
Энеида
, которая увидела свет лишь после
смерти автора. Вергилий был новатором в области латинского стиха. Он считался
создателем высокосовершенного поэтического языка римлян. Во все времена не
переставали читать и изучать Вергилия. Бесспорно его влияние на творчество таких
поэтов, как Шекспир, Гёте, Шиллер. Вергилия любил Тургенев, ценил Анатоль Франс.
Буколики (Bucolica)
—
Пастушеские песни
— составляют стихотворный сборник из десяти произведений.
Здесь Вергилий впервые ввел в римскую литературу новый вид поэзии — буколики.
Воспроизводя стиль идиллий эллинского поэта Феокрита, он в то же время остался
самостоятельным и глубоко национальным. Некоторые из этих стихотворений, так
называемых эклог, посвящены чисто лирическим мотивам, изображают чувства
влюбленного пастуха, но многие из них навеяны современными поэту событиями и
переживаниями. В образах пастухов Вергилий изображал людей своего времени,
воплощая чувства своей эпохи; в стихах он говорил о будущем, о котором мечтали
его современники. Политические темы, звучащие в условно сельских сочинениях
Вергилия, часто связаны с судьбой самого поэта.
Энеида (Aeneis)
— большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он
вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа,
Энеида
, хотя
и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления
самого поэта, служила также актуальным идеологическим задачам нового строя.
Герой поэмы — троянец Эней, от которого, по преданию, произошел род Юлиев,
усыновивший Августа. Согласно мифу, Эней считался сыном богини Афродиты (в
римской мифологии — Венеры), и поэма официально утверждала божественное
происхождение нового властителя Рима. Поэма Вергилия построена как цепь
отдельных, вполне законченных эпизодов-повествований. Связанные общим сюжетом,
они представляют единое целое. Эней, согласно воле богов, покидает разрушенную
Трою и после многих скитаний по свету прибывает к берегам Италии, где основывает
царство в латинской земле. Оракулы, вещие сны и всевозможные знамения предвещают
его потомкам власть над миром. От сына его Аскания (иначе Иула) должен произойти
Ромул, будущий основатель Рима. В поэме дается мифологическое толкование римской
истории вплоть до времен автора. Законченность формы делает
Энеиду
одним из
высочайших достижений римской поэзии. Она отличается точным и сжатым стилем,
плавными, звучными стихами; многие из них стали крылатыми словами и вошли в
культурный обиход разных народов.
[16]
Произведения
Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. М. Гаспарова. — М.: Худож. лит., 1979.—
550 с.— (Б-ка античн. лит. Рим); Буколики; Георгики; Энеида / Вступ. ст. С.
Шервинского. - М.: Худож. лит., 1971 — 446 с. — (Б-ка всемирн. лит.): Сельские
поэмы; Буколики; Георгики / Пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского. - М.;
Л.: Academia, 1933.- 166 с.; Энеида / Пер. В. Брюсова, С.Соловьева; Ред.,
вступ. ст. и коммент. Н.Ф.Дератани. — М.; Л.: Academia, 1933.— 379 с.
Литература
Шервинский С. В. Из второй книги
Георгик
Вергилия; Ошеров С. А. История,
судьба и человек в
Энеиде
Вергилия.— В кн.: Античность и современность, М.,
1972, с. 310—329.
КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (OUINTUS HORATIUS FLACCUS. 65-8 гг. до н. э.)
— родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника.
Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ
в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее
литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство
прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской
философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время
гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за
республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись
амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной
деятельности Горация. В противоположность Вергилию он всегда старался держаться
подальше от двора. В своем творчестве Гораций сравнительно мало касался острых
политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное
счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться
золотой серединой
(принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви,
борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций
был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких
сборников од и сатир, а также
Посланий
, где особенно примечательна
Наука
поэзии
, содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт
древности не печатался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с
эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую
лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова,
Державина, Пушкина и других поэтов.
Сатиры (Satirae)
— этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. до н. э.
Сатиры
представляют собой беседы на бытовые и философские темы Иногда это
диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные
современники поэта. В
Сатирах
Гораций рассказывает о себе, говорит о своем
низком
происхождении, вспоминает свое прошлое, когда он выступал защитником
республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир
посвящены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на
творчество, более подробно изложенные им позднее в
Науке поэзии
, где он
советует поэтам написанное
девять лет хранить без показу
. Сатиры Горация
отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоинствами.
