Купить
 
 
Жанр: Философия

Философия: Вводный курс.

страница №5

ужия". Самым главным словом было имя
главного египетского бога Амон (Амен) (отсюда Аум - инд.,
Аминь - хр.)
Как свидетельствуют древние источники, при освящении
Гермесова кольца - магического кольца, обращаются к солнцу,
произнося следующую формулу: "Я - Тот, изобретший и
создавший целебные средства и письмена. Приди ко мне ты,
живущий под землей, великий дух! Если я не буду знать все, что
таится в душах всех египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех
народов и племен, если я не буду знать всего, что было и должно
произойти, если я не получу объяснения об

61


их обычаях, трудах и жизни, об их именах и именах их отцов и
матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью
кровь черного в ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся
сосуде: я положу это в новый котел и сожгу вместе с
костями Озириса: громким голосом назову его, Озириса,
который был в реке три дня и три ночи, который был вынесен в
море течением реки"28. Здесь слышна угроза богам. Магия
обретает форму теургии.
Основное положение теургии можно сформулировать так: "Не
боги нисходят к душе, обращающейся к ним с призывами и
мольбами, но душа возвышается до богов". Собственными
силами душа никогда не может достичь того восторга, в
котором она сливается с богами и получает возможность
видеть грядущее как настоящее. Достичь этого можно, только
как бы призывая богов. Молитва - средство, чтобы самому
сравняться с богами. И влияние человека на богов заключается в
том, чтобы сделать человеческую душу причастной высшей
природе, а значит, и могуществу богов. Дар предсказания
осуществляется посредством теургических операций. Теург,
возвышая свою душу до равенства с богами, действительно
достигает всего того, чего он хочет. Здесь намечается весьма
резко выраженное в средние века различие между теургией,
действующей с помощью добрых духов, и обыкновенной магией,
сила которой от демонов. Именно поэтому уче-ные-магики
средневековья избегали ведьм.
К магическим средствам воздействия относились также:
- умение вызывать у себя яркие образы того, что должно
произойти;
- умение концентрировать волю;
- умение уничтожать имя из памятника (ибо уничтожить имя,
значит уничтожить самого человека);
- умение использовать коллективную энергию;
- умение использовать амулеты и магические мази. Возвышенные
истины герметизма сообщались не всем, а лишь способным и особым
образом инициированным. Они скрывались

62


от профанов. На долю последних выпадало боготворение конкретных
скульптур идолов, которые служили эмблемами секретных
истин.
Б. Тайлор приводит следующие свидетельства Августина,
который выражает представления, приписываемые Гермесу
Трисмегисту. Этот египтянин считает некоторых идолов созданием
верховного божества, а других - изделием человека.
"Для него видимые и осязаемые изображения суть как бы тела
богов, потому что в них живут вошедшие в них духи, способные
вредить людям или исполнять желания тех из них, кто
оказывает им божеские почести и поклоняется им должным
образом. Искусство соединять этих невидимых духов с видимыми
предметами из природного материала и делать их как бы
оживленными телами, изображениями, посвященными и
подчиненными богам, он называет искусством делать богов. И
люди обладают этим великим и чудным даром". Далее Трисмегист
говорит о "статуях, одаренных смыслом и духом и совершающих
великие дела, о статуях, предсказывающих будущее
через посредство жрецов, снов, жребия и различными
другими способами"29.
В александрийских школах науки, которые получили название
герметических, в 3 в. н.э. были разделены на алхимию,
астрологию и кабалу. О начале алхимии источники единогласно
сообщают, что у ее истоков стоял Гермес Трисме-гист (трижды
величайший). Напомним, что Гермес - греческое имя Тота,
египетского Бога мудрости. Он написал множество сочинений,
одно из которых носило название "Хена", откуда выводят слово
"химия". Когда арабы поставили перед ним приставку al, то
получилась алхимия, обозначение искусства золотоделания. К
алхимикам причислялись большинство древнегреческих философов:
Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Платон, хотя скорее всего
их имена использовались для украшения этой науки. Более достоверные
сведения относятся к персоне Демокрита. О нем
известно, что он много путешествовал по Халдее и Египту и

