Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №15

ода перемешается во времени и пространстве.
Часто оста­навливаясь на эпохе средневековья, он заглядывает в Возрождение,
которое представляется ему веселым, но иногда выходит и к современности,
например как в Пантаглейзе. Действие проис­ходит назавтра после одной из войн
накануне другой
. Социальная борьба здесь превращена драматургом в эстрадное
представление. С точки зрения автора, все виновны в этом страшном мире — и
праведники, и неправедные, и левые, и правые, и сторонники революции, и ее
противники, потому что любые восстания всегда лишь результат всеобщей слепоты и
неведения, тотального незнания, на которое обречен человек. Пантаглейз —
современный дух, болтливый и вертлявый шут, на этот раз в знакомой, привычной,
будничной одежде. В его судьбе, так же как в судьбах современников, все случайно
и ничего от него самого не зависит.
Произведения
Театр / Сост. Л.Андреев и В. Ворсобин; Послесл. Л.Андреева.— М.: Искусство,
1983.— 716 с.
Theatre complet: En 5 t. - Paris: Gallimard, 1950-1957.
Литература
Beyen R. Michel de Ghelderode on Le hantise du masque.— Bruxelles: Palais des
academies, 1971.— 538 p.; Decock J. Le theatre de Michel de Ghelderode. Une
dramaturgic de 1'anti-theatre et de la cruaute.— Paris: Nizet, 1969.— 217 p.;
Francis J. L'eternel aujoiird'hui de Michel de Ghelderode. Spectrographie d'un
auteur. — Bruxelles: Musin, 1968.— 538 p.
[68]

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ
ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ (ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ. 1834-1879)
— выдающийся писатель, один из основоположников реализма в Болгарии и видный
деятель борьбы за национальную независимость своего народа против пятивекового
гнета Турции. Каравелов родился в провинциальном городке Копривштица в семье
состоятельного торговца. В 1857 г. он приехал в Россию и поступил на
историко-филологический факультет Московского университета. В России Каравелов
начал литературную деятельность. Здесь были написаны его лучшие художественные
произведения. Огромное влияние оказала на писателя деятельность русских
революционных демо­кратов Герцена и Чернышевского, что нашло отражение, в
частности, в его повести Виновата ли судьба? (1868—1869). В связи с реакцией,
наступившей в России после покушения на царя Александ­ра II и казни Каракозова,
Каравелов был вынужден уехать в Сербию, а оттуда в Австрию и Румынию. В Румынии
он сблизился с кругами болгарской политической эмиграции и в первую очередь с
выдающимся революционером Василом Левским. 1869—1874 гг.— годы высшего расцвета
револю­ционно-пропагандистской и литературной деятельности Каравелова. После
казни Левского в 1872 г. Каравелов отошел от революционной деятельности, целиком
посвятив себя литературной работе.
Литературное наследие Каравелова многообразно: он был поэтом, прозаиком,
критиком, пуб­лицистом, редактором газеты, фольклористом. Прекрасно зная жизнь и
быт своего народа, его предания и легенды, он воспел народных мстителей-гайдуков
(повесть Дончо), реалистически изобразил торгашей-чорбаджиев (так называли в
Болгарии представителей верхушки сельской и городской буржуазии, ростовщиков и
откупщиков, тесно связанных с системой турецкой феодаль­ной эксплуатации), их
затхлый, уродливый быт, моральную нищету (повести Богатый бедняк, Маменькин
сынок
). Произведения Любена Каравелова, патриота, большого художника, вошли в
золотой фонд болгарской литературы.
Болгары старого времени (Българи от старо време. 1867)
— вершина творчества Каравелова. В повести чувствуется влияние Гоголя; в ней с
большой теплотой и глубоким пониманием изображены нравы и быт маленького
болгарского городка, показана борьба молодых людей Павлина и Лилы за свои
человеческие права, за свою сильную, чистую любовь, против мещанской косности,
обветшалости традиций и патриархальных нравов, воплощенных в образах хаджи и
деда Либена. Глубокой верой в силу разума и прогресса веет от каждой страницы
этого произведения, сыгравшего важную роль в становлении критического реализма в
болгарской литературе.
