Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедический биографический словарь

страница №21

ах при капиталистическом производстве"
(М" 1896) был задержан цензурой и, изъятый
из библиотек, лишь в конце 1897 смог увидеть
свет, но, как книга революционно-марксистского
направления, не мог быть принят к защите.
В 1897 Б. начал преподавать политэкономию
и статистику в Московском техническом
училище, активно сотрудничал в марксистской
легальной печати: журналах "Новое Слово"
(1897), "Начало" (1899), "Научное Обозрение"
(1899-1900), в области экономической
теории и гносеологии примыкая к "критическому
направлению" в русском марксизме. С
1898 - в научной командировке в Германии,
Англии и Франции, где по плану профессора
А.Чупрова занимался историей аграрного
вопроса в Европе. Заграницей познакомился с
лидерами социал-демократии К.Каутским, А.Бебелем,
Г.Плехановым. Опыт исследования, суммированный
им в новой магистерской диссертации
"Капитализм и земледелие" (тт. 1-2,
М., 1900), и личные впечатления от деятельности
западной социал-демократии заставили Б.
усомниться в экономической, философской и
политической доктрине марксизма. Параллельное
увлечение философией и публицистикой
Вл.Соловьева предопределило поиски Б. в
направлении "христианской политики" и софиологии
(примерно до 1907-8), подчиненные
идеям "христианского социализма", в котором
религиозное понимание общественной жизни
соединялось с социалистическими требованиями
обобществления производства, уничтожения
капиталистической эксплуатации и коллективного
самоуправления, а также с общелиберальными
принципами политических свобод.

В 1901-6 Б. - ординарный профессор Киевского
политехнического института, с 1903
приват-доцент университета Св. Владимира,
вел активную работу в рядах либерально-социалистической
оппозиции, выступал с публичными
лекциями, участвовал в киевском Литературно-художественном
кружке, в организации
и деятельности киевского отделения Союза
освобождения. На совещании создателей
Союза в Шафхаузене в 1903 выступил с докладом
о его аграрной программе, сотрудничал
в его органе - журнале "Освобождение". В
рамках складывающегося в 1900-е т.н. "идеалистического
направления" (вместе с П. Струне,
Н.Бердяевым, С.Франком, П.Новгородцевым и
др.) принял участие в его дебютном сборнике
"Проблемы идеализма" (М., 1902). Осенью
1904 вместе с Бердяевым вошел в редакцию
религиозно-общественного журнала "Новый
путь", а с 1905 редактировал журнал "Вопросы
жизни". С этих пор центром деятельности Б.
стала пропаганда и организация структур
"христианской политики", "христианской общественности"
социалистического толка. В связи
с этим он сблизился с участниками радикального
Христианского братства борьбы (с 1905)
В.Эрном и В.Свенцицким и вместе с ними
организовал московское Религиозно-Философское
общество памяти Вл.Соловьева, выпускал
сборники "Вопросы религии" (1906-8), Религиозно-общественную
библиотеку (серии
брошюр для интеллигенции и народа), киевскую
христианско-социалистическую газету
"Народ" (апр. 1906). В практике этих предприятий
соединялись программы церковной
реформации, политического освобождения и
решения социального вопроса. Приветствуя
манифест 17 октября 1905, Б. оставался
непримиримым противником монархии.


