Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Основные произведения иностранной литературы

страница №16

аж, Искушение, Несчастье, Братия). Мягкий юмор,
свойственный писателю, превращается здесь в убийственную сатиру. Эти рассказы
пользуются особой популярностью.
Гераковы.— Земля (Гераците. 1904.— Земя. 1922)
— две, схожие по идейному замыслу и по образам главных героев повести, в которых
писатель показывает разрыв патриархальных связей в капиталистической деревне,
власть земли и денег над душой крестьянина-собственника. В хищнической борьбе за
землю брат поднимает руку на брата, сын крадет у отца накопленные деньги,
родители продают дочь ненавистному ей богачу, бедный крестьянин покидает любимую
девушку и женится на богатой калеке. В этих повестях, рисующих страшные картины
жизни на селе, обнаруживаются в то же время и слабые черты мировоззрения
писателя, его увлечение народническими идеалами. Елин Пелин идеализирует образ
старого Геракова, противопоставляет деревню и ее патриархальные начала городу —
источнику всех зол, обрушивающихся на крестьянина.
Произведения
Сочинения: В 2 т. / Предисл. Д.Ф.Маркова.— М.: Гослитиздат, 1962; Избранное /
Предисл. Д.Ф.Маркова.— М.: Худож. лит., 1975.— 456 с.— (Б-ка болг. классич.
лит.); Гераковы / Пер. Д.Горбова; Земля / Пер. К. Бучинской, К.
Найдова-Железова. — М.: Гослитиздат, 1954.— 103 с. Събрани съчинения: В Ют./
Предг. от Г. Караславов.— София: Бълг. писател, 1958—1959;
Гераците / Предг. от П. Пондев. — София: Бълг. писател. 1965. — 59 с.; Земя:
Повести и разкази. — Пловдив: Хр. Г.Данов, 1976.- 369 с.
[74]

Литература
Зарев П. Елин Пелин.— В кн.: Зарев П. Панорама болгарской литературы, М., 1976,
т. 1, с. 243—268; Лихачева Л. П. Елин Пелин: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. В.
И. Злыднева. — М.: Книга, 1977.- 125 с. Българската критика за Елин Пелин. —
София: Бълг. писател, 1977. — 484 с.; Генов К. Елин Пелин:
Лит.-крит. очерк.— София: Бълг. писател, I960.— 139 с.; Пондев П. Елин Пелин:
Лит. очерк.— София: Бълг. писател, 1973.— 235 с.
ИОРДАН ЙОВКОВ (ИОРДАН ЙОВКОВ. 1880-1937)
— один из крупнейших болгарских писателей-прозаиков. О себе И. Йовков однажды
сказал: Я прожил тридцать лет на селе. В это время оформились и определились
мои отношения к жизни, к людям. Отсюда и опыт, и наблюдения — весь мир, в
котором я живу
. И действительно, к каким бы темам или событиям ни обращался
Йовков, он изображает их с точки зрения крестьянской психологии. В этом
отношении он следовал уже сложившимся в литературе традициям, наиболее ярко
проявившимся в творчестве Вазова и Елина Пелина. Стихийное тяготение к правде
жизни. прекрасное знание сельского быта и национальных нравов позволили ему
создать произведения, проникнутые чувством преклонения перед простым тружеником
с его богатым и поэтическим духовным миром. В то же время демократизм Йовкова
носил ограниченный характер: писатель отрицал необходимость политической борьбы,
избегал в своих произведениях острых социальных конфликтов, что порой приводило
к идеализации действительности, делало противоречивыми некоторые его
произведения. Начало активной литературной деятельности Йовкова относится к
1913—1918 гг., когда появляются его рассказы из военной жизни, составившие
впоследствии циклы Земляки, У Месты, Они победили. Писателю-гуманисту,
участнику двух Балканских и Первой мировой войн, удалось жизненно верно
запечатлеть многие боевые эпизоды и героизм болгарских солдат, присущее им
чувство товарищества, тягу к мирному труду. Лучшие из этих рассказов покоряют
читателя глубиной психологической характеристики рядовых солдат — вчерашних
паха­рей и пастухов. С большой художественной силой дарование Йовкова проявилось
и в сборниках рассказов о крестьянской жизни: Песня колес (1926), Вечера на
Антимовском постоялом дворе
(1928), Женское сердце (1935). Их герои — простые
труженики с повседневными заботами и горем, с любовью к родному краю и сельскому
труду, с мечтой о лучшей жизни. Мастерски владея прозой и будучи тонким
ценителем народной речи. Йовков умеет самим стилем повествования создать
соответствующее настроение. Его небольшим рассказам присущи теплота, мягкость
красок, лиризм. До сих пор непревзойденными остаются в болгарской литературе его
рассказы о животных Если бы они умели говорить (1936). В комедии Миллионеры
(1930) Йовков высмеивает лицемерие и фальшь, а в психологических драмах Албена
(1930) и Боряна (1932) на первый план выдвигает морально-этические проблемы из
жизни болгарского села.
