Жанр: Философия
Одномерный человек
..., по демократическим и недемократическим,
капиталистическим и некапиталистическим
странам^ Согласно Ролану Барту, это язык "присущий
всем режимам", а существует ли сегодня на орбите
развитой индустриальной цивилизации общество, которое
свободно от авторитарного режима? Сущность
различных режимов проявляется теперь не в альтернативных
формах жизни, но в альтернативных техниках
манипулирования и контроля. Язык теперь не только
отражает эти формы контроля, но сам становится инструментом
контроля даже там, где он сообщает не
приказы, а информацию, где он требует не повиновения,
а выбора, не подчинения, а свободы.
Языковой контроль осуществляется с помощью сокращения
языковых форм и символов рефлексии, аб1
В отношении Западной Германии см. интенсивные штудии, предпринятые
Институтом социальных исследований во Франкфурте-наМайне
в 1950 - 1951; Gruppen Experiment, ed. F. Pollock (Frankfurt,
Europaeische Verlagsanstalt, 1955) S. 545w. Также Karl Kom, Sprache in
der verwatteten Welt (Frankfurt, Heinrich Scheffler, 1958), по поводу обеих
частей Германии.
134
4. Герметизация универсума дискурса
страгирования, развития и противоречия, с помощью
замещения понятий образами. Этот язык отрицает или
поглощает способную к трансцендированию лексику,
он не ищет, но устанавливает и предписывает истину
и ложность. Однако нельзя приписать успех этого дискурса
террору. По-видимому, нет оснований говорить,
что реципиенты верят или вынуждены верить тому, что
им говорят. Новизна магически-ритуального языка заключается
скорее в том, что люди не верят ему или
даже не придают этому значения, попри этом поступают
в соответствии с ним. Можно не "верить" высказыванию,
включающему операциональное понятие, но утверждать
его своими действиями - посредством сделанной
работы, продажи и покупки, отказа прислушиваться
к другим и т.п.
Если язык политики проявляет тенденцию к тому,
чтобы стать языком рекламы, тем самым преодолевая
расстояние между двумя прежде далеко отстоящими
друг от друга общественными сферами, то такая тенденция,
по-видимому, выражает степень слияния в технологическом
обществе господства и администрирования,
ранее бывших отдельными и независимыми
функциями. Это не означает того, что власть профессиональных
политиков уменьшилась. Как раз наоборот.
Чем более глобальную форму принимает вызов,
который сам является своим источником, чем более
входит в норму близость полного уничтожения, тем
большую независимость они (политики.- Перев.) получают
от реального контроля народа. Однако их господство
внедрено в повседневные формы труда и отдыха,
/. Одномерное общество
и бизнес, торговля, развлечения также стали "символами"
политики.
Языковые преобразования имеют свою параллель в
изменениях в политическом поведении. Продажа оборудования
для развлечений и отдыха в бомбоубежищах,
телешоу с участием кандидатов, соревнующихся за национальное
лидерство, демонстрируют полное единение
между политикой, бизнесом и развлечением. Однако
это единство бесчестно и фатальным образом преждевременно
- бизнес и развлечение помогают осуществлять
политику господства. Это не сатирова драма,
которую представляют после трагедии, не finis tragoediae
- трагедия только должна начаться. И вновь роль
ритуальной жертвы отведена не герою, а людям.
Разбор тотального администрирования
Функциональное общение - это только внешний
слой одномерного универсума, в котором человек приучается
к забывчивости - к переводу негативного в
позитивное, так чтобы он мог продолжать функционировать
с умеренным успехом. Институты свободы
слова и свободы мышления ничуть не препятствуют
духовному координированию с существующей действительностью.
Происходит стремительное преобразование
самого мышления, его функции и содержания. Координирование
индивида с его обществом проникает в такие
слои сознания, где вырабатываются понятия для понимания
утвердившейся действительности. Эти понятия
берутся из интеллектуальной традиции и подвергаются
переводу в операциональные термины, что позволяет
4. Герметизация универсума дискурса
сократить напряжение между мыслью и реальностью
путем ослабления отрицающей силы мышления.
