Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедический биографический словарь

страница №13

у Г.Харди, который
уже оценил аналитический талант Б. и
обеспечил ему чтение лекций в университете
Ливерпуля на 1926/27 учебный год.

С 1927 Б. жил в Кембридже. Сначала он
занимал должность лектора университета, а с
1930 стал членом Тринити-колледжа, В 1950
ему была предоставлена кафедра математики,
которую занимал до этого Дж.Литлвуд, вышедший
в отставку. В Кембридже Б. читал не только
обычный курс математического анализа, но
и специальные разделы его для старшекурсников
и окончивших университет, В этих специальных
курсах он рассматривал те области математики,
которыми занимался сам: квазипериодические
функции, топология, мера Хаусдорфа
и др. Кроме того, он организовал для
студентов нечто вроде регулярного конкурса
решения трудных задач. В 1927-50 Б. неизменно
принимал участие в т.н. математическом
трипосе - специальном экзамене для получения
отличия по традиции Кембриджского университета.


После выхода на пенсию Б. в течение нескольких
лет читал лекции как приглашенный
профессор в различных университетах США,
Некоторые его работы были напечатаны в изданиях
Стэнфордского университета и Американского
математического общества. Затем он вернулся в
Кембридж. Основным направлением математических
исследований Б. оставалась теория квазипериодических
функций, которой он занимался
вместе с Х.Бором. В 1932 Б. опубликовал в
издательстве Кембриджского университета по
этой теме монографию "Почти периодические
функции", высоко оцененную специалистами. В
1955 книга была переиздана в Нью-Йорке, Теперь
имя Б. носит класс квазипериодических
функций, введенный им, и соответствующие
этим функциям расстояния. Б, занимался также
теорией меры, теорией функций комплексного и
вещественного переменных и многими другими
вопросами анализа. Результаты, полученные им
в области плоской топологии, в настоящее
время приобрели большое значение, и его имя
связывается с новейшими исследованиями в
этой области. За свою жизнь Б. опубликовал
около 13 0 научных работ, Он подготовил в Англии
немало математиков; более десяти из них
стали известными профессорами,

Заслуги Б. были отмечены избранием его в
1934 членом Королевского общества в Лондоне
и награждением в 1952 медалью им,
Дж. Сильвестра. Еще ранее, в 1930, за исследования
квазипериодических функций он получил
премию Д.Адамса от Кембриджского университета,
а в 1950- медаль О. де Моргана
от Лондонского математического общества.

Лит.: Burkill J.C. Abram Samoilovitch Besicovitch.
1891-1970 / Biographical Memoirs of Fellow of the
Royal Society, 1971, vol. 17; Taylor S.J. Abram
Samoilovitch Besicovitch // Bull. London. Math. Soc.,
1975, vol. 7, part. 2, № 20; Эренфест-Иоффе. Научная
переписка. 1907-1933. 2-е доп. изд. Л., 1990; Костицын
В.И. Ректоры Пермского университета. 19161991.
Пермь. 1991.

Арх.: Арх. РАН, ф. 162, оп. 3.

Н. Ермолаева

\БЕЛЯЕВ Николай Тимофеевич (26.6.1878,
Петербург - 5.11.1955, Париж) - металлург,
металловед, химик. Родился в семье генерала
Т.М.Беляева. Следуя семейной традиции, в
1902 поступил в Михайловскую артиллерийскую
академию в Петербурге. По окончании
академии (1905) продолжил образование в Военно-инженерном
училище. Здесь же начал работать
сначала в должности преподавателя, а
затем профессора химии металлургических
процессов.