С 1906 профессор Московского университета,
преподаватель ряда московских
учебных заведений, в том числе Московского
Коммерческого института. В 1907 член 2-й Государственной
думы, избранный от Орловской
губернии как беспартийный "христианский
социалист";' председатель думской комиссии
по церковному законодательству, в которой
выступал как один из авторов кадетского законопроекта;
член комиссий бюджетной, аграрной
и др. Выступал с призывами к отмене военно-полевых
судов, с осуждением правительственного
и революционного террора. Из опыта
работы в Думе Б. вынес глубочайшее разочарование
в политике как средстве освобождения
общества и человека, и летом 1907 началось
возвращение Б. в лоно "исторической"
православной церкви, одновременно отход от
религиозно-общественного радикализма, что
было засвидетельствовано в его статьях в
журналах "Русская мысль" и "Московский
еженедельник", впоследствии объединенных в
сборник "Два града" (т. 1-2, М., 1911), В
сборнике "Вехи" (1909) выступил с концепцией
духовного преодоления интеллигентской
революционности и нигилизма. Личная трагедия
летом 1909 (смерть сына) предопределила
растущее сосредоточение Б. на богословской и
историко-религиозной проблематике, вдохновляемой
проектом построения целостной
"христианской социологии", объединяющей
все сферы деятельности человека от хозяйства
до общественности. Его исследования на этот
счет составили докторскую диссертацию
"Философия хозяйства" (М., 1912). Под преобладающим
влиянием Вл.Соловьева, ас 1910
- и П.Флоренского Б. развивал учение о Софии,
всеединстве, объединяющем человека и
его историю с Богом и его воплощениями. С
1910 активный участник и организатор московского
религиозно-философского книгоиздательства
М.Морозовой "Путь" (до 1918). В
феврале 1911 в числе других представителей
русской профессуры в знак протеста против
ущемления университетской автономии вышел
в отставку из Московского университета. Тем
не менее общественно-политические взгляды Б.
этого времени становились вполне консервативными
и в принципе не противоречили монархическому
устройству: его критика общественных
проблем сводилась к осуждению властвующей
бюрократии.

После Февральской революции 1917 Б.
вновь был избран профессором Московского
университета. Выдвинут делегатом Всероссийского
Поместного собора православной церкви от
мирян Таврической епархии и с августа 1917
до мая 1918 принимал активное участие в
работе двух сессий собора, который ввел его в
состав Высшего церковного совета. В 1917
вступил в организованную Струве "Лигу
русской культуры", став товарищем председателя
ее отделения в Москве. В июне 1918
принял священнический сан и, передав в
сборник "Из глубины" диалоги "На пиру богов",
анализировавшие национальную катастрофу
1917, выехал к семье в Крым, а затем
в Киев, откуда в годы гражданской войны
вернуться уже не смог.

Исключенный большевиками из Московского
университета, Б. в качестве профессора
Таврического университета преподавал в Симферополе
политэкономию и богословие. Служил
в ялтинском соборе. С уходом из Крыма
белой армии был исключен из университета, а
в декабре 1922 выслан в Константинополь. В
1923-25 профессор церковного права Русского
юридического факультета при Пражском
университете. Планируя продолжение религиозно-общественной
пропаганды, включая издание
журнала, Б. одновременно задумывался и
над формой религиозного объединения близких
по духу интеллектуалов либерально-консервативной
ориентации, в основе совпадавшего
с авторским коллективом сборника "Вехи".

Им стало Братство Св.Софии, объединившее
Б., как его духовного главу, А.Карташева,
Г.Флоровского, Франка, Струве, Бердяева и др.
Однако неудачная попытка расширить это сообщество
(1924) за счет деятелей евразийства,
а затем и ожесточенная полемика между
Струве и Бердяевым в 1925-26 фактически
раскололи Братство и окончательно свели
сферу общественной деятельности Б. к
преподавательской работе и углубленным занятиям
православной теологией. С 1925
профессор догматики и декан Русского Богословского
православного института (впоследствии
- академии) в Париже. В этой должности
Б. пробыл до смерти. Публиковал свои сочинения
в религиозно-философском журнале
"Путь" (1925-40). Учение Б. о СофииПремудрости
Божией стало основанием для
обвинения его в ереси одновременно епископами
эмигрантского Карловацкого собора и московским
митрополитом, местоблюстителем
патриаршего престола Сергием (1935). Б,, однако,
вел активную церковную жизнь, участвовал
в съездах Русского студенческого
христианского движения, сотрудничая с англиканским
братством Св.Сергия и Албания, заседая
в экуменических съездах, дважды (в 1934
и 1936) выезжая в США с циклом лекций и
проповедей. Потеряв после операции рака
горла голос (1939), сосредоточился на составлении
большого числа письменных проповедей.

