Жанр: Энциклопедия
Энциклопедический биографический словарь
...ля них он иногда
читал лекции на русском языке, чтобы познакомить
их с русской математической
терминологией. Б. систематически оказывал
своим ученикам помощь при изучении русской
математической литературы. Это было особенно
нужно чешским математикам, многие из которых
в послевоенные годы работали в тесном
контакте с советскими математиками, а "Чехословацкий
математический журнал" стал издаваться
на русском языке. В Карловом университете
Б. регулярно (до 78 лет) читал лекции
по вариационному исчислению, по интегральным
уравнениям и их приложениям к
страховому исчислению и к математической
физике, а также курсы теории обыкновенных
дифференциальных уравнений и уравнений в
частных производных с приложениями их к
математической физике. Диапазон научных интересов
Б. был весьма широк: теория чисел,
методы приближенных вычислений (особенно
известной стала его статья по проблемам интерполяции),
геометрия, непрерывные дроби
и другие разделы математического анализа. За
свою жизнь Б. опубликовал около 50 работ,
последняя из которых вышла в свет в 1950.
Лит.: Пятнадцать лет работы Русского свободного
университета в Праге (1923-1938). Прага, 1938; Bily
J. Eugen Bunickij zernrel // L:as. pest. matem, 1953, Roc.
78; Лейбман Э.Б. Математическое отделение
Новороссийского общества естествоиспытателей
(1876-1928) // Истор.-матем. исслед., вып. 14. М.,
1961; История отечественной математики: в 4 т., т. 2.
Киев, 1967.
Н. Ермолаева
\БУНЯТЯН Ментор Абрамович (9.1.1877, ? -
31.1.1969, Монморанси, Франция) - экономист,
педагог. Высшее образовние получил в
университетах Германии. Доктор государственных
наук Мюнхенского университета, диссертация
"Кризисы хозяйства и сверхкапитализация"
была опубликована на немецком языке в
1907, на русском -в 1915, дважды на французском.
После возвращения в Россию Б. защитил
магистерскую диссертацию по политической
экономии и статистике в Московском
университете, где и преподавал до 1917. После
революции состоял профессором Тифлисского
политехнического института, Во время
гражданской войны эмигрировал во Францию.
В Париже Б. - один из основателей Русской
академической группы, в которой состоял
членом правления с 1922. Вплоть до 2-й мировой
войны Б. преподавал экономические дисциплины
на русском отделении юридического
факультета Парижского университета (Русский
институт права и экономики), среди преподавательского
и научного состава которого выделялись
экономисты и юристы с мировым именем
- Г.Гинс, Б.Ижболдин, С.Стефановский, В.Энгельфельд,
М. фон Энден и др.
В 20-30-е Б. руководил совместно с А.Анцыферовым
экономическим семинаром в Институте
славяноведения, выступал с докладами
на заседаниях Экономического совещания деловых
и научных кругов русской эмиграции.
Участвовал в Международном конгрессе экономических
и социальных наук (Париж, 1937).
Наибольшую известность в среде западноевропейской
научной общественности получила
разработка Б. "теории кризисов", возникновение
которых он объяснял диспропорциональным
ростом производства материальных благ
во время промышленного подъема. Этой теме
посвящены две главнейшие работы ученого:
"Опыт морфологии и теории периодических
экономических кризисов" (Париж, 1922, на
франц. яз.) и "Закон вариации цен" (Париж,
1926, на франц. яз.). Ряд оценок и выводов Б.
нашли дальнейшее развитие в трудах французского
и российского экономистов - А,Афталиона
и Н.Кондратьева.
Б. занимался и исследованием идей "субъективной"
ценности, которое подводило его к
признанию допустимости процесса мирового
перепроизводства, порожденного уменьшением
предельной полезности произведенной продукции
в обществе, к нейтральности характера
денежных знаков, к отрицанию свойств депозита
создавать дополнительную покупательную
способность хозяйствующего субъекта. Заслуживает
внимания оценка Б. свойств хозяйства
адекватно реагировать на кризисные ситуации,
исходя из собственных возможностей, которая
расходилась с утверждением ряда западных
экономистов, отрицавших наличие саморегулирующих
механизмов и считавших, что экономические
проблемы в рыночных условиях неразрешимы
без учета их социальных аспектов и
без фактора вмешательства государства,
Долгие годы Б. возглавлял Армянскую
службу в Париже, защищая интересы армянских
беженцев во Франции.