Еще учась в академии, Б. увлекся историей
восточного стального оружия, начал изучать
технологию изготовления т.н. дамасских сталей.
Большое влияние на него оказал Д.Чернов, которого
Б. считал своим учителем, и П.Аносов, первым
раскрывший технологические секреты дамасской
стали и организовавший производство
таких сталей в Россиии в 1841. Уже в 28-летнем
возрасте Б. написал классическую работу
"О булатах" (СПб., 1906), в которой исследовал
влияние механической и термической обработки
на структуру и свойства специальных сталей.
Спустя три года вышел получивший широкую
известность труд Б. "Кристаллизация,
структура и свойства стали при медленном охлаждении"
(СПб., 1909). Эта работа послужила
основой ряда последующих публикаций на английском,
немецком и французском языках. В
своей следующей работе - "Этюды по видманштеттовой
структуре метеоритов и земных сплавов"
(1911) Б. обосновал вывод, что структуры,
обнаруженные в метеоритных материалах, могут
быть получены в сталях при соответствующих
условиях термической обработки.

1 -я мировая война прервала научную работу
Б.; он участвовал в боях на русско-германском
фронте, где получил серьезное ранение. После
выхода из госпиталя в 1915 Б. был командирован
в Англию для работы по обеспечению поставок
вооружения и материалов для русской армии.
После револиций 1917 деятельность по
поставке военной продукции из Англии прекратилась,
и перед Б. встал вопрос о его дальнейшей
судьбе. Он принял решение остаться в Англии.
Опубликованные труды явились наилучшей
рекомендацией, и вскоре Б. начал работу в промышленности
как консультант по вопросам технологии
металлов. После выхода книги "Кристаллизация
металлов" он получил известность
на Западе как один из ведущих специалистов в
области металлографии. Его труды выходили на
многих языках, результаты исследований и теоретические
обобщения, сделанные Б., оказывали
значительное влияние на развитие мировой
науки о сталях и сплавах.

В 1934 Б. переехал в Париж. Продолжая
изыскания в избранной еще в молодые годы
области техники, Б. опубликовал статью "Мечи
и метеориты" (1939) и др. Опыт древних мастеров-металлургов,
который был накоплен при
изготовлении стальных мечей, Б. обобщил в работе,
опубликованной в 1944 в журнале
"Revue de metallurgie".

Б. встречался со многими учеными и общественными
деятелями, участвовал в работе физико-математического
отделения Российской
Академии наук, Императорского русского технического
общества, международных съездов
и конференций (по горному делу, металлургии,
прикладной механике, практической геологии
и т.д.).


Соч.: The Crystallization of Metals. London, 1922.

В. Борисов.

\БЕНУА Александр Николаевич (21.4.1870,
Петербург - 9.2,1960, Париж) - живописец,
график, художник театра, теоретик и историк
искусства, художественный критик. Родился в
семье академика архитектуры и архитектора
двора Николая Леонтьевича Б., внука выходца
из Франции Луи-Жюля Б.; младший из девяти
детей. Его братья - известный акварелист Альберт
Б. и архитектор Леонтий Б. Мать - Екатерина
Альбертовна (урожд. Кавос), дочь известного
зодчего венецианского происхождения
А.Кавоса, строителя нескольких театральных
зданий в России. В 1885-90 - учащийся гимназии
К.Мая, в 1890-94 - студент юридического
факультета Петербургского университета.
В детстве учился рисованию у старшего
брата Альберта, в 1887 четыре месяца посещал
вечерние классы Академии художеств, в
начале 1890-х копировал старых мастеров в
Эрмитаже. В гимназические годы познакомился
и сблизился с Д.ФИЛОСОФОБЫМ, В.Нувелем и
К.Сомовым, позже - с С.Дягилевым, Л.Бакстом,
А.Нуроком. Кружок единомышленников
("Общество самообразования") преобразовался
в конце 1890-х в общество "Мир искусства" и
редакцию одноименного журнала. В 1891-96
выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге.
В 1893 женился на А.Кинд, роман с
которой, по признанию Б" "протянулся на всю
жизнь". У них было трое детей.

В 1893 опубликовал первую свою работу по
истории русского искусства (главу в: Р.Мутер
"История живописи в XIX в."). Другие важнейшие
искусствоведческие труды - "История
русской живописи" (1901-2), "Русская школа
живописи" (1904), "Русский музей имп. Александра
III" ( 1906), "Путеводитель по картинной
галерее Эрмитажа" (1910), "История живописи
всех времен и народов" (1912-17, незаконч.) и
др. Основатель сборника "Художественные
сокровища России" (1901). Автор многочисленных
статей в журналах "Мир искусства", "Золотое
Руно", "Аполлон", "Старые годы"; в газетах
"Слово", "Русь" и др. С 1908 по весну 1917
регулярно публиковал "Художественные письма"
в газете "Речь".