Старопланинские легенды (Старопланински легенди. 1927)
— колоритные, красочные миниатюры, которые воскрешают жизнь народа конца XVIII
в., эпоху романтических разбойников и борцов за свободу. Автор не стремится к
исторической достоверности в описании событий, ему важно воссоздать общую
атмосферу эпохи, как она сохранилась в поэтическом мире народных песен, преданий
и легенд. Его герои — люди, полные кипучей энергии, сильные, самоотверженные.
Автор утверждает величие подвига во имя народа, восхищается силой любви и
неисчерпаемым богатством духовных сил своих земляков.
Произведения
Избранное / Сост. и Предисл. С. Султанова. — М.: Худож. лит., 1979. — 445 с. —
(Б-ка болг. классич. лит.); Рассказы. — М.: Гослитиздат, 1957. — 463 с.;
Старопланинские легенды / Пер. Д.А. Горбова. — М.: Гослитиздат, 1959.— 124 с.;
Старопланинские легенды.— М.: Худож. лит., 1990.— 366 с. Събрани съчинения: В 6
т. — София: Бълг. писател, 1976—1978; Старопланински легенди. — София:
Бълг. писател, 1956.— 189 с.

Литература
Ильина Г Я. Иордан Йовков.— В кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX
веков, М., 1959, с. 348-363.
Зарев П. Йордан Йовков.— В кн.: Зарев П. Класика и съвременност. Избрани студии
и статии, София, 1961, с. 112—173; Султанов С. Йовков и неговият свят: Лит.
етюди. — София: Бълг. писател, 1971.- 283 с.
[75]

ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ (ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ. 1888-1973)
— писатель, поэт, драматург и публицист (настоящее имя — Георгий Златаров). Он
родился в семье учителя в небольшом селе на юге Болгарии. В 1905 г. молодой поэт
приехал в Софию, где впервые приобщился к серьезной литературе, и уже в 1906 г.
стал активным сотрудником популярного тогда журнала Художник. В 1914 г. из
печати вышел первый поэтический сбор­ник Стоянова Видения на распутье, а в
1917 г.— сборник Меч и слово. Написанные под несомненным влиянием символизма,
первые стихотворения Л.Стоянова отличались отточенностью поэтического языка,
музыкальностью. Для них характерны мотивы скорби и одиночества, таин­ственные
предчувствия, культ печали, неутоленной души. Вместе с тем уже в первых книгах
Людмила Стоянова — участника 2-й Балканской и Первой мировой войн — отразились
результаты его жизненных наблюдений и раздумий о человеке, о своем народе, о
судьбах Болгарии. Окончание Первой мировой войны, крах милитаристской политики
правящих кругов Болгарии, приведших страну к национальной катастрофе, влияние
Октябрьской революции — все это в корне изменило общественно-политическую и
литературную жизнь страны. Поэту стало ясно, что по-старому больше нельзя ни
жить, ни писать. После окончания Первой мировой войны и вплоть до конца 20-х гг.
