Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №17

реальности, обрекая на гибель. Фан­тастическое начало
присутствует и в двух повестях, герои которых — дети: Белый ящер (1977) и
Озерный мальчик (1978). В повести Измерения (1979) колоритны экскурсы в
прошлое. Обра­тившись к эпохе борьбы против турецкого ига, Вежинов рассматривает
роль наследственности в связи поколений и времен. Герой повести Весы (1982) —
последней крупной работы автора — утрачивает память после черепной травмы. Она
возвращается к нему медленно, очищаясь от субъ­ективных, навязанных
обстоятельствами впечатлений. По сути, происходит нравственное очищение
человека. В произведениях Вежинова отсутствуют дидактические ноты, замысел
раскрывается по ходу напряженного сюжета, художественные средства богаты и
разнообразны.
Ночью на белых конях (Нощем с белите коне. 1975)
— роман, герои которого — академик Урумов и его племянник Сашо — представляют
два поко­ления и разные типы ученых. В их отношении к науке, своему труду — узел
многоплановой проблематики романа. Изучая раковые заболевания, Урумов выдвигает
гипотезу о возможности замены высших структур низшими. Теория перерастает в
метафору, используя которую писатель вскрывает злокачественное явление времени —
вытеснение естественных форм жизни плодами технического прогресса. Академик
долго нс находит последователей. Прагматичный Сашо только в конце романа
понимает учителя, он завершит и обнародует его труд. Жизнь и дело Урумова
воссозданы в пространных ретроспекциях. Стремясь к союзу разума и чувств, он
достигал счастья и в детстве, и в старости. То было ощущение гармонии, слияния с
природой, вызывавшее в его сознании поэтический образ: белые кони, пасущиеся на
темном фоне ночи. Интеллектуализм романа — в изображении человека, стремящегося
постичь свое предназначение и меру ответст­венности за след, оставленный им на
земле.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Вступ. ст. П.Топера.— М.: Худож. лит., 1975; Ночью на белых
конях / Пер.
Л.Лихачевой; Предисл. А.Зверева.— М.: Худож. лит., 1978.— 431 с.— (Зарубеж.
роман XX в.):
Раннее, раннее утро: Рассказы / Предисл. П.Нилина.— М.: Худож. лит., 1968.— 262
с.; Синие бабочки: Повести и рассказы / Послесл. Ю. Болдырева.— М.: Правда,
1990.— 480 с. Избрани произведения: В 4 т.— София: Бълг. писател, 1983.
Литература
Климчук В. Н. Творчество Павла Вежинова: (Концепция человека, художественное
своеобразие).—
Киев: Наукова думка, 1991.— 197 с., Узунова Р. Павел Вежинов:
Литературно-критический очерк.—
София: Бълг. писател, 1980.— 194 с.
Книга за Павел Вежинов / Съст. и ред. А. Свиленов. — София: Бълг. писател,
1986.— 501 с.

[80]

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ДЖЕФФРИ ЧОСЕР (GEOFFREY CHAUCER. 1340-1400)
— писатель, положивший начало английской классической литературе. Порвав со
средневековым мироощущением и преодолев литературные традиции, воплощенные в
рыцарских романах, он стал родоначальником английского реализма и нового
литературного языка, создал систему стихосложе­ния, на основе которой
развивалась в дальнейшем национальная поэзия. Чосер родился в купеческой семье,
не получил систематического образования, но отличался незаурядной начитанностью.
Он дважды был в Италии с дипломатическими миссиями. Эти поездки способствовали
его непосред­ственному знакомству с итальянской литературой Возрождения. Будучи
таможенным надсмотрщиком, а затем членом парламента и судьей, он сталкивался с
людьми различных сословий. Перу Чосера принадлежат поэмы Птичий парламент,
Дом славы, роман в стихах Троил и Крессида и др. Но мировую известность ему
принесли знаменитые Кентерберийские рассказы.
Кентерберийские рассказы (Canterbury tales. 1386—I389)
— обрамленный сборник новелл. Взяв за основу сюжета паломничество к гробу
святого Томаса Бекета в г. Кентербери, Чосер нарисовал широкое полотно
английской действительности той эпохи. Книга состоит из Пролога, двадцати двух
стихотворных и двух прозаических новелл и связующих их интермедий. Перед
читателем проходит галерея разнообразнейших типов Англии XIV в. Это паломники,
собравшиеся в гостинице, чтобы затем вместе продолжать путь к гробу святого
Томаса Бекета: рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульгенций и монах,
настоятельница женского монастыря, ремесленники, мельник и вдова, ищущая
очередного мужа. Каждый расска­зывает историю, соответствующую его социальному и
психологическому облику. Здесь и роман­тическое повествование рыцаря о любви и
дружбе, и комический рассказ мельника о плотнике-рогоносце, и рассказ
корабельщика о жулике-монахе, который заплатил соблазненной им женщине деньгами,
взятыми в долг у ее мужа. Паломники слушают и другие истории вроде
чувствительного рассказа студента о добродетельной Гризельде, жертве испытаний,
которым подверг ее ревнивый и суровый муж. Чосер представляет в целом все
основные литературные жанры своей эпохи: рыцарский роман (рыцарь), куртуазную
повесть (сквайр), фаблио (мельник, мажордом, шкипер), животный эпос
(монастырский капеллан), жития святых (вторая монахиня), проповедь (пролог
продавца индульгенций), моральную аллегорию, этический трактат (священник).