Соч.: От марксизма к идеализму. Сб. ст. М., 1903;
Свет невечерний. М., 1917; Соч., т. 1-2. М., 1993.

Лит.: Зандер Л. Бог и мир. Миросозерцание
о. Сергия Булгакова, т. 1-2. Париж, 1948. Роднянская
И.Б. Булгаков С.Н. / Русские писатели 1800-1917. Биографич.
словарь, т. 1. М., 1989; Хоружий С.С. Вехи
философского творчества отца Сергия Булгакова, т. 1 -
2 / Булгаков С.Н. Соч., т. 1. М., 1993.

М. Колеров

\БУНИН Иван Алексеевич (10.10.1870,
Воронеж - 8.11.1953, Париж) - поэт,
прозаик, переводчик. Из старинного дворянского
рода, к которому принадлежал В.Жуковский.
Отец Б. - разорившийся помещик,
мелкий чиновник, промотавший приданое
жены; из 9 их детей 5 умерли в раннем
возрасте. Детство Б. прошло на хуторе Бутырки
Орловской губернии в общении с
крестьянскими сверстниками. В 1886 исключен
из елецкой гимназии, но прошел затем гимназический
курс со старшим братом Юлием,
вел с ним "без конца ...разговоры о литературе".
Детские и юношеские стихи Б.
подражательны; первое выступление в печати
- стихотворения "На могилу Надсона" и
"Деревенский нищий" в журнале "Родина"
(1887). С осени 1889 сотрудничал в газете
"Орловский вестник", приложением к ней вышел
первый сборник Б. "Стихотворения 18871891
годов". Был мучительно и страстно влюблен
в Варвару Пащенко (один из прототипов
Лики в "Жизни Арсеньева"), оставившую Б. в
1894. Служил в Полтавской городской управе
статистиком, печатался в провинциальных, а с
1892 ив петербургских журналах - "Вестник
Европы", куда его ввел А.Жемчужников, "Русское
богатство", "Северный вестник". На
Украине встречался с толстовцами, в январе
1894 посетил в Москве Л.Толстого; отголоски
этики Толстого, его критики городской цивилизации
слышны в рассказах Б. Пореформенное
оскудение дворянства вызывало в его душе ностальгические
ноты ("Антоновские яблоки",
"Эпитафия", "Новая дорога"), Б. гордился своим
происхождением, но был равнодушен к "голубой
крови", а ощущение социальной
неприкаянности переросло в стремление "служить
людям земли и Богу вселенной, - Богу,
которого я называю Красотою, Разумом, Любовью,
Жизнью и который проникает все сущее".



Бросив службу, Б. жил в 1895-1900 в Москве
и Петербурге, у родственников в
деревнях Глотово и Огневка Орловской губернии,
у знакомых в Одессе, где сблизился с
местными художниками. В 1898 женился на
А,Цакни, но вскоре порвал с ней, В эти годы
познакомился с Д.Григоровичем, А.Эртелем,
К.Бальмонтом, В.Брюсовым, А.Чеховым,
сыгравшим огромную роль в его писательском
становлении, В.Короленко, М.Горьким. В 1896
вышла в переводе Б. поэма Г.Лонгфелло
"Песнь о Гайавате"; переводил также Алкея,
Саади, Патрарку, Байрона, Мицкевича, Шевченко,
Бялика и др. поэтов. В 1897 в Петербурге
издана книга Б. "На край света" и
другие рассказы", в 1898в Москве - сборник
стихов "Под открытым небом", упрочившие его
известность. Восторженными отзывами был
встречен сборник "Листопад" (1901), отмеченный
вместе с переводом "Песни о Гайавате"
Пушкинской премией Петербургской Академии
наук (1903) и снискавший Б, славу "поэта
русского пейзажа". Лирика "Листопада" явилась
подступом к поэтическому выявлению (в
частности, на основе впечатлений от многочисленных
путешествий) места, занимаемого Россией
среди других национальных культур,
Продолжением поэзии явилась лирическая
проза начала 900-х и путевые очерки ("Тень
птицы", 1908).