В 1890 путешествовал по Германии. В 189599
был хранителем коллекции современной
европейской и русской живописи и графики
княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал выставку
нескольких русских художников в
рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого
объединения, ставящего своей целью создание
нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре,
дизайне, живописи. В том же году впервые побывал
в Париже, положив начало своему
"Версальскому циклу" (серии гуашей и акварелей
на версальские мотивы, созданной в
1896-99 и в 1905-6; серия литографий и
рисунков на ту же тему была издана в
Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые
обратился к теме "Медного всадника" А.Пушкина
(возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию
"Пиковой дамы" и "Капитанской
дочки" (обе - Пг., 1920). Оформлял отдельные
номера журнала "Мир искусства" (в
1904; был соредактором С.Дягилева), работал
над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций
для книги "Азбука в картинках Александра
Бенуа" и серию открыток "Игрушки".


Дебютировал как художник театра в 1900:
оформил одноактную оперу "Месть Амура" в
Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902
оформлял оперу "Гибель богов" Р.Вагнера в
Мариинском театре (показ спектакля состоялся
в 1903). В 1907 оформил спектакль балета
Н.Черепнина "Павильон Армиды" (Мариинский
театр), в том же году был одним из основателей
"Старинного театра" в Петербурге (выполнил
занавес театра). В 1909 стал художественным
директором Русских балетных сезонов Дягилева
(до 1911), для которых оформлял балеты
"Сильфиды", "Павильон Армиды" (оба -
1909), "Жизель" (1910), "Петрушка" (был также
автором либретто, 1911), "Соловей" (1914).
В 1912-15 был содиректором по постановочной
части Московского Художественного театра.

В первые послереволюционные годы
принимал активное участие в реорганизации и
сохранении пригородных дворцов и парков
Петрограда и Русского музея в этом городе. В
1917-26 состоял заведующим Картинной галереей
Эрмитажа в Петрограде, Был членом
Коллегии по делам музеев при Наркомпросе
(1918), сотрудничал в издательстве "Всемирная
литература", основанном М.Горьким. В
1918-22 создал серию литографий "Петергоф".
Работал в петроградских театрах:
Мариинском, Александрийском, Большом драматическом
(1919-26).

В 1926 выехал в командировку в Париж -
как и ранее, для постановки спектаклей в
"Grand-Орбга" и участия в выставках, но в Россию
не вернулся. Это решение было связано,
главным образом, с финансовыми и семейными
обстоятельствами. Сохранял активные связи с
Петроградом-Ленинградом вплоть до начала
1930-х, когда был отчислен из штата
сотрудников Эрмитажа.

Б. оформлял спектакли в "Grand-Орбга" в
Париже в 1924, 1926, 1928-34. В последний
период работы для театра Б. сотрудничал с
труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой
оформил в числе прочего "Поцелуй феи"
И.Стравинского (1928); Б. был также
режиссером-постановщиком ряда спектаклей,
("Болеро" М.Равеля (1928) и др.). Ставил и
оформлял спектакли в "Comedie-Fran^aise"
(1930-е), в театре "Colon" в Буэнос-Айресе, в
лондонском "Covent Garden" (1957). Оформил
спектакль "Спящая красавица" для антрепризы
Дягилева (1928), а также балеты "Жизель"
Ж.Адана и "Лебединое озеро" П.Чайковского
для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948.
Особенно много оперных и балетных спектаклей
поставил и оформил в миланском театре
"La Scala" (1930-е - 1950-е), где постановочной
частью заведовал его сын Николай.