Произведения
Болгары старого времени / Пер. Д.Горбова; Предисл. П.Тотева.— М.: Худож. лит.,
1977.— 142 с.;
Повести и рассказы / Пер. Д.Горбова.— М.: Гослитиздат, 1954.— 272 с.
Събрани съчинения: В 9 т. / Предг. от П.Пондев.— София: Бълг. писател,
1966—1967, Българи от старо време / Предг. от П. Тотев. — София: Бълг. писател,
1973, — 137 с.
Литература
Воробьев Л. В. Любен Каравелов.— М.: Худож. лит., 1980.— 590 с.; Поливанов И.
Любен Каравелов.— София: Нар. младеж, 1975.— 219 с.;
Унджиева U. Любен Каравелов.— София: Наука и изкуство, 1968.— 156 с.
ХРИСТО БОТЕВ (ХРИСТО БОТЕВ 1849-1876)
— поэт, публицист, революционер, национальный герой Болгарии. Родился в семье
учителя-про­светителя Ботю Петкова. Начало творческой деятельности и
формирование социально-политических взглядов Ботева относятся ко времени его
пребывания в России, где он учился с 1863 по 1866 г. Возвратившись на родину,
Христо Ботев начал революционную деятельность, которую он особенно
[69]

широко развернул в эмиграции — в Румынии. Здесь он сложился как революционный
демократ, великий поэт и блестящий публицист. И в своих поэтических
произведениях, и в художественной публицистике (Ботев по праву считается
создателем болгарского художественного очерка), и в политических статьях он
последовательно боролся за национальное и социальное освобождение своего народа.
Оружие своей сатиры Ботев направлял против турецких феодалов и их приспешников в
Болгарии (Примеры турецкого правосудия). Статьи Ботева в газетах Слово
болгарских эми­грантов
, Знамя и других показывают, как формировалось
революционно-демократическое миро­воззрение писателя, считавшего народные массы
главной движущей силой революции. Христо Ботев погиб 1 июня 1876 г. в битве с
турками, с оружием в руках отстаивая дело освобождения болгарского народа.
Творчество этого большого поэта и замечательного человека живет в памяти народа,
сохраняя до настоящего времени высокую художественную и общественно-политическую
значимость.
Стихотворения
Поэтическое наследие Ботева невелико по объему (до нас дошло лишь два десятка
стихотворений), но его с полным правом можно отнести к прекраснейшим явлениям
болгарской литературы. Главный герой поэзии Ботева — гайдук, представитель
народа, борющийся за свободу и социальную справедливость. Для стихов Ботева
характерно сочетание боевой революционной тематики с народной болгарской
песенной формой. В них нашли отражение и глубокая тоска, порожденная тяжелым
политическим гнетом и бесправием, и пламенная ненависть к угнетателям, и великое
стремление к правде и свободе. Исполненное мрачной силы стихотворение Казнь
Васила Левского
полно беспредельной любви к родному народу. Стихотворение
Хаджи Димитр стало в Болгарии народной песней: используя образы и приемы
народной поэзии, Ботев описывает в нем одиноко лежащего в горах, израненного
врагами героя. Его оберегает орлица, волк зализывает ему раны, горестно
всплескивают над ним руками девы-русалки. Это стихотворение — вершина
поэтического творчества Ботева.
Произведения
Избранное / Сост. и авт. вступ. ст. Л.Ерихонов.— М.: Гослитиздат, 1963.— 214 с.;
Избранное / Предисл. Ц. Унджиевой. — М.: Худож. лит., 1976.— 252 с.— (Б-ка болг.
классич. лит.); Стихотво­рения.— М.: Гослитиздат, 1951.— 70 с.