В 1949 Б. был избран действительным членом
Американской Академии экономических
наук.
Лит.: Ижболдин Б.С. К юбилею проф. М.А.Бунятана//
НЖ, 1969, № 89.
В. Телицын
\БУРЛЮК Давид Давидович (9.7.1882, хутор
Семиротовщина, Лебединского у., Харьковской
губ. - 15.1.1967, Лонг-Айленд, США) - художник,
поэт, художественный критик. Отец,
Д.Ф.Бурлюк - потомок запорожских казаков,
агроном, автор популярных брошюр по вопросам
сельского хозяйства, мать - урожденная
Л.И.Михневич - из дворян, художница-любительница.
Художниками стали сестра и брат Б.
- Людмила (Кузнецова) и Владимир, поэтом -
брат Николай. В 1894-98 Б. учился в гимназиях
в Сумах, Тамбове, Твери, в 1899 поступил
в Казанское художественное училище. В связи
с переездом семьи в имение князя СвятополкМирского
"Золотая балка", управляющим которого
стал отец Б., в 1900 перевелся в Одесское
художественное училище. После неудачной
попытки в конце 1902 поступить в Петербургскую
Академию художеств продолжал образование
в Королевской Академии художеств
и в школе А.Ашбе в Мюнхене, в 1904-в Париже
в Школе изящных искусств. В этот период
Б. - автор реалистических портретов и пейзажей,
затем стал писать в духе неоимпрессионизма.
С 1906 участвовал в выставках. В дальнейшем
- признанный "отец русского футуризма",
создатель первой группы "кубо-футуристов"
("будетлян") "Гилея", составитель
сборников "Садок судей" (1910), "Пощечина
общественному вкусу" (1913, соавтор одноименного
манифеста и автор эссе "Фактура");
всего в 1910-15 участвовал не менее чем в 12
футуристических сборниках. Вызывающий,
скандально-эпатирующий характер выступлений
футуристов Б. объяснял впоследствии
"классовой ненавистью"; "Никто из богатых
нас никогда не поддерживал, нас только ругали...,
только издевались над нами. Когда нас
стали травить, мы озверели". Утверждал, что
"литературно-художественная революция, коей
являлись кубо-футуризм и футуризм, разразилась
в России за 10 лет до Красного Октября".
Б. считали своим учителем В.Маяковский и
В.Каменский, который вспоминал, как Б. призывал
"разгромить старое буржуазное "жречество",
мистиков, символистов, бульваристов,
порнографистов и академиков".
Организовал ряд авангардистских выставок:
"Стефанос" (Москва, 1907-8), "Звено" (Киев,
1908), "Венок-Стефанос" (Петербург, 1909) и
др., вместе с М.Ларионовым участвовал в создании
объединения "Бубновый валет" и в первой
его выставке (1910), в выставке "Ослиный
хвост" (1912). Сблизился с В.Кандинским, при
содействии которого работы Б. и других русских
кубо-футуристов экспонировались на выставках
"Голубой всадник" в Мюнхене (191112)
и "Буря" в Берлине (1913). Получив в
1911 диплом Одесского художественного училища,
поступил в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, учился у Л.Пастернака
и А.Архипова, но 21.11.1914 был исключен
из училища вместе с Маяковским за турне по
27 городам России, где они пропагандировали
авангардистское искусство.
В 1912 женился на М.Еленевской, жил в
1915-17 в ее имении в Уфимской губернии. С
октября 1917 снова в Москве. Издавал "Газету
футуристов", поставил совместно с Маяковским
фильм "Не для денег родившийся", выступал
в Кафе поэтов. В период 1-й мировой
войны и революции были написаны символические
картины "Ожившее средневековье",
"Святослав", "Купальщицы" (1915), "Татаре"
(1916), "Опоздавший Ангел мира", "Казнь русской
Марии-Антуанетты" (1917) и др. По словам
Б., эти его произведения "полны выражения
глубочайшего сочувствия страданиям и
скорби народных масс", он "в символических
образах протестовал против дикости и бессмысленности
капитала милитаристов".