Л.Стоянов переживает процесс эволюции от абстрактного гуманизма к идеям
социальной борьбы и антифашистского движения, от символизма к реализму. Этот
процесс был намечен уже в поэтических сборниках Праматерь (1925) и Святая
святых
(1926), но окончательное отрешение от прежней замкнутости произошло
только в сборнике Земная жизнь (1939), где поэт провоз­гласил свое духовное
родство с людьми труда. Таким же путем развивалось драматургическое творчество
Стоянова — от символистской пьесы Аполлон и Мидас (1922) к народным драмам
Гибель Раковицы (1924) и Антигона (1926), к антифашистским пьесам Волки
пасут стада
(1939) и Желтая звезда (1952). Особенно ярко этот процесс
отразился в прозе Людмила Стоянова. Начиная с 1919 г. писатель публикует ряд
антивоенных рассказов: Отмщение Рафаила Давидова, Милосердие Маркса,
Хатидже и другие, которые в 1927 г. составили сборник Бич Божий. Показывая
ужасы войны, эти рассказы в то же время были направлены против реакционной
военщины, в защиту гуманистических идей. Еще ярче демократические и
реалистические позиции выявились в сборнике Женские души (1929). Конец 20-х и
30-е гг.— период активной публи­цистической деятельности Л.Стоянова. Его статьи
На борьбу с фашизмом, Скованный Прометей, Вера в победу и многие другие,
направленные против милитаризма, реакционной идеологии, были необычайно
популярны у прогрессивной болгарской интеллигенции и широких масс читателей.
Антифашистская и антивоенная деятельность Стоянова вскоре приобрела извест­ность
и за пределами Болгарии. В 1935 г. он представлял литературную общественность
своей страны на Международном конгрессе писателей в Париже, где был избран
членом Постоянного бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры, а
в 1937 г. участвовал в работе Международного конгресса в Испании. Чрезвычайно
разнообразно в этот период и его литера­турное творчество. Он создает
романизированные биографии Г. Бенковского (1930) и А. Стамболийского (1931),
публикует сборники рассказов Больное сердце (1938) и На передовой (1939). Но
наибольшей художественной выразительности писатель достигает в повестях
Серебряная свадьба полковника Матова (1933), Холера (1935), Махмед Синап
(1936). Все они прочно вошли в основной фонд классической болгарской литературы
XX в. Социалистическая революция в Болгарии 1944 г. ознаменовала новый подъем
творческой и общественной деятельности писателя. Он вошел в состав Всемирного
Совета Мира, в 1948 г. был избран председателем Союза болгарских писателей,
более десяти лет возглавлял Институт литературы АН НРБ. Среди его последних
произведений — роман На рассвете (1945), цикл стихотворений об освобождении
Болгарии (Русскому народу, Великий день, Товарищ и др.),
автобиографическая трилогия Детство. Юность. Война (1962-1970).
Холера (Холера. 1935)
— одно из наиболее ярких антивоенных произведений болгарской литературы. Оно
написано в форме дневниковых записей солдата 2-й Балканской войны, взволнованно
и очень достоверно повествующего о фронтовых буднях, о нравах, царящих в тыловых
частях. Писатель создает запоминающуюся картину трагических событий в истории
болгарского народа. Солдаты, оставлен­ные командованием на произвол судьбы,
бессмысленно гибнут от снарядов противника, голода, холеры. Постепенно этим
обреченным людям открывается смысл происходящего, и они начина­ют понимать, кто
является настоящим виновником их мук и страданий. Повесть завершается
внушительной картиной антивоенного солдатского митинга в Софии, на котором
недовольство масс выливается в гневное требование повесить царя Фердинанда как
главного виновника всех бедствий.
