Жанр: Энциклопедия
Энциклопедический биографический словарь
... большой роли
Беляева в пьесе И.Тургенева "Месяц в
деревне" (исполнение ее высоко оценила и
польская критика во время гастролей театра в
Варшаве в мае 1912). В 1911 с неменьшим успехом
сыграл Левку в пьесе С.Юшкевича
"Miserere", Лаэрта в "Гамлете" В.Шекспира, в
1914 - Фабрицио в "Хозяйке гостиницы"
К.Гольдони. Среди других ролей - Пан
Врублевский в "Братьях Карамазовых" (1910),
адвокат Петрушин в "Живом трупе" Л.Толстого
(1911), Аслак в "Пер Гюнте" Г.Ибсена
(1912), Альсид в "Браке поневоле"
Ж.-Б.Мольера (1913), Барановский в "Осенних
скрипках" И.Сургучева. Актер В.Попов называл
Б. "любимцем К.Станиславского" и
характеризовал его как человека "исключительной
одаренности"; "Он был замечательным
актером, режиссером, гимнастом, фехтовальщиком,
танцовщиком, художником-живописцем,
скульптором, художником-декоратором и
умел делать многое, что связано с театром".
С.Гиацинтова вспоминала: "При всем своем
авантюристическом складе, Болеславский был
очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен
явными организаторскими способностями и
несомненным человеческим обаянием", В 1912
Б. - один из организаторов 1-й студии МХТ, в
которой освоил систему Станиславского. Поставил
в 1913 "Гибель "Надежды"
Г.Гейерманса, в 1914- "Калики перехожие"
В.Волькенштейна. Работу над "Балладиной"
Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со
Станиславским в трактовке пьесы. По словам
П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно
"стремление к монументальности и безусловной
героике", "его влек широкий размах и
глубина чувств". Работая над "Гибелью
"Надежды", он "перенес действие в маленькую
рыбачью лачужку, дал жанровую картинку
матросской попойки, а в 3-м действии передал
прибой волн, треск снастей, гул ветра. "Море"
было невидимым окружением, которое диктовало
стиль спектакля... Болеславский чувствовал
и любил простое на театре. Такое же
простое - ценность жизни, горе, радость -
передавал он в "Гибели "Надежды" - теми же
актерскими приемами: взглядом, всхлипом,
внезапным криком... Сила спектакля заключалась
в том, что он подошел к первоначальному
в человеке - и "первоначальное" довел до
остроты". Занимаясь режиссурой, Б. оставался
и актером, сыграл Вильгельма в "Празднике
мира" Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в "Двенадцатой
ночи" Шекспира (1917).
Летом 1914 совершил путешествие в Испанию
и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.
В том же году дебютировал в кино:
играл в фильмах Я.Протазанова "Мимо жизни"
("Сказка жизни") художника Волина, в "Танце
вампира" исполнял новый характерный танец.
В 1915 поставил свои первые фильмы - "Три
встречи" и "Ты еще не умеешь любить", позднее
- "Семья Поленовых", "Не разум, а
страсть правят миром", "Домик на Волге". В
1916 ушел добровольно на фронт, служил
корнетом в Польской уланской дивизии. Из
армии писал В.Лужскому: "У меня взвод в 40
человек и команда разведчиков в 20. Жуткое
и страшное чувство отвечать за всех и каждого.
За жизнь и судьбу стольких людей". В
1918 был откомандирован на курсы телеграфистов
в Москву и возвратился в студию.
14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал
работу в Большом театре в Познани,
поставил в своем оформлении "Потоп"
Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят,
но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве
"Редута". Это ему не удается. Тогда по
предложению А.Шифмана он поступил
режиссером и актером в варшавский Театр
Польский. Подготовленный в его сценической
композиции (вместе с Л.Шиллером) "Мещанин
во дворянстве" (июнь 1920) с завершающей
спектакль пантомимой "Мандрагора" на музыку
К.Шимановского - одна из самых выдающихся
постановок Мольера в Польше. В том
же году поставил "Романтиков" Э.Ростана,
сыграв Стафореля; "Милосердие" К.Ростворовского,
выступив в роли режиссера, "Потоп",
исполнив роль 0'Нила; в 1921 - "Рюи
Блаз" В.Гюго и "Кики" Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер
считал наиболее важными в этих постановках
Б. "педагогически ценные репетиции", т.к. Б.