63


был посвящен в тайны египетской магии. Источники свидетельствуют,
что он написал сочинение об окраске золота, серебра и
камней. Из древних алхимиков сохранились имена Зоси-мы,
Африкана (3 в. н.э.), Синезия (5 в. н.э.)
Относительно алхимических сочинений известно, что они
содержали в себе не только одну алхимию, т.е. рецепты для
превращения, но и заклинания и астрологические таблицы.
Многие из христианских императоров, особенно римской
эпохи, ревностно преследовали магию и приказывали сжигать
все магические сочинения, какие только удавалось разыскать.
По изначальной мысли Гермеса, ртуть - мать всех металлов, сера
- отец. Алхимия же, ищущая золото - солнце, познает также и
человека: лед и пламень двойственной (небесно-земной)
человеческой души. Алхимические превращения осуществляются
на человеческом материале. В связи с этим важны старинные
письмена - советы: "Дыши и надейся!", "Через себя, с собой и
в себе". Можно говорить и о герметическом состоянии души,
которое от действительных соприкосновений с реальностью
подвержено постоянным изменениям, и о меркурианском духе,
как возможности необычайных превращений.
Существуют еще свидетельства о магической таблице (так называемом
"Гермесовом инструменте"), употреблявшейся для
предсказания исхода болезни, которая, по словам позднейших алхимиков,
дана Гермесом.
Другая формула, также приписываемая Гермесу, указывает на
"магические алхимические превращения и истолковывается в
более широком индивидуальном плане как "великое внутреннее
делание", как работа над собой с целью достижения совершенства.
Именно потому, что алхимические превращения осуществляются
на человеческом материале и герметическое знание
есть обоюдоострый меч, возвышенные истины герметиз-ма
сообщались не всем, а лишь способным и особым образом

64


инициированным, прошедшим строгую этическую проверку. Они
скрывались от профанов. На долю последних выпадало не тайное
знание, но лишь боготворение скульптур - идолов, которые были
эмблемами секретных истин. Свет Гермеса потому и пробился к
нам через толщу тысячелетий, что освещал дорогу высоким
нравственным устремлениям, помогая переделать мусорного,
несовершенного в этическом отношении человека в существо
воплощенной человеческой сущности, обладающей синтезом
высших эволютивных свойств человеческой души.
Изучение тайного герметического учения с опорой на
древнейшие тексты было всегда затруднено не только в связи
с сугубо теоретическими обстоятельствами, но и в связи с
существовавшим в истории религиозной культуры запретом,
обусловленным установкой, что Гермес, как и некоторые
другие боги, имея хтонический (земной) характер, также был
связан с преисподней. На этом основании учителя церкви
отождествляли его с торжеством адских сил, а любые
свидетельства и упоминания о его учении уничтожались.
Оставленные нам в наследство и вошедшее в сокровищницу
мировой культуры герметические аксиомы убеждают в
противном: они во многом способствуют делу нравственного
воспитания. Труд, известный под названием "Кибалион",
представляет собой подборку основных герметических принципов,
переходящих от Учителя к Ученику. Более точное значение этого
термина утрачено. В "Кибалионе" изложению герметических
аксиом предшествует наставление:
"Обладание знанием, если оно не сопровождается проявлением
и выражением в действии, схоже с накоплением драгоценных
металлов - бесполезное и ненужное занятие. Знание, как и
здоровье, предназначено к использованию".
Закон его воздаяния универсален, всеобщ. И тот, кто
преступает его, страдает по причине своего конфликта с естественными
природными силами.
5-Т.Лешкевич65

Герметические аксиомы призывают человека жить в мире
света и разума, не позволять себе впадать в уныние и бездеятельность,
исповедовать идеалы добра и жизнелюбия и приобщать к
благому всех и вся.
1. "Чтобы изменить свое настроение или душевное состояние,
- гласит первая из аксиом - измените вашу вибрацию".
2. "Чтобы нарушить нежелаемую скорость душевной вибрации,
пустите в действие принцип полярности и концентрируйтесь на
полюсе, противоположном тому, который вы желаете подавить.