Оды (Carmina)
— под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация,
переписанных в трех книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические
стихотворения словом
carmina
(
песни
). Термин
ода
, заимствованный из
древнегреческого языка, где он выступает в значении
песня
, в античности совсем
не обязательно связывался с произведением, написанным в
торжественно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным
свойством, что и все его творчество,— интеллектуализмом. Тематика сборника
весьма разнообразна. В нем есть группа дидактических, или
увещательных
,
стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие
оды
представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика,
в которой поэт славит
скромного Вакха
. Особый раздел составляют оды на
политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и
сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник
знаменитым
Памятником
, который много раз переводился в позднейшие времена и
служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов. Фет. Брюсов.
Реминисценции из этого стихотворения очевидны в
Памятнике
Державина и
Памятнике
Пушкина.
[17]
Произведения
Полное собрание сочинений / Пер. под ред. и с примеч. ф. А. Петровского; Вступ.
ст. В. Я. Каплинского.— М.; Л.: Academia, 1936.— XX, 447 с.; Оды / Пер.
размерами подлинника Н. И. Шатерникова.— М.: Гослитиздат, 1935.— 198 с.; Оды,
эподы, сатиры, послания / Вступ. ст. М.Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1970.— 478
с.— 1Б-к.а античн. лит. Рим).
Литература
Мокробородова Л. С. Sapere как важнейший принцип учения Горация о поэзии.—
Вести. Ленингр. ун-та, 1983, № 8: История, яз., лит., вып. 2, с. 44—48.
ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (PUBLIUS OVIDIUS NASO. 43 г. до н. э. - 18 г. н. э.)
— римский поэт, младший из плеяды выдающихся поэтов эпохи Августа. Все
литературное творчество Публия Овидия Назона можно разделить на три этапа:
любовная поэзия (
Любовные стихотворения
), мифологическая поэзия
(
Метаморфозы
и
Фасты
) и стихи лет изгнания (
Скорбные элегии
,
Послания с
Понта
). Предполагают, что
Наука любви
Овидия послужила причиной катастрофы,
постигшей его в конце жизни. Август, стремившийся играть роль блюстителя чистоты
нравов, сослал 50-летнего поэта (в 8 г. н. э.) в город Томы на берегу Черного
моря (нынешняя Констанца), где Овидий провел последние десять лет жизни, томясь
мучительной тоской по родине, и где он окончил свои дни, так и не дождавшись
позволения вернуться в Рим. Популярность Овидия была очень велика во все
времена. Его сюжеты послужили материалом для создания многих стихов, новелл,
опер, балетов. В русской литературе имя Овидия связано с именем Пушкина, который
в период южного изгнания часто сопоставлял свою судьбу с его судьбой.
Метаморфозы (Превращения) (Metamorphoses)
— поэма в гекзаметрах, создавшая Овидию мировую славу. Она состоит из пятнадцати
книг. Сюжетным стержнем для множества мифов и преданий, составляющих поэму,
является мифологическая тема превращений. Начинаясь рассказом о сотворении мира
— первом
превращении
(первозданного хаоса в космос), поэма заканчивается
последним
превращением
— превращением Юлия Цезаря в комету, согласно
официально признанной в Риме версии. Между этими двумя
метаморфозами
расположено огромное количество самых разнообразных сказаний, преданий и мифов.
В немалой части своей заимствованные из греческих источников, они оригинально
переработаны Ор 'дием и присоединены друг к другу с большим композиционным
мастерством. Своими нравами боги у Овидия напоминают его римских современников.
Боги разделены на сильных —
патрициев
и подчиненных им —
плебеев
, которые
живут на небе соответственно своему рангу. Так же как верхи римского общества,
небожители занимаются интригами, участвуют в любовных приключениях.
Скорбные элегии (Tristia)
— один из основных стихотворных циклов, созданных в изгнании. Тоска по родине и
близким, обращения к преданной жене, признательность друзьям, которые остались
верными в несчастье, и горечь обиды на неверных, мольбы о заступничестве, жалобы
на суровую природу чужбины и тяжесть одиночества, наконец, хвала поэзии, Музе,
единственной утешительнице в печали, — таково содержание
Скорбных элегий
. В
четвертой книге Овидий рассказал о своей жизни в стихотворении под названием
Автобиография
.
Произведения
Метаморфозы / Пер. С. В. Шервинского; Вступ. ст. С. Ошерова. — М.: Худож. лит.,
1977 — 430 с. — (Б-ка античн. лит. Рим); Скорбные элегии; Письма с Понта / Изд.
подгот. М.Л. Гаспаров, С.А.Ошеров.— М.: Наука, 1978.— 271 с.— (Лит. памятники);
Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова.— М.: Худож. лит., 1973.—
525 с,— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература Дримба О. Овидий — поэт Рима и Том: Пер. с рум. — Бухарест:
Меридиане, 1967.— 291 с.
ГАЙ ПЕТГОНИЙ АРБИТР (GAIUS PETRON1US ARBITER. Год рождения неизвестен - 66 г. н.