[76]

Произведения
Избранное / Сост. и авт. вступ. ст. В. И. Злыднев. — М.: Гослитиздат, 1953.— 512
с.; Избранная проза.— М.: Худож. лит., 1970.— 493 с.— (Б-ка болг. лит.);
Серебряная свадьба полковника Матова: Избр. проза / Вступ. ст. В. И.Злыднева.—
М.: Худож. лит., 1988.— 444 с.; Холера: Повесть / Пер. К. Бучинской, К.
Найдова-Железова; Предисл. П.Балашова.— М.: Гослитиздат, 1963.- 144 с.
Холера; Войнишки дневник.— София: Бълг. писател, 1964.— 160 с.
Литература
Злыднев В. И. Людмил Стоянов. — В кн.: Очерки болгарской литературы XIX—XX
веков, М., 1959, с. 364—465; Лихачева Л. П. Людмил Стоянов: Биобиблиогр. указ. /
Вступ. ст. В. И.Злыднева. — М.: Книга, 1964.- 145 с.
Людмил Стоянов: Изследвания и статии за творчеството му / Под ред. на П. Зарев,
Г.Димов.— София: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1961.— 549 с.
ГЕО МИЛЕВ (ГЕО МИЛЕВ. 1895-1925)
— крупнейший антифашистский поэт, критик, переводчик, редактор, издатель. В
литературу он пришел очень рано и, стремясь ко всему новому, прошел сложный путь
увлечений сначала символизмом, потом экспрессионизмом. В 1915 г. Гео Милева
мобилизуют. В боях у Дойранского озера поэт был тяжело ранен. Находясь в 1918 г.
в Берлине на лечении, Гео Милев жадно следит за революционным движением
немецкого пролетариата и даже принимает участие в издании левого журнала
Акцион, в котором ранее сотрудничали К.Либкнехт и Р.Люксембург. После
возвращения на родину он начинает издавать литературно-художественный журнал
Везни (1919—1921). И в журнале, и в своих поэтических сборниках Жестокое
кольцо
(1920) и Иконы спят (1922) поэт отдает дань модернистскому искусству.
Но разворачивающиеся в мире события — Октябрьская революция в России,
революционное движение в Болгарии и, наконец, подавленное со свирепой
жестокостью Сентябрьское антифашистское восстание 1923 г.— заставляют его забыть
о чистом искусстве и в разгар фашистской реакции бесстрашно выступить в защиту
народа, против его палачей. В 1924 г. Гео Милев приступает к изданию журнала
Пламак, который стал одним из самых ярких эпизодов в антифашистской борьбе
болгарской интеллигенции. В этом журнале поэт публикует статьи, изобличающие
фашизм, с восторгом пишет о русской литературе, знакомой ему не только как
читателю: к этому времени Гео Милев уже перевел Двенадцать Блока и отрывок из
150 000 000 Маяковского. Воодушевленный их примером, он создает прозаический
цикл Ужасная проза, поэмы Ад, День гнева и, наконец, знаменитую поэму
Сентябрь. Обличи­тельная сила этого произведения вызвала ненависть фашистского
правительства. В мае 1925 г. Гео Милев был арестован и зверски замучен в
полицейском застенке.
Сентябрь (Септември. 1925)
— поэма, в которой Гео Милев изобразил отдельные эпизоды Сентябрьского
антифашистского восстания 1923 г. Он создал обобщенный образ народа,
поднявшегося в едином порыве, его не­нависть к палачам и неколебимую веру в
неизбежность конечной победы. Единственный кон­кретный герой поэмы — священник
Андрей, возглавивший один из повстанческих отрядов, — олицетворяет не только
мужество и стойкость народных масс, но и выражает отрицание всех основ старого
мира, мечты об обществе без Бога, без господина. В условиях фашистского
террора поэма была запрещена, а номер журнала, где она была напечатана,
конфискован. Но поэма продолжала жить. Ее тайно хранили в библиотеках, читали в
фашистских тюрьмах и партизанских отрядах, повторяя пророческое предсказание,
которым она заканчивалась: Сентябрь будет маем!
Произведения
Сентябрь / Пер. М.Павловой.— В кн.: Смирненский X., Милев Г., Вапцаров Н.