работал с актерами по неизвестной тогда в
Польше системе Станиславского, добиваясь от
них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля
видел в его общественно-культурных задачах.
В 1920 Б. поставил несколько короткометражных
пропагандистских фильмов, направленных
против большевистской России, и на
киностудиях "Сфинкс" и "Ориантфильм" -
два больших художественных фильма. Не сумев
получить постоянное место руководителя
Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал
из Польши и вскоре присоединился к находившейся
в Праге качаловской группе Художественного
театра; был с радостью принят
ею, т.к., по словам С.Бертенсона, "обладал
громадной долей энтузиазма, выразительным
творческим воображением и был отличным
организатором". Б. предложил ставить "Гамлет",
сохранив основной замысел старого
спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке
ролей, но заменив крэговские ширмы
раздвижными декоративными полотнами.
Премьера прошла с большим успехом в Праге
осенью 1921; спектакль был затем показан в
Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене,
Стокгольме. Везде он получил
зрительское признание. Своеобразие его отметил
С.Моковский: "То, что мы видим теперь
за рубежом России, очень вольная перифраза
замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский
и художник-декоратор И.Гремиславский
нашли самостоятельные пути инсценировки
"Гамлета"... Так же как от формы инсценировки,
режиссер отошел от символического
задания Крэга и приблизился в значительной
степени к Шекспировскому
реализму". О Б. писали как о режиссере, "чье
имя надо запомнить". Приехавший в конце
1921 в качестве посланника из Москвы
Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву.
В дневнике он записал: "Болеславский
колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы
он ехал. Энергия, знания, желание работать,
любовь к театру, - может быть исключительно
полезным и необходимым". Но Б, уехал в
Париж; осенью 1922 он присоединился к
труппе МХТ во время гастролей в США и там
остался после ее отъезда в Москву.
В театральный мир Америки он принес
практическое знание системы Станиславского,
распространял это знание, занимаясь с учениками.
Он основал частную актерскую школу,
преследуя цель создать в Америке психологический
театр с постоянной труппой и постоянным
репертуаром. В 1923-24 организовал
небольшой театр ("The Neighbourdhood Playhouse"),
своего рода театральную студию, где поставил
спектакли "The Player Queen" и "Blanco
Posnet", Успех спектаклей и благожелательная
критика открыли ему путь в Бродвейские театры;
осуществил там ряд удачных работ:
"Король бродяг" (1925), "Белый орел"
(1927), "Мистер Монипенни" (1928), "Иуда"
(1929). В 1928-29 руководил "American
Laboratory Theatre", поставил "Три мушкетера",
"Укрощение строптивой", "Макбет",
"Миракль".
В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы
"Девушка-сокровище" ("Treasure-girl", на
муз. Дж.Гершвина), "Это называется любовь",
Около 1930 женился на американской
драматической актрисе Норме Друри. Вместе с
Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях
польских уланов в России в конце 1 -и мировой
войны (1-я кн.: "The Way of the Lancer", 1932:
2-я кн.: "Lancer down", 1935: 3-я осталась незаконченной).
Роман пользовался большим успехом,
1-я книга выдержала несколько изданий в
США, была переведена на немецкий и польский
языки ("Путем уланов". Варшава, 1939).
В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый
большой фильм "Распутин и Императрица".
Умение работать с актером привлекало к Б,
больших артистов, у него снимались Грета
Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант,
энергия и высокая художественная культура
позволили ему снять 19 фильмов, в том числе
"Буря на закате" и "Красота на продажу" в
1933, "Человек в белом" и "Расписной занавес"
с Гретой Гарбо в 1934, "Скала в Индии"
и "Отверженные" в 1935, "Теодора сходит с
ума" и "Сад Аллаха" в 1936. Работая в Голливуде,
Б. продолжал интересоваться педагогикой
и написал популярный учебник актерской
игры в виде диалогов с ученицей "Acting. The
First Six Lessons" (Нью-Йорк, 1933). Учебник
выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в
1948 был издан в Праге, в 1949 - в Англии.