Събрани съчинения: В 3 т.— София: Бълг. писател, 1976; Стихотворения.— София:
Бълг. писател, 1973.- 71 с.
Литература
Воробьев Л. В. Христо Ботев.— М.: Гослитиздат, 1953.— 152 с.; Державин К. Н.
Христо Ботев:
1848-1876.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 363 с.; Лихачева Л. П. Христо Ботев:
Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1960. — 140 с.; Поглубко К. А.
Христо Ботев и Россия. — Кишинев:
Картя молдовеняскэ, 1976. — 152 с.; Унджиев И., Унджиева Ц. Христо Ботев: Жизнь
и творчество. — М.: Худож. лит., 1976.— 357 с.
Данчев П. Чертите на гения.— София: Бълг. писател, 1976.— 174 с.; Динеков П. В
света на Христо Ботев.— София: Бълг. писател, 1976.— 270 с.; Зарев П. Христо
Ботев.— София: Бълг. писател, 1973. - 123 с.
ИВАН ВАЗОВ (ИВАН ВАЗОВ. 1850-1921)
— поэт, прозаик и драматург, творчество которого представляет важный период в
развитии болгар­ского критического реализма. Вазов родился в маленьком
прибалканском городке Conor в семье торговца. Учился в местной школе, затем — в
пловдивской гимназии. Писать начал с конца 1860-х гг. Его литературные вкусы и
общественно-политические взгляды формировались под влиянием рево­люционной
болгарской литературы и выдающихся русских писателей и критиков — Пушкина,
Гоголя, Белинского. Литературную деятельность Вазов начал как поэт, создав ряд
замечательных стихов и поэм. В начале 80-х гг. он обратился к прозе — рассказу,
повести, роману. Его лучшие произведения в прозе — рассказы и особенно роман
Под игом — приобрели мировую известность. Кроме того, он был драматургом —
автором ряда сатирических и историко-героических пьес. Воспевая
национально-освободительную борьбу народа, выступая против внутренней и внешней
реакции, Вазов защищал идеи демократии и гуманизма в общественной и культурной
жизни Болгарии. Он был поборником дружбы болгарского и русского народов,
пропагандистом русской культуры и литературы. Вазов прожил всю жизнь в тесном
общении с народом, неизменно откликаясь на все его беды и радости. По
собственному выражению писателя, он действительно был живой историей
бесчисленных балканских бед и потрясений с начала 70-х гг. прошлого века до
конца
[70]

Первой мировой войны. И. Вазов — один из создателей национального литературного
языка. Лучшие его произведения раскрывают читателям думы и чувства болгарского
народа в последний период борьбы против османского ига и в первые десятилетия
национальной независимости.
Эпопея забытых (Епопея на забравените. 1881—1884)
— цикл лирико-эпических поэм, посвященный славным страницам истории болгарского
нацио­нально-освободительного движения. Воспевая патриотические подвиги
национальных героев — Г. Раковского, В. Левского, участников Апрельского
восстания 1876 г., храбрых защитников Шип­ки — участников русско-турецкой войны
(1877—1878 гг.), поэт стремится воскресить в сознании современников героическую
эпоху национального возрождения Болгарии и напомнить им о заветах героев
освободительного движения.

Под игом (Под игото. 1889)
— роман, написанный в Одессе в 1887—1889 гг., когда писатель находился в
эмиграции, спасаясь от репрессий реакционного правительства Стамбулова. Этот
первый реалистический роман в болгарской литературе посвящен событиям
Апрельского восстания 1876 г., имевшего решающее значение для становления и
развития болгарской нации. Я поставил перед собой цель, — говорит писатель, —
изобразить жизнь болгар в последние дни рабства и революционный дух Апрельского
восстания
. Роман, в котором И. Вазов создал ряд ярких образов деятелей
освобождения, предста­вителей народа, выдержал в Болгарии свыше 20 изданий и
переведен на многие языки мира.
