Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедический биографический словарь

страница №10

деканом этого факультета,
Чарлзом Ф, Мартином, Б. разрабатывал
междисциплинарную программу по теоретической
медицине для университетов, которая в 1943
была отмечена присуждением Б. степени доктора
юриспруденции.

В университете Мак-Гилла Б. совместно с
Макинтошем обнаружил в желудочном соке
собаки сокогонные (гистамин и гистаминоподобные
вещества) и депрессорные вещества.
Совместно с Уэбстером установил роль слизи в
нейтрализации соляной кислоты в желудке. Совместно
с К.Хеб6 исследовал работу секреторных
желез на клеточном уровне. Он выделил
мукоидные вещества слизи и установил их
защитную роль при повреждении слизистой
желудка.

Б. вел обширную педагогическую работу.
Он подготовил 36 докторов наук. Среди них
К.Хеб6, М.О.Маккей, Р.Грант, А.Сергеева,
С.Комаров, Г.Ставраки, М.Фридман и др. По
указаниям Б. Г.Сатерленд оборудовал в университете
Мак-Гилла "беззвучную" павловскую
комнату (1930), необходимую для
проведения экспериментов по условным
рефлексам. В ней приехавший из Советского
Союза ученик Павлова Л.Андреев обучал
сотрудников университета работе с условными
рефлексами.

В 1942 Б. ушел в отставку, но продолжал
сотрудничать с Монреальским неврологическим
институтом, где профессор В.Пенфилд
предоставил ему небольшую лабораторию, В
1943 на торжественном акте выпуска молодых
врачей университета Мак-Гилла Б. произнес
речь "Научные традиции в современной медицине",
в которой указал на необходимость
приоритетного развития научной теории,

В годы 2-й мировой войны Б. разрабатывал
методы контроля слухового анализатора, с помощью
которых оценивалась степень реабилитации
летчиков, находившихся на излечении в
Монреальском неврологическом институте. В
1944 вышел фундаментальный труд Б.
"Секреторный механизм пищеварительных желез"
(на рус.яз. - Л" 1960). В 1949 была
опубликована книга Б. "Павлов. Биография". В
тот период Б. сотрудничал в "Новом журнале".
Возвращаясь из Атланты в Монреаль, Б.
скоропостижно скончался в поезде от острой
сердечной недостаточности. Похоронен в
Монреале.

Б. - член Королевского общества Канады,
член Лондонского Королевского общества,
член Германской академии естествоиспытателей
(Леопольдина), президент Общества
гастроэнтерологов "Сигма X" (1939-40). Награжден
медалью Королевского общества Канады
им. Флавелля и медалью Фриденвальда (Общество
гастроэнтерологов США).

Соч.: Материалы к физиологии лобных долей
больших полушарий // Изв. Воен.-мед. академии, т.
XIX, №1, 2, 16; К характеристике звукового анализатора
собаки // Тр. Об-ва рус. врачей в СПб., 1910, т.
77; Секреторные и моторные явления в слюнных и
панкреатических железах // Врач. дело, 1927, № 23,
24; Secretory Mechanism of the Digestive Glands. New
York, 1950.

Лит.: B.P.Babkin (1877-1950) Obituary //
Gastroenterology, 1950, vol. 16, № 2; Жекулин А. Г.
Б.П.Бабкин (1877-1950) // Современник. 1968.
№ 17/18.

В. Синельников

\БАЙКОВ Николай Аполлонович (29.11.1872,
Киев - 6.3.1958, Брисбен, Австралия) - писатель
и натуралист. Дворянин, потомок Федора
Исаковича Б" направленного в 1654-58 царем
Алексеем Михайловичем во главе первого русского
посольства в -Китай для установления
дипломатических и торговых отношений. Бабушка
Б. - Мария Егоровна - племянница
Шамиля. Отец Б. - Аполлон Петрович Б. - военный
юрист, член Главного военного суда в
Петербурге, закончил службу в чине генераллейтенанта:
одним из его друзей был Н.Пржевальский,
с которым Б. встретился в 1887.
Воспитывался Б. в Киевском кадетском корпусе;
получив аттестат зрелости при 1-й петербургской
классической гимназии, поступил на
естественный факультет Петербургского университета,
но через два года оставил университет.
Окончил Тифлисское пехотное юнкерское
училище.