Приехав в апреле 1918 в Уфимскую губернию
к семье, Б. оказался, в результате восстания
чехословацкого корпуса, за линией фронта.
В 1918-20 на Урале, в Сибири и на Дальнем
Востоке читал лекции о современном искусстве,
проводил выставки, опубликовал сборники
стихов "Лысеющий хвост" (Курган, 1919) и
"Сибирь". В Чите издавал с Н.Асеевым,
С.Третьяковым и Н.Чужаком журнал "Творчество",
С октября 1920в Японии, написал там
около 450 живописных произведений, в том
числе картины "Бурлюк предсказывает своим
друзьям поглощение Иокогамы разбушевавшимися
волнами" и "Рыбаки Тихого океана". Вошел
в группу японских футуристов, выпустил
сборник стихотворений со своими иллюстрациями
"Восхождение на Фудзи-сан" (Иокогама,
1921), печатался в местных газетах. Пребыванию
в Японии Б. посвятил изданные в НьюЙорке
книги "По Тихому океану: Из жизни современной
Японии" (1925) и "Ошима. Японский
Декамерон" (1927).
В августе-сентябре 1922 переехал с
семьей в США, где пропагандировал советский
опыт, читая лекции в рабочих клубах, сотрудничая
в коммунистических изданиях ("Русский
голос", "Йовый мир") и в газете "Новое русское
слово". Член литературной группы "Серп
и молот" и "Джон Рид-клуба". При участии Б.
издавались сборники Кружка пролетарских
писателей в Америке "В плену небоскребов",
"Свирель собвея" (1924), "Красная стрела"
(1932), альманах "Китоврас" (1924). Свою
деятельность за границей Б. рассматривал как
служение "моим братьям, рабочим и крестьянам
Великой социалистической моей родины";
в то же время он настаивал на свободе творчества
в искусстве. Широко использовал при
этом апробированные еще в России формы выступлений
- "поэзоконцерты", "поэзобалы",
диспуты, конкурсы поэтов. В 20-30-е выпустил
в нью-йоркском издательстве Марии Бурлюк
несколько сборников стихов и прозы, к 20летию
футуризма - теоретический труд "Энтелехизм:
Теория. Критика. Стихи. Картины"
(1930). Составил справочник "Русские художники
в Америке" (1928), написал книги "Рерих:
черты его жизни и творчества" (1930),
"1/2 века: Россия-Америка-СССР. 1882-1932.
К 50-летию со дня рождения" (1932), поэмы
"Десятый Октябрь" (1927), "Горький" (1929),
цикл рассказов "Колчаковщина" (1920-29).
Как правило, в каждой книге Б. мозаично перемежались
стихи, рисунки, теоретические
статьи, воспоминания и т.д. Издавал в 1930-67
вместе с женой журнал "Цвет и рифма", в
котором публиковал автобиографические материалы
и воспоминания о В.Хлебникове (1952),
П.Филонове (1954), В.Кандинском (1963).
Среди живописных произведений Б., созданных
за рубежом, - портреты Н.Рериха,
В.Ленина, Маяковского, жены, фантастические
картины ("Глаза", 1920: "Демоны", 1925:
"Приход механического человека", 1927;
"Судьба", "Время и поток Человечества"), картины
"Рабочие" (1923-24), "Ленин и Толстой"
(1930). Принимал участие во всех крупных выставках
современного искусства в США, в Европе,
в Австралии: в 40-х - 60-х состоялось
около 3 0 персональных выставок Б. В 1931
картины Б. экспонировались в Москве, но в условиях
наступления "социалистического реализма"
советская критика одобрила лишь их тематику
(изображение американских безработных),
в целом же сочла творчество Б. продолжением
"буржуазных традиций" дореволюционного
авангарда. В связи с отказом официальных
искусствоведов в СССР признать футуризм
"искусством пролетариата" принял в
1930 американское гражданство и все чаще
подчеркивал свою роль в развитии американского
изобразительного искусства. Картины Б.