Такое философское развитие в значительной степени
порывает с традицией, что можно показать только при
высокой абстрактности и идеологичности анализа. Это
сфера, наиболее удаленная от конкретной жизни общества,
и поэтому наиболее ярко показывающая степень,
в какой общество подчинило себе мышление человека.
Более того, анализ необходимо продолжить в глубину
истории философской традиции для того, чтобы распознать
тенденции, приведшие к этому разрыву.
Однако, прежде чем приступить к философскому
анализу и в качестве перехода к более абстрактному и
теоретическому предмету, я кратко рассмотрю два (на
мой взгляд, репрезентативных) примера в промежуточной
области эмпирического исследования, непосредственно
связанных с определенными характерными для
развитого индустриального общества условиями. Вопросы
языка или мышления, слов или понятий, лингвистический
или эпистемологический анализ - предмет,
который я собираюсь затронуть, восстает против
таких очищенных академических дистинкций. Отделение
чисто языковой формы от понятийного анализа
само выражает переориентацию мышления, происхождение
которой я попытаюсь разъяснить в последующих
исследования предпринимается как подготовительная
ступень для последующего философского анализа - и
в его свете,- предварительное замечание об употреблении
термина "понятие", который определяет критику,
может служить как введение.
б Одвомеркый человек 1 "3 /
1. Одномерное общество
"Понятие" - это обозначение мысленной репрезентации
чего-либо, что понимается, постигается, узнается
в результате процесса рефлексии. Это нечто может
быть объектом повседневной деятельности или ситуацией,
обществом, романом. В любом случае, если они
постигаются (begriffen; auf ihren Begriff gebracht), они
становятся объектами мышления, т.е. их содержание и
значение тождественны реальным объектам непосредственного
опыта, но одновременно и отличны от них.
"Тождественны" в той степени, в какой понятие обозначает
ту же самую вещь: "отличны" в той, в какой
понятие является результатом рефлексии, достигшей
понимания вещи в контексте (и в свете) других вещей,
которые не представлены в непосредственном опыте,
но которые "объясняют" вещь (опосредование).
Если понятие никогда не обозначает некую особенную
конкретную вещь, если ему всегда свойственны
абстрактность и обобщенность, то это потому, что понятие
постигает больше, чем особенную вещь, и даже
нечто иное - некие всеобщие условия или отношения,
которые существенны для нее, которые определяют ее
форму как конкретного объекта переживания. И если
понятие чего-либо конкретного является продуктом мыслительной
классификации, организации и абстрагирования,
то эти мыслительные процессы ведут к познанию
лишь постольку, поскольку они восстанавливают
специфическую вещь в ее универсальных условиях и
отношениях, трансцендируя тем самым ее непосредственную
внешнюю данность в направлении ее действительной
сущности.
4. Герметизация универсума дискурса
По той же причине все познавательные понятия
имеют транзитивное значение', они идут дальше описательного
указания на частные факты. И если речь идет
о социальных фактах, то познавательные понятия идут
дальше всякого специфического контекста фактов -
они достигают процессов и условий, которые служат
основой для соответствующего общества и которые
пронизывают все частные факты, служа обществу и
разрушая его одновременно. В силу их отнесенности
к исторической целостности познавательные понятия
трансцендируют всякий операциональный контекст, но
их трансцендирование эмпирично, так как оно создает
возможность познания фактов такими, каковы они в
действительности.
"Избыток" значения сверх операционального понятия
освещает ограниченную и даже обманчивую форму,
в которой факты доступны для переживания. Отсюда -
напряжение, расхождение, конфликт между понятием
и непосредственным фактом, конкретной вещью; между
словом, которое указывает на понятие, и словом, которое
указывает на вещи. Отсюда - понятие "реальности
всеобщего". Также отсюда - некритический, приспособительный
характер тех форм мышления, которые
трактуют понятия как мыслительные приспособления
и переводят всеобщие понятия в термины, связанные
с частными, объективными референтами.