Умер Б, во время съемок фильма "The Last of
Mrs Cheyney".
Лит.: Эфрос Н. Московский Художественный театр,
1898-1923. М.-Пг., 1924: Московский Художественный
театр Второй. М., 1925; Бертенсон С. Вокруг
искусства. Холливуд, 1957; Вахтангов Е. Материалы,
статьи. М., 1959; Гиацинтова С. С памятью наедине.
М., 1985; Kulesza М. Ryszard Boleslawski. Umrzec w
Hollywood. Warszawa, 1989; Шверубович В. О старом
Художественном театре. М., 1990.
М. Иванова
\БОЛЬМ Адольф (Эмилий) Рудольфович
(25.9.1884, Петербург - 16.4.1951, Голливуд,
шт. Калифорния, США) - танцовщик,
балетмейстер, педагог. Отец, Рудольф
Кондратьевич, был скрипачом и помощником
дирижера в Михайловском театре. В 1894 Б,
поступил ив 1903 окончил балетное отделение
Петербургского театрального училища (педагог
П.Карсавин) и был принят в кордебалет
Мариинского театра. В 1905 стал солистом.
Выступал в классических pas de deux, pas de
trois. Среди его партнерш были А.Павлова,
Ю.Седова и др. Б., обладая феноменальным
прыжком, стремительными вращениями, ярко
выраженным мимическим дарованием и огненным
темпераментом, рано обратил на себя внимание
публики и критиков. В 1907 был
приглашен М. Фокиным для гастролей артистов
Мариинского театра в Москве. В 1908
организовал первую зарубежную поездку
А.Павловой, в которой выступал как ее
партнер (участвовали также Л.Егорова,
Э.Вилль, А.0бухов, А-Ширяев). Труппа посетила
Гельсингфорс, Стокгольм, Копенгаген и Ригу
и везде имела огромный успех. В Стокгольме
король Густав вручил Б. золотоую медаль
"Literis et Artibus". "Эта удачная поездка не
только с честью поддержала репутацию
русского балета, но и подготовила почву для
будущих успехов". В 1908 станцевал партии
Петра в "Привале кавалерии" (комп.
И.Армсгеймер) и Иллариона в "Жизели" (комп.
А.Адан), поразив в последней своим актерским
дарованием. В 1909 совершил с Павловой
второе турне - в Берлин и Прагу. В 1909 и
1910 участвовал в Русских сезонах С.Дягилева
в Париже, выступив в партии Главного воина
(Лучника, "Половецкие пляски" на муз.
А.Бородина) и, по признанию Фокина, был великолепен:
"Это самая лучшая его роль, и он
остался ее лучшим исполнителем. Много видал
я "Главных воинов", но для меня Больм остался
"incomparable" (несравненным)..., никто даже
не приблизился к Больму", В 1910 выступал с
Л.Кякшт в Лондоне в "Empire Theatre", поставив
для этих гастролей "Хореографическую
фантазию". Вернувшись в Петербург в том же
году, был переведен в ранг 2-го танцовщика,
станцевал pas de deux Голубой птицы ("Спящая
красавица", комп. П.Чайковский). К 1910 относятся
так же его первые пробы себя на балетмейстерском
поприще - поставил ряд концертных
номеров для дивертисмента. Пользующийся
громадным успехом за границей, Б. не
был в должной мере оценен в Мариинском театре,
дирекция которого не спешила с его
продвижением по службе. Поняв, что его
карьера в России складывается неудачно, Б. в
1911 ушел в отставку и уехал к Дягилеву в
Париж.
В 1911 начал выступать в "Русском балете"
Дягилева, в 1912-16- ведущий характерный
солист труппы, где, кроме неизменно имевшей
громкий успех партии Главного воина в "Половецких
плясках", создал также партии Принца
(Путника, "Тамара", комп. М.Балакирев),
Даркона ("Дафнис и Хлоя", комп. М.Равель).
Исполнил Амуна ("Клеопатра", комп.
А.Аренский), Пьеро ("Карнавал", на муз. Р.Шумана),
Шаха ("Шехеразада" на муз. Н.Римского-Корсакова),
Иллариона в "Жизели" (комп.