Военную службу начал в 1892 в 16-м гренадерском
Мингрельском пехотном полку в
Тифлисе, тюд командованием великого князя
Николая Михайловича. По его рекомендации Б.
познакомился с Г.Радде, известным путешественником
и естествоиспытателем. Решив посвятить
себя изучению Маньчжурии, Б. добился в
1901 при помощи Д.Менделеева, гостившего у
великого князя, перевода в Заамурский округ
пограничной стражи Китайско-Восточной железной
дороги (КВЖД). В 1910-14 командовал
ротой 5-го Заамурского полка, названной "тигровой"
за мужество командира и солдат в охоте
на хищников. За эти годы Б. исколесил обширный
район Маньчжурии, от границ Кореи
до Амура, выполняя задание Академии наук,
Изложил научные результаты экспедиции в ряде
работ; ввел тему Маньчжурии в русскую литературу
(книга очерков и рассказов "В горах и
лесах Маньчжурии", 1914). В 1-ю мировую
войну "тигровая" рота Б. в составе 2-го Заамурского
полка действовала на Юго-Западном
фронте в Галиции, Б. был ранен, награжден орденом
Св.Владимира за храбрость.

В годы гражданской войны воевал в рядах
Добровольческой армии. В Новороссийске заболел
тифом; по выходе из госпиталя в 1920
вместе с семьей покинул Россию. Из Константинополя
направился в Египет, через год оказался
в лагере Сиди Бишр, возле Александрии.
Два года скитался по Африке, Индии и др.
странам Юго-Восточной Азии. В сентябре
1922 приехал во Владивосток, поверив слухам
о восстановлении белой власти, но уже через
месяц снова эмигрировал - на этот раз в знакомую
ему Маньчжурию. Устроился сначала
сторожем на лесной концессии КВЖД, С
1925 жил в Харбине, участвовал в создании
Общества изучения Маньчжурии, опубликовал
очерк "Маньчжурский тигр". В дальнейшем
продолжал выступать с научными статьями и
заметками натуралиста, но главным его делом
стала литература, а основной темой - жизнь
маньчжурской тайги и ее обитателей. Воспоминания
и впечатления Б. - участника событий
1914-19, монархиста, который сравнивал
Октябрьскую революцию со стихийным бедствием,
разрушавшим естественный порядок вещей,
отразились лишь в одной книге - "По
белу свету" (Харбин, 1937). В других книгах
взор Б. обращен к природе, в ней он находил
высшую нравственность. В 1934 в Харбине
вышел сборник рассказов "В дебрях Маньчжурии",
а повесть "Великий Ван" (Харбин,
1936) принесла автору мировую известность.

В начале 40-х в Японии заговорили даже о
"буме Байкова". Видный японский писатель
Кикути Кан назвал повесть "первоклассным
произведением мировой анималистической литературы".
Сюжет повести - история тигра,
владыки маньчжурских лесов и гор. На природу
Б. смотрел глазами человека, воспитанного
на идеалах нового времени, которому дорога
идея самоценности человеческой личности,
но он стремился найти точки соприкосновения
с иным миропониманием, выраженным
в восточных верованиях и легендах. Через взаимоотношения
Вана и охотника Туна, понимающего
"душу" зверя, Б. пытался проверить
свою сокровенную мысль о мировой гармонии,
В отличие от произведений других эмигрантских
авторов в повести Б. нет восторга по поводу
строительства КВЖД, как "оплота русского
влияния на Дальнем Востоке"; для него
это - драма умирающей красоты Шухая, лесного
моря, под натиском железного века нарушающего
природное равновесие. Позже были
опубликованы повести "Тигрица" (Харбин,
1940), "Черный капитан" (Тяньцзинь, 1943) и
сборники рассказов "Тайга шумит" (Харбин,
1938), "У костра" (Тяньцзинь, 1939), "Сказочная
быль" (Тяньцзинь, 1940), "Наши
друзья" (1941), "Шухай" (1942), "Таежные
пути" (1943), где снова перед читателем развертывается
картина бескрайнего маньчжурского
простора; герой многих рассказов -
русский богатырь Бобошин - готов заключить
в свои медвежьи объятия весь Шухай, город
ему враждебен. Тема ряда рассказов - превратности
человеческих судеб в "окаянное
время"; пронизанные поэзией стойкости в
смертельной борьбе за существование, они были
адресованы молодым читателям.

