Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедический биографический словарь

страница №8

анции и занимал пост вице-президента
Ассоциации бывших студентов
Московского университета. В начале 30-х А.
выступил одним из организаторов создания
Международного института по изучению социальных
движений, был избран членом Международного
института изучения кооперации
(Institut International de l'6tudes cooperatives). В
официальном уведомлении об этом избрании
отмечено, что "своим вотумом Институт хотел
выразить признание научных заслуг проф. Анцыферова,
выразившихся в опубликовании
многочисленных трудов, написанных на кооперативные
темы". Французская республика по
достоинству оценила вклад А. в развитие
мировой науки, удостоив его в 1942 премии
Академии наук.

Основную массу трудов ученого составляли
работы по важнейшим проблемам теории и истории
кооперативного движения: дефиниция и
классификация, функции и отличительные
черты, преимущества и недостатки системы. А.
характеризовал кооперативное движение как
свободное, добровольное соединение группы
лиц для достижения единых хозяйственных целей,
базирующееся на принципах полного
равенства прав участников и самоуправления, в
котором каждый из членов принимает непосредственное
участие и несет материальную
ответственность, а получаемая в результате хозяйственных
дел прибыль не идет на рост капитала.
Выступая сторонником Нимской школы,
А, оценивал кооперацию с точки зрения разновидностей
форм хозяйственного предприятия и
хозяйственных отношений, как явление, отличающееся
и от капитализма и от коммунизма.
Взаимопомощь, свободное и мирное сотрудничество,
составляющие незыблемый фундамент
кооперации; нравственный, т.е. христианский
принцип любви к ближнему, который необходимо
внедрить в хозяйственную ткань, - такова,
по мнению А., сущность кооперации. Исходя
из этого, А. попытался теоретически
развести кооперацию и "антагонистическую"
ей систему - капитализм с его основополагающими
факторами - конкуренцией, прагматизмом,
разумным эгоизмом, А. считал, что исторически
неверно связывать возникновение
кооперации с капиталистическим строем, т.к.
она возникла гораздо раньше. Дальнейшее
развитие кооперации от ее простейших к более
сложным формам должно вытеснять капиталистические
формы. Подобный процесс просматривался,
как полагал А., на примере эволюции
сибирского и датского кооперативного маслоделия.


Представляют интерес работы А., в которых
рассматривались вопросы демографии, статистики,
христианства, правоведения. В своей последней
работе - "Важнейшие законодательные
акты Державы Российской" (опубл. посмертно,
в 1950) - А. отстаивал идеи монархизма
как основы государственного устройства,
который, по словам автора, наиболее приемлем
для России, исходя из ее исторического
прошлого, ментальности, религиозности.

Соч.: Кооперативный кредит и кооперативные
банки. Прага, 1922; Курс кооперации. Париж, 1929;
Russian Agriculture during the War. New Haven, 1930;
О законе земельной ренты / Тр. V съезда рус, академ,
орг-ций в эмиграции. София, 1930; Христианство и
кооперация // Вестник. Орган церков.-обществ, жизни,
1937, № 3-4.


Лит.: Прокопович П. Проф. А.Н.Анцыферов // Хозяин,
1929, № 36-37; Ижболдин B.C. А.Н.Анцыферов
как экономист // НЖ, 1976, № 124; Телицын В.Л.
Алексей Николаевич Анцыферов (Краткий биографический
очерк) // Кооперация. Страницы истории.
Вып. IV. М., 1994.

В. Телицын

\АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (16.5.1888,
Стокгольм - 18.12.1977, Нью-Йорк) - богослов,
культуролог, историк, писатель. Родился в
семье русского дипломата С.Арсеньева. Духовную
атмосферу в семье сформировала его
мать, Е.Арсеньева (урожд. Шеншина), обучившая
сына английскому, французскому и немецкому
языкам и привившая вкус к очень
широкому кругу чтений: Библия и
"Добротолюбие", знакомство в подлинниках с
сочинениями Гёте, Гейне, Расина и Мольера,
раннее чтение святоотческих текстов Исаака
Сирина, Макария Египетского, Св.Франциска
Ассизского.