А.Адан), Голубую птицу ("Спящая красавица"
Чайковского), Царевича Ивана и Мавра ("Жарптица"
и "Петрушка" - оба И. Стравинского) и
др. Его партнершами были Т.Карсавина, К.Маклецова.
С 1912 занял должность репетитора в
труппе. Также занимался постановочной деятельностью.
В 1912 поставил оперу-балет
"Праздник Гебы" (комп. Ж.Рамо), танцы
персидок в опере "Хованщина" (комп. М.Мусоргский),
русскую пляску в "Майской ночи"
Римского-Корсакова (оба - 1914), а в 1916,
по просьбе Дягилева - хореографическую
сцену "Подводное царство" в опере "Садко"
Римского-Корсакова (т.к. хореография Фокина
не сохранилась).
Во время гастролей в США в 1917 на
спектакле "Тамара" повредил ногу и вынужден
был оставить труппу. С 1917 обосновался в
США. Здесь в том же году организовал собственную
труппу "Ballet Intime", включавшую
12 танцовщиков (среди солисток - Рут
Пейдж), где был и танцовщиком, и
хореографом. Одновременно в 1917-18 - ведущий
танцовщик и хореограф "Metropolitan
Opera" (Нью-Йорк), где поставил балет "Золотой
петушок" на музыку Римского-Корсакова
(сам исполнял мимическую роль царя Додона).
Затем осуществил в 1919 свою хореографическую
версию "Петрушки" (комп.
Стравинский), исполнял заглавную партию.
Был также постановщиком танцев в операх.
Одновременно Б. ставил балетные номера для
других трупп: в 1917 - "Осенние листья" на
музыку Зигфельда для бродвейского спектакля
"Мисс 1914", для "Ballet Intime" - пользовавшуюся
громадным успехом танцевальную
пантомиму "Белый павлин" (комп. Ч.Гриффес),
в которой проявил себя и как изобретательный
сценограф; позднее, в 1919, поставил "День
рождения инфанты" на музыку Дж.Карпентера
(исполнял роль Карлика). В эти же годы, с
целью популяризации классического балета, он
много работал в крупнейших бродвейских кинотеатрах,
выступая перед кинофильмами. Это
начинание Б. в 1920-е было подхвачено
американскими танцовщиками. В 1920 вместе
с "Ballet Intime" гастролировал с большим успехом
в Лондоне. Вернувшись в Нью-Йорк, поставил
джазовую пантомиму на темы популярной
в Америке серии карикатур "Crazy
Kat" ("Безумная Кэт", комп. Карпентер). Б. исполнял
в спектакле заглавную партию, которая
послужила в дальнейшем основой создания
мультфильмов о Микки Маусе.
В 1922 1-й танцовщик и балетмейстер Чикагской
оперы, в 1924 - один из организаторов
"Chicago Allied Arts Inc.", где тогда же
занял пост главного балетмейстера. Поставил:
"Тайный побег" (комп. В.Моцарт, с Т.Карсавиной),
"Танцевальное фойе" на тему картины
Э.Дега (комп. Э.Шабриер) - оба 1924; "Любовь-волшебница"
(комп. М. де Фалья), "Маленький
цирк" (на муз. Ж.Оффенбаха), "Соперники"
(комп. Эйчхем), "Мандрагора" (комп.
К.Шимановский), "Бал марионеток" (комп.
Э.Сати) - все 1925; "Лунный Пьеро" (комп.
А.Шенберг), "Парнас на Монмартре" (комп.
Сати), "Мистический визит" ("Vision mystique",
на муз. А.Скрябина) - все 1926; "Трагедия
Виолончели" (комп. Тансман) - 1927: "Рождественский
гимн" (комп. Вогхэн Вильяме) и др.,
а также много концертных номеров. В 1928
поставил "Аполлон Мусагет" (комп. Стравинский)
на сцене Библиотеки Конгресса (Вашингтон),
став первым интерпретатором этой музыки;
"Павану усопшей инфанте" (на муз. М.Равеля),
"Арлекинаду" (на муз. Ж.Мондонвилля),
"Старую Вену" (на муз. Л.Бетховена). В 1928
работал в театре "Colon" (Буэнос-Айрес), ставя
фокинские балеты.