Избранное, М., 1976, с. 155-176.
Съчинения: В 3 т. — София: Бълг. писател, 1975—1976; Септември.— София:
Партиздат, 1973.— 89 с.
Литература
Марков Д. Гео Милев.— В кн.: Марков Д. Болгарская поэзия первой четверти XX
века, М., 1959, с. 220-270.
[77]

Марков Г. Гео Милев.— София: Наука и изкуство, 1964.— 184 с.; Българската
критика за Гео Милев.— София: Бълг. писател, 1971.— 408 с.
ХРИСТО СМИРНЕНСКИЙ (ХРИСТО СМИРНЕНСКИ. 1898-1923)
— пролетарский поэт (настоящее имя — Христо Измирлиев). Родился в семье мелкого
ремеслен­ника в македонском городе Кукуш. Во время 2-й Балканской войны 1913 г.
семья будущего поэта вынуждена была бежать в Софию. Смирненский рано начал
писать, но как поэт он сложился после 1918 г.. сотрудничая в сатирическом органе
Компартии Болгарии Червен смях. Циклом стихов о жертвах города (Братишки
Гавроша
, Старый музыкант, Цветочница и др.) он привлек внимание широких
кругов читателей. Не ограничиваясь разоблачением несправедливого социаль­ного
порядка, поэт мечтает о революционном преобразовании общества. В своем первом
сборнике стихов Да будет день! (1922) он создает величественную картину
нарастающей революционной бури (Да будет день!, Мы, Толпа, Улица, Гнев
рабов
и др.). Описывая грядущую революцию, когда рабов могучий натиск
потрясает сон площадей
, поэт видит свое место в этой борьбе. Смирненский —
яростный обличитель захватнических войн. Он выступает против кровавой славы
Марса
, против черного рыцарства сатаны в урагане битв кровавых (Молодость).

Лучшие стихи X. Смирненского открывают новую страницу в болгарской литературе.
Для творческой манеры Смирненского характерны глубокая эмоциональность, пафос.
Ритмика его стихов динамична и стремительна. Смирненский — мастер сатирического
рассказа, памфлета.
Произведения
Избранное / Вступ. ст. Д.Маркова.— М.: Гослитиздат, 1954.— 288 с.;
Стихотворения.— В кн.: Смирненский X., Милев Г., Вапцаров Н. Избранное, М.,
1976, с. 25—152.
Събрани съчинения: В 4 т. / Под ред. на П. Зарев, X, Радевски, А Тодоров, Г
Цанев.— София: Бълг. писател, 1949—1960.
Литература
Марков Д.Ф. Христо Смирненский.— В кн.: Марков Д.Ф. Болгарская поэзия первой
четверти XX века, М., 1959, с. 165-219.
Георгиев Л. Смирненски: Монография.— София: Нар. просвета, 1967.— 232 с.
НИКОЛА ВАПЦАРОВ (НИКОЛА ВАПЦАРОВ. 1909-1942)
— поэт-коммунист, революционный деятель. 23 июля 1942 г. в тоннеле софийского
военно­го стрельбища по приговору фашистского суда было расстреляно шесть
героических сынов бол­гарского народа. Среди них был Никола Вапцаров. Короткой,
но прекрасной была его жизнь. Он происходил из пролетарской семьи, родился в
маленьком пиринском городке Банско. Ему рано пришлось начать трудовую жизнь. Где
бы Вапцаров ни работал — механиком на фабрике, кочегаром на железной дороге, —
везде он принимал активное участие в политической жизни страны. В начале 30-х
гг. Вапцаров вступает в ряды Болгарской коммунистической партии, совмещая
поли­тическую деятельность с литературной. В конце 1941 г. Вапцаров по поручению
ЦК БКП участвовал в создании антифашистских подрывных групп, а в марте 1942 г.