Школьное образование А. получил в Московском
лицее. Это был период его увлечения
философией и греческим языком. Сильнейшее
впечатление на лицеиста произвели книги
ректора Московского университета князя
С.Трубецкого "Метафизика древней Греции" и
"Учение о Логосе". Глубокое религиозное воспитание,
полученное в семье, было созвучно
атмосфере русского религиозно-философского
ренессанса начала XX в. В 1906 А. поступил
на историко-филологический факультет Московского
университета с уже сложившимся, по
его мнению, мировоззрением, которое он называл
философией сердца, освещавшей смысл
жизни и живой лик Божества. Увлеченность А.
религиозно-философской проблематикой эпохи
средневековья и платонизмом эпохи
Возрождения вылилась в целый ряд публикаций
- "В поисках Абсолютного Бога" (М.,
1910); "Плач по умирающем Боге" (М" 1912);
"Платонизм любви и красоты в литературе эпохи
Возрождения" (Журн. мин-ва народи.
просвещения, 1913, янв. и февр.). Большое
значение на духовную жизнь А. оказали философские
кружки и салоны, которые он довольно
активно посещал: Психологическое общество
при Московском университете под
председательством А.Лопатина: Религиозно-философское
общество памяти Владимира
Соловьева: "Кружок ищущих духовного
просвещения" под руководством В.Кожевникова.


После окончания университета (1910) с
дипломом 1 -и степени А. был оставлен для подготовки
к профессорскому званию и получил
возможность совершить заграничную поездку
в научные центры Мюнхена, Фрейбурга и
Берлина (1910-12). В 1912 А. сдал магистерские
экзамены и в марте 1914 был избран
приват-доцентом Московского университета по
кафедре западноевропейской литературы. В
период 1 -и мировой войны (с сент. 1914 по
сент. 1916) А, был мобилизован и проходил
службу в Красном Кресте на Северо-Западном
фронте,

В сентябре 1916 курсом "Мистическая поэзия
средних веков" А. возобновил свою педагогическую
деятельность на историко-филологическом
факультете Московского университета.

Специальные курсы по культуре и литературе
средних веков и эпохи Возрождения
одновременно читались им на Московских Высших
женских курсах и в Московском Народном
университете им. А.Шанявского. В 1918 А.
был избран профессором нового Саратовского
университета. Религиозно-мистические интересы
А. этого периода нашли отражение в его более
поздних публикациях: "Античный мир и
раннее христианство" и "Жажда подлинного
бытия" (обе - Берлин, 1922).

В марте 1920 А. эмигрировал. С 1920 по
1944 жил в Кенигсберге, где на философском
факультете университета последовательно занимал
должности лектора русского языка,
приват-доцента, доцента, сверхштатного профессора
по русской культуре и истории русской
духовной жизни. Одновременно с 1926
по 1938 был профессором по Новому Завету и
по истории религий и сравнительному богословию
на православном факультете Польского государственного
университета в Варшаве. Развиваемые
им идеи вызывали неизменный интерес
не только среди философов-эмигрантов, но и в
широких научных кругах Западной Европы. А.
часто приглашали читать отдельные лекции в
университеты Лозанны, Берна, Оксфорда,
Кэмбриджа, Лондона, Гренобля, Страсбурга. В
мае 1945 он переехал в Париж, а в феврале
1948 - в Нью-Йорк, где в Православной духовной
академии Св. Владимира занял должность
профессора.