Обрамляющая новелла заключает в себе драматический и характеризующий момент,
сообщает действию развитие. Заимствуя сюжеты многих рассказов у других авторов,
Чосер усложняет фабулу, насыщает ее реалистическими деталями, динамику действия
сочетает с психологическим анализом. Один из первых литературных памятников на
едином общеанглийском языке, Кентерберийские расска­зы — книга, переросшая
рамки средневековья. В ней ярко проявились замечательные качества чосеровского
гуманизма: жизнеутверждение, интерес к конкретному человеку, чувство социальной
справедливости, народность и демократизм. В Кентерберийских рассказах
господствует светское начало — критерий художественной культуры Ренессанса.
Чосер — первый и единственный пред­ставитель Предвозрождения в Англии. Влияние
Чосера на английскую литературу сильнее всего сказалось в развитии бытового,
нравоописательного реализма. Его свободное владение уже извест­ным материалом,
совмещение трагического и комического, низменного и высокого было освоено и
развито Шекспиром, Джонсоном. В разной степени его влияние испытали и
писатели-просве­тители XVIII в., а также В. Скотт, Ч.Диккенс и др. Огромно
значение Чосера для развития английского литературного языка и английской
национальной поэзии.
Произведения
Кентерберийские рассказы / Пер. И.А.Кашкина, О. Б. Румера; Вступ. ст. и коммент.
И.А.Каш-кина.- М.: Худож. лит., 1973.- 527 с.- (Б-ка всемирн. лит.). The works.-
Cleveland; New York: The World publ. со., 1958.- XIX, 554 p.; Cantenmry tales:
Chaucer for present day readere / Ed. with a pref. by J. Betjeman.— London:
Murray, 1956.— XV, 169 p.
[81]