был арестован и после длительного следствия приговорен к смертной казни. Поэзия
Вапцарова родилась в атмосфере напряженной социальной борьбы 30-х гг. Лирический
герой его стихотворений — рабочий человек, непосред­ственный участник борьбы с
фашизмом. Победим, построим — таков лейтмотив единственного сборника
поэтических произведений Вапцарова, опубликованного при его жизни в 1940 г.
(Песни моторов). В ярких, глубоко волнующих стихах рассказывал поэт о своем
поединке с ненавистным строем (Поединок). Поэзия Вапцарова гуманистична,
обращена в будущее, зовет людей постро­ить завод свободы, хранить дружбу и
мир. В 1956 г. поэту и национальному герою Болгарии Николе Вапцарову посмертно
была присуждена Международная премия Мира.
Произведения
Избранное; Бойка Вапцарова. Воспоминания о Н. Вапцарове / Сост. и общ. ред.
В.Н.Гребенни­кова.— М.: Политиздат, 1984.— 478 с.; Песни о человеке / Пер. О.
Шестинского. — М.: Книга, 1989.— 350 с.— (Текст парал. на болг. и рус. яз.);
Стихотворения / Предисл. Л.Озерова.— М.: Худож. лит., 1964.— 221 с.;
Стихотворения.— В кн.: Смирненский X., Милев Г., Вапцаров Н. Избранное, М.,
1976, с. 174-280.
Съчинения / Под ред. на Н. Вапцарова, Л. Кацкова; Предг. от X. Радевски. —
София- Бълг писател 1976.- 357 с.
[78]

Литература
Кравцов Н.И.Никола Вапцаров.— В кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX
веков, М., 1959, с. 446-462.
Никола Вапцаров. Нови изследвания / Отг. ред. С. Каролев. — София: Изд-во на
Бълг. акад. На науките, 1970.— 291 с.; Пондев П.Никола Вапцаров: Лит.-Крит.
очерк.— София: Бълг. писател,
1965.— 126 с.; Русев П.Никола Вапцаров: Лит. очерк.— София: Бълг. писател,
1963.— 132 с.
ДИМИТР ДИМОВ (ДИМИТЬР ДИМОВ. 1909-1966)
— родился в 1909 г. в городе Ловече. Детские годы провел в городе Дупнице
(теперь — Станке Димитров), центре болгарского табаководства. Окончив гимназию,
Димов некоторое время изучал право, а затем перешел на ветеринарно-медицинский
факультет Софийского университета. Он прошел путь от скромного провинциального
ветеринара до профессора крупнейших вузов Болгарии и стал одним из видных
ученых. К писательской работе он относился с такой же серьезностью, как к своей
научной деятельности, и привычка к глубокому и всестороннему изучению каждого
явления помогла ему разобраться во всей сложности окружающей жизни. Уже первый
его роман Поручик Бенц (1938) был хорошо встречен читателями и критикой. В нем
рассказывается о судьбе военного врача Бенца и его возлюбленной, отношения
которых развиваются на фоне трагических событий Первой мировой войны и
солдатского восстания 1918 г. В 1945 г. вышел второй роман Димова — Осужденные
души
, в котором писатель проявил себя как мастер психологического
повествования. Действие романа происходит в Испании накануне и после мятежа 1936
г. Рассказывая о страсти английской аристократки Фанни Хорн к монаху Эредиа,
Димов не только тонко анализирует переживания героев, но и противопоставляет
опустошенных и праздных прожигателей жизни республиканцам. Это оп­ределяет всю
проблематику романа и развитие его сюжета. Мировую известность Димову принес
роман Табак (1951). Проблема становления личности борца стала центральной и в
незавершенном романе Ахиллесова пята. Настоящее счастье, — утверждает в нем
писатель, — приходит к человеку, когда душа его созвучна внешнему миру
. Хотя
Димов известен прежде всего как романист, он внес значительный вклад в развитие
болгарской драматургии. Его пьесы Женщины с прошлым (1959), Виноватый (1959)
и Передышка в Арко Ирис (1963) не сходят со сцен болгарских театров. Димитр
Димов в течение последних двух лет жизни руководил Союзом болгарских писателей.