Несмотря на признанный авторитет и известность,
мыслитель в эмиграции пребывал в состоянии
интеллектуального одиночества. "Я
жил, в общем, на отлете", - писал он в очерке
"О русской эмиграции" (Дары и встречи жизненного
пути. Франкфурт-на-Майне, 1974).
Возможно, определенную роль сыграло нежелание
А. участвовать в эмигрантских философских
дискуссиях, возможно, его взгляды представлялись
слишком самобытными и не находили
своих последователей. Вместе с тем А. вел
весьма активную жизнь: частые лекционные
поездки, участие в экуменическом движении
(участник католических конгрессов и конференций,
в 1964 был представлен папе римскому
Павлу VI). А. активно сотрудничал в
бердяевском журнале "Путь", где публиковал
как аналитические статьи ("Об избыточествующей
жизни. Мистика и Церковь", № 3; "Пессимизм
и мистика в древней Греции", № 4-5; "О
духе нашего времени", № 6), так и обзорно-информационные
("Современные течения в католичестве
и протестантстве в Германии", № 1:
"О современном положении христианства",
№ 7; "Лозаннская конференция", № 10; "Религиозные
съезды в Ньюкастле и Кембридже",
№ 20: "Религиозное движение молодежи в
Германии", № 23; "Движение к единению
христианских церквей и проблема современного
мира", № 31 и др.).

Проявившийся в публикациях интерес А. к
западноевропейской религиозной и церковной
жизни не был, однако, определяющим в общем
спектре его духовных исканий. В сущности А.
был мыслителем одной темы - духовной культуры
России и русского православия, Структура
и стилистика сочинений А. такова, что его
можно вполне принять за богослова, но по сути
он - историк религиозной культуры (Запада и
Востока), философ культуры с "больным сознанием".

Болезнь эта была всепоглощающей
и всерадостной, т.к. называлась Россией с
ее трагической судьбой и с вечными ценностями
ее культуры, которая в своей православной
форме жизни преизбыточествующей единственно
способна к преображению мира и
жизни.

А. был убежден в том, что существует
некий высший смысл и непререкаемый
внутренний закон творения и жизни, как жизни
мира, так и жизни человека. Основные мотивы
и обоснование этой убежденности А, изложил
в своем учении о Логосе Божием, который
понимался не только как основа
творения вообще, но и как средоточие истории
человечества, как специфический духовный
центр, невольно притягивавший всякого человека,
приходящего в мир. Воплощенный Логос
Божий, воплощенное Слово Божие, по глубочайшему
убеждению А., есть центр истории
мира. К нему сходятся и от него расходятся все
лучи. В Логосе все обетования Божий, в нем
осуществляется план Божий о мире. В Логосе
решающим образом раскрылась и вошла в мир
воплощенная Любовь Божия - основоположный
закон и "задний фон" бытия всего мира.
Размышляя о структуре мира, А. видел в нем
огромное величие: "В этих круговых вращениях
электронов, в этом огромном напряжении и
устремлении сил, из взаимодействия которых
рождается то, что мы называем материей, -
здесь есть не только захватывающий зов глубин,
уходящих в бесконечность, но и красота и
планомерность, поражающие наш ум. Мы начинаем
понимать слова о Премудрости, лежавшей
в основе мироздания, подобно тому, как
эту Премудрость разумел автор книги Иова и
авторы псалмов, когда они восхищались величием
Божиим". Нет никакого сомнения в том,
что подобные рассуждения в значительной
мере носят профетический характер, но это
профетИзм не религиозного фанатика, а углубленного
ученого-богослова и тонкого мыслителя,
пытающегося философски осмыслить пласты
христианской культуры и осветить онтические
аспекты мудрости античного и христианского
миров.

Соч.: Из русской культурной и творческой
традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение
мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей.
Брюссель, 1966: О Достоевском. Четыре
очерка, Брюссель, 1972; Единый поток жизни: К
проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О
красоте в мире, Мадрид. 1974; О некоторых основных
темах русской религиозной мысли 19-го века / Русская
религиозно-философская мысль XX века. Питсбург,
1975.

Лит.: Плетнев Р.Н. С.Арсеньев / Русская
религиозно-философская мысль XX века. Питсбург,
1975; Филонова Л.Г. Николай Сергеевич Арсеньев /
Русские философы. М., 1993.