Литература
Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера / Пер. В.Воронина; Предисл. 3. Гачечиладзе. —
М.: Радуга,
1986.— 448 с.; Кашкин И.А.Джеффри Чосер.— В кн.: Кашкин И. А. Для
читателя-современника,
М., 1977, с. 221-255.
Howard E. Geoffrey Chaucer. — London: Macmillan, 1976. — 219 p.; Norton-Smith 1.
Geoffrey Chaucer. —
London: Routledge a. Kegan Paul, 1974. - XII, 274 p.
ТОМАС МЭЛОРИ (THOMAS MALORY. Год рождения неизвестен — 1471)
— создатель первого из известных прозаических романов в английской литературе —
Смерть Артура. Историки приводят документы, отождествляющие автора этой книги
с рыцарем Томасом Мэлори, жившим в Англии в начале первой четверти XV в. Если
это отождествление верно, то знаменитый прозаик был небогатым дворянином из
графства Варвикшир, участвовал в войне Алой и Белой розы (XV в.) под началом
герцога Варвика. В 1445 г. Мэлори представлял свое графство в парламенте. Почти
все документы более позднего времени, известные ныне, свидетельствуют, что
Мэлори был в 1450 г. судим и пробыл в заключении до 1468 г. Сохранились
обвинительные документы по его делу: ему инкриминировали грабеж, насилие над
женщиной, кражу со взломом, неуплату долгов, разорение монастырского добра, угон
скота и пр. Дважды он бежал из тюрьмы и, очевидно, прослыл опасным и закоренелым
преступником, поскольку дважды был исключен из королевских амнистий. Судя по
этим документам, Томас Мэлори был человеком отчаянным, упорным и мужественным —
вполне в духе той эпохи. Свою книгу, изданную после его смерти, он писал в
заключении, что определило во многом интонацию и общее настроение романа.
Смерть Артура (Le morte Darthur. 1485)
— роман, опубликованный известным издателем Уильямом Кэкстоном, был хорошо
известен в Англии в конце XV в. Позднее о нем вспоминали нечасто, но в XIX в.
интерес к книге возродился. В 1934 г. была обнаружена так называемая
Вестминстерская рукопись романа, не авторская, но современная первоначальному
изданию. Она была опубликована в 1947 г. Ю. Винавером. Роман представляет собой
отчасти компиляцию, отчасти переработку многочисленных легенд так назы­ваемого
артуровского цикла. Название Смерть Артура было дано роману Кэкстоном,
который разделил его на 21 книгу и 507 глав. В издании Винавера роман разделен
на 8 самостоятельных частей. Первая из них названа Повесть о короле Артуре и
суммирует многие сюжеты, связанные с образом легендарного героя, в том числе
рассказ о добывании Артуром чудесного меча, о его помощнике и советнике
волшебнике Мерлине (который предрекает многие последующие события, в частности —
смерть Артура в бою), о женитьбе Артура и др. Вторая часть называется Повесть о
благородном короле Артуре, как он стал императором через доблесть своих рук
. В
ней рассказывается о войне Артура с римлянами; в финале ее Артур берет приступом
вечный город и становится императором. В определенной степени это отражает
общеевропейское распространение артуровского цикла. Третья часть — Славная
повесть о сэре Ланселоте Озерном
— посвящена подвигам одного из центральных
персонажей всего цикла и завершается приездом Ланселота ко двору короля Артура.
Четвертая часть рассказывает о приключениях Бомейна, который открывает позднее,
что подлинное его имя — Гарет Оркнейский. Приключения Гарета завершаются его
счастливой свадьбой с благословения короля Артура. Пятая часть, занимающая
центральное место в тексте Мэлори, называется Книга о сэре Тристраме Лионском
и рассказывает о любви Тристрама к Изольде; сюда же вплетается побочный сюжет —
история Александра, племянника короля Марка, который оказывается убийцей
собственного брата. Следующая часть с длинным титулом Повесть о Святом Граале в
кратком изводе с французского языка, каковая есть повесть, трактующая о самом
истинном и самом священном, что есть на свете
посвящена приключениям нескольких
рыцарей, описанным метафорически как поиски благодати. Наиболее романтическая
седьмая часть книги рассказывает о любви сэра Ланселота к королеве Гвиневере,
жене Артура. Наконец, последняя часть — Плачевнейшая повесть о смерти Артура
Бескорыстного
— излагает обстоятельства кончины легендарного короля и последние
события его жизни. Автор не забывает сообщить различные мнения по поводу смерти
Артура и указать, кто наследовал ему на троне. В этой же части рассказывается о
смерти королевы Гвиневеры и рыцаря Ланселота. Трудно понять смысл и значение
этого внушительного по объему произведения, не зная предшествующей Мэлори
традиции. Исторический прототип короля Артура — герой племени бриттов,
возглавлявший в конце V — начале VI в. борьбу против англосаксонского вторжения
на Британские острова. О нем говорится в целом ряде исторических хроник IX—XII
вв. Задолго до появления этих письменных источников и одновременно с ними
сказания об Артуре бытовали среди народов, населявших Британские
[82]