приобретали крупнейшие музеи США, в том
числе нью-йоркские музеи Метрополитен, Уитни,
Бруклинский музей, Музей современного
искусства и др. В последние годы жизни Б. работал
в реалистической манере. В 1956 и
1965 посетил СССР. В музеях России, в том
числе в Русском музее, Третьяковской галерее
и Уфимском Художественном музее, находится
около 200 работ Б.
Соч.: Воспоминания отца русского футуризма //
Минувшее, вып. 5. М., 1991.
Лит.: Голлербах Э. Искусство Давида Бурлюка.
Нью-Йорк, 1930: Его же. Поэзия Давида Бурлюка.
Нью-Йорк, 1931; Поступальский И. Литературный
труд Д.Бурлюка, Нью-Йорк, 1930; Dreier К. Burliuk.
New York, 1944; Bowit I.E. David Burliuk, the Father of
Russian Futurism // Canad.-Amer. Slavik studies, 1986,
vol. 20, № 1/2.
Р. Ильин
\БУРЦЕВ Владимир Львович (17.11.1862,
форт Перовский, Закаспийской обл. -
21.8,1942, близ Парижа) - общественный деятель,
публицист, историк, издатель. Сын
штабс-капитана. Детские годы провел в Бирске
Уфимской губернии. Окончил в 1882 гимназию
в Казани, в 1882-85 учился на физикоматематическом
и юридическом факультетах
Петербургского и Казанского университетов. В
конце 1882 впервые арестован за участие в
студенческой сходке. С 1883 входил в народовольческие
кружки. После ареста в 1885 в
Казани административно сослан в село Малышевское
Иркутской губернии; летом 1888 бежал
из ссылки, эмигрировал в Швейцарию, затем
во Францию. Редактировал вместе с В.Дебогорием-Мокриевичем
газету "Свободная
Россия" (1889), издал брошюру "Белый террор
при Александре III" (Женева, 1890) и в
переводе на русский язык - книгу Дж.Кеннана
"Сибирь и ссылка". С 1891 в Лондоне,
подготовил издание (1897) сборника материалов
по истории общественного движения в
России "За сто лет (1800-1896 гг.)". Пропагандировал
в журнале "Народоволец" (1897)
террористические методы борьбы с царизмом,
сблизился в дальнейшем с эсерами, но считал
себя "человеком кабинета, литератором и журналистом".
В январе 1898 арестован английской
полицией и в феврале приговорен к 18
месяцам заключения в каторжной тюрьме за
возбуждение в печати к убийству Николая II.
В 1900 стал издавать историко-революционные
сборники "Былое". Вынужденный по требованию
властей в 1903 покинуть Великобританию,
а затем Швейцарию, в 1904 поселился
в Париже. В ноябре 1905 вернулся по амнистии
в Россию. В письме к С.Витте выразил
готовность выступить против революционного
терорра, если правительство также откажется
от террора и будет проводить последовательную
политику реформ. В 1906-7 вместе с
В.Богучарским и П.Щеголевым редактировал
легальный журнал "Былое", объединив вокруг
него участников революционного движения
1870-80-х; в 1907 составил "Историко-революционный
альманах", вышедший в издательстве
"Шиповник" и арестованный цензурой
(переиздан в 1917 под названием "Календарь
русской революции").
Осенью 1907 снова эмигрировал. В Париже
возобновил издание "Былого" (1908-12),
издавал газеты "Общее дело" (1909-10) и "Будущее"
(1911-14). С 1906 специализировался
на разоблачении провокаторов, внедренных охранкой
в революционные партии, прежде всего
в партию эсеров: использовал с этой целью
контакты с информаторами-чиновниками политической
полиции М.Бакаем, Л.Меньщиковым,
А.Лопухиным и др. Составил и опубликовал в
"Былом" список "Шпионы, предатели, провокаторы";
среди агентов охранки, раскрытых Б.,
были Е.Азеф (1908), А.Гартинг (1909), З.Гернгросс-Жученко
и др.; причислял к провокаторам
и организаторов провокации-охранников.