Убейте нежелаемое, изменив его полярность".
3. "Душа (так же как металл и элементы) может трансмутироваться
от состояния к состоянию, от уровня к уровню, от
положения к положению, от полюса к полюсу, от вибрации к
вибрации".
4. "Ритмы можно нейтрализовать применением искусства По
ляризации".
5. "Ничто не избежит принципа Причины и Следствия, но существует
множество планов Причинности, и можно использовать
законы высших для преодоления законов низших".
6. "Истинное Душевное Превращение является Искусством
Разума"30.
Знаменитые древнейшие формулы: "Макрокосм - в микрокосме",
Познай себя - познаешь мир"; "Все в Едином -
Единое во всем" возвращаются к нам, обряженные замысловатыми
терминами: структурность, системность, когерентность,
иерархичность, целостность. Не представляет труда
разглядеть в принципах древнейшей герметической философии
те концептуальные схемы суждений, которые в дальнейшем
традиция свяжет с диалектическим способом мышления. Таким
образом, проблема исторического происхождения философии
приобретает иные хронологические рамки. Именно тайная
мудрость древних выступает животворным истоком становления
того способа миропостижения, в котором и проявила себя
подлинная любовь к мудрости, названная впоследствии
философией.

66


Контрольные вопросы
1. Каковы основные достижения древнеегипетской цивилизации?
2. Что известно о возникновении герметизма в Древнем Египте?
3. Кто считается древнеегипетским богом мудрости и
письменности?
4. "Священная книга Тота", в чем ее тайна?
5. Чем отличаются древнеегипетская, эллинская и римская версии
толкования бога Гермеса?
6. Каков литературно-мифологический портрет Гермеса,
функции и его отношения с другими богами?
7. "Популярная герметика" и "ученая герметика", в чем сходства
и отличия?
8. Принципы герметизма, есть ли в них рациональное основание?
9. Почему герметизм может быть назван этическим?
10. "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста, как ее понимают
современники?
11. О чем сообщает "Поймандр"?
12. Как понимать "Кибалион"?
Темы рефератов
1. Что мне нравится в герметизме.
2. Концепция ментальной Вселенной.
3. Философско-мифологический портрет древнеегипетского
бога Тота, древнегреческого Гермеса Трисмегиста, римского
бога Меркурия.
4. Герметизм - великий памятник древнеегипетской цивилизации.

5. Герметизм и современность: старые проблемы - новые
решения.
6. Аксиомы герметизма.
7. Виднейшие герметисты: Пифагор, Платон, Плотин, Франческо
Патрици, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла.
8. Герметика и герменевтика, есть ли совпадения?
9. "Поймандр" Гермеса Трисмегиста: космос и антропос.
5*

6


7


10. Энергичный характер герметизма.
П. Проблема концептуального анализа "Изумрудной скрижали"
Гермеса.
12. Герметические штудии:"Апокалипсис Асклепия."
13. "Ученый герметизм" и "популярный герметизм".
14. Корпус герметических трактатов: состав и проблема авторства.

15. Мудрость Египта.
/б. Следуя Гермесу.
17. Монотеизм и политеизм египетской религии.

Раздел второй. О СПЕЦИФИКЕ
ФИЛОСОФИИ
Тема 5. ОСОБЕННОСТИ
МИФОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
Мифология как наиболее древняя форма духовной
культуры. - Антропоморфизм, образность, синкретизм,
генетизм, символизм мифологии. - Основные
группы мифов и мифологическая картина мира. -
Философы и этнологи в поисках ответа на вопрос:
"Что такое миф?". - Функции мифотворчества. -
Проблема ремифологизации (возрождения мифа). -
Теогония как форма предфилософии. - Возникновение
философем. - Мифология, теогония, натурфилософия.

- Мифогенная, гносеогенная и гносеомифоген-ная
концепции возникновения философии. - "Семь
мудрецов" и зарождение нравственной рефлексии.
В абсолютном большинстве источников при обсуждении проблемы
возникновения философии традиционно утверждается, что философия
появилась на стадии разложения мифологического сознания как его
более зрелая, понимающая и анализирующая преемница.
Мифология описывала мир в чувственно-наглядной форме как поле
действия антропоморфных сил. Сам термин антропоморфизм (от
греч. антропос. - человек - морфе - форма) означает такой
способ мировосприятия, согласно которому предметы приро-ды,
небесные тела, животные и мифические существа наделяются
психическими свойствами и даже обликом человека. Отголоски такого
мифологического миросозерцания сохранились в современном
языке не только в его поэтической форме: "земля спит", "небо
хмурится", но и в научно-техническом и, в частности, в кибернетическом
языке: "машина ищет", "машина запоминает" и пр. По сей
день имена многих античных богов употребляются в аллегорическом
смысле. Говоря " Марс", мы подразумеваем войну, "Венера" -
любовь, "Минерва" - мудрость, "Зевс" - отец богов и людей.

