Купить
 
 
Жанр: Философия

История философии: запад, Россия, восток 4.

страница №7

й привлекли скорее
не теоретико-познавательные, а именно экзистенциальные моменты.
В-третьих, среди них особо акцентировалось "несчастное сознание".
Главка о несчастном сознании из "Феноменологии духа" была охарактеризована
Жаном Валем как "исток", "секрет" всей философии Гегеля.

Трагическое экзистенциальное мироощущение, которым была проникнута
атмосфера европейской культуры в период между двумя мировыми
войнами, Жан Валь пытался не только вычитать у Гегеля, но
и связать с сутью и характером его диалектики. В гегелевских текстах
французским гегельянцам удалось акцентировать действительно имеющиеся
в них экзистенциальные моменты, на которые исследователи
прежде почти не обращали внимания. Однако в целом была предложена
не вполне свойственная самому Гегелю "трагизация" диалектики.
Александр Кожев утверждал, что диалектика - во всяком случае
запечатленная в "Феноменологии духа" - является "экзистенциальной
диалектикой'".

О Кожбве следует сказать особо. Он был выходцем из России.
Свою фамилию Кожевников он изменил на французский лад. Кожев
служил в министерстве торговли и считался философом-любителем.
В 1934 г. он начал читать курс по философии Гегеля, который был
посвящен детальной интерпретации текста "Феноменологии духа". Постоянный
интерес слушателей привел к тому, что лекции вплоть до
начала второй мировой войны читались ежегодно. В 1947 г. они были
напечатаны в виде книги "Введение в чтение Гегеля".

Принципиальное различие между Валем и Кожевым состояло в
том, что первый особо подчеркнул религиозно-экзистенциальные мотивы
в "Феноменологии духа" и других работах Гегеля, а второй усматривал
в гегелевской философии пусть скрытый, но радикальный
атеизм, произрастающий из "антропологической сущности" гегелевской
философии. Само по себе размежевание "атеистического" экзистенциализма
с религиозным было во французской философии 2060-х
годов весьма важным пунктом дискурса.

Вместе с тем во французском экзистенциалистском гегелеведении
есть общие для всех трех мыслителей черты.

1. Французские гегельянцы во многом способствовали укоренению
экзистенциальных идей в духовной жизни Франции. "На службу" им
была талантливо поставлена весьма оригинальная (пусть и неадекватная)
трактовка текстов великого Гегеля.

2. Представители экзистенциалистского гегельянства откликнулись
и на то, что во Франции 20-50-х годов весьма популярным был марксизм.
Связка "Гегель-Маркс" стала одной из главных тем в работах
Жана Ипполита - автора популярных в Европе сочинений "Генезис
и структура "Феноменологии духа" Гегеля" (1946), "Исследования о
Марксе и Гегеле" (1955). Жан Ипполит - профессор Сорбонны, а с
1955 г. - директор Высшей нормальной школы, один из влиятельнейших
тогда философов Франции.

3. Заслуга французских гегельянцев - в дешифровке сложного и,
на первый взгляд, абстрактного текста гегелевской "Феноменологии
духа", в вычленении из него социально-исторического контекста, эмоционально-психологических
переживаний автора и его современников.
Так, Александр Кожев извлек из "Феноменологии духа" и развернуто
представил целостную "философию революции". Ее Кожев направил
на критику революции, революционных сознания и террора.

4. Французские экзистенциалисты ввели настоящую моду на осовременивание
философии Гегеля, благодаря чему этот мыслитель стал
своего рода партнером и собеседником при обсуждении - в студенческих
аудиториях, в статьях и книгах - злободневных проблем бытия
и культуры. Это было тем более важно, что влияние во Франции
экзистенциалистского гегельянства пришлось на время фашизации

Германии и других стран Европы, на время второй мировой войны и
послевоенный период.

Имея в виду эти общие черты французского неогегельянства экзистенциального
оттенка, нельзя забывать о различиях и острых спорах
между его представителями. Так, концепция Ж. Ипполита (выраставшая
в процессе его многолетней работы над французским переводом
"Феноменологии духа", законченным перед войной, но опубликованным
только в 1945 г.) была критической реакцией на кожевскую интерпретацию
Гегеля. "От Ипполита, - отмечает В. Н. Кузнецов, -
потребовалась известная смелость, чтобы после сенсационных лекций
Кожева о гегелевской "Феноменологии духа" вновь взяться за интерпретацию
этого произведения и прийти во многом к иным выводам...