Во время 2-й мировой войны правящие круги
Японии стремились использовать популярность
Б.; он был одним из шести писателей, представлявших
литературу Маньчжоу-го на состоявшемся
в ноябре 1 942 в Токио съезде писателей
"великой Восточной Азии", созванном, чтобы
продемонстрировать поддержку писателями
"священной войны". Сам Б, высоко ценил народ
и культуру Японии, но не японскую военщину. В
декабре 1956 Б. с семьей переехал в Австралию,
где и умер от атеросклероза. Незадолго до
смерти написал книгу "Прощай, Шухай!", в которой
называл Маньчжурию своей второй родиной.
Произведения Б. переведены на многие европейские
и восточные языки.

Лит.: Сайками Токио. Писатель маньчжурской тайги
Байков // Сэкай, 1962, № 2; Жернаков В.Н. Николай
Аполлонович Байков. Мельбурн, 1968; Канэмицу
Сэцу. По следам Байкова // Иван, 1987, № 9; Мелихов
Г. Предисловие // Рубеж, 1992, № 1: Ким Рехо. Николай
Байков. Судьба и книги // Лит. обозр., 1993, № 7-8.

Ким Рехо

\БАКЛАНОВ Георгий Андреевич (наст. фам.,
имя Баккис Альфонс-Георг) (23.12.1880, Петербург
-6.7.1938, Базель) - артист оперы и
концертный певец (баритон). Латыш по отцу,
русский по матери, рано осиротел, воспитывался
в Киеве у родственников матери. Окончил
Киево-Печерскую гимназию и поступил на юридический
факультет Свято-Владимирского университета.
Еще будучи гимназистом, под впечатлением
от прослушанного в Киевской опере
"Демона" А-Рубинштейна Б. увлекся оперой и
неожиданно обнаружил у себя сильный голос.

Вскоре он начал занятия у профессора Киевской
консерватории Мартина Петца, воспитавшего
многих видных певцов России и Польши. В
1901 Б. перевелся в Петербургский универститет
(который так и не окончил). Здесь, в столице,
он был прослушан педагогом и знаменитым в
прошлом баритоном И.Прянишниковым, который
настолько увлекся редкостным дарованием
нового ученика, что взял его с собой в путешествие
по Италии. В Милане Прянишников представил
Б. профессору Витторио Вандзо. У него
консультировались, проходили новые партии,
совершенствовали вокальную технику известные
русские артисты (в том- числе Л.Лашовская
и Д.Смирнов). У Вандзо Б, занимался вплоть до
возвращения на родину в конце 1903, Его первое
выступление на сцене состоялось в январе
1904 в Киеве в партии Амонасро в опере
Дж.Верди "Алда". Эту роль Б. готовил под руководством
В.Лосского, известного оперного режиссера
и певца. Несмотря на тщательную подготовку,
дебют не обошелся без курьеза. В своих
мемуарах Лосский рассказывает, что перед
выходом на сцену Б. забыл завершить гримировку
и "черный эфиопский царь появился с белой
шеей и белыми руками!.. В публике раздался
смех. Но как только дебютант открыл рот и дал
первую ноту, публика замерла: это был из ряда
вон выходящий голос. Звук лился, звенел, чаровал
тембром, потрясал мощью. Успех был решительный".
Окрыленный, Б. отправился в Петербург
на пробу в Мариинский театр (февр. 1904).
Несмотря на высокую оценку его таланта авторитетными
артистами, включая Л.Собинова, Б.
не получил приглашения в первый театр России
и был вынужден подписать контракт с частной
антрепризой на выступления в Житомире и Каменец-Подольске.
В Ригу, куда отправилась
труппа после Украины, его не взяли, т. к, посчитали
слишком молодым, чтобы "петь в таком
большом и музыкальном городе". Б, возвратился
к Прянишникову в Петербург, продолжил у него
занятия, а затем переехал Москву и с блеском
выступил в театре С.Зимина в своей "коронной"
партии - в рубинштейновском "Демоне"
(15.4.1905). На спектакле присутствовал
директор императорских театров В.Теляковский,
год назад отказавший ему в поступлении в
Мариинский театр. На этот раз Теляковский пожелал
во что бы то ни стало заполучить молодого
артиста. Б, не поверил его посулам и заключил
контракт на следующий сезон с Зиминым,
но Теляковский добился своего - заплатил Зимину
неустойку, и уже 20 апреля новый баритон
появился впервые на сцене Большого театра.