В начале 1930 переехал в Голливуд, где
работал для кинематографа. Еще в 1920 Б. поставил
кинобалет "Пляска смерти" (на муз.
К.Сен-Санса), сумев в немом фильме добиться
синхронизации хореографического рисунка с
музыкальным "живым" оркестровым сопровождением.
Спустя 10 лет он стал хореографом
фильмов "Мужчины в ее жизни" (в
русском прокате - "Балерина"), "Жизнь Челлини"
и др. В 1932 поставил "Механический
балет" для фильма "Безумный гений", впоследствии
перенесенный им на сцену с музыкой
А.Мосолова "Завод".
В 1933 хореограф балетной труппы Оперы
Сан-Франциско. Приглашенный для организации
танцевальной труппы - участницы оперных
спектаклей, Б. за 4 года (1933-37) не только
создал крепкую труппу, способную выступать
самостоятельно, но и подготовил серьезный балетный
репертуар. Постановки: "Дон Жуан"
(на муз. И.Альбениса), "Пассакалья" (комп.
С.Скотт), "В саду Тюильри" (на муз. Й.Штрауса)
- все 1933; "Модели" ("Patterns", на муз.
А,Черепнина), "Соперники" (комп. Г.Ичхейм)
- 1934: цикл маленьких балетов на музыку
И.С.Баха - 1935 и др. Организовал также
школу при театре, осенью 1939 возвратился в
Нью-Йорк, работал в "Ballet Theatre", поставив
для первого сезона балет "Петя и волк" на музыку
С.Прокофьева (1940), имевший большой
успех и долгие годы не сходивший со сцены. В
1942-45 балетмейстер и главный режиссер
"Ballet Theatre". Поставил "Жар-птицу" (с
Марией Толчифф в заглавной партии, 1945),
"Мефисто" (на муз. Ф.Листа, 1947) и др. В
разные годы сотрудничал с художниками С.Судейкиным,
Н.Ремизовым, М.Шагалом, а иногда
и сам создавал костюмы.
Б. высоко оценен в Америке как хореограф,
который в своей постановочной работе часто
использовал музыку американских композиторов,
занимал американских артистов и тем
самым способствовал становлению американского
балета. "Американский балет не мог бы
стать тем, чем он является сегодня, без него...
Его влияние чувствуется и сегодня, спустя двенадцать
лет после его смерти". Б. вел и педагогическую
деятельность: в созданной им Школе
балета Сан-Франциско (1930-е), в частных
школах Лос-Анджелеса (1938-40), в "Ballet
Theatre", с 1940-х - в Голливуде. В
процессе обучения он следовал методе Э.Чеккетти,
на каждом уроке задавая новые
хореографические композиции, поражая своих
учеников богатой фантазией и сложностью
ритмического рисунка. Сам блистательный
характерный танцовщик, он в своих уроках
также часто использовал движения народного
танца.
Написал мемуары "Жизнь танцовщика"
(Dance Magazine, 1926, sept., oct., nov.). Всю
жизнь собирал книги, живопись, скульптуру.
После смерти Б. жена передала его коллекцию
в Сиракузский университет (США).
Лит.: Beaumont С. Complete Book of Ballet. London,
1937; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы по истории
русского балета, т. 2. Л., 1939; Amberg G. Ballet
in America. New York, 1949; Dougherty J. Perspective on
Adolph Bolm // Dance Magazine, 1963, febr., march;
Красовская В. Русский балетный театр начала XX века,
ч. 2: Танцовщики. Л., 1972; Фокин М. Против течения.
Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма.
Л., 1980.
Г- Андреевская
\БОРОВСКИЙ Александр Кириллович
(6.3.1889, Мигава, Латвия - 27.4.1968, Уобен,
шт. Массачусетс, США) - пианист. Из музыкальной
семьи. Играть на фортепиано он начал
в раннем детстве, к регулярным же занятиям
приступил в возрасте семи лет. Первым его
педагогом стала мать, в прошлом ученица В.Сафонова.