Прежде всего Ипполит возражает против сугубо "антропологической"
и вместе с тем "атеистической" интерпретации гегелевского произведения.
Он верно отмечает, что "в "Феноменологии духа" Гегель говорит
не о человеке, а о самосознании, и современные интерпретаторы,
которые прямо переводят этот термин как "человек", несколько искажают
гегелевскую мысль" ". По сути дела Ипполит обращает внимание
на затушеванный Кожевым абсолютный идеализм Гегеля... Ипполит
не согласен с теми, для кого в гегельянстве "Абсолют исчезает и
остается, как говорят, лишь Гуманизм"^. Призывая принять в расчет
логическое учение Гегеля, Ипполит замечает, что здесь гегелевский
замысел определенно состоит в том, чтобы редуцировать антропологическое
в пользу онто-логического"".

Французское неогегельянство оказало большое влияние на философские
дискуссии во Франции 20-60-х годов. В немалой степени
картину дискурса определяло и феноменологическое движение, которое
именно во Франции рано объединилось с экзистенциалистскими
тенденциями.

Феноменологический экзистенциализм во Франции

"Феноменологическая философия во Франции, - пишет Э. В.
Орт, один из современных исследователей, - во Франции уже с 20-х
годов приобретала растущее влияние. При этом принималось в расчет
не только то, что в 1929 г. Гуссерль выступил в Париже, в Сорбонне
со своими докладами, а в 1932 г. первым из немцев был избран членом-корреспондентом
Академии моральных и политических наук. В
1930 г. Г. Гурвич опубликовал свою влиятельную книгу "Актуальные
тенденции немецкой философии" (Париж), в которой поставил в центр
тройку мыслителей - Гуссерля, Шелера, Хайдеггера. Важной была и
появившаяся в том же году книга Эммануэля Левинаса "Теория интуиции
в феноменологии Гуссерля" (Париж). В 1939 г. журнал "Revue
international de philosophic" посвятил Гуссерлю специальный номер...
Для развития французской феноменологии характерны две черты: вопервых,
ее относительно раннее профилирование в значительных и
оригинальных философских личностях - таких как Ж.-П. Сартр и

М. Мерло-Понти, а во-вторых, открытая миру форма философствования,
не связанная идеями какой-либо школы. Это была философская
интерпретация, которая может быть названа по крайней мере неортодоксальной
по отношению к классической феноменологии Гуссерля и
Хайдеггера. Первоначальное применение феноменологического мышления
к различным вопросам и видам опыта разворачивалось и как
форма постоянной самокритики феноменологии, и как ее плодотворное
развитие"^. Французские феноменологи раньше других в Европе
стали предпринимать попытки объединить гуссерлианство и хайдеггерианство.
Вместе с тем экзистенциальная феноменология во Франции
действительно была представлена крупными оригинальными мыслителями.
В их когорте в первую очередь должен быть назван МерлоПонти.


М. Мерло-Понти

Морис Мерло-Понти^ (1908- 1964) - один из самых значительных
феноменологов 30-50-х годов. Еще в гимназические годы он начал
интересоваться философией. В 1926-1930 гг. Мерло-Понти учился в
Ecole Superieure, где познакомился с Ж. Ипполитом, Ж.-П. Сартром,
С. де Бовуар. Он прослушал упомянутый курс А. Кожева. Кроме
этих философов на духовное становление Мерло-Понти большое влияние
оказал А. Бергсон. В 1932-1935 гг. Мерло-Понти преподавал в
лицеях, в 1935-1939 гг. был репетитором в alma mater.

В эти годы он испытал глубокое воздействие феноменологии, опосредствованой
прежде всего теми ее толкованиями, которые вышли изпод
пера поселившихся во Франции эмигрантов из России Г. Гурвича
и Э. Левинаса. Параллельно Мерло-Понти заинтересовался гештальтпсихологией,
получившей развитие и во французской психологической
науке. Он начал работать над кандидатской диссертацией, которая
была посвящена проблеме восприятия в феноменологии и психологии.
В 1935- 1937 гг. Мерло-Понти принимал участие в работе группы
Э. Мунье, издававшей журнал "Эспри". В эти же годы МерлоПонти
стал интересоваться марксизмом. В 1939- 1940 гг. он служил в
армии. В годы второй мировой войны Мерло-Понти преподавал философию
в Париже. Он входил вместе с Сартром в группу движения
Сопротивления "Социализм и свобода". Продолжая исследовательскую
работу, Мерло-Понти опубликовал два больших и значительных
произведения - "Структура поведения" (1942) и "Феноменология
восприятия" (1945).


