Жанр: Энциклопедия
Энциклопедический биографический словарь
...чена
Ломоносовской премией. В 1897 принимал
участие в 7-м Геологическом конгрессе. А,
часто выезжал в поле на Кавказ (Шемаха, Кубанская
обл., Дагестан) и на Керченский полуостров,
где собирал материалы по мшанковым
рифам.
В 1904 А. получил приглашение на кафедру
геологии в Киевский университет, приступил к
работе осенью 1905. Условия для работы в Киеве
были непростыми: у местных властей он
числился в списке "неблагонадежных", не смогли
сложиться отношения с консервативно
настроенными профессорами университета. Несмотря
на это годы педагогической и научной
деятельности в Киеве были плодотворными. На
киевский период приходится более четверти
всех опубликованных при его жизни трудов,
среди которых большое место занимают работы,
составляющие главный труд жизни - создание
подробной стратиграфии неогена юга
России на солидной основе палеонтологических
данных ("Критические заметки о русском
неогене", 1909; "О стратиграфическом положении
так называемых конкских пластов",
1910: "О возрасте и стратиграфическом положении
акчагыльских пластов", 1912; "Ископаемые
мшанковые рифы Керченского и Таманского
полуостровов", 1909-12). В этот период
А. проводил геологические исследования в Румынии,
на Мангышлаке, в Керчи, в окрестностях
Судака, в Абхазии и Шемахинском уезде,
собирая материалы по стратиграфии неогена и
геологической истории Понтокаспийского бассейна.
В 1912 А. переехал в Петербург и стал профессором
Высших женских курсов. 3.5.1914
его избрали в ординарные академики Академии
наук (член-корреспондент с 1910); он сосредоточил
усилия на организации работы Геологического
музея, издании под его эгидой "Трудов"
и "Геологического вестника". Погруженный в
научные исследования, ученый не проявил интереса
к революционным событиям 1917, однако
последствия этих событий сами вмешались
в его жизнь. Трудности со снабжением
топливом, продовольствием и т.п. нарушили
работу Геологического музея. А. начал искать
возможность перебраться в более теплый и
спокойный район России. Летом 1918 он выехал
по командировке Академии наук в Крым;
занимался исследованиями на берегах Керченского
пролива и преподавал в Таврическом
университете. В Крыму находились также его
дочери Вера и Марианна, сыновья Вадим и
Дмитрий. Не было лишь старшего сына Леонида,
который отправился с биологической экспедицией
на Кольский полуостров. В октябре
1919 А. получил трагическое известие о его
гибели. Этот удар стал для него роковым: в
результате наступившего инсульта произошел
паралич руки и ноги. Родные решили вывезти
А. во Францию. В марте 1920 семья Андрусовых
отплыла из Севастополя на пароходе "Альдо"
в Константинополь и после месячного путешествия
добралась до Парижа. Лечение газовыми
ваннами и душами немного улучшило
здоровье А.; он начал сотрудничать в Геологическом
кабинете Сорбоннского университета.
Душой и мыслями А. был по-прежнему в России.
Письма, которые он писал академикам
В.Вернадскому и Ф.Левинсону-Лессигу в Петроград,
полны ностальгических чувств, волнений
за свое детище - Геологический музей. В
1924 Андрусовы переехали в Прагу, где материальные
условия для работы были более
благоприятными. Однако трудиться как прежде
А. уже не мог: мешало нездоровье, отсутствие
полнокровных научных контактов и необходимой
перспективы. А. скончался в Праге. Его
сын, Дмитрий Николаевич, ставший впоследствии
действительным членом Словацкой Академии
наук, опубликовал в 1925 рукопись А.
"Послетретичная тирранская терраса в области
Черного моря". Работы А. по неогену послужили
основой дальнейшего развития стратиграфических
исследований в России.
Соч.: Воспоминания 1871-1890. Париж, 1925;
Избр.тр., т. 1-4. М., 1961-65.
Лит.: Воспоминания учеников и современников о
Н.И.Андрусове. М., 1965; Оноприенко В.И. Николай
Андрусов: сдвиг истории и излом судьбы. Российские
ученые и инженеры в эмиграции. М., 1993.
