Купить
 
 
Жанр: Философия

страница №1

История философии: запад, Россия, восток 4.



История философии: Запад - Россия - Восток.
Книга 4: Философия XX В.
уч. для ВУЗов.
под ред. Н.В. Мотрошиловой.
М., 1999.
448 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1


ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Н.В.Мотрошилова) 3

Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии 3
Человек в эпоху социального кризиса 4
Существование человека и его сущность 6
Бытие человека и бытие мира 9
Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала 11
Бытие между жизнью и смертью 13

Немецкий экзистенциализм 15
Философия Карла Ясперса 15
Жизнь и сочинения 15
Основные понятия философии К. Ясперса:
экзистенция, всеобъемлющее, философская вера 16
Философская вера. Понимание философствования
у Ясперса 20
Ясперс об истории и "осевом времени" 22

Философия Мартина Хайдеггера 28
Жизнь и сочинения 28

Основные идеи философии М. Хайдеггера 30
Начала и истоки 30
Время, история, жизнь, бытие (становление
концепции Хайдеггера) (И.А.Михайлов) 32
Феноменология и онтология 34

Проблематика бытия в философии Хайдеггера 37
Аналитика Dasein 37
Проблема времени 41
Проблема метафизики (после "Бытия и времени") 44
Бытие и ничто. Бытие и ужас 46

Проблемы бытия, техники, языка у позднего
Хайдеггера 47
"Поворот" (Kehre) 47
Проблема вещи. Проблема языка 49
Хайдеггер о проблеме гуманизма 51

Французский экзистенциализм 55
Параллели и истоки 55
Французское неогегельянство 55
Феноменологический экзистенциализм во Франции 57
М. Мерло-Понти 58

Жан-Поль Сартр 61
Жизнь и сочинения 61
Специфические особенности философии Сартра 63
Феноменологические и экзистенциалистские истоки 64
Образы и идеи литературных произведений Сартра 66
Философская онтология Сартра 70
"Критика диалектического разума" 73

Альбер Камю 76
Основные проблемы и идеи философии Камю 77
Абсурдный человек 77
Философия Камю в контексте экзистенциалистской
мысли 80
Философская анатомия бунта 84

Эмманюэль Левинас (И. С. Вдовина) 88

ГЛАВА 2


ПЕРСОНАЛИЗМ (И.С.Вдовина). 94

ГЛАВА 3


ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (А. М. Руткевич) 104

М. Шелер 104
Биологическая антропология 114
Культурная антропология 125
Философская антропология и персонализм 134

ГЛAВA4
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XX ВЕКЕ 144

Введение (Н.В. Мотрошилова) 144
Ориентации и переориентации религиозной философии 146
"Поворот к человеку": классическое и
неклассическое в религиозной философии 149

Католические философы (Н.В. Мотрошилова) 151
Этьен Жильсон 151

Жак Маритен 156
Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы
человеческой личности 156
"Интегральный гуманизм" Ж. Маритена 158

Габриэль Марсель 162
"Экзистенциальный поворот" и критика
научно-технической цивилизации 162
Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей
в католической мысли и философия Г. Марселя 165

Споры вокруг сущности и судеб науки и техники
(Тейяр де Шарден, Габриель Марсель) 167

Пуллахская школа 172

Католическая мысль Латинской Америки
о путях "освобождения" 175

Протестантские мыслители: жизнь, сочинения и идеи 177

Карл Барт (В. Дитрих) 177
Философские аспекты диалектической теологии
К. Барта (Н.В. Мотрошилова) 178

Рудольф Бультман (В. Дитрих) 181

Дитрих Бонхоффер (В. Дитрих) 184

Пауль Тиллих 186
Жизнь и сочинения Тиллиха (В. Дитрих) 186

Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные
мотивы философии протестантизма (Н.В. Мотрошилова) 187

Рейнгольд Нибур (В. Дитрих) 190

Альберт Швейцер (А.К. Гусейнов). 192
Этика - основа культуры 196
Этика и мистика 199
" Чистая совесть" - изобретение дьявола 201

Мартин Бубер (Н.В. Мотрошилова) 204

ГЛАВА 5


ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (н.В. Мотрошилова) 208
Предыстория 208

Г. Г. Гадамер 209
Исследования античности и поиски новых
герменевтических парадигм 210
Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера 212

Поль Рикёр (И.С. Вдовина) 217

ГЛАВА 6


ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ XX В. (Г.М. Тавризян) 225

ГЛАВА 7


НЕОМАРКСИЗМ 238

Дьердь (Георг) Лукач (М.А. Хевеши). 238
Взгляды раннего Лукача (10-20-е годы) 238
Воззрения Лукача 30-60-х годов 241