Помимо работы в театре, Б. продолжал заниматься
живописью и графикой; создал серии
видов Петербурга и его пригородов под общим
названием "Воспоминания", иллюстрировал
книги русских авторов: А.Пушкин. "Капитанская
дочка" (изд. 1944); А.Попов. "Григорий
Орлов" (1946) и "Побрехушки кухмистерские"
(1951). По воображению и памяти
написал несколько картин на темы русской истории
Петровской, Екатерининской и Павловской
эпох (1929, 1940-е). Писал также пейзажи
Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в
манере, сложившейся в начале века. Иллюстрировал
книги А. де Ренье "Грешница"
(1928), А.Моруа "Страдания молодого
Вертера" (1926) и др.


В течение жизни Б. участвовал в выставках:
"Мир искусства" (1898-1903; 1906: 1911-17:
1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже):
"Современное искусство" (1902-3) в Петербурге:
"Союз русских художников" (190410)
в Петербурге и Москве; "Салон С.Маковского"
(1910-11) в Петербурге; "Международной
художественной" в Риме (1911);
"Русское искусство" при Осеннем салоне в
Париже (1906); "Русской художественной" в
Берлине (1922), в городах США (1924-25), в
Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге
(1935).

Персональные выставки Б. состоялись в
Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936,
1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане
(посмертная, 1960), Москве (ретроспективная
в Третьяковской галерее, 1972).

Б. - кавалер (1906) и офицер (1916)
ордена Почетного легиона Франции, офицер
ордена "Corona d'ltalia" (1911).

На протяжении своего долгого пути художника,
критика и историка искусства Б. оставался
верен высокому пониманию классической
традиции и эстетических критериев в искусстве,
отстаивал самоценность художественного
творчества и изобразительную культуру,
опирающуюся на прочные традиции. Искренность
устремлений того или иного автора была
для него главным мерилом в оценке произведения
искусства любого направления. Будучи
традиционалистом, Б. не был закрыт для
проявлений новаторства, но основное внимание
все же уделял изучению истории искусства в
музеях и архивах. Из этих изысканий выросли
не только его замечательные труды по истории
русского и зарубежного искусства, но и сочно,
красочно написанные мемуары, зафиксировавшие
целую эпоху отечественной художественной
культуры рубежа XIX и XX вв. и
отдельно - историю "Дягилевских балетов"
периода их расцвета в 1910-е (большая часть
воспоминаний написана в эмиграции). Постоянство
и высокая "планка" эстетических
принципов как в художественной практике (в
станковом и театрально-декорационном искусстве,
иллюстрации), так и в теории (критика и
история искусств) делают творчество Б. одним
из уникальных феноменов, оставившим заметный
след в культуре на протяжении почти трех
четвертей века. Важно также и то, что вся многогранная
деятельность Б. была, по сути, посвящена
одной цели: прославлению отечественного
искусства в Европе и завоеванию для него
достойного места в общеевропейском художественном
процессе. Объединение "Мир искусства",
душой которого на рубеже столетий был
Б" сделало немало в этом направлении. После
этого европейцы более не могли обозревать искусство
Европы без учета вклада в его
сокровищницу русских художников.

Соч.: Возникновение "Мира искусства". Л., 1928
(переизд. М., 1994); Воспоминания о балете // Рус. записки,
1939, Ms XVI-XXI; Жизнь художника. НьюЙорк,
1955; Александр Бенуа размышляет... М., 1968;
Мои воспоминания, ч. 1-V. М., 1980.

Лит.: Эрнст С. Александр Бенуа. Пг., 1921; Маковский
С. Силуэты русских художников. Прага, 1922
(переизд. М., 1994); Его же. Портреты современников.

Нью-Йорк, 1955; Эткинд Марк. Александр Бенуа. М.,
1965; Его же. А.Н.Бенуа и русская художественная
культура конца XIX - начала XX в. Л., 1989; Анненков
Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Париж,
1966 (переизд. Л., 1991).

Арх.: РГИА. ф. 789, оп. II, 1887. д. 143; Арх. Гос.
Эрмитажа, оп. 5, д. 24 (личное дело А.Н.Бенуа): Секция
рукописей ГРМ, ф. 137.