В. Борисов
\АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер
Срулевич) (2.10.1879, Бельцы, Бессарабия -
4.12.1973, Уотерфорд, США) - живописец,
график, сценограф, скульптор, педагог. Родился
в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую
художественную школу у Г.Ладыженского
и К.Костанди, в 1907 Петербургскую Академию
художеств, где учился сначала у И.Репина,
затем у Д.Кардовского. Начало известности
А. связано с рисунками в политических сатирических
журналах "Жупел", "Адская почта",
"Сатирикон" и др., но в те же 1900-е он
преимущественно занимался живописью (библейские
сцены, портреты, натюрморты), которые
воспроизводились в журналах "Золотое
руно", "Мир искусства", "Столица и усадьба".
С 1903 выставлялся на отчетных выставках
Академии художеств и Союза русских художников.
С 1906 выставлял свои работы за
рубежом: в Париже был участником выставки
русского изобразительного искусства, организованной
С.Дягилевым', действительный член
Осеннего салона, В дальнейшем выставлялся в
Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальмё.
В 1910 вошел в объединение "Мир искусства"
и выставлялся до 1917 на всех его выставках.
В 1907 оформил свой первый спектакль -
"Свадьба Зобеиды" Г.Гофмансталя (реж.
В.Мейерхольд). В 1909-11 по эскизам Л.Бакста
создал декорации для некоторых постановок
Русских сезонов Дягилева - отсюда бытовавшая
легенда об А. - "тени" Бакста. В 191214
оформлял спектакли для заграничного турне
А.Павловой ("Прелюды" Ф.Листа и "Семь дочерей
Горного короля" А.Спендиарова), для
лондонских выступлений В.Нижинского ("Видение
розы" К.М.Вебера), для хореографа М.Фокина
("Исламей" М.Балакирева в Мариинском
театре, "Садко в подводном царстве" - балет
на муз. Н.Римского-Корсакова в Русских сезонах
и в Мариинском театре, "Египетские ночи"
А,Аренского).
В августе 1917 по инициативе американского
импрессарио выехал в США (через Сибирь,
Японию, Канаду) ив 1918 поселился в
Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась
выставка из 200 работ А., созданных в
России. После ее огромного успеха совершил с
выставкой двухгодичное турне по США.
Персональные выставки А. состоялись в США
в 1924, 1926, 1928. Участвовал в выставках
русского искусства в Париже (1921), НьюЙорке
(1923), Филадельфии (1932); в
передвижной выставке русского искусства в
США и Канаде (1924-25): в Международных
выставках в Питсбурге, Чикаго, Бостоне (192527):
награжден золотой медалью за картину "Испания"
на выставке в Филадельфии (1926).
В 1919-27 работал как сценограф в
американских театрах, главным образом, в
нью-йоркском "Metropolitan Opera": "Мефистофель"
Ф.Бойто (1920), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова
(1922), "Король Лахора"
Ж.Массне (1924); последняя работа -
"Турандот" Дж.Пуччини (1927) - осталась неосуществленной
(в музее театра хранятся эскизы).
Для Чикагской оперы оформил спектакль
"Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева
(1921, 1-я постановка в США), для балетной
труппы М.Мордкина - балеты "Азиада"
и "Ярмарка" на музыку Ф.Листа, А.Глазунова
и др.
В 1928 переехал в Чикаго, преподавал
здесь в Институте искусств (1929-57). В 1933
после самоубийства жены переехал в штат Колорадо,
создал "Школу живописи Анисфельда"
(гл. обр, работая с учениками на пленэре).
После перерыва возвратился к станковой живописи,
порвав навсегда с театром. Регулярно
выставлялся в крупнейших выставочных залах
США, собирая восторженную прессу. Последние
крупные выставки: "Театральный дизайн
Анисфельда" в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне
(1971). В последние годы А. жил затворником
в хижине в "Скалистых горах", куда
периодически приезжали его ученики.