В своем первом сезоне в Большом театре Б.
исполнял партии Валентина в "Фаусте" Ш.Гуно,
Амонасро в "Аиде" Дж.Верди, Эскамильо в
"Кармен" Ж.Бизе. Но особенно прославился
артист в роли Демона. Трактованный им в соответствии
с врубелевским образом, "без пошлых
крыльев, с огнеными глазами... его Демон
был духом отрицания и зла". Вскоре судьба
свела Б. с С.Рахманиновым. Ф.Шаляпин отказался
от участия в премьерах его опер "Франческа
да Римини" и "Скупой рыцарь", и молодому
артисту поручили первое исполнение
главных партий - Ланчотто и Барона. Впервые
Б. довелось осваивать роли, не имеющие никаких
исполнительских традиций. Опираясь на
авторские пожелания и помощь известного артиста
Малого театра А.Ленского, Б. создал впечатляющие
образы, оказавшись на высоте требований,
предъявляемых музыкой Рахманинова.

Его выступление на премьере 11.1.1906
полностью удовлетворило автора. Партнерша Б.
в тот вечер, ведущая солистка Большого театра
Н.Салина, так пишет о нем в своей книге
"Жизнь и судьба": "Юный, высокий, стройный
красавец с баритоном необычайной красоты и
силы. Он только начинал свою карьеру, но уже
чувствовалось, что далеко пойдет. Действительно,
пробыв недолго в Москве, он уехал за границу,
и скоро зарубежная пресса стала приносить
нам известия о его колоссальном успехе".
За рубеж Б. отправился в 1909, а до того успел
выступить в Большом театре в 14 операх.
Он исполнил Руслана Глинки и Князя Игоря
А.Бородина, партии Виндекса в "Нероне" А.Рубинштейна
и Поярка в "Сказании о невидимом
граде Китеже" Н.Римского-Корсакова, спел
вердиевских Риголетто и Тельрамунда ("Лоэнгрин"),
Зургу в "Искателях жемчуга" Ж.Бизе -
репертуар разнообразный и неординарный (от
лирической партии Онегина до басовой Руслана).


В 1909 Б. начал серию блистательных выступлений
на сценах США. Он участвовал в открытии
и в первом сезоне оперы в Бостоне
(совм. с Л.Липковской и Е.Бронской), пел в Чикаго,
в Нью-Йорке. В 1910 выступил в Венской
придворной опере: Яго в "Отелло" Дж.Верди,
моцартовский Дон Жуан, басовая партия Нилаканты
в "Лакме" Л.Делиба. В 1911 русский баритон
имел сенсационный успех в Германии,
выступив в Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Дрездене,
Берлине, где пел Риголетто и Скарпиа в
"Тоске" Дж.Пуччини. В том же году он пересек
Атлантику и появился на сцене крупнейшего театра
Южной Америки "Colon" в Буэнос-Айресе,
а в "La Scala" пел Демона по приглашению великого
дирижера А.Тосканини. В 1912 пел в Праге,
в 1913-в парижской "Grand-Opera", весной
1914 -в Монте-Карло, в театре "Casino",
собиравшем в то время (как "Metropolitan
Opera" в Нью-Йорке) лучшие исполнительские
силы мировой оперы. Здесь Б. вместе с Э.Карузо
и Липковской выступил в "Риголетто", с
М.Кузнецовой-Бенуа в "Тоске", с Дж.Мартинелли
в "Девушке с Запада" Дж.Пуччини, с Липковской
в премьере оперы А.Понкьели "Валенсианские
мавры". Это лишь некоторые из зарубежных
гастролей великого артиста.