Приобрел благодаря этим разоблачениям широкую
известность в России и за рубежом, но, по
словам Б., выдержал "настоящую травлю" со
стороны обвиняемых и их защитников - руководителей
партии эсеров и не дождался от них
"даже элементарной справедливости" после того,
как выдвинутые им обвинения полностью
подтверждались. Со времени дела Азефа считал
эсеров "своими врагами". Оказывал содействие
всем революционным и оппозиционным
партиям; согласился в 1912 возглавить большевистскую
комиссию по расследованию "центральной
провокации" в РСДРП, нов 1914 поспешил
публично поручиться за Р.Малиновского,
заявив, что для обвинений его в провокаторстве
нет никаких оснований. Выступал с критикой
политики царского правительства в брошюре
"Ответственность царя" (1910), в публикациях
секретных документов "Царский листок.
Доклады министров внутренних дел Николаю
II" (1909), "Царь и внешняя политика. Виновники
русско-японской войны..." (1910).
Во время 1-й мировой войны занял оборонческую
позицию и в августе 1914 вернулся в
Россию, но был арестован на границе и в январе
1915 приговорен к ссылке в Восточную
Сибирь (села Монастырское и Богучанское);
участвовал в дискуссиях ссыльных об отношении
к войне, в частности, с большевиками
Я.Свердловым и И.Сталиным, Амнистированный
в конце 1915 по ходатайству французского
правительства, вернулся в Петроград.
Продолжал расследование полицейской провокации
и пришел к выводу, что Малиновский
был провокатором. В 1917 входил в редакцию
восстановленного журнала "Былое", сотрудничал
в журнале "Жизнь и суд", издавал газету
"Общее дело", сборники "Будущее". Поддержал
обвинение вождей большевиков в сотрудничестве
с Германией, заявив, что "среди большевиков
всегда играли и теперь продолжают
играть огромную роль и провокаторы и немецкие
агенты". Требовал установления сильной
республиканской власти, критиковал А.Керенского
за слабость в борьбе с пораженцами,
был сторонником установления диктатуры генерала
Корнилова. После того, как Временное
правительство закрыло газету "Общее дело",
стал издавать газету "Наше общее дело", запрещенную
в день октябрьского переворота
большевиками. В ночь на 26.10.1917 арестован,
содержался в Петропавловской крепости
и в Крестах, где получил новые сведения о
действиях охранки, общаясь с также находившимся
в заключении бывшим директором департамента
полиции С.Белецким. Освобожден
18.2.1918: в мае бежал через Финляндию в
Стокгольм. Издал на русском, шведском и
французском языках брошюру "Проклятие
вам, большевики!", а по приезде в Париж -
сборник статей из "Общего дела" - "В борьбе
с большевиками и немцами" (1919).
В конце 1919 посетил Крым и Северный
Кавказ, осенью 1920 - Крым, встречался с
генералом Врангелем, настаивал, чтобы его
правительство приняло меры против антисемитизма.
За границей возобновил издание газеты
"Общее дело" (1918-22, 1928-33). Написал
"отчет о своей деятельности" - книгу "Борьба
за свободную Россию. Мои воспоминания
(1882-1924 гг.)" (т. 1. Берлин, 1924: в СССР
переизд. с сокращениями под назв. "В погоне
за провокаторами". М.-Л., 1928: М., 1991):
главы из 2-го тома воспоминаний были опубликованы
в последних двух выпусках "Былого"
(1933). В предисловии к книге подчеркивал,
что "ни разу не сменил вех" и по-прежнему
живет "с той же самой верой в Россию и в
идеи свободы, права и демократии". К 10-летию
Октябрьской революции выпустил брошюру
"Юбилей предателей и убийц (19171927
гг.)", в связи со сталинскими политическими
процессами 30-х - брошюру "Преступление
и наказание большевиков" (1938). Продолжая
борьбу против антисемитизма, выступил
в качестве свидетеля на суде в Берне
(1934-35), выяснявшем вопрос о подлинности
"Протоколов сионских мудрецов", посвятил
этой теме книгу "Протоколы сионских мудрецов"
- доказанный подлог" (1938: М" 1991);
утверждал, что "в будущем еврейский вопрос
разрешится, как это было в свое время намечено
Временным правительством в 1917 г. и
как этот вопрос разрешен в таких культурных
странах как Франция и Англия". Занимался любительскими
исследованиями по истории русской
литературы: "Как Пушкин хотел издать
"Евгения Онегина" и как издал" (Париж,
1934), "Восьмая, девятая и десятая главы романа
"Евгений Онегин" (Париж, 1937). Был
противником фашизма: дочь А.Куприна вспоминала,
как в оккупированном гитлеровцами
Париже Б. "спорил с пеной у рта и доказывал,
что Россия победит, не может не победить".