Картины и эскизы театральных работ А. в
России хранятся в Русском музее, Третьяковской
галерее, музее Большого театра, Театральном
музее им. А.Бахрушина, в картинной
галерее Перми и др. Театральные работы А. выставлялись
в Москве и Ленинграде на выставках,
посвященных русскому театрально-декорационному
искусству в 1960-80-е, на выставках
из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
(1991, 1994). Выставка эскизов
костюмов и театральных декораций А. из
американских музеев и частных собраний
(совм. с музеями России) состоялась в 1994 в
Петербургском музее театрального и музыкального
искусства.
В Вашингтоне, по сведениям Н.Лобанова-Ростовского,
значительная часть работ А. хранилась
в подвале, где они сильно пострадали от
сырости; к сожалению, их не пытались реставрировать.
После смерти А. его дочь Мара передала
большую часть работ отца в дар Публичной
библиотеке Нью-Йорка. Несколько ранних
работ маслом купил у Мары в 1984 известный
коллекционер Р.Шепард: после реставрации он
выставил их в своей галерее в Нью-Йорке: выставка
пользовалась успехом.
С ранних лет А. - признанный колорист,
в этом он проявил себя как один из самых
выдающихся художников современности. Эмоциональное
воздействие цветом в живописи и
сценографии А. всегда подчеркивалось
критиками: "алхимик цвета" - оценка искусства
А. в американских художественных
кругах. "Живопись - это симфония цвета",
- повторял А. ученикам. Искусство А., от
ранних до поздних работ, - типичное воплощение
идей символизма в мировом изобразительном
искусстве, об этом говорят даже названия
его работ ("Контраст", "Мистики".
"Мечтания", "Судьба" и т.п.): специфичен и
творческий процесс художника: долгие годы
он работал только при свечах, считая, что лишь
таким способом можно передать мистические
оттенки цвета. В 1940-60-е А. разрабатывал
евангельские темы в живописи и частично в
скульптуре. Вместе с тем изысканное искусство
А., лишенное экзальтации, поэтично и
конкретно; оно оставалось традиционно-реалистическим,
приближаясь, в своей философской
задаче, скорее к Врубелю и работам
мирискусников, чем к иррационализму символистов
европейской школы. По мнению
Н. Лобанова-Ростовского, работы А. последних
лет "напоминали смесь Филонова с Врубелем".
Лит.: Эфрос А.М. Живопись театра // Аполлон.
1914, № 10; Грабарь И.Э. Искусство русской
эмиграции // Рус. современник, 1924, № 3; Головин
А.Я. Встречи и впечатления. Л.-М., 1960; Пожарская
М.Н. Русское театрально-декорационное искусство
конца XIX - начала XX в. М., 1970; Ее же.
Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов.
1908-1929. М" 1988: Boris Anisfeldt. Twenty Years
of Designes for the Theatre. Exh. Washington City, 1971;
Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской
э миграции (1917-1941). Биографич. словарь. Петербург,
1994. 1
Арх.: Арх. ун-та шт. Огайо (США); Арх. М.ЧатфилдТейлор
(США).
А. Кузнецов
\АННЕНКОВ Юрий (Жорж) Павлович (лит.
псевд. Б. Темирязев) (11.7.1889, ПетропавловскКамчатский
- 18.7.1974, Париж) - живописец,
график, иллюстратор, сценограф, мемуарист.
Отец - Павел Семенович - был
народовольцем, арестованным и высланным на
Камчатку после событий 1.3.1881. Его
предком был знаменитый декабрист И.Анненков.
В 1892 [по др. св. в 1895] семья
вернулась из ссылки в Петербург. А. поступил
в казенную гимназию, из которой был исключен
за участие в создании рукописного сатирического
журнала (1905). Завершал свое
образование уже в частной гимназии Столбцова.
Параллельно занимался рисованием и живописью
в Центральном училище технического
рисования барона А.Штиглица. Спустя несколько
месяцев после начала занятий, разочаровавшись
в скучном черчении, покинул училище. В 1907
познакомился с И.Репиным, считал его своим
учителем. В 1908 поступил на юридический факультет
Петербургского университета и одновременно
занимался в мастерской С.Зейденберга
(вместе с М.Шагалом). В 1909-10 посещал
мастерскую профессора Академии художеств
Я.Ционглинского, но поступить в саму
Академию не смог. В 1911 по совету Ционглинского
выехал для продолжения образования
в Париж. Увлекался импрессионизмом, писал
пейзажные этюды (впоследствии сам уничтожил
большую их часть).