И там, где анализ руководствуется этими свернутыми
понятиями - будь то анализ индивидуальной или социальной,
духовной или материальной человеческой
реальности,- он приходит к ложной конкретности -
конкретности, изолированной от условий, которые конб"
/. Одномерное общество
ституируют ее сущность. В этом контексте операциональная
трактовка понятий получает политическую
функцию, а аналитический подход к индивиду - терапевтический
смысл приспособления к обществу. Мысль
и ее выражение, теория и практика должны быть приведены
в согласие с фактами существования этого индивида
так, чтобы не осталось пространства для концептуальной
критики этих фактов.
Терапевтический характер операционального понятия
проявляется наиболее ярко там, где концептуальное
мышление методически ставится на службу изучения
и совершенствования существующих социальных условий
без изменения структуры существующих общественных
институтов - в индустриальной социологии,
изучении спроса, маркетинге и изучении общественного
мнения.
Если данная форма общества мыслится как своего
рода идеальный предел (frame of reference) для теории
и практики, то такую социологию и психологию не в
чем упрекнуть. Действительно, и с точки зрения человечности,
и с точки зрения производства хорошие трудовые
отношения между администрацией и профсоюзом
предпочтительнее плохих, приятная атмосфера трудовых
отношений предпочтительнее неприятной, а гармония
между желаниями потребителей и потребностями
бизнеса и политики предпочтительнее, чем конфликт
между ними.
Однако рациональность общественных наук такого
рода предстает в ином свете, если данное общество,
по-прежнему оставаясь идеальным мыслительным пределом,
становится объектом критической теории, наце140
4. Герметизация универсума дискурса
ленной на самую структуру этого общества, которая
пронизывает все частные факты и условия и определяет
их место и функцию. Тогда очевидным делается их
идеологический и политический характер, и выработка
адекватных познавательных понятий требует преодоления
обманчивой конкретности позитивистского эмпиризма.
Ложность терапевтических и операциональных
понятий проявляется в том, что они дробят и обособляют
факты, встраивая их в репрессивное целое, и
принимают пределы этого целого как категории анализа.
Таким образом, методический перевод всеобщих понятий
в операциональные оборачивается репрессивным
сворачиванием мышления*.
Возьмем в качестве примера "классику" индустриальной
социологии: изучение трудовых отношений на
заводах Готорна Вестерн элекрик компания. Это далеко
1 В теории функционализма терапевтический и идеологический характер
анализа не очевиден, ибо он затемняется абстрактной всеобщностью
понятий ("система", "часть", "единство", "момент", "множественные
последствия", "функция"). Они в принципе приложимы к любой системе,
которую избирает социолог в качестве объекта своего анализа - от
наименьших групп до общества как такового. Функциональный анализ
ограничен рамками избранной системы, которая сама не становится
предметом критического анализа, трансцендирующего границы системы
в стремлении достигнуть исторического континуума, ибо только в последнем
его функции и дисфункции предстают в истинном свете. Ложность
функциональной теории, таким образом,- результат неуместной
абстрактности. Всеобщность ее понятий достигается при отвлечении от
самих качеств, превращающих систему в историческое целое и сообщающих
ее функциям и дисфункциям критически-трансцендирующее значение.
2 Цитаты по: Roethlisberger and Dickson, Management and the Worker.
(Cambridge: Harvard University Press, 1947). CM. также блестящее обсуждение
в Loren Baritz, The Servants of Power. A History of the Use of Social
Science in American Industry. (Middletown, Wesleyan University Press,
1960), chapters 5 and 6.
1. Одномерное общество
не новое исследование, которое было предпринято около
четверти века назад, и с того времени методы стали
значительно более точными. Но, по моему мнению, их
сущность и функция не изменились. Более того, описанный
выше способ мышления с тех пор не только распространился
на другие отрасли общественной науки
и на философию, но также успел принять участие в
формировании человеческих субъектов, которые являются
предметом его интереса. Операциональные понятия
находят свое завершение в методах усовершенствованного
социального контроля: они становятся частью
социального менеджмента, Департамента человеческих
отношений. Действительно ли эти слова из книги "Труд
глазами труда" принадлежат рабочему автомобильного
завода:
Администрация не могла остановить нас на линии пикетирования;
они не могли остановить нас тактикой прямого
применения силы и поэтому перешли к изучению "человеческих
отношений" в экономике, общественной и политической сферах
для того, чтобы найти способы остановить профсоюзы.