А. Толстой

\БЕРБЕРОВА Нина Николаевна (26.7.1901,
Петербург - 26.9.1993, Филадельфия) - поэт,
прозаик, переводчик, литературный критик.
Отец ее, Н.И.Берберов, происходил из
проживавшего в Нахичевани (под Ростовом-наДону)
армянского рода, в 1917 занимал пост
чиновника по особым поручениям при министре
финансов. Мать, Н.И.Караулова - дочь
тверского помещика и земского деятеля. В гимназии
ее учительницей французского языка была
Т.Адамович, сестра ГАдамовича, представившая
в 1915 Б. А.Блоку и А.Ахматовой. Б. окончила
Археологический институт и историко-филологический
факультет Донского университета
(1920). В 1921 вступила в петроградское отделение
Всероссийского союза поэтов. В
феврале 1922 впервые напечатала стихи в
сборнике "Ушкуйники".

Став женой поэта В. Ходасевича в 1922,
вместе с ним уехала в Берлин. В мае 1923 в
берлинском журнале "Беседа" были помещены
ее стихи. Свой первый гонорар получила за
перевод романа Ш. де Лакло "Опасные связи"
(Берлин, 1923). Опубликовала перевод книги
Р.Роллана "Махатма Ганди" (Берлин, 1924). Б. и
Ходасевич с 1923 жили у М.Горького в
Саарове под Берлином, в Мариенбаде и в
Соренто. В 1925 поселились в Париже. С Ходасевичем
Б. разошлась в 1932, но не порывала с
ним отношений до его смерти в Париже в 1939.
Вела дружескую переписку с О.МарголинойХодасевич,
ставшей женой поэта в 1933.

В Париже Б. в течение 16 лет была литературным
сотрудником газеты "Последние
новости". "Печатала рассказы и даже стихи,
кинокритику, хронику советской литературы,
иногда - репортаж, а летом заменяла уехавшую
в отпуск машинистку", К концу 20-х имя
Б. приобрело в эмиграции широкую известность
во многом благодаря ироничному, в зощенковском
стиле, циклу из 12 рассказов о
жизни русских эмигрантов под общим названием
"Биянкурские праздники". В 30-е были
опубликованы три романа: "Последние и
первые: Роман из эмигрантской жизни"
(Париж, 1930), "Повелительница" (Берлин,
1932), "Без заката" (Париж, 1938), также посвященные
эмиграции. Б. рассказывала о судьбах
бывших деникинских и врангелевских солдат
и офицеров, которые работали на автозаводе
Рено, открывали сапожные лавки и
красильни. Б. печаталась в журналах "Новый
корабль" (1927), "Звено" (1927), "Современные
записки" (1920-40), "Беседа" (1923-25), "Воля
России" (1922-32) и др. изданиях. Участвовала в
сборнике "Якорь". В 1926-27 редактировала,
совместно с Д,Кнутом и Ю.Терапиано, журнал
"Новый дом". В 1939 на русской сцене в
Париже была поставлена ее пьеса "Мадам",
переведенная на чешский, немецкий и английский
языки. Б. посещала заседания общества
"Зеленая лампа", возникшего по инициативе
Д.Мережковского и З.Гиттиус (1927-39). "Сегодняшний
день, сегодняшний час, - говорила
Б., - для литературной эмигрантской молодежи
самый важный. Сейчас, унося в себе Россию,
она становится "лицом к Европе", где почитали
за счастье жить лучшие русские люди...

Она считает изгнание трагедией, да... И, сознательно
относясь к этой трагедии, она жертвует
своим пребыванием в России ради того глубоко
русского дела, которого там сейчас делать
нельзя". Шесть рассказов Б., опубликованные в
1934-41 в журнале "Современные записки",
позже были собраны в книге "Облегчение участи"
(Париж, 1949), Перу Б, принадлежат две
художественные биографии русских композиторов:
"Чайковский, история одинокой жизни"
(Берлин, 1936) и "Бородин" (Берлин, 1938).
М.Цетлин в рецензии на книгу "Чайковский"
писал: "На основании труда Модеста Чайковского
и многочисленных других материалов,
опубликованных в последние годы, на основании
отчасти и расспросов людей, лично знавших
Чайковского, она дала живой образ его, и
книга ее, не будучи вымыслом, читается с увлечением,
как роман". В книге использованы материалы,
полученные от С.Рахманинова, А.Глазунова,
потомков фон Мекк.