Будучи солистом Бостонской оперы (191114),
Б. в каждом сезоне возвращался и выступал
на родине. В Большом театре ему довелось
участвовать в знаменитой постановке
вагнеровского "Лоэнгрина" в 1911 с участием
Л.Собинова, А.Неждановой, И.Петрова, Л.Балановской,
под управлением прославленного
немецкого дирижера А.Никиша. В Петербурге
артист пел на сценах Мариинского театра и
Народного дома (1913). В 1915 серию спектаклей
с участием Б. дала Киевская опера. С
этого года Б. подписал контракт с оперным театром
в Чикаго, вторым по значению театром
США, собиравшем труппу, способную соперничать
с "Metropolitan Opera" - Р.Страччари,
АТалли-Курчи, Т.Скипа. Б. покинул родину,
как он полагал, на время, но оказалось - навсегда.


В Чикагской опере Б. являлся первым баритоном
(до 1930). После окончания 1-й мировой
войны Б. снова появился в Европе, гастролировал
в Варшаве, Париже, Белграде, Берлине.
В столице Германии он был первым исполнителем
партии Грозного в европейской премьере
"Царской невесты" Римского-Корсакова,
пел Мизгиря в "Снегурочке" (1923). По завершении
работы в Чикагской опере она 1930
перебрался в Германию, приобрел дом в предместье
Берлина. Б. занял значительное положение
в артистическом мире германской столицы.

Он сыграл решающую роль в выборе творческого
пути юной М.Чеботаревой, определив ее
будущее оперной певицы - вскоре она стала
знаменитой Марией Чеботари, примадонной
опер Вены, Берлина и Дрездена. После прихода
к власти нацистов Б. переехал в Швейцарию
и уединился в имении близ Базеля, где он и
окончил свои дни.

Несмотря на недолгую жизнь, Б. успел пережить
свой голос и свою славу. Об этом свидетельствуют
его последние записи, произведенные
в Берлине в начале 1930-х. Артист
тогда только что перешагнул 50-летний рубеж,
возраст для баритона некритический, а уже
слышны (сравнительно с ранними записями)
значительные потери в голосе. Очевидно, сказалась
безостановочная, в буквальном смысле
слова, "на износ", работа на протяжении 25
лет. Но и эти поздние записи Б. производят
большое впечатление. Ощущается высокий
класс настоящего мастера, не знающего вокально-технических
проблем, не щадящего ни
свой голос, ни свои силы. Б. записывался довольно
много, но не всегда удачно. Первые записи
1907 в Москве он был вынужден сделать
с аккомпаниментом фортепиано, а не оркестра,
поэтому в ариях имеются значительные
купюры. Пластинки 1907, выпущенные компанией
"Gramophone", быстро "уценились" и перешли
в разряд более дешевых с маркой
"Zonophone". В 1911 в США Б. записывал
пластинки для компании "Columbia" и продолжил
с нею сотрудничество в 1918. Компания
"Gramophone", лидер граммофонной индустрии
в Европе, произвела (в Милане или в Вене)
сеанс записей великого русского баритона в
1913, В числе этих фонограмм имеются и лучшие
в его звуковом наследии. Б. ошибочно
приписывают несколько пластинок, выпущенных
киевской компанией "Экстрафон" под
маркой "Артистотипия" в 1914-15. В 1919 голос
артиста записывала в США компания
"Victor". Матрицы были переданы компании
"Gramophone" для выпуска пластинок в Европе.
Эти диски (с маркой "His Masters Voice")
входили в серию пластинок ведущих артистов
мира, представленных компанией. В 1923 (или
1924) несколько пластинок Б. записал в Берлине
для "Vox", радио и граммофонного предприятия.
Все это были т.н. акустические записи
(осуществлены при помощи рупора). К микрофону
Б. встал, когда его голос уже утрачивал
свои исключительные качества. Репертуар пластинок
артиста состоит почти полностью из
оперных арий, некоторые исполнены на итальянском
и французском языках. Два дуэта (в
1911 и 1913) записаны в ансамбле с Липковской.
Лучшие записи Б. полностью подтверждают
его высочайшую художественную репутацию.
Он ни в чем не уступает своим современникам-итальянцам
в "их" репертуаре. Но
некоторые записи неудачны - Мефистофель
и Борис Годунов. Слишком сильны впечатления
от созданных Шаляпиным шедевров, в сравнении
с которыми Б. явно проигрывает. Зато к
числу бесспорных удач относятся замечательные
исполнения фрагментов из "Демона", относящиеся
к разным годам. Даже поздняя запись
"Клятвы" свидетельствует, что восторги
тех, кто слышал и видел Б. в этой роли, не
преувеличены. Великолепен Б. в ролях "злодеев",
его Яго, Барнаба в "Джоконде" А.Понкьели
исполнены на уровне мировых образцов.