Не приемля символизм, Б, входил в объединения
неореалистов - товарищество "Знание"
и московский литературный кружок "Среда",
где читал чуть ли не все свои произведения, написанные
до 1917. "Высокий, стройный, с тонким,
умным лицом, всегда хорошо и строго одетый,
любивший хорошее общество и хорошую
литературу, много читавший и думавший, очень
наблюдательный и способный ко всему, за что
брался, легко схватывавший суть всякого дела,
настойчивый в работе и острый на язык, он
врожденное свое дарование отгранил до высокой
степени", - вспоминал о нем Н.Телешов.
Горький считал тогда Б, "первым писателем на
Руси". В издательстве "Знание" вышло собрание
сочинений Б. ( 1902-9, 5 тт.; т. 6 в петерб. изд-ве
"Общественная польза"); полное собрание сочинений
в 6-ти томах в издательстве А.Маркса
(1915). На революцию 1905-7 Б. откликнулся
несколькими декларативными стихотворениями;
писал о себе как о "свидетеле великого и подлого,
бессильном свидетеле зверств, расстрелов,
пыток, казней". В 1906 познакомился с
В.Муромцевой, которая стала его "подругой до
гроба" (они обвенчались в 1922), Совершил с
ней в 1907 путешествие в Египет, Сирию и Палестину,
в 1909 и 1911 был у Горького на
Капри, в 1910-11 посетил Египет и Цейлон. В
1909 ему снова присудили Пушкинскую
премию, он был избран почетным академиком, в
1912- почетным членом Общества любителей
русской словесности (до 1920 - товарищ
председателя). Повесть "Деревня" (1910) - начало,
по словам Б., "целого ряда произведений,
резко рисующих русскую душу, ее своеобразные
сплетения, ее светлые и темные, но
почти всегда трагические основы". Повесть "Суходол"
(1911) - исповедь крестьянки, убежденной
в том, что "у господ было в характере то
же, что и у холопов: или властвовать, или бояться".
Герои рассказов "Сила", "Хорошая жизнь"
(1911), "Князь во князьях" (1912) -
вчерашние холопы, теряющие образ человеческий
в стяжательстве: рассказ "Господин из
Сан-Франциско" (1915) - о жалкой смерти
миллионера. Параллельно Б. рисовал людей, которым
некуда приложить свою природную
одаренность и силу ("Сверчок", "Захар
Воробьев", "Иоанн Рыдалец" и др.). Заявляя, что
его "более всего занимает душа русского человека
в глубоком смысле, изображение черт психики
славянина", Б, искал стержень нации в
фольклорной стихии, в экскурсах в историю
("Шестикрылый", "Святой Прокопий", "Сон
епископа Игнатия Ростовского", "Князь Всеслав").

Усилила эти поиски 1-я мировая война,
отношение к которой Б. было резко
отрицательным. Той же теме посвящена проза
предвоенного и военного периодов: сборники
"Чаша жизни" (1915) и "Господин из СанФранциско"
(1916). Октябрьская революция и
гражданская война подытожили это социальнохудожественное
исследование: "Есть два типа в
народе. - писал Б. - В одном преобладает
Русь, в другом - Чудь, Меря. Но и в том и
другом есть страшная переменчивость
настроений, обликов, "шаткость", как говорили
в старину. Народ сам сказал про себя: "Из нас,
как из древа - и дубина, и икона", - в зависимости
от обстоятельств, от того, кто древо
обработает".