острова и соседнюю территорию на континенте. Ученые отмечают несомненную
мифологическую — наряду с исторической — основу этих легенд. Речь идет главным
образом о кельтской мифологии. На эту первичную основу наслаивались позднейшие
пласты различного характера: эпические сказания о племенных героях,
мифологизированная история межплеменных столкновений, мифо­логизированные
сказания о сопротивлении англосаксонскому нашествию, авантюрно-фантастичес­кие
повествования, сложившиеся в среде валлийцев накануне норманнского завоевания.
Мэлори мог усвоить многовековую традицию в форме стихотворных и прозаических
книг. Например, пять романов, восходящих к артуровскому циклу, были написаны в
стихах Кретьеном де Труа (вторая половина XII в.); серия прозаических романов на
французском языке, которую условно называют Ланселотом в прозе, была создана в
XIII в. Следует иметь в виду ряд принципиальных качеств, характерных для
артуровских сказаний: циклизацию и открытость для внедрения новых элементов.
Многочисленные сюжеты, зародившиеся в фольклоре, присоединились позднее к
сложному ком­плексу артуровского цикла, центральный образ которого ~ круглый
стол
, за которым собира­ются самые достойные рыцари, — позволял вводить в
повествование новые персонажи. Мэлори в той же степени суммировал традицию, в
какой он ее преобразовывал. Мэлори писал свой роман в период кризиса куртуазной
культуры — в эпоху, которую многие исследователи называют уже Предвозрождением.
В плане идейном писатель-узник оплакивал идеал рыцарства, каким он ри­совался в
стихотворных и прозаических произведениях XII—XIV вв. В плане композиционном и
стилистическом Мэлори и сам уже довольно далеко отошел от своих
предшественников. Зачастую, если сравнивать его пассажи с текстами-источниками,
видно, насколько его художественный интерес (выбор деталей, внимание к
психологии, меньший интерес к мистике) отличает стиль Мэлори от общего стиля
предыдущих авторов артуровской традиции. Влияние Смерти Артура Томаса Мэлори
было очень серьезным на англоязычную и — шире — европейскую культуру позднейшего
времени. Следы этого влияния находят у Спенсера, Теннисона, Морриса, Суинберна,
Вагнера и Джойса, а также у многих авторов школы прерафаэлитов.
Произведения
Смерть Артура / Изд. подгот. И. М. Бернштейн и др. — М.: Наука, 1974. — 899 с. —
(Лит. памятники). The works: In 3 vol. / Ed. by E. Vinaver. — Oxford: Clarendon
Press, 1947; Le morte Darthur: The story of King Arthur and of his noble knights
of the Round table: In 3 vol. / Modernised as to spelling and punctuation by A.
W. Pollard.— New York: Limited editions club, 1936.
Литература
Benson L. D. Malory's Morte Darthur.— Cambridge (Mass.); London: Harvard univ.
press, 1976.— XI, 285 p.; Hicks E. Sir Thomas Malory: His turbulent career — New
York- Octagon 1970 — XI 118 p.
ТОМАС МОР (THOMAS MORE. 1478-1535)
— гуманист, ученый и писатель, был одновременно и крупным государственным
деятелем. Хотя Мор не был дворянином по происхождению, он стал лордом-канцлером
и первым министром короля Генриха VIII. Однако резкость и прямота, с которой он
выступал против ряда мероприятий монарха, привели к тому, что Мор был ложно
обвинен в государственной измене и казнен. Автор ряда эпиграмм, памфлетов и
исторического сочинения (незаконченного) Жизнь Эдуарда V, Мор получил мировую
известность благодаря Утопии.
Утопия (Utopia. 1516)
— написана в форме беседы автора с моряком Гитлодеем, объехавшим весь мир.
Первая часть Утопии — рассуждения о современных автору европейских
государствах, их политическом и социальном строе. Мор устами Гитлодея осуждает
захватнические войны и роскошь феодального Дворянства. Говоря о помещиках,
которые сгоняют крестьян с земли, чтобы разводить на ней овец, Гитлодей
сочувственно пишет о нищете народа и бросает ставшую крылатой фразу: овцы
пожирают людей
. Вторая часть книги, примыкающая по жанру к фантастическим
романам-путе­шествиям, рисует вымышленный остров Утопию и его идеальный
общественный строй, свободный от бедствий феодального и нарождающегося
буржуазного общества. Государство на острове Утопия Построено на
коммунистических основах, без частной собственности, с демократическим
управ­лением, с распределением по потребностям. Граждане развиваются
гармонически, занимаясь и Умственным, и физическим трудом; мужчины и женщины
уравнены в правах, преодолено проти­воречие между городом и деревней, однако
сохранено рабство для преступников, нарушивших Государственные законы. Книга
Томаса Мора занимает достойное место в мировой литературе как
[83]

яркий литературный памятник эпохи Возрождения. Написанная на латыни, она
в 1551 г. была переведена на английский язык.
Произведения
Утопия / Пер. и примеч. А. Малеина, Ф. Петровского; Вступ. ст. Л. Воробьева. — В
кн.: Утопический роман XVI—XVII веков, М., 1971, с. 41—143; Эпиграммы; История
Ричарда III / Изд. подгот. М.Л. Гаспаров и др.— М.: Наука, 1973.— 254 с.— (Лит.
памятники). Utopia.— London: Dent, 1955.— 444 р.
Литература
Осиновский И.Н. Томас Мор.— М.: Наука, 1974.— 166 с.; Тарле Е. В. Общественные
воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени.—
Соч., М., 1957, т. 1, с. 119-265. Chambers R. Thomas More.— London: Penguin,
1963.— 413 p.