Изучая жалобы рабочих на условия труда и заработную
плату, исследователи натолкнулись на тот факт,
что большинство этих жалоб были сформулированы в
высказываниях, содержащих "неясные, неопределенные
термины", которым недостает "объективной соотнесенности"
с "общепринятыми стандартами", и обладающих
характеристиками, "существенно отличающимися от качеств,
обычно связываемых с обыденными фактами"'.
Иными словами, жалобы были сформулированы в таких
общих высказываниях, как: "туалетные комнаты нахо1
Roethlisberger and Dickson. Loc. at., p. 255 f.
4. Герметизация универсума дискурса
дятся в антисанитарном состоянии", "работа опасна",
"расценки труда слишком низкие".
Руководствуясь принципом операционального мышления,
исследователи предприняли попытку перевести
или переформулировать эти высказывания таким образом,
чтобы их неясная обобщенность свелась к частным
референтам, терминам, обозначающим частную ситуацию,
которая послужила толчком к жалобе, и, таким
образом, точно изображающим "условия труда в компании".
Обобщенная форма растворилась в суждениях,
определяющих частные операции и условия, из которых
возникла жалоба, и реакцией на жалобу стало изменение
этих частных операций и условий.
К примеру, высказывание "туалетные комнаты находятся
в антисанитарном состоянии" приняло форму
"при таких и таких обстоятельствах я пошел в эту
туалетную комнату и обнаружил грязный таз". Было
выяснено, что этот факт "был, главным образом, следствием
небрежности некоторых руководящих лиц", что
положило начало кампании по борьбе с разбрасыванием
бумаг, плеванием на пол и т.п., а к туалетным комнатам
был приставлен постоянный обслуживающий персонал.
"Именно таким образом было переформулировано большинство
жалоб с целью внести усовершенствования"'.
Другой пример: рабочий Б высказал общее замечание
о том, что сдельные расценки его труда слишком низкие.
Опрос обнаружил, что "его жена находится в больнице
и что он обеспокоен медицинскими счетами. В этом
случае скрытое содержание жалобы состоит в том, что
заработок Б в настоящее время вследствие заболевания
I lbid., р. 256.
1. Одномерное общество
его жены недостаточен для того, чтобы оплатить его
текущие финансовые обязательства"'.
Такой перевод существенно изменяет значение действительного
суждения. В необработанной формулировке
высказывание представляет общее условие в его
обобщенности ("заработная плата слишком низкая").
Оно выходит за пределы частных условий труда на
конкретной фабрике и частной ситуации некоего рабочего.
Только в обобщенном виде это высказывание
выражает решительное осуждение, которое берет частный
случай как проявление общего положения дел и
дает понять, что последнее нельзя изменить улучшением
первого.
Таким образом, необработанное высказывание устанавливает
конкретную связь между частным случаем
и целым, которое в нем проявляется,- а это целое
включает в себя условия, выходящие за пределы соответствующего
рабочего места, соответствующего завода
и соответствующей индивидуальной ситуации. В переводе
же это целое отбрасывается, и эта операция делает
возможным лечение. Вполне вероятно, что рабочий не
осознает этого, его жалоба для него имеет как раз то
частное и индивидуальное значение, которое перевод
представляет как ее "скрытое содержание". Но вопреки
его сознанию используемый им язык утверждает объективную
значимость жалобы - он выражает действительные
условия, хотя их действительность скрыта от
него. Конкретность частного случая, достигаемая переводом,-
результат серии отвлечений от его действи1
ltnd., р. 267.
4. Герметизация универсума дискурса
тельной конкретности, которая состоит во всеобщем
характере случая.