В Париже занимался в мастерских под
руководством МДени и Ф.Валлотона (соответственно
живописью и графикой). Определенное
влияние на молодого А. оказали футуризм и кубизм.
В 1913 три работы художника были
приняты в Салон независимых - выставочное
объединение, где демонстрировались работы
художников, занятых радикальными, новаторскими
изысканиями. Летом 1912 А. делал
зарисовки морской фауны и флоры для
сотрудников биостанции в Бретани (часть
рисунков была опубликована позже в одной из
диссертаций по зоологии в Сорбонне).
В 1913 вернулся в Петербург. Работал над
станковыми и декоративными произведениями,
занимался иллюстрацией и сценографией.
Сотрудничал в журналах "Сатирикон", "Новый
Сатирикон", "Театр и искусство" (карикатуры),
а также "Солнце России", "Лукоморье",
"Аргус". Познакомился и сблизился с Н.Кульбиным
(на даче в Куоккале), а также с членами
группы "Союз молодежи" (с некоторыми
впервые встретился в Париже - М.Матюшиным
и И.Пуни). Н.Евреинов пригласил А.
оформить спектакль "Homo Sapiens" в сатирическом
театре "Кривое зеркало" - первая
работа для театра. С 1914 стал заведующим
декорационной частью этого театра. Кроме того,
сотрудничал с Летним театром в Куоккале
(совм. с Н.Евреиновым), в Троицком театре (у
Л.Жевержеева), в театре им. В.Комиссаржевской
(у Ф.Комиссаржевского) в Москве. С
1915 оформлял спектакли и програмки театра
"Летучая мышь" Н.Балиева.
Содружество с Евреиновым принесло плоды
и в области книжного оформления: А. иллюстрировал
его книгу "Театр для себя" (т. 2,
1915-16), сделал обложку для другой его книги
- "Представление любви" (Пг., 1916),
В 1916-17 А. оформлял номера и
программы в артистическом кабаре "Привал
комедиантов", ставил там балетные и пантомимические
номера для О.Глебовой-Судейкиной
и своей супруги, Е.Гальперн-Анненковой. В канун
октябрьского переворота 1917 состоялась
премьера спектакля по пьесе Н.Винниченко
"Черная пантера" в Малом театре (быв. Суворинском)
в оформлении А. и постановке
Евреинова.
В 1910-е А. создал несколько крупных
станковых произведений ("Адам и Ева", 191318:
"Желтый траур", 1914; "Бретань", 1916;
"Купальщики", 1918), декоративные панно
("Дикарка", "Цветы", 1914; "Испания", 1915
и др.). А. участвовал в выставках Современной
живописи и рисунка в 1916 и 1918 в
Петрограде. В те же 1910-е - начале 1920-х
прославился как оригинальный портретист, автор
живописных и графических портретов
А.Ахматовой, Н.Евреинова, В.Ходасевича, Е.Замятина,
А.Бенуа, М.Горького, М.Кузмина, А.Ремизова,
З.Гржебино, Б.Пастернака, Ф.Сологуба.
В 1918 стал членом петроградской художественной
артели "Сегодня", где выпустил в
собственном оформлении книгу своих стихов
"1/4 девятого". Тогда же занимался иллюстрациями
к поэме "Двенадцать" А.Блока
(опубл. в 1918 в петроградском изд-ве "Алконост").
Во 2-й половине 1918- начале 1919 жил
в Москве, преподавал в Свободных художественных
мастерских (СВОМАС): оформлял улицы
к 1-й годовщине революции, сотрудничал с
театром им. В.Комиссаржевской (готовил эскизы
декораций к пьесам "Лулу" Ф.Ведекинда и
"Красные капли" С.Обстфельдера, выступал в
постановке последней пьесы и как режиссер);
оформлял программы в кафе "Питтореск" на
Кузнецком мосту. В 1918 А. участвовал в
работах по художественному оформлению
Марсова поля в Петрограде к майским праздникам.