А. Абрамов

\АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич
(30.5.1887, Киев - 25.2.1964, Нью-Йорк) -
скульптор. Сын профессора Киевского университета,
инженера и изобретателя П.А.Архипенко,
внук иконописца. В 1902 поступил в
Киевское художественное училище: в 1905 отчислен
за критику учителей. Посетил в 1906
Москву, сблизился с М.Ларионовым и др. молодыми
живописцами, участвовал в выставках. С
1908в Париже, поселился на Монпарнасе, колонии
художников "La ruche" ("Улей"). Недолго
занимался в Академии изящных искусств. С
1910 его произведения появлялись на парижских
выставках (в 1910-14 в Салоне независимых,
в 1911-13 ив 1919 на Осеннем салоне).

В 1912 вступил в группу "Золотое сечение" и
открыл свою школу, пропагандируя собственные
открытия и достижения новейших течений
в искусстве.

Годы 1-й мировой войны провел в Ницце.
Как скульптор А. начинал со статуй и групп с несколько
утрированной гротескной выразительностью;
до 1911 его работы отличались компактными
обобщенными объемами, центрической
композицией, кубистической огранкой форм
("Сюзанна", 1909; "Поцелуй" и "Сидящая женщина",
1910; "Задрапированная ню", 191 1).
Однако со временем его все более стали занимать
проблемы пространства и динамики, появились
танцующие, жестикулирующие обнаженные
фигуры ("Композиция с фигурами", 1912;
"Танец", 1912; "Боксерский матч", 1913 и др.).
Широко вводил в свои работы "отрицательный
объем", когда не выпуклость, а вогнутость
строила скульптурную форму. Для небольших
бронзовых статуй А. характерны вытянутые
пропорции, плавность и легкость силуэтов,
сквозные прорывы, проемы, напряженные изогнутые
плоскости ("Женщина, причесывающая
волосы", 1915: "Стоящая ню", 1916 и др.). Под
воздействием художественных импульсов кубизма
интерес А. привлекли пограничные
сферы, где объем и пластика активно взаимодействовали
с цветом и рисунком ("скульптоживопись"):
"Медрано П", 1913; "Купальщик",
1915: "Гондольер" и др. Использовал стекло,
дерево, металл, папье-маше, клеенку, считал,
что продолжает мировые традиции полихромной
скульптуры.

В 1921-23 А. жил в Берлине, где
руководил школой. Женился на Ангелине
Бруно-Шмиц. В 1923 переехал в Нью-Йорк
(американское гражданство получил в 1929).
Продолжая пластическо-динамические эксперименты,
изобрел в 1924 специфический
вид искусства под названием "Архипентура"
(запатентован в 1927): аппарат с мотором
приводил в движение объект, состоявший из
живописных элементов. А. стремился отобразить
"ту сферу реальной жизни, которая не
могла быть передана статической живописью",
"Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте,
- есть конкретное соединение
живописи с временем и пространством", Произведение
А. предвосхитило кинетическое искусство
2-й половины XX в. В дальнейшем в
искусстве А. нарастали неоклассические тенденции,
проявившиеся как в статуях "Стоящая
обнаженная", 1925: "Диана", 1925;
"Грация", 1930, так и в рисунках.

Продолжая считать себя российским художником,
А. представил свои работы на 1-ю
русскую художественную выставку (Берлин,
галерея Ван Димена, 1922); выставлялся в
Бруклине (Выставка русской живописи и
скульптуры, 1923), в Филадельфии (Выставка
современного русского искусства, 1933).

В 1927 подарил бронзу "Грация, или Величие
красоты" Государственному музею нового
западного искусства в Москве для русского
раздела выставки "Современное французское
искусство". Работы А. экспонировались на выставках
Ассоциации независимых украинских
мастеров искусства (АНУМ), созданной во
Львове в начале 1930-х. Львовскому Национальному
украинскому музею А. подарил в
1934 бронзовый отлив скульптуры "Ма - Раздумье"
(в 1952 эта и другие работы А. были
изъяты, уцелело несколько рисунков). "Ма -
Раздумье" была лучшей из трех композиций А"
две других - "Ма - Щедрая сила" и "Ма -
Видение" ("ма" - ласкательное сокращение от
слова "мама"), Скульптурному триптиху А.