После войны Мерло-Понти, как и многие известные французские
философы, был захвачен спором о соотношении марксизма и экзистенциализма.
Вместе с Сартром Мерло-Понти издавал журнал "Les
temps moderns", где появился ряд его политических статей, впоследствии
объединенных в сборнике "Гуманизм и террор" (1948). Вторая
половина 40-х и 50-е годы оказались для Мерло-Понти поворотными:
тоталитаризм все более отталкивал его от марксизма и социализма.

Эти умонастроения отразились в книге "Приключения диалектики",
приведшей к разрыву с Сартром и Симоной де Бовуар. Незадолго
перед смертью Мерло-Понти снова начался процесс их сближения.
Мерло-Понти долгое время оставался верным феноменологической
философии. Но к концу 50-х годов наметилось его движение в сторону
новой онтологии, что получило выражение в книге "Видимое и
невидимое" (1959).

В своей "Феноменологии восприятия" Мерло-Понти исходил из
того тезиса Гуссерля, что восприятие - не один среди других феноменов,
но основополагающий феномен, ибо в каждом другом феномене
(воспоминании, осмыслении, фантазии, восхищении и т.д.) есть
какая-либо опора на восприятие. Но при этом восприятие не так-то
легко обнаружить в чистом виде. Восприятие не таково, каким его
изображают сторонники сенсуализма и теории ассоциаций. Восприятие
необходимо "откопать" в процессе сложной работы над сознанием,
напоминающей археологию. "Восстановление мира восприятия
осуществляется на двух ступенях... На первой ступени образуется -
по ту сторону объективного мира - феноменальное поле, в котором
движутся гуманитарные науки, поскольку они освобождаются от объективистского
понимания мира. На второй ступени достигают трансцендентального
поля, внутри которого конституируется система мира Яи-Другого
и в котором феномен как таковой становится темой"^ Здесьто
и вступает в свои права феноменология. Но Мерло-Понти по существу
переосмысливает Гуссерля. Речь должна идти не о трансцендентальной
субъективности, которая - везде и нигде, а о том пункте, где
индивидуальное сознание начинает рефлектировать на самое себя".
Такую рефлексию Мерло-Понти называет радикальной рефлексией.
При ее анализе, на что верно указывают исследователи, французский
мыслитель не придерживался канонов "чистой феноменологии с ее
антипсихологизмом и широко пользовался эмпирическим материалом
психологии, физиологии, психопатологии. На этом пути Мерло-Понти
также сделал важные уточнения и поправки к феноменологии Гуссерля.
Он подчеркивал: хотя феноменологическая редукция и учит с
недоверием относиться к "непосредственной" данности мира, но человек
всегда непосредственно принадлежит миру. "Важнейший урок этой
редукции есть, таким образом, невозможность полной редукции"^.
Мерло-Понти подчеркивал особую силу, значимость восприятия: "Мир
есть то, что мы воспринимаем"'".

Французский феноменолог охотнее всего пользовался поздними
размышлениями Гуссерля, где, в частности, анализ перемещался со
структур чистого сознания к человеческому телу и кинестезии тела.
Телу человека придается новое значение: оно является "анонимным"
носителем Я; в нем воплощается моя предыстория; оно есть "доперсональный
субъект". Мерло-Понти утверждает: поскольку мое тело осуществляет
процесс восприят.ия, то "воспринимаю не я, а нечто во мне"".
Человеческое тело - ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование
меня самого. Как тело пред-дано моему Я, так мне

пред-дан мир. В "Феноменологии восприятия" Мерло-Понти обсуждает
центральные темы, заявленные Гуссерлем: cogito, я мыслю -
временность (Zeitlichkeit) - свобода. При осмыслении cogito также
имеет место критика гуссерлевской феноменологии и определенный
отход от нее. Вопреки Декарту и Гуссерлю Мерло-Понти утверждает:
от "я мыслю" неправомерно переходить к "я есть", ибо "мое бытие не
сводится к сознанию, которое я имею относительно бытия; как раз
наоборот, "я мыслю" находит себя включенным в трансцендентальное
движение "я есть", а сознание - включенным в существование, экзистенцию"".
Связь между субъектом, телом и миром существует не в
мышлении, коренится не в cogilo; напротив, мое существование в качестве
тела связано и с существованием мира"".