Б., по собственному признанию, не
был вундеркиндом. В детстве и юности музыка
отнюдь не занимала в его жизни главное место.
С большим рвением изучал он другие науки,
в частности, юриспруденцию. Учебу в Петербургской
консерватории в классе А.Есиповой
он сочетал с посещением лекций на
юридическом факультете университета, который
окончил с отличием, получив диплом адвоката.
Еще будучи учеником консерватории,
в 1910 Б. был удостоен почетного отзыва на
проводившемся тогда в Петербурге 5-м Международном
конкурсе пианистов и композиторов
им. А.Рубинштейна (всего на конкурсе
была присуждена одна премия и два почетных
отзыва). С этого момента началась широкая
концертная деятельность молодого артиста,
В 1912 Б. окончил с золотой медалью консерваторию
и получил Рубинштейновскую
премию - рояль фирмы Шредера. На
протяжении нескольких лет он совершил целый
ряд больших концертных поездок по России.
Особенно много играл в Тифлисе, Баку,
Саратове, Харькове. Пресса по достоинству
оценила новое исполнительское дарование:
"Техника Боровского виртуозна, его стиль
всегда благороден и чужд резких красок. Безусловно
художественна фразировка, всегда
обдуманна педализация"; его замыслы "иногда
пианистически весьма смелые, даже почти
рискованные, и их выполнение образуют безукоризненно
законченное целое. Пианист достигает
всего как будто "играючи". Его игра
носит уже сейчас печать настоящего мастерства".
На одном из концертов Б. в Москве
присутствовал К.Игумнов. Исполнение пианиста
понравилось ему. Результатом стало
приглашение на должность профессора в Московскую
консерваторию. Здесь Б. работал с
1915 по 1920 (по его классу окончила курс,
получив диплом свободного художника,
Е.Протопопова, впоследствии многие годы
преподававшая в том же учебном заведении).
В июле 1920 музыкант выехал на гастроли
в Тифлис. На протяжении двух месяцев Б. дал
в этом городе 20 концертов, пользовавшихся
неизменным успехом. Тифлисские гастроли
оказались столь удачными, что Б. предложили
устроить концерты в Европе. Уже весной 1921
он в Париже играл в концертах С.Кусевицкого.
Затем последовали Лондон, Берлин, другие
города. Пианист концертировал по всему миру,
много записывался на пластинки. В 1936 он
был удостоен Grand Prix в Париже за лучшую
запись.
Начиная с 1927 на протяжении 10 лет Б.
почти ежегодно приезжал в СССР, выступал в
Москве и Ленинграде. "...Боровский всегда
идет от содержания, - писал о его концертах
тех лет известный теоретик пианизма Г.Коган,
- его психологическое искусство пытается
передать жизненные эмоциональные процессы;
исполнение Боровского повествовательно и динамично;
под его пальцами музыка сближается
с литературой",
Репертуар артиста был очень широк и
разнопланов. Но высшие достижения Б. связаны
все же с двумя пластами фортепианной литературы.
Это, во-первых, музыка XVIII в., в
том числе И.С.Баха. Уже в ранние годы
критика отмечала, что он играл произведения
Рамо, Скарлатти, Куперена "с большим вкусом
и с тою гастрономическою тонкостью, которая
обличает в нем подлинного любителя старины
такого стиля". Другая важнейшая часть
репертуара Б. - сочинения современных
русских композиторов. Пианист много исполнял
А.Скрябина, в том числе поздние сонаты. О
его трактовке знаменитого dis-moll'Horo этюда
ор. 8 рецензент писал, что "после авторского
это было самое лучшее исполнение Скрябина,
которое доводилось слышать". В России, а
впоследствии и за границей в программах Б. часто
стояли произведения С.Прокофьева. Оба
музыканта знали друг друга с юности, по консерватории
(Прокофьев тоже учился в классе
Есиповой). Особенно удавались Б. мелкие пьесы
- "Сарказмы" и "Мимолетности". В
репертуаре пианиста был среди прочего и
Третий концерт Прокофьева. Композитор посвятил
артисту одну из своих пьес ор. 52. Из
сочинений Мясковского Б. нередко играл
"Причуды" и Вторую сонату. Впоследствии Б,
начал увлекаться музыкой Шопена. Свой особый
подход к творчеству этого композитора он
выразил в публикациях, одна из которых
переведена на русский язык.