предпослал лирическое посвящение: "каждой
матери; каждому, кто любит и страдает из-за
любви; каждому творцу в искусстве и науке;
каждому, задыхающемуся от проблем; каждому,
кто ощущает и знает вечность и бесконечность".


Любовь А. к украинской национальной
культуре нашла выражение в установленных в
30-е в Кливленде памятниках-бюстах Тараса
Шевченко, князя Владимира, Ивана Франке.
Еще один бюст Шевченко (1935) А. подарил
Институту искусств в Детройте. Всего в США
состоялось 15 0 его персональных выставок. А.
- основатель ряда художественных школ в
США, самая известная из них - в Нью-Йорке.
А. преподавал также в университетах и институтах,
выступал с лекциями.

Соч.: Архипентура. К истории международных связей
ГМНЗИ. М" 1978.

Лит.: Голубец Н. Архипенко. Львов, 1922;
Archipenko. Fifty Creative Years 1908-1958 (by
Archipenko and Fifty Art Historians). New York, 1960;
Коротич В. Плаксигласова мадонна самотнос-ri (1з биографии
О.Архипенка // Вп-чизна, 1966, № 10;
Archipenko. International Visionary. Washington, 1969;
Karshan D. Archipenko: Sculpture, Drawings and Prints,
1908-1964. Bloomington, Indiana, 1985; Ковжун П.
Александр Архипенко // Творчество, 1989, № 10.

А. Шатских

\АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович (24.10.1878,
хутор Доброславовка, Ахтырский у., Харьковская
губ. - 3,3.1927, Варшава) - прозаик,
публицист, драматург. Из поместного дворянского
рода, по матери - поляк. В 1897-98
учился в харьковской Школе живописи и
рисования. С 1894 рассказы, заметки, репортажи
А. стали появляться в провинциальных газетах,
с переездом в 1898 в Петербург - в
столичной прессе. А. критически воспринимал
революционный пафос литераторов, группировавшихся
вокруг горьковских сборников "Знание";
"Литература вовсе не так влияет на
жизнь, чтобы даже самое великолепное художественное
произведение отдельного автора
могло произвести в ней ощутительный переворот...
Литература влияет на жизнь... в течение
десятков, если не сотен лет..." В произведениях
А. часто возникали образы, заимствованные у
Чехова, Толстого, Достоевского, но его описания
нарочито натуралистичны, обнаженно
жестоки. Роман "Санин" (Совр. мир, 1907,
№ 1-5, 9: отд. изд. СПб., 1908: М., 1990)
надолго обеспечил ему скандальную репутацию
проповедника аморальности. Автором
разгромной статьи был К.Чуковский; оскорбленный
писатель послал ему вызов на дуэль,
которая не состоялась, а Чуковский записал
после встречи с А.: "...какой он хороший
человек". По мнению А.Блока, А, был "бесспорно
талантливым писателем", Л.Толстой, хотя
и упрекнул А, в том, что в романе "Санин"
он "не показал никакой духовной жизни", но в
целом положительно отозвался о писателе: "...у
Арцыбашева работает - и самобытно -
мысль, чего нет ни у Горького, ни у Андреева...
Простой талант без содержания у Куприна; у
Арцыбашева и талант и содержание". Особенно
нравилась Толстому повесть "Смерть Ланде"
(1904), в определенной мере созвучная
идеям "толстовства". Лучшие романы А. печатались
в сборниках "Земля": "У последней
черты", 1910-12, сб. 4, 7, 8 (отд. изд. Мюнхен,
Лейпциг, 1910; М" 1913); "Женщина, стоящая
посреди", 1915, сб. 17 (Рига, 1930). В 191218
было издано собрание сочинений А, в 10-ти
томах.