Произведения
Сочинения: В 6 т. / Вступ. ст. К.Н.Державина.— М.: Гослитиздат, 1956—1957;
Избранное: В 2 т. / Предисл. В.Злыднева.— М.: Худож. лит., 1977.— (Б-ка болг.
классич. лит.);
Под игом / Пер. В.Володина и др.; Вступ. ст. П.Динекова.— М.: Худож. лит.,
1970.— 418 с.— (Б-ка всемирн. лит.).
Събрани съчинения: В 22 т. — София: Бълг. писател, 1974—1979; Събрани съчинения:
В 20 т.— София: Бълг. писател, 1955—1957;
Епопея на забравените.— София: Бълг. писател, 1978.— 65 с.;
Под игото: Роман в 3 части из живота на българите в предвечерието на
Освобождението. — София: Бълг. писател, 1975.— 417 с.
Литература
Державин К. Н. Иван Вазов, 1850—1921: Очерк жизни и творчества.— М.; Л.: Изд-во
АН СССР, 1951.— 86 с.; Лихачева Л.П. Иван Вазов: Биобиблиогр. указ.— М.:
Всесоюзн. кн. палата, 1962.— 176 с.; Цанева М. Роман Ивана Вазова Под игом,—
М.: Худож. лит., 1975.— 125 с. Арнаудов М. Какво е за нас Иван Вазов: Лит.
очерци и статии. — Пловдив: Хр. Г.Данов, 1970.— 288 с.; Вълчев В. Иван Вазов:
Жизнен и творчески път. — София: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1968.— 574
с.; Иван Вазов: Сборник по случай 125-годишнина от рождението на писателя.—
Пловдив: Хр. Г.Данов. 1976.- 374 с.
АЛЕКО КОНСТАНТИНОВ (АЛЕКО КОНСТАНТИНОВ. 1863-1897)
— писатель-сатирик, родился в семье торговца, получил образование в России, где
окончил юридический факультет Одесского университета. Близкое знакомство с
классической русской литературой оказало большое влияние на формирование
социально-политических взглядов писа­теля. В болгарскую литературу Алеко
Константинов вошел как мастер юмористического очерка, фельетона, зачастую
поднимающегося до значительных социальных сатирических обобщений. В таком духе,
например, написаны очерки До Чикаго и назад (1893), отражающие впечатления
писателя от путешествия по США. Разоблачительный пафос творчества Константи нова
вызвал ненависть реакционной клики, стоявшей у власти. Константинов был
злодейски убит своими политическими противниками.
Бай Ганю (Бай Ганю. 1895)
— лучшее произведение Алеко Константинова. Оно представляет собой цикл
рассказов, объеди­ненных образом ловкого пройдохи-дельца. В лице бай Ганю
Константинову удалось создать выразительный тип хищника-эксплуататора,
характерный для капиталистических отношений в отсталой полуфеодальной Болгарии.
При этом от рассказа к рассказу образ бай Ганю эволюцио­нирует, обогащаясь все
новыми чертами. По словам Д. Благоева, бай Ганю — это смесь старой простаковщины
с нахальством новых рыцарей наживы, почувствовавших, что можно безнаказанно
грабить под охраной законов.
[71]

Произведения
Бай Ганю: Невероятные рассказы об одном современном болгарине / Пер. Д. Горбова.
— М.: Худож. лит., 1968.— 213 с.;
Избранное / Предисл. В.Андреева.— М.: Худож. лит., 1979.— 333 с. Съчинения: В 2
т. / Предг. от П.Пондев.— София: Бълг. писател, 1974; Бай Ганю: Невероятии
разкази за един съвременен българин. — София: Бълг. писател, 1963.— 155 с.
Литература
Ильина Г. Я. Алеко Константинов.— В кн.: Очерки истории болгарской литературы
XIX—XX
веков, М., 1959, с. 159-172.