Во время войны Б. оставалась в оккупированной
немцами зоне Франции. Когда в
1940 "Последние новости" закрылись, она стала
литературным редактором только что основанного
еженедельника "Русская мысль". Как
корреспондент "Русской мысли" присутствовала
на суде над "невозвращенцем"
В.Кравченко, автором книги "Я выбрал свободу".
С 1949 "Русская мысль" печатала ее
репортажи с процесса, составившие впоследствии
книгу "Процесс Кравченко".

После войны Б, опубликовала в "Новом
журнале" роман "Мыс бурь" (1950, № 24:
1951, № 25-27). В 1950 переехала в США.
Восемь лет прожила в Нью-Йорке, работала в
архиве, училась на курсах английского языка,
С 1958 преподавала русский язык в Йельском
университете, позже стала профессором литературы,
Преподавала в Принстонском университете,
входила в редакцию альманаха "Мосты"
(Мюнхен, 1958-68). В 1966 завершила
работу над своим главным трудом - автобиографией
"Курсив мой" (опубл. впервые в Лондоне
и Нью-Йорке на англ. яз.; 1-е рус. изд.
Мюнхен, 1972; 2-е доп. изд. Нью-Йорк,
1983). "Эта книга - история моей жизни, попытка
рассказать эту жизнь в хронологическом
порядке и раскрыть ее смысл" (Вопр. лит-ры,
1988, № 9). По словам А.Марченко, "книга
Берберовой - "целая эпоха и люди в ней" -
собрана, составлена, смонтирована из портретов
и фрагментов известных лиц, поданных
крупным планом, не позволяющим утаить ни
одного "мгновенного выражения",

В 1971 Б, вышла в отставку, но продолжала
жить в Принстоне до 1990. Б. являлась почетным
доктором Миддлбери Колледжа (1983) и
Йельского университета (1992), кавалером
ордена Почетного легиона (1991).

Среди наиболее значительных работ Б. -
книга "Железная женщина: Рассказ о жизни
М.Закревской-Бенкендорф-Бу^берг, о ней самой
и ее друзьях" (Нью-Йорк, 1981). В
предисловии Б. писала: "Источники мои - это
документы и книги от 1900 до 1975 гг. Они
помогли мне раскрыть тайну ее предков,
подробности ее личной жизни, имена ее
друзей и врагов, цепь событий, с которыми она
была иногда тесно, иногда косвенно связана...
Обстановка и эпоха - два главных героя моей
книги". А.Вознесенский в предисловии к советскому
изданию отметил неточность жанра этой
книги: "Я назвал бы ее инфроманом, романоминформацией,
шедевром нового стиля нашего
информативного времени, ставшего искусством.

Это увлекательное документально-страшное
жизнеописание баронессы М.Будберг -
пленительной авантюристки, сквозь сердце которой
прошли литературные и политические чемпионы
столетия - как-то: М.Горький, Уэллс,
Локкарт, Потере и другие".

Книга "Люди и ложи: Русские масоны XX
столетия" (Нью-Йорк, 1986), как признавала
сама Б., написана не историком, а лишь
современником описываемых событий. Получив
доступ к русскому масонскому архиву в
Париже, Б. поместила в книге, помимо очерков
о масонстве в России и в эмиграции, составленный
ею биографический словарь (666 имен).
По ее мнению, в дореволюционной России масонством
были пронизаны Государственная дума,
Государственный совет, Военно-промышленный
комитет, Торгово-промышленный союз, земство,
адвокатура, профессура Московского и Петербургского
университетов: масонами были не
менее 40 членов Думы (от социалистов до левых
октябристов, особенно много - в партии
кадетов), видные военные, аристократы и дипломаты.
В список вошли пятеро из девяти членов
Временного комитета для защиты русских
интересов за границей, созданного в 1921. Б.
выявила присутствие масонов и в правых
кругах эмиграции. В списке представлены и
имена писателей (Г.Адамович, М-Алданов, А.Амфитеатров,
Р.Гуль, Н.Евреанов, Л.Зуров, А.Ладинский,
И.Лукаш, С.Маковский, К.Мочульский,
Вас.Немирович-Данченко, М.Осоргин, Н.Оцуп,
Б.Савинков, М.Слоним, Ю.Терапиано, А.ТырковаВильямс,
Ю.Фельзен, И.фондаминский), однако
не всегда указаны даты "посвящения" и выхода
из ордена; некоторые из указанных лиц были
причастны к масонству лишь в ограниченный
период времени.