В произведениях Мерло-Понти важную роль играют критические
размышления о диалектике. "Дурная диалектика" - та, которая делает
из диалектического метода учение о самом бытии: когда всерьез
полагают, что связи самого бытия выражаются в конструкции высказываний,
имеющих форму триады - тезиса, антитезиса и их синтеза.

Диалектику нельзя превращать в доктрину. Применять диалектику
как метод можно и нужно, однако с учетом того, что подлинная диалектика
не имеет ничего общего с застывшими истинами, что она предполагает
постоянную "самокритику истины", преодоление опасностей
позитивизма и негативизма.

й^

Жан-Поль Сартр

Жизнь и сочинения

Жан-Поль Сартр'* родился 21 июня 1905 г. в Париже. Его отец,
морской офицер, умер через два года после рождения сына. Мать,
Анна-Мария Швейцер, возвратилась в родительский дом в Эльзасе.
Для писателя-философа, каким впоследствии стал Жан-Поль, впечатления
детства играют особую роль. Впоследствии Сартр пытался воспроизвести
их в автобиографическом романе "Слова". Книги, отмечал
Сартр, были его "птицами"; вскоре желание и способность писать,
сочинять стали основой существования. С 1924 по 1929 г. Сартр учился
в Ecole normale superieure. Он окончил этот элитарный французский
университет первым на своем курсе (второй была Симона де Бовуар,
будущая выдающаяся писательница, философ, жена Сартра, а
третьим - Ж. Ипполит, впоследствии ставший видной фигурой французского
гегельянского экзистенциализма). Отслужив в армии, Сартр
преподавал философию в гимназии Гавра (1931-1933 гг.). 19331934
гг. Сартр провел во Французском институте в Берлине, где в
основном изучал феноменологию Гуссерля, знакомился с философией
Шелера, Ясперса, Хайдеггера. В 1934-1939 гг. - снова преподавание
в гимназиях Гавра, Лиона и Парижа. В 1936 г. появились сочинение
Сартра "Трансцендентность Я", содержащее критику гуссерлевской
феноменологии, а также работа "Воображение". В 1937 г. был
напечатан знаменитый рассказ Сартра "Стена", в 1938 - роман "Тошнота",
в 1939 г. вышел "Набросок теории эмоций", в 1940 г. - "Воображаемое
(феноменологическая психология силы воображения)". В
этом военном году Сартр попал в плен к немцам, из которого освободился
в 1941 г., после чего снова преподавал в гимназиях Парижа. В
годы войны были созданы и опубликованы важнейшие философские
и литературные сочинения Сартра - "Бытие и ничто. Опыт феноменологической
онтологии"; пьеса "Мухи", 1943; роман-трилогия "Дорога
свободы", пьеса "За закрытыми дверями". Сартр, о чем рассказывалось
в главе 1 этого раздела, был одним из участников движения
Сопротивления во Франции. Через образы его произведений легко
прочитывались призывы к обретению свободы, достоинства личности
как основы существования, "экзистенции". Послевоенный период в
творчестве Сартра был весьма плодотворным: им были опубликованы
- эссе "Экзистенциализм - это гуманизм", 1946; драма "Мертвые
без погребения", 1946; книга "Бодлер", 1947; драма "Грязные руки",
1949; "Дьявол и господь Бог", 1951; крупное философское произведение
"Критика диалектического разума", 1960; "Слова", 1964; 3 тома о
Флобере (1971- 1972). С 1945 г. Сартр вместе с Симоной де Бовуар и
Мерло-Понти издавал литературно-политический журнал "Les temps
moderns", который был идейным центром левого движения во Франции
и рупором экзистенциалистской философии.

В годы войны и послевоенное время Сартр проявлял немалый интерес
к марксизму. Он придерживался левых политических взглядов,
но дистанцировался от французских коммунистов. Последние (в лице
А. Лефевра, Р. Гароди) подвергали экзистенциализм Сартра резкой
критике. В 1948 г. Георг Лукач, видный марксист, выступил с анитисартровским
памфлетом "Экзистенциализм или марксизм?" Еще раньше,
в 1946 г. в сочинении "Материализм и революция" Сартр подверг
критике марксистскую диалектику природы. Марксизм он определил
как революционаристский миф. В 50-х годах критика Сартром марксизма
привела к разрыву с группой сотрудников "Les temps moderns"
и в конце концов к выходу из состава редакции журнала одного из его
основателей - М. Мерло-Понти. В 1952 г. Сартр выступил с критикой
сочинения А. Камю "Бунтующий человек", что привело к разрыву
между этими двумя выдающимися писателями и философами Франции.