Перевод соотносит обобщенное высказывание с индивидуальным
опытом рабочего, но останавливается
там, где конкретный рабочий начинает ощущать себя
"рабочим", а его труд начинает представительствовать
как "труд" рабочего класса. Нужно ли говорить о том,
что в своих переводах операциональный исследователь
просто следует за действительным процессом, а, возможно,
и за собственными переводами рабочего? Ведь
не он виноват в искаженной форме опыта, и функция
его состоит не в том, чтобы мыслить в терминах критической
теории, но в том, чтобы научить тех, кто
осуществляет контроль, "более человечным методам
обращения с их рабочими"' (только термин "человечные"
кажется неоперациональным и требующим анализа).
Однако с распространением управленческого способа
мышления и исследования на другие измерения интеллектуальной
деятельности услуги, им оказываемые, становятся
все в большей степени нераздельно связанными
с их научной значимостью. В этом контексте функционализация
имеет реальный терапевтический эффект.
Поскольку личное недовольство изолируется от всеобщего
неблагополучия, поскольку всеобщие понятия, препятствующие
функционализации, рассеиваются на частные
референты, частный случай представляется легко
устранимым и излечимым выпадением из общего правила.
I Loc. ей., р. vill.
1. Одномерное общество
Разумеется, связь со всеобщим здесь не исчезает,-
ни один способ мышления не может обойтись без
универсалий,- однако всеобщее здесь совершенно иного
рода, чем то, которое подразумевается в необработанном
высказывании. Если позаботиться о медицинских
счетах рабочего Б, он признает, что в общем-то
заработная плата не слишком низкая и что она оборачивается
нуждой только в его индивидуальной ситуации
(которая может иметь общие черты с другими
индивидуальными ситуациями). Его случай подводится
под другой род - случаи индивидуальной нужды. Он
рассматривается уже не как "рабочий" или "наниматель"
(член класса), но рабочий или наниматель Б с
завода Готорна Вестерн электрик компани.
Авторы работы "Менеджмент и рабочий" хорошо
сознавали этот неявный смысл. Они говорят о том, что
одна из фундаментальных функций, которые необходимо
выполнить в индустриальной организации - это
"специфическая функция работы персонала", и эта функция
требует при рассмотрении отношений между нанимаемым
и нанимателем "думать о том, что происходит
в сознании конкретного нанимателя в терминах
рабочего с его конкретной индивидуальной историей"
или "в терминах нанимателя с конкретной работой в
определенном месте фабрики, в силу которой он связан
с конкретными людьми или группами людей..." И наоборот,
авторы отвергают как несовместимый со "специфической
функцией персонала" подход, обращенный
к "усредненному" или "типичному" нанимателю или
к тому, что "происходит в сознании рабочего вообще"'.
Loc. dt., р. 591.
4. Герметизация универсума дискурса
Мы можем в качестве подведения итога сопоставить
исходные высказывания с их переводом в функциональную
форму. Возьмем эти высказывания в обеих формах,
принимая их в целом и оставляя в стороне проблему
их верификации.
1) "Заработная плата слишком низкая". Субъект данного
суждения - "заработная плата", а не конкретная
оплата труда конкретного рабочего на конкретном рабочем
месте. Человек, который совершает это высказывание,
возможно, думает только о своем индивидуальном
случае, но благодаря форме своего высказывания
он трансцендирует свой индивидуальный опыт. Предикат
"слишком низкая" - это относительное прилагательное,
требующее референта, который в предложении
отсутствует,- слишком низкая для кого или
для чего? Этим референтом может быть опять-таки
индивид, которому принадлежит высказывание, или его
товарищи по работе, но обобщающее существительное
(заработная плата) несет в себе целую мысль, выраженную
в суждении, и придает остальным элементам
суждения тот же обобщенный характер. Референт остается
неопределенным, "слишком низкая вообще" или
"слишком низкая для каждого, кто, подобно говорящему,
получает заработную плату". Суждение абстрактно
и относится к общим условиям, превосходящим частный
случай; его значение "транзитивно" по отношению
к любому индивидуальному случаю. Суждение действительно
требует "перевода" в более конкретный контекст,
но такой, в котором всеобщие понятия не могут
быть определены никаким "частным" набором операций
(вроде индивидуальной истории рабочего Б и его
/. Одномерное общество
конкретной функции на заводе В). Понятие "заработной
платы" относится к группе "получающих зарплату",
собирающей все индивидуальные истории и конкретные
функции в одно конкретное целое.