э.)
— был аристократом-рабовладельцем и во времена Нерона занимался политической и
литературной деятельностью. О жизни и личности Петрония Арбитра до наших дней
дошло очень мало: все известные сведения содержатся в книге XVI
Анналов
Тацита. Образ жизни Петрония
[18]
пгличался утонченной роскошью и гедонизмом. Он знал толк в наслаждениях, за что
был принят число близких друзей Нерона, снискав в ближайшем окружении кровавого
императора титул судьи изящного (
arbiter elegantianim
), откуда и происходит
вторая часть его имени. Став жертвой дворцовых интриг, он был заподозрен в
измене и кончил самоубийством в своем родовом имении в Кумах. Из литературного
наследия Петрония сохранилось — в небольшом числе (Ьоагментов — одно
произведение:
Сатуры
, или
Сатирикон
, повествование, имеющее некоторые
формальные признаки греческого любовного романа и построенное на чередовании
прозаического изложения со стихотворными вставками. Судя по имеющимся отрывкам,
это было широко задуманное комическое обозрение нравов Римской империи периода
разложения и упадка. Время действия книги — годы правления Нерона, место
действия — преимущественно провинция Кампания. В рамках
лоскутной
композиции
произведения, номинальный сюжет которого — приключения трех молодых
авантюристов: вечного студента Энколпия, плута Аскилта и развращенного
мальчишки Гитона, предмета постоянных раздоров между двумя дружками, — соединено
множество разноплановых эпизодов пикарескного, авантюрного, бытового,
нравоописательного, анекдотического и пародийного характера. Главные действующие
лица книги попадают в немыслимые ситуации и положения, выступают во
взаимоисключающих обличьях. Неожиданные повороты интриги и постоянные
переодевания, смены масок и разоблачения в сочетании с народно-смеховой,
бурлескной трактовкой эротической темы — источник комического в
Сатириконе
.
Самый завершенный фрагмент произведения — описание пиршества в доме мифически
богатого вольноотпущенника Трималхиона. Здесь стиль Петрония приобретает
отчетливо сатирическую окраску — но не потому, что его возмущают бесстыдство и
аморализм домашней оргии, а потому. что автору, рафинированному аристократу,
претят чванство не по чину и вульгарность бывшего раба, который глух ко всему
изящному и прекрасному и тупо упоен могуществом, что дают ему деньги. В
остальном повествование Петрония лишено нравственного суждения автора об
изображаемом; по мнению исследователей, в этом сказался дух нравственного
релятивизма, характерный для эпохи, в которую писался
Сатирикон
. Латынь книги
Петрония, щедро насыщенная простонародной лексикой, была для литературы того
времени новаторским явлением. Новым был и опыт изображения — во всем их
красочном разнообразии и пестроте — быта и типов обитателей низов и даже дна
римского общества. Реминисценции из
Сатирикона
нередки в европейской
литературе Возрождения и более позднего периода, в частности, использование
сюжета вставной новеллы об эфесской матроне. Форма и образы книги Петрония
оказали несомненное воздействие на становление и развитие европейского
плутовского (пикарескного) романа как жанра. А слова
Трималхион
и
трималхионов пир
стали в литературе синонимами пошляка-нувориша и вульгарной,
рассчитанной на внешний эффект дорогостоящей роскоши. В конце 1960-х гг.
итальянский режиссер Федерико Феллини снял фильм по мотивам
Сатирикона
, в
котором заострил ряд сюжетных положений литературного первоисточника и
подчеркнул мотивы кризиса и разложения клонящейся к упадку цивилизации, дав тем
самым аллегорическую параллель к состоянию современного общества.
Произведение
Сатирикон / Пер. Б.Ярхо.— В кн.: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт (и др.], М.,
1969, с. 235—348; Сатирикон / Пер. А. Гаврилова и Б. Ярхо. — В кн.: Римская
сатира, М., 1989, с. 131-235.
Литература
Сантросян Н.М. Об идейных и художественных особенностях
Сатирикона
Петрония:
Научн. докл. высш. шк.— Филол. науки, 1961, № 4, с. 56—66.
МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ (MARCUS VALERIUS MARTIALIS. Ок. 42 г. - ок. 102 г. н. э.)
— классический мастер эпиграммы в римской и мировой литературе, родился в
Испании. Получив образование на родине, Марк Валерий Марциал приехал в Рим, где
ему пришлось искать знатных покровителей. Унизительная зависимость оказала
влияние на мировоззрение и кругозор Марциала, но вместе с тем дала ему
богатейший материал, составивший затем
соль
и
желчь
его произведений.