Обосновавшись в Петрограде в 1919, выступал
как критик в газетах и журналах (рецензии
по вопросам театра и изобразительного искусства):
в "Жизни искусства" опубликовал
программную статью "Ритмические декорации".
Тогда же поставил на сцене Показательного
(Экспериментального) Эрмитажного театра
пьесу Л.Толстого "Первый винокур", где
пытался на практике осуществить динамические
декорации. В 1920 в Петрограде вместе с
М.Добужанским и В.Шуко принимал участие в
постановке "Гимн освобожденному труду" в
портале Фондовой Биржи, оформлял массовую
инсценировку "Взятие Зимнего дворца" (реж.
Евреинов, А.Кугель, Н.Петров). Тогда же А.
был избран профессором Академии художеств
в Петрограде. С момента открытия нового театра
"Вольная комедия" (нояб. 1920) стал его
главным художником (до 1922), оформлял
многие спектакли, расписал зал и фойе, а также
интерьер кабаре "Балаганчик" при театре. В
1921 опубликовал статью-манифест "Театр до
конца" в альманахе "Дом искусств". В Государственном
Институте художественной культуры
(ГИНХУК) экспонировал абстрактные металлические
скульптуры-конструкции. В 1922
оформил спектакль "Газ" Г.Кайзера в Большом
драматическом театре (БДТ).
В это время А. продолжал работать над
портретами: Л.Троцкого, Г.Зиновьева и А.Луначарского
(1920), а также многих деятелей
культуры - Г.Иванова, В.Пяста, В.Мейерхольда
и др. В 1924 А. получил 1-ю премию
за портрет В.Ленина на Всесоюзном конкурсе.
Часть портретов была издана в альбоме
"Портреты" с сопроводительными текстами
Е.Замятина, М.Кузмина и М.Бабенчикова в
1922 в Петрограде. В 1926 вышел еще один
альбом - "Семнадцать портретов" (деятели
советской власти) с текстом А.Луначарского
(сам А. тогда был уже за границей). Портреты
Ленина, Тухачевского и Сталина, отвергнувшего
свое изображение, в альбом включены
не были.
Значительное внимание А. отдавал книжной
графике: рисовал для сатирических журналов
"Мухомор" (1922), "Дрезина" (1923-24),
оформлял и иллюстрировал "Мойдодыра" К.Чуковского
(Пг.-М., 1923 и множество позднейших
переизданий), "Бронепоезд 14-69" Be. Иванова,
"Брагу" НЛихонова (обе - Пг" 1923) и
др.
В начале 1922 вступил в общество "Мир
искусства", участвовал в Первой русской выставке
в Берлине. В начале 1924 вместе с
Д.Штеренбергом разработал устав и реализовал
идею Общества станковистов (ОСТ), став
его членом-учредителем. Тогда же подготовил
экспрессивное динамическое оформление своего
последнего театрального спектакля на родине
- "Бунт машин" (пьеса А.Толстого по сюжету
К.Чапека; премьера в БДТ состоялась в
апреле 1924).
Весной 1924 А. выехал в Венецию, на 14-ю
интернациональную художественную выставку,
где всеобщее внимание привлекли
портреты А., (в частности, Л.Троцкого). Из этой
поездки художник в Россию уже не вернулся;
Заехав в Сорренто к М.Горькому, А. с семьей
перебрался в Париж. Во Франции занимался в
основном живописью, книжной графикой и
плакатом. Продолжал создавать свою "портретную
галерею" современников (Л.Красин, А.Барбюс,
С.Эйзенштейн, О.Спесавцева и др.). Его
супруга работала актрисой и балериной в также
уехавшем из России театре-кабаре "Летучая
мышь" Н.Балиева. А. выступал с критическими
статьями, обзорами и т.д. в русскоязычных
газетах и журналах (Рус. мысль, СЗ) под
псевдонимом Борис Темирязев. Принимал участие
в парижских выставках: Международной
художественно-декоративной (1925), "Мир искусства"
(1927), а также в экспозициях: "Искусство
книги" (1927, Лейпциг), "Современное
французское искусство" (1928, Москва, в составе
"Русской части" выставки), "Современное
русское искусство" (1932, Филадельфия).