Българската критика за Алеко Константинов. — София: Бълг. писател, 1970. — 552
с.; Димитрова Е.
Алеко Константинов. Живот и творчество. — София: Нар. просвета, 1969. — 127 с.;
Ничев А. Алеко Константинов, 1869—1897.— София: Изд-во на Бълг. акад. на
науките, 1964.— 324 с.
ПЕНЧО СЛАВЕЙКОВ (ПЕНЧО СЛАВЕЙКОВ. 1866-1912)
— вступил в литературу в конце 1880-х — начале 1890-х гг. Весь его творческий
путь поэта, переводчика и критика продолжался немногим более двух десятилетий.
Однако эти годы были насыщены такой активной деятельностью и ознаменовались
такими художественными достиже­ниями, что он по праву вошел в историю своей
литературы как один из крупнейших ее предста­вителей. Во взглядах и творчестве
Пенчо Славейкова наблюдаются две тенденции. От своего отца — первого крупного
поэта Болгарии и видного общественного деятеля эпохи национального Возрож­дения
Петко Славейкова — он унаследовал демократические убеждения, любовь к народной
поэзии, чувство глубокого уважения к русской культуре и литературе. Мои
поэтические чувства и настро­ения, — писал он в статье Болгарская поэзия", —
воспитаны прежде всего русскими художниками слова
. В то же время Пенчо
Славейков хорошо знал западную литературу, переводил и популя­ризировал немецких
классиков, в первую очередь Гейне и Гёте, увлекался философскими и эстетическими
идеалистическими теориями. Он был активным поборником теории чистого искус­ства
в Болгарии. Пенчо Славейков провозглашал началом начал в искусстве служение
правде жизни
. Его поэтические сборники Эпические песни (1896), Мечты
(1898), Сон о счастье (1907) и оставшаяся незавершенной большая поэма
Кровавая песня прочно вошли в сокровищ­ницу болгарской национальной
литературы. Поэт высокой художественной культуры, он сумел передать в своих
произведениях и философские раздумья, и многообразные оттенки человеческих
чувств, и красоту родного пейзажа. Стихотворения Славейкова, написанные по
народным мотивам, как и глубоко психологические поэмы Бойка и Ралица,
покоряют читателей нравственной красотой героев, глубиной чувств и незабываемыми
поэтическими образами. Большой интерес представляет и публицистика П.

Славейкова. В лучших статьях, очерках и памфлетах поэт отстаивал свободу
личности, восставал против рутины, бескультурья и реакции. Его памфлет На
основе блаженных
(1910) беспощадно разоблачает порядки в Болгарии. За критику
правящих кругов Славейков не раз подвергался преследованиям и умер изгнанником в
Италии.
Произведения
Сон о счастье: Избр. стихотворения и поэмы / Сост. и авт. предисл. Д.Ф.Марков.—
М.: Гослит­издат, 1962.- 168 с.; Избранное.- М.: Худож. лит., 1981.- 223 с.
Събрани съчинения: В 8 т. — София: Бълг. писател, 1958—1959.
Литература
Марков Д. Пенчо Славейков. — В кн.: Марков Д. Болгарская поэзия первой четверти
XX века, М., 1959, с. 57-99.
Българската критика за Пенчо Славейков.— София: Бълг. писател, 1974.— 383 с.;
Королев С. Жрецьт-воин: В 2 т. — София: Наука и изкуство, 1976.
АНТОН СТРАШИМИРОВ (АНТОН СТРАШИМИРОВ. 1872-1937)
— писатель-реалист, А. Страшимиров стремился к тому, чтобы публицистикой и
художественными произведениями воздействовать на общественно-политические
явления своего времени. Однако отсутствие твердых и последовательных убеждений
бросало писателя из одной крайности в другую. При всех этих колебаниях А.