Марциал сравнительно поздно стал писать и специализировался на эпиграммах,
собрание которых составило двенадцать книг. Содержанием эпиграмм является, по
словам автора, то,
о чем жизнь может сказать — „это мое"
. В коротких,
прекрасно отточенных строках эпиграмм Марциала (обычно он пользуется
вымышленными именами) как живые встают самые разнообразные типы людей (врачи,
философы, светские щеголи, выскочки и искатели наследства), разнообразные
характеры (скупцы, льстецы и завистники, плагиаторы, болтуны и т. п.). Особо
нужно
[19]
отметить эпиграммы, относящиеся к простому люду. живущему в тяжелой нужде, о
которых автор пишет с искренним сочувствием и любовью.
Произведения
Эпиграммы / Вступ. ст. и коммент. Ф.Петровского.— М.: Худож. лит., 1968.— 487
с.— (Б-ка античн. лит. Рим).
Литература
Савельева Л. И. Литературная жизнь Рима 1 в. н. э. по эпиграммам Марциала. —
Учен. зап. Казанск. ун-та, 1954, т. 114, кн. 6: Сб. работ ист.-филол. фак., с.
67—91.
ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ (DECIMUS IUNIUS IUVENALIS. Ок. 60 г.- ок. 127 г. н. э.)
— родился в небольшом италийском городке Аквине. Во времена Домициана он был
профессиональным ритором-декламатором. Достигнув пятидесятилетнего возраста,
Децим Юний Ювенал начал писать сатиры, которые сделали его имя известным вплоть
до наших дней. Римского сатирика считали обличителем аристократии и деспотизма.
Его высоко ценили Шиллер, Гейне, Гюго, назвавший его
величайшим из римлян
. В
России Ювенала чтили декабристы. Не раз упоминает о нем Пушкин.
Сатиры (Satirae)
— литературное наследие Ювенала состоит из пяти книг, заключающих в себе
шестнадцать сатир. Изображая в них пороки своего времени, автор пользуется
особого рода
защитным
приемом: он избегает осмеивать живых лиц и называет
имена из недавнего прошлого, давая, однако, читателю понять, что его сатира
имеет в виду настоящее. По тематике, а также по силе обличительного пафоса
творчество римского сатирика можно разделить на два периода. К первому периоду
(приблизительно до 120 г. н. э.) относятся первые три книги сатир, которые
содержат самые сильные и яркие произведения автора: известную в мировой
литературе сатиру о знатности, сатиру о деспотическом режиме Домициана, а также
ряд сатир, посвященных бедственному положению людей умственного труда, зависящих
от богатого патрона, и т. п. Ко второму периоду творчества Ювенала можно отнести
последние две книги сатир па морально-философские темы. Написанные уже в менее
резких тонах, они приобрели более отвлеченный характер жалобы на общий упадок
нравов и развращенность римского общества.
Произведения
Сатиры / Пер. Д. С. Недовича, Ф.А.Петровского; Вступ. ст. А. И. Белецкого — М.;
Л.: Academia, 1937.— XXXVI, 154 с.; Сатиры / Пер. Д. Недовича, Ф. Петровского.—
В кн.: Римская сатира, М , 1989, с. 239-340.
Литература
Апт С. К. Ювенал и риторика. — Уч. записки, т. 3: Фак. рус. яз. и лит., вып. 2,
1956, с. 223—243. — В надзаг.: Орехово-Зуевский пед. ин-т.
ЛЮЦИЙ АПУЛЕЙ (LUC1US APULE1US. Ок. 124 г.- ок. 180 г. н. э.)
— последний яркий писатель Рима периода упадка, родился в Мадавре, римской
колонии в Нумидии. Люций Апулей происходил из богатой семьи и получил
образование в Карфагене, затем обучался философии в Афинах и много путешествовал
по греческому Востоку. Некоторое время жил в Риме, где занимался адвокатской
деятельностью и совершенствовался в искусстве владения латинским стихом. После
этого Апулей снова возвратился в Карфаген, где славился как
профессор
ораторского искусства. Он был избран на высшую должность
жреца провинции
, ему
при жизни был поставлен памятник. Апулей писал и по-латински и по-гречески. До
нашего времени дошел создавший автору мировую славу роман-сказка
Метаморфозы,
или Осел
, получивший за свои литературные достоинства название
Золотой осел
.
Слава Апулея была очень велика и в последующие времена. Боккаччо заимствовал
ряд отдельных новелл из его
Метаморфоз
. Апулея ценили Шекспир, Вольтер и
Пушкин. Сюжеты Апулея использовали для своих произведений выдающиеся мастера
изобразительного искусства — Рафаэль, Канова, Торвальдсен и др.
Метаморфозы (Превращения), или Золотой осел (Metamorphoseon libri XI)
— наиболее известный и читаемый из дошедших до нас античных романов. Мо
...Закладка в соц.сетях