В 1927 состоялась первая персональная выставка
А. в Париже (галерея Биллер), в 1928
персональная экспозиция прошла в парижской
галерее "Quatre chemins" ("Четыре дороги"), а
в 1929 и 1930 - в галерее Бинг. Еще две
персональные выставки состоялись у А. в 1934
в галереях Бешер и Криллон. Всего же за
время жизни за границей А. участвовал в 74
выставках, в том числе имел 8 персональных.
В 1931 А. получил общепарижское признание
за оформление спектакля "Пиковая дама"
в театре Мадлен (пост. Ф.Комиссаржевского).
Интерес вызвала и следующая его театральная
работа в том же театре - комическая опера
Анри Core "Контрабас" (по рассказу "Роман с
контрабасом" А.Чехова, пост. Н.Балиева). А.
работал также с М.Чеховым (1934, "Ревизор",
театр "Марэ"); с С.Лифарем, Л.Мясиным,
Дж.Баланчиным, Б.Нижинской (балеты "Ревнивые
комедианты" на муз. А.Скарлатти, "Вариации"
на муз. Л-Бетховена, "Гамлет" на муз.
Ф.Листа - все три спектакля остались в истории
именно благодаря новаторству сценографии).
После 1934 А. работал как художник
кино (гл. обр. по костюмам). Он участвовал
более чем в 60 съемках. За костюмы к фильму
"Мадам де..." (реж. М.Офюльс, 1954) А. был
удостоен премии "Оскар" (творчеству этого
режиссера А. посвятил отдельную книгу -
"Ничейная земля", опубл. в 1962). В 1945-55
был президентом секции художников по костюмам
в Синдикате техников французской кинематографии.
В 1934 в Берлине в издательстве "Петрополис"
вышла "Повесть о пустяках", подписанная
псевдонимом Б.Темирязев. В известной
мере это - автобиографическое сочинение,
т.к. .в него вошли многие реальные факты из
жизни А.
В предвоенные годы А. много работал в
книжной графике, занимался графическим
портретом и станковой живописью (виды
Парижа и его предместий, интерьеры). Живописные
работы А. того времени отличались декоративностью,
сочетанием графичности и свободной
игры цветовых пятен.
Весной 1939 А. поставил как режиссер
пьесу В.Набокова "Событие" в собственном
оформлении. Спектакль вызвал неоднозначную
реакцию, но добавил популярности художнику.
Во время немецкой оккупации поставил в большом
зале Плейель три русские оперы: "Пиковая
дама" (1941), "Евгений Онегин" (1943)
П.Чайковского и "Женитьба" М.Мусоргского
(в варианте Н.Черепнина, 1943). После войны
А. сотрудничал преимущественно с французскими
театральными коллективами. Он оформлял
все пьесы Э.Ионеско, а также Карко,
Тардье, Т.Уильямса. В 1956 А. принял участие
в фестивале авангардного искусства в Марселе.
В 1957 оформил и поставил в Театре Старой
голубятни собственную инсценировку "Скверного
анекдота" Ф.Достоевского. В 1961 вместе
с С.Лифарем поставил балет на музыку Чайковского
к "Пиковой даме" в театре МонтеКарло.
В 1951 вышла книга А. "Одевая звезд" - о
работе художника-костюмера. Главная книга
мемуаров - "Дневник моих встреч. Цикл
трагедий" - вышла 1-м изданием в Нью-Йорке
в 1966 (в 2-х т.); дважды переиздана в России
в 1991. Похоронен в Париже.
Лит.: Тугендхольд Я. Портреты Ю.Анненкова //
Рус. иск-во, 1923, № 1: Бабенчиков М. Анненков -
график и рисовальщик // Печать и рев-щия, 1925,
кн. 4; Его же. Ю.П.Анненков / Мастера современной
гравюры и графики. М., 1928; Современное
французское искусство. Каталог выставки. М., 1928;
Берман Б. Заметки о Юрии Анненкове // Иск-во,
1985, #2; Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1989.