Умер в лечебнице для бедных.
Соч.: Владимир Бурцев и его корреспонденты
(публ. О.В.Будницкого) // Отеч. история, 1992, № 6.
Лит.: Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники,
вып. 1. Париж, 1964; Давыдов Ю.В. Г.Лопатин, его
друзья и враги. М., 1984; Его же. Бурный Бурцев //
Огонек, 1990, № 47, 48, 50; Сидоров Н.А., Тютюнник
Л.И. В.Л.Бурцев и российское освободительное движение
// Сов. архивы, 1989, № 2; Лурье Ф.М. Хранители
прошлого. Журнал "Былое": история, редакторы, издатели.
Л., 1990: Его же. Полицейские и провокаторы.
Политический сыск в России. 1649-1917. СПб., 1992;
Николаевский Б.И. История одного предателя: Террористы
и политическая полиция. М., 1991.
Арх.: ГАРФ. ф. 5802.
И. Розенталь
\БУХОВЕЦКИЙ Дмитрий (1895-1932) -
режиссер, сценарист. В начале своей кинематографической
карьеры, пробуя силы в режиссуре,
был занят также в качестве актера у других
постановщиков, в частности, снялся в
фильме Я.Протазанова "Богатыри духа" (др.
назв. "Партизанская жизнь", 1918). Эта экранизация
романа Э.Вернер, как и большинство
тогдашних лент, носила назидательный характер,
представив в образе двух братьев извечную
историю о противоборстве добра и зла:
персонаж Б. был олицетворением порока, а его
партнером в роли "ходячей" добродетели выступал
И.Мозжухин. Однако известность пришла
к Б. не в России, а в Германии, куда он
эмигрировал в 1919. Благодаря особому художественному
чутью Б. удалось в предельно короткий
срок не только освоиться в западном
кинематографе, но и, став профессионалом высокого
класса, войти в число наиболее плодовитых
режиссеров Германии - самой крупной
кинодержавы того времени. В творчестве Б,
тех лет ощутимо влияние двух направлений:
театральной режиссуры М.Рейнхардта, определявшей
размах постановок, и немецкого киноэкспрессионизма
с характерной для него выразительностью
средств, которая достигалась
благодаря пластической культуре, расширению
кинематографического пространства с помощью
света и тени. В Германии Б. специализировался
на экранизации литературных произведений,
и первый крупный успех был связан
с фильмом "Братья Карамазовы" ("Die
Gebnider Karamazov", 1920, совм. с К,Фрёлихом):
в главной роли выступил здесь великолепный
немецкий актер Эмиль Яннингс, исполнявший
впоследствии главные роли почти во
всех фильмах Б. Неменьший прокатный успех
сопутствовал и последующим фильмам Б.:
"Эксперимент доктора Митрани" ("Das
Experiment des Professors Mithrany", 1920),
"Галилеец" ("Der Galilaer", 1921), "Сафо"
("Sappho", 1921), "Графиня Парижская" ("Die
Grafin von Paris", 1922), "Петр Великий"
("Peter der Grosse", 1922). Особое внимание
и зрителей, и критики заслужила осуществленная
Б. экранизация шекспировского "Отелло"
("Othello", 1922). В блестящем исполнении
Э.Яннингса, В.Крауса и И. фон Ленкеффи она
была признана лучшей на тот период. Однако
подлинная слава пришла к Б. при создании т.н.