Франкфуртская школа (Н.В. Мотрошилова) 247
Основные идеи и этапы развития критической теории
общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе 250

ГЛАВА 8


КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 61

Ю. Хабермас (Н.В. Мотрошилова) 261
Жизненный путь и сочинения. "Феномен" Хабермаса 261
Отношение Хабермаса к критической теории
общества и марксизму 264
"Структурные изменения общественности" и
исследования Хабермасом гражданского общества 267

"Познание и интерес" (1968). "Пересечение" идей
Хабермаса и Апеля (А.М. Руткевич) 268
Основные понятия и идеи теории коммуникативного
действия Хабермаса 273
"Жизненный мир" в концепции Хабермаса 278
Разработки и уточнения последних лет: Хабермас
о возможности синтеза герменевтической и
аналитической философии 279

Никлас Луман (О.В. Посконина) 287
Жизненный путь, сочинения и основные идеи 287
"Аутопойесис" - важнейшая категория системной
парадигмы 291
Общество как коммуникативная система 293

ГЛАВА 9


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 50-90-Х ГОДОВ 298

Структурализм 298

Клод Леви-Стросс (Н.В. Мотрошилова) 298

Структурный психоанализ Жака Лакана (Н.Б. Маньковская) 302

Мишель Фуко 310
Отношение Фуко к структурализму (С.Н. Табачникова) 310

От "археологии" медицины и гуманитарных
наук к археологии знания (Н.В. Мотрошилова) 313

Работы и идеи Фуко второй половины
70-80-х годов (С.Н. Табачникова) 319

Жак Деррида (Н.В. Мотрошилова) 327
La differance. Грамматология 327
"Деконструкция" метафизики 329
Деррида о Хайдеггере. Философия и искусство 333

Французский постмодернизм (Н.В. Мотрошилова) 339

ГЛАВА 10


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XX В. (А.Л. Никифоров) 350
Предмет философии науки 350
Логический позитивизм ( "Третий позитивизм" ) 352
Фальсификационизм К. Поппера 359
Концепция научных революций Т. Куна 364
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда 369

ГЛАВА 11


АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ 374

Философия анализа (А.Ф. Грязнов). 374
Проблема сознания в новом контексте 378
Новые аргументы элиминативизма 378
"Интенциональная позиция" Д. Деннета 380
"Переоткрытие сознания" Д.Сёрла 382
Концептуальный анализ сознания Э. Кенни 385
Философский анализ и метафизика 387
Философский анализ: классика и современность 390

Хилари Патнэм (Л.Б. Макеева) 392

Прагматизм Ричарда Рорти (И.Д. Джохадзе) 397

ГЛАВА 12


ТЕНДЕНЦИИ И ДИСКУССИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА 402

Введение (Н.В. Мотрошилова) 402

Критика "модерна" и "постмодернизм" (Н.В. Мотрошилова) 407
Современные философы о "проекте модерна" 407
Этапы дискуссий о модерне в философии (Ю. Хабермас) 409
Главные установки и идеи постмодернизма
("проект постмодерна") 412

Дискуссии в социальной философии и этике 421
Этика покаяния, ответственности, единства
человечества (Н.В. Мотрошилова). 423

Дискуссия между "либералами" и "коммунитаристами" в социальной философии
и этике (Л.Б. Макеева) 425

"Теория справедливости" (Джон Роулс) (Л.Б. Макеева) 427

Этическое обоснование права (Рональд Дворкин)
(Н.В. Мотрошилова) 429

Философия и этика коммунитаризма (Л.Б. Макеева,
Н.В. Мотрошилова) 432

Коммуникативная теория общества и
рациональности. Этика дискурса (Н.В. Мотрошилова) 435

Глава I


ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху
Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочли
необходимым осуществить новый поворот к проблематике человека,
причем именно к теме его существования. В результате родилась экзистенциально-персоналистская
философия XX в.