Страшимиров в наиболее значительных произведениях остался пи­сателем-демократом,
беспощадным обличителем мракобесия, мира эксплуатации и мещанства. Уже первые
рассказы Страшимирова, составившие впоследствии сборник Смех и слезы (1897),
[72]

выдвинули молодого автора в ряд талантливых писателей. В этих новеллах
рассказывается о тяжелой жизни болгарских крестьян, разоряемых богачами,
замученных нуждой и дикими суевериями. Перед читателем предстает в обобщенном
виде тоскливая жизнь окаянной земли. О сельской жизни пишет Страшимиров и в
романе Осенние дни (1902). построенном на романтическом любовном сюжете, где
лирические картины и сочные бытовые зарисовки перемежаются со сценами
непосильного труда бедняков. В повести На перепутье (1904) мы находим картину
стихийного движения крестьянских масс, поднявшихся против злоупотребления
властей. Тяготение писателя к изображению важнейших событий в жизни своего
народа нашло отражение в романах Вихрь (1922) — о 1-й Балканской войне,
Хоровод (1926) — о Сентябрьском восстании 1923 г., Рабы (1929—1930) — о
македонском национально-освободительном движении. Страшимиров успешно работал и
в драматургии. Широкой популярностью пользуются его драма Вампир (1901) и
комедия Свекровь (1906), осмеивающие мещанство, деспотизм в семейных
отношениях. Симпатии Стра­шимирова всегда на стороне обездоленного и страждущего
народа.
Хоровод (Хоро. 1926)
— первое и самое значительное произведение Страшимирова, заклеймившее кровавую
расправу болгарских фашистов над участниками Сентябрьского восстания 1923 г.
Действие в романе про­исходит в течение одной ночи. Каратели празднуют победу,
веселятся на свадьбе околийского начальника, который женится на опозоренной им
сестре убитого повстанца. Страшная свадьба заканчивается потрясающей сценой:
озверевший полковник Гнойнишки заставляет женщин плясать вокруг трупов отцов и
сыновей под пьяную песню. Напряженность действия, лаконичная, дина­мическая
манера повествования еще больше усиливают эмоциональное воздействие книги.
Роман, запрещенный в те годы в Болгарии, был переведен на многие языки и принес
Страшимирову мировую известность как яркий художественный документ.
Произведения
Хоро: Избр. произведения / Предисл. Г.Ильиной.— М.: Худож. лит., 1967.— 363 с.
Съчинения: В 7 т.— София: Бълг. писател, 1962—1963; Хоро / Предг. от Г.Марков.—
София: Бълг. писател, 1961.— 112 с.
Литература
Ильина Г. Я. Антон Страшимиров.— В кн.: Очерки истории болгарской литературы
XIX—XX веков, М., 1959, с 260-278.
Правчанов С. Неуморимият обвинител.— София: Партиздат, 1975.— 242 с.
ПЕЙО ЯВОРОВ (ПЕЙО ЯВОРОВ. 1878-1914)
— выдающийся поэт и драматург. П.Яворов (псевдоним Пейо Крачолова) был
страстным, неустан­ным искателем истины и борцом за справедливость. Его первые
стихи, появившиеся в конце 1890-х гг., сразу привлекли внимание силой
поэтического духа и яркостью творческого темперамента. Лирика Яворова — высшее
достижение болгарской поэзии на рубеже XIX и XX вв. Читателя покоряет глубокий
драматизм его стихов о тяготах крестьянской жизни (На ниве, Град), боль и
сострадание к участи изгнанников (Армяне), преклонение поэта перед
титанической силой трудового народа (Сизиф). Вместе с тем поэт создал
прекрасные образцы интимной лирики. Его стихи о любви — это страстная клятва или
мольба, высокие порывы радости или чувство острой боли и отчаяния. Поэт
достигает высокого совершенства формы, музыкальности стиха, оригинально
использует на­циональные народно-песенные приемы. После того как было подавлено
национально-освободитель­ное движение в Македонии (1903), в котором Яворов
принял активное участие, поэт переживает духовную драму. В сборнике стихов
Яворова Бессонница (1907) проявляются модернистские тенденции, ознаменовавшие
начало символизма в болгарской литературе. Но реалистическое начало всегда было
сильно в его творчестве. В его основе лежат гуманистические настроения, чувство
сострадания и любви к народу. Эти мотивы порождают мятежный дух в стихах поэта и
раскрывают трагическую судьбу человека, жаждущего добра и света. Трагической
была судьба самого Яворова:
эгоизм, злоба и косность окружающих довели его до самоубийства. Высокую оценку
наследию Яворова дал классик болгарской литературы Иван Вазов, назвавший его
поэтом большого масштаба, певцом откровений человеческой души и ваятелем
болгарской поэтической речи
.