"постановочных" фильмов на исторические
сюжеты, пользовавшиеся особой популярностью
в западном и особенно немецком кинематографе
тех лет. Создатели "исторических
лент" стремились добиться наибольшего зрелищного
эффекта прежде всего за счет внешней
атрибутики - декораций, костюмов, массовых
сцен; исторические события становились
лишь фоном повествования, суть которого
сводилась к раскрытию судеб отдельных личностей.
Классическим образцом подобной продукции
явился фильм Б. "Дантон" ("Danton",
1921, экранизация драмы Г.Бюхнера "Смерть
Дантона"). Подражая в немалой степени Эрнсту
Любичу - подлинному и неоспоримому
мастеру этого жанра, - Б. продемонстрировал
в своей работе такой уровень профессионализма
и творческой зрелости, что сумел на
время затмить по степени популярности своего
кумира. Несмотря на очевидный зрительский
и коммерческий успех, фильм был принят критикой
неоднозначно. В определенной мере это
объяснялось спорной трактовкой образа одного
из самых ярких и талантливых героев Французской
революции (в роли Дантона - Э.Яннингс);
по словам С.Эйзенштейна, фильм рисовал
портрет "гуляки и бабника, чудного парня
и единственной положительной фигуры
среди стаи злодеев". Картина прошла и по российским
экранам (под назв. "Гильотина"), правда
в существенно "отредактированном" варианте,
менявшем, благодаря искусному монтажу,
смысл отдельных сцен и психологический
характер героев.
За 4,5 года Б. снял 10 фильмов в Германии
и один - на киностудии Швеции - "Карусель
жизни" ("Das Karussell des Lebens", 1923). Для
этого фильма, как и для ряда др. своих картин
("Сафо", "Отелло"), Б. сам писал сценарии. Его
ленты не только пользовались неизменным
зрительским успехом, но и создавали мастеру
определенный авторитет в кинематографических
кругах. Не случайно поэтому Б. в числе
первых европейских кинематографистов получил
приглашение работать в Голливуде. В 1924
он вместе с двумя "звездами" немецкого, а
впоследствии американского кино - актрисой
Полой Негри и Э.Любичем - покинул Германию.
Правда, в отличие от своих коллег Б. проработал
в Голливуде всего 3 года. Он был среди
тех режиссеров, которые делали добротные
ленты, в основном мелодрамы, руководствуясь
эстетическими принципами европейского кино.
Сначала Б. работал на киностудии "Paramount",
где поставил фильмы: "Люди" ("Men", 1924),
"Лилия из праха" ("Lily of the Dust", 1924),
"Лебедь" ("The Swan", 1925), "Выросший изо
лжи" ("The Grown of Lies", 1926),
"Полуночное солнце" ("The Midnight Sun",
1926). Затем Б. недолгое время сотрудничал
с киностудией "Metro-Goldwyn-Mayer" (MGM):
"Валенсия" ("Valencia", 1927), "Любовь"
("Love", 1926). Как и прежде, Б. писал сценарии
для многих своих лент или был соавтором
сюжета.
В 1927, не поладив с хозяевами MGM и
отстраненный от работы на студии, Б. покинул
Америку. Вернувшись в Европу, занимался по
преимуществу постановкой немецких и французских
версий американских фильмов: "Женщина
в джунглях" ("Weib im Dschungel", 1930)
- версия фильма "Письмо" ("The Letter", реж.
де Лимюр); "Обвинение" ("Le Requisitoire",
1930) - версия фильма "Непредумышленное
убийство" ("Manslaughter", реж. Эббот), "Ночь
решений" ("Die Nacht der Entscheidung", 1931)
- версия фильма "Целомудренный грех"
("Virtuous Sin"). Кроме того, Б. поставил фильмы
"Стамбул" ("Stamboul", 1931) и "Современная
магия" ("Magie modeme", 1931).
Высокая степень профессионального мастерства,
тонкое понимание жанра, способность
улавливать национальные оттенки в кинематографической
культуре различных стран - все
эти качества обеспечили Б. успех, выдвинув
его в число популярных, плодовитых и востребованных
кинорежиссеров.
Т. Гиоева
_В
\ВАКСМАН Зельман Абрахам (2.7.1888,
Прилуки - 16.8.1973, Хайенис, шт. Массачусетс,
США
...Закладка в соц.сетях