Из революционного Петрограда, избегая
"жуткой близости врага", Б. уехал в Москву, а
оттуда 21.5.1918 в Одессу, где был написан
дневник "Окаянные дни" - одно из самых
яростных обличений революции и власти большевиков
(полностью опубл. в 1935). В стихотворениях
Б. называл Россию "блудницей", писал,
обращаясь к народу: "Народ мой! На погибель
/ Вели тебя твои поводыри". "Испив чашу
несказанных душевных страданий", 26.1.1920
отплыл в Константинополь и в конце марта
прибыл в Париж. Вся последующая жизнь Б.,
не считая кратковременных поездок в Англию,
Швецию, Германию, Эстонию, Югославию,
Италию, прошла во Франции. С 1923 по 1945
большую часть времени проводил в Грассе
(Южная Франция), на вилле Бельведер. В ближайшее
литературное окружение Б. входили
Н.Тэффи, Б.Зайцев, М.Алданов. Ф.Степун.
Л.Шестов, а также его "студийцы" Г.Кузнецова
(последняя любовь Б.) и Л.Зуров', напротив, антипатичны
ему были З.Гиппиус, ^.Мережковский,
И.Шмелев, М.Цветаева, а "имена
Горького, Андреева, Блока, Брюсова порождали
у него стихийный поток брани" (В.Яйовский).
До 1927 выступал в газете "Возрождение",
затем (по материальным соображениям) в
"Последних новостях", не примыкая ни к одной
из эмигрантских политических группировок.
Единственный в эмиграции поэтический
сборник Б. - "Избранные стихотворения"
(Париж, 1929) - вызвал положительные отклики
В.Ходасевича, Тэффи, В.Набокова. В
"блаженных мечтах о былом" Б. возвращался
на родину, вспоминал детство, отрочество,
юность, "неутоленную любовь". Те же поэтические
мотивы Б. перенес в прозу; ключом к
ней явилась миниатюра "Роза Иерихона"
(вступление к изданной в 1924 в Берлине одноименной
книге): роза Иерихона для Б. -
символ Любви и Памяти о России,
предстающей теперь в его произведениях в весенних,
праздничных тонах, От рассказов о ней
("Метеор", "Косцы", "Полуночная зарница", "В
некотором царстве") Б. шел к самому значительному
произведению периода эмиграции -
роману "Жизнь Арсеньева" (1927-33; 1-е отд.
изд. Париж, 1930; 1-е полн. изд. Нью-Йорк,
1952). Ходасевич увидел в романе "вымышленную
автобиографию", Г.Кузнецова зафиксировала
в дневнике, как первоначально лишь
"интимная" повесть постепенно превращалась
в "картину жизни вообще", расширялась "до
пределов картины национальной". Описание
переживаний Алексея Арсеньева овеяно печалью
о минувшем, о России, "погибшей на наших
глазах в такой волшебно краткий срок". В
поэтическое звучание Б. сумел перевести даже
сугубо прозаический материал (серия
коротких рассказов 1927-30: "Телячья головка",
"Роман горбуна", "Стропила", "Убийца" и др.),
9.11.1933 ему была присуждена Нобелевская
премия "за правдивый артистический талант, с
которым он воссоздал в литературной прозе
русский характер". В 1934-36 в Берлине издавалось
новое собрание сочинений Б.В 1937 он
завершил философско-литературный трактат
"Освобождение Толстого" - итог продолжительных
размышлений на основе собственных
впечатлений и свидетельств людей, близко
знавших Толстого, Для Б, Толстой - "величайший
из великих", мерило не только эстетическое,
но и этическое, учитель жизни, равный
Будде и Христу; его учение ведет к очищению
человека от земных страстей. Но собственная
философия Б. - философия любви; подобно
Вл.Соловьеву, он не считал целью любви
продолжение рода, но воспевал не платоническую,
а чувственную любовь, окруженную
романтическим ореолом. Любви, по убеждению
Б., противопоказаны будни, всякая длительность,
пусть даже в желанном браке, она
- озарение, "солнечный удар", нередко приводящий
к гибели. Повесть "Митина любовь"
(Париж, 1925), рассказы "Солнечный удар" (в
одноименном сб., 1927), "Ида" и книга новелл
"Темные аллеи" (Нью-Йорк, 1943; 1-е полн.

изд. Париж, 1946) уникальны по разнообразию
женских типов, демонстрируют еще большую,
чем в дореволюционных рассказах, глубину в
изображении этой темы, они приближаются к
стихам в прозе.