ФИЛИП СИДНИ (PHILIP SIDNEY. 1554-1586)
— всю свою не очень долгую жизнь стремился к карьере дипломата и воина, однако в
истории английской словесности в целом и тем более в истории эпохи Ренессанса
навсегда остался как трижды новатор — поэт, прозаик, теоретик литературы. Будучи
по праву рождения одним из самых близких к трону Елизаветы людей, Филип Сидни
получил отличное образование. Он закончил Шрюсберийскую школу, учился в
Кембридже, три года (1572—1575) путешествовал по Европе. Во время этого
путешествия он стал в Париже свидетелем Варфоломеевской резни, оказавшей
огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Протестантизм юноши получил как бы
негативную поддержку, и он становится одним из самых деятельных в Европе
сторонников создания Всеев-ропейской протестантской лиги во главе с Елизаветой
I. Однако Елизавета, известная противница открытых действий, правда, не без
сочувствия к юноше отстранила его от реальной дипломатической деятельности после
его первого и вполне удачного, но излишне активного посольства к императору
Рудольфу II (1577), пожаловав его почетной должностью королевского виночерпия,
на что Филип Сидни в одном из своих писем жаловался известному протестантскому
деятелю Г.Ланге. Он писал, что его ум начинает терять силу, слабеть от
отсутствия сопротивления, ибо к чему еще стоит прилагать знания и мысли, как не
к делу, которое должно служить всеобщей пользе, на что в наш продажный век мы не
смеем и надеяться
. Тогда Филип Сидни берется за перо, начав решительную
кампанию против литературной отсталости своих соплеменников. За восемь лет он
создает произведения, сохранившие его имя в веках: роман Аркадия, цикл сонетов
Астрофил и Стелла и поэтику Защита поэзии. А в 1585 г. королева Елизавета
посылает его наконец во главе войска на помощь герцогу Оранскому, продолжавшему
в Нидерландах борьбу за освобождение от испанского владычества. Здесь во время
одной из стычек с противником Сидни был ранен и умер в 1586 г., после чего его
тело было перевезено в Англию и с воинскими почестями похоронено в соборе
Святого Павла. Аркадия — первый роман эпохи Ренессанса, написанный в Англии.
Ф. Сидни задумывал его как пастушеский и одновременно рыцарский роман для
развлечения своей сестры, и эта первая версия называется Старая Аркадия.
Однако, не удовлетворенный результатом, он переделал его в
философско-политический роман, поставив в центр идею власти и правомерности
свержения власти, если она становится деспотической. Эта незавершенная версия
называется Новая Аркадия и рассматривает пять типов правильных и
неправильных восстаний. Астрофил и Стелла (1582?) — первый цикл сонетов в
Англии, воспевающий земную любовь. Автор по­казывает нравственное
совершенствование Астрофила в противоборстве любви и страсти, в ко­тором
побеждает не небесная, но морально возвышающая любовь. Защита поэзии (1579?—
1583?) — первая историко-нормативная поэтика в Англии, провозгласившая высшее
познаватель­ное назначение литературы и положившая начало национальной
гуманистической литературной теории.
Произведения
Астрофил и Стелла; Защита поэзии / Изд. подгот. Л. И. Володарская. — М.: Наука,
1982. — 367 с. — (Лит. памятники); [Стихотворения].— В кн.: Европейские поэты
Возрождения, М., 1974, с. 476— 482.
The complete poems: In 3 vol. / Ed. by A. B. Grosart. — Freeport: Books for
libr. press, 1970; The Countess of Pembroke's Arcadia / Ed. by М. Evans. —
Harmondsworth: Penguin books, 1977.— 869 p.;
Miscellaneous prose / Ed. by K. Duncan-Jones and J. van Dorsten.— Oxford:
Clarendon 1973 — X, 238 p.
[84]