Сартр был одним из первых, кто подвергал критике сталинизм
(эссе "Фантом Сталина"). Венгерские события вызвали его резкий
протест и новое дистанцирование от коммунизма. Но затем пришла
надежда на то, что идеологическая оттепель приведет к преобразованию
социализма. В 50-60-е годы Сартр еще надеялся на синтез того лучшего,
что есть в марксизме, с экзистенциализмом, а также с психоанализом.

В конце 50-х и 60-х годов Сартр и Симона де Бовуар неоднократно
бывали в Советском Союзе, встречались с интеллигенцией нашей страны.
В 1968 г., когда Сартр и его сподвижники выступили против советского
вторжения в Чехословакию, поездки в СССР прекратились.

Экзистенциалистскими идеями были вскормлены молодые поколения
французов и, в частности, участники молодежного движения протеста,
майских событий 1968 г. Впоследствии популярность французского
экзистенциализма заметно уменьшилась. Другие философы -
"новые философы", структуралисты, постмодернисты - стали властителями
дум во Франции. Но когда 15 апреля 1980 г. Ж.-П. Сартр
умер, его, классика литературы и философии XX в., хоронил "весь
Париж".

В философском развитии Сартра исследователи выделяют следующие
основные этапы.

1) Подготовительный этап - создание специфического варианта
феноменологии сознания (предвоенные годы).

2) Основной этап - философия экзистенции (кульминационный
пункт - "Бытие и ничто"), концепция свободы, построенная на основе
феноменологической онтологии.

3) На смену индивидуалистической теории свободы приходит учение
о "социально ангажированной морали", перерастающее в теорию
действия, теорию практики (кульминационный пункт - "Критика
диалектического разума").

4) Последняя фаза - особое внимание к философии культуры, к
литературному творчеству (кульминация - работы о Флобере).
Говоря о Сартре, нельзя не упомянуть о Симоне де Бовуар.

itea

Симона де Бовуар (род. 1908) - выдающаяся французская писательница,
сподвижница Сартра, оставившая о нем воспоминания, известна
своими исследованиями "Второй пол" (1949) и "Старость"
(1970), где она широко применяет понятия сартровской онтологии, и
особенно своими романами (из которых наиболее важный - "Мандарины
Парижа", 1954). В повести "Самая легкая смерть" (1964) Симона
де Бовуар жестко и сильно описала смерть собственной матери,
прояснив на примере конкретной жизненной пограничной ситуации
центральное для экзистенциализма понятие смерти.

Специфические особенности философии Сартра

Литература о Сартре огромна. Утрата экзистенциализмом былой
популярности, по существу, не отразилась на неизменно высокой оценке
творчества Сартра. Его философские и литературные произведения
стали классикой XX в. Их изучают в школах и университетах, им
посвящают диссертации, книги, статьи. В специальной литературе широко
признано, что философское творчество Сартра неотрывно как от
образов его художественных произведений - рассказов, новелл, романов,
драм, так и от литературно-критических, эстетических работ.

Для экзистенциалистской философии как таковой весьма характерно
внимание к языку. Специфика французского экзистенциализма
- в изначально образном, именно художественном, литературном
характере философствования. Подчас смысл категорий, которым Сартр,
Камю, Марсель придавали общефилософское значение, лучше прояснялся
через образы художественных произведений, поступки, мысли,
мироощущения их героев, чем через сложные абстрактные выкладки
собственно философских сочинений.

Важная особенность этого философско-художественного сплава
(впрочем, традиционного для французской культуры - вспомним о
Вольтере и Руссо) - стремление авторов с его помощью выразить
драматизм переживаний, умонастроений, устремлений, словом, духовного
мира собственной личности. Откровенность самоотчета творческой
личности, желание и умение говорить с читателями, слушателями,
зрителями о самых глубоких и потаенных своих переживаниях (включая
и те, о которых принято умалчивать) - специфическое и в чем-то
уникальное свойство таких писателей-философов как Ж.-П. Сартр и
Симона де Бовуар.