Искусство великого русского артиста никогда
не забывалось ни на Западе, ни на родине.
В Австрии в 1970-х "Preiser" выпустил
пластинку Б. в серии выдающихся певцов
1920-30-х. Фирма "Мелодия" выпускала монографические
пластинки певца в 1977 и
1987.

Лит.: Левик С.Ю, Записки оперного певца. М.,
1962; Kutsch J. & Riemens L. Unvergangliche Stimmen.
Sangerlexicon. Bern, Munchen, 1975; Пружанский A.M.
Отечественные певцы 1750-1917. М., 1991; Перепелкин
Ю.Б. Аннотация к пластинке фирмы "Мелодия"
"Георгий Бакланов, баритон" в серии "Музыкальное
наследие. Исполнительское искусство"
М10, 48 015006.

\БАКСТ Лев Самойлович (наст. фам. и имя
Розенберг Лей Хаим; Бакст - фам. бабушки по
матер. линии, принятая в качестве псевд. в
1889) (27.4.1866, Гродно - 27.12.1924,
Париж) - живописец, график, художник театра.
Отец - Робинович Израиль Самуил Борух
Хаимович, мать - Басия Пинхусовна (урожд.
Розенберг). Вскоре после рождения Б. семья
переехала в Петербург. Окончив 6-ю петербургскую
гимназию, занимался в 1883-87 в
качестве вольнослушателя в Академии художеств
у И.Аскназия, К.Венига и П.Чистякова. В
ранних исторических и бытовых полотнах
проявилось влияние передвижничества и позднего
академизма. В 1888-92 работал над иллюстрациями
для детских книг и периодических
изданий "Художник" и "Петербургская
жизнь".

В 1890 сблизился с кружком А.Бенуа. В
1891 путешествовал по Германии, Испании,
Италии, Швейцарии. С 1893 по 1897 жил подолгу
в столице Франции, работал над
картиной "Встреча адмирала Авелана в
Париже" (закончена в 1900); совершенствовал
рисунок в студии Ж.-Л.Жерома, а живопись -
в академии Р.Жулиана и на занятиях с финским
художником А.Эдельфельтом. В 1896 ездил
в Мадрид, в 1897-в Алжир и Тунис. Выполненные
маслом и акварелью пейзажи и
портреты Б. (в числе последних портреты-типы:
"Испанец", 1891, акварель; "Молодой дагомеец",
1895, акварель и др.) экспонировались на
выставках: Академических (1890, 1896,
1897), рисунков русских художников "Blanc et
noir" (1890), Общества русских акварелистов
(1891-97), Международных в Дрездене (1892)
и Берлине (1896) и др.

К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом
объединения молодых художественных
сил России. Ему принадлежала идея "Выставки
русских и финляндских художников", устроенной
С.Дягилевым в начале 1898 в Петербурге
и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе,
Кельне и Берлине. В дальнейшем Б.
активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании
журнала "Мир искусства" (1898/991904),
участвовал в выставках того же названия
(1899-1903, 1906, 1913), в выставке
"Современное искусство" (1903), ретроспективных
выставках русского искусства в
Париже и Берлине (1906), в Международной
художественной выставке в Венеции (1907),
выставках Союза русских художников (190310)
и др.

Особое место среди работ Б. 2-й половины
1890-х - 1900-х занимали портреты деятелей
культуры Серебряного века: В.Нувеля, акварель,
1895; Д.Философова, пастель, 1897:
А.Бенуа, акварель, пастель, 1898; И.Левитана;
Ф.Малявина (оба литогр., 1899); В.Розанова,
пастель, гуашь, 1901; З.Гиппаус, черный
карандаш, мел, сангина, 1906: С.Дягилева, масло,
1906; А.Павловой, итальянский карандаш,
1908 и др. Развиваясь в русле мировых художественных
процессов, творчество Б. обнаружило
в начале ХХв. характерные признаки
стиля модерн с его метафоричностью образов и
декоративностью изобразительных приемов,
особенно заметных в тяготеющей к орнаменту
и силуэту журнальной, книжной и прикладной
графике (рисунки для журналов "Мир искусства"
1902-4, "Золотое руно", 1906) и в таких
станковых работах как "Ужин" (масло, 1902),
"Ливень" (гуашь, тушь, 1906), "Ваза" (гуашь,
акварель, 1906). В последней, запечатлев себя
и свою жену бредущими по двум тропинкам,
огибающим большую садовую вазу, Б. отразил
перипетии личной жизни. В 1903 он женился
на Любови Павловне Гриценко - дочери
П.Третьякова, вдове художника Н.Гриценко;
для совершения религиозного обряда перешел
из иудаизма в лютеранство. В 1907 у Б.