Необходимо учитывать особую трудность изложения экзистенциальной
философии, которая проистекает из ее аморфности и плюральности.
К экзистенциальной философии в широком смысле
атого слова целесообразно относить философские учения и направления,
в которых акцент сделан на проблеме человека, его существования,
развития его личности, отношения человека к природе, обществу,
другим индивидам, к культуре, Богу и религии. К такому широко
понятому экзистенциально-персоналистскому движению можно причислить
целый ряд учений и направлений XX в., о которых уже шла
или еще пойдет речь, - экзистенциализм, в том числе религиозный,
персонализм, философскую антропологию, герменевтику (в этом учебнике
им посвящены специальные главы). В данной главе выделена
для более обстоятельного анализа собственно экзистенциалистская
философия, или экзистенциализм'. Само название этого направления
выражает его программу: заменить классическую "философию
сущностей^' (essentia) философией человеческого существования
(existentia). И хотя сегодня экзистенциализм как направление
(никогда не бывшее однородным и единым) принадлежит истории,
он остается философской классикой XX в. - его изучают в университетах,
колледжах, сочинения выдающихся представителей экзистенциализма
всегда находят заинтересованных читателей.

Корни экзистенциально-антропологического поворота уходят еще
в XIX столетие, когда некоторые философы и писатели (например,
Кьеркегор, о котором речь шла в кн. 3 этого учебника) сделали вопрос
о человеке и его существовании главным пунктом своего размежевания
с философией и культурой прошлого.

Самые ранние по времени формы экзистенциального философствования
в XX в. - это учения русских философов Н. А. Бердяева и
Л. И. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно (1864-1936).

После первой мировой войны получил широкое распространение немецкий
экзистенциализм, основатели которого К. Ясперс (1883- 1969)
и М. Хайдеггер (1889-1976). Писатели и философы Ж.-П.Сартр
(1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) представляют
французскую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму
был близок также испанский философ X. Ортега-и-Гассет (18831955).


Анализ экзистенциалистской философии в данном разделе построен
следующим образом. Сначала эта философия и ее основные идеи
рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и
концепции, которые можно считать характерными для всего направления.
После этого более подробно рассматриваются произведения и
специфические идеи выдающихся философов, которых правомерно
отнести к экзистенциализму.

Экзистенциалистская философия XX столетия, которая, как и всякая
философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать
нашего драматического, конфликтного века.

Человек в эпоху социального кризиса

Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание
наиболее крупные философы, обычно относимые к экзистенциализму,
а также к персонализму, философской антропологии, - это
проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе,
переживающем глубокий кризис.

Экзистенциалисты констатировали широкое распространение трагических,
болезненных чувств и умонастроений индивида. Но они
видели смысл философии не только и не столько в констатации, а тем
более не в увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось,
что философия обязана помочь человеку, охваченному
трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что в принципе
невозможно, - то, во всяком случае, искать и находить свое Я,
смысл своей жизни в самых трагических, "абсурдных" ситуациях.

К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,
посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а
также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРР.
И он не один раз предупреждал, что современному миру грозит опасность,
которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя
история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс
ставил весьма ответственную и срочную задачу - убеждать человечество,
отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что
настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого
бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохой
и ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. Так, один из
основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 г. не
сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись принять
от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского университета.
Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал своих
работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отметить,
что они всегда занимали активную антифашистскую позицию.
(Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы второй
мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар
были не только активными участниками, но и идеологами движения
Сопротивления в своей стране.) И не случайно именно в военный и
послевоенный периоды родились наиболее значительные произведения
французских экзистенциалистов.

В драматических и философских произведениях Ж.-П. Сартра периода
войны предметом страстного, заинтересованного разбора служила
ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированных
нацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлению
фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в
оккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древнегреческий
миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями и
зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация служила
Ж.-П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим поводом
для выявления самого смысла человеческого существования, сути
процессов нравственного выбора, отношения к смерти и т.д., т.е. для
постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская
философия с самого начала ставила в центр философствования.


Роман А. Камю "Чума", написанный уже после войны, также содержит
в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об
алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в
194... г. обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются
признать болезнь чумой - намек на политиков, долгое время
"закрывавших глаза" на коричневую чуму фашизма, а заодно и на
всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом назревающих
социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего
на себя тяжесть ответственности в борьбе с чумой, Камю воплотил
черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам
Камю отмечал, что явное содержание "Чумы" - это борьба европейского
Сопротивления против нацизма. Но он, с другой стороны, вполне
определенно расширял историко-ситуационные рамки борьбы человека
с "чумой", так же, как и Сартр, придавал трагическим обстоятельствам,
бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для
обозримого периода истории.

Последние страницы "Чумы" - рассказ о том, что горожане, празднуя
конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ
это тревожит. Надо предупредить людей: "...микроб чумы никогда не
умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и,
возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума
пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города",
- таким предостережением А. Камю завершает "Чуму" ^

Наиболее крупные из экзистенциалистских философов были выразителями
резко критического отношения к обществу отчуждения, к
реакционным социально-политическим режимам. Они чаще всего становились
защитниками широко понятых демократии, прав и свобод
личности (и потому встречавшееся в популярных работах советского
времени причисление, скажем, экзистенциализма к реакционно-консервативным
буржуазным концепциям по меньшей мере необъективно).