У подножия Витоши (В полите на Витоша. 1911)
— одна из вершин социально-психологической драмы в болгарской литературе.
Характерное для Яворова тяготение к драматическим конфликтам привело его к
увлечению театром. С 1908 по
[73]

1913 г. он занимал должность секретаря Софийского национального театра, выступал
с рецензиями на спектакли и написал две пьесы: У подножия Витоши и Как
замирает эхо после грома
(1912). Обе пьесы до настоящего времени входят в
репертуар болгарских театров. Основу сюжета первой драмы составляет трагическая
любовь бедного адвоката, человека прогрессивных взглядов, к дочери богатых
родителей. В борьбе за личное счастье герои сталкиваются с корыстолюбием,
алчностью и карьеризмом. В этой борьбе они погибают. Сатирическое начало драмы
направлено против пошлости, лицемерия и жестокости.
Произведения
Избранное / Сост. и вступ. ст. Д.Маркова.— М.: Худож. лит., 1958.— 223 с.;
Лирика / Предисл. Л.Озерова.— М.: Худож. лит., 1972.— 159 с.
Събрани съчинения: В 5 т. — София: Бълг. писател, 1959—1960.
Литература
Марков Д.Ф. Пейо Яворов. — В кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX
веков, М., 1959, с. 210-226.
Георгиев Л. П. К. Яворов: Романизирана монография.— София: Изд-во на Отеч.
фронт, 1972.— 420 с.;
Найденова Г. П. К. Яворов: Ист.-лит. изследване: В 2 т. — София: Наука и
изкуство,
1957-1962.
ЕЛИН ПЕЛИН (ЕЛИН ПЕЛИН. 1878-1949)
— представитель критического реализма в болгарской литературе XX в. Родился в
крестьянской семье, долгие годы работал сельским учителем и имел возможность
близко наблюдать жизнь народа. Уже первые его произведения отразили глубокие
изменения, происходившие на селе в период становления капиталистических
отношений в Болгарии. Печататься Елин Пелин начал рано, в 1894 г. Один из первых
его рассказов — Напасть Божья — был опубликован в 1901 г. в социалистическом
журнале Общее дело, редакторы которого сумели оценить серьезный соци­альный
смысл рассказа. Центральное место в творчестве Едина Пелина занимает описание
тяжелой жизни деревенской бедноты. Притеснения, невежество, развращающее влияние
города — вот основные темы произведений писателя. Автор с глубокой симпатией
рисует положительные черты своих героев, отражающие национальный характер
смелого и трудолюбивого болгарского народа. Прежде писатели большей частью
изображали болгарского крестьянина безропотно несущим тяжкий гнет эксплуатации и
произвола. Благодаря Елину Пелину в болгарской литературе появился новый герой,
активно протестующий и борющийся (рассказ Андрешко). Целый ряд рассказов Елин
Пелин посвятил тяжелому положению народного учителя (Напасть Божья,
Одинокая, Слеза Младенова, Грязь и др.). Писатель создал также галерею
образов сельских богатеев и предста­вителей власти, алчных, жестоких и
лицемерных. Особой силы талант Елина Пелина достигает в разоблачении духовенства
(Весенний мир

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.