Табак (Тютюн. 1-я ред.- 1951 г., 2-я - 1953 г.)
— самый значительный роман Димова. В нем описывается возвышение и крах (вместе с
крахом фашистской Болгарии) табачного концерна Никотиана. Табачные магнаты
жестоко эксплуатируют народ. Дух предпринимательства и наживы разрушает и
обезображивает человеческие характеры. В центре внимания автора — судьба Ирины,
богато одаренной и сложной женщины. Открытая всему доброму и прекрасному, она
связывает свою жизнь с Борисом Моревым, одержимым страстью к обогащению. И эта
связь постепенно разъедает ее душу, опустошает и приводит к гибели.
Произведения Собрание сочинений: В 4 т. / Ред. кол.: В.И.Злыднев и др.; Вступ.
ст. Д.Ф.Маркова.— М.: Прогресс, 1977—1978;
Женщины с прошлым: Сатир, пьеса в 4 д. / Пер. Н. Попова, А. Собковича. — М.:
Изд-во иностр. лит., 1959. — 87 с.;
Передышка в Арко Ирис: Драма в 3 д. / Пер. Н. Попова, А. Собковича; Предисл.
Е.Александрова.— М.: Прогресс, 1967.— 143 с.;
Табак: Роман в 2 ч. / Пер. Д.Горбова и др.— М.: Худож. лит., 1969.
Събрани съчинения: В 5 т. — София: Бълг. писател, 1974—1975; Тютюн: В 2 т. —
София: Бълг. писател. 1968.
Литература
Димитр Димов: Биобиблиогр. указ, / Сост. Л.П.Лихачева; Вступ. ст. В. И.
Злыднева.— М.: Книга, 1981.— 71 с.;
Марков Д.Ф. Димитр Димов — романист.— В кн.: Марков Д.Ф. Болгарская литература
наших дней, М., 1969, с. 139—158. Зарев П. Димитьр Димов.— София: Бълг. писател,
1972.— 94 с.
ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ (ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ. 1914-1983)
— родился в Софии. Настоящее имя писателя — Никола Делчев Гугов. За участие в
антиправитель­ственных выступлениях был арестован, исключен из классической
гимназии. Работал на маленькой фабрике своего отца, в 1939—1944 гг. изучал
философию в Софийском университете. Первыми
[79]

литературными опытами стали стихотворения в сатирическом журнале Жупел
(1931—1934). В рассказах-очерках первой прозаической книги Вежинова Улица без
мостовой
(1938) о жизни со­фийских окраин изображены судьбы маленьких людей,
картины нищеты и разорения. В 1944—1945 п писатель работал фронтовым
корреспондентом, редактором военной газеты. Его впечатления отразились в
рассказах сборника На посту (1947). Военные повести Златан (1949) и Вторая
рота
(1949) свидетельствуют об обращении автора к нравственной проблематике.
Внутренний мир героев раскрыт в сборниках Мальчик со скрипкой (1963) и Запах
миндаля
(1966). Роман Звезды над нами (1966) носит философский характер. Он
состоит из новелл, объединенных общими героями. Книга полифонична, передает
разные взгляды, в том числе и автора, на революцию. В творчестве писателя
отчетливо проступает тяготение к притче. Широко известен
интеллектуально-психологи­ческий роман Вежинова Ночью на белых конях (1975) С
последующими произведениями в твор­чество Вежинова прочно вошла психологическая
проблематика. Используя элементы вымысла, он раскрывал роль интуиции и
подсознания в жизни человека В новеллах сборника Синие бабочки (1968)
характеры проявляются в необычной, подчас фантастической и загадочной
обстановке. В повести Барьер (1977) фантастическое становится одним из планов
изображения. Девушка Доротея, наделенная способностью летать, существует в
особом измерении Героине присуши ум и жажда деятельности, но необыкновенный дар
держит ее за порогом

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.