родился сын Андрей (1907-1972), в будущем
художник театра и кино. Брак оказался
непрочным, в 1910 супруги развелись, и Б.
вернулся к религии предков; однако сохранил с
женой и сыном дружеские отношения, поддерживал
их материально.

В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки
в Западную Европу, в память о чем остались
пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном
мастерстве, об умении запечатлеть
природу в обобщенных выразительных формах:
"Пристань в Ментоне" (масло, 1903), "Оливковая
роща в горах" (масло, 1903-4), "Море"
(масло, 1908). В 1907 Б. вместе с В.Серовым
побывал в Греции, завершил панно "Древний
ужас" ("Terror Antiquus", масло, 1908). В этот
период Б. был увлечен идеей неоклассицизма,
что проявилось в его публицистических выступлениях,
педагогической деятельности в студии
Е.Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном
творчестве, до конца остававшемся неотрывным
от модерна.

Наиболее полно Б. реализовал себя в театре.
В 1901 с группой коллег по "Миру искусства"
работал над эскизами декораций и костюмов
к неосуществленной постановке в
Мариинском театре балета Л.Делиба "Сильвия".
В последующие годы в оформлении Б. были
поставлены пантомима "Сердце маркизы"
(1902) в Эрмитажном театре, балет И.Байера
"Фея кукол" (1903) в Эрмитажном и
Мариинском театрах, трагедии Еврипида "Ипполит"
(1902) и Софокла "Эдил в Колоне"
(1904) в Александрийском театре, трагедия
Софокла "Антагона" (1904, частный спектакль
И. Рубинштейн). В 1907 началось сотрудничество
Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным
(эскизы костюмов для танцевальных номеров:
"Лебедь" в исполнении А.Павловой и др.), С
1909 работал в антрепризе С.Дягилева, с 1911
ее художественный директор. Отказ от канонов
классического балета, слияние танца и пантомимы,
изобразительность хореографии,
стремление к стилистическому соответствию
выразительных средств представляемой эпохе
повышали роль художника, делая его соавтором
балетмейстера. Б. стал одной из
центральных фигур Русских сезонов, выполнив
эскизы декораций и костюмов к балетам, слагающимся
в несколько тематических циклов.
Первый из них - ориентальный ("Клеопатра"
на муз. А.Аренского, С.Танеева, М.Глинки и
др., 1909; "Шехеразада" Н.Римского-Корсакова,
1910; "Жар-птица" И.Стравинского, 1910; "Синий
бог" Р.Гана и "Тамара" М.Балакирева, 1912),
окрашенный, по словам одного из критиков, "в
цвета страсти и сказки". Второй -
европейский ("Карнавал" Р.Шумана, 1910;
"Призрак розы" КМ.Вебера), обращенный к
эпохе романтизма и стилю бидермайер. Третий
- античный ("Нарцисс" Н.Черепнина, 1911;
"Дафнис и Хлоя", М.Равеля, 1912; "Послеполуденный
отдых фавна" К.Дебюсси, 1912), где
проявилось увлечение художника греческой
архаикой и Эгейской культурой. В работе для
сцены раскрылась способность Б., разделяя
мирискусническую влюбленность в искусство
прошлого, смело переосмысливать его мотивы,
подчинять их вкусам, настроениям, ритмам
своей эпохи. Отразив тенденцию времени к
синтезу искусств, спектакли, оформленные Б.,
становились движущейся живописью или
зримой музыкой: танцующие фигуры, приводя
в движение яркие пятна одежд, покрывал,
шарфов, об

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.