А. Толстой
\АНРЕП Глеб Васильевич, фон (10.9.1889,
Петербург - 9.1.1955, Каир) - физиолог. Родился
в семье дворянина, известного русского
ученого-фармаколога и токсиколога, профессора
Василия Константиновича фон А.,
профессора Харьковского университета,
первого ректора Женского медицинского института
в Петербурге. В 1908 А. окончил гимназию
в Петербурге, поступил в Военно-медицинскую
академию (ВМА). В студенческие годы он
заинтересовался лекциями и опытами И.Павлова
и начал специализироваться по физиологии.
В 1912 А. начал свою исследовательскую
работу в области физиологии в лаборатории
Павлова. Летом того же года по предложению
Павлова А. был командирован в Англию, в Лондонский
университетский колледж, где убедительно
продемонстрировал Э.Старлингу действие
блуждающего нерва на панкреатическую
секрецию. Будучи в Лондоне, изучил методику
получения секретина.
В марте 1913 А. был исключен из ВМА
вместе с другими студентами "за неподчинение
приказу военного министра об отдаче воинской
чести студентами, наряду с рядовыми армии".
Заканчивать свое медицинское образование А.
пришлось в Юрьевском университете (1913). В
1913 А. был избран членом Британского физиологического
общества; получил возможность
публиковать свои статьи в английском "Journal
of Physiology".
С началом 1-й мировой войны А. был мобилизован
и работал врачом полевого госпиталя.
За воинскую храбрость награжден Георгиевским
крестом. В 1916 был ранен, демобилизован
и в марте того же года прикомандирован к
ВМА: возобновил научную работу под
руководством Павлова на кафедре физиологии.
В 1916/17 А. сдал экзамены на соискание ученой
степени доктора медицины. В 1918 поступил
практикантом в Физиологический отдел
Института экспериментальной медицины, где
выполнял (наряду с Л.0рбели) обязанности помощника
заведующего отделом Павлова, совмещая
эту работу с работой в ВМА.
В 1918 А. вступил в ряды армии генерала
Деникина, после поражения которой в 1920
эмигрировал в Англию. Вначале он занимал
должность ассистента в Университетском колледже
Лондона; вскоре ему была присуждена
степень доктора медицины. В 1925 получил английское
гражданство. В 1926 А. перешел на
работу в Кембридж, где преподавал физиологию
в должности доцента. В 1928 А. был
избран членом Лондонского королевского общества:
помимо диплома докторй наук, был
удостоен в Англии также диплома доктора искусств
Кембриджа (Master of Art Cantabrigian).
Работы А. по изучению условных рефлексов,
физиологии пищеварения и физиологии
кровообращения, опубликованные во многих
физиологических журналах, были удостоены
высоких научных наград, в том числе премии
Э.Шарпей-Шефера (президента Британского
физиологического общества), премии Вест
Майкла и др, А. принадлежит несколько открытий
в области физиологии высшей нервной
деятельности (явление "статистической иррадиации"
или открытие "предела торможения";
описание наличия максимума тормозного напряжения
коры головного мозга): описание
особенностей функционирования кожного анализатора,
синхронно изменяющего свое состояние
во всех своих точках и др.
Почти все работы А. в области высшей
нервной деятельности и условных рефлексов
были выполнены им еще на родине, в лаборатории
Павлова, тогда как работы по физиологии
пищеварения и кровообращения, также
начатые в России по предложению Павлова,
велись и за границей - в Великобритании и
Египте, куда семья Анрепов переехала в 1931.
На медицинском факультете университета в
Каире А. руководил кафедрой физиологии почти
до конца жизни. Здесь он исследовал восстановительные
процессы в поджелудочной
железе и сделал вывод об их относительной
независимости от нервной регуляции. Он также
изучал деятельность слюнных желез, гуморальную
регуляцию просвета сосудов с помощью
адреналина и гистамина, рефлекторные
воздействия на сердечный ритм, влияние
нервной и гуморальной регуляции на дыхание и
коронарное кровообращение и др. Большое
значение для пропаганды павловского учения
за рубежом сыграло издание "Лекций о работе
больших полушарий голов
...Закладка в соц.сетях