В августе 1923 эмигрировал в Варшаву. О
настроениях, с которыми А. оказался в
эмиграции, свидетельствует сборник его
размышлений "Вечный мираж" (Берлин, 1922),
написанных в 1919 в России. "Жизнь, - утверждал
он, - не в столкновениях народов,
борьбе классов, создании религий и философских
систем. Она в том, чего все эти события
являются завершением: в мыслях, чувствах и
поступках всех людей". По убеждению писателя,
к каким бы результатам ни пришла социальная
революция, трагизм ее в том, что "множество
живых, страдающих... людей будет втянуто
в смертельную борьбу, обречено на муку и
гибель. В случае ее победы не торжество идеи
будет важно, а облегчение участи опять-таки
миллионов людей. Но хотя бы для грядущих поколений
выгоды этой революции были бы даже
неисчислимы, они все-таки ни на йоту не
уменьшат ужаса страданий и смерти тех, кто
падет в этой борьбе".

Для А. характерен апофеоз страдания, оно
является, по его мнению, "настоящим двигателем
жизни, и жизнь застыла бы в мертвом бездействии,
если бы страдание и страх страдания
не толкали ее на поиски спасения"; этим возбуждаются
всякое сознательное творчество и
всякое бессознательное влечение. Писатель говорил
о "духовной узости" и "умственном убожестве"
людей, "охваченных политической
борьбой", "ибо они ставят над жизнью идею".
В завершении книги "Вечный мираж" А. обобщал:
"Итак, "человек" не "звучит гордо", как
провозгласил Горький, нет, "человек" звучит
очень жалобно и жалко, но это все, что мы
имеем, что мы есть. И да закатятся скорее все
"великие солнца великих идей" о Богах всякого
рода, и да воцарится в сознании человечества
истина о том, что мы - одни, что нет и не
может быть такой идеи, во имя которой можно
было бы терзать живого человека. Если мы не
можем жить без религии, то пусть этой
религией будет любовь к человеку".

Первый сборник, изданный в Варшаве,
"Под солнцем" (1924), был также составлен из
произведений, написанных в России. В одноименном
рассказе писатель предвещал гибель
всей цивилизации и культуры в результате осуществления
мировой революции. Политическими
аллюзиями насыщена пьеса в стихах "Дьявол:
Трагический фарс" (Варшава, 1925) - как
бы продолжение "фауста" Гёте в эпоху XX в.
- "ада на земле", т.е. в эпоху битвы "за свободу,
равенство и братство", всегда оборачивающейся,
по мнению писателя, кровью и диктатурой.
В ансамбль персонажей, наряду с
традиционными фигурами Дьявола (Мефистофеля),
Фауста, Маргариты, Марты, Ведьмы и
др., введены многочисленные лица, подчеркивающие
злободневность "старой легенды"
(среди них - социалисты, рабочие, члены
Комитета). В речи персонажей вплетены
реминисценции не только из "Фауста", но также
из политических гимнов пролетарского движения,


Главной для себя А. считал теперь публицистическую
деятельность. Печатался постоянно
в варшавской газете "За свободу" и помогал
Д.Философову ее редактировать. По мнению
А-Амфитеатрова, А, "вовсе не был "человеком
экстремы", как многие пытались его
определить, обманываясь его пламенным литературным
темпераментом. Напротив, характером
он был очень мягок, а ум имел
рассудительный и логический. Но именно на
прямолинейных путях строгой "честности мысли",
логической до конца, обретал он ту беспощадную
последовательность, что определяет его
как писателя-гражданина, смелого до дерзости...