69


Мифологическое сознание было направлено на обнаружение за
реальными процессами и явлениями действий каких-то скрытых,
сверхъестественных сил, подверженных, однако, человеческим
страстям. В этой картине мира сонмище богов, богинь, полубогов и
демонов определяло судьбы не только людей, но и городов -
государств. Боги, олицетворяющие стихии, находились в сложных
родственных, супружеских и иерархических отношениях. Они
могли ссориться, злиться, мстить, уходить отдел. И многие
коллизии на земле происходили по милости капризных богов. Можно
сказать, что вселенная мифа - это вселенная человеческих существ,
что в мифе осуществлялось некое антропологическое
моделирование. Исследователи подчеркивают: "Архаический миф
- это выражение и одновременно попытка преодоления незнания с
помощью наложения на хаотическую действительность образнокатегориальной
антропоморфной сети"1.
Главной особенностью мифологического сознания является
его образность, стремление к отражению мира не в абстрактных
понятиях, а при помощи художественных образов. Вот, к
примеру, как в последовательной цепочке образов фиксируется
изменение смыслового объема понятия "видения". Одноглазый
циклоп - символ ограниченного внешнего видения
противопоставляется Аргусу - зрящему во все стороны
тысячеглазому стражу. Однако видящий во все стороны - еще
не всевидящий. Все видит лишь Гелиос, у которого "что ни луч,
то глаз". Этот ряд видения завершается Линкеем - героем, взор
которого проникает сквозь все препятствия. В паре Эдип -
Терсей первый зряч, но слеп, он действует как слепой и совершает
предписанные судьбой преступления. Второй слеп, но зряч, ибо
получил от богов дар провидца2. Эти образы убедительно
показывают, сколь многосложно и полисемантично понятие
видения. Оно означает и созерцание, и прозрение, и знание, и
понимание, и всеведение. Но если в философии бытие
понимается, то в мифологии оно воображается.

70


По справедливому замечанию Гегеля, в основе мифологии
лежит фантазирующий разум. Образы и представления, которыми
он пользуется - всего лишь эрзацы понятий, как бы несовершенные
его формы. Поэтому миф можно рассматривать
как начальную форму мышления, когда мысль не может себя
выразить в адекватном виде и от неумения отразить объективно
разумное содержание в разумных же формах начинает фантазировать,
обращаясь к вспомогательным средствам - образам
и представлениям. Можно сказать, что в мифологии разум и
воображение тождественны. Беспонятийный интеллект
попадает во власть эмоциональных стихий. Поэтому в мифологической
картине мира все утверждения чужды эмпирической
проверке, а восприятие природы строится по аналогии с
восприятием живого существа.
Сколь оживотворена космологическая картина рождения Вселенной
у Гесиода:
"Прежде всего во Вселенной хаос зародился, - пишет Гесиод
в "Теогонии". - А следом широкогрудая Гея, всеобщий при
ют безопасный.
Сумрачный Тартар в земных залегающий недрах глубоких..."
Далее он повествует, что Ночь - Нокта и Эреб --Мрак про
извели на свет детей: вечный свет - Эфир и светлый день -
Гемеру3.

Для мифов характерны всеобщая персонификация и ши
рокое "метафорическое" сопоставление природных и соци
альных объектов. Космос часто представляется в мифах жи
вым великаном, из частей которого и создается мир. Болез
ни имеют вид чудовищ, пожирающих души. Сила выражена
многорукостью.
Другой важнейшей чертой мифологического мышления оказывается
его символизм. Конкретные предметы, не теряя своей
конкретности, становятся знаками других предметов и явлений и
способны их символически заменять.
Исследователи выделяют и такую особенность, как генетизм
мифа - ситуацию, когда возникновение предмета выдается за