После перевода на французский язык в
1985 повести "Аккомпаниаторша" книги Б.
переводились на все основные европейские
языки.

Литературно-критические работы Б.: "Подстриженными
глазами" (НЖ, 1931, № 27);
"Владислав Ходасевич - русский поэт (18861939)"
(Грани, 1951, № 12); "Набоков и его
Лолита" (НЖ, 1959, № 57); "Великий век"
(НЖ, 1961, № 64): "Советская критика сегодня"
(НЖ, 1966, № 85; 1967, № 86): книга
"A.BIock et son temps" (Paris, 1947) -
раскрывают ее как тонкого ценителя современной
литературы, прежде всего поэзии. Основными
качествами поэзии Б. считает насыщенность,
точность и новизну, "Поэзия определяется
как язык, насыщенный до возможного
предела", как искусство "вкладывать максимальный
смысл в слово", каждое из которых
"приходит с десятком своих обертонов (и чар)".
Раскрываемые Б. собственные поэтические ассоциации
характеризуют плотную интертекстуальность
ее критических исследований, высокий
уровень образованности и гуманитарной
культуры. Характеризуя пять основных методов
англо-американской литературной критики,
Б. высоко оценивает формальный метод, считая
его обязательным "школьным фундаментом литературы".
В этой связи книги русских
формалистов, на ее взгляд, "учат больше, чем
все написанное русскими критиками за последние
пятьдесят лет". Основная задача литературной
критики - интерпретация, избегающая
оценок. Б. близка в этой позиции "новой
критике" и цитирует ее мэтров: "Поэма не должна
что-то значить, она должна быть" (А.Маклиш);
"задача критики - видеть вещь, как она
есть" (Т.С.Элиот). В обзоре советской критики
Б. высоко отозвалась о тех литературоведах,
которые "возвращают искусству его формосозидающую
сущность, когда снова делается ясным,
что поэт не вырастает, как дерево, из собственного
детства и своего окружения, но из
столкновения с достижениями других поэтов..."
Б. одной из первых оценила талант В.Набокова,
считая, что появление его оправдывает существование
всей эмиграции.


В 1989 Б. впервые за 67 лет побывала на
родине, посетила Москву и Ленинград. Ей был
оказан горячий прием. Последние годы жизни,
омраченные тяжелой болезнью, Б. провела в
Филадельфии. В некрологе "Памяти Н.Н.Берберовой"
А.Сумеркин написал: "Н.Н" конечно,
радовалась успеху своих книг и признанию,
она была счастлива, что ее книги выходят в
России, но, по-моему, втайне больше всего
гордилась тем, что с 1937 года, когда она получила
свои первые водительские права, по 1991
год, когда она перестала садиться за руль, она
всего один раз заплатила серьезный штраф -
в 1963 году, когда переезжала из Нью-Хейвена
в Принстон и, по ее словам, волновалась"
(Рус. мысль, 1994, 14-20 окт.).

Соч.: Стихи, 1921-1983. Нью-Йорк, 1984; Биянкурские
праздники и др. рассказы // Октябрь, 1989,
№ II; Аккомпаниаторша: Повесть // Аврора, 1990,
№ 2; Маленькая девочка: Пьеса в 3 д.// Совр.
драматургия, 1991, № 2; Железная женщина. М.,
1991.

Лит.: Barker М. The Short Prose of N.Berberowa //
Russ. Lit. triquart, 1984, № 22: Мейлах М. Нин

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.