Литература
McCoy R. S. Sir Philip Sidney: Rebellion in Arcadia. — New Brunswick: Rutgers
univ. press, 1979. — XIII, 230 p.; Wallace М. W. The life of Sir Philip Sidney.
- New York: Octagon books, 1967. - VII, 428 p.
КРИСТОФЕР МАРЛО (CHRISTOPHER MARLOWE. 1564-1593)
— прожил короткую жизнь, полную необыкновенных событий и приключений. Марло
родился в семье ремесленника-башмачника. Окончив Кембриджский университет со
степенью магистра, в 1587 г. он уехал в Лондон, стал актером. Марло принадлежал
к так называемым университетским умам, плеяде драматургов, сочетавших в своем
творчестве гуманистические взгляды с традициями английского народного театра.
Марло был известен как откровенный атеист, богохульник и еретик, ставящий
человеческий разум и безграничные возможности личности выше догматов церкви. В
биографии Марло до сих пор много неясного: по одной версии он являлся
политическим агентом Тайного Совета, был связан со многими деятелями
елизаветинской эпохи, принимал активное участие в заговорах и 30 мая 1593 г. был
убит в трактирной драке. В историю Марло вошел как писатель, занимающий после
Шекспира второе место в литературе английского Возрождения. Из наследия Марло до
нас дошло семь пьес, ряд стихотворений, незаконченная поэма на мифологический
сюжет Геро и Леандр. Его драматургия проникнута духом вольно­думства,
свободолюбия. Как подлинно ренессансный писатель, Марло воспевал свободу и
неза­висимость человека. Его творчество глубоко демократично: героями его лучших
трагедий являются люди, вышедшие из низов общества, которые лишь благодаря
собственной незаурядности стано­вятся выдающимися личностями. Первое
драматическое произведение Марло — трагедия Тамер­лан Великий (пост. около
1587—1588, опубл. 1590). Исторический Тамерлан был человеком знатного рода. Но
Марло делает героем своей пьесы простого скифского пастуха, который благодаря
своим личным качествам — целеустремленности, воле и жажде власти — оказывается
выше и значительнее царей. Однако, возвеличив простого человека, достигшего
высот власти, создав образ сильной личности, Марло в то же время указывает на
гибельность безгранично­го индивидуализма для человеческой природы. Характерно,
что, начиная с Тамерлана, Марло в последующих произведениях наделяет своих
героев более человечными чертами — Варрава в трагедии Мальтийский еврей
(1590), король Эдуард в трагедии Эдуард II (1591—1592), герцог Гиз в
Парижской резне (1593). Еще в то время, когда литература английского
Возрождения находилась на взлете, Марло почувствовал, что та свобода
человеческой личности, за которую выступали писатели и философы — его
современники, на практике нередко осуществляет себя кровавым и жестоким путем.

Марло понимал всю сложность создавшейся дилеммы, ее неразре­шимость — отсюда и
присущее ему глубокое трагическое мировосприятие, понимание беспер­спективности
устремлений его героев.
Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of the life and death
of Doctor Faustus. 1589)
— написана через год после опубликования в Германии Народной книги о докторе
Фаусте
. Пьеса является вершиной творчества Марло. Фауст, подобно Тамерлану,
стремится овладеть миром, но не с помощью оружия, а благодаря знаниям, которые
смогут возвысить его над всеми остальными людьми, погрязшими в пошлости
повседневного существования. Именно поэтому Фауст продает Душу дьяволу. Причем
Фауст прекрасно знает, что загробной жизни не существует и что не следует
бояться адских мук. Однако и эта пьеса, подобно Тамерлану Великому,
пронизана противо­речиями: свободолюбие Фауста, его нежелание подчиниться
каким-либо законам перерастают в Цинизм и безверие, которые мучают Фауста. Вновь
в творчестве Марло мы встречаем истинно ренессансного героя — сильного духом и
гордого, который платит жизнью за желание стать выше прочих людей. Но,
возвеличив романтического героя, Марло тут же развенчивает его. Трагическая
история доктора Фауста
— шедевр литературы Возрождения, насыщенный мыслями
писателя, обогнавшего свое время.
Произведения
Сочинения / Вступ. ст. и коммент. А.Парфенова.— М.: Гослитиздат, 1961.— 660 с.;
Трагическая история доктора Фауста / Пер. Е. Бируковой; Вступ. ст. Л. Пинского.—
М.: Искусство, 1959.— 93с. The complete works: In 2 vol. / Ed. by F. Bowers.—
London; New York: Cambridge univ. press, 1973;
The tragical history of Doctor Faustus /

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.