71


его сущность. Объяснить мир или какое-либо явление означает
просто рассказать о его происхождении. В мифе явственно
проступает стремление представить в упорядоченном виде то,
что окружает человека как темная бездна, перед лицом которой
может возникнуть лишь одно чувство - страх перед
Неведомым. Фантастически причудливыми сочетаниями
образов и действий мифомышление стремится подчинить себе
бесконечный космос и ограничить просторы Непостижимого.
Как наиболее древняя форма духовной культуры человечества,
мифология отличается синкретизмом, т.е. слитностью и
нерасчлененностью входящих в нее компонентов. Зачатки искусства,
эмпирического опыта, религиозного ритуала, этических
норм, эстетических ориентиров и первофилософии переплавляются
в единую образную мифологическую картину
мира, сочетая реальное и иллюзорное, действительное и желаемое,
естественное и сверхъестественное. Разложение мифологического
сознания ведет к дифференциации познавательных,
этических, эстетических, правовых элементов в самостоятельные
формы общественного сознания, обладающие собственной
спецификой и своеобразием.
Само слово "миф" (от греч.) означает сказание, предание. И
это было такое предание, которое все оживляло, одухотворяло,
всему предписывало человеческий строй мыслей и эмоций. В
точном смысле слова миф - это повествование, совокупность
фантастически изображающих действительность "рассказов",
которые не допускают никакой возможности опыта.
Мифологией называют и саму науку о мифах. Можно насчитать
свыше пятисот определений мифа. Иногда мифом считают
историю, превращенную в сказку, а иногда сказку,
превращенную в историю. Однако в самом широком смысле миф
понимается как фантастический вымысел о богах, духах или
героях, о первопредках, действующих в "начале" времени,
участвующих прямо или косвенно в создании мира или его
элементов, как культурных, так и природных.

72


Несмотря на видимое многообразие мифов, основной перечень
их тематики повторяется. К числу древнейших относятся
мифы о животных и о превращении людей в животных и растения.
Центральную группу мифов составляют так называемые
космогонические мифы о начале и устройстве Вселенной. Особый
интерес представляет, в частности, то, что уже в древнейших
космогонических мифах возникновение Земли объясняется
двояким образом. Во-первых, используется идея творения,
согласно которой мир был создан сверхъестественным существом.
Во-вторых, предлагается идея эволюции, т.е. постепенного
формообразования упорядоченных структур. Согласно
последней, мир возник и оформился из первоначального хаоса,
некоего бесформенного состояния. Вспомним Гесиода: "Прежде
всего во Вселенной хаос зародился...".
Особую группу мифов составляли мифы о происхождении
или введении культурных благ: изобретении ремесел, добывании
и сохранении огня, установлении брачных отношений,
обычаев и обрядов. Их возникновение, как правило, приписывалось
культурным героям, К мифам о культурных героях
примыкали близнечные мифы, в которых образ культурного
героя как бы раздваивался. Речь шла о двух братьях-близнецах,
из которых один добрый, умный, справедливый, а другой
наделен прямо противоположными качествами: он жаден, глуп и
коварен. Один учит полезному и все устраивает, другой все
портит и всему вредит.
Видное место принадлежит так называемым календарным
мифам, воспроизводящим природные циклы. Аграрный миф об
умирающем и воскресающем боге известен в мифологии Древнего
Востока как миф об Осирисе. Он символизирует собой закопанное
в землю и затем проросшее зерно хлебных злаков, а в
более ранней форме, в период первобытного охотничьего хозяйства,
выступает как миф об умершем и воскресшем звере.

Примитивные и краткие мифы ранней стадии мифологического
сознания на пороге классового общества превращаются в развернутые
повествования и связываются в циклы своеобразных и