Экзистенциальная философия как идейное течение в философии и
литературе XX в. последовательно выдержана в трагико-драматических,
а порою и в пессимистических тонах. Его пытаются сдержать,
преодолеть представители религиозных экзистенциальных направлений
- ведь вера в Бога, по их мнению, все-таки подает надежду
человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими
отчаянную ситуацию современного человека. Главные символы
художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия
многих из них: "Тошнота", "Мертвые без погребения" Сартра, "Посторонний",
"Чума", "Бунтующий человек" Камю) призваны передать
трагико-драматические состояния человеческого существования.
В качестве основных категорий человеческого бытия в них
выступают забота, покинутость, отчужденность, абсурд,
страх, ответственность, выбор, смерть и др.

Моделью человека как такового для экзистенциальных философов
стал помещенный в пограничную - на грани жизни и смерти - ситуацию
отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими
философами, доказывая, что неправомерно придавать всеобщее значение
поведению человека в стрессовой - пограничной - ситуации. Но
вряд ли правильно отказывать философу, писателю в праве изучать,
выявлять сущность человека на основе его поведения в экстремальной
ситуации. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой
сущности экзистенциалистская философия? И что она рекомендовала
индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы,
которые отнюдь не отпали с утратой экзистенциализмом или персонализмом
их былой популярности. Отчуждение и страх в современном
мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными
проблемами имеет прямое отношение к человеческой судьбе.

Существование человека и его сущность

Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциалистов,
по существу, не приглушается, когда анализ перемещается на
почву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзистенциалистская
.философия человека есть сложное и абстрактное учение,
заслуживает быть отмеченным. Ибо эти мыслители протестовали
против "диктата" философских абстракций над "жизненным миром"
действующего, страдающего человека, однако они сами, будучи философами,
не смогли отрешиться от "стихии всеобщего", неотделимой от
философии. Философские сочинения экзистенциалистских мыслителей
трудны для понимания никак не меньше, чем классические произведения
философии. Правда, эти философы нередко пытались "перевести"
свои идеи на язык художественных образов, более близкий и
доступный обычному человеку. Но и их художественные сочинения,
где господствуют символические иносказания, шифры, где "живут" и
"действуют" персонализированные идеи и ценности, понять также
нелегко. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, не просто
следящие за сюжетной линией, но именно озабоченные судьбами и
проблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, находятся,
и их немало. Экзистенциальный философ и писатель приглашает
их к напряженному, но захватывающему и жизненно важному
диалогу. О чем же он? Прежде всего, конечно, о человеческом существовании
и его уникальных особенностях.


Ж.-П. Сартр в работе "Экзистенциализм - это гуманизм" поясняет
специфику существования человека следующим образом. При изготовлении
вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник,
изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том,
что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать. Сущность
здесь как бы предшествует существованию вещи. Принципиально иным
образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже
существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность,
стать человеком. Итак, в мире человека существование предшествует
сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления
- христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер,
А. Камю), Ж.-П. Сартр себя относил к последнему. Утверждение
атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер - не повторяемые
вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт
для развертывания важнейших философских тезисов и обращенных к
реальному человеку нравственно-практических выводов.

Человек делает самого себя, постепенно обретает свою
сущность, изначально уже обладая существованием, - в атом
и состоит первый принцип сартровского экзистенциализма,
из которого вытекают многие важные следствия: нет заданной человеческой
природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида,
не способен превратить его в человека. Индивид должен сделать
это сам. И именно он несет ответственность, если его превращение в
человека в подлинном смысле так и не состоится. (Как мы увидим,
Сартру возражал Камю, который считал, что человеческая природа
многое детерминирует в жизни и поведении индивида.)

Несмотря на различия подходов, философы-экзистенциалисты внушают
читателю здравую и очень важную идею индивидуальной
ответственности человека за все, что происходит с ним самим
и с другими людьми. Человек - своего рода "проект", который
живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс
обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь,
не теряя остроты и драматизма.

Ж.-П. Сартр предвидит возможные возражения против своей концепции
- например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельства
были против меня - я не служил и не служу тому делу, к которому
предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, и
т. д. Для экзистенциализма, отвечает на это Сартр, нет способностей
человека, его тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И
если человек никого и никогда не любил, ни к кому не проявил дружеского
расположения, значит, таких качеств нет и не было в его
индивидуальном "проекте". Быть в пути, т. е. постоянно заботиться
об обретении своей сущности, - истинно человеческий, хотя и нелегкий,
полный драматизма удел.