Своими блестящими концертными выступлениями
пианист снискал себе славу
первоклассного виртуоза. Техника Б. базировалась
прежде всего на феноменальной
одаренности. Так, он никогда не занимался более
2,5-3-х часов в день и не играл специально
упражнений и гамм - только пассажи и
трудные места из разучиваемых пьес. Очень
быстро осваивал Б. новые произведения.
Например, "Исламей" М.Балакирева, одно из
сложнейших сочинений в мировой фортепианной
литературе, был им выучен за 5 дней. Сам
пианист объяснял эту свою способность
зрительной памятью, Нотные страницы отчетливо
запечатлевались в его представлении.
Играя наизусть, он музицировал словно по
нотам.
Б. скромно оценивал свою педагогическую
работу в молодые годы. Тогда он страстно хотел
концертировать и не считал себя готовым к
преподаванию. Лишь много лет спустя, после
более чем двух тысяч концертов, он смог
разрешить для себя вопросы, встававшие перед
ним на заре его педагогической деятельности.
После переезда в 1940 из Парижа в США,
когда концертная практика Б. сократилась, он
смог передать свой богатый опыт музыканта
ученикам, приезжавшим к мастеру со всех
концов света.
Соч.: Фридерик Шопен / Шопен, каким мы его
слышим. М., 1970; Воспоминания (1915-1920) / Пианисты
рассказывают. М., 1979.
Лит.: Blower Н. Modern Masters of the Keyboard.
New York, 1926 (repr. 1969); Коган Г.М. Боровский и
Петри (опыт сравнительной характеристики). Александр
Боровский / Коган Г. Вопросы пианизма. Избр.
статьи. М., 1968; Гольденвейзер А.Б. Концерт пианиста
Боровского / А.Б.Гольденвейзер: О музыкальном
искусстве. Сб. статей. М., 1975.
С. Грохотов
\БОРОДИН Николай Андреевич (23.11.1861,
Уральск - 22.12.1937, Кембридж, шт. Массачусетс,
США) - ихтиолог. Родился в семье сотника
(впоследствии есаула) Уральского казачьего
войска. После окончания Уральской войсковой
гимназии (с золотой медалью, 1879)
поступил в Петербургский университет (в
1879-80 учился на математическом отделении,
с сентября 1880 - на естественном), В студенческие
годы началась его активная общественная
деятельность. В своих мемуарах Б.
вспоминал: "Заняться чистой наукой, забыв о
служении народу, среди нас считалось совершенно
недопустимым аристократизмом, и,
лишь имея в виду приложение добытых в университете
знаний к жизни с пользой для народа,
- можно было еще со спокойной совестью
сидеть в лаборатории над изучением строения
того или иного животного или растения... Почему
я возымел особый интерес к прикладной ихтиологии
и рыболовству, ставшими моей специальностью?
Да несомненно потому, что я заранее
предвидел и стремился работать в своем
родном крае, ...в котором рыболовство имело
первостепенное значение, захватывало всех и
вся", Б. участвовал в студенческих сходках в
университете 20 и 21.10.1882. Он вошел в
студенческое землячество "Яик"; составил программу
"Товарищества объединенных землячеств",
его главной целью ставилась подготовка
общественно-политических деятелей, которые
после окончания университета будут работать
на местах. В конце осени 1883 примкнул к основному
ядру группы Д.Благоева, после высылки
которого вел сношения с заграницей, принимал
участие в организационной работе по созданию
кружков. Окончив университет (1885),
выехал в Уральск, где был в мае 1886 арестован;
привлечен по делу благоевцев; содержался
под стражей с 18 мая по 17 июня 1886, освобожден
по ходатайству наказного атамана
Уральского казачьего войска Н.Шипова и депутата
от Уральского войска при Главном управлении
казачьих войск П.Мартынова под особый
надзор полиции.
Еще в университете Б. приступил к изучению
проблемы практического рыболовства. С
80-х XIX в" пользуя
...Закладка в соц.сетях