73


фантастических представлений о действительности. Резкое
разграничение мифологического периода и современного
("сакрального" и "профанного" времени) свойственно практически
всем мифологическим представлениям. Мифологическая
эпоха - эпоха первопредметов и перводействий -
наделяется значением "парадигмы" (от греч. - пример, образец)
и служит эталоном для воспроизведения. Миф не может быть
опровергнут и переиначен. Он принят многими поколениями "до
нас" и на основании этого транслируется и оценивается как
высшая реальность. Примечательно, что эта особенность
суверенного существования мифа отмечена уже в диалогах
Платона. Так, в диалоге "Федр" из слов Сократа следует, что к
мифам нужно относиться индифферентно, оставлять их в
стороне как есть и заниматься вопросами, имеющими отношение
к человеку.
Иногда мифологию называют протофилософией, а метафизику-
второй мифологией. Аристотель даже утверждал,
что человек, любящий или сочиняющий мифы, до некоторой
степени философ, так как мудрость состоит в знании причин, а
мифы дают хоть своеобразное и специфическое, но тем не
менее объяснение причин происходящего. Неоплатоники
пошли дальше, заявив, что в мифах сокрыта истина и мифы
учат истине. Они развивали аллегорическое истолкование
мифов древнегреческой философии, видели в Зевсе всеобщее
первичное начало, которому все повинуется, в Афине -
мудрость, в столкновении гомеровских богов борьбу стихий огня,
воды и других сил природы, а в ссоре Зевса и Геры - борьбу
тепла и холода.
Итак, что же такое миф? Этот вопрос не прост. Отсутствует
единая трактовка этого сложного и своеобразного явления духовной
культуры. Бесспорно, миф - это всемирно-историческое
явление. Бесспорно, мифотворчество выступает важнейшим элементом
культурной истории человечества и первоначально, в первобытном
обществе, представляет собой основной способ понимания мира,
исходную форму духовного освоения мироздания.

74


Бессознательно-художественный арсенал мифотворчества составил
почву и арсенал искусства. Миф понимался как "обобщенное
отражение Действительности... в фантастическом виде тех или
других одушевленных существ" (Маркс). Бесспорно, что в мифах
в поэтической форме под покровом символов и аллегорий
хранятся и зачатки философии, и моральные сентенции, и
научные истины. Но по каким законам он строился, ответом на
какую потребность выступал, столь запутанно и иллюзорно
представляя действительность, оставалось загадкой для многих
этнологов и философов.
Глубокую философию мифа создал итальянский мыслитель
18 в. Джованни Баттиста Вико(1668-1744). В труде "Основа
ния новой науки" он называл миф "божественной поэзией" и
утверждал, что в поэтической мудрости первобытного челове
чества таится, как в семени, бессознательно все то, что впос
ледствии развивается сознательно в философской мудрости.
Вико выделял в качестве отличительных характеристик мифа
его чувственную конкретность, телесность, эмоциональность,
замену сути "эпизодами".
Французский этнолог Л. Леви-Брюль (1857- 1939) настаивал на
дологическом, а не алогическом, отрицающем всякую логику
характере мифологического мышления. В нем, в частности, не
соблюдался закон исключения третьего. Объект мог быть и самим
собой и чем-то иным. Э Кассирер (1874 - 1945), немецкий
философ-идеалист, считал, что специфика мифа состоит в том,
что в нем "конструируется символический мир".
К. Леви-Строс (1908) - французский этнолог и основатель
структурной антропологии, пьггался показать, что мифологическое
мышление способно к обобщениям, классификации и анализу.
Миф, по его мнению, это поле бессознательных логических
операций, логический инструмент разрешения противоречий.
Мифологическая логика, считал он; достигала своих целей
окольными путями. Ее неотъемлемым компонентом были многочисленные
бинарные оппозиции: верх - низ, горячее - холодное,
левое- правое и пр. Более фундаментальное противоречие,

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

75


например, жизнь и смерть, заменялось менее резким - животной
и растительной формами существования. Последние, в
свою очередь, предполагали еще более узкую оппозицию. Так
возникали и громоздились все новые и новые мифологические
системы4.
Крупнейший отечественный специалист по античной мифологии
А.Ф. Лосев (1893-1988) настаивал на нераздельности в мифе
идеального и вещественного, следствием чего явилась специфическая
для мифа стихия чудесного. Изучая философию мифа,
спроецированную на действительность, он резюмировал: "Миф есть
жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность и
телесность". Миф - это "энергийное самоутверждение личности в
выразительных функциях"5.
Миф правомерно рассматривать как предварительное
жизненное условие всякой культуры, потому что посредством
его складываются и оформляются определенные ценностные
ориентиры. Горизонт мифа очерчивает достаточно четкую
линию мироосмысляющих ориентации, которая в
мифологическом сознании принимается безоговорочно и
сообща. Как древнее предание, миф не преследует никакой
иной цели, кроме истолкования устойчивой и неизменной
культовой традиции. В это

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.