Во время 2-й мировой войны Б. не покидал
Грасса, остро нуждался, внимательно следил за
событиями на советско-германском фронте.
Патриотическая позиция привела его к выходу
из Союза русских писателей и журналистов в
знак протеста против исключения из союза писателей-эмигрантов,
принявших советское
гражданство. Эта позиция изменила отношение
к Б. советских властей: его уговаривали
вернуться на родину (в июле 1946 К-Симонов)
или хотя бы приехать на 2 недели в Москву; в
Гослитиздате были подготовлены его
избранные сочинения (изд. не осуществилось),
но от Б. отвернулись многие его друзья, в том
числе Б.Зайцев. Интересуясь литературной
жизнью в СССР, Б. положительно отзывался о
некоторых произведениях К.Паустовского,
А.Толстого, А.Твардовского, что не мешало
ему по-прежнему выступать против коммунистического
режима. Молодые писатели
русского зарубежья оценивали творчество Б.
как локальное явление, находящееся в стороне
от художественных исканий своего времени и
потому неспособное привлечь внимание
европейского и американского читателя. Письмо
А.Жида, присланное к 80-летию Б., - свидетельство
более сложного восприятия: "...Мне
казалось почти невероятным видеть из окон вашей
виллы в Грассе пейзаж французского юга,
а не русскую степь, туман, снег и белые
березовые рощи. Ваш внутренний мир брал
верх и торжествовал над миром внешним: он-то
и становится подлинной реальностью. Вокруг
вас я ощущал ту необычайно притягательную
силу, которая позволяет братски сближаться
человеку с человеком, вопреки границам, общественным
различиям и условностям". К юбилею
(1950) были изданы "Воспоминания" Б, (о
С.Рахманинове, И.Репине, Ф.Шаляпане, А.Куприне,
М.Волошине; здесь же памфлеты - о
Горьком, В.Маяковском, А.Толстом, А.Блоке и
др.). Книгу "О Чехове" (Нью-Йорк, 1955) Б. не
удалось завершить, 1952-м датирован его последний
шедевр - стихотворение "Ночь", Похоронен
на русском кладбище Сент-Женевьевде-Буа
под Парижем.

Соч.: Собр соч., т. 1-9. М., 1965-67; Собр. соч., т. 16.
М., 1987-88; Устами Буниных: Дневники Ивана
Александровича и Веры Николаевны и др. архив, материалы,
т. 1-3. Франкфурт-на-Майне, 1977-82; Окаянные
дни. Воспоминания. Статьи. М., 1990.

Лит.: Зайцев К. И.А.Бунин: Жизнь и творчество.
Берлин, 1934; Кузнецова Г. Грасский дневник. Вашингтон,
1967 (Знамя, 1990, № 4); Иван Бунин //
Лит. наследство, т. 84, кн. 1-2. М., 1973; Полонский
Я.Б. Бунин во Франции // Время и мы, 1980, № 55,
56; Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество.
Тула, 1987; Вильчинский В. Литературная биография
И.А.Бунина // НЖ, 1989, № 177; Смирнова Л.А.
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991; Новое о Буниных
// Минувшее, вып. 8. М., 1992.

Я. Маркович

\БУНИЦКИЙ Евгений Леонидович (16.6.1874,
Симферополь - 7.8,1952, Прага) - математик.
Родился в семье военнослужащего. Среднее
образование получил в Одессе в Ришельевской
гимназии, по окончании которой в 1892 поступил
на физико-математический факультет
Новороссийского университета: увлеченно занимался
математикой, в 1896 закончил университет
с дипломом 1-й степени, оставлен
при университете на два года стипендиатом.


Со студенческих лет Б. начал сотрудничать
в издававшемся тогда в Одессе журнале "Вестник
опытной физики и элементарной математики".
Начиная с 1898 он был одним из
редакторов этого журнала, в котором вел отдел
задач, занимавший значительное место в "Вестнике".
В 1900 Б. начал преподавательскую деятельность,
работал в различных средних учебных
заведениях Одессы, в том числе в одесской
гимназии. В 1903 Б. сдал магистерские
экзамены, а в марте 1904 стал приват-доцентом
университета; его научные занятия были в
основном направлены на теорию дифференциальных
уравнений.