2) "Заработок Б в настоящее время, вследствие заболевания
его жены, недостаточен для того, чтобы оплатить
его текущие финансовые обязательства". Заметьте,
что в этом переводе суждения (1) произошло смещение
субъекта. Общее понятие "заработная плата" заменил
"заработок Б в настоящее время", значение которого
полностью определено конкретным набором операций,
которые должен выполнить Б для того, чтобы оплатить
пищу, одежду, жилье, медицинское обслуживание и т.д.
для своей семьи. "Транзитивность" значения утрачена;
объединяющий смысл "получающих зарплату" исчез
вместе с субъектом "заработная плата", и остался лишь
частный случай, который, лишившись транзитивного
значения, становится податливым для лечения в соответствии
со стандартами, принятыми в данной компании.
Но, может быть, здесь какое-то недоразумение? Ничего
подобного. Перевод понятий и суждения как целого
обоснован обществом, к которому обращается исследователь.
Терапия действует, потому что завод или
правление может позволить себе взять на себя, по
крайней мере, значительную часть расходов, поскольку
и они, и пациент заинтересованы в ее успехе. Неясные,
неопределенные, общие понятия, присутствовавшие в
непереведенной жалобе - безусловно, своего рода остатки
прошлого; их настойчивое появление в речи и в
мышлении, конечно, представляло собой (хотя и не148
4. Герметизация универсума дискурса
большое, но все же) препятствие для понимания и
сотрудничества. И поскольку операциональная социология
и психология внесли свой вклад в смягчение бесчеловечных
условий, они являются частью прогресса как
интеллектуального, так и материального. Но они же
являются свидетельством амбивалентности рациональности
прогресса, которая обеспечивает удовлетворение
потребностей с помощью репрессивной власти и которая
репрессивна даже в доставляемом ею удовлетворении.
Устранение транзитивного значения остается чертой
эмпирической социологии. Это характерно даже для
множества тех исследований, которые не стремятся выполнять
терапевтическую функцию в чьих-либо интересах.
В результате: поскольку "нереалистический" избыток
значения отсеивается, исследование замыкается
внутри обширных границ, где приоритет в вопросе о
значимости или незначимости суждений решается обществом.
В силу самой своей методологии такой эмпиризм
идеологичен. Для того, чтобы проиллюстрировать
его идеологический характер, обратимся к одному
из исследований о политической деятельности в США.
В своей работе "Давление конкуренции и демократическое
согласие" Моррис Яновиц и Дуайн Марвик
хотят "рассмотреть, насколько выборы являются эффективным
выражением демократического процесса".
Суждение по этому вопросу предполагает оценку процесса
выборов "в терминах требований утверждения
демократического общества", что в свою очередь требует
определения понятия "демократический". Авторы
предлагают выбор из двух альтернативных определе149
1. Одномерное общество
ний - "мандатной" и "конкурентной" теорий демократии:
"Мандатные" теории, берущие свое начало в классических
концепциях демократии, постулируют, что процесс представительства
задается набором ясных и отчетливых директив, предписанных
избирателями своим представителям. А выборы -
это лишь удобная процедура и метод, обеспечивающий следование
представителей директивам избирателей.'
Теперь этот "предрассудок" был "с самого начала
отвергнут как нереалистический, так как он предполагал
такой уровень выражения мнений и идеологии по вопросам
кампании, какой вряд ли возможен в Соединенных
Штатах". Это довольно откровенное высказывание
несколько смягчено утешительным сомнением в существовании
"такого уровня выражения мнений в какомлибо
избирательном округе со времени развития права
участвовать в голосовании в девятнадцатом столетии".
В любом случае, вместо отвергнутого предрассудка авторы
принимают "конкурентную" теорию демократии,
согласно которой демократические выборы представляют
собой процесс "отбора и отсеивания кандидатов",
"соревнующихся за общественную должность". Для того,
чтобы быть действительно операциональным, это
опре
...Закладка в соц.сетях