Его варшавская противобольшевицкая кампания
была сплошным бомбометательством в лагери
коммунизма и соглашательства". З.Гиппиус подчеркивала
художественность его политических
статей, Наиболее последовательно А. изложил
свои взгляды на советский режим в
статьях, связанных с процессом убийцы
В.Воровского - Конради, эти статьи, включенные
в книгу "Записки писателя" (Варшава,
1925), способствовали его оправданию. А.
призывал в свидетели против Воровского "всех
замученных и расстрелянных в болыпевицких
подвалах, всех погибших от голода и холода,
всех погибших от грязи и эпидемии ...жертв великого
коммунистического эксперимента..." и
утверждал, что "Боровский был убит не как
идейный коммунист, а как палач... Убит, как
агент мировых поджигателей и отравителей,
всему миру готовящих участь несчастной России".
В основе подобных выводов лежала
уверенность А., что "кровавый переворот 7 ноября
1917 года не выражал народной воли" и
что Ленин является "гениальнейшим пройдохой,
так полно сочетавшим в себе черты деспота
- жестокость и лицемерие"; "ни нашествие
Батыя, ни кровавое безумие Иоанна не
причинили России такого вреда и не стоили
русскому народу столько крови и слез, как шестилетняя
диктатура красного вождя".

Получив известие о смерти А" Гиппиус сказала
о нем на заседании "Зеленой лампы"; "Человек.
Любил родину просто: как любят мать.
Ненавидел ее истязателей. Боролся с ними лицом
к лицу, ни пяди не уступая, не отходя от
материнской постели". Для Амфитеатрова А.
был "одним из тех авторов, которых понимание
возрастает через отдаление их эпохи в историческую
перспективу".

Соч.: Тени утра: Роман, повести, рассказы. М.,
1990.

Лит.: Некрологи: Пильский П. // Сегодня, 1927,
4 марта; Куприн А. // Возрождение, 1927, 5 марта;
(Скиталец) // Рус. слово, 1927, 22 марта; Неугасимая
лампада: Сб. статей памяти М.П.Арцыбашева.
Варшава, 1928.

А. Ревякина

\АУЭР Леопольд Семенович (7.6.1845,
Веспрем, Венгрия -15.7.1930, Лошвиц, близ
Дрездена) - скрипач, дирижер, композитор,
педагог. Родился в бедной еврейской семье маляра-живописца,
расписывавшего наружные и
внутренние стены домов. В раннем возрасте у
А. проявились незаурядные музыкальные способности;
с 4-х лет самостоятельно научился
играть на скрипке и обратил на себя внимание
окружающих. Благодаря меценатам с 9-ти лет
обучался в консерватории Пешта у Р.Конэ.
Вскоре с большим успехом выступил в благотворительном
концерте в Будапештской опере
с исполнением концерта Мендельсона. На
собранные поклонниками его таланта средства
А. с отцом выехали в Вену, где в 1857-58
юный скрипач обучался у Я.Донта и в
квартетном классе И.Хельмесбергера, В Вене
А. получил настоящую профессиональную базу
скрипичной игры. Он считал, что Донту он был
"обязан скрипичной техникой", а общение с
Хельмесбергером дало ему широкое музыкальное
образование.

Однако недостаток средств не позволил
продлить занятия. С 1859 начались гастроли А.
по странам Европы как "вундеркинда", который
вынужден своим талантом содержать семью.
Выступления продлились два года. Утомительные
переезды, полуголодное существование
(семья копила средства на обучение в Париже)
во многом сказались на здоровьи мальчика. В
1861 А. оказался в Париже. Здесь он много
играл в частных домах, познакомился с Россини
и Берлиозом, оценившими его талант. С ним
играл Юзеф Венявский, давал консультации
один из лучших профессоров Парижской консерватории
Ж.-Д.Аляр. С большим успехом
прошел концерт А. в зале Плейель.

После нескольких месяцев пребывания в
Париже А. переехал в Англию (1862). Концерты
в Лондоне положили начало его
европейской известности. Однако А. ощущал
недостаточную развитость художественной
стороны своей игры и отправился в Ганновер к
знаменитому Йозефу Иоахиму. Почти два года
(1863-64) он занимался у него, играл с ним в
квартете. Как вспоминал А" Иоахим "явился
настоящим откровением для меня, раскрыв
перед моими глазами такие горизонты высшего
искусства, о которых я и не догадывался до тех
пор". А. выступал с концертами, которыми
дирижировал Иоахим. Блистательным был его
дебют в 1864 в Гевандхаузе. Иоахим писал в
рек

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.