Два года (1906-7) Б. провел в научной командировке
в Гёттингене, где он работал в лаборатории
выдающегося немецкого математика
Д.Гильберта, под влиянием которого занялся
теорией интегральных уравнений. Познакомился
с достижениями школы Гильберта в этой области
и сам получил некоторые результаты, которые
он докладывал на двух заседаниях Гёттингенского
математического общества и опубликовал
в зарубежных журналах.

Вернувшись в Одессу, Б. продолжал свои
исследования, публиковавшиеся в одесских изданиях:
преподавал в университете, в 1910
стал штатным доцентом. В 1913 Б. издал и защитил
магистерскую диссертацию "К теории
функции Грина для обыкновенных линейных
дифференциальных уравнений", которая явилась
итогом его работы, начатой еще в Гёттингене.
Ученая степень магистра математики позволяла
Б. занять профессорскую должность,
но вакансий не было. В 1915 министерством
народного просвещения он был назначен
экстраординарным профессором Юрьевского
университета, однако по ходатайству Новороссийского
университета его оставили в Одессе.
Б. читал лекции по различным математическим
дисциплинам: дифференциальному исчислению,
теории функций комплексного переменного,
вариационному исчислению и теории вероятностей;
стал работать на Высших женских
курсах, которые в 1911 были приравнены к
высшим учебным заведениям, где читал элементарную
алгебру, вариационное исчисление, интегрирование
дифференциальных уравнений в
частных производных и теоретическую механику.
В 1916 была опубликована большая работа Б,
"К вопросу о решении обыкновенных линейных
дифференциальных уравнений при данных
предельных условиях", составившая его докторскую
диссертацию, а в 1918 стал
ординарным профессором Новороссийского
университета.

В одесский период своей работы Б. был активным
участником математического отделения
Новороссийского общества естествоиспытателей,
на заседаниях которого многократно выступал
с сообщениями и докладами по самым
различным разделам математики. Преподавание
элементарной математики побудило Б. посвятить
ряд сообщений проблемам школьного обучения,
а высказанные им предложения не потеряли
интереса и в наши дни. В конце XIX -
начале XX вв. внимание одесских математиков
привлекла не преподававшаяся тогда в России
математическая логика. Первая статья Б. по
этой теме - "Некоторые приложения математической
логики к арифметике" - вышла в
1896. За ней последовали и другие его статьи
по алгебре логики.


В 1922 Б. уехал в Прагу, где при поддержке
чехословацкого правительства русские
ученые-эмигранты могли продолжать свою
работу. Принял участие в организации и работе
Русского свободного университета в Праге, основанного
в 1923 русскими эмигрантами; с декабря
1925 был членом куратория Общества
Русского народного университета в Праге. В
1928 при университете было создано Русское
научно-исследовательское объединение, в университете
стала преобладать научная деятельность,
издавались сборники "Научных трудов",
в которых печатался и Б. В первом томе появилась
его статья "О научном и философском
значении геометрии Лобачевского". В 1926 на
русском языке в Праге вышла работа Б.
"Теоретическая арифметика". Несколько работ
Б. были напечатаны в "Ученых записках".

В 1931 стал преподавать математику на естественнонаучном
факультете Карлова университета
в Праге в качестве приглашенного
профессора, а с 1.5.1935 он работал там по
договору; читал различные курсы математического
анализа, а также курс элементарной геометрии
на основе высшей математики.

Во время 2-й мировой войны высшие школы
Чехословакии были закрыты, Б. жил на маленькую
преподавательскую пенсию. В это
время он занимался вопросами страхового исчисления.
В 1945 открылся Карлов университет,
и Б. снова приступил к преподаванию математики
на естественнонаучном факультете.
Его слушателями теперь были преимущественно
чешские студенты, но и д

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.