Другая специфическая черта сартровского творчества - прямо устанавливаемая
связь философии с социально-историческими событиями
и предпосылками. Это связь, которая в немецком экзистенциализме,
как правило, пропадала за "шифрами" абстрактного метафизического,
онтологического языка. Конечно, и Сартр отдает дань этому
языку, неизбежному для философских произведений, когда разбирает
онтологические или гносеологические сюжеты. Однако он постоянно
перекидывает мостик от таких общих экзистенциалистских понятий
как бытие и ничто, пограничная ситуация, существование и т.д., к
особенностям конкретной ситуации, переживаемой индивидами именно
в данный момент истории. Например, в статье "Республика молчания",
опубликованной в 1944 г., Сартр осмыслил войну и оккупацию
как ситуацию, в которой более отчетливо и резко проступили общие
черты "человеческого удела", тесно связанного с сущностью человека
и историей человечества. "По большей части жестокие обстоятельства
нашей битвы, сняв все румяна и покровы, сделали наконец самой
нашей жизнью ту невыносимую, душераздирающую ситуацию, которую
называют условиями человеческого существования. Изгнание,
плен, особенно смерть, ловко замаскированная от нас в пору благоденствия,
стали теперь постоянным предметом наших забот; мы постигли,
что это вовсе не случайности, которых можно избежать, ни
даже опасности, постоянные, и все же внешние; нет, нам пришлось
взглянуть на них как на наш удел, нашу судьбу, глубинные истоки
нашей человеческой реальности"".

Феноменологические и экзистенциалистские истоки

Формирование философии Сартра, как было сказано, началось с
освоения и критического переосмысления феноменологии Э. Гуссерля.
Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциализма
Сартр изучал на месте, в Германии первой половины
30-х годов, где он начал работать над книгой "Эссе о трансцендентности
Эго""". Сартром двигало стремление выявить, принять на вооружение
ценные конкретные идеи и методологические разработки феноменологии,
отказавшись вместе с тем от ложных, с его точки зрения,
общемировоззренческих выводов Гуссерля и его последователей.

В произведениях Гуссерля раннего Сартра привлекало то, что в
центр исследовательского интереса были помещены сознание и его
структуры. Это отвечало намерению самого Сартра отбросить "объективистские",
"натуралистические" предрассудки традиционной философии.
Поэтому в феноменологии Гуссерля Сартр поддержал учение
о феноменологической редукции, благодаря которой философия "воздерживается"
от объективистских утверждений о мире как он дан якобы
вне и независимо от сознания. В первых работах Сартра нашел
поддержку тезис Гуссерля и Хайдеггера: онтология должна быть развита
только на почве феноменологии. Сартру многое импонировало и
в конкретных разработках гуссерлевской концепции сознания. Прежде
всего это было стремление основателя феноменологии обнаружить
специфику сознания, несводимую к его физиологическим коррелятам
(к функциям человеческого тела, мозга, нервной системы). Кроме того,
Сартр высоко оценил, что у Гуссерля важнейшим аспектом сознания
стало его единство с Я, Эго. Однако у Сартра нашлось немало тонких
замечаний в адрес гуссерлевской феноменологии. Они касались: 1 ) непоследовательности
в осуществлении Гуссерлем "очищающих" функций
феноменологической редукции и раскрытии специфики "чистого"
сознания; 2) неверного, по мнению Сартра, понимания Я, Эго у Гуссерля;
3) ошибочных мировоззренческих выводов и предпосылок

^м^

феноменологии, не позволивших Гуссерлю избежать опасностей идеализма,
субъективизма и даже крайней из этих опасностей - солипсизма;
4) слабостей и просчетов в понимании соотношения Эго и сознания
других людей. (Следует заметить, что в первых своих работах
Сартр говорит о феноменологии на основании тех далеко не полных
материалов, которыми можно было располагать к середине 30-х годов.
Сегодня, после публикации обширного массива рукописей Гуссерля,
сложилось другое положение. Правда, некоторые современные
критики гуссерлианства, уже знакомые с наследием основателя феноменологии,
считают, что отдельные замечания Сартра продолжают
сохранять свой смысл.)

Наиболее важная идея ранней работы Сартра - тезис о том, что в
результате последовательно проведенной феноменологической
редукции и обретения действительно "чистого", трансцендентального
сознания Эго, Я выводится за пределы сознания,
перестает быть его частью". Эго, Я не трансцендентально, т.е. не
"помещено" внутри сознания, а трансцендентно - оно перемещается
в трансцендентный, внешний мир. В силу этого все искусственные
ухищрения трансцендентального идеализма избежать солипсизма оказываются
ненужными: Эго изначально "располагается" в поле объективных
данностей. И частый упрек в адрес феноменологии в том, что
она заключ

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.