Какой же рисовалась экзистенциалистам, персоналистам реальность
действия индивида на социальной арене? Несмотря на значительный
разброс мнений, их позиции содержат немало общего. Прежде всего,
экзистенциальные философы считали необходимым выступить против
веры в некий заранее гарантированный (приписывались ли
гарантии богу, абсолютному духу, законам истории) прогресс, который
якобы осуществляется сам собою, помимо усилий, действий отдельных
людей. Эту веру философы XX в. считали не просто наивной,
но и исключительно опасной.

X. Ортега-и-Гассет писал, что идея прогресса усыпила в европейце
и американце то радикальное чувство опасности, которое и является
субстанцией человека. Ибо если человечество прогрессирует с неизбежностью,
из этого вроде бы вытекает: мы можем перестать быть
настороже, отбросить все заботы, освободить себя от всякой ответственности
и предоставить возможность человечеству неотвратимо вести
нас к совершенствованию и к наслаждению. Человеческая история
оказывается, таким образом, лишенной всякого драматизма.

Мир экзистенциалистски ориентированного индивида - это свобода,
на которую человек обречен. Причем на сколько-нибудь гарантированную
опору индивиду рассчитывать не приходится. Человек
свободен, он и есть свобода, пишет Сартр. Свободный выбор индивида
- его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностного
выбора - излюбленная тема экзистенциальной философии. В классической
философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а порой - о
побуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части
интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных
аспектах деятельности. В XX в. центр внимания философов явно
переместился. Правда, оли тоже обращаются к познавательным сторонам
деятельности человека, но вот его сущность, проявляющуюся в
реальном существовании, усматривают главным образом не в рациональных
познавательных и познаваемых моментах.


Возьмем описание экзистенциалистами личностного выбора в ситуации
фашистской оккупации и сопротивления - на этом примере
они любили пояснять смысл категорий "экзистенция" и "выбор". (И
не забудем о том, что слову "сопротивление" они придавали весьма

широкое значение, усматривая в нем человеческую судьбу и свободу
человека. А. Камю так перефразировал знаменитое cogito, "я
мыслю", Декарта: я бунтую, следовательно, мы существуем.
Участники молодежного движения социального протеста в странах
Западной Европы и США в 60-х годах любили ссылаться на подобные
рассуждения экзистенциалистов, чьими идеями они были вскормлены.)

Человек решает вопрос о том, покориться ли фашизму или встать
в ряды движения Сопротивления. Какую роль играют здесь размышление,
расчет - словом, рациональные моменты? Пожалуй, минимальную,
считают экзистенциалисты. Речь ведь идет не о "всезнающих"
ученых, а об обычных людях - а "трезвый расчет" их скорее
склонял бы к коллаборационизму, особенно в первые годы войны, в
занятой фашистами Франции, где еще не созрело массовое движение
Сопротивления. Но те люди, которые выбрали сопротивление, действовали
вопреки расчету, который чаще всего, даже в нетерпимых
ситуациях, "советует" не рисковать жизнью и ее благами. Они, конечно,
могли рассчитывать и рассчитывали на помощь и верность других
людей - на коллективную солидарность, на успехи антифашистской
борьбы во всем мире. Это экзистенциалисты готовы признать. Однако
именно в те дни и часы, когда человек в пограничной ситуации смотрит
в лицо смерти, главную опору, подчеркивали эти философы, он
должен найти в самом себе, в своей экзистенции - только тогда его
верность сопротивлению будет прочной. И так, продолжают экзистенциальные
философы, обстоит дело в любой ситуации, когда человек
борется за свободу, за свое сокровенное Я (свою экзистенцию), когда
идет наперекор самым неблагоприятным обстоятельствам.

Бытие человека, в центр которого помещено главное в нем - индивидуальная
сущность, т. е. экзистенция, в свою очередь становится
первоосновой картины мира, создаваемой представителями экзистенциалистско-персоналистских
направлений. Говоря философским
языком, акцент переносится на онтологию, а в онтологии -
на бытие человека.

Бытие человека и бытие мира

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты.
Предвосхищением онтологического поворота в экзистенциально-персоналистическом
философствовании можно считать
русскую философию начала XX в., особенно работы Н. Бердяева,
Л. Шестова, С. Франка. Правда, в то время они были почти неизвест

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.